День николы чудотворца

Nikolaustag — день Николая Чудотворца

6 декабря в Германии отмечают день Николая Чудотворца (Nikolaustag). Накануне праздника принято вешать носки на камин или ставить на подоконник, за порог начищенную обувь, чтобы Святой Николаус положил туда сладости и игрушки.

Дети верят, что Святой Николаус объезжает город в своих санях и приходит в дома через камин, чтобы положить подарки в приготовленную обувь или носки.

Однако многие немецкие магазины взяли на себя посредническую функцию: тем детям до 12 лет, которые принесут накануне праздника сапожок, получат его 6 декабря уже с подарками. Там будут различные сладости — орехи, яблоки, мандарины и пряники.

В предпраздничные дни во многих булочных Германии можно купить специальную выпечку – Nikolausgebäck. Это небольшие фигурки человечков, выпеченные из дрожжевого теста.

Святой Николай Чудотворец является одним из самых почитаемых святых в христианстве. Он заступался за тех, кто был в немилости у церкви и власти, помогал бедным, был очень щедр к людям. Также Святой Николай считается покровителем мореплавателей, торговцев, священнослужителей и детей.

Со Святым Николаусом связано множество легенд.

  1. Достоверно известно, что у него было достаточно денег, чтобы помогать беднякам и избегать прямой благодарности. Говорят, что Николаус, желая однажды порадовать нищую семью, залез ночью на крышу и бросил через печную трубу пять мешочков с золотом, нечаянно свалившихся в детские ботинки — вымысел, однако именно он положил начало знаменитой традиции вешать на камин носочки и выставлять за окно башмаки в ожидании подарков.

  2. По другой версии Николаус стучится в двери домов, где есть дети, и узнает у них, как они себя вели, потому что подарки полагаются только вежливым и честным малышам. Вместе со святым приходит его злой слуга Рупрехт, страшный, злой дядька, который наказывает капризных и ленивых детей. Злой персонаж был изобретен взрослыми с воспитательной целью в далеком XVII веке, чтобы пугать непослушных ребятишек и призывать их к порядку.

  3. По другому преданию, Николай на протяжении трёх ночей тайком закидывал через окно в комнату, где спали дочери одного бедного человека, по куску золота – на приданое для каждой сестры. Чтобы они могли выйти замуж, и их не надо было отправлять их работать.


2020.07.06

Московский городской суд оставил под домашним арестом до 2 августа лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина в рамках уголовных дел о «о склонении к массовым беспорядкам» и распространении фейков. Об этом сообщает «МБХ медиа».

Facebook Николая Платошкина

Платошкин заявил на заседании, что ему «стыдно за то, что он сказал в интернете». «Они говорят, что я уничтожу материалы дела — я ролик из интернета выкину? Я полностью признаю, что в нем говорил. Что я могу сделать под домашним арестом? Человек, который даже ПДД не нарушал, человека, что ли, убьет без домашнего ареста?» — заявил он.

О возбуждении уголовных дел в отношении Платошкина стало известно 4 июня. Басманный суд отправил его под домашний арест. «Возбуждено уголовное дело в отношении Николая Платошкина по признакам преступлений, предусмотренных частью 1.1 статьи 212 УК РФ (склонение или иное вовлечение лица к совершению массовых беспорядков), а также статье 207.1 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан)», — говорилось в пресс-релизе СК. Подробности дел не приводились.

Платошкин является лидером движения «За новый социализм». Он бывший сотрудник МИДа, работавший в посольстве в Германии. В последние несколько лет участвовал в различных выборах, в частности, пытался стать депутатом Госдумы. У Платошкина есть канал на YouTube почти с 500 тыс. подписчиков. В последнее время он призывал выходить на акции против поправок в Конституцию.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор

Праздники святого Николая Чудотворца (Никола вешний и Никола зимний) 9(22) мая и 6(19) декабря

Праздники святого Николая Чудотворца являются наиболее популярными престольными праздниками русской православной церкви. Согласно Житиям святых, Николай родился в городе Патрах (Малая Азия) в 260 г. н. э. в семье благородных, правоверных и богатых родителей и с младенчества был предопределен к служению богу. «По рождении своем еще в купели крещения он три часа простоял на ногах никем не поддерживаемый, воздавая сим честь пресвятой троице». Дальше в «биографии» Николая говорится: «В нем можно было узнать будущего чудотворца уже по тому, как он приникал к сосцам матери, ибо он питался молоком одной правой груди, знаменуя этим будущее стояние свое одесную (т. е. по правую руку) господа вместе с праведниками». По средам и пятницам, т. е. в постные дни, он вкушал молоко матери только один раз, и то вечером, по совершении родителями обычных молитв. Воспитанный в страхе божьем, Николай по кончине своих родителей роздал полученное наследство нищим. При этом он трижды украдкой подбрасывал по мешку с деньгами одному разорившемуся богачу, решившему поправить свои дела за счет торговли телом своих трех дочерей. И в результате таких благодеяний Николая все три девушки благополучно были выданы замуж за богатых.

Раздав имущество, Николай отправился в Палестину поклониться гробу и животворящему кресту господнему, посетить Иерусалимский храм на горе Голгофе. В пути Николай обнаружил дар чудотворчества. Плывя по морю, он укротил бурю, воскресил убившегося при падении с мачты матроса и сотворил еще ряд чудес.

По возвращении из путешествия Николай поселился в городе Патре, в обители, основанной его дядей епископом, и был посвящен в сан священника. Через некоторое время он стал архиепископом Миры, главного города Ликийской области.

«Жития святых» утверждают, что архиепископ Николай в 325 г. присутствовал на первом вселенском соборе в Никее, где активно участвовал в борьбе с еретиками и даже в пылу спора ударил их главаря Ария по щеке, за что подвергся наказанию.

По возвращении с собора у Николая якобы возобновилась способность, к чудотворству. Во время голода в Ликии он явился во сне одному купцу, плывшему на корабле, груженном хлебом, и уговорил его направиться в Миры, чем спас население этого города от голода.

Умер Николай якобы 6 декабря 343 г. и был после смерти приписан к лику святых, а у его мощей «свершилось великое множество чудес».

Таков вкратце церковный рассказ о житии святого Николая.

Рассказ этот от начала до конца — выдумка. Вот ряд доказательств этого:

В Житиях Николай фигурирует как архиепископ города Миры, Ликийской области. Отсюда он и получил свое церковное имя — Николай Мирликийский. Между тем титул архиепископа появился в христианской церковной иерархии только с конца IV в., т. е. уже после мифической смерти Николая. Ко времени третьего вселенского собора в 431 г., т. е. почти через сто лет после смерти Николая, титула архиепископа были удостоены главы только четырех епархий: Римской, Константинопольской, Антиохийской и Александрийской.

В Житиях рассказывается об участии Николая в первом вселенском соборе. Но в дошедшем до нас списке всех 318 епископов, участников первого вселенского собора, Николая Мирликийского нет. Больше того. В качестве представителя Ликийской церкви в этом списке указано другое лицо.

Действительный участник собора и главный против-ник Ария Афанасий Александрийский написал ряд произведений, посвященных собору и примыкавшим к ним событиям. В них ни словом не упоминается о Николае, который, по уверению церковников, вел такую активную борьбу с ересью Ария. Ничего не говорится о Николае и в других памятниках христианской литературы. Молчит о нем арианский историк Филосторий. «Церковная история» Сократа Схоластика охватывает период с 303 по 439 г., но и она тоже не упоминает о Николае. Молчат о нем Созомен, описавший церковные события с 324 по 439 г., и Феодорит, рассказывающий о христианстве периода 323—428 гг.

Невероятно, чтобы такой известный церковный деятель и великий чудотворец, каким описывают Жития святых Николая, был обойден во всех исторических источниках IV и V вв. Следовательно, нужно предположить, что он просто не существовал.

Откуда же взялось жизнеописание Николая Мирликийского?

В 1721 г. в библиотеке Ватикана было найдено жизнеописание малоизвестного святого Николая епископа Пинарского (Ликия), жившего якобы в VI в. Оказалось, что житие святого Николая Мирликийского дословно списано с Деяний св. Николая епископа Пинарского. Без изменений из Деяний в Житие перешли имена родителей, место рождения, подробности детских и юношеских лет, дядя-епископ — основатель обители, паломничество в Палестину, избрание епископом и многое другое.

Авторы «биографии» мифического Николая Мирликийского, списав ее с биографии Николая Пинарского, не учли изменений исторической обстановки. Поэтому если путешествие Николая Пинарского в Палестину для поклонения христианским святыням вполне правдоподобно, то такое путешествие в конце III в. Николая Мирликийского совершенно бессмысленно, так как достоверно известно, что легенда об обнаруженном гробе и кресте Иисуса Христа в Палестине возникла значительно позже и, следовательно, в III в. об этих святынях никто ничего не знал.

Мы здесь далеко не исчерпали всех доказательств мифичности святого Николая Мирликийского, но и приведенных вполне достаточно, чтобы убедить каждого здравомыслящего человека, что популярный святой Николай Мирликийский, культ которого приносил и приносит церкви колоссальные доходы, не больше чем выдумка предприимчивых церковников.

Как же возник культ святого Николая Чудотворца?

Родиной этого культа является город Миры. В IV — V вв. это был небольшой портовый городок, населенный моряками, рыбаками-купцами и просто любителями легкой наживы — авантюристами и морскими пиратами.

В Мирах, как и на всем побережье Средиземного и Черного морей, был широко распространен культ греко-римских античных богов моря и водной стихии — Посейдона и Нептуна. Они считались богами — покровителями мореплавания, торговли, рыболовства и земледелия. Жители приморских городов и селений приписывали им успехи и неудачи в делах, молились им о помощи и заступничестве. Им посвящали храмы, приносили жертвы, о них слагали сказания. Миры были одним из опорных пунктов этого культа богов моря.

С христианизацией населения Мир и прилегающих к нему местностей в V в. языческий бог Посейдон постепенно превратился в местного христианского святого Николая Чудотворца, который унаследовал все функции своего предшественника, стал покровителем мореплавания, торговли и земледелия. Взамен разрушенного языческого храма был построен христианский, уже в честь святого Николая. Местное духовенство «обрело» его мощи и сочинило житие.

Первоначально Николай считался лишь местным покровителем. Но с ростом торговых связей города, его экономического значения культ местного святого-покровителя постепенно начал распространяться и на другие области. Сначала этот культ стал областным, а затем и общегосударственным. Торговые связи Мир способствовали проникновению культа святого Николая в другие города и страны.

Таким же путем культ святого Николая проник и на Русь, прежде всего в города, расположенные на международном торговом пути «из варяг в греки».

В Киеве в 882 г., т. е. за сто лет до официального крещения Руси, существовала уже церковь святого Николая, а в XI в. был основан монастырь его имени.

В Новгороде в XII в. на главной площади был построен Николо-Дворищенский собор.

Среди помещичье-феодальной знати Николай Чудо-творец прослыл покровителем воинов на поле брани, грозным защитником против врагов внешних и внутренних, одним словом, святой Николай превратился в Ни колу Воителя. Под опеку святого Николая попали, конечно, и купцы.

Среди основного населения страны — трудящихся крестьян духовенство распространяло совершенно иной по характеру культ того же самого святого. Святой Николай почитался крестьянами как покровитель сельского хозяйства и как лучший заступник за крестьян перед богом.

Народные пословицы гласили: «Нет за мужика поборника супротив Николая», «Святой Николай богом буде, як бог умре». В народе складывались сказания о Николае. В одном из них рассказывалось, как святой Николай однажды помог крестьянину вытащить застрявший в грязи воз. По другому рассказу, Николай спас урожай у крестьянина, совсем уже вымокший по произволу пророка Илии. Духовенство всячески поддерживало в народе популярность святого.

Православная церковь сумела внедрить культ Николая даже среди ряда нехристианских народностей, населявших Россию. Так, святой Николай в дореволюционное время почитался у тунгусов, вогулов, ненцев и особенно у бурят под именем «седого старика» и «батюшки Миколы». Перед иконами Николая у этих народов иногда совершались языческие жертвоприношения, но это не смущало православных пастырей.

Праздники в честь Николая Чудотворца имели очень широкое распространение.

9 мая отмечается общецерковный праздник день перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в г. Бари, или просто Никола вешний.

Интересна история происхождения этого праздника. Как уже было сказано, в VIII в. Миры достигли наивысшего экономического расцвета. Затем в связи с перемещением торговых путей на запад, к новым экономическим центрам, значение Мир начало постепенно падать. В XI в. область Ликия, включая город Миры, была разорена арабами и затем оказалась, под властью турок. Экономическое значение Мир было окончательно подорвано.

Примерно в это же время (XI в.) норманны обосновались в завоеванной у Византии Апулии (Италия)-Стремясь использовать в своих целях религиозное воздействие на местное, в большинстве христианское на-селение, завоеватели организовали в городе Бари новый центр культа популярного святого Николая. Была пущена в ход легенда о том, что якобы по внушению самого святого группа граждан Бари, переодевшись купцами, пробралась в Миры, ночью вывезла оттуда мощи Николая и доставила их в Бари. Вот в честь та-кого «перенесения», а точнее говоря, в честь кражи мощей и установлен этот весенний праздник.

Правда, историческая достоверность этого факта весьма сомнительна. Если бы факт похищения мощей представителями папского Запада у православного Востока действительно имел место, то это несомненно вызвало бы какую-то реакцию со стороны Византии, тем более что между папистами и православными шла непрерывная борьба. Однако в литературных источниках того времени никаких упоминаний об этом факте нет. А летописи Бари описывают торжественную встречу мощей святого очень противоречиво. В одном случае это событие датируется 1086 г., в другом — 1087 г., в третьем— 1088 г. Но, несмотря на все эти, мягко говоря, неувязки в истории перенесения мощей святого Николая в Бари, последние до сих пор демонстрируются там верующим, принося немалые доходы «святым отцам».

Таково происхождение праздника Николы вешнего. В России этот весенний праздник приходился на разгар сева яровых хлебов. К этому дню приурочивался также окончательный перевод скота и лошадей на подножный корм. А так как святой Николай был покровителем лошадей, то в день праздника их выгоняли в поле, где служили специальный молебен. Молитвами православные старались добиться у святого обильных кормов, охраны скота от болезней, защиты от диких зверей.

6 декабря церковь отмечает день смерти святого Николая.

К этому времени все работы на полях, на огороде и в садах уже заканчивались. Отдав большую часть урожая хозяевам земли, крестьянин отправлялся за утешением в церковь к святому Николаю, своему «мужицкому» утешителю, покровителю и заступнику. Люди ставили свечи перед иконой святого, падали перед ним ниц, благодаря за то, что он помог рассчитаться с долгами, и просили о помощи и заступничестве в будущем году.

В николин день богослужение шло не только в церкви. Духовенство служило молебны в домах, извлекая из этого немалый доход.

Святой Николай и в России считался покровителем моряков. Имя святого часто носили суда купцов и промышленников. Однако на этом поприще ему пришлось потесниться. В целом ряде приморских районов России в частности у поморов на севере, покровителем моряков считался другой святой — Фока.

История святого Николая еще раз с достаточной убедительностью свидетельствует, что церкви важно не прославление какого-либо святого или события из его жизни, а определенная религиозная идея, положенная в основу праздника. И она эту идею пропагандирует, приспосабливая ее к определенным социальным условиям и к разным группам населения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

22 мая 2020 года православные люди вспоминают одного из самых любимых святых, отмечают один из самых почитаемых христианских праздников – День Николая Чудотворца: в церковном календаре этот праздник отмечают два раза в году: 22 мая и 19 декабря. Праздник называется Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари и является днем памяти святого Николая Чудотворца. Сегодня, 22 мая, мы отмечаем день Николы весеннего (летнего).

Николай Чудотворец — святой, архиепископ Мир Ликийских и почитался в христианстве, как чудотворец, а на Востоке является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но в основном детей. Этот святой всегда изображается с митрой на голове — это символ его епископства. По преданиям, молитвы Николая не только исцеляли больных, но и воскрешали из мертвых. Даже после его смерти происходили чудеса: верующие обращали к святому Николаю свои молитвы и эти обращения были услышаны.

Николай не разделял людей на христиан или язычников, он помогал каждому, кто просил помощи, кто в ней нуждался, давал надежду, поддерживал в трудный час, направлял на путь истинный.

В день святого Николая Чудотворца нельзя стирать, шить, вязать, и заниматься ремонтом. И хотя считается, что в большие православные праздники нельзя работать, в этот день, наоборот, можно провести дома уборку. Не позволяйте душе лениться! Считается, что в этот день лучше всего отдавать долги, но не одалживаться.

Непременно в этот день стоит оказать помощь нуждающимся, помочь бедным и обездоленным, накормить или приютить бездомное животное. В этот день можно устроить праздничный обед, но ни в коем случае нельзя тосковать и печалиться, предаваться унынию и вытаскивать из памяти потери, ворошить прошлое. Стоит порадовать и малышей, ведь Николай считался покровителем и заступником детей. А еще он бережет семейный очаг.

Считается, что обращение с молитвой к самому почитаемому христианскому святому обязательно поможет и люди верят в это, и просят у Николая Чудотворца помощи в самых разных случаях: если кто-то болеет, если отправился в дорогу/путешествие, если хочет сохранить семью, если пошатнулась вера, если одолевают сомнения, если человек находится в заточении — тюрьме, то просит святого о скорейшем освобождении, если предстоит важная сделка/заключение договоров… Главное, конечно же, верить. Не ругайтесь в этот день и не выясняйте отношения: а лучше начните праздник со светлой молитвы о своих близких, об их здоровье и благополучии.

Православные христиане 22 мая отмечают День святого Николая Чудотворца или праздник Николы Летнего. Редакция телеканала «Санкт-Петербург» рассказывает, чем знаменит святой и как правильно читать молитву, изменяющую судьбу за 40 дней.

Православные христиане 22 мая отмечают День святого Николая Чудотворца или Николы Летнего, как этот праздник называют в народе. Сегодня верующие вспоминают важное событие почти тысячелетней давности — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

Чем знаменит Николай Чудотворец и что отмечают 22 мая

Святитель Николай родился в городе Патары в III веке. Его родители были христианами, поэтому мальчик еще в детстве решил, что станет священнослужителем. Он внимательно изучал тексты Священного Писания, молился, соблюдал пост и проводил много времени в храме.

Видя духовные успехи Николая, его дядя епископ Патарский возвел племянника в сан священника.

Пресвитер славился милосердием, помогал нуждающимся, исцелял болезни и совершал чудеса. Так, во время морского путешествия в Палестину Николай молитвой усмирил бурю и воскресил матроса, который погиб, упав с мачты на палубу.

Спустя годы, святителя Николая избрали архиепископом Мир Ликийских. Он не раз спасал жителей города Мир от плена, заточения и смерти.

Николай Чудотворец умер зимой 342 года, но его мощи остались нетленными и источали миро, приносившее верующим исцеление от болезней.

В 1087 году состоялось Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в город Бари. Дело в том, что у одного священника из Бари было видение: ему явился Николай Чудотворец и повелел перезахоронить святые останки. Перенесение сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных.

Кому покровительствует Николай Чудотворец и о чем просят святого

Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых. Он покровительствует путешественникам и морякам, а также оказывает помощь больным, невинно осужденным и бедным.

Верующие просят его об исцелении недугов, сохранении мира в семье, преодолении трудностей, удачном замужестве и рождении детей.

Традиции праздника и народные приметы

Традиционно в День Николая Чудотворца в храмах проходят Богослужения, верующие читают обращенные к святому молитвы. Чаще всего христиане обращаются к 40-дневной молитве, изменяющей судьбу.

Считается, что если обращаться к Николаю Чудотворцу 40 дней подряд, жизнь может кардинально поменяться. Бедные обретут финансовое благополучие, больные исцелятся, одинокие встретят свою любовь, а безработные получат должность.

Однако, чтобы молиться правильно, важно учитывать некоторые моменты:

— нельзя обращаться к святому во время Богослужений, просить о чуде лучше всего тайно и вне храма;

— необходимо пользоваться только каноническим текстом молитвы, при этом слова нужно читать внимательно, вникая в их смысл;

— следует обращаться к святому на протяжении 40 дней, стоя или на коленях, повернувшись лицом к иконе;

— личные просьбы можно формулировать только после прочтения молитвы.

В праздник Николы Летнего принято избегать тяжелой физической работы, уделять повышенное внимание родным и близким, идти на примирение.

Хозяйки накрывают стол из рыбных блюд и вместе с домочадцами читают святому благодарственную молитву за заступничество.

Согласно народной примете, если 22 мая идет дождь, то лето будет урожайным. А хорошая погода в День Николы Летнего предвещает дальнейшее тепло.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *