День памяти Иоанна Златоуста

26 ноября – день святителя Иоанна Златоуста / фото: varnicy.ru

Сегодня, 26 ноября, православная церковь чтит память великого святого – Иоанна Златоуста, Патриарха Константинопольского. Он является одним из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Кто такой Иоанн Златоуст

Родился будущий святитель в Антиохии примерно в 347 году, в семье военачальника. Отец Иоанна умер вскоре после его рождения, а мать не стала больше выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания.

Рождественский пост 2019 – что можно и запрещено есть: календарь питания по дням

В 367 году Иоанн принял крещение. В 381 году его возвели в сан диакона, а через 5 лет Иоанн был рукоположен в священника и стал проповедовать. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Проповедуя Иоанн обличал привычки, скупость избалованного столичного духовенства и придворных кругов, выступал против публичных полуязыческого веселья, пьянства и разврата, призывая их выделить из богатства хотя бы что-то бедным братьям во Христе.

За это святителя возненавидели люди из числа императорского двора и клира. Они добились его осуждения и ссылки. Дорогой истощенный болезнью Иоанн умер. Он был погребен в Команах. Впоследствии его останки перевезли в Константинополь.

Традиции и запреты на Златоуста

Одна из самых необычных и ярких традиций в День памяти Иоанна Златоуста – готовить пельмени и вареники. Считается, что 26 ноября мороз уже вполне устоявшийся, а значит – тесто не слипнется. Поэтому хозяйки садились за их лепку, сделав большой запас на зиму. Начинки были разными, как мясными, так и овощными. Вечером же всю семью угощали вкусными варениками или пельменями.

Традиции праздника Иоанна Златоуста / brovarnya-rivne.com

В этот день у святителя просят о помощи в учебе, исцелении от дефектов речи, избавлении от переживаний, а также о благополучии в браке.

Иоанну Златоусту принято молиться о наказании для взяточников и мошенников, выведя их на чистую воду. При этом нельзя было проклинать мошенников, чтобы не прогневить Бога.

26 ноября нельзя ругаться, «иначе Бог никогда молитв не услышит».

Приметы и поверья праздника Иоанна Златоуста

В этот день активно следили за погодой. Считалось, что со Златоуста зима утверждалась в своих правах: на улице холод и мороз крепчал, а земля погружается в сон до весны.

Дни памяти: 27 января, 30 января (3 свт.), 14 сентября, 13 ноября
Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».

Святитель Иоанн Златоуст и апостол Павел

Тонны педагогической литературы, научной и популярной. Толстые тома с запутанными определениями, доказанными и недоказанными выводами. С разнородными советами, методиками и принципами. Некоторые из этих книг становятся для родителей настольными, реально помогают справиться с ежедневными трудностями воспитания детей. А многие оказываются заумным нагромождением слов, за которым мы уже не видим собственного ребенка. Воспитание разложено по полочкам, по категориям и подкатегориям, в таблицах и схемах, и все логично и понятно. Неясно только, что же, вернее, кто же вырастет из ребенка после всех этих педагогических трюков? Воспитание, питание едой и питание разными приёмами есть. А образование? Формирование образа? И какого образа? Это мы часто как раз упускаем из виду. Иногда бывает просто необходимо выпить чистой воды. Чтобы вернуть истинный вкус. Чтобы вернуться к своим родным реальным детям из мути информационного потока. Увидеть их самих, вынырнув из собственных ежедневных тревог и забот об их воспитании.

Стоит открыть творения Златоуста на любой странице, и обязательно находится ответ. Что бы ни происходило, все становится намного яснее и проще

Такой чистой водой для меня бывает чтение святителя Иоанна Златоуста. Особенно я люблю его толкования на апостольские послания и Евангелие от Матфея. Почему-то стоит открыть его творения на любой странице, и обязательно находится ответ именно на мое сиюминутное состояние. И что бы ни происходило, стоит прочитать хотя бы один абзац, и все становится намного яснее и проще.

О семье святитель Иоанн Златоуст говорил очень много, особенно в гомилиях (проповедях, которые священник Иоанн, а затем архиепископ Иоанн произносил в Антиохии и Константинополе). О воспитании и образовании он говорил еще больше. Упоминания, отступления на эти темы можно найти практически в любой его проповеди. Но есть в творениях святителя и особые произведения, посвященные именно семье и заботе о детях.

Можно написать небольшую статью, где будет собрано «все об учении Златоуста о семье и детях». Но это будет статья обо всем и ни о чем. Можно почитать брошюрки «Мысли Златоуста о воспитании детей». Но это будут очень важные, глубокие, но выдернутые из контекста фразы. Иногда такие выдергивания могут приводить к полному искажению мысли автора. Чтобы узнать учение святителя Иоанна Златоуста о семье и об образовании детей, придется читать собрание его творений.

Когда я была маленькой, в кабинете моего папы стояли ровными рядами высокие синие тома полного собрания творений святителя Иоанна Златоуста с золотыми буквами на обложке. Несмотря на мое богатое воображение, я не могла себе представить, чтобы обычный «нормальный» человек мог все это читать. Такой том и в руки-то взять – уже некое событие из абстрактного интеллектуально-духовного мира. А еще и читать… Моя подруга как-то взяла (тоже у своего отца) один такой том. И на следующий день вернула книгу в домашнюю библиотеку: очень сложно написано. Лучше почитать что-то более современное. Осилить все 12 томов от корки до корки представляется настолько неподъемным, что и поднимать не хочется.

Каждое слово Священного Писания, каждую притчу святитель прилагает к обыденной жизни семьянина

А ведь на самом деле стоит просто начать. И не с самого начала. Творчество святителя Иоанна Златоуста исследователи разделяют на несколько периодов. И все делят по-разному. Условно – это ранний и зрелый период. Особый интерес для нас, семейных людей, представляет период проповедничества святителя, когда он учит простых мирян, когда говорит об устроении жизни обычного человека. Каждое слово Священного Писания, каждую притчу святитель прилагает к обыденной жизни семьянина.

И обращается он вовсе не к идеальным «византийским» христианам. Общество во времена Златоуста было во многом похоже на современный нам мир. Огромные города, в которых живут язычники, иудеи и христиане, люди множества разных национальностей, свободные и рабы, очень бедные и очень богатые. Традиции римского и эллинского язычества часто примешивались к повседневной жизни людей, всего за одно поколение до этого ставших христианами. Христианство только-только начинало входить в обычаи общества. Блуд и разводы, семейное насилие и безответственность родителей, для которых развлечения и деньги дороже детей и семьи, – вот к каким родителям обращается святитель. Времена и нравы? Вот иллюстрация: в одном из ранних произведений святитель не советует родителям отсылать детей в школы отнюдь не потому, что он против светского образования как такового, а потому, что часто образовательные учреждения были рассадниками «любви к мальчикам». Прошло уже 16 веков с тех пор, но мы сейчас живем не в лучших и не в худших условиях, чем слушатели Златоуста. У них, правда, была возможность, придя в храм, услышать того, кого Церковь прославила как великого вселенского учителя и святителя. Но и мы можем приходить в точно такие же храмы и слушать там слова проповеди. Мы можем услышать и самого Златоуста, читая и перечитывая его творения.

Можно начать с того, что прочитать те проповеди, в которых святитель Иоанн Златоуст рассказывает именно о семье и детях. Их не так чтобы очень много. Да, кстати, моя подруга, для которой тексты Златоуста показались тяжёлыми, через некоторое время снова попробовала почитать творения святителя и теперь уже возвращается к нему постоянно. Потому что всего лишь открыла в другом месте – и вчиталась, и полюбила своеобразный, но очень яркий язык одного из самых выдающихся проповедников «всех времен и народов». Стоит начать читать – и уже будет трудно оторваться, это уже станет потребностью.

В Интернете выложено полное собрание творений Златоуста, поэтому подобное чтение доступно каждому. Но лучше такие книги иметь в «живом» виде. Чтобы отмечать карандашом те места, которые показались важными. Писать на полях свои мысли по поводу прочитанного. И потом можно будет снова возвращаться к этим текстам. А потом книгу возьмут в руки другие домочадцы и смогут обратить внимание на то, что заметил предыдущий читатель.

Сначала расскажу о тех творениях святителя Иоанна Златоуста, в которых семья и воспитание детей являются основной темой. Это:

1. Пять слов Об Анне
De Anna sermones 1-5; PG. 54. Col. 631-676; Русский перевод: Полное Собрание Творений. Т. 4. Кн. 2. С. 776-830

Здесь святитель рассматривает историю пророчицы Анны, матери пророка Самуила. Отношение Анны к ребенку – это образец для каждого отца и для каждой матери. Златоуст подробно рассказывает об этом отношении. Какие два «безмолвные учителя» есть у нас от начала? Кто нам дан «промыслом Божиим» третьим учителем? Что значит посвятить своего ребенка Богу? Как с раннего возраста вводить ребенка в «жизнь небесную»? Святитель ставит эти вопросы и подробно отвечает на них. Рассказывает, как любая мать может стать царским храмом, как Анна соревнуется с патриархом Авраамом и почитает своего маленького сына, как родителям ежедневно заботиться о своих детях.

«Способность рождать имеет начало свое свыше – от Божия промысла, и… для этого ни природа женщины, ни сожитие с мужем и ничто другое, само по себе, недостаточно». (Пять слов об Анне, I, с. 785)

Златоуст начинает эту беседу с того, что говорит о вдовах (об истинных вдовицах), о втором браке и браке вообще. Рассуждает об отношении новой жены к памяти предыдущей. И постепенно переходит к теме воспитания детей, и здесь уже говорит не о вдовах, но о родителях, причем в первую очередь святой обращается к отцу, а не к матери. Называет тех, кто не воспитывает своих детей, детоубийцами, утверждает, что, не воспитывая их, мы разрушаем ни много ни мало как целую вселенную.

Какую власть Бог дал отцу, какими способами усилил ее? Какова мера родительской ответственности за ребенка? Как соотносится почитание родителей и отношение к Богу? Где должны получать «религиозное образование» дети? Мужняя жена? Как могло случится такое, что родной отец предает своего ребенка? Почему многие родители спохватываются о воспитании своих детей лишь тогда, когда за великовозрастным чадом приходят представители закона? Все это, и еще гораздо больше можно узнать из этой беседы.

«Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он – своего собственного сына, а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». (Беседа на слова о вдовице… с. 340)

    Беседа XX из «Бесед на Послание к Ефесянам» – одно из первых четко сформулированных, подробных изложений христианского учения о семье

    Здесь святитель Иоанн Златоуст объясняет пятую главу послания апостола Павла к Ефесянам, в которой говорится о браке. Можно прочитать эту беседу целиком, а потом постепенно перечитывать строку за строкой, в день по абзацу, пытаясь осознать и вместить сказанное святителем. Это одно из самых первых четко сформулированных, подробных изложений христианского учения о семье. И оно осталось основой всего последующего учения нашей Православной Церкви о Церкви малой. Обязательно надо читать эту беседу перед вступлением в брак, во время каждого семейного конфликта, а лучше тогда, когда конфликт только пытается созреть. Читать и на каждую годовщину свадьбы, и тогда этих годовщин будет гораздо больше, чем бывает сейчас в нашем обществе.

    Обязательно надо читать эту беседу перед вступлением в брак, во время каждого семейного конфликта, а лучше тогда, когда конфликт только пытается созреть

    В беседе говорится о единомыслии между супругами как основном условии мира в мире и хорошего воспитания детей. О том, как именно жене повиноваться мужу и что при этом думать, о том, как мужу любить свою жену, какими способами научить ее послушанию. О том, что делать с недостатками жены. О плотском и духовном соединении в браке. Об идеальных отношениях взаимного уважения, терпения, послушания. И снова – о любви и единомыслии в браке. О домашней молитве. Именно здесь святитель утверждает, что дом есть малая Церковь (в греческом тексте именно с большой буквы).

    «Для того Он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет правление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство». (Беседа XX на Послание к Ефесянам)

    На какие еще вопросы отвечает здесь Златоуст? Что означает оставить жену или мужа, чтобы следовать за Христом? Что делать мужу, если его жена развратна и презирает мужа своего? Что делать одному супругу, если другой не исполняет свой долг? Что такое духовный брак? Что значит бояться мужа? Какое значение для супружеских отношений имеют деньги? Какое место в общественной и духовной жизни мужа занимает жена? Как разделять семейное имущество? И даже о словах, и о внутреннем настроении новобрачного христианина.

    «И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее». (Беседа ХХ на Послание к Ефесянам, с.172-173)

    В XXI беседе святитель говорит о том, что является основной причиной непослушания детей, как сделать ребенка христианином и кто обязан этим заниматься

    Эта беседа – продолжение двадцатой беседы, но уже собственно о воспитании детей. Начинается разговор снова с темы супружества: если муж и жена будут верны изложенному в предыдущей беседе, то и дети их будут подчинены Божественному закону. Святитель коротко говорит об обязанностях детей по отношению к родителям и подробно – о родительском долге. Рассказывает, что является основной причиной непослушания детей родителям, как сделать ребенка христианином и кто обязан этим заниматься. Что значит поручить ребенка Богу? Кто должен воспитывать детей в наказании и учении Господнем? Что значит такое воспитание на практике?

    Говорит он и об особенностях системы ценностей истинно христианского образования, о соотношении этого истинного образования с внешним, светским. И о том, что истинное образование способствует карьерному росту, а блестящее светское обучение без истинного образования порождает крайнюю нужду уже в земной жизни. О том, что путь в Царство Небесное для мужа и отца связан с «образованием и упорядочиванием» жены и детей. И еще о том, поможет ли Бог родителям образовать детей в том случае, если мы молимся, но сами не трудимся над их воспитанием. Или если трудимся, но к Нему не обращаемся.

    «Ежели тот, у кого дети необузданны, недостоин епископства, то тем более он недостоин царства небесного». (Беседа XXI на Послание к Ефесянам, с. 190)

    5. Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей»
    Περ κενοδοξίας κα ὅπως δεῖ τοὺς ϒονέας ἀνατρέφειν τὰ τέκνα; De inani gloria et de educandis liberis; CPG, N 4455; SC. 188; Русский перевод: Антология педагогической мысли христианского средневековья, 1994.

    Это текст не настолько доступен, как предыдущие, и имеет почти детективную историю публикации. Но от этого он не менее интересен, особенно для родителей. Недоступен он потому, что его просто нет в русскоязычном полном собрании творений святителя Иоанна Златоуста, которое было издано в Российской Империи в конце XIX века, и с которого делались все переиздания в постсоветской России. Дело в том, что перевод более-менее полного собрания творений Златоуста на русский язык был подготовлен только к концу XIX века трудами преподавателей и студентов Санкт-Петербургской духовной академии. До этого у нас были отдельные произведения или сборники, составленные из разных текстов. Этот перевод, которым мы пользуемся по сей день, был сделан по «Греческой Патрологии» аббата Миня (на тот момент это было самое полное собрание текстов). И вот этот самый трактат «О воспитании детей» аббат Минь не включил в свою Патологию ни в раздел подлинных, ни в раздел спорных творений святителя. И потому это трактата нет и в русском собрании.

    Сегодня этот текст считается подлинным произведением Златоуста и используется как одно из основных творений святителя о воспитании детей. Трактат переведен на новогреческий в издании Греческих Отцов Церкви (Έλληνες Πατέρες της Εκκλησίας. Τ. 30), используется греческими православными священниками для описания педагогического учения Златоуста. В 1990 году появился и перевод этого трактата на русский язык, его можно скачать в Интернете и почитать в библиотеках. Давайте посмотрим, чем может этот трактат помочь нам, родителям, в воспитании наших детей. Ведь в любом случае этот текст посвящен именно христианской заботе о ребенке.

    В трактате можно найти и ценностные установки, которыми должны руководствоваться христианские родители, и практические рекомендации для воспитания «гражданина Небес»

    Здесь можно найти и весьма образные ценностные установки, которыми должны руководствоваться христианские родители. А главное – вполне реализуемые практические рекомендации для воспитания «борца для Христа» и «гражданина Небес».

    Вот пример, который меня саму по-настоящему вдохновляет. Во многих проповедях святитель Иоанн Златоуст призывает родителей учить своих детей Священному Писанию. А в этом трактате обстоятельно описано, как практически это можно сделать. Отец во время семейного ужина своими словами пересказывает историю Каина и Авеля. Показано, как подготовить этот пересказ. Мать сидит рядом и вместе с ребенком слушает слова отца, одобряя услышанное. Отец, а позже и мать объясняют значение библейского повествования. Во время следующей трапезы отец спрашивает ребенка, что он запомнил из вчерашней истории – такое повторение пройденного. И отец снова объясняет нравственное значение взаимоотношений библейских братьев. Затем наступает заключительный этап этого домашнего урока, растянутого на несколько дней: отец, взяв ребенка за руку, отводит его в храм в тот день, когда Церковь на службе читает этот самый рассказ. «И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее», – говорит святитель. Такое вот религиозное образование, которое проводится одновременно в малой Церкви и в Церкви великой.

    Также внятно и вполне применимо к жизни семьи XXI века трактат повествует о воспитании целомудрия с самого раннего возраста. Здесь же можно прочитать о том, какие ворота есть в душе ребенка и как охранять эти ворота. О значении скульптора и царя в воспитании детей. О пользе общения подростков с монахами и епископами. Об отношении ребенка к своим младшим братьям как школе управления своими чувствами. О молитве и посте ребенка. И о том, как родители, воспитывая детей, могут создать золотую цепь для потомков. И еще, конечно, о свадьбе.

    «Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремеслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу. Не перестану ублажать вас, просить и умолять о том, чтобы прежде всех ваших дел позаботиться об упорядочивании детей». (Трактат «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей»)

    Есть, конечно, и много других проповедей святителя, в которых Златоуст учит нас жизни в семье, учит родителей «образованию и упорядочиванию» детей. Такие места не всегда просто отыскать, потому что они часто спрятаны внутри какого-нибудь «недетского» текста. Например, в толковании на Евангелие от Матфея святитель рассказывает о смоковнице (Беседа LXXVII). Говорит о кончине века, о любви и милостыне, исполнении воли Божией, о необходимости заботиться о ближних. Эта забота может быть самой разной, в том числе такой: «Каждый из нас имеет овцу, которую и должен водить на добрую пажить. Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами и словами насаждать в своем доме и семействе большее благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства небесного». Вот так, всего одна фраза, но уже – установка. Уже стоит того, чтобы прочитать и подумать…

    Замечу: если брать готовые подборки «о воспитании детей», можно встретить обширные цитаты о том, как надо учителям учить подрастающее поколение. На проверку оказывается, что святитель говорил эти слова отнюдь не педагогам и отнюдь не о детях. Святитель обращается к священникам, которые являются учителями приходящих в храм взрослых людей. Или, скажем, речь идет о катехизации взрослого человека. Так что снова и снова повторю: надо самим читать тексты великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста.

    В заключение следует обязательно упомянуть и те творения святителя Иоанна Златоуста, в которых тема семьи и воспитания детей не является главной, но проходит красной нитью сквозь многие проповеди:

    6. Восемь слов на книгу Бытия
    Творения. Т. 4. Кн. 2. C. 726-775.

    Особенно: Слово IV о происхождении власти мужа над женой, о власти родителей над детьми, слово V о жене, имеющей неверного мужа. В конце двух последних бесед есть размышления святителя о семейных ужинах.

    7. Беседы на святого евангелиста Матфея
    Творения. Т. 7. Кн. 1. С. 5-471; Кн. 2. С. 475-891.

    Почти в каждой беседе можно узнать о семейной жизни и воспитании детей. Беседа XI о духовном образовании в семье, беседа LX об обуздании детей, беседы XVII и LXII о любви в браке и том, что развод – беззаконие и приравнен к прелюбодеянию.

    8. Беседы на святого апостола и евангелиста Иоанна
    Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 5-463; Кн. 2. С. 467-604.

    9. Толкование на Послание к Римлянам
    Творения. Т. 9. Кн. 2. C. 488-859.

    10. Беседы на Первое и Второе Послания к Коринфянам
    Творения. Т. 10. Кн. 1. C. 5-455; Кн. 2. С. 459-728.

    Особенно: Беседа XIX об уклонении от супружеского сожительства, о любви, единодушии супругов и страшных последствиях супружеских раздоров. Святитель четко и иногда неожиданно говорит о реальных причинах разрушения христианских семей. Беседа XXVI о покорности жены и ее подчиненности мужу, о беззаконии и безумии мужа, поднимающего руку на свою жену.

    11. Толкование на псалмы
    Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 5-412; Кн. 2. С. 419-574.

    Например, на псалом 41. О том, как сделать свой дом Церковью и об общесемейной молитве, или на псалом 43, где родители учат своих детей Писанию.

    12. Беседы на Послание к Титу
    Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 837-883.

    Особенно: Беседа II и IV о том, что именно значит быть целомудренным, о любви и иерархии в отношениях мужа и жены.

    13. Беседы на Послание к Колоссянам
    Творения. Т. 11. Кн. 1. С. 356-469.

    Особенно: Беседа VII о болезни и смерти ребенка, беседа X о любви и повиновении в браке, о том, когда надо уступать своим детям, о красоте жены. Беседа XII – настоящий гимн браку, говорит о сожительстве супругов, о зачатии, рождении и воспитании детей, о свадьбе.

    14. Беседы на Деяния апостолов
    Творения. Т. 9. Кн. 1. С. 5-478.

    15. Беседы на Первое и Второе Послания к Тимофею
    Творения. Т. 11. Кн. 2. С. 618-836.

    Особенно: Беседа IX, в которой говорится о пути спасения женщины, о воспитании воздержания.

    Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь.

    Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407), архиепископ Константинопольский, святитель Об одноимённых грузинских святых см. Иоанн Окропири

    Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября из-за совпадения с праздником Воздвижения и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

    Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание.

    После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

    Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

    Служение в Антиохии

    В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

    В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

    На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

    Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

    Свт. Иоанн Златоуст

    На Цареградской кафедре и в ссылке

    Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.

    Он начал с главного — с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.

    Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора в Крыму.

    Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый «собор при Дубе» из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.

    Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

    Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.

    Мощи

    Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь

    Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь

    Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!» Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

    В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

    В 1204 году большая часть святых мощей Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим. Там они хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху Варфоломею, после чего святыня была положена в Константинопольском Георгиевском соборе в Фанаре. Части мощей святителя также хранятся на Святой Горе Афон: десница в монастыре Филофей, а реликварий с честной главой — в монастыре Ватопед.

    Молитвы

    Тропарь, глас 8

    Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа;/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,/ моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

    Кондак, глас 6

    От небес приял еси Божественную благодать, / и твоими устнами вся учиши / покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте всеблаженне, преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, яко божественная являя.

    Кондак на перенесение мощей, глас 1

    Возвеселися таинственно честная Церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющим тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.

    Труды

    Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

    Златоуст как экзегет

    Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

    Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

    Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

    Судьба творений

    Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718-1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

    Публикации творений

    Аудиокниги

    • Избранные творения свт. Иоанна Златоуста

    Литература

    Русская библиография

    Западноевропейская библиография

    Использованные материалы

    • Тексты в портале Православие.ru:
      • — Ольга Глаголева, «Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский».
      • — о перенесении честных мощей святителя.
    • Более обширные жития святителя:
      • — свт. Димитрия Ростовского.
      • — А. Лопухина.
    • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
    • Статья из «Библиологического словаря» священника Александра Меня:
    • Личный сайт посвященный святителю:
      • — по-английски
    • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, с. 42.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *