Деревни Татарстана

История образования

Есть одна татарская деревня с руслом, на горном месте, на небольшом ручье. Это наше село-Татар Казысы. Русские его называли Отар-Дубровка. Он расположен в отдаленности 65 км от Казани. Площадь 6070 га. Протяженность улиц составляет 5,16км.
Когда началось строительство деревни? Кто дал ей имя? Кто его основал?
В 1550-е годы из Ногайской Орды в Казанское ханство переехали ногайские татары. Один из них-Казы морза, который вместе со своими жителями обитает на берегу небольшой речки с левым притоком реки Меша. Название реки носило название «Казы морза» (река Казы). Его именем названы и построенные позже села. Например, Русские Казыли, Верхние Казыли, Кряшенские Казыли, Татар Казысы. Татар Казысы напрямую связан с его именем. Это подтверждается письменными источниками. .
Известно, в каких условиях и как обосновался этот населенный пункт первый человек. Он родом из Ногаевских татар. Его имя-Теки Янчурин. Еще до получения Казанского ханства в официальных документах эти земли находились в руках Теки Янчурина. В 1558-1583 годах за проявленное мужество в Ливонской войне ему было добавлено немало земель. В 1604 году Теки Янчурин был награжден вотчиной .
Год рождения Теки Янчурина неизвестен, по легенде он был очень сильным, смелым человеком. Умер он в 1612 году.
Остались три его сына-Туйбак, Гайбак, Янсар. Деревня соседствует с дубовым лесом, жители деревни вырубают деревья, формируют пахотные земли. Русские называли эту деревню Отар-Дубровкой.(Отар-утар,Дубровка-Дубровка, то есть усадьба Дубровка). В настоящее время большинство жителей села являются продолжателями этих трех сыновей. Янсар, сын Теки Янчурина, в 1615-1616 годах руководил крестьянскими войнами, организованными против налоговой политики царского правительства. За это его арестовали и наказали в Москве. На сегодняшний день в селе проживают 14 -15 поколений Деда-Теки.
Сельчане издавна славились трудолюбием. Основным промыслом было земледелие, животноводство. Население возделывает хлебные культуры, коноплю, лен. Из конопли льют ткань, поят паласы, из семян получают масло конопли. Люди жили в достатке, не голодали.
В XVI-XVII (16-17) веках к национальной пыткам добавилась иерархия. Началось насильственное крещение татар в христианство. Старожилы деревни обманули русских миссионеров и не пустили их в деревню. Из-за того, что деревня была между густыми лесами, русские выезжали по реке Меша и в первую очередь крестили прибрежные народы. Доказательством тому служат соседние села, все крещенные деревни.
В 1718 году большинство жителей деревни работали на рубке леса под строительство корабля (Адмиралтейство).
В XVII-XIX (18-19) веках деревня входила в Лаишевский уезд Казанской губернии. В деревне построены мечеть и медресе. Сельское население получило религиозное образование.
В 1861 году, по архивным документам, на основании Ведомости руководителя народных учебных заведений Лаишевского уезда Быкова было открыто медресе. Учителем был назначен Нуретдинов Гилязетдин. Некоторые односельчане, продолжая учебу в медресе «Казан» и «Бухара», становятся имамами. Один из них Салахов Ибрагим-отец бывшего мэра Казани Камиля Исхакова.
На Первую мировую войну в 1914 году из села ушли 150 человек. Среди них есть и кавалер Георгиевского креста Хабибуллин Даут.
В 1918 году в школе прекратилось преподавание религиоведческих дисциплин.
Во время Гражданской войны, в 1918 году, Лениным был назначен председателем революционного мусульманского комитета г. Астрахани наш земляк Касим Туйбахтин . В 1919 году там он был убит белыми. Его имя присвоено колхозу, созданному в деревне. Колхоз носил название «Туйбахтин» до 1960 года.
В 1930 году на селе была проведена коллективизация. 11 семей, считавшихся кулаками, были выселены из деревни.
В 1931 году в колхозе” Туйбахтин » было 120 голов лошадей, 20 коров, 80 голов овец, 1 свинарник.
В 1933-37 годах (председатель колхоза Ахмадуллин Загидулла) в колхозе началось крупное строительство; строились конефермы, овцеводческие, коровники, звероводческие фермы, клуб, здания управления, зернохранилища, пекарня.
В 1934 году проводилась одна линейная телефонная связь. Для детей откроются ясли и площадка. В колхозе занялись разведением племенных лошадей для Красной Армии. Такие предметы первой необходимости, как тележка, сани, сбруй, изготавливаются в самом колхозе.
В 1937 году колхоз получил 22 центнера урожая с каждого гектара зерновых, участвовал во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и удостоился золотой медали. В государство реализует зерно, овощи, мясо, молоко, шерсть, дорогую серебристую шерстяную лисицу, енот, шкуры кроликов. На трудо -день колхозникам по 12 кг выделяется хлеб.
В колхозе приобрели 2 трактора” Фордзон», 1 грузовик.
В 1941 году в деревне проживал 810 человек, с началом Великой Отечественной войны на фронт ушли 214 человека, 93 из них остались лежать на полях сражений. Женщины и старики ковали победу в тылу. На полях выращивали хлеб, работали в животноводстве, рубили дрова в лесу. Молодых женщин отправили на рытье окопов. Вечером вязали шерстяные носки, варежки для отправки на фронт.
В 1960 году была проложена водопроводная трасса, установлены колонки на улицах, в центре села был проложен мост.
В 1961 году в деревне загорелась первая электрическая лампочка.
В 1977 году была построена новая школа.
В 1994 году была открыта новая мечеть. Мечеть построили силами односельчан .
В 2000 году в селе провели газ, телефон.
В 2005 году-распался колхоз” Татарстан». Приехали инвесторы. ООО «Инвест-групп» в 2009 году-распался .
Настоящее время в состав Отар-Дубровского сельского поселения входят два населенного пункта- с.Отар-Дубровка и с. Казыли . Население составляет 470 чел., их них 369 избиратели. На территории сельского поселения ведет свое хозяйство ООО «Макс-Ойл». Он занимается животноводством и растениеводством. Имеют хорошие результаты. На сельском поселение обслуживают население, 2 магазина , отделение связи, ФАП, сельский дом культуры, библиотека, средняя общеобразовательная школа. ветеринарный пункт.

Политика Российской империи привела к противоположным последствиям для русской и татарской деревни

Фото: Wikimedia Commons (В.Поленов. Русская деревня)

Слова об «аульской культуре» татар, оброненные одним из университетских преподавателей, задели многих. Хотя сам преподаватель уже извинился, обсуждение эпизода продолжается в социальных сетях. Общественно-политическая ситуация в Татарстане и без того накалена спором вокруг преподавания татарского языка. Любая «мелочь» усугубляет конфликт все сильнее и сильнее. «Реальное время» уже публиковало текст нашего колумниста с критикой тезиса о деревенском характере татарской культуры. Сегодня наш обозреватель делает экскурс в социальную историю русских и татар, чтобы понять происхождение бытующего стереотипа.

Чем могут обидеть друг друга два городских народа с крестьянским прошлым

В России сложно кого-то оскорбить указанием на его деревенское происхождение. На 1914 год в европейской части страны сельское население составляло 85,6%, а городское 14,4%. Учитывая, что в период Гражданской войны на городское население пришлась основная доля эмигрантов, а оставшиеся горожане спасались в деревне от голода и холода, у нас сложно найти людей, чьи прадеды и прабабушки вообще никак не причастны к сельской жизни.

Хотя доля татар в населении Казани до революции оставалась невелика, татары были самым урбанизированным из нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Крупные торгово-ремесленные татарские слободы находились во множестве городов. Их воздействие распространялось на все сельское население. С конца XIX века все больше татар работало в современном фабрично-заводском производстве, пополняя ряды нарождающегося российского пролетариата.

Советская индустриализация окончательно выровняла соотношение татар и русских в городах Татарстана. Почему же на уровне стереотипов постулат о «сельском характере татарской культуры» оказался так живуч? Ладно, если одни этим пытаются обидеть, но ведь и те, кому адресовано послание, обижаются. В самой татарской аудитории часто говорится, что татарам не хватает «современной городской культуры». За несоответствие этому стандарту качества критикуется татарская эстрада и другие явления.

На одном краю пропасти оказался европеизированный мир дворянских усадеб и привилегированных городских слоев. С другого края был несчастный мужик в своей крепостной беспросветности. Фото diletant.media

К началу XX века русская деревня стала проблемой для всех

Несмотря на урбанизацию, деревня значит для татар куда больше, чем для русских. И этому есть исторические объяснения. Действительно, Иван Грозный уничтожил последние очаги татарской городской культуры, захватив Казань и Астрахань (Крым развивался отдельно). До Грозного Тамерлан разрушил большинство золотоордынских городов на Волге. Но эта история не исчерпывается перечнем татарских национальных трагедий. Русские разговоры об «аульности» татар — это обратная сторона других русских разговоров о том, что свою деревню русский народ потерял, что старые дома пустуют, новые не строятся, сельскохозяйственные земли вновь зарастают сорняком и лесом. Территория, протяженностью которой так гордились, уходит сама.

Русские вышли абсолютными победителями в войне за наследие Золотой Орды. Построили одну из самых больших империй в истории человечества. Однако всему этому была цена. Заплатила ее русская деревня, обращенная в крепостное состояние, и крестьяне, доведенные до состояния рабов. Решающим моментом стали экстремальные реформы Петра I, когда русское общество разорвали между двумя полюсами. На одном краю пропасти оказался европеизированный мир дворянских усадеб и привилегированных городских слоев. С другого края был несчастный мужик в своей крепостной беспросветности.

За века крепостничества русская деревня стала настоящей проблемой. Все государственные и общественные институты поздней Российской империи относились к ней так, словно это больной человек, у которого вот-вот случится обострение недуга. Государственная власть пыталась решить вопрос малоземелья, нараставший вместе с ростом населения. Церковь пыталась вдохнуть новую жизнь в православный приход, где духовенство давно стало кастой исполнителей обрядов, а нравственное воздействие на народ было скорее исключением. Интеллигенция переживала по поводу невежества крестьянских масс.

Политика Петра I привела татар к парадоксальным результатам

Совершенно к другим результатам за XVIII—XIX века пришла татарская деревня. Она тоже испытывала прессинг со стороны государства и успела обрасти множеством хозяйственных проблем. Но ее статус цитадели национальной культуры не подвергался сомнению. Татарское общество оказалось более солидарным и не знало такого разрыва между элитой и простыми людьми.

Совершенно к другим результатам за XVIII—XIX века пришла татарская деревня

В первые века после завоевания Казанского ханства сохранялась социальная группа служилых татар, которая могла претендовать на привилегированный статус. Недаром в документах XVI—XVII веков разные группы населения татарской деревни назвались разными терминами, созвучными названиям современных народов. Население, обязанное нести службу, носило название «татар». Податное население, платившее налог ясак, называлось «чувашами». Однако русское правительство не стремилось усиливать прослойку местных феодалов, поэтому ясачные люди не принадлежали служилым в качестве крепостных. По подсчетам историка социальных отношений в Поволжье Евгения Ивановича Чернышева (1894—1979), в 1646 году свои крестьяне были только у 27,7% татарских помещиков Казанского уезда и у 24,1% служилых татар Свияжского уезда. «И служилые, и ясачные татары давление крепостного права больше ощущали со стороны государства, чем в отношениях между собой», — писал Чернышев.

Еще меньше стало расслоение татар после Петровских реформ. В ходе политики по укрупнению сословий множество мелких служилых людей (и в том числе татар) не попали в число привилегированного «шляхетства» (термин «дворянство» станет использоваться чуть позже). Они стали государственными крестьянами. Парадоксальным образом сработал царский указ 3 ноября 1713 года, запрещавший помещикам-мусульманам владеть православными крепостными. Власти на местах трактовали его, как запрет татарским князьям и мурзам владеть землей вообще. Сословие служилых татар покидает историческую арену, а выходцы из него пополняют ряды купечества и ученого мусульманского духовенства. Восстановление прав татарского дворянства при Екатерине II сыграло скорее символическое значение и не изменило ситуации в корне.

Довершили процесс попытки массовой христианизации татар при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Из этого испытания татарская деревня вышла сплоченным самоуправляющимся обществом, со своей интеллектуальной элитой, и единой культурой, которая объединяла всех: от бедного батрака до имама, учившегося в Бухаре.

Почему марийки предпочитали татарское платье русскому

Русским катастрофически не хватало полутонов между блеском высшего общества и неприглядностью помещичьей деревни. То есть со средним классом в нашей стране не заладилось уже очень давно. Были, конечно, по всей стране рассеяны старообрядцы. Как и татары, они жили параллельной жизнью с остальной страной, имели параллельную интеллектуальную элиту и культуру, пронизывающую все общество. Но за это их и преследовало государство. Где-то далеко на южных рубежах империи и в Сибири были казаки, сочетавшие личную свободу и самоуправление с земледельческим трудом. На севере были поморы. Центр страны оставался помещичьим или крепостным.

Когда в 90-е годы стали вспоминать Россию, которую мы потеряли, бестселлером стал роман Ивана Шмелева «Лето Господне», где описывается жизнь мещанско-купеческой Москвы глазами маленького мальчика. Но и этот мир простых горожан, сохранявших национальные традиции в относительно комфортной среде, оказался зажатым между двумя крайностями русской жизни. В Первую русскую революцию 1905—1907 годов городской средний класс в массе поддержал монархические организации. Лавочники из Черной сотни стали объектом насмешек со стороны прогрессивной интеллигенции. В следующих двух революциях судьбу страны решали совсем другие силы, а слово «слобода», означающее малоэтажную городскую Русь, многие так и употребляют в уничижительном смысле. «Лето Господне» писалось в эмиграции как реквием по несостоявшейся России.

Тюркские богачки одеваются в общем одинаково с бедными женщинами и только совершенствуют сложившиеся формы

Наличие болезненного разрыва в русской среде и отсутствие такого у татар, явственно чувствовали соседи двух народов — волжские финно-угры. В XIX веке они еще не мыслили культурологическими категориями, но этнограф Иван Николаевич Смирнов (1856—1904) заметил, что марийские модницы интуитивно предпочитали татарское платье русскому. «Русский женский костюм не может соперничать с тюркским по силе влияния. Импонируют, вызывают подражание всегда идеальные, лучшие образцы данного костюма, такие образцы, в которых участвует и богатство, и вкус. Тюркские богачки одеваются в общем одинаково с бедными женщинами и только совершенствуют сложившиеся формы. У русских богатые женщины уже больше столетия покинули национальный костюм, а в костюме бедных женщин впечатление от формы стирается впечатлением от неблестящего обыкновенного материала», — писал Смирнов.

Трудный выбор между татарской эстрадой и русским шансоном

Неудивительно, что когда настала пора миллионам бывших крестьян переселяться в города, русские быстрее утратили связь со своей деревенской почвой. Из страны изб Россия превратилась в страну панельных многоэтажек. Новая жизнь принесла новые радости и горести. Тосковать о прошлом — удел любителей. Старые деревенские песни заменил репертуар советских композиторов и поэтов, писавших в народном стиле о том, как течет река Волга. Сейчас на эту нишу претендует русский шансон, сплавленный из мелодий блатной Одессы и упрощенной бардовской поэзии. Даже если захочется горожанину спеть что-то из народного, скорее всего, это будет песня про казаков с Терека и Дона, а не про Кострому, Нижний Новгород и Смоленск.

Татары, перебравшись в большие города, сохранили крепкий тыл на селе. И хотя некоторые комплексуют по этому поводу, никому и в голову не придет отрицать, что именно благодаря родным аулам татарский народ успешно пережил много трудных испытаний.

Как быть русским? На этот счет существуют разные мнения. Можно принять себя как городской народ, где национальная культура — это культура элиты (Пушкина, Чайковского, Кандинского). Можно заново переоткрывать родную народную традицию и делать ее актуальной современными средствами. Между этими позициями уже идет и будет продолжаться полемика. Но отсутствие «своего аула» у русских — это болезненный факт национальной психологии, который требует реакции. Возможно, не имея внятного ответа, некоторые начинают испытывать чувство зависти к соседям, у которых аул есть.

Марк Шишкин ОбществоКультураИстория

Столица: город Казань, основанный в 1005 году.
Республика образована: 27 мая 1920 года.
Географическое положение

Республика Татарстан граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртской Республикой и Чувашией. Протяженность территории республики – 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Площадь Республики составляет 67 847 кв км, население — 3,869 млн человек (2016 год).

Климатические особенности

Климат умеренно-континентальный, очень сухой, с теплым летом и не очень холодной зимой: средняя температура января -16С, июля +25С. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. В теплый период (выше 0C) выпадает 65-75 % годовой суммы осадков. Максимум осадков приходится на июль (51-65 мм), минимум — на февраль (21-27 мм). Наиболее солнечный период — с апреля по август. Снежный покров образуется после середины ноября, его таяние происходит в первой половине апреля.

Туристические возможности

Государственный Комитет Республики Татарстан по туризму

Основным туристическим маршрутом является маршрут «Жемчужное ожерелье Татарстана». Он состоит из малого и большого колец. Маршрут малого кольца лежит вокруг Казани, по Арскому району (сохранен быт, традиции и обычаи татарского народа), Лаишевскому району (памятники русской культуры, праздник хороводов в селе Русское Никольское), Верхнеуслонскому району (привлекает любителей горнолыжного спорта), Пестречинскому и Зеленодарскому районам. Большое кольцо — это более масштабное путешествие по центрам культурно-исторического наследия. Вы посетите раскопы древних городищ, музеи, уникальные природные территории. В Большое кольцо входят Волжско-Камский заповедник, Спасский заказник, заповедник Чистые луга.

Государственный Комитет Республики Татарстан по туризму

Любителей животного мира привлечет Казанский зооботанический сад, один из старейших в Европе. Он открыт в 1806 году, раньше лондонского, берлинского и московского зоопарков. В его коллекции 145 видов животных, в том числе занесенные в Красную книгу.

Также любителям природы стоит посетить Волжско-Камский биосферный заповедник. Его площадь составляет 10 тысяч га, 90% территории покрыто лесами, среди которых сохранились 200-300 летние сосны, ели, дубы. Заповедник богат орнитофауной — птиц насчитывается более 200 видов, причем 8 из них относятся к редким и исчезающим, также много редких пресмыкающихся. На берегу Раифского озера сохранился архитектурный ансамбль монастыря, чью красоту подчеркивают вековые сосны.

Тех, кто неравнодушен к церковной архитектуре и истории, в республике ждет настоящее богатство древних и восстановленных памятников: Свято-Успенский Свияжский монастырь, Казанско-Богородицкий монастырь, чья история связана с иконой Казанской Божьей матери, Свято-Веденский монастырь, с возведением которого связывают прекращение эпидемии моровой язвы, и другие.

Кроме обязательной туристской программы (Казанский Кремль, икона Казанской Божьей матери, татарский праздник сабантуй), есть также места, о которых больше знают местные жители, чем туристические справочники. Например, Арка влюбленных, стоя под которой двое могут слышать друг друга, даже стоя в разных концах арки и говорят шепотом. Считается, что признание, произнесенное там, навсегда скрепит два сердца.

Или же Башня Сююмбике, одна из падающих башен мира, хранящая легенду о казанской царицы Сююмбике, которая, чтобы избежать замужества с Иваном Грозным, выбросилась с башни. Считается, что если прислониться к стене башни лбом и загадать желание, оно исполнится. Если же вы мечтаете о путешествиях, вам нужно посидеть в бронзовой карете Екатерины II, точнее, в ее бронзовой копии, и представить себе место, куда вы хотите отправиться. Любителей уличного искусства привлечет памятник Федору Шаляпину, у которого собираются музыканты и играют для прохожих, а прикосновение к левому ботинку памятника (обязательно на закате) принесет вам успех в певческом искусстве.

Если вам больше по душе небольшие городки, обязательно посетите Елабугу. Этот город, кажется, состоит только из памятников старины и достопримечательностей. Это историко-археологический комплекс «Елабужское городище», площадь тысячелетия Елабуги, Мемориальный комплекс поэтессы Цветаевой, дом-музей художника Шишкина, музей уездной медицины Бехтерева… И самый необычный музей — музей-театр «Трактир», где вы можете поучаствовать в трапезе по древним обычаям.

Каждый путешественник, приехавший в республику, обязательно посещает Болгар — место, священное для жителей Татарстана и мусульман всего мира, город паломничества мусульман, стремящихся совершить малый хадж к своим святыням. Именно в Великих Булгарах был принят ислам в 922 году.

Там, где Свияга сливается с Волгой, стоит, словно ожившая сказка, остров-град Свияжск. Свияжск был построен царем Иваном Грозным за четыре недели как форпост для взятия Казани. Он стал первым православным городом в крае, центром распространения христианства.

Государственный Комитет Республики Татарстан по туризму

Недалеко от Казани расположился Раифский Богородицкий мужской монастырь, основанный в 1661 году. Здесь находится одна из православных святынь — чудотворная икона Грузинской Божией Матери.

В республике насчитывается 80 объектов экологического туризма, имеются прекрасные условия для охоты и рыбалки, для отдыха и лечения. В республике можно заняться активным отдыхом. Камский рудник, представляющий интерес для скалолазов и спелеотуристов, многочисленные реки и озера для любителей яхтспорта и сплавов. Впечатлят вас и современные горнолыжные комплексы «Казань» и «Ян».

А особо везучим путешественникам удается попасть на Сабантуй — самый любимый в народе праздник, который отмечается в июне по случаю окончания весенне-полевых работ. Гости праздника участвуют в веселых состязаниях, знакомятся с народным эпосом и старинными обычаями. В деревнях они смогут присоединиться к татарской свадьбе, отведать традиционные блюда домашней кухни и на собственном опыте убедиться в гостеприимстве татарского народа. Очень популярен и другой народный праздник — Каравон (в мае), на него съезжаются фольклорные коллективы и многочисленные туристы, которые водят хороводы под старинные песни.

Достопримечательности:

  • Казанский Кремль
  • Башня Сююмбике
  • Мечеть Кул-Шариф
  • Национальный музей Республики Татарстан
  • Храм всех религий (г. Казань)
  • Богоявленский собор Казани
  • Петропавловский собор в Казани
  • Дом-музей Ивана Шишкина (г. Казань)
  • Музей-квартира Мусы Джалиля (г. Казань)
  • Литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая (с. Новый Кырылай)
  • Мемориальный комплекс Марины Цветаевой (г. Елабуга)
  • Ананьинский могильник
  • Волжско-Камский заповедник
  • Остров Свияжск
  • Чертово городище в Елабуге
  • Раифский Богородицкий мужской монастырь
  • Город Булгар

Более подробную информацию о регионе смотрите на интернет-ресурсах органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственный комитет Республики Татарстан по туризму

Председатель: Иванов Сергей Евгеньевич

Адрес: 420015, Казань, ул. Горького, 19

Приёмная

В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах

Фото: vk.com

Умирающие деревни — печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ — решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» — «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 — 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная — Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц — Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история. Например, деревня Мастеево, в 1930 — 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то — торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 — уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 — 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане — около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

— В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56—57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, — рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», — приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений — на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая — находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе — 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие — в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

— Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, — заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 — на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие — деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина ОбществоИсторияВласть Татарстан

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *