День святой троицы

7 июня Православная церковь отмечает один из самых важных, так называемых Двунадесятых праздников – День Святой Троицы. У этого праздника есть особый смысл, который не повторяется ни в одном другом торжественном дне. Торжества во имя Святой Троицы – это своего рода День рождения Церкви, память того удивительного дня, когда следовавшие за Христом ученики, апостолы получили силу проповедовать, а само их собрание стало первой христианской церковью.

Проповедь на всех языках

Произошло это не случайно, а потому, что именно в тот день на апостолов снизошел Дух Святой, и тем самым совершилось обещанное им Иисусом. Ведь перед тем, как принести свою крестную жертву, Спаситель так сказал своим апостолам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». На сороковой день после воскрешения, прежде чем вознестись на небеса и прощаясь с апостолами, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Утешителем, о котором говорил Иисус, и стал Дух Святой, снизошедший на апостолов на пятидесятый день после воскрешения Христа. Собственно, поэтому праздник носит второе название – Пятидесятница (хотя у него есть и второе происхождение, связанное с таким же названием совпадающего по времени иудейского праздника первого урожая). Согласно Новому Завету, снисхождение Духа Святого на апостолов совершилось в виде языков огня, который освещал, но не обжигал. В пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались в доме на горе Сион, где встречались все предыдущие дни, чтобы вновь и вновь читать Святое писание и возносить молитвы. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Внезапное это событие потрясло многочисленных свидетелей, которые ничего не поняли. Часть из них даже начала насмехаться над апостолами, обвиняя их в пьянстве. В ответ апостол Петр произнес первую в истории Христовой Церкви проповедь. Людям, пораженным тем, что апостолы внезапно заговорили на всех известных окрестных языках, Петр сказал, что это есть дар Духа Святого ради проповеди Евангелия по всему миру.

В этот момент осененные Святым Духом апостолы вместе с Богоматерью вышли из дома на горе Сион, держась за руки – и это было первым явлением новой церкви ошеломленным свидетелям чуда. Потому-то праздник Святой Троицы отмечается не только как день, когда раскрылось таинство единства Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, но и как день рождения всей православной церкви.

«Пятидесятница – это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей – тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть, – говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. – Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Как относиться к народным традициям, связанным с этим днем

День Святой Троицы – не только один из самых важных годовых церковных праздников, но и один из самых красивых. По давней традиции, в этот день православные храмы убраны свежей зеленью, прежде всего свежескошенной травой и березовыми ветвями. Они напоминают, с одной стороны, о дубе из дубравы Мамвра, под которым некогда Святая Троица в виде трех ангелов явилась Аврааму, а с другой, наследует традиции иудейской Пятидесятницы, когда было принято в честь первого урожая украшать дома свежей зеленью. Особые одежды цвета летней зелени надевают и священники.

В праздник Святой Троицы сразу же после Литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа и читаются три особых молитвы – Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и ввергнутых в ад, а на утренней службе в храмах поются два канона Троицы. Во время этих служб и священнослужители, и прихожане впервые после Пасхи становятся на колени и бьют земные поклоны – считается, что от Пасхи и до Троицыного дня этого нельзя делать. «Мы не встаем на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости, – говорит иеромонах Константин (Симон). – Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Пасха – это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живем специальным, особенным способом, мы живем пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях. А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени, снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться».

С наступлением воскресного вечера праздник не заканчивается. Следующий, 51-й день после Пасхи празднуется как день Святого Духа, когда также служится особая служба.

На Руси праздник Святой Троицы и день Святого Духа хронологически совпали с языческими праздниками, посвященными дню сотворения земли. Отсюда ведут свою историю многие традиции, которые с точки зрения церкви не имеют никакого отношения к сути и смыслу праздника.

В частности, в древности считалось, что в «день рождения земли» на ней нельзя работать, что со временем превратилось в суеверный запрет работы на Троицу. В действительности никакого такого запрета нет, тем более что праздник Святой Троицы всегда приходится на выходной день – воскресенье. Но если обстоятельства сложились так, что работа не позволяет верующему прийти в этот день на службу в храм, то стоит выкроить время для молитвы дома или даже на рабочем месте. В церковь же можно прийти и на другой день – в понедельник, в день Святого Духа, или в другие дни, поскольку отдание Троицы происходит только в следующую субботу.

С Духовым днем связано еще несколько суеверий, имеющих силу традиций, никак не связанных с церковными представлениями о смысле праздника. В частности, распространено поверье, что в это время нельзя купаться, причем в любом водоеме – от моря до домашней ванны. Ничего подобного в церковных правилах нет, хотя священники и не рекомендуют отправляться на пляж вместо храма – да сейчас это и невозможно из-за ограничений. То же касается и народного обычая отправляться на Троицу на кладбище, которая ведет историю с языческих обычаев Духова дня. Для того, чтобы помянуть своих усопших, церковь отводит день накануне – Троицкую родительскую субботу, а в воскресенье предписывает быть в храме, а не на погосте. Или, если это невозможно, посмотреть трансляцию службы и помолиться дома.

Из открытых источников

День Святой Троицы — один из главных христианских праздников. Он отмечается на 50-й день после Пасхи, и в 2020 году праздник выпадает на 7 июня.

История и традиции Троицы

Праздник символизирует схождение Святого Духа на апостолов, обещанное Иисусом Христом перед Вознесением. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога, после чего начали прославлять три ипостаси Единого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Праздник вошел в христианский календарь официально лишь в конце четвертого века, когда Церковь приняла догмат о Троице на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году.

В этот день в православных церквях служится одна из наиболее торжественных служб. Церкви и дома украшаются ветвями деревьев, растениями и цветами. Люди обычно идут в храм с цветами. Зеленый — символичный цвет праздника, цвет жизни, духовного возрождения. Священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета.

Перед Троицей принято проводить тщательную уборку, готовить угощения и приглашать гостей. Стол украшали вазой с цветами, а среди блюд должны присутствовать выпеченные изделия, часто это каравай.

Христианские обычаи Троицы впоследствии переплелись со славянскими, вобрав в себя много примет. Считается, что в этот день нельзя думать о плохом, обижаться, а нужно находиться в гармонии с Богом и природой. Также считается, что с Троицей начинается настоящее лето.

В этот день не рекомендуется проводить свадьбы и венчания, а вот сватанье считалось хорошей приметой. Говорили, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Также не разрешается купаться в реках и озерах, так как считалось, что в этот день приходят мифические существа – мавки и русалки. При этом возле воды водили хороводы, а девушки собирали травы, полевые цветочки, а затем плели венки.

В этот день церковь не рекомендует проводить земляные работы. Особенно нельзя рубить деревья или косить траву. По приметам, если пойдет дождь на Троицу, будет хороший урожай.

Праздник Троица в 2020 году совпадает с выходным днем, потому 8 июня объявлен нерабочим днем.

Троица

Иисус Христос открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святой. Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная. Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог.

Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святой исходит от Бога Отца. Иисус Христос через раскрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, – Отец, Сын и Святой Дух, – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви и составляют Собой одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь.

Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе, – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить, понять. Святой Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы: «Видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

Тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, то есть любовью, чем нашим слабым умом.

Посвящен он сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христа, отсюда еще одно название — Пятидесятница. А вот Святой Троицей праздник называют потому, что сошествием в наш мир Святого Духа Господь явил нам, людям, Свое Триединство. Сначала только ученики Христа, апостолы, а потом и все человечество, все мы, узнали великую, труднопостижимую для нашего ума тайну природы Бога. То, что Бог Един в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

В России День Святой Троицы всегда не просто любили, но и считали каким-то родным и радостным. Может, из-за сложившейся традиции украшать в этот праздник храмы: пол на Троицу в церквях устилают свежескошенной травой, между иконами ставят цветы, и даже сами иконы на Троицу одевают в оклады из березовых ветвей. И верующие стоят всю службу праздника Святой Троицы с ветками березы в руках — их готовят накануне и приносят с собой в храм. И священники на Троицу в зеленых одеждах. Все это ликующе-цветущее убранство в церквях неслучайно: ведь в День Святой Троицы мы вспоминаем Евангельское событие сошествия на апостолов Святого Духа. Святой Дух — это Третья Ипостась Единого и Неделимого Бога. Святой Дух называют «Подателем жизни», значит очень символично то, что в церковную строгость Троицын день привносит биение весны и молодого лета.

Тот, кто хоть раз был на богослужении Троицы в храме, на всю жизнь запомнит весеннее буйство зелени, благоухание трав, смешанное с запахом церковного ладана и всеобщую приподнятость настроения. Кстати, цветы, отстоявшие вместе с нами службу Дня Святой Троицы, принято потом, высушив, бережно хранить — до следующего праздника.

К сожалению, в этом году из-за опасности коронавируса, приход в храм на праздничную службу доступен не всем. И хотя в некоторых регионах храмы открыты и для мирян, там, где риск заражения COVID-19 еще велик, верующих призвали смотреть трансляцию богослужения онлайн. Жертва? Да. Но ради здоровья и жизни тех, кто особенно уязвим перед новым вирусом. И разве это не есть проявление истинной христианской любви к ближнему, заповеданной нам Христом? Интересно, но за время карантина многие верующие научились молиться по ходу трансляции богослужения, молиться вместе с богослужением, и считают, что это тоже бесценный опыт. Ну а в тех храмах, где праздничная служба открыта и для мирян, принято решение соблюдать социальную дистанцию и все специальные эпидемиологические меры.

Но вернемся к празднику Троицы: коронавирус рано или поздно врачи с учеными укротят, он стихнет, а вот Святая Троица вечна. Раньше Троицу и чествовали не только во время богослужения — весь день!

Весь День Святой Троицы был ликующим жизнеутверждением Животворящей силы Святого Духа. Сразу после праздничной службы в церкви радость выплескивалась за стены храмов — в леса, в поля, к речке: народ гулял. Не в сегодняшнем смысле, когда «гулять» означает пьянствовать. Ничего подобного. Да, угощениям на Троицу уделялось большое внимание: заранее к Троице готовили не только ветки березы, выращивали пионы, ландыши, заранее пекли пироги — тоже с зеленью, например, с первым лучком и крапивой. Стол готовили пышным, праздничным, а вот пьянства не было. Троицын день был еще и праздником общения, объединения радостью: начавшаяся весна обязывала к работе, Троицын день — праздник, когда работать грех. А вот общаться самое время. Уже завтра — в Духов день, и тоже праздник, отдельно посвященный именно этой Третьей Ипостаси Триединого Бога — Святому Духу, после утренней службы крестьянину надо будет возвращаться к неотложным делам по хозяйству. Но на Троицу никто не работал — общались. Объединенные радостной тайной — явлением миру Богом Своих Лиц. С общением в этом году тоже, что и говорить, напряженка, поэтому самое время вдуматься: в чем суть праздника?

Событие, которое легло в основу Дня Святой Троицы описано евангелистом Лукой в книге «Деяния святых апостолов» и произошло оно на пятидесятый день после Воскресения Христа. Давайте вспомним, что после Воскресения Христос еще сорок дней был со Своими учениками, укрепляя их в вере, готовя к будущему служению. На сороковой день Он вознесся на небо, пообещав, что пошлет в наш мир Дух Божий, который сойдет на учеников, давая им силу проповедовать благую весть о том, что своим воскресением Христос победил смерть. И вот через десять дней после Вознесения ученики Иисуса и Его Мать Мария собрались вместе в одном из домов в Иерусалиме, в комнате, называемой сейчас Сионская горница. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия.

В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Христа. В этот день, как сообщает книга «Деяния святых апостолов», в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу — праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди «из всякого народа под небом». Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в Сионской горнице, то, как сказано, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».

Ветер, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дары — дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих. Как рассказывает дальше книга «Деяния святых апостолов», когда вдруг, после сделавшегося шума, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на разных языках, и даже на наречиях всех тех, кто в этот праздничный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что «они напились сладкого вина». Но Петр встал и «возвысил свой голос» и начал проповедь. Апостол Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, которого распяли, воскрес из мертвых, на сороковой день после Своего Воскресения вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святой Дух. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: «Что же нам делать?» И Петр ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и Вы получите дар Святого Духа». Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.

Так вот, День Святой Троицы — это день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени — было явлено Третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух.

Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь «о великих делах Божьих» среди разных народов — каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол — дословно с греческого означает «посланник»).

Удивительно, но величайшая тайна, которой богословы посвящают тома — Триединство Бога, была воспринята русским народом невероятно органично, без каких-либо умствований и колебаний, и это свидетельствовало о необыкновенной душевной чистоте нашего народа. Поразительная гармония и естественность образа Троицы Андрея Рублева (список иконы был в каждом храме) не столько определил, сколько с гениальной точностью уловил целомудренную строгость отношения русских к великой тайне Бога — Его Триединству.

Тропарь праздника, глас 8 Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,/ и теми уловлей вселенную,// Человеколюбче, слава Тебе.

День рождения Церкви

Праздник святой троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, — подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.

Событие сошествия Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги «Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.

Пятидесятница — т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи — был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.

Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и …изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иез.36:26-27; Иоил.2:28; Ис.12:3, 44:3).

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель — Дух Святой — должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, — говорит Господь апостолам, — и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, — Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он — Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14:16-17, 26, 15:26).

Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой «Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк.24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение «Духом Святым и огнем», как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф.3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.

На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.

Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: «И будет в последние дни, — говорит Господь, — изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; …и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажу чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Иоил.2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия — Господь Иисус Христос.

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: «Что же нам надо делать? — Покайтесь, — отвечал им апостол Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян.2:37-38). И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.

Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим.8 гл.).

Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.

Значение благодати в жизни христианина

В каждом человеке есть семя добра. Однако, как обычное семя не может развиться и созреть без влаги и света, так и душа человека остается бесплодной, пока ее не оросит благодать Божия. Чувствуя в себе недостаток божественной помощи, ветхозаветный праведник молился Богу: «Душа моя, как бесплодная земля, стремится к Тебе» (Пс.142:6). И все люди, искренне жаждущие праведности, понимают, что без помощи Божией, без Его руководства и поддержки невозможна никакая духовная жизнь. Благодать Божия обновляет душу человека, очищает его совесть, просвещает разум, укрепляет веру, направляет волю к добру, согревает сердце любовью к Богу и ближним, устремляет человека к небесному, вселяет в него желание жить духовными интересами. Она очищает и освящает все его существо. По свидетельству многих, удостоившихся высшего духовного озарения, благодать Божия приносит такой мир и радость душе человека, что все земные блага и все физические удовольствия кажутся жалкими и ничтожными.

Со дня сошествия Святого Духа на апостолов каждый вновь крещенный в таинстве миропомазания, подобно апостолам, удостаивается благодати Духа Святого. Сила этого таинства настолько велика и неизгладима, что оно, как и крещение, не повторяется. Последующие таинства Церкви, как например: исповедь и причащение, а также богослужения в храме, частная молитва, пост, дела милосердия и добродетельная жизнь, имеют целью укрепить и усилить в христианине действие благодатных даров, полученных им в миропомазании.

Возрождающая сила благодати Божией обнаруживает себя в благотворных внутренних и внешних переменах в людях, принявших ее. Эти перемены были особенно очевидны в учениках Христа. Они, как мы знаем, до сошествия Святого Духа были людьми простыми, некнижными и вовсе не владеющими словом. Когда же на них сошел Святой Дух, они обогатились духовной мудростью и своим вдохновенным словом стали привлекать к вере не только простой народ, но даже философов и знатных людей. Их овеянное благодатью слово проникало в самые огрубевшие сердца, располагая грешников к покаянию и исправлению, а малодушных — к усердию.

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества.

В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу «Деяния святых апостолов”, в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими

интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям.

«Они , — как пишется в книге «Деяния”, — постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее …Не было между ними никого нуждающегося» (Деян.2:42, 44-47, 4:32, 34).

Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух» (Ин.3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин.16:13-17, 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа,” говоря: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк.4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух еще подает отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел так пишет: «Каждому дается дар Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; …иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, наделяя каждого особо, как Ему угодно» (1Кор.12:7-11). Далее Апостол сравнивает Церковь с телом, каждая часть которого имеет свое назначение: «Бог поставил в Церкви кого Апостолами, кого пророками, кого учителями; иным дал силы чудодейственные, а также дары исцелений, помощи, управления, дар языков» (Еф.4:11-12; 1Кор.12:28).

Христианин, получив благодать, становится живым храмом Святого Духа. Вот почему он должен хранить себя от всякого греха, как наставляет Апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — спрашивает ап. Павел. — Если кто разорит храм Божий , того покарает Бог, ибо храм Божий свят, а этот храм — вы» (1Кор.3:16-17).

В своей притче о десяти девах Господь говорит о необходимости получения духовных даров. Без них человек все равно, что лампада без елея или обуглившееся и погасшее полено (Мф.25:1-13). Объясняя притчу Спасителя о десяти девах, святой Серафим Саровский учит, что целью человеческой жизни является «стяжание» (приобретение) благодати Божией (См.: его беседу с Мотовиловым).

Хотя благодатная сила Духа Святого дается верующему не по его заслугам, а по милости Божией, в результате искупительных страданий Богочеловека, однако она возрастает в нем по мере его усердия в христианской жизни. Преподобный Исаак Сирин пишет: «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарами Своими». Апостол Петр так наставляет христиан: «Как от Божественной силы Его дано нам все нужное для жизни и благочестия… то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в

рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:3, 5-7). Апостол Павел убеждает христиан привлекать благодать Божию добродетельной жизнью и молитвой, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине… Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, воспевая в сердцах ваших Господ» (Еф.5:8-9, 18-19).

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами Царю Небесный. В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Молитва «Царю Небесный” замечательна тем, что она изложена словами Самого Господа Иисуса Христа и содержит то, что нам следует знать о Духе Божием и что следует просить у Него. Вот текст этой молитвы (по-церковнославянски и в русском переводе).

Молитва Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполяя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души нашя.

Небесный Царь, Утешитель, Дух истины! Ты, вездесущий и все наполняющий, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, наши души.

Здесь Дух Святой именуется «Царем Небесным” как равное Отцу и Сыну Третье Лицо Святой Троицы. Именуется «Утешителем” — по Его свойству утешать и радовать человека. Именуется «Духом истины” — как открывающий людям истину, помогающий видеть и любить ее. «Везде сущим и все исполняющим (наполняющим)” — по Его Божественной природе, не имеющей ни границ, ни препятствий. «Сокровищем благих” — сокровищница всего благого и ценного, чего только может желать человек, стремящийся к совершенству. «Подателем жизни” — как оживляющий всю природу и, в особенности, подающий благодатно-духовную жизнь людям и ангелам.

Обращаясь так к Святому Духу, мы просим у Него, Всеблагого, очистить нас от всякой греховной скверны, которая зарождается в нас от различных страстей или прилипает к нам при соприкосновении с миром, во зле лежащем. Мы просим Его пребывать в нас и направлять нашу жизнь к спасению души. При этом, обращаясь к Духу Святому, нужно смиренно сознавать себя нищим и недостойным, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *