День трех святителей

Церковь Трех Святителей Великих (Трехсвятительская церковь, Трехсвятская церковь, Трех Святителей Вселенских церковь) — ранее деревянная церковь простой архитектуры, сооруженная в 1890 г. вместо сгоревшей часовни по проекту, близкому к образцовым. Одноглавая постройка с шатровой колокольней. Первоначально имела статус молитвенного дома, в 1916 г. был открыт свой приход. Закрыта не позже 1930-х гг., звонницы сломаны, использовалась в хозяйственных целях (как пункт приема макулатуры, как книжный магазин, как овощехранилище).

Когда в феврале 1992 г. протоиерею Федору Васильеву было поручено принять переданное церкви здание Трехсвятительского храма, «перепрофилированного» под приемный пункт вторсырья, он увидел страшную картину: «На месте престола был лаз в погреб — в алтаре погреб был выкопан для хранения овощей глубиной четыре метра… Всё запущено, полы еле дышали». В течение всего Великого поста внутри храма убирались, и уже в Великую субботу служили литургию, освящали куличи. Позднее церковь была отремонтирована, обложена кирпичом.

В 2009 г. разобрана по ветхости, а в 2010—2011 гг. построен новый небольшой деревянный однокупольный храм.

По информации my.krskstate.ru

12 февраля, 13:39

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века

Икона Трех Святых 2020 Фото: pravoslavie.ru

12 лютого отмечается праздник Трех Святых. Есть много известных икон, которые посвящены этому празднику.

Икона Трех святых: значение

Икона изображает трех великих проповедников, последователей Христа и прославлявших Его Великое учение. Это Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий. В христианском мире они именуются Отцами Церкви.

Смотрите видео: в Одесской области решили бороться с преступностью иконой на дроне

Прозвания Трех Святителей дают им как нельзя более точные личностные определения: Великий — величие учителя, воспитателя, теоретика; Богослов (только трое подвижников за всю христианскую историю были удостоены этого именования: возлюбленный ученик Христа, святой евангелист Иоанн, святой Григорий и святой Симеон Новый, живший в XI в.); Златоуст — золото уст подвижника и мученика, пылкого и язвительного оратора, талантливого и блистательного.

Икона Трех Святых: история

Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии: учения Трех Святителей, их богословские сочинения и они сами воспринимались Церковью как твердая основа православной веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Пример их собственной борьбы с современными им ересями IV века актуален и в церковной ситуации ХXI веке. Из-за этого Трем Святителям был установлен православный праздник.

Их жизнь и труды пришлись на сложный период в истории христианства – 4-5 века, когда между христианством как официальной религией и пережитками язычества велась непримиримая борьба. Огромный вклад внесли в нее и эти святители, который пользовались в Византии любовью и почитанием. Со временем их стали воспринимать как единое целое и в 11 веке даже установили праздник Трех Святителей. На иконах трех святых также всегда изображали вместе.

Икона Трех святых: изображение

На Руси иконы «Три святителя» появились в конце 14 века. Их всегда изображают в полный рост, в торжественном церковном облачении. В образе этих святых старцев обращают на себя внимание их высокие лбы, признак интеллекта, учености и мудрости. В левой руке они держат Священное Писание (в других вариантах – свитки), пальцы правой сложены для благословения.

Икона Трех святых: в чем помогает

Поскольку эти три святые являются Вселенскими учителями и сами отличались выдающейся ученостью, перед иконой трех святых молятся о хорошей учебе (причем как сами учащиеся, так и их родители). Также каждому из них возносят индивидуальные молитвы:

  • Святитель Григорий Богослов помогает укрепиться в Истинной Вере и обратить в нее иноверцев и тех, кто поддался еретическим заблуждениям, то есть сектантов и раскольников.
  • Святитель Василий Великий помогает добиться успехов в обучении и научной работе, при проведении исследований и изысканий. Он покровительствует также тем, кто начинает свое собственное дело.
  • Святитель Иоанн Златоуст помогает в избавлении как от различных физических недугов, так и от недугов душевных, особенно отчаяния.

Икона Трех святых: молитва

Кроме того, перед иконой трех святителей следует непременно помолиться тем, кто собирается строить собственный дом, или перед входом в новую квартиру/дом. Молитва перед этой иконой защитит от искушений и гонений со стороны недоброжелателей или начальства.

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне,

светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия

хульных смущения и шатания ересей угасившии;

припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием:

предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы,

за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте,

всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии,

и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы,

и во вседушевнем послушании его Церкви Святей:

да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша;

да соблюдет Церковь свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола;

да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение:

пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых,

правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги,

сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление,

юным благое в вере возрастание,

старцам утешение,

обидимым заступление,

и всем вся ко временней и вечней жизни потребная,

яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе,

добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и

сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити

Пресвятое и Великолепое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святые Вселенские отцы, молите Бога о нас!

Напомним, что ранее мы писали об иконе Сретение Господне.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться Читайте Segodnya.ua в Google News Реклама

Малый престол в храме мц. Татианы при МГУ освящен в честь вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова, общая память которых совершается 12 февраля. По традиции в этот день ежегодно в храме служится Божественная литургия на греческом языке.

Святитель Василий Великий (330 — 379 гг) — архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Получил блестящее образование в Кесарии и Афинах, где познакомился с Григорием Богословом, дружба с которым продолжалась до конца жизни. Обладал энциклопедическими знаниями в области философии, филологии, риторики, юриспруденции, астрономии, математики и медицины.

После окончания учебы и принятия Таинства Крещения вместе с Григорием Богословом вел отшельническую и созерцательную жизнь в пустынных районах Каппадокии, тщательным образом изучая Священное Писание и творения христианских писателей.

Святитель Василий Великий принял непосредственное участие в формулировании православной триадологии и ответа Церкви на вызов арианства – ереси, поразившей восточную часть Византийской империи в IV веке.

Василию Великому принадлежит большое количество фундаментальных трудов по каноническому праву, литургике, догматике, аскетике, библеистике и другим богословским дисциплинам. Церковное предание называет святителя автором текста литургии, которая носит его имя.

Святитель Григорий Богослов (329 – 389 гг) — архиепископ Константинопольский.

Также получил блестящее образование в лучших научных центрах того времени. По приглашению Василия Великого удалился в пустыню и подвизался там до 361 года, когда по настоянию своего отца принял сан пресвитера.

В 379 году он становится главой Константинопольской Церкви, к тому времени практически полностью захваченной еретиками — арианами и аполлинаристами. Святитель начинает служить и проповедовать в небольшой домовой церкви, которая называлась Анастасис («Воскресение»), веря, что именно в этом небольшом храме начнет воскресать православие. Через некоторое время, благодаря исключительному проповедническому таланту, а также выдающимся духовным дарованиям, подавляющее большинство константинопольской паствы возвращается к православию.

Святитель Григорий Богослов принял непосредственное участие во II Вселенском Соборе 381 года, на котором произошла окончательная победа Церкви над триадологическими ересями. Перу Григория Богослова принадлежит значительное число догматических творений, проповедей и писем. За глубину богословской мысли Церковь усвоила святителю имя, которым был почтен любимый ученик Спасителя – святой евангелист Иоанн Богослов.

Святитель Иоанн Златоуст (347 – 407 гг) — архиепископ Константинопольский. Уроженец Антиохии, получил классическое образование и принял крещение в 20 лет. Через некоторое время принял иночество, называя его «истинной философией». В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать и будущий святитель оказался блестящим проповедником, за редкий дар Богодохновенного слова получивший от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца и умы слушателей пламенными проповедями.

В 397 году Иоанн Златоуст возводится на Константинопольскую кафедру и становится ревностным защитником бедных, больных и сирот, для которых строил гостиницы, больницы и школы. Святитель благоустраивает церковную жизнь столицы, неустанно продолжая проповедовать Слово Божие. Ему принадлежит огромное количество экзегетических трудов, являющимися лучшими образцами толкований Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Непревзойденный талант проповедника снискали Иоанну Златоусту любовь и уважение константинопольской паствы, но и вызвали неприязнь членов императорского двора. В результате дворцовых интриг и ложных доносов святитель несколько раз изгонялся из столицы. В очередной ссылке он закончил свой жизненный путь, скончавшись в 407 году со словами: «слава Богу за все!».

Как и Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст является составителем текста Божественной литургии, носящей его имя.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста.

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти 12 февраля.

Из Послания к Евреям святого апостола Павла (13:7-16)

7Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере (ихъ).
8Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки.
9Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, (а) не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии въ них.
10Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Имамы (же) олтарь, от негоже не имутъ власти ясти служащии сени.
11Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана:
12то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил.
13Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще:
14ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем.
15Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его.
16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

Из Евангелия от Матфея (5:14-19)

14Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Вы есте свет мира: не можетъ град укрытися верху горы стоя:
15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть).
16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославятъ Отца вашего, Иже на Небесех.
17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Да) не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не приидох разорити, но исполнити.
18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Аминь бо глаголю вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Иже аще разорит едину заповедий сихъ малых и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем: а иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небеснем.

Тропарь, глас 4

Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.

Акафист трем Святителям

Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность.

Особо почитаются Три великих святителя:

Василий Великий (Кесарийский) †379
Григорий Богослов (Назианзин) †389
Иоанн Златоуст †407

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Празднуется 30 января по ст.ст./12февраля по н.ст.

Установление празднования трем вселенским учителям разрешило долгий спор среди народа Константинополя о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Каждый из великих святителей казался для его последователей величайшим от чего среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января — месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей (1 января — Василия Великого; 25 января — Григория Богослова и 27 января — Иоанна Златоуста). Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Молитва

О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии! Припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящыя и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагасте, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ереси и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящым исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Каждый год, 30 января (12 февраля по старому стилю), Православная Церковь чествует трех Великих Отцов Церкви и Вселенских Учителей и Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции они почитаются как покровители образования.

Собор Трех Святителей

Праздник Трех Иерархов был введен в середине 11-го века, во времена правления византийского императора Константина Мономаха митрополитом Эвхаитским Иоанном Мавроподом, являющимся выдающимся деятелем византийской науки и литературы. Цель Мавропода состояла в том, чтобы представить этих трех выдающихся личностей христианства в качестве главных сторонников догмата о Пресвятой Троице и положить конец не стихающим спорам о том, кому из трех святителей нужно отдавать предпочтение.

Разногласия зашли так далеко, что внутри церкви началось деление на три «лагеря»: василианов, григорианцев и иоаннитов.

Праздник Трех Иерархов, помимо религиозного характера, носит и просветительский. Он считается праздником греческого образования, так как Святители способствовали развитию христианского учения в сочетании с развитием древнегреческой грамоты. Образовательный характер празднования дня Трех Иерархов был установлен 9 августа 1841 года ученым советом Национального университета имени Каподистрии.

Святитель Василий Великий

День памяти 1 января (14 января по старому стилю).

Святой Василий родилсся в 330 году в Кесарии Каппадокийской, в семье понтийского ритора (адвоката того времени) Василия и Эмилии. В семье, кроме Василия было ещё 8 детей. В один день с Василием Великим церковь чтит память всей семьи:

  • Святого Василия Старшего (отец)
  • Преподобной Емилии (мать)
  • Григория Нисского (брат)
  • Святителья Петра (брат)
  • Праведного Навкратия (брат)
  • Преподобной Макрины (сестра)
  • Блаженной Феосевии (сестра).

После получения начального образования, Василия отправили в Византию для продолжения учёбы. В 351 году юноша отправился в Афины, где процветали наука и искусство. Здесь он изучал риторику, философию, астрономию, геометрию, медицину, физику и многое другое. Во время учёбы в Афинах, Василий Великий подружился с Григорием Богословом и эта дружба продолжалась всю жизнь.

Святитель Василий Великий

После Афин Святитель вернулся в Кесарию, где занимался риторикой, как и его отец. Вскоре он отправился в паломническое путешествие в Египет, Палестину, Месопотамию и Сирию, чтобы поближе познакомиться с монашеством — «наукой из наук» монашеством. Строгий, аскетический образ жизни пришёлся Василию по душе, так, что он даже отправился на Понт и в течение пяти лет (357-362) монашествовал.

Василий намеревался остаться в уединении навсегда, но смерть епископа Кесарийского Евсевия изменила ход событий. Народ Кесарии просил Василия занять место епископа и после своего избрания, он был вынужден вернуться в Кесарию. Святитель оставался епископом Кесарийским в течение девяти лет, а дела совершённые им за это время послужили примером для будущих поколений. Он основал благотворительные общества по уходу за бедными и больными, известные как «Василиады».

Василий Великий внес решающий вклад в формулировку догмата о Святой Троице. Отдельного внимания также заслуживает написанная Святителем Божественная литургия («Литургия Василия Великого»).

Его работы делятся на догматические, антиарианские, аскетические, практические, беседы и послания.

Всю свою недолгую жизнь он боролся за единство христианской церкви, которая в те времена изнывала от разных ересей. Умер Василий Великий 1 января 379 года в возрасте 49 лет.

Святитель Григорий Богослов

День памяти 25 января (7 февраля по старому стилю).

Святой Григорий родился в 329 году в Арианзе, недалеко от города Назианза в Каппадокии. Он получил христианское образование от своего отца Григория, епископа Назианзского. Святитель учился в самых известных духовных центрах того времени — Кесарии, Александрии и в Афинах, где он был одноклассником Василия Великого.

После учебы Святитель возвращается в Назианз и в возрасте 30 лет приняв крещение, отправляется в пу́стынь, где становится монахом.

Вскоре отец Григория, который на тот момент уже находился в преклонном возрасте, просит его о помощи на пастырском поприще. A по возвращении, по просьбе христиан, он был рукоположен в пресвитеры. Позже Василий Великий, будучи епископом Кесарийским, рукоположил его в епископы, против воли самого Григория.

Святитель Григорий Богослов

После кончины отца, Святитель решает вернуться к уединению, но так как на тот момент он уже прослыл своей добродетелью, мудростью и добросовестностью, христиане Константинополя призывают его вступить в борьбу с арианством, которое своими еретическими лжеучениями терзало Церковь.

Согласившись Григорий отправляется в столицу, где находит пристанище в небольшом храме, освященном в честь «Анастаси» (Воскресения), в знак победы Православия над арианством.

Здесь он произнес свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно это сочинение снискало Григорию имя «Богослов».

В 381 году в Константинополе был созван Второй Вселенский Собор, который был призван утвердить никейский символ веры и избрать нового епископа.

Григорий Богослов был избран новым архиепископом Константинополя. Однако некоторые члены Синода, отсутствовавшие на заседании Собора, являясь его противниками, не согласились с таким исходом, и Григорий без колебаний сложил с себя полномочия.

Последние годы Святитель провёл в фамильном имении, удалившись от всякой общественной деятельности и ведя строгий аскетический образ жизни, параллельно занимаясь литературной деятельностью.

Умер Григорий Богослов 25 января 390 года, в возрасте 61 года.

Святитель Иоанн Златоуст

День памяти 13 ноября (26 ноября по старому стилю).

Иоанн Златоуст родился в 347 году. Его отец умер вскоре после рождения сына, так что забота о воспитании легла полностью на мать Иоанна — Анфусу. Юноша обучался риторике у крупнейшего учителя позднеантичной эпохи — Либания. Учитель настолько высоко ценил Иоанна за его внушительные успехи, что в последние годы своей жизни, на вопорс, кому он поручил бы школу, Либаний ответил: «Златоусту, если бы его не похитили христиане» (Либаний был чужд христианской веры и поэтому был глубоко огорчён тем, что многие из его учеников, в том числе и Иоанн Златоуст, обратились в христианство).

По завершении учебы Святитель некоторое время уделил юридической практике в Антиохии. После кончины матери Златоуст принял монашество, которое называл «истинной философией» и на 4 года удалился в пу́стынь.

Святитель Иоанн Златоуст

В 381 году он вернулся в Антиохию и был рукоположен в дьяконы а затем и в пресвитера (386 г.). За время своей священнической деятельности Святитель особое внимание уделял толкованию Священного Писания и проповеди. Вскоре его репутация вышла за пределы Антиохии, и в конце 397 года он был вызван в Константинополь, где Архиерейский Собор избрал его в Архиепископы Константинополя (26 февраля 398 года).

Его главной целью была реорганизация Церкви, так как Златоуст считал, что моральному возрождению общества должно предшествовать духовное очищение духовенства и знати.

Его проповеди обличали распущенность нравов императорского двора и общества в целом, призывая к необходимости вернуться к принципам христианской жизни. Святитель не стеснялся выступать и против императрицы Евдоксии, из-за чего был дважды сослан.

Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 года в возрасте 60 лет, во время второго изгнания, по пути в Пицунду (Абхазия).

Иоанн Златоуст признан величайшим церковным писателем. Его работы впечатляют своим объемом и богословской глубиной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *