День святого марка в Италии

День Святого Марка

Для тех, кто живет в Венеции, 25 апреля — это День святого Марко, покровителя Венеции, чьи останки долгое время находились в исламской земле, в Александрии (Египет). Со множеством фантастических приключений они были перевезены в Венецию в 828 году двумя легендарными итальянскими купцами: Буоно из Маламокко (Buono da Malamocco, «Хороший» из Маламокко) и Рустико из Торчелло (Rustico da Torcello, «Селянин» из Торчелло).
Легенда гласит, что для похищения святых останков двое хитрых купцов спрятали ценный груз под кучу свинины, которая без особых проблем миновала таможенный осмотр из-за известного отвращения мусульман к этому мясу.
Почему именно в Венеции теперь находятся останки святого Марко, именно здесь его эмблема в форме крылатого льва, вооруженного шпагой против врагов и книгой на время мира? Потому что в течение жизни святой обратил венецианцев в христианство и стал их покровителем и заступником.
Во времена Венецианской республики (Serenissima) праздновались не только 25 апреля (день смерти святого), но и 31 января (когда тело было перевезено в Венецию), и 25 июня (день, когда в 1094 году были вновь обнаружены останки святого в базилике).
Интересный обычай сопутствует дню покровителя Венеции: жители дарят бутон алой розы своим возлюбленным. О происхождении этой традиции существуют две легенды.
Одна гласит, что обычай дарить розы обязан своим началом любви между знатной дамой Марией Партечипацио (Maria Partecipazio) и трубадуром Танкреди (Tancredi). Для того, чтобы преодолеть существующий между возлюбленными социальный разрыв, трубадур решил пойти на войну и прославиться. Он был выдающимся воином, бился без устали и страха, получил орден Карла Великого, но после этого его смертельно ранили, он пал смертью храбрых среди плантации роз, которые от его крови окрасились в алый цвет. Перед смертью бравый воин успел подозвать рыцаря Орландо, оставшегося в живых и попросил его отвезти бутон алой розы своей возлюбленной Марии. Орландо выполнил обещание и привез бутон, причем его приезд совпал с днем святого Марко.
Именно поэтому по сей день влюбленные дарят друг другу бутон алой розы как знак любви, которая превзойдет все преграды.
Согласно второй легенде, традиция этого дара восходит к плантации роз, которая была подарена моряку Базилио Джудекке (Basilio Giudecca) за большой вклад в переправу останков святого на родину, разрослась она неподалеку от могилы Евангелиста.
После смерти Базилио два его сына никак не могли поделить наследство. Говорят, с этим даже было связано убийство… В общем, розы с этого момента перестали цвести.
Но спустя много-много лет 25 апреля родилась прекрасная и нежная любовь с первого взгляда между девушкой из одной ветви семьи и молодым человеком из другой. Они влюбились, глядя друг на друга через плантацию роз, которая разделяла владения их враждующих семей.
И тогда розы зацвели, появились прекрасные алые бутоны, а молодой человек сорвал один и подарил девушке. В память об этой истории со счастливым концом, которая не только повествует о взаимной любви, но и восцарении мира в большой семье, итальянцы до сих пор дарят своим возлюбленным бутоны алых роз.
Интересно и то, что в последнее время розы дарят не только возлюбленным, но и мамам.

>25 апреля день Святого Марка в Венеции

Бутон алой розы в день Святого Марка — традиции и легенды

Святой Марк Евангелист обратил население Венецианской Республики в христианство. Мощи святого покоились долгое время в Египте, пока в 828 году н.э. они не были похищены и перевезены в Венецию купцами Буоно из Маламокко и Рустико с острова Торчелло. По легенде, они укрыли мощи святого кусками свинины и, таким образом, им удалось провезти их через границу, чтобы потом с почестями поместить их в Базилике Св. Марка.
Также 25 апреля молодые люди дарят своим возлюбленным бутон алой розы, в память о легенде, повествующей о любви простого трубадура и девушки из аристократической семьи, родители которой не одобряли мезальянс, поэтому юноша отправился на войну, чтобы в бою добиться славы и богатства, однако он погиб в битве на поле, где цвели алые розы. Перед смертью он сорвал бутон и попросил своего друга отвезти его своей возлюбленной. Друг выполнил просьбу погибшего и привез алый бутон именно в день Святого Марка.

Но существует и вторая легенда, со счастливым концом, которая говорит о том, что традиция этого дара восходит к плантации роз, которая была подарена моряку Базилио Джудекка (Basilio Giudecca) за большой вклад в переправу останков святого на родину, разрослась она неподалеку от могилы Евангелиста. После смерти Базилио два его сына никак не могли поделить наследство, в семье случился грандиозный разлад и розы с этого момента перестали цвести.
Но, спустя много-много лет, 25 апреля родилась прекрасная и нежная любовь с первого взгляда между девушкой из одной ветви семьи и молодым человеком из другой. Они влюбились, глядя друг на друга через плантацию роз, которая разделяла владения их враждующих семей. И тогда розы зацвели, появились прекрасные алые бутоны, а молодой человек сорвал один и подарил девушке. В память об этой истории со счастливым концом, которая не только повествует о взаимной любви, но и воцарении мира в большой семье, итальянцы до сих пор дарят своим возлюбленным бутоны алых роз.

ДЕНЬ СВЯТОГО МАРКА В ВЕНЕЦИИ

День Святого Марка или Фестиваль цветущей розы — ежегодный праздник городского масштаба в Венеции, жители которой в этот день чествуют святого покровителя города: одного из учеников Иисуса Христа, который считается автором «Евангелия от Марка».

Мощи Святого Марка были перевезены в Венецию в 828 году н. э, что стало привлекать в город паломников из стран Европы. Праздник Festa di San Marco отмечается ежегодно 25 апреля всеми жителями города. Венеция в день Сан-Марко преображается: государственные учреждения и многие предприятия не работают, у большинства жителей — выходной. Символом праздника стал бутон розы: его можно увидеть в этот день где угодно, как украшение на одежде и в прическах у женщин. Повсюду проходят праздничные концерты и карнавальные шествия, работают ярмарки народных промыслов, в церквях служат мессы в честь Святого Марка.

Одна из главных традиций праздника — гонки на гондолах Regata di Traghetti, участвующие в которых гондольеры борются за победу прямо с пассажирами на борту.

Марк (евангелист)

Марк, апостол и евангелист


Евангелист Марк
(миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)

Родился

I век
Кирена, Крит и Киренаика, Римская империя

Умер

25 апреля (23 апреля) 68
Александрия, Египет, Римская империя

Почитается

во всех христианских церквях

В лике

апостолов

Главная святыня

мощи в базилике Сан Марко (Венеция)

День памяти

в православной церкви: 25 апреля (8 мая) 4 (17) января
в католической церкви: 25 апреля и 31 января (в Венеции день перенесения мощей)
в протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля

Атрибуты

лев

Труды

Евангелие от Марка, Литургия апостола Марка

Подвижничество

апостольская проповедь

Медиафайлы на Викискладе

Марк (ивр. ‏מרקוס‏‎, греч. Μάρκος) — один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Ещё юношей примкнул к общине учеников Иисуса Христа, так как его мать Мария была одной из последовательниц Христа, и в доме её семьи собирались верующие в Него (Деян. 12:12). На некоторых образах символом святого Марка является крылатый лев.

Жизнеописание

Родился в Кирене, племянник (согласно другим переводам — двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол. 4:10). По другой версии, Евангелист Марк родился в Иерусалиме.

Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой» (1 Петра. 5:13). Упомянут и в Посланиях апостола Павла (Кол. 4:10, Флм. 1:23). По преданию, в ночь взятия Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51—52).

Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, Марк укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников — епископа Ананию, которому он исцелил больную руку, и трёх пресвитеров. Вскоре язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 68 года (по другой версии — 63 года).

Евангелие от Марка

Основная статья: Евангелие от Марка

Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.

По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».

Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).

Собор Святого Марка в Венеции

Собор Святого Марка в Венеции Основная статья: Собор Святого Марка

Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаики пресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста — крылатый лев.

Похищение мощей апостола Марка из Александрии
(мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)

Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.

Дни памяти, почитание и покровительство

  • В православной церкви: 25 апреля (8 мая), 4 (17) января, в дни Собора Апостолов от семидесяти: 27 сентября (10 октября) и 30 октября (12 ноября).
  • В католической церкви: 25 апреля.
    • 31 января в Венеции (день перенесения мощей)
  • В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.

В традиции Коптской церкви именуется «Боговидцем» (Theorimos).

Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.

Примечания

  1. 1 2 St. Mark The Apostle. CopticChurch.net. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  2. Bible Simphony.
  3. Иоанн Кассиан Римлянин, св. Устав иноческого общежития или порядки общежительных монастырей
  4. Свенцицкая И. Тайные писания первых христиан
  5. Мария Да Вилла Урбани. Собор Сан Марко. — Венеция, 2006. — С. 11. — ISBN 88-7666-590-0.
  6. St. Mark the Evangelist. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  7. Мария Да Вилла Урбани. Собор Сан Марко. Венеция, 2006. ISBN 88-7666-590-0. С. 16
  8. Tadrous Y. Malaty. Introduction to the Coptic Orthodox Church. OrthodoxEbooks, 1987. (недоступная ссылка)

Литература

Апостол Марк:

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Лопухин А. П. Иоанн, в Библии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Венеция. Собор Святого Марка.
Когда входишь под своды этого здания, точной копии собора Двенадцати Апостолов в Константинополе, захватывает дух от красоты. Это самый настоящий храм периода расцвета Византийской культуры. Вот уж поистине, «небо на земле», как отзывались о греческих храмах паломники со всего мира.
Продуманная подсветка наполняет храм золотым свечением.
Несколько слов о соборе. Мы знаем, что большинство мощей чтимых святых Запад получил нечестным путем, их попросту выкрали с Востока. Так случилось со святыми мощами, о которых мы говорили и будем говорить в этом проекте: мощами св. Николая Чудотворца, мощами св. Ап. Андрея Первозванного, св. Ап. Матфея… Но история с мощами св. Апостола и Евангелиста Марка – счастливое исключение из этого грустного ряда святотатств (слово святотатство, кстати, дословно переводится как похищение святыни). Эти мощи венецианские купцы Буоно и Рустико привезли из Александрии в 828 году. Сегодня это арабское государство. В начале 9-го века волны арабской миграции захлестнули эти регионы. Христианство было уничтожено, храмы разрушены или превращены в мечети. Зная о том, что творится в Египте, венецианские купцы и отправляются в Александрию в надежде спасти от поругания и гибели мощи просветителя Египта св. Ап. Марка.
Мощи удалось забрать. При таможенном досмотре венецианцам пришлось прибегнуть к хитрости. Они положили мощи Ап. Марка в корзину и завалили свиными тушами. Мусульмане брезгуют даже прикасаться к свинине, так что этот груз не стали досматривать тщательно. Мощи были спасены.
Их принесение в Венецию стало национальным праздником. Тут же началось строительство храма, который был закончен в 832 году. Пожар 976 года не пощадил базилику. Ее отреставрировали, но потом разобрали. В 1063 году началось возвещение этого великолепного византийского храма. Строительство продолжалось 30 лет.

Собор Святого Марка – архитектурная жемчужина Венеции и Италии, уникальное творение, признанное во всем мире классикой византийского церковного зодчества. Он поражает величественностью, уникальностью архитектуры, искусностью декора фасадов, роскошью внутреннего оформления и захватывающей многовековой историей.

История собора Святого Марка

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле Дворца дожей возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Роскошь внутреннего убранства

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

  • Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
  • Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
  • Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
  • Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.

Сюжеты мозаик соборного интерьера

Мозаики собора продолжают мозаичные повествования нартекса, связанные с ожиданием явления мессии. Они иллюстрируют прижизненные деяния Иисуса Христа, жития Пресвятой Богородицы и евангелиста Марка:

  • С купола на центральном нефе (вытянутом помещении собора) смотрит Богородица в окружении пророков. Теме исполнения пророчеств посвящены 10 настенных мозаичных картин и 4 сюжета над иконостасом, выполненные по эскизам знаменитого Тинторетто в XIV столетии.
  • Мозаики поперечного нефа (трансепта), повествующие о событиях, описанных в Новом Завете и благодеяниях Иисуса, стали украшением стены и сводов.
  • На живописных полотнах арок над центральным куполом показаны картины мучений, испытавших Христом, от распятия до Воскресения. По центру купола перед прихожанами предстает картина Вознесения Спасителя на небо.
  • В ризнице украшением верха стен и сводов стал ряд мозаик XVI столетия, выполненных по эскизам Тициана.
  • Произведением искусства выглядит пол из разноцветных мраморных плиток, сложенных в геометрических и растительных рисунках, изображающих обитателей земной фауны.

Золотой алтарь

Бесценной реликвией собора Святого Марка и Венеции считается «золотой алтарь» – Pala D`Oro, создававшийся около 500 лет. Высота уникального культового творения – более 2,5 метра, а длина – примерно 3,5 метра. Алтарь приковывает внимание 80 иконами в золотом обрамлении, декорированных множеством драгоценных камней. Он потрясает воображение 250 эмалевыми миниатюрами, созданными с помощью уникальной техники.

Центр алтаря отведен Пантократору – небесному царю, восседающему на троне. С боков он окружен круглыми медальонами с ликами апостолов-евангелистов. Над его головой размещены медальоны с архангелами и херувимами. На верхних рядах иконостаса представлены иконы с евангельскими сюжетами, с икон на нижних рядах смотрят праотцы, великомученики и пророки. По бокам алтаря вертикально следуют изображения жизнеописаний святого Марка. К сокровищам алтаря открыт свободный доступ, что дает возможность рассмотреть все детали и насладиться божественной красотой.

Колокольня Святого Марка

Вблизи собора Святого Марка возвышается Кампанила – соборная колокольня в виде квадратной башни. Ее завершает звонница, увенчанная шпилем, на котором установлена медная фигура Архангела Михаила. Общая высота колокольни достигает 99 метров. Жители Венеции любя называют колокольню Святого Марка «хозяйкой дома». На протяжении своей длительной истории, уходящей в 12 век, она успела послужить сторожевой башней, маяком, обсерваторией, звонницей и великолепной обзорной площадкой.

Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, после чего уцелели лишь угловая часть и балкон 16 столетия с мраморным и бронзовым декором. Властями города было принято решение восстановить Кампанилу в первозданном облике. Обновленную колокольню открыли в 1912 году с 5 колоколами, один из которых сохранился оригинальный, а четыре были подарены Папой Пием Х. С колокольни открывается изумительная панорама Венеции с близлежащими островками.

Интересные факты про собор Святого Марка

  • На масштабное сооружение церкви Сан-Марко пошло около сотни тысяч бревен из лиственницы, становившейся от влияния воды только прочнее.
  • Мозаичными изображениями на золотом фоне покрыто более 8000 кв. м сводов, стен и купола храма.
  • «Золотой алтарь» украшен 1300 жемчужинами, 300 изумрудами, 300 сапфирами, 400 гранатами, 90 аметистами, 50 рубинами , 4 топазами и 2 камеями. Под ним в раке лежат мощи Святого Марка.
  • Эмалевые медальоны и миниатюры, украсившие алтарь, отобраны крестоносцами в константинопольском монастыре Пантократор при четвертом походе и подарены храму.
  • Сокровищница собора экспонирует собрание христианских реликвий, подарки от римских пап и около 300 предметов, добытых венецианцами при разгроме Константинополя в начале XIII столетия.
  • Квадрига бронзовых коней, отлитых в IV веке до нашей эры греческими скульпторами, сберегается в сокровищнице базилики. Наверху фасада предстает их искусная копия.
  • Частью базилики является капелла святого Исидора, чтимого венецианцами. В ней под алтарем покоятся останки праведника.

Где находится собор, время работы

Кафедральный собор Святого Марка возвышается на площади Сан-Марко в центре Венеции.

Часы работы:

  • Собор – ноябрь-март с 9:30 до 17:00, апрель-октябрь с 9:45 до 17:00. Посещение – бесплатное. Осмотр проходит не более 10 минут.
  • «Золотой алтарь» открыт для посещений: ноябрь-март с 9:45 до 16:00, апрель-октябрь с 9:45 до 17:00. Цена билетов – 2 евро.
  • Сокровищница храма работает: ноябрь-март с 9:45 до 16:45, апрель-октябрь с 9:45 до 16:00. Билеты стоят 3 евро.

Рекомендуем посмотреть на собор Святого Петра.

В воскресные и праздничные дни собор открыт для туристов с 14:00 до 16:00.

Поклониться мощам святого Марка, увидеть фрески XIII столетия, реликвии из константинопольских храмов, ставших трофеями походов крестоносцев, идут нескончаемые потоки верующих и туристов.

masterok

Всю красоту и уникальность кафедрального собора можно описать фразой знаменитого английского искусствоведа Джона Рёскина (John Ruskin), который в 1851 году сказал примерно следующее: “Вы можете простоять у собора Святого Марка целый день, внимательно наблюдая за реакцией проходящих мимо людей, и за всё это время вы не увидите ни одного кто бы не поднял на него свои глаза. Солдат и горожанин, палач и поэт, богатый и бедный – никто из них не сможет пройти мимо и остаться равнодушным!”. Сегодня спустя столько лет ничего не изменилось. Люди из всех концов света не перестают любоваться красотой строения, с восхищением осматривая собор.
Кликабельно 2200 рх
История создания собора напоминает приключенческий роман. Базилика с самого начала была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 годы были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико из Александрии в Венецию. Находясь в Александрии, купцы узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны. Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ — крылатого льва.

Кликабельно 2200 рх
Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен. При этом, по мнению многих исследователей, речь идет именно о реставрации, а не о новой постройке. Строительство современного здания началось в 1063 году при правлении дожа Доменико Контарини, а в следующем году собор уже был освящен.
В 1071 году церковь была в основном закончена, а в 1094 году — торжественно освящена. Оформление собора продолжалось несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.

За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.
Нигде в мире — ни на Востоке, ни на Западе — нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.
Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).
Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.
Кликабельно 3000 рх
Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая — дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей. Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.

Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом. Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора, ее венчает большой крест, по сторонам от которого расположены 14 статуй — 12 апостолов, а также Дева Мария и святой Марк. В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.

Многие мастера вложили свой труд, умения и талант в строительство и украшение «золотой базилики» (названной так из-за обилия здесь золота). Грандиозное здание построено по образцу несохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе.
Венеция многое переняла от мудрой Византии. Основная конструкция постройки — византийская. Здание увенчано пятью куполами в виде фонариков с позолоченными крестами XIII века. Фасад имеет огромные ниши и полуоткрытые арки. Собор дополняют мраморная облицовка и роскошные порталы, украшенные двумя ярусами колонн, арками со скульптурами и мозаикой над входом.
Свое праздничное убранство собор получил в XII-XIV веках. В начале XIV века здание увенчалось пышным прихотливым карнизом в готическом стиле. Детали декора Сан-Марко относятся к разному времени, и происхождение их различно. По своим художественным достоинствам они заслуживают того, чтобы рассказать о них подробно.

Кликабельно 1600 рх
Часть рельефов была привезена из Византии. Некоторые из них представляют различные ремесла, сцены охоты или рыбной ловли. Очень интересны бронзовые двери входов: две двери по краям представляют собой прекрасные работы Бертуччи, выполненные в 1300 году, о чем свидетельствует подпись мастера и дата прямо на дверях. Средняя дверь переделана из византийской. Богат декор мозаичными украшениями. Первые сделаны в XIII веке. Мозаичные композиции главного портала воспроизводят сцену Страшного суда, другие посвящены истории похищения и прибытия в Венецию тела святого Марка.
Латинские надписи над ними гласят, что святого Марка вносят для того, чтобы он «всегда охранял венецианцев от врагов». Только первые из мозаик сохранились в первоначальном виде, и по ним можно легко представить, как выглядел собор в XIII веке. Другие мозаики расположены над входами в собор: «Похищение тела святого Марка из Александрии», «Прибытие тела святого Марка в Венецию», «Венецианские синьоры встречают тело святого Марка». Авторы этих работ — Пьетро делла Веккья и Себастьяно Ричи. Это только небольшая часть из всего скульптурно-мозаичного декора собора. Здесь все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4000 м
Собор Святого Марка — целый музей истории византийского и венецианского искусства, в котором собраны ценнейшие художественные памятники. Основная идея этого колоссального сооружения — триумф Венецианской республики.
Над центральным входом в собор находится знаменитая квадрига — четверка бронзовых коней, которых еще в IV веке до н. э. отлили мастера с греческого острова Хиос. Сначала квадрига была привезена в Рим, где украшала триумфальную арку. В IV веке н. э. ее отправили в Константинополь, где она была водружена на ворота ипподрома и находилась там несколько столетий.
В 1204 году дож Энрико Дандоло во главе крестоносцев взял Константинополь. В качестве трофея он вывез оттуда коней, снятых с арки византийского императора. Кони сначала стояли на постаменте около Дворца дожей, но в 1797 году по приказу Наполеона, войска которого заняли Венецию, коней отправили в Париж и установили на площади Карусели напротив Лувра, где знаменитая квадрига пробыла восемнадцать лет.
После поражения Наполеона в 1815 году коней вернули в Венецию и водрузили над центральным входом в собор Святого Марка. Во время двух мировых войн квадригу спускали в укрытие. Ныне же бесценный оригинал находится в музее, а его бронзовая копия — на куполе собора Святого Марка.
Через главный вход собора вы попадете в атриум, предназначавшийся сначала для нефритов (непосвященных). Стены облицованы мрамором и мозаикой, на них изображены события из Ветхого Завета. Особенно впечатляет мозаика «Сотворение мира и человека». Отдельные сцены расположены концентрическими кругами. Очень подробно изложена вся история Адама и Евы, а каждый день творения обозначен белым ангелом.
Русский художник Суриков, увидев эту мозаику, был так восхищен ею, что написал: «Я в старой живописи, да и в новейшей не встречал, чтобы с такой психологической истиной была передана легенда».
Многочисленные мозаики покрывают купола и арки собора. Огромные композиции созданы неизвестными мастерами по крупицам, из кусочков стекла и камня.
С искусством мозаики венецианцев познакомили византийские мастера, которые приезжали в Венецию. Мастера из Византии передали секреты мозаичной техники: степень светопроницаемости и светоотражаемости стекла, камня и металла, сочетания золота с красками. В IX-XIV веках складывается венецианская школа мозаичной живописи.
Постепенно мозаики расположились на стенах собора в строгом порядке, начиная с образа Христа и сцен из жизни 12 апостолов и заканчивая образами всех святых и покровителей Венеции.
Самая ранняя мозаика — изображение святого Марка и святого Николая — датируется IX веком. В XII веке выполнены композиции сцен сошествия Святого Духа на апостолов. В XIII веке начинается расцвет искусства мозаики. В это время появилась мозаика «Христос в Гефсиманском саду», в которой сохранился византийский золотой фон, но присутствует венецианское конкретное мировосприятие.
Сохранила византийские черты и мозаика в центре купола (XIII век) под названием «Вознесение Христа». На опорных арках купола — сцены из Нового Завета: детство Христа, чудеса, творимые им, Распятие и Воскресение. Венецианское в этих композициях проявилось в стремлении к красочности и праздничности. Красота мозаик и мрамора стен сочетается с орнаментом пола, который особенно поражает блеском красок после паводка, когда вода поднимается до уровня пола атриума.
Кликабельно 3600 рх
В центре атриума в пол вделана красная плита, у которой тоже своя легенда. Плита указывает место, где 23 июля 1177 года произошла встреча Папы Александра III и германского императора Фридриха Барбароссы. Папа Александр III был врагом императора, который противопоставлял ему другого Папу — Пасхалия III. В 1176 году император, потерпев поражение в битве при Леньяно, оказался вынужденным вступить в переговоры с лигой и Александром III.
Летом 1177 года в Венеции противники заключили мир, а около собора Святого Марка Фридрих I преклонил колени перед папой-победителем. Император сказал при этом, что падает ниц не перед папой, а перед святым Петром, на что папа рассудительно ответил: «И предо мною, и пред Петром».
Кликабельно 3000 рх

Нельзя покинуть атриум, не остановившись перед гробницей Фелиситы Микиель, украшенной великолепным мраморным кружевом. Весь интерьер собора производит неизгладимое впечатление грандиозности и величия: огромные купола, уходящие ввысь своды, мозаики, сверкающие позолотой, богатый рисунок каменного пола.
В середине собора находится алтарная преграда из полихромного мрамора, украшенная колоннами и скульптурами. В алтарной части собора хранится уникальное сокровище — золотой алтарь. Это один из самых богатых алтарей, сохранившихся до наших дней. История его создания насчитывает 400 лет. Алтарь был заказан дожем Орсеоло в 1105 году, переделан для Фалиера, затем в 1209 году украшен эмалями и золотом.
Кликабельно 3000 рх
В верхнюю части алтаря вставлены шесть эмалевых пластин с изображенными на них эпизодами Священной истории — эти эмали были, скорее всего, вывезены во время Крестового похода из монастыря Вседержителя в Константинополе. В нижней части эмали изображают Христа в окружении евангелистов, ангелов, апостолов и пророков, а также там находятся скульптурные фигуры императрицы Ирины и дожа Орделаорфо Фалиер.
Эмали сами по себе являются величайшей ценностью, а украшенные золотом, алмазами, рубинами и жемчугом представляют собой не только произведение искусства, но и ценнейшее сокровище.
В левой части собора находится алтарь Мадонны с иконой «Мадонна, приносящая победу», которую считают покровительницей Венеции. Эта византийская икона принадлежала монастырю Святого Иоанна Богослова в Константинополе, куда она была привезена вместе с другими ценными предметами после Крестового похода. В правом крыле баптистерия — крещальня.
В центре нее — огромная купель, сделанная по рисунку Якопо Сансовино, а рядом — надгробный памятник Андреа Дандоло, одному из самых почитаемых дожей Венеции, другу Петрарки.
Но самое прославленное из изображений, хранящихся здесь, это фигура Саломеи в красных одеждах, с головой Иоанна Крестителя на блюде. Это произведение вдохновило А. Блока на такие строки:
В тени дворцовой галереи
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Все спит — дворцы, каналы, люди;
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.
Вид собора Святого Марка, Дворца дожей и Пьяццетты», Карло Грубач, 1845 г.

Рядом с алтарем расположена капелла Исидора. В ней помещен саркофаг, в котором находятся реликвии этого святого.

Редчайшие богатства, принадлежащие Венеции и собору, издавна хранятся в сокровищнице Сан-Марко. Правда, не все сокровища дошли до нас полностью. Но и то, что сохранилось, представляет интерес. Посетителям покажут мраморную реликвию в виде кресла, выполненную в IV веке, византийские чаши, египетские предметы из горного хрусталя, единственную в своем роде вещь — «грот Богоматери», сделанную в Венеции в XIII веке из разных предметов.
Есть в Сан-Марко музей из трех помещений. В нем хранятся мозаики, фламандские и персидские ковры, собрания мраморных фрагментов IX-XIV веков.

Наборный мраморный пол собора прекрасно сочетается с внутренним и наружным мраморным убранством, он составлен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений, которые также выполнены из мраморных кусочков различного размера и формы.

Вообще, надо отметить, что мрамор в отделке собора появился не сразу, так мраморная облицовка фасада появилась только в XIII веке и связана с трофеями четвертого крестового похода (колонны и капители из константинопольских храмов и дворцов), которые стали источником идеи о придании храму большей пышности. Напомним, что изначальный архитектурный облик определялся канонами романского стиля и был весьма аскетичен.

Собора знаменит своими мозаиками, среди которых «Снятие с креста», «Сошествие Иисуса Христа во ад», «Воскресение Христово» и множество других. Общая площадь мозаичных полотен порядка 4000 кв. метров.

Кликабельно 5000 рх «Моление о чаше»
Одним из наиболее ярких свидетельств того, как архитектура собора впитала в себя различные влияния является квадрига святого Марка. Это многофигурная античная конная статуя IV века до н.э., которая некогда украшала константинопольский ипподром и в 1204 году была вывезена в Венецию. В 1970-е годы в целях сохранности квадрига была заменена копией, в 1982 году оригинал украсил собой музей базилики.
Собор имеет пять куполов — один центральный и четыре над ветвями креста. В свою очередь каждый из куполов также образует центр крестово-купольной группы.

В крипте (место, служащее для погребения мощей святых) собора сохранилась часть элементов, которые исторически относятся еще к первой базилике. В ее центре располагается часовня, украшенная мраморной ажурной плитой византийской работы, именно под ней до 1835 году хранились мощи святого Марка, которые затем были перенесены в главный алтарь.
Кликабельно 1300 рх, Алтарь, Апсида алтаря.

В южной части собора находится баптистерий (помещение, предназначенное для крещения), его стены облицованы мрамором, а своды и люнеты украшает мозаика. Центром баптистерия является каменная купель, которая закрыта бронзовой рельефной крышкой.

Один из ярчайших элементов внутреннего убранства собора — Пала д’Оро (Pala d’Oro — «золотой алтарь» по ит.) — это алтарный образ, расположенный у главного алтаря храма. Он украшен 250 миниатюрами, выполненными в технике перегородчатой эмали, которые вставлены в, украшенную 2000 драгоценных и полудрагоценных камней раму из позолоченного серебра. Сам алтарь помещен в дароносицу из мрамора.
Кликабельно 3000 рх

В помещениях, которые соединяют храм с расположенным неподалеку дворцом дожей, расположена сокровищница, ее собрание состоит из трофеев крестовых походов и подарков римских пап.

Из особенностей собора, напрямую связанных с архитектурой, можно отметить потрясающую акустику, благодаря чему в разные году он привлекал знаменитейших музыкантов и композиторов.

Собор Святого Марка тесно примыкает к Дворцу дожей, с которым соединен внутренним переходом.

Но главный Храм, конечно же находится в Венеции прямо на берегу морской лагуни.
Однако самый главный собор, он конечно в Венеции. Венецианцы создали здание столь поразительной красоты как внутри, так и снаружи (византийские церкви обладали скромной внешностью), что справедливы слова одного из путешественников начала XIX в. Франца Грилльпарцера: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьетея сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв… Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».
Джованни Вивальди, отец Антонио Вивальди был скрипачом собора Сан Марко
Золотой Алтарь вывезен в Венецию из Константинополя

Сокровищница собора расположена в помещениях, соединяющих храм с дворцом дожей. Вход находится в южном трансепте, дверь украшена мозаикой XIII века, созданной в память о пожаре 1231 года и изображает двух ангелов среди языков пламени, держащих уцелевший реликварий с частицей Животворящего Креста. Собрание сокровищницы состоит из многочисленных ларцов для хранения реликвий, потиров и прочей церковной утвари, привезённых с Востока или подаренных римскими папами. Самыми ценными объектами в сокровищнице являются предметы, привезённые венецианцами в качестве добычи после разграбления Константинополя в 1204 году.

В настоящее время в сокровищнице хранится 283 предмета. Это малая часть от прежней коллекции, которая серьёзно пострадала после падения в 1797 году Венецианской республики и разграблении собора, а также после вынужденной продажи в 1815—1819 гг. жемчуга и драгоценных камней с целью получения средств для реставрации собора.

Множество древних реликвий попали в собор после разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году. К ним относятся квадрига на западном фасаде, «золотой алтарь» византийской работы, образ «Мадонна Никопея», а так же часть животворящего креста Господня!

Квадри́га свято́го Ма́рка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.. Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

Базилика играла значимую роль в истории Венецианской республики. По сложившейся традиции глава республики должен был предстать перед горожанами и публично провозглашается дожем из преголы, правой кафедры, специально устроенной для этой цели в соборе. Несмотря на то, что базилика до 1807 года была лишь дворцовой капеллой, в ней проходили крупные официальные церемонии (благословение войска перед войной в том числе перед четвёртым крестовым походом, демонстрация захваченных у врагов знамён). В базилике состоялась покаянная встреча Фридриха Барбароссы с папой Александром III. Собор полностью находился в юрисдикции дожей и имел собственный причт, независимый от местного епископа. В 1807 году по приказу Наполеона в собор Сан Марко из церкви Сан-Пьетро ди Кастело была перенесена кафедра патриарха Венеции (титул принадлежит епископу Венеции с 1451 года) и храм стал кафедральным собором Венеции.

В настоящее время собор является действующим храмом. Будничные богослужения проводятся в капелле святого Исидора. Кроме мощей апостола Марка среди реликвий базилики выделяются главы апостолов Иакова Младшего и Тита , мощи мученика Исидора и образ Богородицы «Никопея», что делает её центром христианского паломничества.

Венеция — самый удивительный и самый знаменитый город в мире — город на воде, располагается в восточной части Северной Италии. Венеция — один из крупнейших в Европе центров международного туризма, город кино- и театральных фестивалей и международных художественных выставок.

Величественные и прекрасные дворцы образуют причудливый и таинственный мир, где отрешенное изящество готики соседствует с пышной роскошью барокко. И почти повсюду слышен плеск воды, которая, омывая цоколи зданий, отражает архитектурные шедевры.

Безбрежное море, необъятное небо да небольшие плоские острова — вот тот минимум природных щедрот, которым одарила судьба Венецию. И так как населения было очень много, а земли очень мало, то предметом роскоши сделалось каждое деревце, которому дали вырасти там, где можно было что-то построить.
Много веков жила Венеция, как сказочно богатый город, и ее жителей нельзя было удивить обилием золота, серебра, драгоценных камней, тканей и иных сокровищ, но сад при дворце воспринимался ими всегда как крайний предел богатства, ибо зелени в городе было ничтожно мало: людям пришлось отказаться от нее в борьбе за жизненное пространство. Наверное именно поэтому венецианцы стали очень’ восприимчивы к красоте и каждый художественный стиль именно у них достиг максимума своих декоративных возможностей. Любовь к красоте, воплощенная в искусстве, сделала Венецию подлинной «Жемчужиной Адриатики».
Венеция находится в 4 км от берега на архипелаге, насчитывающем более сотни островов, расположенных в живой лагуне (воды ее ежедневно очищаются при отливах и приливах); западнее находится мертвая лагуна со стоячей водой, где для людей жизнь невозможна.
В названии «Венеция» сохранилось имя древнего племени вёнетов, или энетов, которые населяли Северную Адриатику во второй половине II тысячелетия до н. э.
Название местности — Венеция — сделалось именем города на воде только в XIII в. н. э.
В области Венеция существовало несколько римских городов: Аквилея, основанная в 181 г. до н. э., Опитергий (современный Одерцо), Тарвизий (современный Тревизо), Альтин (современный Альтино), Патавий (современный Падуя) и др.
В самом центре Венеции расположена его главная площадь — площадь Сан Марко. Это так называемый салон под открытым небом. Глядя на неё, трудно себе представить, что в начале XII века здесь был всего-навсего луг, заросший травой.
В 1782 году на площади Сан Марко был организован бой быков в честь наследников российского престола, посетивших Венецию. На этой площади были Галилео Галилей, Бенитто Мусалини и Адольф Гитлер… . В настоящее время на площади по-прежнему многолюдно. Старинные кафе гостеприимно распахнули свои двери для всех желающих.
Крылатый лев является символом Святого Марка евангелиста, а с XII века и символом Венецианской Республики. Изображение льва может носить несколько значений. Когда он держит лапу на раскрытой книге (Евангеле) — символ носителя мира. Если книга закрыта — лев идёт с войной. Обычно он возвышается рядом с морем, показывая, таким образом, военную силу Венеции. Когда же задние лапы льва находятся в воде, а передние на земле — символизирует Венецию как владычицу моря и суши.
Если мы подсчитаем, то 2 февраля 1999 года исполнилось 500 лет со дня постройки Часовой башни. Специально к этой дате, после двухлетней реставрации, 30 января 1999 года по Большому каналу на гондолах привезли циферблат часов двухметрового диаметра, покрытый синей эмалью. Реставрация была сделана французской часовой фирмой Piaget.
На площади Сан Марко нельзя кормить голубей, можно только специальным кормом, продающимся здесь же. В этот корм добавляют вещество, после принятия которого, голуби не производят потомства. Таким образом, городские власти борются за санитарную чистоту Венеции.
На площади Сан Марко находится знаменитая Базилика, носящая имя святого. Её называют «Золотой жемчужиной». Особенно красива Базилика вечером, когда освещена прожекторами и сливаются в единое целое, золотые звёзды на синем фоне фасада со звёздным небом города, что даёт ощущение нереальной сказочной красоты.
Базилика Сан Марка становится политическим и религиозным центром Венецианской Республики. Здесь короновались Дожи. После смерти их тела приносили сюда, поднимая на носилках 9 раз, в знак большого уважения и последнего салюта. Отсюда уходили в далёкие плавания прославленные венецианские капитаны, отсюда начал своё далёкое плавание Марко Поло, сюда собирался венецианский народ в горе и радости.
Собор Сан Марко сооружен в переплетении различных стилей : романского, византийского, готического, восточного. Венецианские купцы и моряки щедро одаривали её редким мрамором, золотом и различными заморскими подарками. Она несколько раз горела, восстанавливалась и дополнялась. Золотая мозаика на внутренних стенах Базилики ещё раз подчёркивает влияние Востока. Внутри находятся огромные позолоченные иконы, на которых изображена вся жизнь Святого Марка евангелиста.
Внизу на одной из фигур, присмотревшись, можно заметить, что голова нижнего персонажа несколько отличается от остальных. Объяснение очень простое — Доже приказал стереть оригинал и на его месте изобразить свой портрет.

Венеция — город на воде, построенный на 122 островах, связанных 400 мостами: все, что вы о нем слышали или читали — правда. И гондольеры, и каналы вместо улиц в старом городе, и красивые старые здания, и, увы, явно чрезмерное обилие туристов.

Венеция — это настоящий город-памятник, где абсолютно любое здание может претендовать на звание исторического. Поэтому неудивительно, что вся старая часть Венеции и ее лагуна включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристов здесь по-прежнему много, а гондольеры, как встарь, дерут сумасшедшие деньги, но привлекательности города это ничуть не убавляет

В самом городе единственным общественным транспортом выступают «вапоретто», которые ходят по всем каналам и до ближайших островов. Самый живописный маршрут № 1 проходит по Большому каналу и стоит 6,5 EUR (билет действителен 1 час, 16 евро — на 12 часов). Также через Большой канал, в местах, где не проложено мостов, осуществляют переправы своеобразные мини-вапоретты — которые доставляют с одного берега на другой за 0,5 EUR (это очень удобно, так как пути обхода порой могут занять до 15 минут).

Гондолы — исключительно буржуйский, туристический и романтичный способ осмотреть Венецию. Стоимость проезда на них рассчитывается не за человека, а за гондолу, в которую максимум могут поместиться 6 человек (соответственно, чем больше человек, тем дешевле). За 40 минут плавания на гондоле возьмут от 80 EUR (нужно торговаться, а то сдерут не меньше 100 EUR). Вечером — дороже.
Как говорят гиды туристам, чтобы почувствовать себя настоящим местным жителем, вечером нужно пить не вино или пиво, а «шприц» (spritz, от 2-3 EUR за бокал). Причем его можно пить не только в ресторане, но и попросив налить в пластиковые стаканчики с собой (стаканчики имеют крайне приличный вид, в каждому «шприцу» прилагается огромная оливка). «Шприцы» бывают разные: более крепкие, сладкие, горькие и т. д. Однако главным жизненным эликсиром города всегда оставалась престная вода, поэтому каждый год в праздник Вознесения Христова здесь одновременно проводился и специальный пышный ритуал, во время которого венецианские дожи торжественно «обручались» с морем и бросали в его волны золотой перстень.
Кто оставался на ночь, тот рассказывал, что Венеция бурлит до утра. По улицам проходят разряженные компании мальчишников и девичников, пьяные и не очень местные жители и веселые туристы. Все они толпятся на улицах близ баров, потягивая «шприцы» или пиво, периодически перебираясь к соседнему заведению, и общаются.

Венеция дорогой город Италии, даже ОЧЕНЬ дорогой, но туристов там не просто много, а Очень много. Дело дошло до того, что власти города всерьез заговорили о возможном ограничении турпотока. Правда, как именно это планируется сделать, пока неясно.

Апостоле святый Марко, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *