Дерево как символ

Деревья и боги

У друидов сохранился ещё растительный календарь, который дошёл до нас в невероятно изуродованном виде. Конечно, он создавался не для прихоти какого-то жреца и не для затуманивания голов, как это любят делать отдельные оккультные авторы. В нём была заложена очень важная и чёткая идея — соответствия сроков вегетации растений именно с теми периодами, когда случался праздник конкретного бога. Но растения, в процессе эволюции, многократно меняли свои сроки вегетации, т. е. цветения, плодоношения, сброса листьев. Поэтому растительный календарь должен был постоянно уточняться, что совершенно не делалось за последнюю тысячу лет, а сейчас эти уточнения, когда ежегодно исчезает 10 000 видов животных и растений, вряд ли нужны. О важности этого календаря, который использовался для раскрытия волшебных свойств организма, мы будем говорить в нашей беседе о волшебниках. В друидском календаре до нас дошло 22 названия различных деревьев, 18 из которых соответствуют 18 декадам, т. е. 6 месяцам и 4 дерева — 4-м точкам солнцестояния (таблица 4). Причём, симметричное отражение на следующие полгода этих же 18 растений приводит к тому, что на дерево падает в действительности не 10, а 20 дней. А из предыдущих бесед, мы уже знаем с вами, что в месяце первые 12 дней приходятся на конкретного бога первого круга Пантеона, а следующие 12 дней месяца — на конкретного бога 2-го круга. Последняя неделя каждого месяца была посвящена Сварогу. Поэтому в древнем календаре было не 18, а 24 дерева, и если считать по числу недель в году, учитывая, что неделя была шестидневной, то 61 растение.

В некоторых источниках вместо Лиственницы, встречается Лесной орех, а вместо Кедра — Катрас. Теперь, если мы наложим эти сроки на полученные даты праздников борейских богов, то получим следующую картину.

Из этих двух таблиц видно (таблицы 5 и 6), что не всем богам досталось по дереву. И в глаза сразу бросается неувязка в соответствиях:

богине Берегине — Рябина (10.04)

богу Семарглу — Верба (09.03)

Здесь явно что-то перепутано позднейшими исследователями, Рябина, как символ огня, может соответствовать только огненному богу, каковым является Семаргл. А Берегине, чей праздник 10 апреля, может соответствовать только Верба, поскольку сразу после её праздника у православных христиан идёт заимствованный из древней Православной веры праздник «Вербное воскресение», который раньше был, по всей видимости, праздником Берегини. Кроме того, из трёх последних таблиц видно, что ипарису, Кедру, Инжиру и Ясеню не досталось никакого бога. Эти деревья росли далеко не во всей Борее и поэтому их вставили не так давно. Не досталось также богов Орешнику и Жасмину, потому что в Борее они растут не как деревья, а как кустарники, хотя возможно в период существования Бореи — это были деревья. На Жасмин, хоть и приходится богиня Навь, но соответствия не может быть по следующей причине. На Руси издавна почиталось четыре дерева: дуб, берёза, сосна (кедр) и ель. Они могли быть священными деревьями и образовывать целые священные рощи. Почитание древними дуба понятно, он соответствовал богу богов Перуну (до сих пор сохранились топонимические названия «Дубрава Перуна»), почитание же других трёх деревьев было обусловлено тем, что они соответствовали 4-м мировым богам Прави, Слави, Нави и Яви. Четвёртым недостающим деревом была айва, цветение которой приходящийся как раз на праздник Нави. Совпадение Бука с именем бога неслучайно и, скорее всего он соответствовал Купале, наиболее почитаемому богу, уничтожившему две последние цивилизации. Учитывая сроки, приходящиеся в друидском календаре на берёзу, распределение в борейском календаре было такое (таблица 7):

Возникший обычай рубить тотемное дерево ель на Новый год, завезённый в Россию Петром I из Европы, идёт ещё с тех пор, когда кельты (Нависты), воюя со славянами, стремились лишить их главную богиню Славу силы, поэтому и был придуман такой варварский обычай, наряжать умирающее дерево. Большего злодейства у предков, чем срубить священное дерево и свершать при этом над ним требы, придумать невозможно. Деревья действительно наряжали на праздники богов, которым они соответствовали, но при этом они не вырубались, а использовались в их естественном виде. На дерево кроме украшений, которые после праздника становились оберегами, вешали ещё пищу, которая становилась священной, а затем её все вместе съедали во время праздничного пиршества. Обычай до сегодняшнего дня сохранился у ламаистов. До последней катастрофы деревья, видимо, росли прямо в храмах, а позже их стали использовать в священных рощах.

Я уже подчёркивал, что друидский календарь дошёл до нас в невероятно искажённом виде. Во-первых, Явьим богам могли соответствовать деревья, имеющие или съедобные плоды, как например, Дажбогу — Кедр, или съедобный сок, как например сахаристые виды клёна, которые соответствовали Хорсу (а иначе человек не мог бы черпать силу и помощь этих богов). Во-вторых, съедобными плодами должны обладать и деревья, соответствующие богам царств. На основании этого замечания и с учётом распространённости деревьев в Борее, получаем окончательное распределение (таблица 8 и 9). Поскольку Грецкий орех (соответствующий Велесу) не уживается почти ни с одним деревом и рос он далеко не во всей Борее, то во многих местах его заменили на Черёмуху. Во всяком случае, похолодания, связанные с цветением черёмухи, указывает на проявление жизни Пантеона. Крещение (посвящение), вернее роднение с Велесом, представляло из себя грязевые (земляные) ванны, приходившийся как раз на цветение черёмухи. Вызываемое у людей переживание чувства холода стимулировало затем похолодание в природе.

Однако, за исключением волхвов, у остальных варн роднение с богами, т. е. посвящение, происходило не со всем Пантеоном, а лишь с двумя богами: с Правью и Славью, (почему собственно и названо православием); в крайнем случае с четырьмя, ещё с Навью и Явью. И только волхвы, для того чтобы получить доступ в Пантеон, обязаны были проходить все 24 посвящения.

Чтобы полностью восстановить борейский древесный календарь, пришлось ввести ещё четыре дерева.

Леле (богине начального пути) — Облепиху. Из этого дерева получают очень ценное лечебное масло. С древности известно такое средство, как смазывание своего тела и головы маслом. Как раз эту традицию и можно отнести к тому, что называлось словом «лелеять».

Световиту (богу ремёсел) — Каштан.

Яви — Боярышник.

Трояну (богу добра, зла и оберега) — Лиственницу, удивительное хвойное растение, сбрасывающее хвою на зиму.

Радегасту (богу совершенствования через мысли, который помогал человеку на пути раджа-йоги или, как её ещё называют, королевской йоге) — Голубая ель, другое её название, королевская ель.

Каждый человек за свою жизнь должен был обязательно посадить и вырастить все обозначенные в древнем календаре деревья с тем, чтобы обрести возможность общаться со всеми богами Пантеона. За особые заслуги перед обществом человеку могли дать право посадить дерево в священной роще, тогда он на всю жизнь становился приобщённым к рангу волхвов.

Преимущественное распространение сосны в восточной Европе и Сибири лишний раз доказывает Явисткое присутствие в этих местах. В то время как в центральной Европе садили по преимуществу берёзу, дуб, осину, ель, что указывает на Прависткое (арийское и славянское присутствие).

Каждому богу соответствовал свой запах, который источало дерево ему соответствующее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Значение деревьев у славян

Деревья — это стихи, что пишет земля на небе. Мы валим их и превращаем в бумагу, чтоб записать на ней свою пустоту.
Халиль Джебран

Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия. Считалось, что каждый год дерево умирает и возвращается к жизни, символизируя цикл жизни. Славяне и мир природы были неразделимы. Им знали цену, от них зависели, их наделяли особыми свойствами и качествами, им поклонялись , молились, использовали в обычаях и обрядах. И даже, в славянской мифологии сам мир изображается, как гигантское дерево (Мировое дерево, Древо мира), ветви которого уходят в небо, где расположена — Правь или мир Богов. Ствол проходит, через Явь или мир Людей. Корни уходят в Навь или мир Мертвых, куда попадают души после смерти.

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается — зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки — именно образ Центра или Оси Мироздания.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. Некоторые деревья, которые считались священными, могли слушать людей, но не могли отвечать. Тот факт, что славяне общались с деревьями, указывает на форму медитации, а также психологическое освобождение от повседневных проблем и забот. Это то место, где люди могли раскрыть все свои мрачные секреты и тайны, и надеяться на ответ.

Список деревьев и их свойства

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Из древесины, помимо всевозможных оберегов, в сакральной традиции изготовлялся такой важнейший магический инструмент, как посох. Который послужил в литературных сказках образу «волшебной палочки». Кроме того посох, может быть использован для направления магической энергии — в этом несложно убедиться, поработав с посохом в ночном тумане или внимательно присмотревшись к концу посоха в руках сильного человека. Ведь посох прекрасно подходит для накопления на нем Силы тем или иным образом. Связано с тем, что именно древесина, была самым первым материалом, который человек научился использовать в магических целях.

Кроме того, известно, что деревья делятся на две категории: те, которые поглощают энергию (энерговампиры) и те, которые дают энергию (энергодоноры). Вот именно эти свойства деревьев использовались нашими предками для лечения. Ведь прислонившись к дереву, человек получает от него ту энергетическую силу, которая свойственна именно для этого дерева.

  • Одни деревья делятся с человеком своей целебной энергетикой, такие относятся к категории энергодоноров. Чтобы это определить, нужно плотно прижаться к стволу и постоять так несколько минут. Если Вы почувствовали прилив сил — то это донор. К таким деревьям относятся: абрикос, береза, вишня, груша, дуб, кедр, пихта, рябина, сирень, сосна, яблоня.
  • Другие деревья могут только забирать энергетику у человека – это категория энерговампиров. Если прислонившись к дереву, вы почувствовали слабость, головную боль, головокружение и другие неприятные симптомы, то перед вами дерево — вампир. К ним относятся — каштан, осина, тополь, черемуха, липа.
  • Есть также деревья, которые относятся к смешанному типу. Это означает, что у одних людей они могут забирать энергию, а другим – отдавать ее. И к ним относятся лиственница и черноплодная рябина.

Пугаться деревьев — вампиров не нужно, так как для лечения нам нужны оба вида. Если Вы больны, то сначала нужно пообщаться именно с вампиром, чтобы стянуть весь негатив, присутствующий в Вашем поле, а потом подзарядиться и пополнить свою энергию от дерева — донора. Лучше всего лечится во время цветения деревьев — весной.

Лечебные свойства дерева напрямую зависят от содержания в его частях различных соединений и веществ: алкалоидов, ферментов, органических кислот, минеральных солей, микроэлементов и витаминов. Дыша лесным воздухом, наш организм получает такие вещества, как смола, эфирное масло, и даже фитонциды и горечи.

Береза

Береза — солнечное и чистое дерево, приносящее счастье, свет и радость в каждый дом. Береза возьмет на себя любые ваши болезни. Она помогает пробудить интуицию. Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Она облегчит страдания больной (так как это женское дерево), поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления.

У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней,»ходячих» покойников.

Вишня

Вишня является деревом-донором, которое одаряет человека силой, верностью, волей.

Считалось, что человек посадивший дерево вишни получал покровительство могущественного Бога Вышеня (один из первоначальных образов Великого Рода), во власти которого было не только ниспосылать богатые урожаи, беречь здоровье, уберегать от дурного глаза, но и управлять судьбой и событиями жизни человека. Бог Вышень благоволил только тем, кто умел чтить и следовать традициям своих предков. Поэтому славян, сажали вишневые деревья при входе в новый дом, свадьбе, рождении ребенка. Они верили, что если соблюдать и чтить законы предков, то в самые трудные моменты можно было просить помощи и защиты у деревца, посаженного около дома.

Дерево славяне использовали в древних магических ритуалах: любовной магии, привлечении богатства, изготовляли защитные амулеты. Верили, что под вишней собираются все добрые духи. В гаданиях девушки срывали несколько вишнёвых веточек и каждой давали имена парней, которые им нравились. Проснувшись утром, брали первую попавшуюся ветку. Какое имя парня загадали на неё, за того и замуж выйдут.

Груша

Груша считалась у славян священным деревом, так как является символом материнства и семейной любви. Относится к женскому дереву, оно помогает женщинам позволяет женщинам сбросить накопленный негатив и обновиться после порчи.

У древних славян груша участвовала во многих ритуалах и обрядах. Плоды служили основой для приворотных зелий. Кроме того, груша считается плодом мудрости и предусмотрительности. Если человеку свойственно принимать решения необдуманно, сгоряча, груша окажется ему полезной. Ведь она способствует мышлению и рассудочному подходу к проблеме. Это ее качество высоко ценилось в древности. Груша всегда считалась плодом мудрецов и философов, кроме того, плоды грушевого дерева были единственной пищей мага перед колдовским ритуалом. Считалось, что груша может укрепить верность супругов, помешать изменам.

Дуб

Именно в вековых дубовых рощах волхвы и обустраивали капища, где проводились ведические обряды поклонения славянским богам. Ведь дуб у славян — священное дерево, считается деревом Перуна, бога грома, кроме того практически самое энергетически сильное дерево в средней полосе России. Если Вы оказались в сложной ситуации, подойдите к дереву, поделитесь с ним, и оно настроит Вас на позитивное решение, даст мудрости и силы. Сохраняет здоровье. До сих пор бытует мнение, что дуб это тот самый проводник, соединяющий человека с миром и вселенной. Дуб очищает пространство вокруг себя. Дуб дает защиту во время магических и религиозных церемоний, помогает понять глубинный смысл происходящих событий, развивает врожденную способность к синтезу, часто подпитывает вдохновение у творческих личностей. Уже одно присутствие дуба оказывает на человека исцеляющее воздействие.

Есть разные версии, какое дерево является мировым, и по одной из них, таким деревом является дуб. Он моделирует Вселенную с ее тремя мирами. Дуб может символизировать центр мира, сам мир, а также иномирное идеальное пространство. И в одной из этих точек и следует искать решение кризиса. Поэтому, славяне основные обряды проводили в дубравах, такие как свадьба или наречение имени. И даже после принятия христианства, молодые люди после венчания ехали к дубу, и трижды обходили вокруг него.

Клен

Клен – дерево, которое помогает обрести душевное равновесие людям всех типов, несет успокоение, уверенность в себе. Это дерево внутренней силы и уравновешенности. Оно не обидчиво; принимает на себя все эмоциональные взрывы, освобождает от кипящих страстей. Сила клёна может снять нервное напряжение, лишнюю агрессию, способствует гармонизации всего нашего существа. Он защищает нас от нашей же собственной нервозности и взрывоопасности.

По старинной традиции, когда строили дом, с южной его стороны сажали пару клёнов. Так как дом обычно строился, когда создавалась новая семья, деревья эти получили названия «Жениха» и «Невесты». Но, вероятно, в прежние времена эти два клёна, под защитой которых дом находился круглый год, назывались деревьями бога и богини. Клён символизировал способности к магической защите, любовь и материальное благополучие.

Пихта

Вокруг пихты сложились десятки легенд и преданий. Это неудивительно – любое растение, свойства которого являются целебными, неизменно притягивает внимание людей и создает вокруг себя особую неповторимую ауру. Кроме того пихта вселяет в человека уверенность в себе, силу, крепость духа и тела. Пихта символизирует рост и богатство, мудрость и благосостояние. Кроме того восточные славяне практиковали особый обряд венчания, во время которого жених и невеста обходили вокруг пихты, растущей у озера.

Известно, что хвойный запах выгоняет из дома всякую мелкую нечисть, при этом, в христианской Руси в качестве новогодней елки чаще использовали пихту или кедр, так как считается, что ель более «тяжелая», т.е. имеет скорее негативную энергетику.

Рябина

Рябина обладает сильными защитными свойствами. Основа ее магии — это защита от злого колдовства. Рябина защищает от энергии мертвого мира, от воздействия на вас нечистой силы. Жизненная сила рябины способна отогнать от человека всю негативную энергию. Рябина очищает биополе, но лучше не злоупотреблять нахождением рядом с ней, так как переизбыток энергии тоже не приведет к хорошему, может случиться нервный срыв или головные боли.

Рябина — дерево новобрачных. В старину к красавице-рябине обращались для защиты новобрачных: в их обувь и карманы постилали и прятали ее листья. Считалось, что они помешают злым делам колдунов и ведьм. Да и вообще для благополучия в доме старались посадить возле него рябину. Древние славяне верили: в дом, под окнами которого посажена рябина, не войдет человек с недобрыми намерениями. Ведь согласно народным поверьям, рябина считалась довольно сильным оберегом от воздействия всяческого колдовских сил и практически любых злых духов. Поэтому при строительстве дома обычно сажали рябину возле сруба и ставили поблизости к ней берестяной лоточек с едой и медом. Если рябинка приживалась, тогда будущее дома предрекалось счастливым.

Сирень

Сирень олицетворяет мягкость, красоту, великодушие. Под воздействием сирени из ауры уходит раздражение, человек принимает более обдуманные решения, менее жестко высказывают свои мысли. Сирень, посаженная рядом с домом, считалась оберегом против темной силы и зла. Ее аромат призван отпугивать весь негатив и сохранять гармонию пространства. Кроме того, из сирени раньше делали любовные талисманы. Амулет из этого кустарника помогал найти вторую половинку, а засушенные цветки, положенные в холщовый мешочек, способствовали обретению семейного счастья, любви и благополучия.

Существует поверье, что если найти пятилепестковый цветок сирени, то можно загадать желание и он непременно сбудется, а если поставить свежий букет сирени на подоконник в спальне и мысленно попросите Луну послать вам вещий сон, то он обязательно приснится.

Сосна

Сосна — очень доброе дерево, щедро дарит всем свою силу и тепло. Особенности действия сосны в том, что она передает нам энергию Солнца, очищает сердце и душу, помогает легче перенести неприятности и быстрее выйти из душевного кризиса. Сосна излечивает депрессию, благотворно влияет на биополе человека, подпитывает энергией, устраняет различные зажимы, которые могут стать причиной заболеваний.

В ведической культуре сосна прочно соотносима с Макошью. Это её дерево. Поэтому, значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных. Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Это имеет место, так как в ведической культуре сосна прочно ассоциируется с миром мёртвых, навьим миром. В представлении родноверия сосна соединяет Явь-Правь-Навь. Запах сосны отпугивает Навьих духов, а жжёные сосновые ветки уносят из навьего мира суть человека.

Яблоня

Яблоня — символ обновления. Это дерево женской силы, пробуждающее в женщине чувственную сторону натуры. Однако нужно быть осторожной с энергией яблони, ведь рамок для нее не существует, руководствуется только зовом природы.

Кроме того яблоня у славян — это дерево любви. Это конкретное дерево посвящено богине Ладе. Оно сыграло важную роль в жизни славян и их семейном статусе. Культы вокруг этого дерева свидетельствуют об обмене яблоком между мужчиной и девушкой, которое символизирует преданность любви. Во время свадебной церемонии, яблоко помещается поверх шеста, эта традиции, все ещё используется восточными славянами. Это особая форма подарка или предложения, как свидетельство любви и дружбы.

Ива

Ива всегда считалась надежным средством против сглаза и порчи. Ива забирает от вас негативную энергию. Она наделяет человека мистическими способностями владеть словом. Весьма способствует избавлению от стрессов и психологического напряжения. Но помните, когда отрицательная энергия закончится — ива примется за положительную. Поэтому с этим нужно быть очень осторожным.

Ива и её ветви в славянском ритуале считаются символом исконной весенней природы и дерево связано с Богом Ярило. Его ветви — это место в котором можно получить убежище. Эта убеждённость основана на том, что славяне верили, что ива способна отражать молнии.

Каштан

Каштан — энергетически очень сильное дерево. Он не вмешивается во внутренний мир, резко воздействуя на биополе. Каштан как бы штопает дыры от невидимых ударов судьбы и удаляет различные вампирические привязки, помогает восстановить нарушенную связь с Космосом. Прямой контакт с этим деревом равносилен общению с бурной горной рекой. Чистый и сильный поток его энергии смоет ваши недомогания, но энергетической подпитки от него не ждите. Каштан занят собой, поэтому эгоистичны изготовленные из него амулеты, они любят частое прикосновение, делая хозяина чуть чуть эгоистом. Но в то же время, плоды каштана, очищенные от кожуры, — самый простой амулет для защиты от злых сил и сглаза.

У восточных славян не разрешалось сажать у домов крупные деревья (дуб, каштан, ель), так как считалось, что если дерево перерастет посадившего его человека, то он умрет, а если перерастет дом — то умрет хозяин или погибнет вся семья.

Осина

Осина известна как довольно сильное дерево-вампир. Вы можете обратиться к ней, когда почувствуете, что нужно скинуть с себя тяжесть проблем, освободиться от накопившейся отрицательной энергии. Оно поглощает отрицательную энергию, прямой контакт с осиной очистит вашу ауру от воздействий извне. С помощью осины можно избавиться от преследований энергетических вампиров, а также снять последствия порчи и сглаза. Но помощью осины лучше не злоупотреблять, так как может произойти энергетическое истощение организма.

Осина давно известна Русам, ведь происходит от слова «осинять» — это когда спил осины покрывается синевой. Эта семантика прочна закрепила за этим деревом смертоносный контекст во многих культурах, даже далёких от славянской. Осиновые нательные обереги спасают от злого и порочного и закрывают доступ навьего мира к мыслям человека. Отсюда считается что мертвяка можно убить только осиновым колом. Эта тонка грань между жизнью и смертью приводит нас к пониманию что это дерево Богинь Живы и Марены, которые в своем бинарном противоборстве приводят в действие веретено Макоши. Такое значение осины быстро привело к тому что обязательным элементом доспехов воина являлось это дерево. Из осины делались шиты и многие другие элементы доспехов. Это больше оберег чем реальная защита. Считалось что осина могла воскрешать.

Тополь

От славян пошла традиция высаживать тополя вблизи жилищ, несмотря на то, что дерево не плодоносит. Зато у него есть великолепное свойство очищать среду вокруг себя. Тополь вбирает в себя негативную энергию, очищая окружающий мир, освобождая ауру людей, облегчая им жизнь. Причем, современными учеными подтверждено это свойство – тополь способен фильтровать энергетические потоки.

Это дерево используют во время магических ритуалов, призванных противостоять несчастью, древесину тополя сжигали в ритуальных кострах всякий раз, когда случались такие беды, как, например, эпидемия среди рогатого скота, засуха или непрекращающиеся дожди. Энергия его ровная, умеренная и чистая, помогает мобилизовать организм и сделать психологическую коррекцию.

Черемуха

Черемуха — это нежное дерево, дружески настроенное к молодости, врачующее душевные разочарования молодых. Если в вас говорит не душа, а тело — черемуха не принесет вам пользы. Даже если вы уже не молоды, но устали от прагматизма реальности, приходите к черемухе, даже если она не цветет. Ее энергия очистит вас от негатива.

У славян черемуха – традиционное майское дерево, и его символика тесно связана именно с символикой весны, весенним расцветанием природы, соловьиным пением, любовными встречами и знакомствами, весенней магией и разного рода оздоровительными обрядами. Черемуху используют для защиты собственного организма, а также дома, семьи и близких, носили при себе засушенные ягоды и кору, хранили веточки черемухи. Кроме того черемуха обладает свойством убивать болезнетворные микробы. Это ее свойство часто употребляется в повседневной жизни. Если опустить в кружку с водой кисть цветущей черемухи, то можно пить без опасений, так как черемуховые фитонциды убивают даже малярийного комара.

Орешник

Орешник является священным деревом славян. Считается что он оберегает от грозы и молний, поэтому во время грозы прятались под его ветками. Особенно орешник впитывает обережную силу на Купалу. Именно в этот день из его веток получаются самые заряженные нательные обереги. но, обязательно, нужно попросить у дерева разрешения срубить ветку! Обереги наделённые такой силой защищали от навьих духов, сглаза и враждебной силы.

Орешник — очень влиятельное дерево с сильным характером, одно из основных его качеств — справедливость. Его энергия поможет обратить ваш разум к объективному рассмотрению ситуации с разных сторон. Понятие справедливости у него относится не только к сфере человеческих взаимоотношений. Для орешника не существует не стоящих внимания случаев, даже самая маленькая несправедливость должна быть устранена. Призывает удачу. Употребление орехов в пищу придает мудрость и повышает плодовитость. Их часто едят перед тем, как приступить к гаданию.

Для получения помощи от выбранного дерева, необходимо выполнить небольшое условие. Каждый раз приближаясь к своему новому доктору, надо обязательно поприветствовать его, как будто бы вы разговариваете с человеком. Уважение и признательность должны быть искренними. После приветствия, также искренне попросить помощь в исцелении своего недуга. Прижавшись к нему спиной, обхватить ствол руками и закрыть глаза. Постояв так минут десять, повернуться лицом к дереву, прижаться всем телом, также обхватив ствол руками. Время сеанса не должно быть более двадцати минут. После сеанса врачевания, как вежливый пациент, поблагодарить своего лекаря, и только после этого уходить.

Все это кажется немного фантастично, но в мире многое происходит без нашего согласия, а тем более понимания.

Каждый народ имел свое священное дерево. Так в славянской мифологии в роли мирового дерева выступает дуб, что подтверждается использованием образа дуба в русском фольклоре: в сказках, в загадках, в пословицах и поговорках. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. В славянской культуре основное значение деревьев — это роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

Дерево жизни (Библия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Дерево жизни (значения). Не следует путать с Мировое дерево.

Де́рево жи́зни (древо жизни, райское древо, ивр. ‏עֵץ הַחַיִּים‏‎, Эц ха-Хайим) — библейский образ из Книги Бытия, дерево посреди райского сада, плоды которого дают вечную жизнь, посаженное Богом наряду с Деревом познания Добра и Зла. Упоминается также в библейской Книге Притчей Соломона (15:4).

В книге «Откровение Иоанна Богослова» Дерево Жизни — это дерево посреди Нового Иерусалима, «среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.» (Откр. 22:2).

В Библии

Основная статья: Эдем

Во 2-ой главе Книги Бытия говорится:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

— (Быт. 2:9)

Первому Человеку было запрещено вкушать плоды с Дерева познания добра и зла (Быт. 2:17); плоды Дерева жизни запрещены не были. Во время изгнания из рая после грехопадения Адам и Ева теряют доступ к этому дереву.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

— (Быт. 3:22)

Древо Жизни упоминается в пятой главе неканонической Второй Книги Еноха

И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и Древо то отменно благовонием своим несказуемым» (2 Енох, 5)

В иудаизме

Согласно еврейскому комментарию, Дерево жизни символизирует Тору, о которой сказано в Притчах Соломоновых: «Она — дерево жизни для тех, кто поддерживает её» (Прит. 3:18). По этой причине деревянный валик, на который наматывается пергаментный свиток Торы, называется «Эц а-хаим» — «Дерево Жизни», а ручки, прикреплённые к нему для разматывания свитка, украшаются изображениями плодов граната — общераспространённого символа жизни на Древнем Ближнем Востоке.

В Книге Притчей Соломона также говорится: «Кроткий язык — древо жизни» (Прит. 15:4).

Согласно традиционному еврейскому толкованию, Дерево жизни покрывает своей живительной тенью Эдемский сад, куда попадают души праведников. Оно благоухает пятьюстами тысячами различных ароматов, и его сладостный запах достигает края света. Под Деревом жизни сидят праведники, которые толкуют и учат Тору из уст Самого Всевышнего, обитающего среди них.

В каббале о Древе жизни также говорится: 92. Рав Паалим он и Мекабциэль — Многодейственное и Собирающее это высокое древо, самое большое из всех. Из какого места вышло оно? Из какой ступени произошло? Вновь указывает нам источник — из Мекабциэль, потому что он — высшая ступень, скрытая, которой никто не видел. Всё есть в ней, она собирает в себе весь высший свет. И всё исходит из неё. (Книга «Зоар»). В данном отрывке имеется в виду, что древо — высшая ступень познания для существ нашего мира. С ним связано конечное исправление («гмар тиккун»), полное исправление всех свойств в конечном состоянии мироздания.

В славянской народной традиции

В славянской народной традиции Дерево жизни (ст.‑слав. и др.-рус. дрѣво животноѥ) — вариант мирового древа, в книжности и фольклоре — мотив, отражающий представления о библейском древе жизни, посаженном Богом среди рая (Бытие 2.9). Фольклорный мотив, восходящий к дохристианской мифологии, отражает представление о трёхчастном мировом дереве, моделирующем мир (ср. древо с «тремя корыстями» и «трёхугодливое древо» украинских и русских песен, где в кроне обитает сокол, в стволе — пчёлы, у корней — бобры и т. п.).

Взгляд критической школы

Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян.

В одном из древнейших иранских преданий о рае рассказывается, между прочим, о двух чудесных деревьях, из которых одно отличалось способностью уничтожать боли и страдания человеческие, другое же обладало соком Haoma, который живым оставлял бессмертие, а мёртвым возвращал жизнь. В ещё более первобытном виде представление о древе жизни встречается в индийских Ведах; это дерево носит в себе все семена растительного царства, разбросанного в мире; оно же, как дерево мировое, некогда доставило и тот материал, из которого были сооружены земля и небо.

Однако, даже если признать это утверждение правильным, идея Древа познания не могла быть заимствована ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии, поскольку ни у одного из них она не встречается. Не упоминается древо познания и в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт. 2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.

В искусстве

  • Древо Жизни, витраж работы Л. К. Тиффани (1848—1933)

  • Древо Жизни, алтарная картина П. ди Буонагвиды (1305—1310)

  1. Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  2. Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  3. Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  4. Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.
  • Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.

Ссылки

  • Древо жизни // Православная Богословская Энциклопедия. Том 5. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Дерево жизни

История Адама и Евы

Персонажи

События

Основные понятия

В разных источниках

Дети Адама и Евы

ДЕРЕВО, ДЕРЕВЬЯ (TREE, TREES)

Особый статус деревьев (даже отдельных) в Библии отчасти объясняется фактом, что в Палестине засушливый климат и деревьев мало. Деревянные здания там не норма (как в западном мире), а роскошь. В этом мире даже посадка отдельного дерева (Быт. 21:33) или чье-то погребение под дубом (Быт. 35:8) заслуживает упоминания. Когда древесины как строительного материала мало, она становится признаком превосходства: в царском жилище кровля из кедра и потолки из кипариса (Песн. 1:16). Поэтому 250 общих упоминаний о деревьях в Библии следует воспринимать не как свидетельство их обилия (за исключением распространенной маслины), но как признак особого статуса деревьев там, где они являются редкостью.

Образы природы и изобилия. В Библии деревья – это прежде всего образ, связанный с природой. Они восемь раз упоминаются в истории сотворения мира, где прежде всего свидетельствуют о жизнетворной силе, пронизывающей повествование. Этот образ сохраняет свое значение в последующих частях Библии, например, в описании хорошо орошаемого дерева, посаженного у потоков воды, листья которого остаются зелеными даже во время засухи (Пс. 1:3; Иер. 17:8). Дерево как символ жизненной силы появляется в апокалиптических видениях Иезекииля (Иез. 47:12) и Откровения (Откр. 22:2), где деревья каждый месяц приносят разные виды плодов, а их листья используются «для исцеления народов».

Как объекты природы деревья также обозначают Божье провидение, в двояком плане. Они сами – объект заботы Бога: «Насыщаются древа Господа» (Пс. 103:16). Кроме того, деревья показаны как средство Божьего обеспечения людей и животных; например, на деревьях, орошаемых Богом, «гнездятся птицы: ели – жилище аисту». Деревья могут быть образом изобилия, как в описании фруктовых деревьев, вовремя приносящих плоды (Пс. 1:3) и «не перестающих приносить плод» (Иер. 17:8). Смоковница (более сорока упоминаний) и маслина (более двадцати упоминаний) занимали важное место в экономике библейского мира.

Дерево как символ. Библейская история спасения начинается и заканчивается упоминаниями о символических деревьях. В Едемском саду растут древо жизни и древо познания добра и зла (Быт. 2:9). В Книге Откровение снова появляется древо жизни, в последнем эсхатологическом видении нового Иерусалима (Откр. 22:2); его листья исцеляют народы, и проклятия больше нет. Древо жизни, возможно, символизировал золотой светильник скинии. Со своим вертикальным стволом, тремя ветвями с каждой стороны и чашечками в форме «миндального цветка с яблоками и цветами» (Исх. 25:34) он производил впечатление стилизованного дерева (см. СВЕТИЛЬНИК). Деревья в Едемском саду несли в себе потенциал как благословения (бессмертия), так и проклятия (плод, ведущий к смерти). Отсюда мы видим двойственность символа дерева в Библии.

Между Бытием и Откровением есть еще одно дерево – крест спасения, высшее проявление одновременно проклятия и благословения, суда и исцеления. Апостол Павел (Гал. 3:13) говорит о проклятии принявшего на Себя грех Спасителя, «висящего на древе», и эту тему подхватывает апостол Петр (1Пет. 2:24). Это продолжение традиции Ветхого Завета (Втор. 21:23), согласно которой казненный на древе человек проклят Богом. Проклятие Христа привело к гибели смерти и возрождению жизни и бессмертия через Евангелие; все это пришло к нам посредством «древа».

Весь спектр библейской символики дерева можно обнаружить в сравнении Ассирии и Египта с ливанскими кедрами (Иез. 31). Здесь мы наблюдаем образы величия (Иез. 31:2), красоты (Иез. 31:9), опоры (Иез. 31:4) и защиты (Иез. 31:6). Но, несмотря на эти положительные качества, дерево здесь символизирует также гордость (Иез. 31:10) и суд (Иез. 34:12, 18).

Образы благословения, благости и полноты. Иногда в Библии упоминаются эстетические качества деревьев. В Быт. 2:9 сказано, что они были «приятны на вид». У ливанских кедров «красивые ветви» (Иез. 31:3). Возлюбленный в Песни песней сравнивает свою любимую со стройной пальмой (Песн. 7:8).

Укрывающая от солнца листва – символ безопасности и покоя. Возлюбленной нравится сидеть в тени своего любимого, который сравнивается с плодоносящей яблоней (Песн. 2:3). В толковании сна Навуходоносора Даниилом царь уподобляется огромному дереву, с прекрасной листвой на ветвях, которое дает много плодов, под которым укрываются полевые звери и на котором вьют гнезда птицы (Дан. 4). Подобный образ мы наблюдаем, когда рост Царства Небесного сравнивается с горчичным зерном, которое очень мало, но из него вырастает большое дерево, дающее кров птицам (Мф. 13:31).

Древо жизни – символ счастья и благополучия. Метафорически «древо жизни» четырежды появляется в Притчах, где сопоставляется с мудростью (Притч. 3:18), Плодом праведности (Притч. 11:30), исполненным желанием (Притч. 13:12) и кротким языком (Притч. 15:4). Долголетие и нерушимость – неотъемлемые характеристики дерева: «Дни народа Моего будут, как дни дерева» (Ис. 65:22). Иов противопоставляет беспомощность человечества перед лицом смерти замечательной способности высохшего пня поваленного дерева расцвести при наличии воды (Иов. 14:7–10). Дерево – это ветхозаветное соответствие американской мечты об автомобиле в каждом гараже и цыпленке в каждом очаге: «В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:10).

Дерево, выживающее даже во время засухи, благодаря мощным корням, – прекрасная иллюстрация постоянства верующего в любых обстоятельствах, хороших или плохих. Человек, верующий в Господа, – «как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен» (Иер. 17:7–8; см. также Пс. 1). В псалмах благочестивый человек также сравнивается с деревом: «А я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51:10). Обновленный Израиль, получивший Божье благословение, подобен плодоносящему дереву: «И пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, – и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его» (Ос. 14:6–8).

Сам Бог изображен как дерево в Ос. 14:9: «Я буду как зеленеющий кипарис: от Меня будут тебе плоды». Завет Бога Израиля – источник всяческого плодородия, физического и духовного. Деревья играют важную роль в славных эсхатологических благословениях последних времен. Они символизируют обновленное творение в целом, прославляющее Господа за Его праведный суд: «Да ликуют все дерева дубравные пред лицом Господа; ибо идет… судить землю» (Пс. 95:12–13). В пустыне снова вырастут кедр, акация, мирт, маслина, сосна, ель и кипарис (Ис. 41:19). Все деревья будут рукоплескать, когда на месте терновника и крапивы вырастут кипарис и мирт (Ис. 55:12–13). Это воплощение природы должно побуждать все человечество откликнуться на славное откровение Господа.

Образы суда, гордости и проклятия. Однако качества, связанные с деревьями, – сила, мощь, слава, богатство, почет – таковы, что греховное и непокорное человечество легко может злоупотреблять ими. Неудивительно, что эта темная сторона человечества и все вытекающие из нее последствия также могут символизироваться деревом.

Один из наиболее катастрофических результатов грехопадения – это отождествление творения с Творцом. Обожествление человечеством природы вследствие извращения религиозных инстинктов привело к возникновению отвратительных оргий культа природы, которые оскорбляли израильскую религию откровения. Пророки осуждали Израиль за поклонение идолам под всеми раскидистыми деревьями и под каждым дубом (Иез. 6:13). Фраза «всякий высокий холм и всякое тенистое дерево» стала стандартной для описания мерзостей Израиля (3Цар. 14:23).

Человеческое высокомерие и склонность к самовозвеличиванию отражены в образе гордых и высоких деревьев: «…и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские» (Ис. 2:13). Могущественные аммонитяне были уничтожены Господом, хоть они были высоки как кедр и «крепки как дуб» (Ам. 2:9). Метафору развивает образ рубки деревьев как акта суда. Иоанн Креститель говорил, что топор уже близок к корням дерева (Мф. 3:10); бесплодное дерево следовало срубить и уничтожить. Бесплодие было одним из проклятий завета (Лев. 26:20), и нечестивые люди описываются Иудой как «осенние деревья, бесплодные, дважды умершие» (Иуд. 1:12).

Этот суд относится как к общественному и национальному, так и к индивидуальному уровню, и образ деревьев здесь также используется. Фараон, царь Египта, и его войска сравниваются с ливанским кедром (Иез. 31), который Господь срубит. Царство Навуходоносора будет низвергнуто, как срубленное дерево, но пень останется, что указывает на надежду возможного возрождения (Дан. 4). Уничтожение ассирийской армии уподобляется великому лесному пожару, после которого остается лишь несколько древесных пней. Гибель Ассирии также описывается как воздействие мощного топора Всемогущего. «И посечет чащу леса железом, и Ливан падет от Всемогущего» (Ис. 10:34). Общее пророчество о суде над врагами Израиля мы читаем в Зах. 11:1–2: «Отворяй, Ливан, ворота твои, и да пожрет огонь кедры твои. Рыдай, кипарис; ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены; рыдайте, дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес».

Деревья персонифицированы в притчах Иофама (Суд. 9:15) и Иоаса (4Цар. 14:9). Основная идея этих притчей – неправильные отношения между терновником, виноградной лозой, маслиной, смоковницей и кедром. Неверный выбор не приводит ни к чему, кроме раздоров. Так мы видим, что слава и позор человечества, Божье благословение и проклятия Его завета – все это отражено в разных аспектах очень гибкой метафоры дерева.

См. также: АДАМ, ДРЕВЕСИНА, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЛИВАН, ПАЛЬМА, СМОКВА.

ДЕСНИЦА. См. ПРАВАЯ СТОРОНА.

ДЕТИ. См. РЕБЕНОК.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *