Дерево Христа

Обзор армейского оружия.

Не секрет, что основой для таких разработок стал чехословацкий пистолет-пулемет «Скорпион». Этот образец относится к так называемым малым пистолетам-пулеметам, которые почти ничем не отличаются по своим габаритам и массе от автоматических пистолетов. «Скорпион» даже носят в обычной поясной кобуре. По сути, это разное конструктивное оформление одной и той же концепции. Для «Скорпиона» главное — поразить цель точным огнем и вывести ее из строя несколькими маломощными пулями. Во главу угла была поставлена точность. Для этого использовались боеприпасы малого калибра, хотя впоследствии «Скорпион» выпускался и под наш патрон 9×18. «Скорпион» завоевал славу в реальных боевых столкновениях, так как активно использовался в диверсионно-террористических целях, в том числе и различными левыми группировками. Этот опыт был по достоинству оценен отечественными разработчиками. Модернизированная версия КЕДРа названа «Клин»; в нем используются более мощные боеприпасы 9×18 ПММ. Имеется версия и под патроны 9×17.

Созданы бесшумные версии с интегрированным глушителем. В целом это вполне современный малый пистолет-пулемет, но не стоит ждать от него слишком многого. В любом случае в руках неопытного стрелка от него будет больше толку, чем от пистолета. Минус КЕДРа — в расположении органов управления. Так, рукоятка взведения расположена слева. В этом вроде бы некоторые плюсы, так как для взведения оружия его не нужно перехватывать; но когда рукоятка взведения перемещается около лица, это не особенно приятно: габариты оружия весьма невелики, и прицеливание из него не особенно удобно. В то же время переключатель видов огня и предохранитель расположены с правой стороны, что неудобно. Его характеристики: патрон 9×18 (для КЕДРа) и 9×18 ПММ (для «Клина»); масса 1,55 кг (без магазина); длина со сложенным прикладом 305 мм; общая длина 530 мм; длина ствола 120 мм; темп стрельбы 1000 выстрелов/мин (для КЕДРа с патроном 9×18) и 1200 выстрелов/мин (для патрона Эх18ПММ); емкость магазина — 20 и 30 патронов; эффективная дальность стрельбы 50-100 м и до 150 м (для патрона Эх18ПММ).

Особенность конструкции «Скорпиона» — в наличии замедлителя темпа стрельбы. Для такого оружия, как малые пистолеты-пулеметы, это важный показатель. Обычно у них невелика емкость магазина, часто используются магазины пониженной емкости, делающие оружие малогабаритным; меньший темп стрельбы позволяет увереннее контролировать это легкое оружие. В «Скорпионе» используется замедлитель темпа стрельбы, построенный на инерционном принципе и расположенный в рукоятке. Это плюс компоновки: в данном случае объем рукоятки не пропадает просто так.

Похожая схема была применена и на отечественном пистолете-пулемете «Кипарис». Он построен практически по той же схеме, что и КЕДР, но имеет немного большие габариты, более эргономичную компоновку и замедлитель темпа автоматического огня. Отсюда и большая эффективность.

По сравнению с КЕДРом «Кипарис» — более редкое оружие, выпускавшееся небольшими партиями. Его характеристики: патрон 9x 18 мм ПМ; масса 1,57 кг без магазина; длина в сложенном положении 317 мм; длина с разложенным прикладом 590 мм; длина ствола 156 мм; темп 900 выстрелов/мин; емкость магазинов — 20 и 30 патронов; дальность — 100-150 м.

У «Кипариса» рукоятка взведения расположена справа, а органы управления огнем — слева. Это удобно. У «Кипариса» есть, пусть и не очень удобное, цевье, которое позволяет вести огонь с более устойчивого положения. Наличие возможности стрельбы с закрытого затвора и хорошая точность при одиночном ведении огня позволяют использовать «Кипарис» как малогабаритный самозарядный карабин, оптимальный для полицейских. Возможность вести автоматический огонь, сравнительно низкий темп его — также большие плюсы. «Каштан» Это еще один малогабаритный пистолет-пулемет с несколько необычной судьбой. Его аналогом является австрийский пистолет-пулемет фирмы «Штеер МР-69». Зачем его нужно было копировать заводу имени Дегтярева из города Коврова, не совсем понятно, так как на этом предприятии много своих оригинальных разработок. Но факт остается фактом. Первоначально «Каштан» был скопирован с австрийского образца. Это оружие построено по современной компоновочной схеме, предложенной чехословацкими конструкторами. Ее основа — расположение магазина в пистолетной рукоятке и затвор, который набегает на ствол. Такая схема позволяла уменьшить габариты оружия, его массу, сделать его более устойчивым при автоматическом огне. Еще один плюс при перезарядке вслепую — расположение магазина в рукоятке. Это упрощает перезарядку оружия. Данная схема была позаимствована у чехов для пистолета-пулемета «Узи».

По ней же выполнили свой весьма удачный пистолет-пулемет МР-69 и австрийцы с фирмы «Штеер». Именно с этой модели его и скопировали в Коврове, заменив только боеприпас с 9x 19 на 9x 18 ПМ. Но в этом варианте «Каштан» практически не выпускался, так как не понравился потенциальным заказчикам, которым было нужно более компактное оружие. «Каштан» был существенно переработали, значительно уменьшили его габариты и массу. Его характеристики: масса без магазина 1,65 кг; длина в сложенном положении 325 мм; длина с выдвинутым прикладом 485 мм; темп стрельбы 900 выстрелов/мин; длина ствола 167 мм; емкость магазина — 20 и 30 патронов; прицел рассчитан на две дистанции 50 и 100 м; эффективная прицельная дальность 100 м.

На пистолет-пулемет можно устанавливать глушитель, имеется возможность монтажа ЛЦУ. «Каштан» — удачное оружие, удобное для скрытого ношения, с хорошей меткостью, но из-за ряда причин выпущен в небольшом количестве. Этот тип оружия используется в основном в ФСБ, хотя рассматривался вариант его использования в качестве оружия самообороны летчиков.

Еще одна оригинальная разработка, скопированная с западного аналога, — пистолет-пулемет ПП90. Его американский аналог разработан фирмой «Арес». Это оружие создавалось, согласно легенде, для агентства по борьбе с наркотиками. Конструкция более чем оригинальная, состоит из двух раскладывающихся половинок. Идея позаимствована разработчиками у фирмы КБП. Пистолет-пулемет в сложенном виде представляет собой коробку габаритами 270x90x32 мм. Но, самое главное, незнающий человек вообще не поймет, что это такое. Если оружие разложить, то получается коробчатый приклад, в котором перемещается затвор, на шарнире откидывается рукоятка, служащая приемником для магазина, и спусковая скоба. Оружие можно переносить с магазином в рукоятке. Его характеристики: длина в разложенном положении 485 мм; масса 1,83 кг; темп стрельбы 600-800 выстрелов/ мин; емкость магазина — 30 патронов. Оружие рассчитано на патроны 9×18. ПП90 разработан для МВД, но, как это ни странно, оказался идеальным для преступных элементов. Это оружие для нападения, а не для защиты. У ПП90 немало плюсов. Длинный ход затвора, набегающего на ствол, обеспечивает безударную работу автоматики. Расположение приклада на одной линии со стволом дает неплохую точность. Но на этом плюсы и кончаются. Для приведения оружия в боевое положение приклад откидывается, откидываются и прицельные приспособления рамочного типа, взводится затвор. Все это требует времени. Рукоятка взведения расположена в нижней части приклада и представляет собой небольшой крючок.

Взводить затвор неудобно, так как крючок для взведения невелик по размерам, к тому же мешают острые края короба приклада. Сама конструкция обладает небольшой жесткостью. Этот недостаток был исправлен в следующих модификациях. На первых вариантах пистолета-пулемета был предусмотрен только режим автоматического огня, что вполне логично для такого оружия. Позже появились варианты с переключателем на одиночный огонь. Если в сложенном положении оружие имеет небольшие и удобные габариты, то в разложенном неудобно для переноски. Кроме того, большое количество шарниров делает это оружие недостаточно надежным; при раскладывании могут возникнуть различные проблемы (личный опыт). На ПП90 можно установить и глушитель, но это увеличит габариты и сделает его складывание проблематичным. Можно установить и ЛЦУ, но и это увеличивает габариты. Все это надо учитывать, приобретая оружие. Принятие его на вооружение МВД — почти детективная история. Милицейские генералы были настолько очарованы этой складной конструкцией и волшебной фразой «лучше «Узи»», что приняли ее, особенно не задумываясь. КБП проявило завидную оперативность, выполняя заказ, но практика использования показала, что это оружие имеет много недостатков, а главное, создано для совершенно другого. Поэтому после принятия на вооружение и выявления недостатков ПП90 были просто направлены на хранение для использования в особый период.

Единственное реально подтвержденное боевое применение этого оружия было в Белом доме во время событий осени 1993 года. Этот пистолет-пулемет рассматривался как оружие для самообороны пилотов армейской авиации: его габариты были удобны для размещения на разгрузочном жилете, но от него оказались: в полевых условиях это оружие плохо защищено от попадания грязи. ПП90 — оружие для города.

ПП93, новая версия пистолета-пулемета, была разработана, когда стали очевидны некоторые недостатки ПП90. Иногда его считают нескладной версией этой модели. На самом деле это самостоятельная конструкция. В оружии складной приклад, но он настолько невелик по габаритам, что пользоваться им по назначению сложно, хотя роль плечевого упора он все же выполняет. Его характеристики: длина в сложенном положении 325 мм; в разложенном 577 мм; масса 1,47 кг; емкость магазинов — 20 и 30 патронов; темп стрельбы 600-800 выстрелов/мин; эффективная дальность стрельбы 100 м.

Это оружие имеет оригинальную схему перезарядки. Ручка перезарядки выполнена в виде кнопки, расположенной под цевьем. Для взведения оружия эта кнопка нажимается, и тогда можно взвести затвор. ПП93 — достаточно удачный образец, пригодный для скрытого ношения: может размещаться под одеждой в специальной кобуре. Пистолеты-пулеметы ведут интенсивный огонь с заднего шептала. Это — плюс для малых пистолетов-пулеметов, не обладающих массивными стволами и системами для принудительной теплоотдачи. При ведении автоматического огня с закрытого затвора ствол перегревается и патрон, находящийся в нем, может воспламениться самопроизвольно. В системах, ведущих огонь с заднего шептала, этой проблемы нет: патрон не находится в патроннике. Еще один плюс систем, ведущих огонь с заднего шептала, — их конструктивная простота. Но есть и минусы: одиночный огонь в таком оружии менее эффективен. Для уменьшения подброса оружия используют длинный ход затвора и безударную работу автоматики в переднем положении с помощью выката затвора. Этот принцип позволяет до минимума снизить удар затвора в переднем положении. Выстрел производится при ходе затвора вперед, когда патрон еще не полностью зашел в патронник; при этом первоначальная энергия порохового заряда тратится на остановку движения массивного затвора, а затем его отбрасывает назад. Такая схема несколько повышает точность оружия при одиночной и автоматической стрельбе, позволяет уменьшить массу подвижных частей автоматики и снижает темп автоматического огня, что тоже является плюсом, позволяющим более точно контролировать легкое оружие. В большинстве современных пистолетов-пулеметов используется этот принцип.

ПП2000
Это последняя разработка КБП. У него удачная судьба. Так как это оружие официально принято на снабжение МВД и его решено сделать штатным образцом для замены АКСУ, он уже поступает в подразделения, а это значительно повышает его шансы оказаться на черном рынке. По сути, это отечественный вариант оружия PDW, и скорее всего он будет распространен достаточно широко не только в МВД. Плюс этого оружия в том, что в нем используется патрон 9×19 Парабеллум или его отечественный вариант 7Н13 с повышенной бронебойностью. Его характеристики: масса оружия 1,4 кг; габарит в сложенном положении 340 мм; с разложенным прикладом 532 мм; темп стрельбы 600 выстрелов/мин; емкость магазинов — 20 и 30 патронов; прицельная дальность до 100 м. ПП2000 — очень простое оружие, выполненное по оригинальной схеме. Интересно решена конструкция рукоятки взведения. Она расположена на выступающей части затвора и может поворачиваться вправо или влево, что делает оружие удобным, например, для использования левшами. В конструкции широко используются высокопрочные пластики. Принцип автоматики традиционный для такого оружия: стрельба ведется при закрытом затворе, ударно-спусковой механизм куркового типа. Это позволяет вести как автоматический, так и точный одиночный огонь, на стволе — тормоз-компенсатор. Короткий магазин на 20 патронов почти полностью утоплен в рукоятке. На ствольной коробке закреплена планка Пикатини, она позволяет устанавливать на оружие различные типы прицелов. В частности, для такого оружия неплохо зарекомендовали себя калиматорные прицелы. Органы управления расположены слева, это — переводчик-предохранитель. Расширенная скоба одновременно играет роль упора и для второй руки. В первых версиях ПП200 не было складного приклада, его роль выполнял запасной магазин. Это оригинально, но не очень удобно. Позже был введен складной приклад. Для частного использования ПП2000 имеет один минус — это некоторую дефицитность боеприпасов 9×1 9 по сравнению с Эх 1 8 ПМ. Но так как данный патрон сейчас принят на вооружении в армии и полиции, то трудности эти временные.

«Бизон» — тяжелый пистолет-пулемет на базе автомата Калашникова. Выпускать пистолеты-пуле­меты на базе хорошо зарекомендовавших себя штурмовых винтовок — общемировая тенденция. Это выгодно экономически, так как позволяет использовать готовую конструкцию и ее технологические возможности. Для некоторых моделей даже существует переделочный комплект, который путем замены ствола, затвора и магазина превращает штурмовую винтовку в пистолет-пулемет, но обычно ее используют только как базу для удешевления конструкции. Вполне естественно, что в России был разработан пистолет-пулемет на базе автомата Калашникова. В нем заменена система автоматики, затвор выполнен свободным, но самое главное изменение — это применение шнекового магазина. Он располагается под стволом и выполняет роль цевья, что очень удобно, так как уменьшает габариты оружия. У шнекового магазина необычно большая емкость, что для такого оружия, как пистолет-пулемет, имеет важное значение. Его характеристики (под патрон 9×18 ПМ): емкость магазина — 64 патрона; масса без магазина 2,1 кг; габариты 425 мм со сложенным прикладом; 660 мм — с разложенным; темп стрельбы невелик — 600-700 выстрелов/мин; прицельная дальность 100-200 м. Это оружие имеет несколько вариантов исполнения под разные боеприпасы: патроны 9×18 ПМ, 9×16 ПММ, 9×17, 9×19 Парабеллум. Есть версии с глушителем, с разными типами прикладов. «Бизон» по сравнению со своими зарубежными аналогами, например пистолетами-пулеметами фирмы «Калико», обладает некоторыми плюсами. Во-первых, за основу взята хорошо отработанная база автомата Калашникова; это позволяет вести как автоматический огонь, так и одиночный.

При автоматическом огне оружие обладает хорошей устойчивостью и управляемостью, а емкость магазина позволяет создать высокую плотность огня. У «Бизона» — удобные габариты, это позволяет использовать его для скрытого ношения. Магазин «Бизона» можно хранить снаряженным, при спущенной пружине; перед использованием ее нужно взвести. Это плюс и минус одновременно, так как, с одной стороны, оружие заряжено, а пружина не садится, а с другой — в стрессовой ситуации можно просто забыть взвести пружину. Единственный минус этого оружия — его редкость, так как в силовых структурах не совсем понимают, для чего его можно использовать, и предпочитают более привычные автоматы в укороченных версиях. «Бизон» — оружие для профессионалов и для очень специфического использования.

Ниша тяжелых пистолетов-пулеметов представлена в мире несколькими образцами, одним из самых удачных считается пистолет-пулемет фирмы «Хеклер и Кох». Эта модель состоит на вооружении полиции и спецназа целого ряда стран и создана на базе штурмовой винтовки с полусвободным затвором. Нечто подобное, но на базе автомата Калашникова разработано и в России. Это пистолет-пулемет «Витязь». Само название говорит о том, что при его разработке учитывалось мнение спецподразделения МВД «Витязь». Оружие разработано под патрон 9×19 7Н21. Его характеристики: масса 3 кг; длина при сложенном прикладе 460 мм; при разложенном прикладе 698 мм; длина ствола 230 мм; темп стрельбы 750 выстрелов/мин; емкость магазина — 30 патронов; дальность прицельной стрельбы 100-200 м.

Особенность в том, что магазины можно спаривать с помощью специального устройства. «Вереск» СР-2М — еще один вариант пистолета-пулемета, созданный на базе существующего образца. Основой «Вереска» послужила система бесшумного оружия, в которую входит автомат специальный «Вал», бесшумная снайперская винтовка «Винторез» и малогабаритный автомат «Вихрь». «Вереск» логично заканчивает этот модельный ряд, хотя его компоновка во многом изменена. Но родственные черты легко угадываются. Этот пистолет-пулемет разработан под мощный патрон СП10. Под него разработан пистолет «Вектор», и вполне естественно, что спецслужбы, которые имеют его на вооружении, хотят иметь и пистолет-пулемет под этот боеприпас, тем более что патрон СП10 обладает высокой бронепробиваемостью, а стойкость бронежилетов к пулям патрона 9x 18 ПМ — главный недостаток оружия под данный патрон. Особенность этого пистолета-пулемета в том, что его автоматика основана на отводе пороховых газов и затвор при ведении огня жестко запирается поворотом. Используются патроны СП-10, СП-11, СП12 и СП13. Его характеристики: масса 1,61 кг; длина со сложенным прикладом 367 мм; с разложенным 603 мм; темп стрельбы 900 выстрелов/мин; емкость магазинов — 20 и 30 патронов; дальность стрельбы 100 м (на этой дальности пуля пробивает бронежилет 2-го класса).

Особенность «Вереска» в том, что, в отличие от базовых моделей, магазин размещается в рукоятке управления. Предусмотрена складная передняя рукоятка, улучшающая управляемость оружием. Необычно расположен переводчик и предохранитель. Их функции разделены. Так, предохранитель расположен справа, что удобно, а переводчик — слева. Приклад располагается сверху. Оружие может снабжаться калиматорным прицелом. Это оружие элитных подразделений, оно стоит на вооружении ФСБ, ФСО и некоторых армейских структур. Этот пистолет-пулемет рассматривался в качестве оружия пилотов армейской авиации. Пистолеты-пулеметы активно развиваются во всем мире, порой принимая довольно экзотические формы. Например, бельгийский Р90, американский «Калико», современные версии китайских писто­летов-пулеметов с двойным питанием. Их конструкция постоянно совершенствуется: это — и новые боеприпасы уменьшенного калибра, но увеличенной бронепробиваемости; и даже электронные системы управления огнем. Это вполне разумный подход, так как, используя механические замедлители или замедлители темпа, основанные на пневматике или на гидравлике, проблему можно решить только частично; эти решения далеки от оптимальных. Внедрение электронного управления позволит менять темп автоматического огня в широких пределах, что необходимо для оружия PDW.

26 апреля, 2016 Эльвира

Этот вопрос задавали во все времена с начала христианства — и теологи, и ученые, и историки, и Папы Римские, но ответа на него пока нет. Большое количество деревянных фрагментов — Реликвий Креста известно в мире. Все они разного цвета, из разных пород древесины, а многие ни разу не изучали ученые-дендрологи.

В VII веке Святой Беда — теолог утверждал, что Крест состоял из 4 пород древесины — кипариса, кедра, сосны и самшита. Другие авторы считали, что было 3 вида древесины. В Иерусалиме XII века были уверены, что для Креста Распятия использовали разные виды древесины.

Распятие, Джотто, Капелла Скровеньи, Падуя

Со временем мнения изменялись. Гуманист и фламандский филолог XVI века Джусто Липсио утверждал, что Крест был сделан из дуба, потому что эти деревья были наиболее распространены в Иудее, и по твердости древесины больше всего подходили для Крестов.

Иезуит и теолог Гретсер в XVI веке стал изучать Реликвии Животворящего Креста, и не смог определить породу дерева, но был уверен только в одном — это не дуб.

Современные ученые тоже считают, что для Креста использовали только одну породу дерева, но вот какую?

Паоло Веронезе, Видение Святой Елены, Нац.Галерея Лондона

Распятие, Антонио да Мессина, 15 век, Национальная Галерея, Лондон

Святая Елена обнаружила Крест спустя три столетия после Распятия.

Крест мог сохраниться, если был сделан из кедра — ливанский кедр встречается в тех местах, и его древесина не разрушается временем. НО древесина кедра была роскошью и дорогим материалом. Её использовал Соломон, чтобы построить Храм, также Джустиниан в VI веке из кедра построил церковь, посвященную Деве Марии. Ценное дерево и Кресты для распятия преступников и рабов? Вряд ли.

Древесину других деревьев хвойных пород — в том числе сосны, использовали не для таких благородных целей. Они также долго сохраняются и долго не разрушаются временем. Пинии также растут в Иудее, древесина их не такая дорогая как кедровая. В XIX веке под микроскопом были изучены некоторые Святые Реликвии — в Риме, в Пизе, во Флоренции и в Париже. Эти кусочки древесины признали как сосновые. Так, возможно, что Крест для Распятия делали из древесины сосны-пинии.

Распятие, церковь Санта Мария ин Органо, Верона

В 1959 году анализировали большой фрагмент Креста в Санто Торибио в Испании (Институт Леса Мадрида) и установили, что он из кипариса (хвойного родственника пинии).

Находка в 1968 году около Иерусалима в захоронении костей распятого мужчины с гвоздем обрадовала и дендрологов. В этом захоронении нашли два вида древесины — гвоздь вбивали в оливковое дерево, а под шляпкой гвоздя вставляли дощечку из акации, чтобы обездвижить осужденного. Так, для этого несчастного распятого в период с 6 до 65 года Крест был сделан из оливковой древесины.

Почему верили, что Крест сделан из разной древесины?

Во-первых, хотели придать символический смысл разным частям древа, на котором распят Христос. Во-вторых, найти и продолжить библейские корни, связывая историю Распятия с Ветхим заветом.

Разные версии этого символизма и связи времен дошли до нас в средневековых легендах и текстах.

Аньоло Гадди, Смерь Адама, 14 век, Базилика Санта Кроче, Флоренция

Из Евангелия Никодима монах Якопо да Вараджине в XIII веке для своего труда Золотой Легенды с историями Святых и Мучеников взял историю о сыне Адама — Сете. У Врат Земного Рая Сет встретил Архангела Гавриила и попросил у него священного масла для умирающего отца-Адама, чтобы спасти его душу после смерти. Архангел ответил, что милосердие и масло Господь принесет на Землю когда придет момент Второго Пришествия ( через пять тысяч пятьсот лет). Архангел дал сыну Адама веточку посадить на могиле отца. Когда Сет вернулся к отцу, он уже умер, на его могиле он посадил эту веточку. Из неё выросло огромное мощное дерево, которое дожило до времен царя Соломона.

По легенде об Адаме и Еве Архангел дал не веточку, а три семени разных деревьев — кедра, оливки и кипариса. Они символизировали Отца, Сына и Святого Духа, и их надо было положить в рот Адама. Из семян проросли три дерева, которые увидел Моисей по пути израильтян в Египет. По Божественному указанию Моисей срубил три посоха из деревьв Адама и унес их с собой.

Завещание и смерть Моисея, Лука Синьорелли, 15 век, Систинская Капелла, Ватикан

Вскоре посохи, обладающие Божественной силой, стали творить чудеса — лечили, охраняли от ядовитых змей. Удар посоха о камень открыл источник и напоил водой страждущих от засухи в пустыне, но народ Израиля не проникся и не славил Господа. Тогда Господь разгневался и закрыл им доступ в Землю Обетованную. Перед смертью Моисей посадил чудесные посохи в землю. Они остались там тысячи лет до царства царя Давида. Святой Дух привел Давида к посохам, и Давид принес их в Иерусалим. Чудесные прикосновения посоха к неизлечимым больным приносили выздоровление, и Давид поместил их в надежное место рядом со своей башней под надежную охрану. 30 лет лежали посохи , затем Соломон решил использовать их для сооружения Храма.

Царица Савская и Соломон, Пьеро делла Франческо, Базилика Сан Франческо, Ареццо

Целительное озеро, Доменико Брузасорци, Санта Мария ин Органо, Верона

С этого момента история продолжается одинаково с Золотой Легендой XIII века. Чудесные посохи живут собственной жизнью, «не хотят» стать частью Храма, из них построили Мост на реке Кедрон. На этом мосту произошла встреча Царицы Савской и Соломона, и Царице было видение. Священное дерево Моста используют, чтобы убить Мессию, и евреи будут наказаны — царство Израиля разрушится.

Вместо того, чтобы ступить на Мост, Царица Савская преклоняется перед ним. Испуганный Соломон распоряжается похоронить это дерево «в глубоком чреве земли», чтобы пророчество не свершилось.

Пьеро делла Франческа, молитва царицы Савской, дет, Базилика Сан Франческо, Ареццо

Вся история забылась надолго, через тысячу лет на месте, где навеки спрятали чудесную древесину, вырыли озеро. В нем омывали животных перед жертвоприношением. В воде плавало бревно (всплыли посохи, которые закопал Соломон). Иногда являлся Архангел Михаил, и тогда выздоравливал первый, кто окунался в воду в тот день.

Фрагмент Распятия, Альберто Сотио

Из бревна решили сделать перекладину для Креста для распятия Христа, и дерево выполнило свое предназначение. Распятие произошло на холме, который напоминал по очертаниям череп и поэтому назывался Кальварио или Голгофа. Вот почему на многих изображениях Распятия мы видим череп у основания Креста.

Еще один важный смысл имеет череп на сценах Распятия — связь в первым человеком на земле. Дерево жизни выросло на могиле Адама, и именно из него сделали Крест. Череп принадлежит Адаму.

Распятие, фреска 1360-62гг, Туроне ди Максио, Церковь Сан Фермо, Верона

Другие упоминания деревьев в Библейских историях — Древо жизни и Древо познания в Райском саду, славные кедры (ливанские) вместе с кипарисами, соснами и вязами вырастут в божественном Храме Нового Иерусалима или Небесного Иерусалима, под которым подразумевается Царство Божье.

Дерево жизни, мозаика 15 века, Базилика Св.Климента, Рим

Читайте о реликвиях и символах на сайте

Воры и реликвии Святого Меркурио

Животные в средневековье

Лев — христианский символ

Святая Елена — где её мощи?

Реликвии Апостола Иакова в Вероне?

Через 1650 лет — лицо Святого Зенона

Согласно мальтийской легенде, внешний вид этого дерева изменился в результате попадания молнии. Его искривленный ствол стал напоминать образ распятого на кресте Иисуса Христа.

Несмотря на то, что католическая церковь официально признает чудеса, ее представители заявили, что подобные явления не достойны называться «всеобщим откровением».

Вопрос о «всеобщем и частном откровении» был спорным для церкви на протяжении долгого времени, но был разъяснен папой римским Бенедиктом XVI. Он заявил, что публичные откровения (по сути самые большие и значимые чудеса) закончились со смертью последнего апостола в 100 году н.э.

В настоящее время подобные явления и чудеса, даже если они официально признаны церковью, являются «частными откровениями», что означает, что не каждый человек должен верить в них. Такие откровения почитаются всеми людьми, кто уверовал в них, однако не каждый католик обязан верить в их божественное происхождение.

Конечно, для неверующих людей дерево Иисуса является не «всеобщим или частным откровением», а скорее примером психологического феномена парейдолии, восприятия невразумительного зрительного образа, как чего-либо определенного. Независимо от вероисповедания, подобного рода образы Иисуса, Девы Марии, имени Аллаха или индуистского обезьяньего бога — Ханумана, продолжают появляться в самых разных местах и интриговать верующих.

Дерево Иисуса расположено вблизи дороги, ведущей из Зеббуджа к Мдине, бывшей резиденции рыцарей-госпитальеров.

Полезно знать

Достопримечательность расположена по правую сторону от дороги на полпути из Зеббуджа в Мдину, после кольцевой транспортной развязки. Дерево легко заметить благодаря большому количеству цветов, мемориальных досок и подношений, которые местные жители оставляют у его подножия.

Авторы: Александр Герасимук, Алексей Калинин

Иногда не нужно паковать рюкзаки для дальних путешествий, нужно просто заправить машину, ткнуть точку на карте и двинуться на 2-3 дня в путь. Я выработал в себе подобный подход, когда ломка от отсутствия дорог и путешествий стала невыносимой. Такие мини-путешествия поддерживают в тонусе ум путешественника и снимают первичные симптомы тоски по дальним переездам. В один из таких трипов мы совершенно спонтанно отправились к одному из святых мест Казахстана — древнему дереву Аулие-агаш, каз.»әулие ағаш» (Улкен-агаш, Киели-агаш).

С казахского языка это переводится как «священное дерево». Я о нем почти ничего не знал и, даже собираясь в дорогу, не предполагал, что наш путь ляжет в эту сторону. Мы хотели просто прокатиться, переночевать на озере и двинуть обратно. Дорога, как обычно, сама расставила все приоритеты.

Святое место Улкен-Агаш

Святое место находится в 320 километрах от Алматы, в поселке Коктал, недоезжая 30 км до Жаркента в маленьком огороженом лесочке, деревья в котором каким-то мистическим образом склонили ветви в сторону Аулие-агаш, который сам по себе представляет огромный карагач, возрастом около 700 лет. Рядом находится маленькая мечеть и домик смотрителя — тети Раи, которая с радушием встречает всех. Что интересно, Аулие-агаш, не смотря на находящиеся рядом мазары и мечеть, очень языческий. Видимо, наследие тенгрианства и древнего анимизма очень крепко замешалось с пришедшим сюда исламом. Поэтому удивляться не стоит, увидев на скамейках у дерева молитвенно сложивших ладони мусульман.

Тишина и спокойствие — первые критерии обнаружения мной святых мест. У всех они свои, каждый их ищет по-своему. Я всегда ориентируюсь на внутренние ощущения, без попыток их объяснить или как-то выразить (ну ладно: иногда все-таки выражаю).

По прибытию к Аулие-Агаш, я погрузился в медитацию под сводом громадных веток и услышал, как далекий зов неведомых мне предков шепчет вместе с ветвями неведомые доселе мне песни. Возможно, в прошлой жизни я был кочевником, иначе откуда такая любовь к дорогам и бесконечным степям Казахстана. Вообще, открыв для себя самостоятельные путешествия, приятно удивился тому, в каком классном регионе мы живем. Уникальность природы Алматинской области позволяет за сутки проехать почти все климатические зоны: от вечной мерзлоты горных вершин до пыльных пустынь Или и Южного прибалхашья. Такое многообразие — просто кладезь для затосковавшего по дорогам: выбирай направление и езжай куда глаза глядят. Обязательно найдешь что-то свое.

Святые места в Казахстане бывают пусты

Давно для себя выработал подход: местные достопримечательности посещать в будни. Благо, работа позволяет передвинуть выходные. Так и на Аулие-агаш мы приезжали с ночевкой с воскресенья на понедельник, причем дважды. Нас любезно пускали переночевать в домик мечети, в которой был накрыт дастархан, ломившийся от сладостей и плова. Мы удовлетворились чаем, положив на стол приобретенные арбузы и конфеты.

Святые места Жаркента

На следующий день мы тронулись в путь поутру, решив посетить еще одну местную достопримечательность — Жаркентские церковь и мечеть. В церкви неожиданно обнаружили мощи Святого Василия, расстрелянного большевиками в начале 20 века. Его тело, накрытое саваном, лежит под стеклянной крышкой в деревянном саркофаге. Из-под савана выглядывает черная иссохшая рука, своим видом лишний раз напоминающая о бренности человеческой жизни. Жаркентская мечеть более жизнеутверждающая. Правда, в понедельник она была закрыта, однако специально для нас сделали исключение: открыли ворота, и даже провели экскурсию.

Жаркентская мечеть

Мечеть разукрашена свастиками, а трон муллы — узлом сансары. Китайский мастер, не смотря на поставленное ТЗ сделать мечеть, реализовал ее с учетом своих буддистких предпочтений. И, надо сказать, у него это получилось великолепно. По легенде, после того, как мастер закончил свое творение, его то ли убили, то ли ослепили, дабы не повадно ему было еще что-нибудь подобное создавать. (а на дворе уже, кстати, середина 19 века была).

Узел сансары на стенах мечети

Вообще, меня всегда удивляли примеры из истории, когда храмы бога строились на крови и костях: человеческая слепота и невежество легко путали (и продолжают путать) извилины у правящих династий, ставя мимолетные человеческие страсти выше вечного. А порой и смешивая их друг с другом. Неудивительно, что у другой крайности — большевиков, в умах возникали картины порабощающей власти религий и раболепного преклонения рабочего класса, что выливалось в подобное же кровопролитие.

Радует, что реально святые места переживают все: империи, правителей и человеческие желания. Однако, и у них появляются враги. Так, по рассказам местных жителей, Аулие-агаш пытались сжечь какие-то исламские фанатики. Дерево пострадало, но выжило. Однако крупные ветви и ствол все-равно погорели, что придало дереву еще большую мистическую окраску.

П.С. Вообще, как стал сам кататься по региону (Алматинской области), очень заинтересовался его историей, легендами и всяческими подобными святыми местами. Даже встреченный нами в Узбекистане путешественник из Китая меня археологом назвал… Однако, после нескольких таких поездок возникло ощущение, что объездил все, что мог… Поэтому, пока что поездки приостановил. До новой пришедшей информации…

Церковь с мощами святого Василия

А на закуску — интересное видео с мистификациями и легендами про наши степи и Киели Агаш:

Воздвижение Креста Господня

Животворя́щий Кре́ст (греч. ὁ ζῳοποιὸς σταυρός), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник — Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света.

См. также: Храм Гроба Господня

Исторический экскурс

Святые равноапостольные Константин и Елена

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы.

Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.

Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)

2-я версия предания, возникшая в кон. IV — нач. V в., сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима (Пигулевская. 1976). 3-я версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к I в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой имп. Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV в. Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (напр., Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала 2-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник В. согласно совр. богослужебным книгам православной Церкви.

Уже к сер. IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христ. миру. В 2 исследованных археологами разрушенных христианских храмах Сев. Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках мн. христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Кресты-мощевики с частицами Животворящего Креста известны давно. Они были у многих византийских императоров и других членов царского рода. В России о данной реликвии вероятно стало известно довольно давно — в одном из самых ранних памятников (1-я половина XI века) древнерусской словесности, «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, есть упоминание Животворящего Креста: «Он с матерью своей Еленой Крест от Иерусалима принёс , по всему миру своему разослав, веру утвердил».

Крест с частицей Честного и Животворящего Креста Господня

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора.

В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий.

Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви.

В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня, получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме).

Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая.

В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту.

Описание

За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флери в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста.

Местонахождение. Доступность для паломников

В данной таблице представлены наиболее известные в христианском мире места хранения частиц Животворящего Креста.

Страна Храм (Монастырь)
Австрия Хайлигенкройц
Армения Эчмиадзин
Бельгия Церковь Onthaalkerk в Брюгге
Германия Храм Святой Цецилии, Дюссельдорф
Греция Афонские монастыри: Иверский, Дионисиат, Котлумуш, Ксиропотам (часть пробитая гвоздём), Филофея, Симонопетра, Святого Павла, Ставроникита и Эсфигмен — единичные частицы; Великая Лавра, Ватопед, Хиландар, Пантократор, Зограф и Каракал — несколько частиц
Грузия Собор Светицховели (частица). По преданию часть Креста, один из гвоздей, а также подножье Креста были подарены Грузии императором Константином. Подножье было утеряно при грузинском царе Георгии XII
Израиль Храм Гроба Господня — самая большая из известных частей Креста
Испания Монастырь Санто Торибио де Льебана, Кантабрия
Италия Рим: собор Святого Петра, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Кафедральный собор Пизы, Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Кипр Монастырь Ставровуни — частица, по преданию, оставленная святой Еленой при основании монастыря. Монастырь Святого Креста в деревне Омодос — частица Креста и узы (веревки), которыми связывали руки Иисуса Христа по пути на распятие.
Латвия Собор староверческой Гребенщиковской общины в Риге.
Россия Александро-Свирский монастырь, Благовещенский мужской монастырь (Нижний Новгород), Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород), Богоявленский собор в Елохове (Москва), Воскресенско-Фёдоровский монастырь, Крестовоздвиженский мужской монастырь (Екатеринбург), Покровский Александро-Невский монастырь, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков), Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь, Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Украина Крестовоздвиженская церковь (Винница), Крестовоздвиженский собор (Ужгород), Успенский собор (Мукачево), Свято-Успенская Почаевская Лавра, Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской Лавры
Франция Собор Парижской Богоматери, Аббатство Святого Креста, Пуатье (частица, с 568 года), церковь святого Клавдия, Париж (частица принесена из Иерусалима 28 июля 1109 года)
Черногория Цетинье — частица, ранее принадлежавшая Мальтийскому ордену, затем находившаяся в России (Зимний дворец и Гатчина, до 1917 года)

Ссылки

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Крест

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *