Дети работают в огороде

Содержание

>Старшие подростки помогают родителям на даче обрабатывать грядки с

Уроки обществознания

краткое содержание других презентаций об уроках обществознания

«»ГИА по обществознанию» 9 класс» — Недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов. Макроэкономика – это наука. Компоненты экономики. Ограниченность ресурсов. Задание А4. Экономические системы и собственность. Производство – это процесс создания материальных благ и услуг. Задание А2. Задание А6. Традиционная экономика. Разделение труда – разделение процесса производства.

«Вопросы по обществознанию» — Черты сходства. Практика. Черты, присущие сословиям. Социальный статус. Слова. Бедность. Общество. Приличествующий уровень жизни. Богатые и бедные. Проверка домашнего задания. Черты, присущие всем социальным группам. Престиж. Стратификация. Неполные семьи. Понятия. Дочь. Прожиточный минимум. Суждения о социальной группе.

«Задачи по обществознанию» — Ранжируйте высказывания. Окошко в тему. Компетентностно-ориентированные задачи по обществознанию. Понятие человек в значении народ. 8 класс Изобразите информацию графически. Текст. Оцените значимость факторов в формировании личности. На основе текста составьте суждение о интеллигентности. Расположите в определенном порядке понятия.

«Программа по обществознанию» — Примерная программа основного общего образования. Разделы. Структура примерной программы по обществознанию. Пояснительная записка. Общая характеристика примерной программы по обществознанию. Метапредметные результаты изучения обществознания. Место учебного предмета «Обществознание». Единый государственный экзамен – 2011.

«Часть С в ГИА по обществознанию» — Памятки для учащихся. Анализ результатов ГИА — 2010. Воспроизводящие задания к тексту. Язык, культура, нравственность. Задание на составление плана. Аргументация собственной позиции с опорой на содержание текста. Приложение. Цель. Часть С. Задачи. Конкретизация собственными примерами. Основные формы и методы работы с текстом.

«ФГОС по обществознание» — Ключевые особенности ФГОС. Изменения в образовательных технологиях. Изменения в учебных планах. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы. Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию. Структура примерной программы по обществознанию. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе.

Всего в теме «Уроки обществознания» 21 презентация

Все огородники, особенно в возрасте, хотели бы найти способы, которые могут облегчить их труд. Уже несколько лет я устраиваю на своем огороде узкие грядки. Их ширина — 45-50 см, междурядья — около 80 см. Грядки сделаны с бортиками (по методу Митлайдера).

Фосфорно-калийные удобрения я вношу с осени, весной — только азотные, в начале сезона. В течение лета использую настой травы с добавлением золы и суперфосфата. Последние 2 года использую Байкал-М, из которого делаю раствор для полива и опрыскивания растений.
Так как прополка занимала много времени и сил, решила застилать грядки черным лутрасилом (плотность 60). Для этого нарезаю его полосами шириной 50 см и укладываю на грядку в длину.

В открытом грунте землей из бортиков присыпаю края нетканого материала, а в теплицах — просто укладываю его поверх уже сделанной грядки. Конечно, предварительно делаю прорези для рассады. Так я выращиваю томаты, перец, морковь, чеснок, лук, салат, свеклу, огурцы.

Отказалась лишь от выращивания земляники под таким укрытием: очень уж понравилось муравьям устраивать там свои гнезда.
Под подзимние посевы (лук, чеснок) на уже подготовленной, удобренной и накрытой тканью грядке в проделанных отверстиях колышком делаю углубления и сажаю луковичку или зубок. Засыпаю подготовленной землей с торфом. Никогда ничто не вымерзало. Но хочу предупредить: если у вас сырой и низкий огород, где постоянно застаивается вода, то такие грядки не для вас.

Благодаря лутрасилу я почти избавила себя от прополки. Междурядья прохожу плоскорезом Фокина. Так как я их не перекапываю, трава на них растет плохо, а оставшуюся легко «сбриваю» плоскорезом.
Поливаю, как и обычные грядки. Во-первых, лутрасил держит влагу и не дает ей быстро испаряться, во-вторых, бортики не дают скатываться воде в междурядья, да и сами грядки узкие, лишней воды не требуют (почва у меня суглинистая).

Хочу сказать о посадке лука. Обычно рекомендуют отгребать землю от луковицы для лучшего вызревания. Так как у меня грядки под тканью, я этого не делаю. Просто при посадке излишне не заглубляю луковицу. В течение сезона дырочки с проросшим луком после полива присыпаю золой. Луковой мухе это не нравится, поэтому она облетает мои грядки стороной.

Приобрела я и спецлопату, рекламируемую для легкой перекопки огорода. Действительно, получается быстрее и легче. Спина не устает, да и для моих узких грядок ее ширина в самый раз.
Полив тоже облегчила. Лейкой почти не пользуюсь. В емкость с уже накачанной водой опустила насос «Ручеек». Разложила шланги по огороду и в зависимости оттого, какой участок нужно полить, соединяю нужный шланг с насосом.

В прошлом году внедрила на даче новшество: сделала теплую грядку для выращивания рассады. Для этого купила греющую карбоновую пленку. Обогрев производится ИК-лучами, которые передают тепло растениям и предметам, а не воздуху.
Огородила среднюю грядку в поликарбонатном парнике (шириной 50 см) досками, разровняла ее и сделала «слоеный пирог»:

  1. Вниз положила куски пенопласта (можно фольгированный утеплитель, он продается метражом), для того чтобы не шел холод от земли.
  2. На пенопласт- полиэтиленовую пленку (ПВХ).
  3. На пленку ПВХ — греющую пленку.
  4. Следующий слой — опять пленка ПВХ (решила подстраховаться, чтобы вода не попадала на пленку). Хотя карбоновая пленка защищена с двух сторон и не боится ни воды, ни ударов, ни проколов, главное — чтобы все правильно было заизолировано.
  5. Последний слой — земля 7-10 см.
  6. Над грядкой поставила дуги и накрыла полиэтиленовой пленкой для сохранения тепла.
  7. Электрик установил терморегулятор, провел провод и поставил выключатель для включения греющей пленки.

Дачный сезон у меня начался с приходом марта. Датчик температуры, помещенный под пленку, установила на 20-25°С. Рассаду перцев, посаженную в феврале, распикировала в стаканы и заглубила наполовину в земляной слой. Семена томатов высеваю прямо в стаканы (без последующей пикировки). Тут же в плошки посеяла семена цветов и других культур. Половину грядки засадила луком на зелень и редисом. Все накрыла пленкой (если весна очень холодная, можно под пленку положить белый лутрасил).

Рассадой была довольна: выросла она крепкой и коренастой. Редис с луком ели уже в апреле, а излишки продавали соседям.
Такую теплую грядку можно делать не только в большом парнике (ведь каждый раз ее придется демонтировать). Можно сделать отдельно небольшой рассадничек по описанному методу, который не придется разбирать. В этом году, решив упростить процесс демонтажа, я убрала слой земли и заменила его ДВП (можно тонким ГЛВ). Можно и просто ставить стаканы на пленку.

Ребенок на даче: как совместить воспитание и огород

Чем увлечь детей на даче, а заодно и приобщить их к труду и какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде.

Детям про огород

Чтобы дачные заботы не воспринимались ребенком как повинность, необходимо заинтересовать его, превратить работу в увлекательную игру. Подстегнуть любопытство способны загадки, песенки, сказки и мультики про огород.

К примеру, понимает ли малыш, почему морковку сравнивают с девицей в темнице, и при чем тут ее коса? Доступен ли ему юмор сказки о мужике, заключившем с медведем договор на вершки и корешки? Даже в популярных мультсериалах найдутся эпизоды, в которых главные герои выступают в роли аграриев.

Например, предложите ребенку побыть на денек Копатычем из «Смешариков» или покажите серию «Три кота», где Коржик, Компот и Карамелька помогают бабушке вырастить урожай.

Вот несколько аргументов в пользу детского огородничества:

  1. Работа на свежем воздухе — прекрасная альтернатива гаджетам, телевизору и интернету. В наше время многие родители сетуют, что чад не оторвать от экрана смартфона, поэтому дача, где отсутсвует или слаб сигнал мобильной сети, — просто находка.
  2. Огород — это практически неиссякаемый источник информации об окружающем мире. Сколько знаний и открытий дает наблюдение за природой! Самые маленькие крошки могут изучать цвета и формы, ребята постарше — основы ботаники, физические процессы и элементарные химические реакции. При желании даже неловкий разговор о том, откуда берутся дети, может свестись к рассказу о тычинках и пестиках.
  3. Уход за растениями воспитывает в молодом поколении массу положительных качеств: терпение, трудолюбие, забота и отвественность. А справившись с задачей вырастить свой первый урожай, ребенок будет горд собой и это повысит его уверенность и самооценку.

К перечисленному можно добавить и другие плюсы огородничества:

  1. Любовь к здоровой пище. Даже знатные привереды и малоежки с удовольствием уплетают овощи, выращенные своими руками.
  2. Осознание ребенком своей нужности и полезности, приобщение к «взрослым» обязанностям.
  3. Новые навыки, которые могут пригодиться в дальнейшем. Кто знает, может карапуз, копающий ямку детской лопаткой, впоследствии станет профессиональным агрономом или ландшафтным дизайнером?!

Работа в огороде для детей

Прежде чем давать ребенку какие-то поручения, нужно убедиться, что ему это под силу. Наивно ожидать от трехлетки, что пропалывая сорняки, он не выщипает рассаду, а от пятилетки — аккуратно перекопанных грядок.

Поэтому трудную и кропотливую работу должны взять на себя взрослые. При этом искреннее желание ребенка помочь должно находить понимание и благодарность. Замечания типа «Отстань», «Не мешай», «Не умеешь — не берись» могут не только отвратить малыша от дачных забот, но и сказаться на его отношениях с родителями и самооценке.

Стоит также учитывать, что большинству детей, особенно в очень раннем возрасте, не хватает усидчивости и они склонны быстро переключать внимание. Как выход — проводить предварительную подготовку самостоятельно, а юных растениеводов подключать в самый ответственный и интересный момент. Например, заранее прорыхлить и удобрить землю, а ребенку дать возможность посадить семена.

Как создать клумбу в огороде для детей

Если есть опасения, что ребенок испортит посадки, а детский энтузиазм копать, сажать и поливать неукротим, отличный компромисс — выделить для опрыска отдельную клумбу или грядку, которая всецело будет принадлежать только ему. Малышу наверняка понравится самостоятельно обустроить собственный мини-огород.

Выбирая растения для детской грядки, нужно помнить, что малыши не любят слишком долго ждать, поэтому лучше брать скороспелые культуры: редис, репа, горох, китайская капуста и др. Если детишки сами вызвались засеять огород, хорошо бы учитывать, что их пальчикам тяжело ухватить слишком мелкие семечки, и предложить посадить тыкву, кабачок, подсолнечник или луковичные цветы. Во многих семьях есть прекрасная традиция сажать деревья или кустарники в честь каждого из ее членов. Юному садоводу такая идея точно придется по вкусу!

Особенную радость ребенку принесет декорирование собственной грядки или клумбы. Помогите ему создать ограждение, таблички с названием растений, соорудить самодельное пугало или расставить садовые фигурки. При этом не настаивайте на своем видении дизайна, пусть дети проявят собственную фантазию!

Наполним корзины!

Собирать урожай — отдельное удовольствие и лишать его ребенка было бы преступлением. Однако чтобы избежать казусов, малышу нужно объяснить, как определять спелость овощей, фруктов и ягод, как не повредить растение, срывая плоды, куда складывать «дары огорода».

Сад и огород для детей: на будущее

Если лето на даче не разовая акция, можно задуматься о том, какие культуры переживут зиму и порадуют детей в самом начале следующего огородного сезона. Это могут быть цветы, в том числе первоцветы (подснежники, крокусы, мускари, весенник), многолетняя зелень (щавель, лук-батун и т.д.) или озимые посадки.

Какие опасности могут подстерегать ребенка в огороде

Безопасность ребенка всегда должна быть на первом месте! И дача не исключение. Потенциальную опасность представляют синтетические удобрения и химические инсектициды (средства от вредителей), открытые источники воды (пруд, колодец, большие бочки), острые или тяжелые инструменты (косы, серпы, топоры). Садовый инвентарь и химия должны храниться в специально отведенном месте, желательно на недоступной для детей высоте или под замком. Бочки, колодцы также лучше закрыть, а доступ к прудам и речкам ограничить забором.

Еще одна возможная опасность — ядовитые растения (борщевик, лютик, волчья ягода и т.д.). Дети должны заранее знать их «в лицо» и понимать, что есть можно, а что нельзя.

Инструменты для юных агрономов: как выбрать

Чтобы маленькому дачнику было комфортно и безопасно работать, необходимо правильно подобрать для него инвентарь с учетом возраста, роста и физической силы. Пластмассовый набор для песочницы лучше использовать по назначению, а на огороде предложить ребенку инструменты для домашнего растениеводства (уменьшенные версии обычной лопаты, граблей и т.д.).

Необходимо убедиться, что они не оставят на руках заноз, не слишком острые, чтобы поранить малыша и достаточно легкие для него. К счастью, сегодня многие фирмы предлагают и специально разработанный детский садовый инвентарь (Brigadier, Wader, Sneeboer и т.п.).

Работа в огороде — это вовсе не бессовестная эксплуатация детского труда, а важная и полезная часть воспитательного процесса. На дачном участке можно с легкость удовлетворить тягу юных умов к новым знаниям и впечатлениям, а физическая нагрузка еще и даст возможность выплеснуть энергию.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал Яндекс.Дзен Отличная статья 0

5 способов привлечения детей к работе в огороде

Не все люди и ещё меньше дети любят работать в огороде или во дворе. Многие родители считают, что легче найти способы, которые помогут привлечь детей помогать в домашних условиях, чем в огороде. Если человек с этим сталкивается, то — вот пять способов, чтобы привлечь детей помогать на открытом воздухе в огороде.

  1. Пусть дети работают в огороде граблями.

Дети любят сгребать листья. Это своего рода физическая активность для детей. Даже малыш, может помочь, работая в огороде граблями. Позвольте им сгребать листья и прыгать в них некоторое время. Затем сделайте это игрой, чтобы увидеть, насколько быстро они могут собирать листья и складывать их в мешок для утилизации. Для детей младшего возраста можно приобрести грабли и вёдра меньших размеров, что сделает задачу легче для их маленьких ручек.

  1. Пусть дети в огороде помогают высаживать растения.

Посадка в огороде — это деятельность, в которой должна участвовать вся семья. Такие открытые хозяйственные работы дают вам возможность научить своих детей работать вместе, чтобы вырастить вкусный урожай или красивые цветы.

Перед посадкой в огороде пусть дети помогут решить, что следует высадить. Рекомендуют также во время посадки или заботы о саде выделить небольшую площадь свободную от растительности, и пусть дети играют в грязи с лопатами. Маленькие дети также могут помочь поливать сад в течение всего года. Когда урожай созрел, дети смогут увидеть и попробовать все преимущества своего труда. Поэтому не следует забывать привлекать всю семью к работе в огороде и тогда, когда пришло время собирать урожай!

  1. Пусть дети помогают поливать огород.

Дети всех возрастов любят играть с водой, что делает полив растений идеальным занятием для детей. Пусть они наполняют маленькие ведерки с водой и поливают свой огород, горшечные растения, деревья и другие зелёные насаждения вокруг двора или в огороде. Вы также можете позволить им помочь вымыть и ополоснуть машину. Ну и конечно, в бурное веселье превратиться полив огорода, если дать ребенку в руки поливочный шланг. Тут уж все будут мокрые и растения и родители.

  1. Пусть дети работают в огороде с техникой.

Детей постарше можно научить правильно и безопасно косить газон. Это позволит вам сэкономить время и энергию в долгосрочной перспективе. Возраст, в котором можно позволить ребёнку косить траву в огороде будет зависеть от того, насколько вы уверенны в умениях своего дитя. Конечно, газонокосилка должна быть закрытого типа, и первое время ребенок должен помогать в огороде, косить траву только под присмотром взрослых. Заострите внимание на том, что электрический провод должен быть всегда позади ребенка, желательно его просто перекинуть через плечо, чтобы ненароком не наехать газонокосилкой на провод. Дети младшего возраста могут помочь очистить шланги, двор и другие предметы с газона до начала скашивания.

Также можно предоставить игрушку косилку для детей младшего возраста, чтобы они были заняты, в то время как вы косите траву. Скорее всего, они будут имитировать то, что вы делаете, и будут иметь представление о том, как происходит этот процесс.

  1. Пусть дети работают в огороде подметать и вычищать.

Дети могут подметать скошенную траву с тротуаров и подъездного пути. Они могут также смывать с тротуара грязь, траву, листья и другой мусор.

Есть множество способов, чтобы привлечь детей помогать в огороде, превращая рутину в забавную игру.

Родители заставляют меня работать, мне 14 лет: нарушают ли они мои права?

В России принудительный труд запрещен по закону. Право на труд каждый человек может самостоятельно реализовывать в той форме, как ему хочется (выбрать профессию, место работы и условия труда). Более того, до 18 лет мать и отец обязаны содержать детей. Поэтому, без вашего желания заставить устроиться на работу родители не вправе.

С какого возраста можно устраиваться на работу?

Трудовым кодексом РФ регулируются трудовые отношения работника и работодателя. Этот документ гласит, что с 16-летнего возраста человек может устраиваться на работу (ст. 63 ТК РФ). Допускается трудоустройство ранее этого возраста:

  • С 15 лет — легкий труд без вреда здоровью;
  • С 14 лет — с письменного разрешения родителя и органов опеки легкий труд без вреда здоровью.

Важно: Подросток 14-15 лет имеет право устроиться на работу при условии, что он имеет общее образование. Если обучение не закончено, то выполнение работы не должно мешать получению образования.

В некоторых случаях трудовые правоотношения могут возникать и ранее 14 лет. Например, если это работа в сфере кинематографа, театра или концертные программы. Для участия в создании произведения необходимо согласие родителя и органов опеки, при этом органы опеки дают заключение о времени работы и прочих условиях.

Могут ли родители заставлять работать?

Чтобы получить ответ на вопрос: “Могут ли родители заставить ребенка работать?”, достаточно обратиться к Конституции РФ и ТК РФ. Что говорит закон по этому поводу?

Статья 37 Конституции гласит, что труд в нашей стране свободен. Любой человек может использовать свои возможности, выбирать занятие, профессию по желанию. Никто не может принудить его выполнять ту работу, которую он не хочет. Эта же позиция содержится в статье 4 ТК РФ.

Исходя из вышесказанного, следует, что ни один человек не может заставить выполнять работу. Родители — не исключение. Таким образом, если ребенок (14-16 лет) сам пока что не желает работать, родитель не может заставить его это делать.

Другое дело, если юный гражданин сам принял решение подработать. До 16 лет обязательно требуется разрешение взрослых (матери, отца или опекунов), органов опеки. Кроме того, трудовым законодательством предусмотрен ряд льгот, касающихся трудовой деятельности подростков.

Особенности труда несовершеннолетних

ТК РФ содержит ряд оговорок относительно труда несовершеннолетних. В частности их нельзя привлекать:

  • К работе с вредными и опасными условиями;
  • К подземным работам;
  • К работам, которые могут вредить здоровью или развитию (работа в барах, ночных, игровых клубах, в торговле по продаже табака, спиртных напитков, эротических товаров и пр.);
  • К ночным работам;
  • К работе сверхурочной;
  • К работе по выходным и праздникам (кроме случаев, если эта работа связана с кинематографом, театром, концертами и т.п.).

Строго запрещено выполнять работу по перемещению грузов, превышающих установленные нормы.

Работающие подростки работают меньше по времени, чем взрослые. Нормы рабочих часов для несовершеннолетних следующие:

  • Для детей до 16 лет — 24 ч. в неделю;
  • От 16 до 18 — 35 ч. в неделю.

Справка: Работники до 18 лет принимаются на работу после медосмотра. Также каждый год проходят его до совершеннолетия за счет предприятия.

Несовершеннолетним работникам полагается отпуск 31 календарный день в любое время года.

Вся перечисленная информация может пригодиться, если ребенок самостоятельно решил работать, без лишнего давления на него. Если же родители превышают свои полномочия, заставляя устроиться на работу, нарушаются права ребенка. Возможно, пора обратиться в соответствующие органы.

Куда обратиться, если ребенка заставляют работать?

Есть несколько вариантов, куда можно подать жалобу или обращение по поводу того, что родители принуждают работать.

Органы опеки и попечительства.

Этот орган призван защищать интересы несовершеннолетних детей. Специалисты службы могут взять семью на контроль, провести разъяснительную беседу, в отдельных случаях — даже инициировать обращение в суд. Обращаться нужно в орган по месту проживания ребенка.

Прокуратура.

Должна следить за исполнением законов, защищать интересы и права несовершеннолетних. Письменная жалоба будет основанием для проведения проверки изложенных в обращении фактов.

Хотелось бы сразу отметить, что прежде чем обращаться в те или иные государственные инстанции, необходимо объективно оценить ситуацию: действительно ли родитель заставляет ребенка наравне со взрослым человеком зарабатывать деньги или это просто просьба выполнить небольшую домашнюю работу по дому (убраться в комнате, помыть посуду и т.д.). Если имеет место последний вариант, то речь не идет о принудительном труде подростка.

Вывод

Подведем итоги. Действительно, никто (даже мать и отец) не могут заставить ребенка найти работу и зарабатывать на жизнь. Трудовым кодексом описаны случаи, когда дети могут по своему желанию работать, если они достигли определенного возраста (14-16 лет) и при некоторых обстоятельствах (наличие согласия родителей, органов опеки и т.д.). Принудительный труд под угрозой, шантажом, насилием или с помощью других методов — категорически запрещен.

Принуждение не работает: почему не нужно заставлять ребёнка учиться

Насильственные методы психологами осуждаются. Все мы критиковали Яну Рудковскую после её интервью за то, что она лишает сына детства. Но могут ли родители обойтись без диктата и понуканий, когда речь идёт об обучении. Инна Прибора размышляет: если ребёнок не тянется к знаниям, не пора ли тянуть его самим.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Недавно я попыталась убедить сына отправиться со мной на пробежку. Он отказывался, я настаивала. «Ты, что же — меня заставляешь?» — сказал он, открыв рот от возмущения. Видно, в его представлении это было что-то противозаконное.

Я растерялась. Вообще-то, да, заставляю, хотела сказать я. Я мать и могу иногда себе позволить. Например, после третьего напоминания или пятого упрашивания. Или даже после чтения психологических советов о вреде принуждения — тут уже всё равно. Я всё же попробую выгнать маленьких пассажиров на зарядку, надавить, чтобы они убрались в комнате или сели учиться. Но почему я каждый раз чувствую себя такой виноватой? Это нелогично, у меня ведь есть масса доводов, чтобы оправдать принуждение.

Во-первых, это честно. Я не придумываю аргументов, мне некогда. Я не придумываю угроз. Опять некогда. Я не изобретаю изощрённых и неочевидных плюсов вроде сильных мускулов через 15 лет, потому что я уже в кроссовках.

Во-вторых, это способ показать авторитет. Я здесь главная, я отвечаю за всю эту лавочку и если с детьми что-то будет не так, все вопросы — к родителю. А он — это я. (Оглядываясь, да, точно — я).

В-третьих, это для их же блага. Где были бы все прославленные спортсмены, скрипачи-виртуозы, балерины Большого театра, если бы над ними, маленькими и ещё совсем не великими, не стоял бы человек с серьёзным лицом и фразой: «Да, заставляю. А ты чего хотел? У нас балетная школа вообще-то…».

Непонятно, как родители олимпийских медалистов и участников конкурсов «Юный повелитель гамм» могут спокойно читать психологические советы с гуманистическими идеями

Как им знаменитая фраза, озвученная в книге «Саммерхилл. Воспитание свободой» Александром Ниллом: «Если оставить его (ребёнка) в покое, без всякого давления со стороны взрослого, он будет развиваться до тех пределов, до которых вообще способен развиваться». То есть мы его сейчас вынудили пойти в плавательную секцию, там из него тренер сделает спортсмена. А вот если бы мы оставили парня без ценных тренерских указаний, на его месте вырос бы нобелевский лауреат по физике.

Наука в лице Стивена Пинкера, Гарвардского профессора психологии и известного когнитивиста, спорит с Александром Ниллом, говоря, что сами по себе дети не рвутся к ученью, которое, как известно, свет. Ну хорошо: к кухонным взрывам рвутся, а к доказательствам теорем из учебников — не очень.

Есть аналогия, которую часто приводят прогрессивные педагоги: ребёнок стремится познать мир, он сам научается ходить, говорить, лезет во все розетки, а любовь к более сложному познанию отбивается в школе, рушится принуждением родителей. Пинкер намекает, что аналогия неудачная.

Одно дело — залезть в розетку, другое — кропотливое овладение письмом. Учёный ссылается на устройство нашего мозга: он сформирован эволюцией, а потому для людей вполне естественно самим учиться бегать, общаться, запоминать особенности друзей. А вот зазубривание исторических дат, хоть и проще, но всё же не вполне естественное для нас мероприятие.

Арифметика, письмо и конспекты по естествознанию — эти штуки были изобретены совсем недавно. Прошло недостаточно времени: наш вид ещё не эволюционировал до того, чтоб с азартом ими овладевать. То есть образование — это не предоставление людям возможности расцветать безо всякого вмешательства, а «технология, которая пытается компенсировать то, в чём человеческий мозг изначально неуспешен».

Тут бы и схватить ребёнка за плечо, усадить его за задачу, помочь эволюции подвинуться в сторону учебников. Но груз прочитанных психологических статей давит.

Принуждение (с обещанием подарков или наказаний) — неэффективно, потому что оно:

  • Стимулирует внешнюю деятельность без глубокой увлечённости. Ребёнок делает что-то, чтобы только отвязались. Или только изображает деятельность, подметает для вида. Вспомните, как в школе вы, на первый взгляд, старательно решали задачу, а на самом деле играли в морской бой. Не сомневайтесь, ваши дети тоже так умеют.
  • Создаёт ребёнку токсичные воспоминания. Человек на кушетке психоаналитика через много лет вспомнит, как папа ругался и мучил его. Не факт, что потом ребёнок добавит: «Но, спасибо отцу, что теперь у меня есть деньги на терапевта, слава богу, школу закончил…». Вот эту последнюю фразу все обычно забывают.
  • Подрывает самооценку и может привести к выученной беспомощности. Человек, на которого всё время давят, в какой-то момент перестаёт пытаться брать книжку самостоятельно. Всё бессмысленно, я никто, мама лучше знает…
  • Рушит познавательную активность. Да, может, эта активность и не коснулась пока сборника задач по геометрии, но в правильной среде она служит залогом интереса к чему-то большему. Попытки ребёнка изуродовать посудомойку дают нам понять, что он дерзает, что ему в жизни что-то интересно. Уже хлеб.
  • Мешает заниматься чем-то по-настоящему увлекательным. Пусть вы и не верите в видеоблогинг, но, может, это то, в чем ребёнок действительно сейчас нуждается. Родителям, особенно накануне экзаменов, бывает плохо виден истинный потенциал ребёнка. Нет-нет, я вовсе не намекаю, что у вас растёт будущий чемпион по киберспорту. Но так тоже случается.
  • Безнадёжно портит отношения с родителем. Сложно беседовать по душам с человеком, которого вы полчаса назад приглашали делать уроки под страхом всех небесных кар.

В конце концов, даже у Пинкера нет вывода о том, что технология, которая компенсирует недостатки нашего мозга, должна быть садистской или подавляющей. Принудиловка хорошо работала в тоталитарных обществах, была как-то объяснима в индустриальную эпоху. Но сегодня, кажется, мы неспроста обложились психологическими статьями и боимся нанести детям психотравму неаккуратным словом.

Ребята, которые ратуют за возвращение к советской школе, немного забывают, что мир изменился. Нынче в точке, в которой мы оказались, такие странные штуки, как привычка задавать вопросы и строить воздушные замки, могут оказаться гораздо более востребованными, чем умение перенести на ватман чертёж двигателя в трёх проекциях.

Для многих удивительна манера работы специалистов в продвинутых IT-компаниях. Программистам никто не говорит, что конкретно делать. Они перемещаются между группами, ведущими какие-то фантастические разработки, и решают сами, куда присоединиться, чем они могут быть полезны, а иногда предпочитают в итоге делать что-то своё.

В сфере IT верят в способности человека выбрать сферу для приложения сил и развития, а в сфере образования до сих пор работает только «сядь за парту!»

Исполнительный и послушный ребёнок — мамина радость, сдал на пятёрки — может оказаться не у дел. Инициативный хулиган с идеями — преуспеть. Конечно, в таком смутном мире нам страшно навредить человеку: о том, как вырастить затюканного работягу, человечеству, к сожалению, понятно гораздо больше, чем о том, как помочь одарённому.

А если те самые прогрессивные педагоги не ошибаются? Если во всех нас и во всех детях есть удивительные таланты? И важно им не мешать…

В итоге, заставлять я не стала. Мой сын так и не пошёл со мной на пробежку. Зато пошёл в футбольную секцию. Там, говорят, подходящая для развития способностей среда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *