Детям о библиотеке

Беседа с детьми 5-7 лет: Библиотека — дом, где живут книги

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателейХод беседы: Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).

Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца. Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья — книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется — читатель.
Стихотворение про библиотеку:Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки! Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ — читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной. Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку. Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)
Воспитатель: Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами! Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание любви к чтению через сказку Беседа с детьми старшей группы о музыке Из опыта работы воспитателя ДОУ. Воспитание любви к книге у дошкольников Воспитание любви к чтению у дошкольников

Беседа с детьми 4–5 лет «Что такое библиотека?»

Наталья Янгулова
Беседа с детьми 4–5 лет «Что такое библиотека?»

Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к книге

2. Воспитать потребность общения с книгой

3. Сформировать бережное отношение к книге

4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Библиотека — что такое? Определение, история библиотеки

Книга – это предмет, сопровождающий человечество с давних времен. Поэтому то, что люди придумали хранилища для книг, неслучайно. Наши далекие предки стремились сохранить накопленную за столетия мудрость и передать её нам — потомкам. Современный человек эту традицию продолжает. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой библиотека. Для выполнения каких функций она предназначена? Какова ее история?

Слово и его значение

Само понятие «библиотека» является составным существительным, и образовалось оно от двух греческих слов – «библио», что означает «книга», и «тека», то есть «хранилище». Соответственно, дословный перевод слова «библиотека» с языка эллинов – «книгохранилище».

Действительно, сегодня даже ребенку не составит труда определить значение слова «библиотека». Что такое библиотека и для чего она нужна? Это учреждение, где хранятся печатные и письменные собрания произведений, предназначенные для общественного пользования. Подобные книгохранилища имеются в каждом городе. Они могут быть универсальными или включать в себя произведения определенной направленности. Классификация таких учреждений представлена ниже.

В библиотеках осуществляется работа справочно-библиографического характера, а именно: подсчет имеющихся книжных единиц, систематизация изданий, помощь населению в выборе нужных материалов, консультирование читателей. Подобные организации представляют собой неотъемлемый элемент развитого государства. Ведь именно они отражают потребность народа в сохранении и приумножении, накоплении знаний, интеллектуальном и культурном развитии. Это в первую очередь касается литературы национальной, ведь преимущественно именно она представлена в библиотеках каждой конкретной страны.

Возникновение самых первых библиотек

Кому и когда пришло в голову создать подобную сокровищницу человеческих знаний? Исследования ученых указывают на то, что впервые это случилось на Древнем Востоке. Сегодня миру известно, кому принадлежала самая известная и обширная библиотека – её создателем стал Ашшурбанипал из Ниневии. В ней хранится собрание клинописных табличек из дворца последнего царя Ассирии.

Наиболее известная библиотека периода Античности – Александрийская. Она была основана в начале III в. до н.э., и в мире эллинов являлась центром культуры, науки и образования. Фонды Александрийского книгохранилища насчитывали около 750000 свитков!

К сожалению, более чем 1500 лет назад она оказалась разрушена. Согласно одной из версий, это случилось во время захвата Александрии турками-османами. В начале XXI века она была восстановлена. Сегодня Александрийская библиотека – одно из ключевых учреждений подобного рода в Египте, расположенное на берегу Средиземного рода, все в той же Александрии.

Средневековая библиотека

Что такое библиотека, ясно. Ответ на вопрос о ее создателе, тоже представлен выше. Но необходимо сказать пару слов и о периоде Средневековья. В это время популярностью начали пользоваться заведения, при которых действовали скриптории или мастерские, где переписывались рукописи. Таким образом осуществлялось увеличение числа экземпляров книг. После того как в XV веке Иоганн Гутенберг создал технологию книгопечатания, необходимость в скрипториях отпала, а количество библиотек начало стремительно увеличиваться. Очередной виток в истории развития библиотек дало Новое время: повсеместное распространение грамотности привело к увеличению книголюбов.

Типы библиотек

Итак, если с вопросами о том, что представляет собой библиотека, что такое книгохранилище, все определено, то нераскрытой остается тема, касающаяся видов учреждений подобного рода. В настоящее время они представлены в великом множестве: существуют региональные, национальные, специальные, публичные и учебные (при школах, институтах и университетах). Разумеется, в каждой из них набор материалов будет разным.

Библиотеки для детей

Детская библиотека, которая начала складываться в России еще с XIX века, благодаря деятельности книговеда А. Д. Торопова, открывшего в конце девятнадцатого столетия первое московское общедоступное учреждение с собранием произведений для детей, к настоящему моменту включает три основные составляющие. А именно:

  1. Адаптированные издания.
  2. Произведения, специально созданные для юных читателей.
  3. Книги, изначально предназначавшиеся для взрослых, но со временем прочно утвердившиеся в списке детской литературы.

В XX веке произошло отделение детских библиотек от публичных, что было связано с повышением внимания к необходимости изучения детской души, мыслей, чувств и эмоций. Продуктивная работа психологов, писателей и педагогов того периода породила большое количество статей, заметок, очерков и разнообразных публикаций на тему развития ребенка и, как следствие, повлекло за собой осознание необходимости библиотечного обслуживания подрастающего поколения. При этом детские книгохранилища были явлением качественно новым. Школьная библиотека к началу двадцатых годов имелась практически в каждом учебном заведении.

Сегодня детским библиотекам удалось избавиться от таких элементов, как преобладание идеологии над свободным выбором, авторитарность, проявляющаяся в навязывании сотрудниками населению определенных списков литературы. И все же на месте старых проблем возникли новые. Так как 72% семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а 40% семей тратят деньги только на еду и бытовые нужды. В такой ситуации у ребят не остается возможности на минимальное культурное развитие. И семейная библиотека (книг, передающихся из поколения в поколение, можно увидеть сегодня далеко не в каждом доме) и коллекция из новых, только что купленных изданий, им может только сниться.

Сегодня детские библиотеки стараются бороться с неграмотностью и «неприкаянностью», обеспечивая выполнение компенсаторной функции и выполняя роль одновременно и детских кружков, и клубов по интересам, и кинотеатров. Однако действовать в условиях регулярного уменьшения финансирования подобным учреждениям с каждым годом становится все сложнее.

Электронная библиотека: что такое?

Относительно новым явлением для книжного мира является понятие электронной (или цифровой) библиотеки. Этот термин не имеет универсального, общепринятого научного толкования, но может быть определен как совокупность упорядоченных коллекций электронных разнородных документов, которая для пользовательского удобства снабжена вспомогательными средствами поиска и навигации.

Преимущество использования таких библиотек заключается в том, что для использования материалов, хранящихся в них, не нужно покидать стены дома: требуемый файл можно скачать на компьютер или любой другой электронный носитель, открыть и прочитать. В настоящее время электронные библиотеки делятся на 2 группы:

  1. Бесплатные. Например, «Библиотека Максима Мошкова», «Военная литература», ImWerden и многие другие.
  2. Коммерческие полнотекстовые базы данных. А именно: «Научная Электронная Библиотека», «Интегрум-Техно», «Публичная библиотека» и так далее.

Самая большая электронная научная библиотека

Это почетное звание принадлежит Всемирной цифровой библиотеке, торжественное открытие которой состоялось в апреле 2009 года. Учредитель данного проекта поистине глобального масштаба – Библиотека Конгресса США. Проект включает многочисленные сокровища культуры, науки и образования самых разных стран мира, в том числе и России. В ней имеются архивы и материалы на семи языках. К этой библиотеке сегодня имеют доступ миллионы людей со всей планеты.

Самая крупная библиотека в России

Российская государственная библиотека, которая в прошлом носила имя Ленина, является не только самым крупным книгохранилищем в стране, но и второй по величине в мире после вышеупомянутой Библиотеки Конгресса США. Созданная на основе Румянцевского музея, Российская государственная библиотека располагается в Москве, насчитывает в своих фондах 42 миллиона единиц, а общая длина её книжных полок равняется 275 километрам.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *