Дети в храме

Храм Божий.

Храм — это центр нашей духовной жизни. В Храме особенно чувствуется благодать Божия. Идя в Храм, надо соответственно настроить себя и напомнить себе, что мы входим в иной мир, отличный от общего мира суеты и соблазнов. Здесь мы предстаем перед нашим Творцом и Спасителем, здесь совместно с Ангелами и Святыми приносим Ему жертву хвалы и благодарения.

Чтобы пребывание в Храме принесло пользу нашей душе, необходимо вникать в содержание Богослужений, вдумываться и углубляться в них. Совместная молитва в Храме имеет великую возрождающую силу. Воспринимаемая сознательно, эта благодатная молитва очищает совесть, умиротворяет душу, совершенствует, укрепляет веру, согревает в сердце любовь к Богу.

Будем дорожить своим Приходским Православным Храмом как небесным островком на грешной земле.

Правила посещения Святого Храма и поведения в нем.

1. Чтобы посещение Храма послужило на пользу, очень важно молитвенно себя настроить еще на пути к нему. Надо подумать, что мы хотим предстать перед Небесным Царем, перед Которым с трепетом предстоят миллиарды Ангелов и Святых угодников Божиих.

2. Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11,28). Успокоение, укрепление и просветление души — вот цель посещения Храма.

3. В Храм следует приходить в чистой и приличной одежде, как требует того Святость места. Перед входом в Храм необходимо выключить сотовый телефон.
Входя в храм следует не спеша перекреститься.

Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в брюках, шортах, коротких или открытых платьях, с коротким рукавом. Голова у женщины обязательно должна быть покрытой.
Еще до входа в Храм женщинам следует стереть губную помаду, чтобы при целовании Святых Икон, Святой Чаши, Святого Креста, благословляющей руки Священника не оставлять на них отпечатков своих губ.
Мужчины должны приходить в Храм в брюках (а не в шортах или бриджах) и в одежде с длинным рукавом. Перед ступенями Храма они должны снять головной убор (желательно даже при входе на территорию Храма) и войти в Храм с непокрытой головой.
Входя в храм следует не спеша перекреститься и сделать три поясных поклона в сторону Алтаря, говоря:
«Боже, будь милостив ко мне грешному», или
«Боже, очисть меня грешного и помилуй меня».
4. Приходить к Богослужению надо заблаговременно, за 5-10 минут, чтобы успеть приобрести свечи и поставить перед Иконами, как свою жертву Богу.
Придя к Литургии, желательно подать записку с именами своих крещеных близких о здравии (для живых) и о упокоении (об умерших).
5. Ставить свечи и прикладываться к Иконам нужно не во время Богослужения, а до или после него и так, чтобы не помешать другим молящимся.
Проходя напротив Царских врат, следует благоговейно перекреститься и поклониться в сторону Престола.
6. Непременно приходите в Храм к началу Богослужения.

7. Если увидите знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайтесь с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайтесь за руку и ни о чем не спрашивайте.
Ни в коем случае не допускается в Храме посторонних разговоров, а тем более, шуток – это грех. Подпевать хору можно только очень тихо. При общенародном пении не следует допускать «бесчинных воплей».
8. В Храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

9. На церковной паперти и вообще на территории Храма нельзя курить. Нельзя входить в Храм с животными или птицами.

10. Придя в Храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться.
Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из Храма.
11. Когда слышим слова общего благословения, как например, «Мир всем», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…» или другие подобные возгласы, наклоните голову, не крестясь.
На каждение отвечайте поклоном головы. Если все молящиеся встают на колени, нужно присоединиться к ним.
12. До конца Богослужения не уходите из Храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости, взяв на это благословение у Священника.

13. Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками (правая покрывает левую). После Причастия благоговейно поцелуйте, не крестясь, (чтобы случайно не толкнуть Чашу) нижний край Чаши, как пречистое ребро Христа Спасителя. После этого запейте теплотой (запивкой) и вернитесь на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и не накрашенными губами.

14. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в Храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Смиренно принимая замечания, говорите: «ПРОСТИТЕ».
Увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь ПРАВИЛА, если сможете, сделайте в мягкой форме замечание или скажите об этом ответственному за поддержание порядка в Святом Храме.
Сделать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно вежливо и деликатно тихим голосом, лучше – шепотом, внутренне испросив у Бога мудрости, чтобы не обидеть человека своим замечанием.
Не допустите, чтобы в вашем присутствии произошло осквернение Храма Божия, кощунство или явное хулиганство. Охранять святость Храма является обязанностью каждого воина Христова — верующего Православного Христианина.

15. В Храме нельзя говорить громким голосом, держать руки в карманах, жевать резинку. Без нужды не следует ходить по Храму.

16. Уходя из Храма, перекреститесь и в течение остального дня бережно храните полученную в нем благодать.

* * *

Человек перед Богом. Введение во храм.
Студия «Неофит»
Этот фильм об устройстве Храма, его истории, архитектуре, убранстве, символах. На этой экскурсии владыка Иларион расскажет, как принято входить в храм, куда поставить свечу, как подать записку.

Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям.

В храм с пеленок

Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?

— Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40-й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают.

Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме.

Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые.

В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?

— Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше).

Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо?

Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать.

Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»…

— Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии.

Кризис «среднего» возраста

Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой…

— На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество…

— Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу.

Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит.

— Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка?

— Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они.

— Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм…

— В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим.

— Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае?

— Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома.

— А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами…

— Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад.

— Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника?

— Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо.

— А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его?

— Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

…Где-то пропадает ночами. Не отвечает на телефонные звонки. Приходит домой, только чтобы отоспаться и поесть. О том, чтобы вместе пойти в храм, боюсь даже и говорить. Всё забыл. Начинаю рассказывать, как хорошо у нас в храме,— хмурится в ответ. На все мои расспросы молчит или бросает со злобой: «Отстань от меня». И все равно молюсь, молюсь, не переставая, чтобы Господь сохранил его на всех путях. Только по вечерам, собираясь уходить куда-то, просит робко: «Перекрести меня, мама!». Торопливо крещу его и шепчу: «С Богом, сынок!».

Ольга Новикова

Читать по теме: Гиперактивный ребенок – между восторгами и проклятиями

Поведение в храме. Каждый человек, приходящий в храм, независимо от того, верующий он или нет, должен соблюдать определенные правила поведения, предусмотренные православными канонами. Прежде всего, это относится к тем, кто интересуется храмом как памятником истории и культуры или проявляет интерес к православной вере.

Мужчины перед входом в храм должны снять головные уборы.

Женщинам следует входить в церковь с покрытой головой. Женщина должна быть в одежде, соответствующей своему полу (в платье или юбке, но не в брюках), со скромной, неброской косметикой на лице (лучше вовсе без нее) и обязательно стерев губную помаду. Нельзя находиться в храме в одежде, приближающейся к пляжному костюму. Мужчины не должны быть одеты в шорты и майки. Недопустимо входить в храм с бутылками прохладительных напитков, с мороженым, пирожками, булочками и т. д.. Курить нельзя на всей территории, примыкающей к храму. Нельзя входить в храм с животными или птицами. Нельзя вносить в храм мясо.

В храм желательно приходить заранее, чтобы иметь возможность до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если вы опоздали на службу, то лучше возжечь свечи после окончания богослужения. В храме не следует громко разговаривать и становиться спиной к образам и иконостасу. Во время богослужения недопустимо праздно ходить по храму, обращаться к верующим с вопросами. Недопустимо хождение по храму, ведение разговоров и возжигание свечей во время чтения Святого Евангелия, Шестопсалмия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на Литургии (от общенародного пения «Символа веры» до «Отче наш»), а также во время Причастия. Богослужения следует проводить стоя: сидеть разрешается только по особой немощи, по болезни или чрезмерной усталости, чтобы не роптать духовно и не думать более о ногах, нежели о Боге. Однако нельзя и сидеть, закинув ногу на ногу или скрестив и вытянув ноги, а прежде, чем сесть, с верою попросите у Бога укрепить вас телесно. Не полагается во время Богослужения самочинное падение ниц, произношение громких восклицаний, и, наоборот, если все молящиеся встают на колени — нужно присоединиться к ним. Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Во время открытых Царских врат не положено пересекать храм между аналоем на котором находится икона праздника, и амвоном, то есть пространство перед Царскими вратами. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время – например, на всенощной за елеопомазанием. Не следует во время службы держать руки в карманах, за спиной и вести себя дерзко или вызывающе. Совершенно недопустимо даже после службы вступать с верующими в псевдонаучные диспуты и высказывать свою точку зрения по вопросам православного вероучения. Однако не стоит впадать и в противоположную крайность и вести себя излишне сковано и боязливо.

Родители, придя в храм с детьми, должны постоянно наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они чем-либо отвлекали молящихся, в противном случае лучше вывести их на улицу. Взрослые должны объяснять детям, что церковь – это особое место и здесь существуют особые правила поведения. В церкви нельзя бегать, кричать, лазать между подсвечниками. Дети не должны праздно ходить по храму по своему желанию, особенно во время чтения Святого Евангелия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на Литургии (от общенародного пения «Символа веры» до «Отче наш»), Шестопсалмия на всенощном бдении.

В промежутках между службами с вопросами можно обратиться к священнику или дьякону. Вопросы должны быть конкретные и немногословные. Обращаться принято так: «Отец дьякон» или «Отец Андрей, Петр» и т.д. В православии не принято католическое обращение «святой отец». Бойтесь, вольно или невольно, оскорбить своим поведением те святыни, которые окружают нас в храме Божием и молящихся. Находясь в храме, надо всегда помнить, что это, прежде всего Дом Божий и все свои действия согласовывать с этим главным назначением храма.

Родители часто беспокоятся и боятся, что ребенок может устать во время богослужения, что богослужения в нашей церкви слишком для него длинные, но не выражают ли подсознательно родители свои собственные страхи и сомнения?

Дети проникаются гораздо легче, чем взрослые, всей мистикой и таинственностью богослужения и литургического символизма, они чувствуют и ценят эту сторону наших богослужений. Чувство святости и благоговения перед Господом Богом, стоящего по ту сторону повседневной жизни и открывающегося таинственно в богослужении, чувство «страха Божия», лежащего в основе каждой религии, гораздо ближе и понятнее детям, чем взрослым.

«Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19:14), приходить в церковь — эти слова Господа Иисуса Христа относятся ко всем нам и сейчас, потому что в первую очередь именно в церкви дети должны услышать голос Божий. Это же слово, но сказанное в классе звучит абстрактно и часто не совсем понятно, в церкви же происходит молитвенное восприятие этого слова, тем более что в детстве молитвенное восприятие особенно остро: в детстве у нас есть способность понимать не интеллектуально, а всем существом, что нет большей радости, чем быть в церкви, участвовать в богослужении, вдыхать аромат Царствия Небесного, который есть «радость и мир в Духе Святом».

Атмосфера церкви должна входить в жизнь ребенка еще дома. Как может ребенок чувствовать святость воскресенья, дня, посвященного воскресению Господа Иисуса Христа, и того, что он должен воспринять и почувствовать в церкви, если у него дома с раннего утра гремит радио или телевизор, родители курят, читают газеты и нет ничего святого в этом воскресном дне? Посещение церкви должно бы было быть подготовлено: тишиной и особой торжественностью зажигания лампадок перед иконами, общей молитвой, чтением положенного в этот день Евангелия, чистотой и особой опрятностью и одежды, и жилища. Как часто родители не понимают, как все это формирует религиозное сознание ребенка, которое оставляет свой след на всю жизнь и которое никакие трудности и волнения житейские не смогут в нем уничтожить!

Накануне воскресенья и праздников церковных, во время Великого Поста, когда мы приготовляемся к исповеди и причастию, дом должен отражать церковь, должен светиться тем светом, который мы приносим домой с богослужений…

И еще несколько слов о школе. Само собой очевидно, что устраивать школьные занятия по воскресеньям во время богослужения противно духу Православия. Воскресная Литургия — это радостное собрание всех верующих в церкви, и ребенок должен знать и переживать это задолго до того, как он сможет понимать значение этого богослужения. Думаю, что лучше всего устраивать школу в субботу, которая есть приготовление к воскресному дню, воскресному богослужению. Аргументация же, что родители не будут привозить детей два раза в неделю в церковь, показывает только нашу греховную небрежность к самому важному в жизни ребенка.

Субботний вечер — это начало воскресенья и должен был бы быть литургически освящен так же, как и воскресное утро. Ведь во всех православных храмах служатся вечерни или всенощные накануне праздников и воскресных дней. Нет причины, почему не можем и мы строить свою церковную жизнь по принципу школа — всенощная — Литургия, где школа была бы для детей естественным приготовлением и введением в День Господень, День Его воскресения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *