Депрессия и православие

С каждым годом увеличивается число людей с диагнозом «Депрессия». В среднем каждый пятый хотя бы раз в жизни переносит депрессивный эпизод. К сожалению, основная часть этих людей не признают себя больными и не обращаются к врачам. Так что же такое депрессия: болезнь или состояние души?

Депрессия входит в пятёрку наиболее распространённых заболеваний человечества. На частоту депрессий оказывают влияние различные психотравмирующие факторы: экономические проблемы и коммерческие неудачи, потеря работы, смерть и заболевания близких, уход на пенсию с утратой определённого положения в обществе, развод и разлука с супругом и др. Депрессию часто называют женской болезнью, так как мужчины скрывают свои эмоциональные проблемы от окружающих, считая их проявлением слабости характера и пытаются облегчить своё состояние употреблением алкоголя и других психоактивных веществ. Депрессия у мужчин часто маскируется агрессией, увлечением экстремальными видами деятельности.

Депрессия — это не только плохое настроение, но и подавление всех психических функций, включая снижение умственной активности и работоспособности, двигательную заторможенность и нарушения в соматической сфере: слабость, бессонница, снижение массы тела, отсутствие аппетита, учащённое сердцебиение, перепады артериального давления, запоры, боли в животе, в грудной клетке и т.д. Такая симптоматика заставляет обращаться в первую очередь не к психиатру, а к врачу общей практики. Но в свою очередь и саму соматическую болезнь могут сопровождать депрессивные нарушения. Как правило, симптомы депрессии наслаиваются на основное заболевание и затрудняют его лечение.

Диагностика депрессии в общемедицинской практике чрезвычайно трудна, поскольку характерные для депрессии симптомы могут отсутствовать или маскироваться другими симптомами. В таких случаях целесообразно использовать опросники, на которые может ответить человек без посторонней помощи:

  • Бывают ли у Вас перепады настроения?
  • Не изменились ли Вы по характеру?
  • Не потеряли ли Вы аппетит? Похудели?
  • Нет ли у Вас общей утомляемости, слабости?
  • Бывают ли у Вас проблемы со сном?
  • Не изменилась ли Ваша активность, трудоспособность?
  • Трудно ли Вам принимать решения?
  • Не тревожитесь ли Вы по пустякам?
  • Не стали ли Вы более сосредоточенными на себе, своем состоянии?
  • Трудно ли Вам общаться с окружающими?
  • Не чаще ли чем прежде Вы анализируете своё прошлое?
  • Бывают ли у вас минуты отчаяния, мысли о смерти?

Если преобладают положительные ответы, необходимо обратиться к врачу психиатру.

Лечение депрессий- сложный процесс, в котором наряду с медикаментами широко используется психотерапия, включая психообразовательную работу с активным вовлечением больного и членов его семьи. Самолечение категорически недопустимо! Лечение депрессии может быть амбулаторным и стационарным в условиях отделения неврозов психиатрической больницы.

Будьте внимательнее к своему здоровью!

Технологическая карта урока

Тема урока: Буквы н-нн в наречиях на –о, -е

Класс: 7

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных н – нн в суффиксах наречий

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • выявить условия выбора согласных н – нн в суффиксах наречий;

  • формировать навык написания н-нн в суффиксах наречий;

  • повторить морфемный разбор слов;

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русскому языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,

участия в обсуждении;

Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета

5) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: , морфема, суффикс, наречие

Ресурсы: 1) М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос «Русский язык» 7 класс, Рабочая тетрадь Г.А.Богданова 7 класс часть 2

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  3. Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

  4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация

  5. Первичное закрепление во внешней речи

  6. Промежуточная рефлексия

  7. Физкультминутка

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой

  9. Включение в систему знаний и повторение

  10. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

  11. Информация о домашнем задании (комментирование).

№ п/п

Этапы урока

Формируемые УУД, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный этап

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

УУД: личностные, коммуникативные.

-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Запись даты в тетрадях

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Наречие»

УУД: Регулятивные

Коммуникативные

1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (правописание не с наречиями на –о, -е).

Упражнение 257.

2. Объяснение новой темы учителем. Затем чтение правила на стр. 115

3. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 1)

Учащимся предлагается прочитать ряды слов (даны на доске) с пропущенными согласными н-нн в суффиксах. Слова необходимо сгруппировать в две группы (1 группа причастия, 2 группа наречия)

Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 2)

1 группа кольцо потеряно, собрание было смущено, звено цепи прочно сковано, войско было разъединено на отдельные группы

2 группа говорить раздраженно, смотреть потерянно, улыбаться смущенно, чувствовать себя скованно, отряды действовали разъединенно

Фронтальная беседа по вопросам:

— Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть?

— На какие группы разделили слова?

— Что нужно прежде всего знать и уметь, чтобы правильно написать н-нн в суффиксах наречий и причастий?

запись новой темы в тетрадях

К доске выходит 1человек:

— задача – распределить слова по группам

— задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь

Проверка работы.

м3.

Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

УУД: познавательные

коммуникативные

— Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы?

— Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать?

— Есть ли ещё слова с этими суффиксами? Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать наречия с н-нн и отличать их от причастий).

-Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить?

(1. Выяснить, к какой части речи относится данное слово

2. Потренироваться в написании слов с этими суффиксами.)

Дети формулируют тему, цель и задачи урока

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность

УУД: личностные,

познавательные,

регулятивные,

коммуникативные

— Итак, что же нам предстоит выяснить?

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора н-нн в суффиксах

Необходимо вспомнить правила работы в группах.

Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить?

В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 3)

ресурсы изысканы дирекцией, средства вложены в строительство, поля ограничены рвом, ее манеры изысканны, люди были подавленны и унылы, вещи утеряны в дороге, поступил обдуманно, стремления возвышенны, рубашка выглажена, дорога длинна, слушали сосредоточенно, слушали рассеянно и невнимательно,

— В каких случаях пишется н-нн

Работа в группах по РТ Г.А.Богданова упр 32

Учащиеся перечисляют правила работы в группе:

— Получив задание, разберись в нем.

— Не пренебрегай опытом других — он твой помощник.

— Определите, что вам понадобится в работе.

— Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы.

— Согласовывай свою работу с другими.

— Вместе работали — вместе обсуждаем.

Выполнение заданий в тетрадях

Выделяют суффиксы.

Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например:

в кр. Прич.

н

нн в нареч и кр. Прил. ( в зависимости от слова, от которого оно образованно)

Первичное закрепление во внешней речи

ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания

УУД: регулятивные, познавательные

— Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (стр.115).

выполнение упр. 260 на стр. 116

Учащиеся доказывают, в каких словах и почуму пишется н-нн

Промежуточная рефлексия

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

— Сейчас вы сделали маленькое открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний.

— Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

— Давайте вспомним, в каких еще частях речи встречается суффикс н-нн

— Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?

— Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

Умение выделять суффиксы, т.е. знание морфемики; знание самостоятельных частей речи, т.е. знание морфологии.

Самооценка

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: личностные,

Регулятивные, коммуникативные

Выполнение тестового задания с помощью интерактивной доски. (Слайд4)

обращение гумма(н,нн)о

ошибки исправле(н,нн)ы

друзья образова(н,нн)ы

история безнравстве(н,нн)а

дерево срубле(н,нн)о

собрание организова(н,нн)о

малыши измуче(н,нн)ы дорогой

вскрикнула испуга(н,нн)о

мчаться беше(н,нн)о

Оцените свою деятельность:

+-уверен

?-сомневаюсь

— — трудно

Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12)

Записи в тетрадях

Самооценка

Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например:

«5» — без ошибок

«4» — 1-2 ошибки

«3» — 3-4 ошибки

«2» — 5 и более ошибок

Включение в систему знаний и повторение.

ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания

УУД: познавательные, коммуникативные,

регулятивные

  1. Объяснительный словарный диктант:

дети взволнованы случившимся, все трудности временны, девочка избалована родителями, толкнул нечаянно, слушал взволнованно, говорил путано, семена рассеяны по полю

  1. Выполнение упр. 33 рабочая тетрадь Г.А. Богданова. (Дополнительно)

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Объясняют условия выбора орфограмм.

Работают над своей устной речью.

Отрабатывают правило «н-нн в наречиях на –о, -е»

Комментированное письмо

Рефлексия.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

— Какую цель мы поставили в начале урока?

— Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом?

— Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

— Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке?

— Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

— Кто доволен своей работой на уроке?

— А кто не доволен?

Оценка работы класса

Духовная депрессия Причины возникновения депрессии и способы избавления от нее

В книге рассматриваются причины возникновения духовной депрессии и пути избавления от неё.

Автор сначала подводит читателей к анализу общих принципов, а затем — к рассмотрению частных вопросов.
В своих рассуждениях он опирается на библейское учение при решении каждой конкретной проблемы.

«Вот такой рецепт. Не истязайте себя в молитве, умоляя Его даровать вам силу. Живите христианской жизнью. Живите, так как Он вам заповедал. Молитесь, размышляйте о нем, проводите с Ним время. Просите, чтобы Он явил вам Себя. А остальное предоставьте Ему. Он даст вам силу. «Как дни твои, будет умножаться сила твоя» Он знает нас лучше, чем мы знаем сами себя, и Он даст нам по потребностям. Поступайте так и сможете повторить вслед за апостолом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»».

Введение. Общие соображения
Глава 1. Истинное основание
Глава 2. Проходящие люди, как деревья
Глава 3. Ум, сердце и воля
Глава 4. Это один грех
Глава 5. Напрасные сожаления
Глава 6. Страх будущего
Глава 7. Чувства
Глава 8. Работники в винограднике
Глава 9. Где ваша вера?
Глава 10. Глядя на волны
Глава 11. Дух рабства
Глава 12. Ложное учение
Глава 13. Уставшие от добрых дел
Глава 14. Дисциплина
Глава 15. Искушения
Глава 16. Наказание
Глава 17. Школа Бога
Глава 18. Мир Божий
Глава 19. Учитесь быть довольными
Глава 20. Самое лучшее средство

Тэги: Преодоление и вера Душепопечение

«Иегова близок к удрученным сердцем, и сокрушенных духом он спасает» (Псалом 34:18).

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Нам не всегда под силу изменить свои обстоятельства, и время от времени мы неизбежно будем сталкиваться со злом (Экклезиаст 9:11, 12). Однако можно предпринять определенные шаги, чтобы не позволить негативным чувствам преобладать в своей жизни.

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

Слово Бога признаёт, что больные нуждаются во враче (Луки 5:31). Поэтому, если у вас серьезное эмоциональное расстройство, нет ничего неправильного в том, чтобы обратиться за медицинской помощью. Библия также подчеркивает ценность молитвы. В Псалме 55:22 говорится: «Возложи свое бремя на Иегову, и он поддержит тебя. Никогда не даст он поколебаться праведному». Молитва к Богу — это не психологический прием. Это живое общение с Богом Иеговой, который «близок к удрученным сердцем» (Псалом 34:18).

Вы также можете поделиться своими чувствами с близким другом (Притчи 17:17). Вот что говорит Даниела, Свидетель Иеговы: «Одна соверующая деликатно попросила меня рассказать о моем заболевании депрессией. Хотя годами я избегала таких разговоров, я скоро осознала, что это было как раз то, в чем я больше всего нуждалась. Я удивилась, какое облегчение принес мне этот разговор».

Mark Williams, John Teasdale, Zindel Segal, Jon Kabat-Zinn

The Mindful Way through Depression

Freeing Yourself from Chronic Unhappiness

© 2017 The Guilford Press A Division of Guilford Publications, Inc.

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2020

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2020

© Серия «Сам себе психолог», 2020

* * *

«Использование программы по развитию направленного внимания для предотвращения и лечения депрессии – новая стратегия для Запада, но она традиционно применяется в восточных медитативных практиках. Боретесь ли вы с депрессией или просто хотите лучше понимать свой разум и свои эмоции, эта книга окажется для вас полезной; кроме того, она написана в доступной форме. Депрессия принимает в нашем обществе масштабы эпидемии, и я был бы рад видеть, если бы этот здравый подход оказался успешным».

Андрей Вейл, доктор медицины, автор книги «8 недель к оптимальному здоровью и благополучной старости»

«Это революционный подход к лечению депрессии. Для страдающих депрессией эта книга действительно полезное руководство к достижению эмоционального равновесия. Специалисты по психическому здоровью обязательно должны прочитать ее. Я в наивысшей степени рекомендую эту книгу и прилагающиеся к ней аудиоматериалы».

Даниель Гоулман, доктор философии, автор книги «Эмоциональный интеллект»

«Бесценный ресурс не только для тех, кто страдает от депрессии, но для любого, кто знаком с нисходящей спиралью негативного мышления и неуверенности в себе. Авторы этой книги исследуют причины депрессии и дают нам руководство и поддержку, а также необходимые инструменты для выхода из депрессии».

Шарон Зальцберг, автор книги «Сила добра»

«Выбирая группу специалистов, действительно заслуживающих внимания при борьбе с депрессией, я бы не мог найти лучшей команды, нежели эти авторы. Они не только прекрасные ученые, каждый из них погружен в ту ежесекундную осознанность, которой они учат. Эта книга эффективно соединяет знания науки и практику созерцательной медитации в доступной форме, понятной для обычного человека: не требуется опыта эзотерических практик или образования в области психического здоровья. Прочтите, и сами увидите!»

Марша М. Лайнхен, доктор философии, кафедра психологии, Вашингтонский университет

Благодарности

Эта книга была бы невозможна без значительной помощи многих людей, которым мы выражаем огромную благодарность. Мы глубоко благодарны тем, кто читал и перечитывал огромное количество ранних черновиков, за помощь в прояснении тех идей, которые мы хотели донести, и за предложения по наилучшему их изложению: это Джеки Тисдэйл, Триш Бартли, Феррис Урбановски, Мелани Феннелл, Филлис Уильямс и Лиза Моррисон. Мы в высшей степени оценили профессионализм и навыки тех, кто способствовал изданию книги, особенно Барбары Ваткинс, Криса Бентона, Кити Мур, Анны Брэкетт и Сеймура Вейнгартена (все они из «Гилфорд Пресс»), и тех, кто участвовал в подготовке аудиоматериалов, особенно Дейва Дохерти из студии «Саундскейп» и Филлис Уильямс. Мы благодарны и признательны за помощь и поддержку нашим спонсорам: фонду «Доверие» (Wellcome Trust), Медицинскому исследовательскому совету Великобритании, Центру зависимостей и психического здоровья (подразделение Кларка) и Национальному институту психического здоровья.

С удовольствием благодарим тех наших друзей-преподавателей и коллег, кто поддерживал и направлял своей мудростью и знаниями непрерывное развитие нашей доктрины о направленном внимании, особенно Кристину Фельдман, Феррис Урбановски и Антонию Сумбунду.

Каждый из нас в неоплатном долгу перед своей семьей, особенно перед нашими женами – Филлис, Джеки, Лизой и Милой – за их любовь и безграничную поддержку во время взлетов и падений при осуществлении этого проекта.

Мы также хотим поблагодарить участников наших занятий, которые своей отвагой, терпением и желанием поделиться своими открытиями позволили нам посредством этой книги сделать их опыт доступным другим.

Наконец, мы рады возможности сказать, что работать вместе над этой книгой было удовольствием для каждого из нас. В компании друг друга, читая то, что написали другие, открывая мудрость друзей-коллег, мы снова и снова открывали для себя, что находимся на одной волне, и ценили это, и чувствовали, что вместе участвуем в совместном приключении.

Следующие издатели и/или авторы великодушно дали разрешение использовать свои работы:

Американская психиатрическая ассоциация – диагностические критерии приступа острой депрессии из «Диагностического и статистического руководства по умственным нарушениям, четвертое издание: текст переработан» (Вашингтон: Американская психиатрическая ассоциация, 2000).

Филипп К. Кендалл и Стивен Д. Холлон – «Автоматические мысли людей, находящихся в депрессии» из «Когнитивных установок в депрессии: разработка опросника по автоматическим мыслям» в книге «Когнитивная терапия и исследования», т. 4, с. 383–395 (1 980).

Мария Асберг – «Воронка истощения» (неизданная работа).

Дж. М. Дент и Сонс, подразделение Группы Орион Паблишинг – Р. С. Томас «Яркое поле» из «Избранных поэм 1945–1990» (Лондон, Феникс, 1 995).

Рэндом Хаус, Инк. – Райнер Мария Рильке – «Письма юному поэту» (Нью-Йорк: Современная библиотека, 1 984).

Срешелд Продакшн и Коулман Баркс – «Домик для гостей» из «Руми. Избранное» (Сан-Франциско, Харпер, 1 997).

Фаррар, Страус и Гирокс – «Любовь после любви» Дерека Валькотта из «Собрания поэм 1948–1984» (Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Гирокс, 1 986).

Введение

Если вы чувствуете себя отвратительно, причем уже давно, и устали от этого…

Депрессия наносит вам раны: по ночам тоска зеленая крадет у вас радость, беспокойство ума не дает уснуть. Депрессия – это полуденный демон, которого видите только вы; темнота, видимая только вам.

Если вы обратились к этой книге, то можно, наверное, предположить, что вам знакомы эти метафоры. Каждый, к кому приходила депрессия, знает, что она может вызвать подрывающую силы тревогу, сильно заниженную самооценку и опустошающее чувство отчаяния. Она может оставить вас с ощущением безнадежности, апатии, утомить проникающей безрадостностью и разочарованием, связанным со стремлением к неиспытанному счастью.

Мы готовы буквально на все – лишь бы почувствовать себя лучше. Но вот странно: кажется, что бы мы ни делали – ничего не помогает… а если и помогает, то ненадолго. А дело, к сожалению, в том, что, «выбрав» вас раз, депрессия имеет свойство возвращаться, даже если после ее ухода вы не один и не два месяца чувствуете себя сносно. Если это произошло с вами, если вы уже слабо верите в возможность стать по-настоящему счастливым, то вы рискуете прийти к выводу: «Я неудачник и ничего хорошего не заслуживаю…» Вы будете мысленно блуждать по замкнутому кругу, пытаясь докопаться до истины, понять, почему же вам так плохо. И если не найдете удовлетворительного ответа, то, возможно, будете чувствовать себя еще более опустошенным и отчаявшимся. В конце концов вы можете прийти к заключению, что с вами определенно что-то не так.

Ну а если дело вовсе не в вашей «неправильности»?

Если вы, как практически все страдающие от депрессии, стали жертвой вашей собственной – очень правильной и даже героической – борьбы с «врагом»? Если ваша ситуация подобна той, когда человек погружается в зыбучий песок тем глубже, чем больше прилагает усилий, чтобы выбраться?

Мы написали эту книгу, чтобы помочь вам понять, как это происходит и что вы можете с этим сделать. Мы поделимся современными научными открытиями, которые дали нам радикально новое понимание того, что питает депрессию или хроническое несчастье:

• на самых первых стадиях, когда настроение начинает ухудшаться, вред наносит не само настроение, а то, как мы на него реагируем;

• наши привычные попытки освободиться на самом деле не только не освобождают, но держат нас взаперти с той болью, от которой мы пытаемся сбежать.

Другими словами, пытаясь избавиться от депрессии «обычным» способом, то есть анализируя свое состояние и определяя его причины, мы «закапываемся» в него окончательно – вот нам и начинает казаться, что ничто не помогает! Когда в три часа ночи мы вновь и вновь мучительно переживаем свою ситуацию, ругая себя за «слабость», чувствуя, как душу охватывает проклятая тоска, безнадежно пытаясь уговорить свое сердце и все тело чувствовать и вести себя по-другому, – мы только погружаем себя в депрессию еще глубже. Каждый, кому довелось вот так – в метаниях, ворочаясь – провести не одну бессонную ночь или кого буквально поглотили бесконечные размышления о проблемах, знает, насколько бесполезны эти усилия, насколько легко попасть в ловушку этих привычных размышлений.

На следующих страницах и на аудиоматериалах к ней мы предлагаем серию практик, которые вы можете включить в вашу повседневную жизнь, чтобы освободиться от привычных образов мышления, не дающих почувствовать себя счастливыми. Программа, известная как когнитивная терапия на основе направленного внимания (КТОНВ), сочетает последние знания современной науки и формы медитации, признанные клинически эффективными в традиционной медицине и психологии. Этот новый сильнодействующий синтез двух разных подходов к пониманию процессов, происходящих в сознании и во всем теле, может помочь вам радикально изменить отношение к негативным мыслям и чувствам. Благодаря изменению отношения вы сможете разрушить нисходящую спираль настроения, так что она не превратится в депрессию. Наше исследование показало, что применение программы, представленной в этой книге, может в два раза снизить риск рецидива у тех, у кого было три и более эпизодов депрессии.

Все женщины и мужчины, принявшие участие в наших исследованиях, страдали от повторяющихся приступов клинической депрессии. Но эта книга может принести значительную пользу не только тем, у кого депрессия официально диагностирована. Многие люди, страдающие от безнадежности и боли, ассоциированной с депрессией, никогда не ищут профессиональной помощи, но они знают, что заключены в тюрьму хронического несчастья. Если вы чувствуете, что постоянно барахтаетесь в зыбучем песке отчаяния, вялости и грусти, то, мы надеемся, вы найдете в этой книге и в аудиоматериалах к ней то, что потенциально может стать очень ценным для вас, то, что поможет вам освободиться от тянущей вниз силы плохого настроения и обрести крепкое настоящее счастье.

Трудно предсказать, как в точности вы испытаете это крайне благотворное изменение отношения к негативному настроению и к чему это приведет впоследствии, ведь у каждого это происходит по-своему. Единственный способ действительно определить, насколько полезными окажутся наши рекомендации и ваше решение им последовать, это временно отложить суждения, без колебаний погрузиться в сам процесс на продолжительное время (в данном случае на восемь недель) – и посмотреть, что случится. Именно это мы просим сделать участников нашей программы. Для более полного погружения в процесс, для того, чтобы помочь вам в этом, мы прилагаем предлагаем аудиозаписи, которые поведут вас аккуратно и с осторожностью по медитативной практике, описанной в книге.

Наряду с медитативными практиками мы будем поощрять вас экспериментировать с развитием установок на спокойствие, сострадание к себе, непредвзятость и мягкую настойчивость. Эти качества могут помочь вам в освобождении от «силы притяжения» депрессии, ведь и современная наука уже подтвердила: на самом деле хорошо, когда прекращаешь попытки решить проблему плохого самочувствия. Это действительно разумно, так как наши привычные способы решения проблем – почти всегда – взвинчивают нас, делая ситуацию только хуже.

Как ученые и клиницисты мы шли окольным путем к новому пониманию того, что эффективно, а что нет при борьбе с повторяющейся депрессией. До начала 1970-х ученые концентрировались на поиске эффективных мер для снятия острой депрессии – того разрушительного первого эпизода, зачастую вызванного катастрофическим событием в жизни человека. Этими мерами стали лекарства-антидепрессанты, которые и остаются для многих необычайно полезными в лечении депрессии. Затем обнаружилось, что депрессия, однажды вылеченная, часто возвращается – и вероятность рецидива растет тем больше, чем чаще мы ее испытываем. Это изменило всю нашу концепцию депрессии и хронического несчастья.

Оказалось, что антидепрессанты «лечат» депрессию, только пока люди продолжают их принимать. Как только они прекращают прием лекарств, депрессия возвращается, может быть, не сразу, а через несколько месяцев. Ни пациентам, ни докторам не нравится идея принимать лекарства всю жизнь, чтобы удерживать призрак депрессии на расстоянии. Поэтому в начале 1990-х мы (Зиндел Сигал, Марк Уильямс и Джон Тисдэйл) стали искать возможность разработки совершенно нового подхода.

Для начала мы попытались понять, что заставляет депрессию возвращаться, что делает зыбучий песок более сильным с каждой схваткой. Оказалось, что каждый раз, когда человек погружается в депрессию, связи в мозгу между настроением, мыслями, телом и поведением становятся сильнее, облегчая повторное возникновение депрессии.

Далее мы стали исследовать, что можно было бы сделать с этим постоянным риском. Мы знали, что психологическое лечение, называемое когнитивной терапией, доказало свою эффективность для острой депрессии и защитило множество людей от рецидива. Но никто в точности не знает, как оно работает. Нам надо было это выяснить – не только из теоретического интереса, но и потому, что ответ давал возможность для множества практических применений.

До настоящего времени все виды терапии, и антидепрессанты и когнитивная психотерапия, прописывались людям, только когда они уже были в состоянии депрессии. Мы рассуждали, что если бы мы смогли идентифицировать ключевой ингредиент в когнитивной психотерапии, мы могли бы обучить людей этим навыкам в период, когда они находятся в нормальном состоянии. Мы решили не ждать, когда в следующем эпизоде произойдет катастрофа, а попробовать натренировать людей в использовании этих навыков, чтобы пресечь депрессию в корне, а лучше вовсе предотвратить.

Любопытно, что наши индивидуальные пути исследования в итоге привели нас к изучению клинического использования медитативных практик, ориентированных на развитие особой формы сознания, известной как направленное внимание, которая берет начало в мудрых традициях Азии. Эти практики, являвшиеся частью буддийской культуры на протяжении тысячелетий, были отполированы и очищены для использования в современной медицине Джоном Кабат-Зинном и его коллегами на медицинском факультете Университета Массачусетса. Доктор Кабат-Зинн основал здесь в 1979-м программу по уменьшению стресса, сейчас известную как УСОНВ, или уменьшение стресса на основе направленного внимания, которая связала медитативные практики направленного внимания и их применения к стрессу, боли и хроническим болезням. В той внимательности, которую мы практикуем, также важно качество «сердечности», так как речь действительно идет о сострадательном понимании. Было доказано, что УСОНВ чрезвычайно эффективно для пациентов с хроническими болезнями и для находящихся в условиях стресса, а также для таких психологических проблем, как состояние тревожности и паники. Полезный результат проявлялся не только в том, как люди себя чувствовали, думали и действовали, но также в изменении показателей мозговой активности, которые, как известно, лежат в основе негативных эмоций.

Мы решили разобраться в этом подробнее, даже несмотря на некоторое начальное сомнение в том, что могли бы сказать наши коллеги и пациенты, если бы мы заявили, что рассматриваем медитацию как превентивный подход к депрессии. Вскоре мы обнаружили, что в таком соединении западной когнитивной науки и восточных практик есть все, что нам необходимо для того, чтобы разрушить цикл рецидивной депрессии, в состоянии которой мы склонны снова и снова пытаться понять, что пошло не так или почему все идет не так, как нам хотелось бы.

Когда депрессия начинает тянуть нас вниз, мы часто по понятным причинам отвечаем тем, что пытаемся избавиться от наших чувств, подавляя их или стараясь не думать о них. Мы выуживаем из памяти старые печали и воображаем предстоящие тревоги, мысленно примеряем то или это решение и вскоре начинаем чувствовать себя плохо из-за неспособности найти средство, чтобы облегчить испытываемые болезненные эмоции. Мы теряемся в сравнениях того, где мы сейчас, и того, где мы хотели бы быть. И вскоре мы практически полностью начинаем жить в своих мыслях. Становимся отрешенными, теряем связь с миром, с окружающими, даже с теми, кого больше всего любим, и с теми, кто любит нас. Мы отгораживаем себя от богатого потока впечатлений, несущего ощущение полноты жизни. Неудивительно, что мы расстраиваемся и нагнетаем в себе чувство, что мы бессильны что-нибудь изменить. И именно в этой ситуации сострадательное медитативное сознание может сыграть важную роль.

Как лучше всего пользоваться этой книгой

Практики направленного внимания, рассматриваемые в этой книге, могут помочь вам подойти совершенно по-новому к бесконечным и безнадежным странствиям в глубинах неспокойного сознания, увеличивающим риск впасть в депрессию. Фактически они дают вам шанс полностью выпутаться из этого вида умственной активности. Развитие направленного внимания может помочь вам уйти и от старых печалей, и от тревог о будущем. Оно увеличит гибкость вашего ума таким образом, что вам откроются новые варианты, даже если за секунду до этого вы чувствовали, что ничего не можете сделать. Практика направленного внимания поможет предотвратить то обычное ощущение несчастья, которое мы все испытываем, затягиваемые в глубины депрессии. Практика помогает – благодаря возвращению контакта с полным спектром внутренних и внешних ресурсов обучения, роста и исцеления, ресурсов, в существование которых мы, возможно, даже не верили.

Один из полезных внутренних ресурсов, который мы часто игнорируем или воспринимаем как данность – и в депрессии, и в обычном состоянии, – это собственно наше тело. Когда мы запутываемся в своих думах и пытаемся отбросить свои чувства, мы почти не обращаем внимания на ощущения собственного тела. А ведь эти ощущения дают нам скорейшую обратную связь – информацию о происходящем в нашем эмоциональном и психическом состоянии. Они могут дать нам ценную информацию по нашему запросу на освобождение от депрессии, и концентрация на них не только удерживает нас от опасности угодить в ловушку мыслей о будущем или застрять в прошлом, но и может изменить саму эмоцию. В части I этой книги исследуется, как тело, ум и эмоции работают вместе, приводя к депрессии и удерживая нас в ней. Такой взгляд на депрессию возник благодаря передовым исследованиям, он позволит нам понять, как разрушить этот порочный круг депрессии и ее составляющих. Это подводит нас к резкому контрасту: мы все очень привержены паттернам (схемам мышления и поведения), образуемым привычками в мышлении, чувствах и действиях, но это же уменьшает радость жизни и наше чувство открытых возможностей. Оказывается, существует неожиданная сила в том, чтобы наполнить исчерпывающим осознаванием тот отрезок вашей жизни, в котором вы прямо сейчас находитесь.

Логика и данные новейших исследовательских открытий могут быть очень убедительны, но они не обязательно несут практическую пользу сами по себе, так как склонны обращаться только к разуму посредством мыслей и рассуждений. Поэтому во второй части мы поможем вам лично испытать разницу между двумя подходами. Испытать, что мы теряем, когда зацикливаемся на размышлениях, нацеленных на «избавление» от состояния несчастья, и теряемся в них, а что приобретаем, освобождаясь от навязчивых размышлений, восстанавливая связь со всеми аспектами своего существования и мышления, в том числе с силой направленного внимания. Сейчас это может казаться просто абстракцией, просто еще одной теорией для рассмотрения того, чем может быть развитие направленного внимания для ума, тела и эмоций. Вот почему эта часть разработана так, чтобы помочь вам выработать собственную практику направленного внимания и лично увидеть, насколько она может быть глубоко трансформирующей и освобождающей.

Часть III поможет вам усовершенствовать свою практику и направить ее действие на негативные чувства, ощущения и поведение, которые вместе создают «спираль», способную превратить несчастье в депрессию.

Часть IV соединяет все вместе в единую стратегию для жизни более полной и более эффективной перед лицом любых жизненных препятствий, и в особенности перед призраком повторной депрессии. Мы делимся рассказами о людях, которые, наперекор их истории депрессии, росли и менялись благодаря практикам направленного внимания. И мы предлагаем систематическую и простую в применении восьминедельную программу для практического соединения всех элементов и практик, описанных в этой книге. Мы надеемся, что чтение книги и вовлечение непосредственно в практики приведет вас самым действенным способом к вашей внутренней мудрости и исцелению.

Есть много путей получить пользу от данного подхода. Не обязательно сразу обещать себе выполнить всю восьминедельную программу, хотя польза от этого могла бы быть громадной, если момент для этого подходящий. И совсем не обязательно, чтобы у вас была депрессия, – в любом случае вы можете получить большую пользу от участия в одной или нескольких из описанных здесь практик направленного внимания. Привычные и автоматические паттерны ума, которые мы исследуем, поражают практически всех нас, пока мы не поймем, как с ними справляться. Возможно, вы просто узнаете больше о вашем мозге и вашем внутреннем эмоциональном ландшафте. А в процессе занятий у вас естественным образом проснется любопытство и вы захотите поэкспериментировать с некоторыми из практик направленного внимания, возможно, начиная с тех, что описаны в части II. Это в свою очередь может мотивировать вас искренне посвятить себя восьминедельной программе и посмотреть, что из этого получится.

Пара предупреждений, прежде чем мы отправимся далее. Во-первых, различные медитативные практики, которые мы описываем, часто требуют некоторого времени, чтобы проявить свой полный потенциал. Поэтому-то они и называются «практики». Требуется снова и снова возвращаться к ним с открытой душой и с любопытством, а не гнаться сломя голову за результатом, который вам кажется важным для оправдания затрат времени и энергии. Это действительно новый вид обучения для большинства из нас, но он вполне стоит того, чтобы его попробовать. Все, что мы изложили здесь, нацелено на поддержание ваших усилий.

Во-вторых, не стоит приниматься за полную программу во время приступа клинической депрессии. Факты показывают, что, может быть, разумнее подождать, пока вам не окажут необходимую помощь, пока вы не будете способны обратиться к этому новому методу работы со своими мыслями и чувствами, когда ваш ум и дух уже освободятся от разрушительной тяжести острой депрессии.

С чего бы вы ни начинали, мы предлагаем вам делать упражнения и практики, описанные здесь и в аудиоматериалах, призвав на помощь терпение, сострадание к себе, настойчивость и непредвзятость. Мы приглашаем вас отойти от присущей нам всем склонности пытаться привести все происходящее к какому-нибудь стереотипу и вместо этого поработать над тем, чтобы в каждый момент времени позволять тому, с чем вы работаете, быть тем, чем оно уже действительно является. Лучшее, что вы можете сделать, – это просто доверять своей природной способности к обучению, росту и исцелению по мере того, как мы проходим через процесс, – и погружаться в практики так, как будто от них зависит ваша жизнь, что во многом, буквально и метафорически, так и есть. Остальное пойдет само собой.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *