Дети сироты в России

Содержание

>Должностная инструкция директора детского дома

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция директора детского дома

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Директор детского дома относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность директора детского дома принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. Директор детского дома должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации соответствующей сфере деятельности;

— Конвенцию о правах ребенка;

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— локальные нормативные акты детского дома;

— основы педагогики, психологии;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы физиологии, гигиены несовершеннолетних;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— финансово-хозяйственную деятельность детского дома;

— основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, налогового, хозяйственного законодательства;

— основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Директор детского дома:

2.1. Руководит деятельностью детского дома в пределах предоставленных полномочий.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности детского дома с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых он создан.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников детского дома, создает условия для их работы.

2.4. Принимает меры по созданию необходимых социально-бытовых условий для воспитанников и работников детского дома, вносит необходимые предложения по их улучшению.

2.5. Осуществляет контроль за организацией учебно-воспитательного процесса, оздоровления и питания детей.

2.6. Принимает участие в развитии и укреплении материальной базы детского дома, оснащении современным оборудованием, мебелью, техникой, учебной литературой, пособиями и техническими средствами обучения, обеспечивает их сохранность, пополнение и эффективное использование.

2.7. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата детского дома.

2.8. Способствует созданию благоприятного морально-психологического климата в детском доме, отношений сотрудничества и доброжелательности в коллективе.

2.9. Проводит инструктаж с работниками детского дома по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми (с обязательной регистрацией в специальном журнале).

2.10. Проводит инструктаж о персональной ответственности работников за жизнь, здоровье и безопасность детей.

2.11. Согласовывает и утверждает должностные инструкции сотрудников, знакомит принятых сотрудников с условиями труда.

2.12. Издает приказы и распоряжения по детскому дому, регистрация и хранение которых осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

2.13. Представляет интересы детского дома в государственных органах и общественных организациях.

2.14. Осуществляет взаимодействие и привлекает к совместной деятельности с детским домом различные учреждения и организации.

2.15. Обеспечивает меры по соблюдению требований правил по охране труда и пожарной безопасности.

2.16. .

3. Права

Директор детского дома имеет право:

3.1. Принимать решения в пределах своей компетенции.

3.2. Давать указания и поручения, обязательные для исполнения работниками детского дома, а также проводить проверки их качества и своевременности исполнения.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.4. Инициировать и проводить совещания по вопросам деятельности детского дома.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. На предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.9. .

4. Ответственность

Директор детского дома несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.

Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?

Закон определяет (159-ФЗ)

Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты — какие это дети?

Сирота

В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.

Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.

Без попечения родителей

Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:

  • лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
  • признание одного из родителей недееспособным лицом — частично или полностью;
  • тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
  • признание родителей пропавшими безвести;
  • смерть;
  • подозрение родителей в правонарушениях;
  • лишение родителей свободы — тюремный срок;
  • намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
  • невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.

Защита беззащитных

Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума — для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.

Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:

  • бесплатная медицинская помощь и образование;
  • получение благоустроенной жилой площади;
  • гарантия защиты от безработицы.

Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.

Право расти в семье: формы устройства детей

Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:

  • усыновление/удочерение;
  • опекунство/попечительство;
  • детский дом с семейным укладом;
  • если ребенок болен — перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
  • приемная/патронажная семья.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.

Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.

За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.

Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.

Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.

Право на образование

ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:

  • на бесплатное образование и полноценное обеспечение (питание, предметы первой необходимости, проживание в общежитии, профессиональная медицинская помощь), увеличенная в 1,5 раза стипендия, льготная выплата в тройном размере от суммы стипендии — на покупку нужных принадлежностей для учебного процесса), 100% оплата практики по месту прохождения;
  • бесплатная помощь для подготовки к поступлению в проф.училище на бюджетное место (для поступления ребенок должен обязательно иметь законченное общее/среднее образования);
  • льготное получение второго образования;
  • академический отпуск, если возникла такая необходимость по состоянию здоровья и есть определенные медицинские показания, которые закреплены нормами законодательства (стипендия должна выплачиваться полностью);
  • льготный проезд в городском транспорте (в том числе пригородный транспорт, машины служб такси исключаются);
  • на разовую компенсацию стоимости билетов в две стороны (от места обучения к месту проживания студента — если дом расположен в другом населенном пункте);
  • на покрытие финансовых затрат на покупку предметов первой необходимости и оборудования;
  • на единоразовую помощь (от 500 рублей) от учебного заведения после окончания обучения (это не касается учащихся, которые продолжают учиться на дневной форме).

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Право на медобслуживание

Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.

Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:

  • систематические медосмотры;
  • процедуры для оздоровления;
  • диспансеризацию;
  • путевки в оздоровительные лагеря;
  • санатории или курорты (по медпоказаниям).

Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).

Защита имущественных прав

В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.

К имущественным правам относятся права на получение:

  • алиментных платежей;
  • различных выплат и пособий;
  • стипендий;
  • жилья;
  • пенсий.

Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:

  • органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам и детям без родительского попечения квартиру либо дом, которые имеют все необходимое для проживания;
  • как только сирота станет совершеннолетним, он имеет право вернуться в жилье, в котором проживал до отъезда в учебное заведение, на военную службу, в места отбывания наказания в виде лишения свободы;
  • государственный орган по защите жилищных прав должен следить за сохранностью недвижимого имущества малолетних детей-сирот и составлять реестр таких детей при достижении ими 14-ти лет;
  • если жилье, которое принадлежит малолетнему сироте, передавалось по договору специализированного найма, через пять лет ребенок сможет изменить его на договор социального найма, который позволяет законно приватизировать данное жилье;
  • малолетний сирота, у которого нет зарегистированного за ним жилья, после окончания учебного заведения, завершения военной службы или освобождения из тюрьмы имеет право получить жилье без очереди.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: положения Постановления № 481 о деятельности организаций для детей сирот Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.

Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил — передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.

Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?

Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно — социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.

Осиротевшие дети имеют привилегии во время зачисления в учебные заведения: повышенная стипендия, бесплатное питание. Также ребята получают финансовую помощь для покупки предметов первой необходимости. Проезд на любом виде общественного транспорта для них льготный.

Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.

После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.

Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной — начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.

Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах — оплату путевки оплачивает государство.

>Дети из детдома

Усыновление ребенка одинокой женщиной

Не состоящая в браке женщина также имеет право стать матерью воспитаннику детского дома.

Мать-одиночка должна понимать, что к ней будет более пристальное внимание ООП по следующим моментам:

  • обеспеченность материальными средствами;
  • есть ли помощники в деле взращивания ребенка, если мать работает;
  • кто подстрахует в случае форс-мажора (болезнь, необходимость отъезда на некоторое время и прочее);
  • при возможном изменении статуса матери-одиночки (в случае, если мать выйдет замуж), что может ожидать малыша.

Стоит помнить, что будут частыми и всесторонними проверки ООП и прочих органов, так что одинокая женщина должна набраться мужества и терпения, если решила взвалить на себя груз материнства.

Не нужно думать, что отношение к одиноким матерям пристрастное, нет – работники опеки и попечительства постоянно контролируют, что малыш обеспечен не только заботой и любовью, но и необходимым материальным достатком.

Судебная практика какие сложности возникают в процессе оформления документов

Неоспоримо, что жить малышу в семье предпочтительнее, чем делить кров с такими же обездоленными воспитанниками детдома. Но практика показывает, что иногда усыновителю сложно доказать свое соответствие всем требуемым законом параметрам.

Так, семья Г. получила одобрение ООП на возможность усыновления, подобрала себе в детдоме девочку, с которой сразу же сложились очень хорошие отношения. Девочке было 10,5 лет, и на суд был приглашен ее отец.

Отец отбывал наказание в местах лишения свободы, когда мать лишили родительских прав, а дочь поместили в детский дом. После освобождения отец никакого участия в жизни дочери не принимал.

В суде отец стал рыдать, умоляя девочку простить его и обещая забрать ее. Ребенок растерялся, не зная, как поступить. Суд не дал разрешения на удочерение девочки, и она осталась в детском доме.

Проблемой здесь стало право родителей, независимо от их социального статуса, присутствовать на заседании суда.

Оказалось впоследствии, что мужчина постоянного места работы не имеет, проживает на жилплощади своей сожительницы. Ребенок продолжает находиться в детском учреждении.

Если вы раздумываете о том, усыновить ребенка или оформить над ним опекунство — читайте эту статью.

Часто порядочные, добросердечные люди, нашедшие себе маленького человечка в детдоме и желающие взять ребенка из детского дома, не могут преодолеть формальности закона на усыновление по той простой причине, что у них есть квартира с проходными комнатами.

Это непозволительно (по критериям органов опеки) – малыш должен жить в отдельной комнате. И остается дитя в общей спальне детского учреждения, не обретя новой семьи.

Но требования закона выполнять обязаны все, так что те, кто решился обзавестись дочерью или сыном через ООП и суд, должны учесть все свои реальные возможности. Если все документы в порядке, то стать родителями, оформив усыновление, вполне реально.

Для тех, кто собирается усыновить ребенка из детского дома, предлагаем посмотреть видео и еще раз ответить себе на вопросы: «Хотите усыновить ребенка? А вы уверены?»:

Также рекомендуем к прочтению:

Поделиться в соц.сетях

1 Комментарий

  1. Алексей:

    22.11.2019 в 11:29

    Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8 (812) 200-40-97 Алексей, для связи со мной нажмите кнопку 1. На заставку не обращайте внимания, Атс подвисла.

Документы для усыновления

В суд нужно будет прийти

  • с заявлением, в котором должны быть ваши данные, как будущих родителей, данные малыша и бросивших его родителей, ваша просьба о перемене ребенку личных данных: даты рождения, имени, фамилии и отчества, если вы решите это сделать;
  • представить сведения о вашем семейном положении (в браке или в разводе, соответствующие копии свидетельств). Если вы одиноки, то ваше свидетельство о рождении;
  • с заключением медицинской комиссии о вашей пригодности к усыновлению;
  • иметь согласие вашего супруга (супруги), если усыновление будет оформлено только на вас;
  • представить сведения о зарплате или других доходах;
  • иметь документы на жилье (в собственности, по найму и т.д.).

Органы опеки должны представить документы о ваших контактах с малышом.

Поиск ребенка по базе данных где брать информацию о детях, нуждающихся в семье

Данные о детях, нуждающихся в семье, есть в региональной базе данных или в ООП по месту расположения конкретно выбранного детдома.

На основании выданного заключения будущим усыновителям предоставят доступ к базе данных с фотографиями, где можно выбрать одного или нескольких претендентов из детей, с которыми можно будет получить свидание и пообщаться, попытаться найти общие точки соприкосновения.

В базе данных будут сведения о наличии родственников, об отношениях малыша с ними. Также будут отметки о том, выбрал ли кто-то данного ребенка и занимается оформлением. Все вопросы можно будет уточнить у работника ООП.

Кандидат в родители сможет встретиться только с одним из детишек, одновременно с несколькими воспитанниками свидание нежелательно и поэтому невозможно. Бывает, что сразу же устанавливается контакт и вопрос выбора практически решен, а многие хотят посмотреть всех, кого присмотрели, и только потом делают окончательный выбор.

Если претендент на роль усыновителя не явился в назначенное время на встречу с малышом дважды, его отстраняют от процесса выбора как ненадежного и безответственного человека, если нет объективных причин, помешавших прийти на встречу.

После получения разрешения на усыновление от опеки и попечительства, на выбор малыша отводится три месяца.

Еще по теме Поведение приемного ребенка

Психиатр

Ребенку 8.5 лет. В семье 7 лет. Поменяли три школы. Поведение аховое. Учеба хорошо. Постоянно задирает всех детей, врет на каждом слове. Вины за собой не чувствует никогда. Все виноваты кроме нее. Были уже даже у двух психиатров. Одна поставила под вопросом нарушение поведения, другая ранняя детская шизофрения. Куды бежать? Нужно действительно найти специалиста,чтобы определить, что с ребенком. Да, были у 5 психологов за последние два года, вердикт в ребенке живет зло, закупоренное в бутылке. Помощи никакой.

А как быть ненормальным?

Сложная для меня ситуация. Приемный ребенок, дома с 3-х лет, сейчас почти 9 лет. Всегда отличался плохим поведением, но интеллектуально сохранный. Расстройство поведения стало очень явным с началом школьного обучения. Был изгнан из 3-х школ и переведен на домашнее обучение. Год назад дали инвалидность по расстройству поведения, т.к. скорректировать поведение медикаментозно не удалось.
Сейчас ре сидит дома. В общем, страдает от изоляции, и дезадаптация нарастает.

глупость и хитрость

Это взаимоисключающие понятия или нет?
Вот может ли глупый ребенок быть хитрым, продуманным, преследуя свои интересы?
На его хитрость ведусь даже я иногда — взрослый человек. Когда ребенку ничего не надо, такое чувство, что голову он вообще не включает. Делает что ему хочется, не думая о последствиях.

Психотравма от разрыва с био-мамой

Ребёнок усыновлен в три месяца. Зав.отделением меня предупреждал о том, что ребёнок психически травмирован, младенцы удивительно умные, они понимают, когда их бросают, запись на подкорке начинается, когда у био возникают мысли об аборте.
Я думала, что любовь излечит раны.
Но вот несколько эпизодов показали, что это не так. Ребёнок в 11 лет испытывает панический страх, с ним случается истерика, когда у меня или мужа бывает что-то со здоровьем. Биологические дети спокойно реагируют на наше плохое с мужем самочувствие, а так же на разлуку.

Приемный ребенок с появлением кровного

Есть усыновленный мальчик 5 с половиной лет (в семье 3 года), адаптация позади, любовь и привязанность есть. Кровной дочке 2 месяца. Ревности со стороны старшего явной нет, но появились проблемы с поведением: дерзит, не слушается, нарушает давно принятые рамки, обманывает, провоцирует. Но меня волнует больше всего сексуализированное поведение по отношению к сестре.

Как вести себя с чужим приемным ребенком

Приятельница планирует усыновить ребенка. Мы все ее поддерживаем в нашей компании. Общаемся семьями, ну и далее тоже будем общаться, конечно

Я внимательно читаю конфу и вот такой вопрос возник: как нам вести себя в случае, скажем, не очень адекватного поведения? Напр., как тут часто описывают, ребенок начинает ластиться и всячески тянуть на себя внимание. Не хочется приятельнице воспитательный процесс нарушать, ну и детку обижать тоже

Как бы вы хотели, чтобы окружающие реагировали?

Можно ли разделять детей?

Скажите, еcть ли какой-то закон, регламентирующий разделение детей или все на усмотрение опеки? Дело в том, что мы хотели бы взять четырехлетнюю девочку, но у нее есть старший брат 9 лет. Дети находятся в разных детских учреждениях, но опека говорит, что детей отдают в семью только вместе, так как они привязаны друг к другу и из семьи их забирали вместе. Дети уже больше года по разным учреждениям и еще столько же не увидят друг друга.

Какая paзницa

Кaкaя paзницa мeжду:
1) социальным приютoм для детей и подростков,
2) социально-реабилитационным центрoм для несовершеннолетних,
3) Школoй-интернатoм с первоначальной летной подготовкой,
4) Школoй-интернатoм для детей-сирот,
5) Kоррекционным Детским домoм
6) и пpocтo Детским домoм?

Haхoдятcя ли вo вceх этих зaвeдeниях дети c пoлным cтaтуcoм?

Семейный детский дом. Вопросов море.

Что такое семейный детский дом? Как его можно организовать? Какие обязанности и требования к воспитателям/родител­ям? Какая помощь от государства присутсвует при данном оформлении устройства детей в семью?

Чем отличается патронат от приемной семьи?

Девочки, подскажите, чем отличается патронат от приемной семьи? С остальными формами я разобралась. А тут никак не могу:) Сайт Правоведа я читала:) И все равно…:)

Такой же форум открыла на еве. Уж очень хочется понять:))

семейные детские дома

Вопрос об организации семейного детского дома меня интересует в самом непосредственном приложении.
Что такое дом «семейного типа» и чем он отличается от семьи, усыновившей нескольких детей? С чего нужно начинать организацию такого дома? Куда и к кому обращаться? Где найти информацию по этому, как я предполагаю, непростому вопросу? Какова юридическая сторона? Где можно найти людей, которые уже идут по этому пути? (Я живу в Питере).

Перечень необходимых документов

Если кандидатуры будущих родителей полностью соответствуют предъявляемым требованиям органов опеки, значит им можно переходить к полноценному сбору документов.

Бюрократические нюансы зачастую заставляют кандидатов отказаться от роли родителей, ведь усыновление подразумевает сбор целой кипы документации:

  1. Краткая и грамотно составленная автобиография.
  2. Справка обо всех имеющихся доходах усыновителей, с полным указанием должности и размера заработной платы.
  3. Медицинское заключение, содержащее информацию о состоянии здоровья будущих родителей (оно действует в течение 3-х месяцев).
  4. Специальная справка из ОВД, свидетельствующая об отсутствии судимости у кандидатов.
  5. Справка, утверждающая наличие и право собственности на недвижимость и выписка из домовой книги.
  6. Копия актуального свидетельства о заключенном между кандидатами брачного союза.

Все справочные материалы, кроме медицинского заключения, действительны ровно год.

Также очень важно приложить к имеющимся документам еще и копию паспорта. Дело в том, что русским парам усыновить малыша проще и легче, чем иностранцам

Копия паспорта облегчит процедуру усыновления.

Если кандидаты собираются взять нового члена семьи старше десяти лет, им необходимо получить его письменное согласие на изменение личных данных и само усыновление.

Кстати, список документов для усыновления можно найти и на сайте госуслуг:

Если усыновитель на данный момент не женат, и планирует воспитывать малыша самостоятельно, ему не нужно подавать соответствующий брачный документ. Кстати, одиночная опека сейчас становится все более популярной, и отсутствие супруга практически не становится поводом для отказа в усыновлении малыша.

Никакую иную документацию органы опеки не вправе запрашивать с кандидатов (согласно п.6 Постановления Правительства от 29 марта 2000 года РФ №275). Если органам опеки необходима дополнительная документация о кандидатах на усыновление, они должны запрашивать ее самостоятельно.

Когда все документы будут рассмотрены органами опеки, специальная комиссия обследует условия жизни кандидата, чтобы составить заключение о возможности или невозможности усыновления. Теперь органам опеки остается лишь подготовить соответствующее заявление о реальной возможности считаться усыновителем.

После того, как будущие родители определились с кандидатурой нового члена семьи, они обращаются в суд. В соответствующем заявлении следует обозначить, какие ФИО будет носить малыш в будущем, подавая его в судебные инстанции.

Образец заявления в суд на усыновление есть на этой странице. Также к заявлению обязательно нужно приложить все выше названные документы в двух экземплярах.

Примечания

  1. , с. 174.
  2. (недоступная ссылка). Дата обращения 4 ноября 2014.
  3. ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.
  4. The Military Balance 2010.p.122
  5. The Military Balance 2010.p.277
  6. The Military Balance 2010.p.366
  7. The Military Balance 2010.p.262
  8. The Military Balance 2010.p.317
  9. The Military Balance 2010.p.265
  10. The Military Balance 2010.p.370
  11. The Military Balance 2010.p.124
  12. The Military Balance 2018. — P. 488.
  13. «Armored Combat in Vietnam». Donn A. Starry. p.210
  14. «Armor in Battle 1945—1975». Simon Dunstan. p.187
  15. Танки Т-54, Т-55 и Т-62 в боях. Техника и вооружение. 09 2002. стр.7
  16. Kontum: The Battle to Save South Vietnam (2011). Thomas P. McKenna. University Press of Kentucky
  17. Armoured Warfare: A Military, Political and Global History. Alaric Searle. Bloomsbury Publishing. 2017. P.162
  18. O’Ballance, Edgar (November 1996) . No Victor, No Vanquished: the Yom Kippur War/Corporal Abdul A’ata. Presidio Press.
  19. ПТУР Сухопутных войск / Под ред. Г. Н. Дмитриева. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 10. — (Архив 500+). — 700 экз.
  20. La guerre du Kippour d’octobre 1973 Broché. Pierre Razoux. Paris. 1999
  21. Sagger Anti-Tank Missile vs M60 Main Battle Tank: Yom Kippur War 1973. Chris McNab. Bloomsbury Publishing. 2018. P.59-60
  22. World At The Crossroads: New Conflicts New Solutions A — Proceedings Of The 43rd Pugwash Conference On Science And World Affairs. Rotblat Joseph. World Scientific. 1994. P.360
  23. (недоступная ссылка). Дата обращения 19 мая 2014.
  24. (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2012.

Дефицит внимания и гиперактивность у детей из детских домов

Подобно исследованиям привязанности к воспитателям, наблюдения психопатологии у детей из детских домов, попавших в приемные семьи, выявляют аналогичные отклонения. Наиболее последовательные выводы касаются дефицита внимания/гиперактивности.

Уильям Гольдфарб первым предположил, что дети из детских домов, переведенные в приемную семью примерно в возрасте 36 месяцев, с большей вероятностью проявят экстернализованное поведение, такое как агрессивность, гиперактивность и деструктивность. Они также с большей вероятностью будут испытывать трудности с пониманием чувств и потребностей других людей и формированием привязанностей.

Дети, прожившие в учреждениях первые 3 года жизни, устойчиво демонстрируют более высокие уровни проблемного поведения — от трудностей с питанием и сном до агрессивного поведения, гиперактивности и выраженной чрезмерной зависимости от взрослых, проявляющейся в постоянном требовании внимания. Майкл Раттер и его исследовательская группа (англо-румынское исследование усыновленных детей — ERA) также выявили проблемы дефицита внимания и гиперактивности.

В частности, дети, усыновленные в Великобританию по достижении 6 месяцев, демонстрировали то, что Раттер назвал синдромом институциальной депривации, который включает невнимательность и гиперактивность, когнитивные нарушения, неизбирательное дружелюбие, низкий IQ и квазиаутичное поведение.

Раттер утверждает, что это сочетание особенностей поведения не наблюдается в других обстоятельствах и, по-видимому, является результатом ранней психосоциальной депривации

Например, он показал, что паттерны гиперактивности, а также трудности с вниманием среди ранее находившихся в учреждениях детей связаны с проблемами в установлении и поддержании избирательной привязанности

Опять-таки этот институциальный синдром напоминает описание поведения, данное много лет назад Гольдфарбом

Он писал, что в возрасте 6 лет дети, проведшие в учреждениях первые 3 года жизни, проявляли большую гиперактивность, тревожность и трудности с вниманием, чем их сверстники, выросшие исключительно в приемных семьях (как следовало из отчетов социальных работников, знающих этих детей)

Аналогично, Лоури (Lowrey) отметил закономерность гиперактивности, в частности, при переводе детей из учреждений в приемные семьи. По сообщению Тизард и Риз, приемные дети менее отвлекаемы и беспокойны, чем дети, оставшиеся в учреждении или воссоединившиеся со своими семьями.

Благодарности не ждите

— Но мама, которая говорит подобные вещи, напротив, пытается предостеречь ребёнка…

— Да, такая логика есть очень у многих. Она состоит в том, что ребенок должен, подбираясь в своих мыслях или поступках к чему-то плохому — например, к алкоголю, — себя останавливать.

Но в этот момент хочется обратиться к родителям и сказать следующее. Например, у вас, как у многих людей, есть потребность в сладком. Представьте, как кошмар получится, если вам всё время будут говорить: «Если ты будешь есть сладкое, то будешь жирным». И так — постоянно.

Мама надеется, что ребенка подобная мера остановит, но на самом деле она только создает в его жизни очень большое напряжение. В результате запретная вещь становится для него очень значимой.

В итоге «ходи, куда хочешь, но только не туда, где алкоголь» начинает звучать как «ходи, куда хочешь, но только не на север» или «не думай про зеленую обезьяну». И ребенок начинает интересоваться: «А что же там, на этом севере, в этой зеленой обезьяне, в этом алкоголе?»

Мне кажется, особенно для приемных родителей, очень важно внутренне отпустить ребенка на предмет его будущей жизни. Мы живем вот таким образом, у нас такой уклад, такие привычки, я вожу детей на такие-то занятия, я читаю им Библию, я рассказываю им какие-то истории из жизни, в том числе духовной, рассказываю причины и следствия

Иногда мне трудно понять, что взрослая жизнь моих детей не есть стопроцентное следствие моего воспитания. Что есть и другие факторы, — может быть, их предыдущая жизнь, особенно у дочери, которая прожила какую-то её часть без меня.

Также как и со старшим сыном, ему девятнадцать. Притом, что я очень довольна тем, какой он получился, иногда думаю: «Надо же, такому я его не учила».

То есть для приемных родителей важно понимать, что, к сожалению, наши дети могут стать алкоголиками. Но точно так же могут стать алкоголиками и кровные дети

Нужно немножко отделить от себя эту ответственность.

— А существует ли стереотип, что приёмный ребенок должен чему-то соответствовать? Что он должен быть благодарным, красивым, умным, старательно заниматься, раз ему предоставили такую возможность? Этакий образ благодарного сиротки.

— Хороший стереотип. На мой взгляд, все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем для себя, даже если нам кажется, что делаем для других

Для нас очень важно видеть, чувствовать, что мы получаем от своих поступков какое-то удовольствие

Бывают достаточно длительные периоды, когда кажется, что никакого удовольствия в процессе принятия ребенка нет. То есть вот он уже дома, он изо дня в день тут ходит, плохо пахнет, отвратительно себя ведет. И мысли: «А где ребенок, который будет мне благодарен?» — вполне могут появляться.

С другой стороны, именно в этом случае родителям можно сказать: ваше понимание того, что вы сделали для этого ребенка, гораздо важнее его собственных чувств. Кроме того, история — длительный процесс. Если он не сказал вам «спасибо» в пятнадцать лет, то вполне возможно, поймет это гораздо позже. Хотя не факт, что это вообще когда-либо произойдет.

Мне кажется, родителям просто нужно быть готовыми к тому, что слов благодарности они не услышат никогда. Это сложно, но если это принять, то любая благодарность воспринимается как неожиданность: «Ой, надо же!»

— Бывает такое, что из «системы» выходят дети без особых проблем?

— Бывает, но я не знаю, как это просчитать. Наверное, это какая-то удача.

Свою младшую я нашла в ее два с половиной года. По терминологии Л. В. Петрановской, она относилась к такому типу нарушению привязанности, как «заморыш», то есть ребенок, внешне не очень симпатичный с отставанием в развитии, где-то не очень привлекательный для усыновителей. У нее было несколько отказов потенциальных усыновителей, и при этом она отказная с рождения.

Для кого-то это большой плюс, но для формирования привязанности это потенциально большой минус. Тем не менее, на мой взгляд, это оказался абсолютно подарочный ребенок. Не то, чтобы с ней совсем не было проблем, — их много. Но при этом есть ощущение, что тебе с этим ребенком повезло. Нет ощущения, что все ужасно и плохо, и все проблемы сразу передвигаются на уровень: нужно что-то делать.

— Название «подарочный ребенок» часто встречается на усыновительских сайтах и форумах. Что это вообще такое?

— У меня есть достаточно примеров, когда родители говорят: «Палец не сосет, не качается, не лезет к другим, не проявляет каких-либо отклонений». Мы часто в своем кругу говорим, что через несколько лет жизни в семье у нас дети становятся лучше, чем если бы мы сами их рожали. И мы видим, какими замечательными становятся эти дети, иногда сразу, иногда чуть позже. Поэтому, наверное, и существует большая, все возрастающая категория приемных семей.

Беседовала Дарья Менделеева

Смесь Малютка состав

Компания «Нутриция» очень тщательно подошла к разработке состава для молочной смеси «Малютка 1», включив в него все нужные для активного и здорового развития ребенка вещества:

  • галактоолигосахариды. Представляют собой питательные элементы, которые необходимы для поддержания здоровой микрофлоры;
  • растительные масла. Благодаря этим маслам, обеспечивается наибольшее сходство с материнским молоком в плане ценности;
  • лактоза — углеводная составляющая. Это природный сахар, который присутствует в составе женского молока;
  • лецитин. Смесь фосфолипидов — строительный клеточный материал, из которого формируются клетки мозговых тканей и нервной системы;
  • пребиотики ГОС/ФОС и Нуклеотиды. Способствуют налаживанию пищеварительных процессов;
  • витаминный комплекс, минералы. Речь идет о шестнадцати витаминах (фолиевая кислота, витамины A, C, E, D, K, группы B) и минералах, полезных для быстро развивающегося организма новорожденного. Например, фосфор, витамин B, кальций — поддерживают формирование прочных, крепких костей ребенка;
  • холин, Омега 3, Омега 6. Способствуют развитию центральной нервной системы;
  • аминокислоты. Это L-карнитин, аминокислота роста, и L-триптофан, отвечающий за выработку серотонина, гормона счастья, хорошего настроения.

Как правильно разводить смесь

Приготовленное жидкое питание не рассчитано на хранение, приготавливать его следует перед самым кормлением грудничка. Все необходимое для приготовления готовой смеси приведено в таблице кормления:

Последовательность готовки смеси приведена на картонной упаковке. Прежде всего, попрактикуйтесь и научитесь определять температуру воды и готового напитка, накапав несколько капель на запястье, это несложно.

Смесь готовится следующим образом:

  • чисто вымытыми руками вымойте соску и бутылочку и обдайте их кипятком;
  • дождитесь, пока свежекипяченая вода охладится до 40 °С;
  • отмерьте воду согласно таблице кормления и залейте в бутылочку;
  • насыпьте в воду отмеренное прилагаемой мерной ложкой количество сухой смеси, после этого снимите излишки смеси над ложкой;
  • наверните на бутылочку крышку и взболтайте содержимое до полного растворения;
  • сверните с бутылочки крышку и наверните соску;
  • проверьте температуру готовой смеси, она должна составлять 37 °С. Смесь готова.

После кормления следует немедленно вымыть бутылочку и соску, чтобы избежать засыхания жидкой смеси. Это не исключает тщательной стерилизации перед следующим кормлением.

Ни в коем случае не кормите ребенка остатками смеси от предыдущего кормления. Также не следует разогревать остывшую смесь в СВЧ печи.

История комплекса

Ракета 9М14 ПТРК «Малютка».

Боевая машина 9П110 комплекса 9К14 в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Был разработан в КБ машиностроения (г. Коломна) в 1960 году. Главный конструктор — С. П. Непобедимый.

Пъезоэлектрические взрыватели для боевой части ракеты были разработаны Научно-исследовательским технологическим институтом в Балашихе.

В ходе очередного военного парада на Красной площади 1 мая 1962 года боевые машины с муляжами ракет на направляющих проехали в парадном строю. Таким образом комплекс презентовали населению и присутствовавшим иностранным военным обозревателям. Западные военные эксперты сходу усмотрели сходство между новым советским ПТРК и его более ранним французским аналогом SS.11, придя к заключению, что два комплекса, вероятно, идентичны по своим габаритным и тактико-техническим характеристикам. По западной оценке, комплекс обеспечивал поражение целей на расстоянии от 500 метров до 3 км, что абсолютно соответствовало действительным ТТХ «Малютки».

16 сентября 1963 года был принят на вооружение. В СССР выпускались до 1984 года, произведено более 300 тыс. штук, также производился серийно в Китае и Югославии.

Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

Различные варианты комплекса производились и производятся в Болгарии, Иране, Польше, Чехословакии, Китае, Тайване и других странах.

В конце 1960-х годов ракету модернизировали с присвоением индекса 9М14М. В дальнейшем КБМ предлагал вариант модернизации комплекса, получивший обозначение «Малютка-2».

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 316.356.2-058.8 ББК 60.542.4 А 14

В. А. Абельбейсов,

аспирант кафедры социологии социальной работы Российского государственного

университета, г. Белореченск, тел. 8 (926) 269 17 30, 8 (901) 559 80 01, e-mail

abel85.85@mail. ru

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной

России

(Рецензирована)

Аннотация: Автор анализирует проблему социализации сирот в период их самостоятельного жизнеустройства, видя основные причины трудностей этого процесса в той гражданской и нравственной позиции, которую занимает педагогический коллектив интернатного учреждения. Недостаток видится в отсутствии надлежащих учебновоспитательных программ, а также нежелании ставить конкретные коррекционноразвивающие задачи в ходе обучения и воспитания. Противопоставляя личность ребенка из благополучной семьи и ребенка из детского дома, автор приходит к выводу, что личность последнего сочетает черты положительные и асоциальные. Именно агрессия в попытке доказать свое право на существование мыслится как единственный выход из положения и единственный жизненный ориентир.

Ключевые слова: социализация, сиротство, опека, дети — сироты, успешность, ценности.

Социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Правительство РФ, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе. Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами, страна все равно сталкивается со значимой проблемой межведомственной разобщенности, связанной с принадлежностью домов ребенка, детских домов, коррекционных школ-интернатов разным министерствам, не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Актуализирует задачу изучения процессов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей в государственных учреждениях продолжающийся рост сиротства.

Между тем по неофициальным данным до 20% выпускников детских домов попадают в места заключения. Одновременно растет число «детей улиц», которых по официальной статистике насчитывается в стране около 600 тыс. . Академик РАН В.И. Жуков отмечает, что массовое распространение социального сиротства, увеличение количества детей, брошенных родителями либо отобранных у них, является одной из важнейших характеристик демографической ситуации в современной России . Однако многие исследователи отмечают заниженность этих данных и считают, что в России проживает около 2,5 млн. беспризорных детей . Показатели, безусловно, выше, чем в целом по популяции подростков. Вопрос о причинах социальной дезадаптации детей-сирот в период самостоятельного жизнеустройства может быть адресован и к педагогам интернатов, к их профессиональной компетенции, и к специалистам, которые в качестве аргументов приводят

данные о тяжелом наследии неблагополучного развития в ранние периоды детства. Объективный ответ потребовал бы долговременных социологических исследований. Считаем, что оптимальное решение находится не в плоскости научных показателей, а в той гражданской и нравственной позиции, которую занимает педагогический коллектив интернатного учреждения. На него (коллектив) государство возложило ответственность за то, какими специалистами становятся выпускники, как складывается их общественная и семейная жизнь, какое воспитание они дадут своим воспитанникам.

Именно работники учреждения становятся первыми свидетелями психофизического и эмоционального неблагополучия ребенка. Правильная квалификация этого состояния, степень его сложности и перспективной длительности предопределяют качество и результат дальнейшей специальной помощи. Вместе с тем в рамках высшего профессионального образования нет специализации «социальная работа, психология и педагогика сиротства». Поэтому педагоги, работающие в интернатах, более ориентированы на образовательные и дисциплинарные задачи. Коррекционно-развивающие задачи остаются вне сферы их профессиональных умений. Более того, из-за отсутствия учебно-воспитательных программ, разработанных специально для детей, проживающих в условиях ограниченных социальных влияний, учреждение вынуждено при их выборе исходить из нормативно-возрастных и нозологических принципов (по типу отклонения). Хотя известно, что в силу объективных причин развитие социальных сирот отличается качественным своеобразием.

В частности, научными исследованиями показано, что у воспитанников детского дома происходит недоразвитие самосознания, произвольности и, как следствие, возникают трудности перехода от ситуационного к активному, свободному поведению. Это недоразвитие компенсируется у сирот защитными образованиями: у младших школьников вместо творческого мышления развивается классификационное, вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль, а к подростковому возрасту самостоятельность замещается аффективным реагированием, перекладыванием ответственности на других.

В подростковом возрасте становятся очевидными и допущенные педагогические ошибки, и наследственные пороки, и психологические травмы детства. Подростковый период можно сравнить с магнитной аномалией, где перестают действовать физические законы. В подростковом детстве нарушаются коммуникативные законы. В подростке причудливым образом сочетается ласковый ребенок и асоциальная личность. На государственном и муниципальном уровне специалисты различных ведомств пытаются совместно решить возрастные задачи подросткового периода, которые особенно обострились в последнее десятилетие. В этот «взрывной» период даже самый благополучный ребенок выпадает из-под контроля психологически значимых взрослых. Протестным поведением он инициирует кардинальное изменение своего положения в микросоциуме. Изменения на морфофизиологическом, гормональном и психосоциальном уровне тяжело переживаются подростком. Нередко этот перелом приводит взрослеющего ребенка к асоциальному поведению и даже противоправным действиям.

Исторический парадокс заключается в том, что с развитием цивилизации жизнь человека, особенно душевная, не становится легче. В первую очередь это относится к людям подросткового и пожилого возраста. Приведем лишь некоторые факторы влияния макросоциума на психологическое здоровье современного подростка, например, общественно- политическая неустойчивость в мире. В то же время общество предъявляет к нему совершенно определенные требования: более ранний выбор профессии, выбор идеологических ориентиров.

1. Реальное расслоение общества по экономическим показателям и вслед за этим стремительное размежевание культуры, образования, бытовой сферы на элитарную и массовую. Все чаще звучат высказывания о необходимости сосредоточения государственных средств в тех учреждениях, где дети действительно хотят учиться, т.е. с повышенной учебной мотивацией. Сокращение аудиторных часов в образовательных учреждениях и увеличение

времени на самостоятельную работу может иметь негативные последствия. Дело в том, что «реформы» будут проходить в условиях всеобщего захвата детского сознания соблазнами «массовой культуры», значительная часть продукции которой (боевики, порно, агрессивная реклама, ток-шоу и проч.) становится предпосылкой нарушений в эмоционально-волевой сфере личности.

2. Ограничение доступных для выпускника интерната образовательных маршрутов в связи с изменениями в системе среднего профессионального образования.

3. Сокращение социальных гарантий особым категориям граждан.

Эти факторы предопределяют жизненную траекторию наших воспитанников в строго ограниченной социальной нише. Молодым свойственно стремление к так называемой «красивой жизни». Путь через образование и труд слишком длинный и тяжелый. Гораздо быстрее можно повысить благосостояние, вступив на «криминальный путь». В первую очередь в «группу риска» попадают подростки с неустойчивой психикой, численность которых в детских домах достигает 90%. По данным коллегии МВД, до 80% несовершеннолетних правонарушителей выросли в неблагополучных семьях или вне семьи

Приведем качественный социологический анализ основных социальных и психологопедагогических особенностей подростков из ряда исследований, выполненных на кафедре социологии социальной работы Российского государственного социального университета. В качестве исследуемых параметров были выделены: временная перспектива,

профессиональная направленность, самооценка, ценностные ориентации, общение и понимание подростками «самостоятельности». Исследуемые параметры можно квалифицировать как социально-психологические компетенции, т.к. они характеризуют способность подростка эффективно взаимодействовать с микро- и макросоциумом. Подростки из семей были заинтересованы в анкетировании не только из-за ожидания конечных результатов, им были интересны сами вопросы. Это проявлялось в просьбах к одноклассникам не шуметь, в задумчивых лицах и достаточно полных ответах. В интернате подростки работали индивидуально, давали краткие ответы, нередко отказывались отвечать, долго не думали над «открытыми» вопросами .

«Временная перспектива»: отношение к будущему у подростков из семей

оптимистичное, на вопросы этого параметра отвечают все. Прошлое вспоминается в радужных тонах. Планы на будущее не конкретны, но дети полны свершений, ориентированы на достижения. Страхи о будущем обобщенные: «Боюсь трудностей, связанных с взрослой жизнью», «:.. .что не сложится карьера».

Другая картина у подростков в детских домах. Многие из них вообще не отвечают на вопросы о будущем. Отношение к нему пессимистичное, часто на вопрос о будущем отвечают: «Я умру». Прошлое вспоминают в черных, негативных тонах. Страхи будущего конкретны: «Не поступлю в институт», «Не найду работу». По неоконченному предложению: «Я стремлюсь.» результаты также весьма различаются. Большинство сирот говорят о ближайшей перспективе, их суждения конкретны: «Поступить в училище», «окончить школу». До 12% оставляют вопрос без ответа.

Стремления детей, воспитывающихся в семьях, обобщенные, лаконичные, ориентированы на далекую перспективу, идеал: «Стремлюсь к счастью», «.карьере», «. быть образованным, уважаемым». В целом отношение к будущему положительное, они готовы идти вперед, у них есть идеал. Полученные данные говорят о том, что для воспитанников интерната «будущее» является фрустрированным, т.е. вызывает чувство опасения и даже страха из-за непонимания. Такое состояние типично не только для выпускников интернатных учреждений, но и для выпускников высших учебных заведений. Перед специалистами стоит задача построения такой образовательной среды, которая бы обеспечивала формирование у юношей и девушек необходимых социальных и профессиональных компетенций.

Людей и окружающий мир подростки из семей описывают как добрый, любящий. Их

высказывания характеризует положительный, радужный настрой: «доброжелательные люди», «мои друзья», мир «меня радует», «полон возможностей». В интернате вообще не встречаются суждения об окружающих людях, а мир оценивается положительно: «прекрасен, красив». Отношение к взрослым у подростков обеих групп потребительское. Они хотят, что бы их понимали, любили, помогали, давали денег. По поводу суждений о юношах и девушках ребята из семей дают разнообразные подростковые характеристики сверстников: «красивые», «легкомысленные», «уверены в себе», «стараются выглядеть старше», «думают, что они лучше девчонок». Но общее отношение к сверстникам — положительное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большая часть ответов испытуемых в интернате носит ругательный характер: «в нашем интернате — шлюхи, придурки».

Итак, у подростков, воспитывающихся в интернате, складываются сложные отношения со сверстниками. С одной стороны, это практически единственные люди, которым можно довериться и обратиться за помощью. С другой стороны, с ними часто возникают конфликты и отношение к ним в большей степени отрицательное. Обобщая полученные данные, можно сделать выводы об особенностях социально-психологических новообразований у подростков, воспитывающихся в интернате, их жизненных ценностях, а также дать рекомендации по построению коррекционно-развивающих программ. Для подростков, воспитывающихся в интернате, ценность «настоящего» заключается в следующих показателях: уверенность в себе, наличие друзей, широкие возможности для открытого общения, возможность проявлять доброжелательность и жить в доброжелательном окружении. Очевидно, что поведение подростка, лишенного этих ценностей, будет носить негативный характер.

В «будущем» ценностью становятся любовь, дружба, интересная работа и материально обеспеченная жизнь. Понятия носят отвлеченный характер, дети смутно представляют, что ожидает их в будущем, и тем более не понимают, что их будущее зависит от них самих. В философском понимании основополагающие жизненные ценности человека — это ценность общения, ценность труда, ценность любви. Наша задача — дать детям-сиротам возможность обрести эти ценности, а значит, обеспечить их психологическую устойчивость и будущую социальную безопасность. Вместе с тем, мы видим, что специальная работа по профессиональной ориентации в системе интернатных учреждений организована не на должном уровне. Подготовка к семейной жизни как одна из основных составляющих образовательного процесса в детских домах также нередко упускается из педагогического процесса. Это должно стать одним из приоритетных направлений коррекционноразвивающей работы.

Для обеспечения успешной социализации воспитанников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит еще многое сделать, например, привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями и многое другое. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления -сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из вышеизложенного, следует:

— усовершенствовать и доработать имеющуюся нормативно-правовую базу (устранить несоответствие между законодательной деятельностью субъектов РФ и Федеральными законами, разработать механизмы реализации законов);

— наладить взаимодействие государственных органов управления с негосударственными организациями, различными службами и специалистами, от которых зависит успешное решение вопросов социализации выпускников детских сиротских учреждений;

— проработать механизмы взаимодействия различных структур и органов, устранить

межведомственную разобщенность для единого подхода к решению вопросов, способствующих успешной социализации детей-сирот, выпускников домов-интернатов;

— стандартизировать профессиональную деятельность специалистов по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

— организовать подготовку квалифицированных специалистов, а также разработать предметно — инструментальную основу профессиональной подготовки специалистов по работе с выпускниками интернатных учреждений;

Примечания:

1. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. № 11.

2. Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. Т. 1. Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985-2005). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во РГСУ, 2007.

3. Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика. 2005. № 1. С. 19-22.

4. О деятельности органов опеки и попечительства с выработкой рекомендаций для субъектов Российской Федерации по её эффективному осуществлению // Материалы Министерства образования и науки Российской Федерации.

5. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях / под ред. В.И. Жукова. М.: Издательство РГСУ, 2009. С. 452.

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Павлова В.В. Эверстова Н.М. Афанасьева Л.И. 258 KB интеллектуальная собственность развитие регион intellectual property development region

Одним из главных направлений образования всегда было и будет выполнение социального заказа общества на высокообразованную, всесторонне развитую личность, проявляющую социальную активность, целеустремленность, самостоятельность, готовую принимать решение в ситуации выбора и брать на себя ответственность за его реализацию. Такая личность может быть правильно воспитана только в семье.

М. Самойлова, рассматривая сегодняшний вариант деинституционализации детей-сирот, считает, что он предполагает вывод большинства воспитанников из учреждений, замещающие семьи, а также улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех детей, которые по каким- либо причинам не смогут воспитываться в семье. Это требует разработки и внедрения новых технологий психологической помощи детям, остающимся в институциональной системе воспитания.

В последние два года в особенности комплектования детских домов и школ- интернатов стало позднее выявление детей в асоциальной среде и направление их в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение без соответствующего их возрасту уровня образования. Эти дети отличаются педагогической запущенностью, имеют длительный перерыв в учебе, а также имеют проблемы задержки в психическом развитии. Зачастую они пополняют категорию «бегунков» .

Как мы полагаем, большинство семей не готовы принять к себе таких «проблемных» детей. Их отказ связан со страхом, что приемный ребенок может разрушить быт и традиции членов семьи, что из-за него могут возникнуть конфликты в семье и школе, что он будет плохо влиять на родных детей. При этом семьи, конечно, не знают, где и от кого они смогут получить квалифицированную профессиональную помощь, не веря в то, что государственные органы будут оказывать им необходимую помощь и поддержку.

Еще одной немаловажной причиной отказа является высокая стоимость содержания, обучения и воспитания ребенка в России, когда относительно высокий уровень дохода не покрывает необходимых затрат. Каждая семья, отказавшаяся от приема ребенка-сироты, считает, что ей не хватает средств на содержание собственных детей. Поэтому, несмотря на достаточный уровень дохода, содержание еще и приемного ребенка для части семей становится невыполнимой задачей.

Большое внимание изучению социальных проблем приемной семьи и детей-сирот отводит исследователь Е. Байер. В ходе своего исследования она выявила несформированность в России информационного поля в области семейного жизнеустройства. Опрос населения подвел ее к мысли, что абсолютное большинство населения не имеет достаточной информации о том, как можно принять детей в семью. Особой проблемой являются не информированность населения по поводу относительно новых форм устройства детей, таких как патронатное воспитание и семейная воспитательная группа .

По мнению Е. Байер, деинституолизация предполагает существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения, и создание условий проживания, воспитания и образования, приближенных к семейным.

Далее, автор утверждает, что защита прав детей-сирот на уровне социальных учреждений, органов власти, законодательства осуществляется далеко не в полной мере. Кризис семьи усугубляет эту проблему. Об этом сообщается в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год, опубликованном 14 марта .

«В сегодняшней России наблюдается кризис института семьи, — констатируется в докладе, — ослаб ее воспитательный потенциал, разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, пополняют ряды безнадзорных и беспризорных, употребляют алкоголь и наркотики. Нарушенная система семейных отношений порождает и другую группу проблем: уход детей из дома, формирование асоциальных объединений, агрессивное и жестокое поведение несовершеннолетних, что создает предпосылки для роста детской преступности и проституции, для участия детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых организаций разного толка» .

В настоящее время инструменты регулирования государством положения в неблагополучных семьях ограничены. Единственный способ правового воздействия — изъятие ребенка из семьи. Но это увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. «Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой», — говорится в докладе .

Напомним, что в 2007 году Министерством образования и науки Российской Федерации принят ряд существенных мер для облегчения устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи. В том числе, идет реформирование нормативного сопровождения семейного обустройства детей-сирот, значительно увеличены федеральные расходы на выплаты единовременных пособий при всех формах семейного устройства детей-сирот, а также на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемному родителю. Число детей в приемных семьях увеличилось в целом по стране больше чем в два раза, сообщил Андрей Фурсенко на коллегии министерства, посвященной итогам года. Численность детей, переданных на семейные формы устройства, в 2007 году составила 120 тысяч .

Однако в докладе Уполномоченного отмечается, что в прошлом году системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, предпринято не было. Это могло бы положительно сказаться на сокращении их общей численности в перспективе. Ежегодно в интернаты поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях. В конце 2007 года, по сведениям докладчика, в них проживало около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Среди других проблем в докладе называется отсутствие закона о семейном детском доме и о приемной семье, не принятых на момент подписания доклада. Видимо поэтому, в настоящее время в России всего лишь 368 семейных детских домов. Законопроект об опеке и попечительстве в конце отчетного года был принят Госдумой в первом чтении. Однако, по замечанию Уполномоченного, рекомендации Правительства РФ и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка, не были учтены. Вне законопроекта остались такие понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот .

Мы убеждены, что социальная защита детей-сирот — это одна из наиболее актуальных и острых проблем современного общества. Помогут решить проблему сиротства

— усиление гражданской позиции по отношению к детям, лишенных родительской опеки в обществе,

— развитие института социальной работы, создание эффективной системы помощи семьи, подготовка грамотных специалистов для соответствующих служб,

— обеспечение условий для интеграции детей с особенностями развития в общество, создание службы по интеграции в общество выпускников интернатов,

— создание эффективного института профессиональной замещающей семьи.

Особо следует отметить дефицит специалистов в областях социальной работы, семейной психологии и психотерапии, которые практически не развивались в нашей стране до перестройки. Решение этих проблем требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России .

Сегодня, на наш взгляд, важно реализовать идеи А.С. Макаренко: создавать при детских домах и школах-интернатах свои малые мастерские с обязательной реализацией собственной продукции. Мы думаем, что необходимо учитывать и экономические вопросы содержания детей в государственных учреждениях. Государство тратит огромные средства на содержание ребенка в детском доме или школе-интернате.

Список литературы

  1. Самойлова М. Чужих детей не бывает // Социальная педагогика в России. — 2008. — №3. — С. 54-56.
  2. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот // Социальная педагогика. — 2009.- №1. — С. 123-127.
  3. Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью // Социальная педагогика. — 2009. — №2. — С.78-84.
  4. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — С. 334.
  5. Мироненко В. В. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии: учебное пособие. — М.: Издательство «Просвещение», 1977. — С. 476-480.

Библиографическая ссылка

Павлова В.В., Эверстова Н.М., Афанасьева Л.И. ДЕТИ – СИРОТЫ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 8. – С. 183-184;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=27815 (дата обращения: 05.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *