Деревянные церкви Русского севера

Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница»

Наши волонтёрские отряды ведут противоаварийные работы на деревянных церквях, часовнях, ценных жилых домах.

Для реставрации нанимаются квалифицированные плотники. Мы действуем по благословлению православной церкви и сотрудничаем с местной властью. Нас консультируют лучшие специалисты — архитекторы, историки, строители.

Вереница это

восстановление деревянных церквей и старинных бытовых строений Русского Севера
исследование заброшенных храмов и деревень
волонтёрские отряды на Соловки
музей народного быта в деревне Гридинская под Вельском
учебная плотницкая мастерская в Москве
опека сельских северных библиотек
развивающие занятия с деревенскими ребятишками
помощь в организации деревенских праздников
беседы, песни и чаепития вечерами
друзья до Полярного круга

Мы изучаем народную северную культуру, создаем музей крестьянского быта, дружим с волонтёрскими организациями и профессиональными реставраторами, публикуем материалы о Русском Севере, занимаемся с деревенскими детьми и сельчанами, проводим лекции и каждое лето отправляемся на «наши» церкви.

Под нашей опекой:

церковь Николая Чудотворца 1790 года в деревне Гридинская Вельского района Архангельской области
церковь Владимирской иконы Божьей Матери 1755 года в деревне Меландово Холмогорского района Архангельской области
церковь Илии Пророка 1901 года в деревне Нюнежская Шенкурского района Архангельской области
часовня Смоленской иконы Божьей Матери 1875 года в деревне Верховье Онежского района Архангельской области
часовня Святого Духа 1901 года в деревне Осиновская Шенкурского района Архангельской области
часовня святого Власия 18-го века в деревне Никитинская Вожегодского района Вологодской области
часовня вмч. Георгия Победоносца конца 18-го века в деревне Зашондомье Плесецкого района Архангельской области
часовня Успения Пресвятой Богородицы 1815 года в Никитинской, Архангельская обл., Вельский район
часовня Сошествия Святого Духа, д. Осиновская Шенкурского района Архангельской области, конец 19 века

Миссия фонда

Помощь церковным приходам Русского Севера в сборе средств и призыве волонтёров, проведение противоаварийных работ на брошенных церквях в умерших деревнях в надежде, что жизнь вернётся

География деятельности

Архангельская, Вологодская области

Направления деятельности

Строительство, реконструкция и поддержка религиозных организаций, сохранение культурного и исторического наследия

Виды помощи

Материальная, информационная, организация и проведение мероприятий

Способы привлечения пожертвований

Сайт, социальные сети, проведение мероприятий (концертов, вечеров, благотворительных акций и т.д.), ящики пожертвований в общественных местах, личные обращения к частным донорам

Регистрационные данные:

Спасение деревянных церквей Русского Севера «Вереница»
Дата регистрации: 07.11.2013

Истинно русские пейзажи:

30 фотографий

Величественные монастырские стены и сверкающие в свете вечернего солнца купола, — этот сюжет издавна был источником вдохновения для художников, поэтов и всех неравнодушных к красоте людей. Сегодня, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы представляем вам подборку из 30 фотографий.

Сергей Цвиров (участник Russian Photo Club)

Церковь Покрова на Нерли. Нeger (Roman) (35photo.ru)

Кенозерье, Карелия. «Кипрей отцветает…». MaksZ

«Золотое кольцо. Суздаль». Игорь Литвяк

«Покрова на Нерли…». Андрей Корочкин

«Церковь». Dmitry Piskovets

Деревня Матигоры Архангельской области. Александр Ермолин

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Александр Ермолин

«Воздушный храм». Игорь Матвеев

Густынский монастырь. Aleksandr Naumenko

Боголюбово. Michael Shmelev

Церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. Сергей Демидов

Михали, Суздаль. Александр Гуткин

Утро. Свято-Троицкий храм. Евгений Тюрин

Храм Живоначальной Троицы в Останкине. Сергей Ершов

Свято-Успенский монастырь, Тверская область. Valery Pchelintsev

Соловецкий монастырь. Александр Бобрецов

Грузия, монастырь Цминда Самеба (Святая Троица). Sergiy Gutiev

Николо-Перервинский монастырь, Москва. Mikhail Bibichkov

Старая Ладога. Эдуард Гордеев

Спасо-Каменный монастырь. EVVA (500px.com)

Остров Кижи. Эдуард Гордеев

Кенозерье, Глазово. Даниил Коржонов

«Возвращайтесь домой…». Виктор Перякин

Владимирская область, Россия. Денис Сорокин

День Святой Троицы. Максим Евдокимов

Ноябрьское утро. Станислав Саламанов

Село Дунилово Ивановской области. Сергей Ершов

Унимерь, Ярославская область. Денис Сорокин

Дерево – характерная часть российского архитектурного наследия, в особенности в исторических деревнях севера России. Более тысячи лет, вплоть до 18-го века, всё строилось из древесины, включая дома, сараи, мельницы, княжеские дворцы и, конечно же, сотни церквей. Начиная с простых куполообразных структур, деревянная архитектура Руси достигла такого прекрасного развития, что некоторые из этих религиозных комплексов становились представителями великолепия на Земле. Плотники, работавшие без молотков и гвоздей, построили такие странные сооружения, как церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Вытегорский погост) с 25 главами (построена в 1708 году, сожжена в 1963 году) и восьмериковую ярусную Преображенскую церковь на острове Кижи (построена в 1714 году), которые существуют до сих пор.

Ни одна из ранних деревянных церквей не дожила до сегодняшних дней, но некоторые из поразительных соборов, построенных в начале 18-го века, пережили множество передряг – начиная с суровых зим, до гонений церкви во времена советского коммунизма. На протяжении почти ста лет великолепные церкви сжигались, гнили или были разграблены. Остальные остаются в плохом состоянии и забытье.

Когда знаменитый художник и иллюстратор русских народных сказок Иван Яковлевич Билибин путешествовал по северу России, он наткнулся на деревянные церкви и сразу влюбился в них. Благодаря фотографиям, сделанным Билибиным, об ужасном состоянии деревянных церквей узнало много людей, и при помощи совместных усилий и вырученных на продаже открыток денег, было восстановлено несколько 300-летних церквей.

Спустя сто лет другой фотограф, Ричард Дэйвис (Richard Davies), воссоздал путь Билибина по северу России и создал ещё одну серию великолепных фотографий этих красивых церквей.

Церковь Василия Блаженного в селе Чухчерьма (Архангельская область) — бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней (1783 год) и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью (1657 год). Расположена между деревнями Тарасово и Поташевская Холмогорского района.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1531 году. Он был доставлен в музей под открытым небом Vitroslavlitsy из села Передки, Боровичский района.

Разрушенная Санкт Елисей церковь на севере России

Церковь Преображения в Пермском крае

Погост Кижи (т.е. корпуса Кижи) находится на одном из многочисленных островов в Онежском озере, в Карелии. Она включает в себя два красивых деревянных церквей 18-го века и восьмиугольную колокольню, также из дерева, который был построен в 1862 году.

Церковь Святого Георгия из деревни Вершины, Верхняя Тоймы района 1672, переехал в Малые Корелы Государственного музея деревянного зодчества.

Церковь Св. Николы в Великом Новгороде

Церковь Богоматери

Церковь Всех Святых на первом Сибирском просиявших в Сургуте был восстановлен в 2002 году по всем канонам православной архитектуры — деревянное строение без единого гвоздя. И собирали его на том самом месте, где казаки основали город и построил первую церковь.

Церковь Воскресения из села Potakino перестроен в Суздале. Эта церковь была создана в 1776 году и, в частности, стоит посетить, чтобы увидеть колокольню, которая включена в самой церкви, а также рамки свалили журналов-старом традиционном способу защиты стены от дождя.

Церковь Воскресения Христова

Церковь в Суздале
Суздаль, город и административный центр Суздальского района Владимирской области, является домом для не менее 4 эффектных деревянных церквей, построенных между 13-м веке в 18 веке.

Покосившиеся, но не сломленные

Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в.

Русский Север пока еще хранит памятники деревянного зодчества удивительной простоты и гармонии. В Карелии, Вологодской и Архангельской областях можно встретить храмы и часовни – шедевры мировой народной архитектуры. Ее расцвет пришелся на XVII век. Закат вот-вот случится…

Спасать, пока не поздно

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева в Москве. Экспозиция «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни. Куратор выставки Мария Уткина рассказывает о том, как их спасают. На фотографиях уникальные колокольни, купола, главы, барабаны и бочки, обшитые лемехом. Простая отделка и незамысловатый «холодный» «проект» показывают, что русский мужик строил основательно и со вкусом.

Посетителей встречает огромная карта, на которой отмечены еще сохранившиеся храмы и часовни

О таком уровне мастерства даже напишут в советские годы: «Развитие храмовой архитектуры главным образом зависит от талантливых зодчих, существенно понимающих задачи, стоящие перед ними»1.

Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в.

Но большинство храмов и часовен, которым по 200 и даже больше лет, сегодня памятниками не считаются! Их не охраняет государство, они спокойно догнивают свой век в непроходимых лесах и заброшенных деревнях. До некоторых летом можно добраться только по воде, зимой – на снегоходе. Только в Карелии, Архангельской и Вологодской областях обнаружено 700 памятников. Эти данные озвучивают волонтеры проекта «Общее дело».

– Эти данные не окончательны, – говорит координатор проекта Виктор Константинов. – Куда-то мы еще просто не доехали.

Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек

В советские годы для сохранившегося деревянного наследия были трудные времена. В худшем случае храмы сжигали, ломали, в лучшем – сносили кресты, а помещения использовали под склады.

Сегодня заброшенные храмы постепенно уничтожают дожди и снег, а своим равнодушием добивает человек.

Деревня Унежма. Храм святителя Николая (1826 г.)

Интересуюсь у Марии Уткиной, как возникла идея спасать деревянные храмы Русского Севера.

– Меня возили по деревням в детстве. И я росла еще среди деревянных срубов. Может, это повлияло. А вообще, мне кажется, что каждый человек, который видит деревянные храмы, не может не поразиться… Когда дерево сереет, оно приобретает потрясающую, удивительную красоту цвета.

– Сколько организаций занимается восстановлением деревянных храмов?

– Мы пропагандируем волонтерские проекты «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера». Они помогают проводить консервационные работы деревянных храмов и часовен до их реставрации.

– А что вас, как молодого архитектора, поражает в этих храмах?

– Меня поразило главное – пропорции. И то, что каждый храм стоит в идеальном для него месте. Я имею в виду ландшафт. Очень хорошо сливается с природой, и опять же – удивительные пропорции! Я никогда не видела такой высоты срубы. Некоторые деревянные храмы по 32 метра, по 40…

Специалист по истории русской архитектуры, доцент Высшей школы экономики Л.К. Масиель Санчес полагает, что русское деревянное зодчество не имеет аналогов в мире как по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), так и по их художественным качествам.

Храм Владимирской иконы Божией Матери. 1757 г. Архангельская область, Онежский район, Жеребцова Гора, деревня Подпорожье

Как раз останавливаемся у цветной фотографии храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Архангельская область, Онежский район, деревня Подпорожье.

– Это самый-самый прекрасный храм. Он производит огромное впечатление. Ты к нему подходишь и видишь: какая огромная махина. Этот карниз очень широкий, он похож на итальянский классический карниз. И с разнообразной резьбой. А внутри – небеса, которые сохранились, еле-еле держатся, но пока еще держатся, – рассказывает Мария Уткина.

– Чтобы этот храм восстановить, сколько нужно денег?

– Мы посчитали: нужно 50 миллионов. Это чтобы восстановить его полностью. Он огромный. 32 метра в высоту. Потрясающий, удивительный храм.

Об ударе русского мужика

Основа русского деревянного храма – бревенчатый сруб. Многообразие типов русских церквей объясняется комбинацией различного количества срубов с разными типами завершений2.

Для Русского Севера характерны ансамбли: холодный летний храм и теплый зимний. Первый, как правило, большего размера. Замечательный памятник мирового деревянного зодчества, дошедший до нас только на дореволюционных снимках, – Великодворский погост в Юроме Архангельской области. На фотографии церкви архангела Михаила и пророка Божия Илии. Первая построена в 1685 году, вторая – в 1729-м.

Великодворский погост в Юроме Архангельской области

Но каким-то чудом мы можем увидеть еще сохранившиеся настоящие шедевры вживую. Не случайно Русский Север признан самым большим и уникальным заповедником народного творчества.

Деревянное зодчество на Руси настоящий подъем переживает в XVII веке. Живой строительный материал был, что называется, под рукой. Филигранность работы и сегодня поражает искусствоведов.

Часовня пророка Божия Илии. XIX в. Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень Калитинка и Большая Кондратовская

Архангельская область, Каргополье. Здесь реставраторов удивило полное отсутствие засечек от топора на бревнах. Это значит, что у плотника на работу с бревном была всего лишь одна попытка, а значит – один удар! Нет засечек – бревно будет служить столетия!

Внешнее декоративное убранство храмов северяне свели к минимуму. Постепенно формы усложнились, но дошедшие до нас образцы построек до сих пор сохраняют строгость общего облика.

Не могу не спросить:

– Мария, объясните мне, как архитектор, почему всё так просто?

Здесь эстетика особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное

– Это особое видение красоты. Я думаю, что эстетика такая, любовь к красоте, любовь к эстетике особая. Простота! Не золотые купола, не богатство. Всё это суровое, северное. Я помню, была служба в деревянном храме. Совершенно по-другому ты всё ощущаешь. Там всё гораздо проще. Можно сравнить с какими-то греческими храмами. Там нет акустики. Абсолютно домашнее богослужение. И в этом есть огромная глубина. Дерево – это материал, который не просто отражает звук, как камень.

Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца, 1636 г.

Спасти редкие и уникальные храмы и часовни еще можно. Но усилий одних волонтеров недостаточно. Хотя о некоторых примерах стоит сказать особо.

Архангельская область, ансамбль Ворзогорского погоста. На цветной фотографии храм с пятью куполами.

Руководитель проекта «Общее дело» священник Алексий Яковлев со своей матушкой каждый месяц откладывали 10% от своей зарплаты. Чтобы установить три главки с крестами. Они поставили три купола своими силами.

Братская помощь

Судьба исчезающего русского деревянного зодчества волнует и иностранцев. Нет, это не туристы, которые ежегодно тысячами приезжают посмотреть знаменитые и уникальные Кижи. Англичанин Ричард Дэвис и американец Уильям Крафт Брумфилд давно увлечены русской архитектурой. И ценят они не признанные памятники, а никому не известные часовенки и покосившиеся стены русских храмов.

– Надо всё это сохранить. Часто деревянные храмы находятся в заброшенных селах, в деревнях, в глуши. Но специалисты и волонтеры стараются сохранять это великое наследие. История этих храмов – это история русского народа. Особенно на севере, – рассказывает американец Уильям Брумфилд – признанный специалист по истории русского зодчества.

Он родился на юге США. В 1970 году собрался посетить СССР. Для этого путешествия купил фотоаппарат. Уже в России, в ходе поездок по древним городам и селам, у него обнаружится талант фотографа и… любовь к русской деревянной архитектуре.

Англичанин Ричард Девис тоже фотографирует. Работы под названием «Wooden Churches. Travelling in the Russian North 100 years after Bilibin» он выкладывает на своем сайте. С Марией мы подходим к очередной фотографии.

– Это село Турчасово в Архангельской области. Литургия здесь служится несколько раз в году. Для этой церкви Ричард Девис купил колокола.

– Сколько они стоили? – спрашиваю.

Храм Преображения Господня. 1786 г. Архангельская область, Онежский район, деревня Турчасово

Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!

– Пять тысяч евро. Это был первый колокольный звон в Турчасове за сто лет!

Память, которую в первую очередь неплохо бы беречь русским, хранят люди, которые и не родились в России. А ведь именно деревянное зодчество во многом определило внешний вид будущих каменных храмов. Перенесение принципов деревянного строительства в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи3.

Помочь может каждый

Работа по восстановлению часовен и церквей требует колоссального терпения. Реальную угрозу для них представляют не только погода и безразличие людей, но и птицы. Они любят гнездиться под крышами. В результате практически в каждой часовне образуется несколько слоев птичьего помета. Разгребать его приходится волонтерам.

– За многие годы ребята вынесли несколько тонн птичьего помета, – рассказывает Мария.

Павловский Бор. Часовня митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в.

Павловский Бор. Часовня митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в. после консервации

Помочь в восстановлении еще не утраченных святынь может каждый. Для этого даже необязательно жертвовать деньги. Можно найти время и связаться с волонтерами любой из организации: «Общее дело», «Вереница» и фонд «Наследие Севера».

Не остался в стороне и известный музыкант Петр Налич, который родился в семье архитекторов. Петр Андреевич записал обращение на YouTube для тех, кому не безразличны наша история, наша культура и наша вера.

Иностранцы готовы платить огромные деньги, чтобы хоть как-то сохранить и украсить то, что нам досталось от предков. Волонтеры планируют маршруты и собирают целые экспедиции, чтобы поставить леса, настелить полы, отреставрировать купола, стены, крыши или хотя бы просто подмести и прибраться. Этих часовен и храмов, повторюсь, в Карелии, Архангельской и Вологодской областях осталось не более 700. И некоторым недолго еще стоять под открытым небом. Если мы не поймем, что это наше общее дело, мы утратим что-то важное. Пока есть время, нужно торопиться.

Пияла. Часовня на кладбище

Деревянные храмы Архангельской области сверху

В этот светлый и теплый праздничный день продолжаю с вами путешествовать по храмам Архангелськой области. Сегодня небольшая подборка фотографий храмов «с высоты неба», сделанных во время последней экспедиции вдоль реки Онеги.

Дата фотографий: 6-8 марта 2018 года.
Собор Успения Пресвятой Богородицы — главный храм Александро-Ошевенского монастыря. В этом большом двухэтажном храме 1709 года шесть приделов и колокольня. В конце 1980-х в Ошевенск приезжали реставраторы, разобрали на храме текущую крышу, но уехали и оставили храм погибать без крыши вообще.

Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1665 году и является классическим образцом шатрового зодчества — «восьмерика на четверике». Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо».

Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. От ансамбля Турчасовского «города» осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.

Турчасово (Посад). Церковь Спаса Преображения. Колокольня в Турчасово (1793 год) традиционна для нижней Онеги. Она отличается только очень большими размерами и простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.

Сырья. Церковь Николая Чудотворца. 1866-67 гг. повторяет формы прежней обветшавшей церкви 1667 года (есть упоминание, что купольное завершение со шпилем установлено взамен шатрового), и построена на ее месте в память существовавшего здесь монастыря.

Пияла. До недавнего времени комплекс представлял собой типичный для бассейна Онеги, так называемый «тройник», состоявший из трех зданий: двух церквей, шатровой и кубоватой, и отдельно стоящей колокольни. С утратой Климентовской церкви сохранившиеся сооружения погоста в значительной степени потеряли логическую композиционную взаимосвязь, столь характерную для подобных ансамблей деревянного зодчества Севера. Ведущей композиционной доминантой ансамбля является крещатая, типа «восьмерик на четверике», шатровая Вознесенская церковь. Она видна из любой точки села и ее шатер служит своеобразным ориентиром при движении по реке на лодке. Климентовская церковь, сгоревшая в 1967 году, располагалась в нескольких метрах на северо-восток, а двухъярусная, шестигранная в плане колокольня отодвинута на северо-запад ближе к реке. Подобный принцип размещения построек типичен для целого ряда аналогичных комплексов Каргополья XVII-XVIII веков.

Пияла. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. По-видимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями.

Поле (Есенская). Церковь Богоявления Господня (1853 год). Церковь находится на западной окраине деревни Поле на холме на южном берегу реки Кодина, правого притока Онеги. Состоит из четырёх основных срубов, рубленых «в обло» из брёвен диаметром 25—30 см, стоит на земле. Основной сруб церкви представляет собой двусветный четверик размерами 8,4×8,8 м, перекрытый кубоватой тёсовой кровлей с двумя поставленными друг на друга восьмериками в центре, поддерживающими шею и главку (последние не сохранились, восстановлены после 1990 года). Остальные три сруба — пятигранный алтарь, трапезная и притвор, над которым поставлена колокольня.

Подпорожье (Медведевская, Жеребцова Гора). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества.

Лявля. Церковь Николая Чудотворца. Наиболее древняя из шатровых храмов – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году. дДревний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, так называемый «восьмерик от пошвы». К восьмерику церкви, с востока и запада, прирублены одинаковые по размеру прямоугольные алтарь и трапезная. Перед трапезной небольшой притвор. Восьмерик, алтарь и трапезная рублены из массивных брёвен «в обло» (с остатком), притвор рублен из бруса «в лапу». Восьмерик и прирубы в верхней части имеют повалы. Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Шатер является продолжением сруба, но брёвна рублены «в реж» (с просветами), так же «в реж» рублена и глава и барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле является цельной срубной конструкцией. Шатёр, барабан, глава и килевидные бочки покрыты лемехом. Из-за срубной конструкции главка и барабан получили гранёную форму. У основания шатра и бочек устроены «полицы», которые служили для отвода дождевой воды от стен церкви. Притвор покрыт на два ската тесом. Мощный, почти без окон, восьмерик с двумя прирубами выглядит очень монументально, декоративных деталей практически нет, только лемех покрытия и фигурные завершения «полиц». Первоначально эта суровость облика храма смягчалась более стройными пропорциями восьмерика и висячими галереями с крыльцом.

Часовни в России являются отражением религиозной истинной народной души. В их порой примитивной и наивной архитектуре, схожей с архитектурой рубленых изб проявляется вся искренность народного восприятия христианства. Старинные часовни далеки от грандиозности и величия официальных православных храмов. И это не случайно: дело не только в небольших затратах на строительство часовен или в отсутствии строительного опыта. Часовня является тем местом, где православный человек может остаться один на один с Богом, помолиться, не смущаясь никого вокруг, помолиться так, как он умеет — своими простыми бесхитростными словами, или даже молча, прося Бога о том, о чем, может быть, и постеснялся бы просить в многолюдном храме. Здесь, в уединении часовни, можно, не стесняясь никого, разрыдаться слезами искреннего раскаяния и просто быть самим собой.
Часовня в России воплощает в себя искренне народное восприятие религии, близкое к человеку и природе. Неслучайно первые часовни были поставлены после крещения Руси на местах языческих капищ, в святых рощах, поверх почитаемых камней и на почитаемых источниках и родниках. К счастью для народной веры, православие, являясь наиболее мистическим направлением среди всех христианских конфессий, терпимо отнеслось к языческому народному почитанию камней и воды, включив их в свои христианские таинства. Поэтому культ камней-следовиков, родников прижился в православии.
Часовни в России строились не только на сакральных местах древности, но и у дорог, чтобы путник мог помолиться о благополучном завершении путешествия или просто отдохнуть в пути. Самые простые придорожные часовни представляли собой столпы с иконкой. Часовни строились у городских ворот или над воротами, чтобы каждый входящий мог помолиться. Ставили часовни на местах обретения икон, сгоревших или разобранных церквей, на местах сражений, на местах внезапной смерти христиан от молнии или болезни, у въезда на переправы, на перекрестках дорог, там, где христианину требуется осенить себя крестным знамением.
Однако свободолюбие в народном толковании христианских культов не давало покоя светским и церковным властям в России. Стремясь установить контроль над русской душой Петр I дважды издавал указы (в 1707 и 1722 годах) о разрушении «народных» часовен под предлогом борьбы с раскольниками-старообрядцами. После смерти Петра I в 1727 году было разрешено не разрушать часовни в России, и позволено строить новые. Однако уже в 1734 власти вновь запретили «народные» часовни в России. В XIX веке Святейший Синод ориентировал русских людей на постройку церквей вместо часовен. В 1865 году после отмены крепостного права и очевидного ухудшения социально-экономического положения в России, Синод дал разрешение местным архиереям на местах разрешать строительство часовен под контролем церкви, но только не в крупных городах.
Следующая тотальная волна разрушений часовен началась после октябрьского переворота 1917 года. О масштабах разрушений часовен в это время можно судить, если сравнить количество сохранившихся древних и старинных часовен в Ленинградской области, контролируемой большевиками-коммунстами, и в части Псковской области, отошедшей к Эстонии. Вторая «советская» волна разрушений часовен прокатилась по стране в конце 1950-х начале 1960-х годов, когда по указанию Никиты Хрущева была предпринята массированная компания по уничтожению сохранившихся церквей и часовен в сельской местности.

Возрождение строительства новых православных часовен и восстановления старинных заброшенных и разрушенных часовен наступило только после формального свержения советской власти в 1991 году. В настоящее время ни государство, ни церковные власти не оказывают препятствий для строительства часовен. Фактически для возведения часовни на частной земле нужно только благословение приходского священника. Благодаря такому подходу все больше православных часовен открывает свои двери на земле Русской.

На этой странице я хочу показать вам фотографии некоторых часовен Северо-Запада России. Может быть, их архитектура вдохновит кого-то из вас на возведение новой часовни. При возведении храмов и часовен следует пользоваться Сводом Правил для строительтсва православных храмов.

Церковь во имя св. Троицы. Расположена посреди села. Можно подъехать на машине. Состояние у здания удручающее, церковь покосилась, крыша обвалилась, деревянные балки внутри сломаны. В колокольне можно забраться на второй этаж — там, судя по всему, тусит местная молодёжь. За церковью никто не смотрит.
Цитата из газеты «Симбирский курьер»:
«Построен храм был в селе в 1890 году, когда жило в нем больше тысячи человек. Существовала и церковно-приходская школа. И революцию, и тридцатые годы прошлого века, когда храмы начали закрывать и уничтожать, и Великую Отечественную церковь пережила. Местные жители ее очень берегли, зная народную истину — не стоять селу без храма.
Беда пришла уже в 60-е годы прошлого века. Церковь закрыли. Иконы забрали на хранение местные жители. Потом с милицией пришлось их возвращать — кто-то из предприимчивых селян решил продать святыни. От греха подальше образа отправили в райцентр Цильну, где храм продолжал работать.
Кашинка же осталась без храма и прихода. Сначала церковь стояла закрытая, потом ее предлагали снести, но удалось отстоять. Однако того, что не сделали люди, добилось время — без священника и служб пустое здание долго сохраниться не смогло. Начала зарастать территория, рухнул деревянный забор, а потом провалилась крыша и покосился крест. Живущие в селе старики и сейчас, проходя мимо храма, осеняют себя крестным знамением. А молодежь собирается в нем по вечерам на пьянки, забывая о том, что когда-то в святом здании молились их предки. «

Брошюра знакомит с наиболее интересными памятниками русского деревянного зодчества, впитавшего в себя многовековой народный опыт. В ней рассмотрены принципы взаимодействия архитектурных сооружений и природной среды, характер формирования индивидуального облика северорусского села и ряд других закономерностей, которые могут быть использованы в современной практике проектирования и строительства. Работа адресована читателям, интересующимся вопросами русской культуры и архитектуры.

  • Русский Север — сокровищница народной культуры
  • Северорусское селение. Природа и архитектура
  • Комплекс северного селения. Принципы ансамблевости
  • Проблемы охраны памятников деервянного зодчества
  • Литература

Изучая народное зодчество, мы должны отбирать не то, что ушло в прошлое, а то, что принадлежит будущему.
И. Грабарь

Высшая цель труда архитектора — создание благоприятной и гармонично организованной среды обитания человека. Потому так значителен социальный смысл профессии архитектора: оттого, насколько успешно справится он с этой задачей, зависит благополучие и настроение многих тысяч людей. Создаваемая зодчим среда воспитывает, формирует с малых лет вкусы человека. Это каждодневное воздействие осуществляется постоянно и независимо от нашего желания. Отсюда простая и важная истина: жилая среда, лишенная индивидуального, запоминающегося облика, среда, не вызывающая положительных эмоций, не способствует воспитанию эстетических чувств человека.

Среди первоочередных задач, поставленных перед советскими зодчими в Обращении ЦК КПСС и Совета Министров СССР к V съезду архитекторов СССР в ноябре 1970 г., — создание индивидуального облика наших городов и селений. Пути решения этой актуальной проблемы разнообразны. Один из таких путей — глубокий и всесторонний анализ многовекового народного опыта. Использование опыта народа — одно из средств проверки правильности современных позиций. Разумно присмотреться к тому, что делал народ при создании селений, совершенствуя и отбирая лучшие и наиболее жизненные традиции на протяжении столь длительного времени. Обращение к этим традициям поможет нам понять, как решались народом вопросы гармонической организации пространства, где и происходили все жизненные процессы, то есть как раз те вопросы, которые актуальны и сегодня.

Для анализа мы привлечем опыт русского деревянного зодчества — искусства, наиболее полно воплотившего эстетические идеалы народа.

Данная информационно-справочная система разработана в рамках создания многоцелевого программного комплекса «Архитектура Российского Севера» по памятникам народной архитектуры, который разрабатывается специалистами кафедры «Системы автоматизированного проектирования» Строительного факультета Петрозаводского государственного университета с 1991 года с целью проведения междисциплинарных комплексных исследований в области изучения морфологии традиционных архитектурно-пространственных систем и объектов народного зодчества — важных составных элементов Российского и мирового историко-культурного наследия.
Информационно-справочная система «Архитектура Российского Севера» содержит символьно-числовую и образно-графическую информацию о традиционных архитектурно-пространственных формах и композиционных приемах организации жилой среды, а также о функционально-конструктивных и архитектурно-художественных частях, элементах и деталях систем расселения, групповых систем населенных мест, традиционных сельских поселений, крестьянских усадеб, домов-комплексов, хозяйственно-производственных и инженерно-технических сооружений, а также культовых и некрокультовых построек.
При подготовке создания базы данныхпо памятникам архитектуры были использованы натурные материалы, накопленные специалистами кафедры «Системы автоматизированного проектирования» Петрозаводского государственного университета в процессе работы историко-архитектурной экспедиции, а также сведения из атласно-картографических и архивно-библиографических источников (см. раздел: «Библиография»). В свою очередь, при систематизации предметной информации и при выборе формы структурной организации информационного материала в рамках данной Web-страницы были задействованы результаты научно-теоретических изысканий и практических разработок специалистов кафедры «Системы автоматизированного проектирования» Петрозаводского государственного университета в области создания многоцелевых текстово-графических и символьно-числовых историко-архитектурных баз данных для изучения проблем математической топологии и математико-статистического моделирования традиционных архитектурно-пространственных систем и объектов народного зодчества Российского Севера.
Создание данной системы по памятникам архитектуры является логическим продолжением научно-исследовательской работы кафедры «Системы автоматизированного проектирования» Строительного факультета Петрозаводского государственного университета по темам:

  1. «Деревянное зодчество народов Карелии и сопредельных областей: историко-архитектурные базы данных и основы их формирования, методы обработки и анализа историко-архитектурной информации» (1991-1994 гг.), выполнявшейся в рамках Республиканской научно-технической программы «Информатика России»;
  2. «Создание историко-архитектурных и текстово-графических баз данных по объектам и системам деревянного зодчества Российского Севера» (1995-1996 гг.) , выполнявшейся в рамках Региональной научно-технической программы «Приграничная Карелия»;
  3. «Создание многоцелевой образно-графической и символьно-числовой базы данных по традиционным архитектурно-пространственным системам и объектам восточных районов Республики Карелия» (1996-1997 гг.), выполнявшейся по Гранту Российского Гуманитарного Научного Фонда (РГНФ, проект создания информационных систем и развития научных телекоммуникаций, тема Nо 96-04-12022в).
  4. «Создание текстово-графической базы данных по памятникам архитектуры Приладожья», выполнявшейся по гранту Института «Открытое общество. Фонд поддержки» (Грант № IEA788u-w, 1998-1999). Web-страница «Памятники архитектуры Карельского Приладожья» (МПК АРСИ-1.0), разработанная с использованием языка гипертекстовой разметки HTML в качестве составного элемента МПК для среды Интернет (адрес страницы — http://www.soros.karelia.ru/projects/1998/ladoga/index.html
  5. «Математическое моделирование традиционных архитектурно-пространственных систем и объектов Российского Севера» (1998-1999 гг.), выполнявшейся по Гранту Российского фонда фундаментальных исследований (Грант РФФИ, 1998-1999, № 98-06-80364).
  6. «Создание многоцелевой образно-графической и текстовой базы данных по памятникам народной архитектуры Карельского Поморья и Восточного Обонежья для сети Интернет» (2000-2001 гг.), выполнявшейся по Гранту Российского гуманитарного научного фонда (Грант РГНФ, 2000-2001, № 00-04-12002в). Web-страница «Памятники архитектуры Карельского Поморья и Восточного Обонежья» (МПК АРСИ-2001), разработанная с использованием языка гипертекстовой разметки HTML в качестве составного элемента МПК для среды Интернет (адрес страницы — http://www.karelia.ru/Karelia/Culture/arni2001/index.html).
  7. «Ареальные исследования архитектурно-строительных традиций в народном зодчестве центральных историко-архитектурных субрегионов Русского Севера» (2001-2002 гг.), выполнявшейся по гранту Российского гуманитарного научного фонда (Гранта РГНФ, 2001-2002, № 01-04-49004а/с, Региональный конкурс 2001 г. «Русский Север: история, современность, перспективы»).
  8. «Математические модели в ареальных исследованиях морфологии традиционных сельских поселений и крестьянского жилища Российского Севера на базе системного анализа» (2003 г.), выполнявшейся по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (Грант РФФИ, 2003-2004, № 03-06-80210).
  9. «Комплексное исследование региональных и национальных особенностей в морфологии традиционных расселенческо-поселенческих образований на территории Северо-Запада России 19-20 веков» (2003 г.), выполнявшейся в рамках научно-технической программы Министерства образования Российской Федерации «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники» (Подпрограмма: 211. Архитектура и строительство. Раздел: 211.01. Архитектура и градостроительство при формировании современной среды жизнедеятельности, № гос. рег. — 01.200.305197).

Данная работа была вызвана необходимостью проведения сбора, систематизации и анализа информации по объектам, представляющим собой историко-архитектурное наследие народного зодчества Российского Севера, содержащих сведения. А также с целью создания информационно-справочных систем, содержащих сведения, необходимые для культурно-охранной деятельности (выявление, паспортизация и учет архитектурных памятников, а также контроль за их состоянием; формирование экспозиций музеев «под открытым небом»; решение научно-реставрационных задач); решения проектных задач в современной архитектурно-строительной практике с целью возрождения и преемственного развития национальных и культурных традиций народов Российского Севера (выявление наиболее общих закономерностей в архитектурно-строительной деятельности различных народов и народностей; моделирование и прогнозирование этих закономерностей в настоящем и будущем; решение комплексных полипараметрических научно-исследовательских задач на стыке различных научных областей). Новизну представляет вводимая в базу данных по памятникам архитектуры историко-архитектурная информация, а также применение современных способов её хранения, обработки и предоставления.
В свою очередь, заложенная в интернет-страницу образно-графическая информация позволяет использовать результаты работы с ней в процессе решения проектных задач в области современной архитектурно-строительной практики и при разработке социально-экономических и социо-культурных проектов перспективного развития отдельных субрегионов и административных районов Архангельской области и в целом территории Северо-Запада Российской Федерации, а также зарубежных стран Северной Европы и Скандинации.
Авторы данной интернет-страницы выражают свою искреннюю благодарность Российскому Гуманитарному Научному Фонду (РГНФ) и Российскому Фонду Фундаментальных Исследований (РФФИ) за финансовую поддержку их научно-теоретических изысканий и прикладных разработок в области изучения, сохранения и использования Российского и мирового историко-архитектурного наследия.

Павел Петрович Медведев
кандидат архитектуры, доцент
заведующий кафедрой «Информационные технологии в строительстве»
Петрозаводского государственного университета
185640, Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск,
пр. Ленина, 33, Петрозаводский государственный университет,
Строительный факультет,
кафедра «Информационные технологии в строительстве»,
тел.: (8142)711098,
fax: (8142)711000,
e-mail: pmedvedev@psu.karelia.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *