Дерево познается по плодам

Пословицы и поговорки об учебе, о знаниях, о науке. Пословицы и поговорки о важности и необходимости знаний для человека. Пословицы и поговорки для школьников.

Пословицы и поговорки об учении и науке

Без муки нет и науки.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Век живи — век учись.

Всезнания Бог человеку не дал.

Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён.

Не выучит школа, выучит охота.

Повторенье — мать ученья.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

Идти в науку — терпеть муку.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

Наука не пиво, в рот не вольёшь.

Не силою дерутся, а уменьем.

Не учась и лаптя не сплетёшь.

Не штука — промашка, штука — поправка.

Недоучёный хуже неучёного; переучёный хуже недоучёного.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Всему учён, только не изловчён.

Не штука — наука, а штука — разум.

В умной беседе быть — ума прикупить.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Голова без ума — что фонарь без свечи.

Умный любит учиться, а дурак — учить.

Умный научит, дурак наскучит.

У глупого умный, как бельмо на глазу.

Глупый осудит, а умный рассудит.

С умом жить — тешиться, а без ума — мучиться.

Не для шапки только голова на плечах.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Без ума голова — лукошко.

По платью встречают, по уму провожают.

Голова с короб, а ума с орех.

Учёный водит, неучёный следом ходит.

Ученье — красота, неученье — сухота.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Аз да буки избавят нас от скуки.

Азбука — к мудрости ступенька.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Без наук — как без рук.

Без терпенья нет ученья.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.

Грамота — не болезнь, годы не уносит.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Для ученья нет старости.

Древо и учитель познаются по плоду.

Его учить — что по лесу с бороной ездить.

Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.

Знание лучше богатства.

Знание — сила.

Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт.

Испокон века книга растит человека.

К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.

Книга — книгой, а своим умом двигай.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Лучше не учён, да умён, нежели учён, да глуп.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Мнится — писание лёгкое дело: пишут три перста, а болит всё тело.

На ошибках учатся.

Намучится — научится.

Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.

Наука — верней золотой поруки.

Наука — не бука.

Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

Наукой люди кормятся.

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

Не кичись, а учись.

Не красна книга письмом, красна умом.

Не пером пишут — умом.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Неграмотный — что слепой.

Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.

Нужно учить не рассказом, а работой и показом.

Перо смелее, нежели язык, выговорит.

Писать — не языком чесать.

Почитай учителя как родителя.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Счастие тот добывает, кто учением ума набирает.

Тетрадь — зеркало ученика и учителя.

Учение — путь к умению.

Учёному везде дорога.

Учёный без дела, как туча без дождя.

Учёный идёт, а неучёный спотыкается.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Ученье лучше богатства.

Учи других — и сам поймёшь.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Учить — ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Хорошая книга — лучший друг.

Человек неучёный, что топор неточёный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.

Чтенье — лучшее ученье.

Русский фольклор — это настоящее чудо. Сколько мудрости вложено в каждое слово. Большинство песен, сказок, пословиц имеют поучительный характер. Очень полезно прививать детям любовь к культуре с самого раннего возраста. Поговорки об учебе станут хорошим стимулом для дальнейших познаний. Песни и сказки прививают детям доброту и сострадание к ближним. С их помощью они познают мир, природу, мораль. Поговорки и пословицы состоят из слов, которые имеют иносказательный смысл. Каждый человек воспринимает их по-своему!

Ученье — не мученье

Читать сказки, заучивать прибаутки и пословицы — очень интересное и увлекательное занятие для детей. Но вот когда начинается обучение грамоте, счету и чтению, некоторые малыши воспринимают это отрицательно. Стараться, сидеть над книгами и тетрадями им кажется сложным занятием. Пословицы и поговорки об учебе помогут малышам настроиться на нужный лад. Ведь если не пытаться привить ребенку тягу к знаниям, все может закончиться плачевно. Программы в школах очень сложные, поэтому в первый класс ребенок должен прийти с набором элементарных знаний и умений. Ему самому будет проще влиться в процесс, почувствовать себя лидером.

Слова простые — смысл глубокий

В разговоре со своим чадом чаще упоминайте поговорки об учебе.

  • Азбука — ступень к мудрости.
  • Век живи — век учись.
  • Грамота не болезнь, не уносит годы.
  • Грамоте учиться — вперед пригодится.
  • Знание лучше богатства.
  • Полузнание лучше любого незнания.
  • Книга книгой, а своим умом двигай.
  • И медведя танцевать учат.
  • Тот, кто хочет много знать, должен очень мало спать.
  • Корень ученья горек, да плод его сладок.
  • Наукой люди кормятся.

В каждой из этих строк заложен один смысл: знания — это сила. В настоящее время есть множество способов узнавать что-то новое и интересное. Яркие, красивые книги, новейшая техника и оборудование, Всемирная паутина, семинары и развивающие кружки. Ребенка очень легко заинтересовать наукой и чтением. Главное, приложить немного усилий. Всевозможные поговорки об учебе повлияют положительно на человека любого возраста, дадут ему пищу для размышлений.

Знания и труд — отличный дуэт

Полученные в детстве знания приводят людей к выбору профессии. Развитые дети обычно с малых лет мечтают о какой-либо специальности. Стараются узнать о ней больше информации, пытаются подражать людям, достигшим успехов в этой отрасли. и учебе полезны и взрослым. Некоторые люди не любят свою работу и выполняют ее нехотя. Возможно, умные строки натолкнут их на мысль сменить свою должность на ту, о которой мечтали с детства. Реализовывать свои желания никогда не поздно!

  • Многое ученье трудов потребует.
  • Наука хлеба не просит, а его дает.
  • Школа не выучит, выучит забота да работа.
  • Не научила мамка, так научит лямка.
  • Чтобы научиться плавать, надо в воду залезть.
  • В народе тот не забудется, кто честно трудится.
  • Ученье и труд счастье дают.
  • Чему учился, тому и пригодился.
  • Наука даром не дается, она трудом берется.

Не зря придуманы поговорки про учебу, русские люди испокон веков пытались познать грамоту и добросовестно трудиться. Они — достойный пример новым поколениям!

Второй дом — школа

Большинство людей вспоминают школу добрым и теплым словом. Конечно, учиться любят не все, но школа — это второй дом любого ребенка. Здесь они проводят уйму времени, получают знания, влюбляются, узнают, что такое настоящая дружба. Заканчивая одиннадцатый класс, ребята становятся родными, и совсем не хотят расставаться, но у каждого своя дорога во взрослую жизнь! Поговорки о школе и учебе натолкнут ребят на мысль о том, как это важно — получить хорошие знания!

Легкое испытание

Попробуйте подвергнуть своего ребенка небольшому испытанию. Тест, который подтолкнет детей к знаниям и поможет полюбить школу. Все очень просто — предложите своему ребенку прочитать все вышеперечисленные поговорки о школе и учебе. Пусть он выберет самую близкую и понравившуюся ему. Независимо от выбора, скажите, что он добился высшего результата! Похвалите его, объясните, что он выбрал самые умные слова. Это значит, что у него незаурядные способности.

Получать похвалу любят все. Ребенок обязательно запомнит поговорки об учебе, они наведут его на мысли о том, что школа — это действительно замечательная пора его жизни. Такие размышления приведут юного гения к покорению новых вершин!

Полезно знать всем

В ежедневной суете нет времени на чтение книг. Информационный голод вреден так же, как и неправильная диета. Штудировать печатные издания нужно в любом возрасте. Не забывайте выделить полчаса в день этому полезному занятию. Пословицы и поговорки об учебе включают в себя целый цикл фраз о книгах.

Прививайте юному поколению любовь к книгам с самых первых дней жизни. И не забывайте сами почитать по дороге на работу, в перерыв, в выходной день! Классика, фантастика, сказки, детективы — читайте все что угодно. В каждой строке есть смысл и новые знания! Растите детей на добрых пословицах и поговорках, и они станут достойными людьми!

Пословицы о книгах, образовании, учении и науке

За книгой — умом двигай.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт.

Испокон века книга растит человека.

Книга — книгой, а своим умом двигай.

Книги не говорят, в правду сказывают.

С книгой поведёшься — ума наберёшься.

Хорошая книга — лучший друг.

Чтение — лучшее учение.

Без терпенья нет ученья.

Груда книг не заменит хорошего учителя.

Образование — богатство, а применение его — совершенство.

Больше знать, так меньше спать.

Буквы кривые, да смысл прямой.

Родители создают тело, учителя создают душу.

Век живи, век учись.

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Всем учён, только не изловчён.

Всякий родится, да не всякий в люди годится.

Всякое полузнание хуже всякого незнания.

Аз, буки, веди страшат, что медведи.

Азбука к мудрости ступенька.

Азбуку учaт, на всю избу кричат.

Без букв и грамматики не научиться и математике.

Без наук как без рук.

Грамоты не знает, а цифирь твердит.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Жестко читаем, да ветхо помышляем.

За учёного трех неучёных дают.

Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.

Знание лучше богатства.

Знание — сила.

Для ученья нет старости.

До смерти учись, до гроба исправляйся.

Добро того учить, кто слушает.

Дерево и учитель познаются по плоду.

Его поздно учить, распашонка уж не сходится.

Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто не учён, тот глуп.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Мнится — писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело.

На ошибках учатся.

Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.

Наука учит только умного.

Наука — верней золотой поруки.

Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

Наукой люди кормятся.

Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

Не выучит школа — выучит охота.

Не говори чему учился, а говори, что узнал.

Не кичись, а учись.

Не научила мамка, научит лямка.

Не пером пишут — умом.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Не учись до старости, а учись до смерти.

Неграмотный что слепой.

Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.

От учителя наука.

Перо легче сохи.

Перо пишет, а ум водит.

Писать — не языком чесать.

По грамоте осёкся, цифирь не далась.

Повторение — мать учения.

Почитай учителя, как родителя.

С грамотой вскачь — без грамоты хоть плачь.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Уменье везде найдёт применение.

Умный любит учиться, а глупый учить.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Учёный сын старше неучёного отца.

Ученье в счастье украшает, а в несчастье — утешает.

Ученье лучше богатства.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учи показом, а не рассказом.

Учись добру, а худое на ум не пойдёт.

Учись, покуда хрящи не срослись.

Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

Учить — ум точить.

Учиться никогда не поздно.

Что вымучит, то и выучит.

Чтобы выучиться плавать, надо лезть в воду.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Пишутся слитно с НЕ имена прилагательные, которые без НЕ не употребляются: небрежный, невзрачный, неприязненный.
Пишутся слитно с НЕ прилагательные, которые в сочетании с НЕ приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без НЕ: небольшой (маленький), неженатый (холостой). Не всегда удается подобрать подобный синоним, но утвердительный оттенок значения, содержащийся в прилагательном, служит основанием для слитного написания: Кто-то нездешний в часовне на камне сидит; Юные шалости его … определялись недетской вдумчивостью.
Пишутся раздельно с НЕ прилагательные, если имеется или подразумевается противопоставление: проблема не простая, а сложная; отношения не враждебные; свет не резкий.
Как правило, НЕ пишется раздельно с относительными прилагательными, придавая отрицание выражаемому ими признаку: часы не золотые, мед не липовый. Из качественных прилагательных сюда относятся прилагательные, которые обозначают цвет и которые в сочетании с НЕ не образуют слов с противоположным значением: краска не синяя, переплет не желтый.

Я ИДУ НА УРОК

О.С. НИВЕРЧУК, Центр образования № 1678, Восточное Дегунино, г. Москва

Работаем по учебнику В.В. Бабайцевой

Цели урока:

1. Образовательная:

– закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на о и е;
– обобщение и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
– выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать развитию быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

ХОД УРОКА

Буквенный диктант

Первая гласная буква в слове приключение.

Какая буква обычно передает всегда мягкий согласный, не встречающийся в слове ощущение?

Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?

Форму какого времени нельзя образовать у глаголов совершенного вида?

Какая соединительная гласная пишется в сложных словах после мягких согласных, шипящих и ц?

Какой тип речи, кроме описания и повествования, вы знаете?

Определите число существительного молодежь.

– Запишите первую букву каждого слова-ответа. Из полученных букв составьте слово. (И–Ч–А–Н–Е–Р–Е ––> наречие.)

– Что такое наречие?

Синтаксическая пятиминутка

Задание. Ученики должны составить предложение, выполнив предварительно ряд действий (слова предложения записываются по мере выполнения задания).

1. Из предложения Без слов я понял, что это его забота обо мне выпишите подлежащее, выраженное личным местоимением.

2. Из предложения Зверек неторопливо вышел из кустов возьмите обстоятельство, выраженное наречием.

3. Выпишите глагол в начальной форме из предложения Ему хотелось еще долго бродить по этим местам и поставьте его в форму 1-го л. ед. ч.

4. Добавьте обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом из предложения По берегу были разбросаны самые невероятные вещи.

5. Из предложения Ростов – небольшой, но красивый город выпишите два определения, выраженные прилагательным с союзом но.

6. Из предложения Большую часть комнаты занимала огромная русская печка выпишите подлежащее, замените в нем первый звук на звук и получившееся существительное употребите в форме р.п. ед. ч.

– Какое предложение у вас получилось?

Я неторопливо брожу по берегу небольшой, но красивой речки.

– Произведите синтаксический разбор предложения.

– Объясните слитное написание не в слове небольшой.

– Объясните, почему наречие неторопливо пишется слитно. Произведите его морфемный разбор.

– В каком слове из этого предложения звуков больше, чем букв?

– Какие еще гласные могут обозначать два звука? В каком случае?

Задание на развитие быстроты реакции и мышления

Соедините части слов, записанные в два столбика.

Ответ. 1–8; 2–4; 3–10; 4–9; 5–1; 6–2; 7–3; 8–6; 9–7; 10–5.

(Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой.)

– Объясните правописание не с разными частями речи.
– Какому правилу подчиняется правописание не с наречиями на -о, -е?

Задание на развитие логического мышления

Из набора букв составьте по 2 слова в каждой строчке.

Н Е Н Е Д О Л Я Р Г О К О (неярко, недолго)

Н Е Я Н Е С Х О Н О Р О Ш О (неясно, нехорошо)

Н Е В З Н Е В Е Р Р А Ч Н О Н О (невзрачно, неверно)

– Составьте предложения с парами слов (неярко – не ярко).

– С каким наречием нельзя составить такую пару предложений?

Задание на развитие слуховой памяти

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:

а) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки (близко);
б) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров (низко);
в) танцы, игры, халат, орбита (тихо).

Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:

– Подберите к каждому слову глаголы и запишите полученные словосочетания.
– Закрыв наречие, вспомните, к какому глаголу оно было подобрано.
– Почему мы к наречиям подбираем именно глаголы?
– Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не-, а затем антоним:

близко – недалеко – далеко;
низко – невысоко – высоко;
тихо – негромко – громко;
плохо – нехорошо – хорошо;
медленно – небыстро – быстро;
мало – немного – много.

Выборочный диктант

Выпишите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

Слитно

немножко
небольшой
несколько
неясно
неподвижность
невольно
неожиданность
немедленно

Раздельно

не вижу
не выдаю
не знаю
не могу

– Над каждым словом надпишите часть речи и обозначьте, чем является не.

Отработка навыка

Запишите следующие словосочетания в два столбика.

Слитно

нелегкий труд
писать неаккуратно
выглядеть неряшливо
читать негромко, но выразительно
незавидное положение

Раздельно

не дружелюбно, а враждебно
не вредно, а полезно
нисколько не трудно помочь
вовсе не трудная задача
не решил проблемы

Проверочная работа

Раскройте скобки.

Вариант I

Вариант II

Подведение итогов и домашнее задание

Теория, § 117. Практика, упр. 435.

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Не будет пусть никто из нас голодным,
И пусть никто не будет слишком сыт:
Один от голода бывает злобным,
Другой нам зло от сытости творит.

В этом смысл Нового года — получить ещё один шанс, шанс простить. Сделать лучше, сделать больше, дать больше, сильнее любить и не волноваться о том, что было бы, а воспринимать жизнь такой, как она есть.

На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло.

Иногда для того, чтобы хорошо видеть, необходимо именно отойти, а не приблизиться.

Шанс не бывает единственным в жизни. Единственной бывает только жизнь.

Не будь жмотом — дай человеку второй шанс. Не будь идиотом — никогда не давай третий.

Есть люди, которым можно дать и 10-й шанс, а есть те, для кого и 1-й был явно лишним.

Я верю в удачу. Темперамент, талант, долгий труд – все это необходимо для успеха. Но они не помогут, если нет удачи. Главное – вовремя заметить удачный шанс и не упустить его.

Иногда нам не хватает лишь капли смелости, а ведь она может изменить всю нашу жизнь.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Или сотворите древо добро, и плод его добр; или сотворите древо зло, и плод его зол; от плода бо древо познано будет

Опять иным образом Господь стыдит фарисеев, не довольствуясь прежними обличениями. И делает это не с тем намерением, чтобы Себя освободить от обвинения, — для этого довольно было и прежних доказательств, — но с тем, чтобы противящихся Ему исправить. Сказанное же Им имеет такой смысл: никто из вас не обвинял исцеленных в том, что они не исцелились, и не говорил, что освободить от беса дело злое. В самом деле, хотя они и крайне были бесстыдны, но не могли того сказать. И потому, не охуждая 1) дел, взносили клевету на творящего их. Но Христос показывает, что такое обвинение несообразно ни с общим смыслом, ни с самым положением дел. А это уже признак крайнего бесстыдства — не только поступать злонамеренно, но и сплетать нечто такое, что даже с общими понятиями несообразно. И посмотри, как Спаситель устраняет Своими словами всякое возражение. Не сказал Он: согласитесь, что древо хорошо, потому что плод хорош; но, чтобы с большею силою заградить им уста и показать Свою уступчивость и их бесстыдство, говорит: если вы хотите порицать дела Мои, пусть будет так; только бы не было в обвинениях ваших несообразности и противоречия. Таким образом яснее могло обнаружиться бесстыдство их в деле совершенно очевидном, и Он мог сказать им: напрасно вы лукавите, когда в словах ваших заключается противоречие. В самом деле, о дереве судят по плоду, а не о плоде по дереву, а вы поступаете наоборот. Правда, что плод родится от дерева; но узнавать дерево надобно по плоду. Поэтому следовало бы и вам или доказать, что дела Мои худы, когда хотите обвинять Меня, или, раз хвалите дела Мои, то вместе и Меня, совершающего их, освободить от ваших обвинений. А вы напротив поступаете. Не находя ничего предосудительного в делах Моих, которые представляют плод, вы осуждаете дерево, — называете Меня беснующимся. Это — уже верх безумия. Дерево доброе не может приносить плодов худых, равно как и на оборот, как сказал это Спаситель еще прежде, и подтвердил теперь. Следовательно, обвинения фарисеев заключали в себе противоречие, и были совершенно несообразны с действительностью.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *