Детские крестовые походы

Крестовый поход детей, 1212: легенды

Скрупулезно точных свидетельств современников о походе детей не сохранилось. Потому история обросла множеством мифов, домыслов и легенд. Однако точно известно, что инициатором такого предприятия являются Стефан из Клуа и Николас из Кельна. Оба были мальчиками-пастухами.

Первый рассказывал, что ему явился сам Иисус, повелевший передать некое письмо королю Франции Филиппу II, чтобы тот помог детям в организации похода. По другой версии, Стефан случайно встретился с одним из безымянных монахов, выдавший себя за бога. Он то и увлек детский разум божественными проповедями, повелел освободить Иерусалим от «неверных» и вернуть его христианам и вручив ту же рукопись.

Стефан. (wikipedia.org)

Пастух начал так горячо проповедовать, что многие подростки и даже взрослые люди стали следовать за ним по всей Франции. Вскоре молодой оратор смог добраться и до королевского двора Филиппа II. Король заинтересовался идеей устроить крестовый поход детей, потому что он искал расположения у римского папы Иннокентия III в войне с Англией. Но Рим долго хранил молчание, и европейский монарх отказался от этого намерения.

Гроб Господень

Тем не менее, Стефан не остановился, и вскоре большое шествие подростков с хоругвями двинулось из Вандома к Марселю. Дети искренне верили, что море расступится перед ними и откроет путь ко Гробу Господня.

Дети следовали за Стефаном и Николасом. (wikipedia.org)

Тяжелый путь через Альпы

В мае того же года некий Николас организовал свой поход из Кельна. Их путь лежал через труднопроходимые Альпы. Около тридцати тысяч подростков двинулось в сторону гор, однако лишь семь смогло выбраться оттуда живыми. Даже для армии из взрослых людей проделать путь через эти горы было непросто. К тому же дело усугублялось сложными перевалами и переходами. Дети оделись слишком легко, не подготовили достаточных запасов провизии, и потому многие замерзли и умерли от голода в этой местности.

Но и в итальянских землях их встретили отнюдь не радостно. У итальянцев в памяти еще были свежи разорительные походы Фридриха Барбароссы после предыдущего крестового похода. И немецкие дети, претерпевая утраты и лишения, с трудом добралось до прибрежной Генуи.

Итальянские города. (wikipedia.org)

Дети-крестоносцы нисколько не полагали, что море после многочисленных молитв не расступится перед ними. Тогда многие участники осели в торговом городе, а другие отправились вниз по Аппенинскому полуострову к резиденции папы римского, чтобы получить от него всесильную поддержку и покровительство. В Риме детям удалось добиться аудиенции, на которой Иннокентий, к огорчению Николаса, настоятельно рекомендовал повернуть юным крестоносцам домой. Обратный переход через Альпы оказался еще тяжелее: очень немногие вернулись в германские княжества. Дошедшие свидетельства касательно судьбы Николаса рознятся: одни утверждают, что он умер на обратном пути, а другие, что он исчез уже после посещения Генуи. Таким образом, никто из немецких детей- крестоносцев не добрался до Святой земли.

И от Вандома до Марселя

Как уже было отмечено ранее, Стефан из Клуа возглавил крестовый поход из города Вандом. Несмотря на то, что им помогал орден францисканцев и на то, что суровые Альпы оказались в стороне от их маршрута, судьба французских детей сложилась не менее трагично. И в прибрежном Марселе, куда они дошли от начального пункта, море не открыло пути крестоносцам. Потому подросткам пришлось прибегнуть к помощи неких Гуго Ферреруса и Гийомо Поркуса — двух местных купцов, предложивших доставить их в Святую землю на своих кораблях. Известно, что дети погрузились на семь кораблей, каждый из которых мог вместить по семьсот человек в каждом. После этого во Франции детей никто никогда не видел.

Крестовый поход детей. (wikipedia.org)

Некоторое время спустя в Европе появился монах, утверждавший, что он сопровождал детей всю дорогу. По его словам, всех участников похода обманули: их привезли не в Палестину, а к берегам Алжира, где их потом угнали в рабство. Вполне возможно, что марсельские купцы заранее сговорились с местными работорговцами. И не исключено, что кто-то из юных крестоносцев все же добрался до стен Иерусалима, но уже не с мечом в руках, а в кандалах.

Курт Воннегут: «Крестовый поход детей»

Крестовый поход детей 1212 года закончился полным провалом. Он очень впечатлил потомков и современников и нашел отражение в искусстве. Об этом событии снято несколько фильмов, а Курт Воннегут, описывая пережитую им бомбардировку Дрездена, назвал книгу «Бойня номер пять или крестовый поход детей».

Всего найдено: 1536

Вопрос № 287935

Слитно или раздельно в данном случае пишется наречие? «Ее сердце (не)свободно.» Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если в контексте слово несвободно легко заменить на занято, следует писать слитно.

Вопрос № 287826

«Не(?)жилец…» — вынесли вердикт медики. Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

Вопрос № 287754

В предложении «широкое распространение получили индивидуальные занятия, а так же проведение уроков в классах группой учителей» так же пишется слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Здесь также пишется слитно.

Вопрос № 287719

В словосочетании Не замёрзшая ещё речка — не слитно или раздельно

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: не замерзшая еще речка.

С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:

а) если при них имеются зависимые слова, напр.: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша;

б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, напр.:

Это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый — любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.

Вопрос № 287656

Как писать не в словосочетании совсем недалеко, слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Написание зависит от значения слова совсем. См. ответ на вопрос 272728.

Вопрос № 287590

слитно или раздельно пишется «НЕ полностью» в таком контексте: Упражнение выполнено не()полностью.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно раздельное написание: не полностью.

Вопрос № 287573

Здравствуйте! Нигде не нашла ответа на свой вопрос. Слитно или раздельно нужно писать: «это был голос, не(?)сравнимый ни с какими другими голосами»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Слова на -мый пишутся с не раздельно, если они могут употребляться без не и имеют в качестве пояснительных слов местоимения и наречия, начинающиеся с ни: это был голос, не сравнимый ни с какими другими голосами.

Вопрос № 287498

Как написать «невозможно» — слитно или раздельно в следующем контексте: в производственном процессе данная операция невозможна.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Вопрос № 287493

Здравствуйте, коллеги! Как следует писать гнуто(-)клееный? Слитно или через дефис? Действующий в настоящее время ГОСТ 1974 года обозначает на письме слитное написание. По какому правилу следует то или иное написание? И еще вопрос по написанию фенол(о)формальдегидный. Словарь «Слитно или раздельно» рекомендует написание фенолформальдегидный, а в ГОСТах закреплено написание фенолоформальдегидный. Что делать в таких случаях, когда ГОСТы расходятся со словарями? Очень жду от вас ответа! Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Академический «Русский орфографический словарь» (4-е изд. М., 2012) фиксирует написание, не противоречащее ГОСТам. Словарь дает: гнутоклееный, фенолоформальдегидный. Эти варианты и следует использовать.

Вопрос № 287398

Ответ справочной службы русского языка

Внесли правки в электронную версию на нашем портале, теперь всё соответствует 4-му изданию словаря.

Вопрос № 287393

Слитно или раздельно пишется «не» в следующем предложении: «Не*чужды их творения и нам.» Согласно правилу правописания частицы «не» с прилагательными (краткими прилагательными), должно писаться слитно. Верно?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 287344

Как пишется слово «незакомплексованная» в предложении ниже: слитно или раздельно? Что отлично её характеризует, как адекватного человека, не закомплексованная обиженка, слава богу.

Ответ справочной службы русского языка

В этом случае не закомплексованная пишется раздельно, запятая перед как не требуется.

Обратите внимание, что слово обиженка носит разговорный и бранный характер.

Вопрос № 287295

Ответ справочной службы русского языка

«Русским орфографическим словарем» РАН (4-е изд. М., 2012) установлено раздельное написание обоих сочетаний: линейно зависимый, линейно независимый.

Проблема слитного, дефисного, раздельного написания сложных слов – одна из самых острых в современной орфографии. «Решение ее упирается в несовершенство действующих до сих пор «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года, – пишет Б. З. Букчина в предисловии к словарю «Слитно? Раздельно? Через дефис?» (М., 2013). – Правила, регламентирующие этот раздел орфографии, были построены на ограниченном материале, на сравнительно небольшом количестве сложных слов. Вполне естественно, что более чем за полвека существования этих правил в их формулировках обнаружился ряд существенных пропусков и неточностей, появилось много новых слов и их типов, написание которых этими правилами не регламентировалось. Нечеткость формулировок правил вызывала разнобой в написании в разных словарях и даже в разных изданиях «Орфографического словаря русского языка» Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН».

Вопрос № 287267

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно пишется слово «малорастворим» — слитно или раздельно — в предложении «Кислород малорастворим в воде»?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно.

Вопрос № 287105

Добрый день! Как следует писать «средне статистически» (нареч.)? Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: среднестатистически.

Этот поход, состоявшийся в 1212 году, средневековые историки старались стыдливо обходить стороной, уделяя ему в документах лишь пару строк. Еще бы! Ведь в нем приняли участие почти 100 тысяч человек, и почти никто из них не вернулся домой.
На самом деле в том кошмарном году детских крестовых походов состоялось сразу два: один из Франции, другой из Германии, просто в дальнейшем историки объединили их в один. Впрочем, участь маленьких пилигримов была одинаково ужасна: гибель или в лучшем случае рабство.

Возникновение идеи детского крестового похода

Успехи мусульман на Востоке значительно охладили воинственный пыл крестоносцев. Призывы папы Римского находили отклик только среди крестьянства. Возникла безумная идея, что победа может быть достигнута только невинными безоружными детьми, потому что настоящим воинам мешает груз накопленных грехов.

Рис. 1. Гравюра Г. Доре.

Кратко о детском крестовом походе свидетельствует история движений во Франции и Германии.

Это интересно: 306,Крестовые походы: кратко

Монах по имени Христос

Мальчик Стефан (в некоторых источниках — Этьенн) родился в семье бедного пастуха и до поры до времени ничем не отличался от остальных крестьянских ребят. Разве что был чуть более набожным. Особенно ему нравился «ход черных крестов», церемония, которая в те годы проводилась по всему католическому миру.

Каждый год в апреле, выбрав погожий день, монахи обходили храмы, неся в руках деревянные кресты, обитые черной материей, и возносили молитвы за пилигримов, погибших и попавших в рабство во время похода в Святую землю.

После очередного «хода черных крестов» Стефан, которому в ту пору едва исполнилось 12 лет, как обычно, пас коров. Внезапно перед ним появился монах, возвращавшийся из Палестины. Мальчик подал ему кусок хлеба. Насытившись, монах внезапно заявил, что он Иисус Христос, и велел Стефану собрать войско крестоносцев из детей.

Причем им не нужно ни оружие, ни броня, ибо их души безгрешны, их сила — в любви к ним Иисуса. Мусульманские твердыни, устоявшие перед войском взрослых пилигримов, падут, и Гроб Господень будет освобожден из рук неверных. После этих слов монах вручил потрясенному Стефану свиток — якобы письмо для короля, которое пастушок по причине своей неграмотности прочитать не смог, — и растворился в воздухе.

Мальчик прибежал домой, однако его рассказ был встречен насмешками и бранью. В деревне не нашлось ни одного грамотного человека, поэтому текст послания так и остался для всех тайной. Но Стефан, уверовавший в собственную избранность, собрал нехитрые пожитки и, несмотря на протесты отца, отправился в путь — в аббатство Сен-Дени, сердце католической Франции. Где было вербовать юных крестоносцев, как не там?

Французский крестовый поход детей

В мае 1212 г. в аббатство Сен-Дени (Париж) пришел 12-летний пастух Этьен. Он заявил, что является божьим посланником и должен возглавить крестовый поход детей. Католическое духовенство воспользовалось мальчиком в своих целях. Этьену была оказана помощь. Он начал вести проповеди среди крестьян и совершать «чудеса”.

Появилось множество подражателей Этьена. Крестьянские дети не старше 12 лет собирались вокруг нового проповедника. В г. Вандоме за месяц собралось около 30 тыс. детей.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Дети быстро добрались до Марселя. Здесь их согласились переправить по морю судовладельцы. Во время плавания разыгралась буря. Два корабля с детьми затонуло возле Сардинии. Оставшиеся пять привезли детей в Египет, где их продали в рабство.

Торговцев детьми впоследствии казнили, но сам факт использования детского фанатизма был чудовищным.

Рис. 2. Макет корабля крестоносцев.

Добравшиеся до Марселя дети были крайне удивлены тем, что море не расступилось перед «святым воинством”.

Под знамена пастушка

По пути мальчик проповедовал в деревушках и городах. Постепенно он научился не теряться перед толпой, его речь лилась гладко и находила дорогу к сердцам слушателей.

Но если взрослые лишь умилялись юному «святому», совсем иной была реакция детей. Они, уверовавшие, что Стефан — посланник Христа, бежали из дома, сбивались в отряды и ждали знака своего кумира для выступления в поход. Пока же бродили от деревни к деревне и питались подаянием.
Стефан же, дойдя до Сен-Дени, имел там огромный успех. Многие паломники, пришедшие в аббатство, вели с собой детей. Вернувшись домой, те рассказывали о «святом» мальчике-пастушке сверстникам.

Число детей и подростков, готовых отправиться в Святую землю, множилось день ото дня. Более того, невежественное население всячески поддерживало идею детского крестового похода. А те здравомыслящие люди, кто говорил, что эта затея — безумие, подвергались гонениям.

Уже в конце мая Стефан объявил местом сбора Вандом. И под его знаменами собрались от 30 до 50 тысяч детей и подростков (самым младшим было по шесть лет, среди них находились и девочки). Конечно, к ним прибились и взрослые — бродячие монахи, преступники, распутные женщины.

Крестоносцы всегда были окружены подобными личностями. Нередко взрослые пилигримы брали в поход и детей, однако раньше основу войска, готовившегося к походу на Иерусалим, составляли закаленные в боях рыцари. Теперь же ядром войска стали малолетки, единственным оружием которых было слово Божье.

Немецкий крестовый поход детей

Подобно Этьену во Франции, в Германии также появился проповедующий ребенок. Десятилетний Никлас вместе с отцом проповедовал идею крестового похода в нижнерейнских областях.

Проповеди Никласа имели большой успех. За короткий срок в Кельне собралось около 20 тыс. детей. Армия юных рыцарей креста двинулась на юг. При переходе через Альпы две трети детей погибло от голода.

Возле Рима часть крестоносцев повернула обратно, остальные направились к порту Бриндизи. Только вмешательство местного епископа оградило детей от рук работорговцев.

На обратном пути немецкие юные крестоносцы практически все погибли от голода и болезней.

Папа Иннокентий III никак не осудил этот безумную затею. Он предоставил выжившим детям «отсрочку” до совершеннолетия, после чего они должны были выполнить свой святой обет.

Это интересно: 308,Крестовые походы кратко — причины, ход и последствия

И расступится море..

Король Филипп II Август поначалу одобрил инициативу детей, но потом она стала его пугать. За советом он обратился к ученым недавно созданного Пражского университета. Те были единодушны: детей нужно остановить, ибо этот поход — затея сатаны. Однако вердикту короля о роспуске войска Стефан подчиниться отказался. Разгонять же детей силой король не решился, опасаясь народных волнений.

А юные крестоносцы тем временем двинулись в Марсель. Стефан уверял, что море расступится перед ними, и они без проблем доберутся до Святой земли. К тому времени пастушок передвигался исключительно на повозке, украшенной коврами, в сопровождении телохранителей. В Марселе, однако, произошло непредвиденное. Море не расступалось!
Каждый день детское войско заходило по пояс в воду и молилось, молилось, молилось… безрезультатно. Жители Марселя стали роптать: им вовсе не улыбалось задаром кормить такую ораву. Крестоносцы падали духом, многие из них уходили из войска и сбивались в шайки, грабившие деревни. Крестьяне безжалостно убивали их.

В конце концов над стремительно таявшим войском «сжалились» два местных купца — Гуго Ферреус и Гийом Поркус. Они выделили Стефану семь кораблей и необходимое количество провианта. На тот момент от огромного войска осталось пять тысяч детей. Кое-как в сопровождении 400 монахов они разместились на судах.

Увы, освободить Гроб Господень им не довелось. 18 лет о судьбе отплывших ничего не было известно. Лишь в 1230 году в Марселе появился монах — один из тех, кто сопровождал детей-пилигримов. Оказалось, два судна разбились у побережья Сардинии. Пять оставшихся достигли африканского побережья и… тут же были захвачены мусульманами.

Оказывается, купцы Ферреус и Поркус просто-напросто договорились с алжирцами и продали детей им в рабство. Часть детей раскупили на алжирском базаре, другие были проданы в Александрии. Некоторые действительно оказались на Святой земле — в качестве рабов. Никто из них домой не вернулся. Неизвестна и судьба предводителя этого похода — Стефана.

Кстати, монахов, сопровождавших детей, выкупил султан Сафадин. Этот престарелый правитель увлекся науками и потому засадил христиан за перевод с латыни на арабский. Один из них настолько понравился султану, что 18 лет спустя правитель отпустил его на родину. Кстати, вольноотпущенник рассказал марсельцам, что на тот момент, по его сведениям, в живых оставались еще около 700 участников крестового похода детей. Но судьба их никого не заинтересовала, и они так и умерли на чужбине.

Итог детского крестового похода

Французский и немецкий детские крестовые походы часто объединяют в одно движение, так как они имеют схожие черты:

  • фанатичная вера детей в свою святую миссию, поддерживаемая духовенством;
  • католичество не оказало детям никакой поддержки, кроме духовного напутствия;
  • доверчивостью детей воспользовались (или только попытались) работорговцы;
  • трагический итог (бессмысленная гибель тысяч детей).

Результаты детских походов были следующие:

  • разочарование в религиозном смысле движения крестоносцев;
  • усилившиеся со стороны папы Римского призывы к новому крестовому походу с целью отмщения за гибель детей.

Рис. 3. Гравюра Г. Доре.

На берегах Рейна

Но не только во Франции дети устроили крестовый поход. Слухи о пастушке Стефане разлетались очень быстро, и в Германии нашелся свой святой отрок — некий Николас. Кстати, по некоторым данным, он был дурачком, а все решения за него принимал отец. 10-летний отрок был просто пешкой в руках своего алчного родителя.

Почему алчного? Дело в том, что Николас проповедовал, призывая к крестовому походу детей, и одновременно собирал пожертвования. Благочестивые германцы несли богатые дары, которые присваивал отец «святого» отрока.

В Кёльне — религиозном центре Германии — Николас провозгласил себя посланником Божьим и объявил о начале крестового похода. А далее все развивалось по французскому сценарию. К нему стекались тысячи детей и подростков; в том числе девочек (Николас, в отличие от Стефана, принимал всех). Не стали исключением и отпрыски знатных немецких родов.
В конце июня около 40 тысяч детей выступили из Кёльна. Пилигримы направлялись в Италию, где, как они рассчитывали, море расступится и позволит им пройти в Святую землю. Переход через Альпы стал настоящим кошмаром. Многие дети шли по снегу босыми. Пилигримы умирали тысячами, их даже не хоронили.

А Италия встретила немецких детей, мягко говоря, неласково. Ведь это были потомки тех, кто терзал страну постоянными набегами. Пилигримам не подавали милостыню, не пускали их в города. Отставших от войска итальянцы хватали и обращали в рабство. Девочек беспощадно насиловали.

До Генуи добрались лишь около четырех тысяч пилигримов. Но, несмотря на молитвы, море не расступилось… Они двинулись дальше вдоль побережья. В Пизе жители из жалости оснастили детям два корабля, и несколько сотен из них отправились за море. Судьба их неизвестна, хотя можно предположить, что они попали в рабство к мусульманам.

Кое-как несколько сотен подростков добрались до Рима. И тут — новый ужасный удар. Папа Иннокентий III пожурил их и велел возвращаться домой. Через эти ужасные Альпы? В итоге дети, за редким исключением, предпочли остаться в Италии. Лишь несколько детей вернулись в Германию спустя годы.

Участь оставшихся была достаточно печальна. В Италии в тот год был неурожай, поэтому им пришлось добывать пропитание, прося милостыню. Девочек же определили в матросские притоны. О судьбе Николаса, как и Стефана, ничего неизвестно. Последний раз его видели в Генуе. Остался ли он там или был убит по дороге в Пизу, никто не знает.

Нет, не зря ученые Пражского университета сказали королю Франции, что этот поход благословил сам сатана. Большей глупости якобы от имени Божьего, наверное, история не знает.

дети • Европа • интересно • история • крестовый • поход

:

Что мы узнали?

После захвата христианами Константинополя движение крестоносцев пошло на спад. Оно возродилось в искаженном виде – детском крестовом походе. Дети были обречены на гибель. За их смерть и рабство несет ответственность католическое духовенство, которое только разжигало фанатизм детей и их родителей.

Германские «крестоносцы» в Италии

А что же случилось с немецкими «детьми» (независимо от их возраста)? Как мы помним, до Альпийских гор сумели добраться лишь половина из них, пройти через Альпы удалось только трети оставшихся пилигримов. В Италии они были встречены крайне враждебно, перед ними закрывали ворота городов, отказывали в милостыне, мальчиков избивали, девочек насиловали. От двух до трех тысяч человек из первой колонны, в том числе и Николас, все же сумели дойти до Генуи.

Республике Святого Георгия требовались рабочие руки, и несколько сотен человек остались в этом городе навсегда, но основная масса «крестоносцев» продолжила свой поход. Власти Пизы выделили им два корабля, на которых часть пилигримов были отправлены в Палестину – и бесследно пропали там. Вряд ли их судьба была лучше, чем у тех, кто остался в Италии. Часть детей из этой колонны все же дошли до Рима, где ужаснувшийся их виду папа Иннокентий III приказал им вернуться домой. При этом он заставил их целовать крест в том, что «придя в совершенный возраст», они закончат прерванный крестовый поход. Остатки колонны рассеялись по Италии, и лишь немногие из этих пилигримов вернулись в Германию – единственные из всех.

Вторая колонна дошла до Милана, который пятьдесят лет назад был разграблен войсками Фридриха Барбароссы – более негостеприимного города для немецких пилигримов трудно было представить. Утверждали, что их там, словно зверей, травили собаками. Вдоль побережья Адриатического моря они добрались до Бриндизи. Южная Италия в это время страдала от засухи, вызвавшей небывалый голод (местные хронисты сообщали даже о случаях людоедства), легко представить, как отнеслись там к немецким попрошайкам. Впрочем, имеются сведения о том, что попрошайничеством дело не ограничивалось – шайки «пилигримов» промышляли воровством, а наиболее отчаянные даже нападали на деревни и беспощадно грабили их. Местные крестьяне, в свою очередь, убивали всех, кого могли поймать. Епископ Бриндизи попытался отделаться от незваных «крестоносцев», усадив некоторых в какие-то утлые суденышки – они затонули в виду городского порта. Судьба остальных была страшной. Оставшиеся в живых девочки вынуждены были, как и многие их сверстницы из первой колонны, стать проститутками – ещё через 20 лет приезжие удивлялись огромному количеству блондинок в публичных домах Италии. Мальчикам повезло еще меньше – многие умерли от голода, другие фактически стали бесправными рабами, вынужденными работать за кусок хлеба.

Бесславный конец вождей походов

Печальной была и судьба предводителей этого похода. После погрузки пилигримов на корабли в Марселе, исчезает из хроник имя Стефана – их авторы с этого времени ничего не знают о нем. Возможно, судьба была милостива к нему, и он погиб на одном из кораблей, разбившихся у Сардинии. Но, может быть, ему пришлось пережить потрясение и унижение невольничьих рынков Северной Африки. Выдержала ли это испытание его психика? Бог весть. В любом случае, он заслужил все это — в отличие от тысяч детей, быть может, невольно, но обманутых им. Николас пропал в Генуе: либо он погиб, либо, потеряв веру, покинул свое «войско» и затерялся в городе. А, быть может, обозленные пилигримы сами изгнали его. В любом случае, с этого времени он уже не возглавлял крестоносцев, что так беззаветно верили ему и в Кельне, и в пути через Альпы. Третий, оставшийся навсегда безымянным, малолетний вождь немецких крестоносцев, видимо погиб в Альпийских горах, так и не добравшись до Италии.

Послесловие

Самое поразительное, что через 72 года история с массовым исходом детей повторилась в несчастном немецком городе Гамельне (Хамельне). Из дома тогда ушли и пропали 130 местных детей. Именно этот случай стал основой знаменитой легенды о Крысолове. Но об этом загадочном происшествии будет рассказано в следующей статье.

Четвертый крестовый поход годы участники цели результаты — Помогите заполнить таблицу за 6 класс «Крестовые походы» Первый Кр. поход Третий и Четвёртый. Годы Участники Цели Результаты. Заранее спасибо

Презентация создана к уроку истории Средних веков в 6 классе по теме: «Крестовые походы»
Бесплатная помощь с домашними заданиями
Четвёртый крестовый поход

URL Отправить трэкбэк к этой записи пользователь FC2 Блога. Want to be friends with this user. Годы ,Участники, Цели , Результаты. Заполните Таблицу Крестовые Походы 6 Класс. Первый крестовый поход годы,участники, цели, результаты Третий крестовый поход годы,участники, целиУдалось. Для каждого урока в пособии определены цели и тип. Назвать, какой период в истории самый первый, указать вре менные рамки его.. Помогите заполнить таблицу ,пожалуйста. Заполните таблицу Важнейшие научные открытия в XIX- в начале ХХ в. Научная область, год открытия, фамилия ученого, содержание и значение открытия. Годы Участники Цели Результаты. Годы с по Крестьяне, бедняки и феодалы. Учебник по Всемирной Истории 7 класс Гисем — Ранок Во время Второго крестового похода папа римский разрешил немецким.. Итоги и последствия крестовых походов кратко. Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа. Заполните таблицу Крестовые походы! Доставить корабли к Святой земле обещание венецианцев Результаты: Хоть бы на один вопрос ответьте Буду. Какие были у него цели, какими средствами он. Помогите заполнить таблицу про Поволжье. В ходе похода также дополнительной целью стало освобождение. Эдесское — первое государство крестоносцев на Ближнем Востоке. Помогите заполнить таблицу за 6 класс Крестовые походы Первый Кр. Трэкбэки URL Отправить трэкбэк к этой записи пользователь FC2 Блога На начало страницы.

резюме готовый бланк
Где можно сделать узипо беременности
сколько стоит заменить термопасту

Четвертый крестовый поход годы участники цели результаты

Расписание поездов уральск алматы
маньяк в магнитогорске 2017 новости последнего часа
набор веса при беременности по месяцам таблица

В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться через море в Египет. Крестоносцы не могли собрать такую сумму. Венеция в это время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев. Правитель Венеции уговорил рыцарей вмешаться во внутренние дела Византии, где в это время шла острая борьба за императорский престол. Ворвавшись в христианский Константинополь , они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане. Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим , а обосновались на территории Византии. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества. По первоначальной договорённости, венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тысяч французских воинов в Венецию прибыло только 12 тысяч, которые из-за малочисленности не могли оплатить за фрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили, чтобы в качестве платы французы оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации , который был главным соперником Венеции на Адриатике. Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила её участникам отлучения от церкви. В ноябре года объединённая армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем, чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание: Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трёх дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя , на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский. Просуществовавшая до года империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех. Святой земли его участники так и не добрались. Иннокентий III хотел стать во главе крестового похода и тем самым восстановить авторитет Римской католической церкви, который был подорван Германией. Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств в том же году. Иннокентий III в послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества. Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить своё положение за счёт похода. Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. На рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю. Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи , который привлёк к походу воинов и собрал огромные денежные средства. Предводители крестоносцев, собравшихся к лету года во Франции, обратились к Венеции, располагавшей в то время лучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В году дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти рыцарей, оруженосцев и 20 пехотинцев при условии уплаты 85 тысяч марок серебром. Другие отправились через Фландрию , Марсель , Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком. Блокированные на острове Лидо , воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлёкшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Организаторы Четвёртого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии. Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными. Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства . Он отправил предводителям похода послание, в котором напоминал об их обете освободить Святую землю и прямо запрещал идти в столицу Византии. Они проигнорировали его, а в мае года отправили Иннокентию ответное письмо, в котором сообщали, что Константинополь захвачен, и предлагали Папе пересмотреть свою позицию и признать завоевание византийской столицы даром Божьим. Иннокентий получал также сообщения о зверствах и осквернение храмов во время грабежа города, но очевидно не придал им значения. Он признал свершившийся факт и благословил его, согласившись с тем, что Балдуин — законный император, а Морозини — законный патриарх . Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, её правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением. В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский — стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города. Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Действительно, в руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды. Впрочем, господство венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили своё торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи. Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и весёлым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал ещё более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII века Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и сёла, опустошённые и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнёта чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Собственно Византия после этого похода перестала существовать как государство более чем на 50 лет; на месте бывшей империи были созданы Латинская империя , Никейская империя , Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 27 марта ; проверки требуют 12 правок. Осада и падение Константинополя Для улучшения этой статьи желательно: Проставив сноски , внести более точные указания на источники. Крестовые походы Войны XIII века Войны Византии. Нет источников с июля Википедия: Статьи без источников объекты менее указанного лимита: Статьи с нерабочими ссылками Википедия: Навигация Персональные инструменты Вы не представились системе Обсуждение Вклад Создать учётную запись Войти. Пространства имён Статья Обсуждение. Просмотры Читать Текущая версия Править Править вики-текст История. В других проектах Викисклад. Эта страница последний раз была отредактирована 4 июля в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Соглашение о cookie Мобильная версия. Крестовые походы против гуситов. Крестовый поход на Варну.

Бесплатная помощь с домашними заданиями
кадетский корпус харьков официальный сайт результаты
где ставить номер страницы в дипломе
Помогите заполнить таблицу за 6 класс «Крестовые походы» Первый Кр. поход Третий и Четвёртый. Годы Участники Цели Результаты. Заранее спасибо
методы принятия маркетинговых решений
расходы на оплату труда управленческого

«Случилось то сразу после Пасхи. Еще не дождались мы Троицы, как тысячи отроков тронулись в путь, бросив работу и кров свой. Иные из них едва на свет появились и минул им только шестой год. Другим же впору было выбирать себе невесту, они же выбрали подвиг и славу во Христе. Заботы, им порученные, они позабыли. Те оставляли плуг, коим недавно взрывали землю; те выпускали из рук тачку, их тяготившую; те покидали овец, рядом с которыми сражались против волков, и думали о других супостатах, магометанской ересью сильных… Родители, братья и сестры, друзья упорно уговаривали их, но твердость подвижников была неколебима. Возложив на себя крест и сплотившись под свои знамена, они двинулись на Иерусалим… Весь мир называл их безумцами, но они шли вперед».

Примерно так средневековые источники повествуют о событии, всколыхнувшем все христианское общество в 1212 г. Десятки тысяч немецких и французских детей, увлеченные непостижимым порывом, отправились в далекий Иерусалим, чтобы снова освободить Гроб Господень из рук магометан — «одинокий гроб Иисуса Христа, который — и это позор всех христиан и несмываемый позор каждого христианина — долгие годы пребывает в руках нечестивых».

За четверть века до того знаменитый султан Салах ад-Дин, или Саладин, нанес поражение крестоносцам и очистил от них Иерусалим. Лучшие рыцари Западного мира пытались вернуть утраченную святыню. На пути к Святому граду погиб Фридрих Барбаросса. Не добился победы и Ричард Львиное сердце.

Легче оказалось взять православный Константинополь, чем мусульманский Иерусалим. Казалось, дело крестоносцев потерпело полную неудачу. Все благоволило магометанам. Как вдруг разнесся слух, что освободить святыни дано лишь детям, лишенным грехов и пороков. Странное поветрие, словно «амок», снизошло на христианский мир. Множество детей, тихих, простых, добродушных, внезапно покидали свои дома и отправлялись в неведомые края.

В мае 1212 г., когда детское войско двигалось через Кельн, в его рядах насчитали около 25 тысяч девочек и мальчиков. Они шли в Италию, чтобы сесть на корабли и переправиться через Средиземное море в Палестину.

В хрониках XIII в., как подсчитали современные историки, пятьдесят один раз упоминается этот таинственный поход, который получил впоследствии название «крестового похода детей». Многое в этих сообщениях кажется настолько фантастичным, что напоминает скорее легенду. С другой стороны, многое в этих хрониках выглядит столь достоверно и даже натуралистично, что нельзя им не верить.

Впрочем, независимо от того, все ли подробности той давней трагедии донесены до нас правдиво или же средневековые летописцы, наряду с истинным и очевидным, добровосовестно вписывали в свои анналы любые доходившие до них слухи и поверья, все равно их рассказ глубоко затрагивает самые основы тогдашнего мышления.

Люди той эпохи пережили на своем веку немало катастроф. Они стали очевидцами распада самой великой державы того времени — Византийской империи. Им довелось видеть, как Господь за их грехи отвернулся от них и позволил мусульманам отвоевать Иерусалим. Рубеж XII-XIII вв. — время напряженных духовных исканий и страшных заблуждений. Сотни тысяч людей, как и в наши дни, увлекаются учениями различных сект — еретических сект. Вся Южная Франция охвачена ересями. Люди бросают свои дома, расстаются с богатством и, движимые таинственным духом, спешат проповедовать. Катары отвергают Ветхий Завет и создают свою церковь. Вальденсы не признают молитвы и иконы, отказываются платить налоги, нести воинскую службу. Их учения распространяются по всей Европе.

В самом конце XII в. для борьбы с сектантами учреждается инквизиция.

Появляются официально разрешенные секты — орден францисканцев (1210г.) и орден доминиканцев (1216 г.). Казалось, весь христианский мир пришел в движение, спеша избавиться от грехов и обрести утраченную было веру. Поколение фанатичных родителей породило поколение обезумевших детей.

Автор хроники, процитированной нами вначале, несомненно был очевидцем тех бурных событий. Ведь он жил в Кельне, по улицам которого тянулись толпы «чад Божьих», шедших в поход, и, значит, сообщал об увиденном вовсе не из вторых или третьих рук.

Его рассказ датирован 1216г. К тому времени он уже знал, чем кончилась эта благочестивая авантюра, начинавшаяся как безобидный анекдот. «Многие из них добрались до Меца, прежде чем их вынудили вернуться, другие — до Пьяченцы и даже до Рима. Иные достигли Марселя. Прибыл ли кто из них в Святую Землю и что с ними сталось, неведомо. Известно только одно: многие тысячи отправились в этот путь, но немногие возвратились домой».

Началась эта странная история, как явствует из других хроник, с того, что некий деревенский мальчик по имени Николае, живший в окрестностях Кельна, пережил удивительное видение (по одним данным, ему было шестнадцать лет от роду, по другим — не исполнилось и десяти). Ему явился ангел, объявивший, что Гроб Господень будет освобожден не мечом, но миром. Этот подросток, очевидно, обладал всеми задатками харизматического лидера. Он рассказывал об увиденном с такой подкупающей искренностью, что тысячи людей стали собираться, чтобы послушать его. Мальчик, отмеченный ангельской печатью, сделался всеобщим любимцем. «Где он ни появлялся, он непреодолимо привлекал к себе детей», — писал Бернгард Куглер в «Истории крестовых походов». — Его проповеди слушали, как в свое время концерты «Битлз». Ряды его поклонников росли, как ряды секты «Аум Синрике». Поверившим в него юный ритор обещал, что пойдут они, как Моисей, «среди моря по суше». Впереди ждало их «вечное царство мира», что утвердится в Иерусалиме.

В считанные недели всколыхнулись все земли в низовьях Рейна. Все пришло в движение. Много было сочувствующих. Народ наперебой предлагал детям-крестоносцам помощь. Если где-то их «армию» и не пускали в город, то горожане выносили в поле питье и еду, щедро угощая всех пустившихся в путь.

Лишь немногие умы остались стойки к такому искушению. Авторы некоторых хроник неодобрительно отозвались о всеобщем увлечении, называя самого Николаев и тех, кто пошел за ним, латинским словечком stuiti, «глупцы», или даже именуя их «орудиями Дьявола».

Однако эти упреки тонули в море энтузиазма. «Собралась толпа в двадцать тысяч мальчиков, девочек, а также беспорядочного сброда» (Б. Куглер) и двинулась из Кельна на юг. Автор хроники, которая велась в городе Трир, что лежит в 150 км к югу от Кельна, также видел этих детей. По его словам, на одежде Николаев красовался щит, «словно крест в форме буквы «тау», что почитается знаком святости и чудотворной силы». В ту пору многие знали, что точно такой же крест носит на своей одежде и один из самых известных людей того времени — Франциск из города Ассизи. «Быть может, и юного воина Христова ждет теперь та же слава?» — говорили одни. «Та же скандальная слава», — думали другие. Но был ли Николае францисканцем?

Это сейчас Франциск Ассизский почитается как католический святой, проживший, очевидно, образцовую жизнь. Время сгладило все неровности биографии, оставив одно имя и заслуги. Современникам, особенно поначалу, было куда труднее оценить поступки Франциска. К нему, как ни к кому другому, подходит фраза: «Полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Прежде чем Франциск стал знаменитым, его биографию, пишет Г.К. Честертон, вполне можно было уместить в две строки: «Порочный юноша скатывается на самое дно, буквально копошится в грязи».

Тот самый Франциск — а был он примерно на пятнадцать лет старше нового подвижника, Николаев — уже успел прославиться как безумец и отъявленный скандалист. От него отвернулись родные и близкие; им возмущались власти церковные и светские. Он требовал от своих сторонников бедности, целомудрия и послушания; он хотел, чтобы всю жизнь они оставались неприкаянными бродягами. Он ненавидел законы и оружие; он считал, что богатство и власть портят людей. Он шел по грани, разделявшей церковь и ересь, увлекая за собой все больше «братцев» и все сильнее рискуя кончить жизнь на костре. Лишь в 1210 г. его положение в обществе стало в какой-то мере прочным. Папа Иннокентий III позволил ему создать свою «официальную секту» — орден францисканцев.

Его возвращение из Рима было таким же іриумфальньїм, как и пришествие Николаев. Толпы людей стекались к нему «Говорят, что все жители — мужчины, женщины, дети — бросили работу, деньги, дома и прямо, как были, пошли за братцами, умоляя принять их в воинство Господне», — пишет Г.К. Честертон.

В 1212 г. судьбы Николаев и Франциска, наконец, сошлись в одной точке.

Итальянский подвижник тоже задумал отправиться в крестовый поход. Только он не звал за собой толпы людей, не думал их телами вымостить путь в царство мира. Вся его армия состояла из него одного. Он задумал уехать к магометанам, в Сирию, чтобы там убедить их отказаться от своей ереси и почитать Господа нашего Христа. Он свято верил в то, что людей надо не убивать, а воспитывать.

Забегая вперед, скажем, что в 1219 г. Франциск приехал в Египет, где в то время крестоносцы осаждали крепость Дамиетту, и, проникнув к султану аль Калилу, принялся наставлять его в основах христианства. Его поведение было столь необычно и бесстрашно, что изумленный правитель не наказал неверного, лишь отослал его прочь. «Мост, который мог бы соединить Восток и Запад, рухнул сразу, оставшись навсегда одной из несбывшихся возможностей истории». Но прежде чем был разрыв с незваным миссионером, была расправа с непрошеными гостями — детьми.

Странное, даже зловещее сходство есть в биографиях Николаев и Франциска. Оба умели увлечь за собой людей. По одному слову любой их сторонник готов был оставить все, что имел. Оба явились укрепить веру в Христа и принести мир на землю. Один спас жизни тысячам бедняков; другой погубил тысячи детских душ.

Поневоле вспоминается афоризм Дж. Ньюмена: «Если Антихрист похож на Христа, то и Христос, наверное, похож на Антихриста». 25 июля 1212 г. юные «воители Христа» прибыли в Шпейер. Тамошний монах оставил следующую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и все это были простолюдины». Через месяц, 20 августа, «толпа немецких ребят, малышей, женщин и девиц» во главе с Николасом достигла итальянского города Пьяченца. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кельна.

В субботу 25 августа 1212 г. в Геную, один из крупных портовых городов того времени, вошли необычные странники. Их взорам открылось море, которое они жаждали перейти или хотя бы переплыть.

Хронист Огерий Панис пишет, что насчитал семь тысяч мужчин, женщин и детей. На их одеждах были нашиты кресты; на спине они несли котомки; некоторые сжимали в руках трубы или посохи, как принято у пилигримов. Панис сообщает, что многие на следующий день покинули город, чем-то удрученные.

Он не написал, что расстроило их.

Другой генуэзский хронист сообщает, что Николае со своими сторонниками направились на побережье. Настал «момент истины». Все собравшиеся ждали великого чуда. Вот-вот Николае «прострит руку на море и разделит его». Вот-вот пилигримы двинутся посуху вплоть до Святой земли. Все ждали и ждали, но чудо так и не свершилось.

Трудно понять, что случилось, когда тысячи людей разом поняли, что все они одурачены похвальбой юного хвастуна. Хронисты пересказывают эту часть истории сбивчиво и невнятно. По одному источнику, многие из разочарованных «крестоносцев» остались в Генуе, ибо уже не имели сил на обратный путь, вновь перейти Альпы. Другой источник сообщает, что некоторые из странников были похищены пиратами прямо на побережье. «Так они исчезли навеки». Другие вроде бы отправились в Пизу. Там они погрузились на два корабля и поплыли в Святую Землю.

По некоторым данным, часть этого безоружного «войска Христова» добралась до Рима, где перед ними выступил сам папа Иннокентий III. Именно тогда он с укоризной произнес, адресуясь ко всему христианскому миру: «Эти дети пристыжают нас; пока мы спим, они радостно идут, чтобы завоевать Святую землю».

Звучная фраза! Она побудила к новому наступлению на Египет, султан которого владел Палестиной (правда, Пятый крестовый поход начался в 1217 г., уже после смерти Иннокентия). Вот только историки теперь сомневаются, произошла ли в самом деле встреча первосвященника с паствой, готовой пойти на край света ради сбережения древних святынь. По крайней мере, в подробных анналах Ватикана за 1212 г. ни единым словом не упомянуто об этой встрече.

Быть может, она лишь красивая легенда, придуманная в утешение тем, кто искал Землю обетованную, кто мечтал совершить подвиг ради своих братьев во Христе и пал от их же бездушия.

«Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска, — писал Б. Куглер. — Сотни их падали от истощения в странствии и жалким образом погибали на больших дорогах. Нескольким удалось найти приют в добрых семьях и своими руками зарабатывать себе пропитание, но большинство погибло».

Не ясно, что приключилось с самим Николасом. Известия о нем противоречивы. Одни летописцы говорят, что вместе с немногими верными ему людьми он отправился на юг Италии, стремясь попасть в Бриндизи, в город, откуда без успеха надеялся бежать Спартак, но на пути туда Николае, как и античный вождь, умер. Другие говорят, что он все же прибыл туда. По некоторым данным, он добрался даже до Иерусалима и через несколько лет, с оружием в руках, воевал плечом к плечу с участниками Пятого крестового похода. Уже упомянутый нами хронист из Трира сообщает, что епископ города Бриндизи помешал ему продолжать путь в Палестину. Он как будто узнал, что отец Николаев задумал продать в рабство сарацинам всех юных крестоносцев.

Трудно, да, пожалуй, уже и невозможно, разобраться в этом хитросплетении противоречащих друг другу фактов, отделить поэзию от правды, а признание от клеветы.

В потемках истории исчезают незадачливый пророк, его отец и почти все его сторонники. Их судьба не вполне ясна, но вряд ли можно сомневаться в том, что она весьма печальна.

В общем-то, известия о «крестовом походе детей» скорее задают вопросы, чем отвечают на них. Начнем с того, что само наименование этой странной авантюры неточно. «Крестовым походом» в узком смысле этого слова называется военный поход, начатый по призыву римского папы с согласия императора Священной Римской империи и королей Англии и Франции. Ничего подобного в этой истории мы не видели. В средневековых хрониках случившееся называли commotio («движение») или peregrinatio («паломничество»). Кроме того, нигде не упоминается, что у участников этой авантюры было оружие. А какой же военный поход без этого? Они шли сражаться за Святую землю, но не мечом и копьем; они уповали лишь на Божью помощь. Сперва перед ними должно было расступиться море, потом, очевидно, должны были пасть стены крепостей. Как только первое чудо не состоялось, они разуверились и в другом.

Растерянно сжимая свои посохи, котомки и трубы ~ единственное, что взяли с собой в путь, — они устало смотрели вдаль. Их разом оставили силы. К морю спешила «дикая, неутомимая орда». Она разбилась о первое же препятствие. На берегу огромного моря растерянно топтались слабые, сломленные люди, не зная, куда ж им идти.

Участников «движения» называют, не делая различий, детьми. Однако из уже приведенных нами цитат видно, что публика была очень пестрой; здесь были представлены люди всех возрастов: «Шли мужи и девы, юноши и старцы»,

«толпа ребят, малышей, женщин и девиц». Правда, преобладала в толпе молодежь. Большинству участников этого необычного паломничества не было и двадцати лет; многие, наверное, были моложе пятнадцати лет. Только этот факт оправдывает укоренившийся эпитет «детский».

Тут уж не обойтись без объяснений филолога. В старинных хрониках приверженцы Николаев обычно именуются словом pueri. В переводе с латинского это слово означает «отрок», но, например, в Средние века на Руси «отроками» называли не только детей, подростков, юношей, но и слуг, рабов. В Западной Европе в начале XIII в. понятие pueri толкуется столь же расширительно. Если у человека не было ни земли, ни имущества (в ту пору наследство доставалось только старшему сыну), ему ничего не оставалось, как идти в поденщики, пастухи, слуги. Таких людей, «нищих, что детей малых», тоже звали pueri.

Итак, крестовый поход детей впору назвать «паломничеством бесправных простолюдинов». Его участники напоминают тех несчастливых бедняков, что в 1096 г. доверчиво ринулись за Петром Пустынником и нашли лишь свою смерть.

В тот бесславный поход беднота тоже брала с собой жен и детей. Как все повторяется!

Кстати, некоторые ученые связывают с «детским крестовым походом» происхождение легенды о крысолове из города Гамельн, о которой мы расскажем подробнее в отдельной статье. Напомним, что, ловко наигрывая на флейте, тот увлек за собой всех детей, и больше их в городе никто не видел. Словно в неведомый поход они выступили…

Почему же столько людей, и малых, и старых, готовы были по первому зову отрока-агитатора устремиться в неизвестные края? Почему им не сиделось на месте? Дело в том, что в Европе к XIII в. изменились условия жизни. С тех пор как под ударами варваров погибли античные полисы, страны Европы на протяжении многих столетий были «странами без городов». И вот все переменилось. Крохотные, жалкие огороженные местечки в XIII в. начали стремительно расти. Произошла «городская революция». Стремительно развивалась торговля. Благополучие людей росло. Рождаемость резко увеличилась. Возникло перенаселение.

Этот демографический взрыв постепенно расшатывал устои феодализма.

Земля не могла прокормить избыток крепостных людей. Не в силах найти себе занятие в деревне, они бежали в города, где сам «воздух делал людей свободными», нанимались в поденщики, отправлялись расчищать пустоши. Пропасть между нищетой и богатством увеличивалась. Именно среди таких неприкаянных людей — «нищих, что детей малых» — нашлось много желающих отправиться в Палестину, чтобы, наконец, поселиться на своем клочке земли в этой стране, по праву принадлежащей христианам.

Церковные и светские власти почти не обращали внимание на кризис, назревавший в христианском мире. Их заботили лишь междоусобные распри.

Даже во время Третьего крестового похода (1189-1192), когда решалась судьба государств, созданных крестоносцами на Востоке, английский и французский короли продолжали враждовать. В решающий момент часть армии во главе с королем отплыла во Францию, бросив первые европейские колонии на произвол судьбы.

В начале XIII в. ожесточенные войны шли уже в самой Европе. Отправившись в 1202 г. из Венеции в Египет крестоносцы попали, в конце концов, в Константинополь и разграбили его. Вместо Гроба Господня они обрели золото, серебро и другие сокровища, предпочитая, как сетовал сам Иннокентий III, «земные блага небесным».

В 1209 г. армия французского короля Филиппа II Августа, позорно бежавшего из Палестины, вторглась в Лангедок — богатую область на юге Франции, обособившуюся от севера страны (сам король в этом походе не участвовал). В Лангедоке были очень популярны учения еретиков — катаров и вальденсов.

Поэтому на первый взгляд, война имела религиозную подоплеку. Защитники христианской веры сражались против людей, ее осквернивших. Однако и здесь на первом плане были экономические и политические интересы: королевство Франция поглотило соседнюю, более развитую страну.

Римский Папа Иннокентий III хорошо сознавал растущую пропасть между бедными и богатыми — пропасть, в которую грозил рухнуть весь подвластный ему мир. Видя, что народ отворачивается от церкви, он попытался спасти то, что можно спасти. Именно в 1212г. папа изо всех сил пытается направить в полезное русло энергию множества обездоленных, злых, готовых на все людей. Он подстрекает их к войне с магометанами.

В том же 1212 г. (воистину в этот год все митингуют и призывают сразиться с нечестивыми: юноши и церковные иерархи, бродячие безумцы и безумные короли!) на Пиренейском полуострове разыгрывается важнейшее сражение, определившее судьбу арабских владений в Европе.

Правители Кастилии, Наварры, Португалии и Арагона давно мечтали сокрушить власть альмохадов — исламских фундаменталистов, что мешали продвижению испанцев на юг полуострова. Сейчас, объединив свои силы, они готовились к войне. Узнав об этом, папа приветствует «верных своих слуг», называя грядущий территориальный захват «войной за веру». Папа надеется, что победа, если попустит Бог, вселит в души христиан радость, ободрит и укрепит их; он ожидает, что общество снова охватит энтузиазм; начнется духовный подъем.

В феврале 1212г. кастильский король Альфонс VIII возвестил о скорой битве. По всей Европе прокатывается волна воодушевления. 16 мая, накануне войны, римский папа организует шествие в Риме, чтобы показать, что церковь целиком поддерживает войну с альмохадами. Многие историки полагают, что подобные шествия проходили также в разных уголках Германии и Франции.

Возможно, Николае сам был увлечен царившими в обществе настроениями и именно это побудило его начать свой «крестовый поход» на Иерусалим, собрав под свои знамена нищих, детей, женщин и стариков.

В те дни добровольцам был открыт путь на Восток и Запад. Люди побогаче могли ехать в Испанию, снарядившись для войны с маврами. Бедные патриоты христианства отправлялись в пеший поход. Две армии почти одновременно двинулись на мусульман; одна рассеяла их, другая рассеялась сама. 16 июля 1212г. близ местечка Лас-Навас де Толоса войско арабов было напрочь разбито христианами. Реконкиста стала необратимой. «Варвары Запада» выиграли свой первый в этом году «крестовый поход». Второй, в который вел людей Николае, окончился на итальянском побережье. Но был еще и третий поход; он тоже начался весной 1212 г. — весной «всеобщей мобилизации христиан».

Невероятно, но в том же 1212 г. в те месяцы, когда по всей Германии собираются в ополчение дети, подобная страсть охватила и французских отроков. Хронисты сообщают о появлении некоего мальчика-пастуха по имени Стефан, жившего в деревушке Клуа, к западу от Орлеана.

В мае 1212 г. (эта дата лишний раз показывает, как бурлит христианский мир!) он объявил об удивительной истории, что приключилась с ним. Он подал нищему еду, а тот вложил ему в руку письмо, отправленное самим Иисусом, и просил его как можно скорее передать это священное послание королю Филиппу Августу.

К сожалению, хронисты не знают ничего о содержании этого неземного письма. Но и без того видно, что Стефан — такая же харизматическая фигура, как и Николае, в те же дни собирал свое ополчение. У него нашлись и помощники; с песнями и молитвами они приводили к Стефану целые толпы пилигримов. Весь народ сочувствовал и гордился юными героями. Дошло до того, что люди порицали родителей, мешавших своим детям отправиться в путь. Армия Стефана, как и Николаев, разрослась в считанные дни. И вот уже два безоружных войска готовы выступить в поход, чтобы сокрушить врагов своим благочестием.

Согласно одной из хроник, которая велась в Лаонском монастыре, юный полководец собрал под свои знамена около 30 тысяч «детей» (puen). Вместе с ними он отправился в Сен-Дени, где находился также замок самого короля. У него-то Стефан и просил аудиенции.

Но король не принял его, а, наоборот, недолго думая, отослал детей, большинству из которых не исполнилось двенадцати лет. Что стало с самим Стефаном, история умалчивает.

Впрочем, хроника, составленная впоследствии неким монахом, рассказывает и о дальнейшей судьбе этих детей. По его словам, французские pueri — как и юные немцы — по-прежнему стремились попасть в Святую землю. Их ряды полнились уже не только детьми, но и взрослыми — крестьянами, ремесленниками, священниками и даже преступниками. Они пересекли всю Францию и достигли Марселя. Здесь они ожидали (какие поразительные параллели!), что волны расступятся и пропустят их в Иерусалим.

Однако чудо не состоялось. Море надо было пересекать вплавь. Тут-то и пришли на помощь купцы, коих звали Хуго Железный и Вильгельм Свинья.

Впрочем, две эти дьявольские фигуры со своими мрачными прозвищами вовсе не выдуманы летописцем. Их имена упоминают и другие источники. Известно, что Фридрих II, захватив этих преступных торговцев, велел их казнить. Пока же их уста источали мед и лесть. Они готовы были везти «поборников Христа за воздаяние Божие».

Они предложили детям подняться на семь имевшихся у них кораблей и обещали отвезти их в Иерусалим. Во время бури два корабля перевернулись у берегов Сардинии, у острова Сан-Пьетро; все пассажиры утонули. Остальные достигли мусульманской земли. Вот только приплыли корабли не в Палестину, а в Алжир и египетскую Александрию. Здесь детей продали на невольничьем рынке. Один из обращенных в рабство через восемнадцать лет вернулся в Европу и рассказал об ужасной судьбе его товарищей. Сам он пользовался некоторыми привилегиями, ибо умел читать; позднее его и вовсе освободили. Другие, если они вообще выжили, по-прежнему влачат жалкую участь рабов.

Правдива ли эта история? Кораблекрушение у берегов Сардинии не выдумано. Папа Григорий IX (1227-1241) велел соорудить на острове Сан-Пьетро часовню, чтобы почтить память утонувших. Она существует по сей день.

Однако историки не уверены в том, что рассказ во всем соответствует действительности. Возможно, хронист — некий Альберих фон Труафонтен, — повествуя о блудных сынах Европы, смешал в своем рассказе сразу две похожие истории, случившиеся в одно и то же лето — в Германии с Николасом и во Франции со Стефаном. Так, он буквально точь-в-точь повторяет сообщение кельнского летописца о том, что часть pueri добралась до Марселя, мечтая отплыть оттуда в Иерусалим. Не исключено, что в этой части хроники Альберих на самом деле рассказывает о судьбе сподвижников Николаев. Они — и сам Николае с ними — угодили в рабство. Возможно, так закончились оба похода.

Возможно, страшный рассказ о продаже доверчивых крестоносцев родился из слухов, возникших, когда участники этой авантюры так и не вернулись домой.

Конечно, остается немало вопросов. Но в общих чертах картина ясна. Восемь столетий назад Европа переживала кризис. Ее население постоянно росло.

Все больше молодых, энергичных людей не имели за душой ничего и не знали, куда приложить свои силы. С отчаянной решимостью они шли за проповедниками, коих было немало. Ряды еретиков и сектантов полнились. Появились самозваные вожди, готовые повести паству хоть на край света. Не жадность пытались пробудить эти люди в своих приверженцах — ее вполне хватало настоящим рыцарям-крестоносцам, готовым ради богатой добычи разграбить любую страну и город. Нет, их вдохновляла только идея. Они мечтали вернуть хрисгианскому миру земли, которые им были утрачены, и разве что надеялись получить «той землицы клочочек». Но они не хотели применять ни оружие, ни силу. Они полагались лишь на чудо — на веру, что «движет горами и морями». В их безумной затее очень ярко отразился образ мышления средневекового человека. Эта эпоха была временем коллективных переживаний. Словно огромный резонатор, толпа усиливала каждое слово, каждый жест проповедника. И тогда тысячи людей, старых и малых, бросали свои дома, оставляли имущество, чтобы послужить Господу и вернуть потерянные Им святыни. Словно волны, поднятые бурей, «воины Христовы» носились по всей Европе. Им мнились лишь подвиги, не награды! Что ж, подвиг в ту пору был доступен каждому, ибо свершить его было легче, чем вынести тяготы жизни. Увы, им не суждено было попасть в Святую землю, обещанную сладкоустым ангелом. Они поверили, но вера не привела их никуда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *