Детям о боге

Содержание

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Когда надо начинать христианское воспитание детей

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

О христианском воспитании детей:

  • Хорошие православные мультфильмы для детей
  • Как учить детей молитве
  • Как детям вести себя в храме

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь. Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать. Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога. Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной. Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет. Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам. Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Молитвы о детях:

  • Молитвы Господу Иисусу Христу о детях
  • Материнская молитва о детях
  • Молитва Божией Матери о детях

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма. Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь. И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса. И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы. Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

Видео-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Как рассказать ребенку о Боге

Рано или поздно каждый второй родитель сталкивается с такой проблемой, как рассказать ребенку о Боге. Подобные разговоры с детьми сложны в силу того, что малышам сложно представить и понять, кто же он такой. Некоторые родители скажут, а стоит ли вообще говорить с детьми на религиозные темы? Но смысл в этом есть. В настоящее время мы видим, как молодые люди подвергаются негативному воздействию извне: наркотики, алкоголь, дурные компании и прочее. Чтобы избежать подобного влияния, с детьми нужно общаться и наставлять их. Как рассказать ребенку о Боге и насколько действительно это важно для малышей разберем в материалах этой статьи.

Как подготовиться к разговору с ребенком

Вера и поклонение единственному Богу скрыты от каждого родившегося ребенка. Дети — это честные и чистые существа, которые еще не коснулись мирских пристрастий, поэтому они с большей вероятностью будут ссылаться на создание мира, чем ожидают их родители. Хотя в первые годы умы детей не могут воспринимать понятие Бога и роль Бога в жизни, но необходимо знать, что предсказание существовало в душе ребенка с самого начала жизни. Дети начинают задавать вопросы о Боге с раннего детства. Иногда отцы и матери удивляются вопросам своих детей и затрудняются ответить на них. Они обеспокоены тем, что их ребенок не может воспринимать такие темы. Некоторые также обеспокоены тем фактом, что умы детей могут быть неправильно поняты дефектными ответами.

Честно говоря, детские вопросы о Боге не отличаются от вопросов, которые задают взрослые. Никто не говорит о том, что взрослый не может прийти к Богу так же, как ребенок, ничего не зная и не понимая, кто есть Бог. И все же объяснение с ребенком требует больших знаний, ведь нужно не только рассказать, но и объяснить, почему именно так, а не иначе. По церковным правилам считается, что за духовное развитие и обучение отвечают крестные родители. Но и родителям не стоит надеяться на кого-то и самостоятельно дать ребенку нужную информацию.

С какого возраста начинать подобные разговоры? Чем раньше вы начнете проводить с малышом такие беседы, тем лучше. Главное, чтобы ваш ребенок вас понимал и понимал, о чем вы ему рассказываете. Какие вопросы может задавать ребенок во время беседы о Боге? Кто такой Бог, где он живет, правда ли, что он живет на небе, как Бог забрался на небо, как он выглядит, что такое Святой Дух и прочее.

Разговор с ребенком о Боге напрямую связано со знаниями родителей о Боге. Когда родители уважают правила и принципы церкви, читают Библию, соблюдают пост и всегда помнят Бога, то их ребенок хорошо понимает все это и понимает, что Бог добр и заслуживает доверия. Он понимает, что Бог — хозяин и хозяин мира, и все в его могучей руке. Все это учит детей Божественному Присутствию, и многие вопросы, возникающие при этом, получают ответы напрямую. Поэтому родители должны сначала реформировать свою веру и поступки, чтобы они могли косвенно поддерживать идею ребенка, полного вопросов.

Также при рассказе о Боге, родители должны учитывать возраст своего ребенка. Психологи убеждены, что в возрасте 3-6 лет детское восприятие Бога полностью материально и в большей степени зависит от имиджа родителя. Если ребенок считает своих родителей надежными и добрыми, то, в детском воображении у Бога будет такая же особенность. С другой стороны, если его родители жестоки, безразличны и несправедливы, их ребенок вряд ли будет иметь положительное представление о Боге.

Как отвечать на детские вопросы о Боге

Религиозное развитие ребенка — это шаги, которые ведут его к совершенству веры и дают ему правильный ответ. Например, он может спросить: «Где живет Бог, что Бог делает или кто есть Бог». Когда ребенок в возрасте до шести лет спрашивает, есть ли Бог на небесах, можно сказать, что Бог везде. Не нужно пытаться объяснить ему всю правду, потому что в этом возрасте его разум имеет ограниченную способность восприятия. На вопрос можно просто ответить: «Бог всемогущ и может быть везде». Параллельно с ответом на детские вопросы нам нужно учитывать некоторые тонкие моменты. Например, в дошкольном возрасте дети часто спрашивают, почему они не могут видеть Бога. Им трудно понять, почему Бога не видно. В этом родитель должен сказать: «Есть много вещей, которые мы не видим, но они существуют как воздух. Мы дадим небольшие инструкции, как можно отвечать на детские вопросы о Боге.

Откуда Бог появился?

На этот вопрос лучше ответить – ни откуда. Бога никто не создавал, он просто всегда был. Напротив, это он создал все вокруг за очень короткое время, за целых 6 дней. Для ребенка эта информация будет очень впечатляющей.

При этом ребенок может спросить, что у всего на свете есть начало и конец, так откуда же идет начало у Бога? Можно ответить, что не все имеет начало и конец. У круга, у времени тоже, например, нет ни начала, ни конца.

Где живет Бог?

Бог живет нигде и везде одновременно. Какого-то определенного места обитания у него нет, но при этом он может незримо находиться в жилище любого человека. Можно сказать, что Бог живет на небе. Такой ответ будет больше понятен ребенку.

Как выглядит Бог?

Ответить на такой вопрос довольно сложно. У взрослых образ Бога ассоциируется с увиденными ранее кинофильмами, прочитанными книгами и прочей информацией, где Бога изображают как седовласого старика. По мнению языческих вероисповеданий Бога изображали как какого-то невероятного животного. Родители должны попытаться объяснить ребенку, что Бог – это не икона, не статуя, не Солнце. Но для детского восприятия будет вполне достаточно сказать, что Бог, это волшебник, который может все.

А ты видел(-а) Бога?

Такой вопрос обычно ставит родителей в тупик. Однако, можно рассказать ребенку историю рождения Иисуса, или показать серии из мультфильма «Суперкнига». Детям постарше можно ответить, что Бога видят не глазами, а душой и только в том случае, если соблюдают его заветы.

Как разговаривать с Богом?

Можно обмолвиться, что разговор с Богом осуществляется посредством молитвы, но детям сложно заучить тяжелые нерифмованные строчки. Поэтому будет достаточно сказать, что с Богом можно общаться, как с обычным человеком, но быть крайне вежливым. Не стоит говорить о чем-то мелком, бессмысленном, пустом. В молитве нельзя просить наказать кого-то, пожелать хорошо написать контрольную или о чем-то другом греховном.

Что такое вера? Что значит верить в Бога?

Самое главное в вере – это верить в существование Бога. Не просто знать или понимать, а верить в это. Спросите любого ребенка, существует ли Дед Мороз? Нет никаких сомнений, что он со всей искренностью, на какую способен, ответит А КАК ЖЕ? КОНЕЧНО! Вот и вера в Бога подразумевает именно такой же ответ. Это что касается дошкольников.

Если речь идет об ответах для более старших детей, то можно еще упомянуть вопросы верности. Верность воспитывается с малых лет и отречение об Бога является грехом. Верность – это доверие и уверенность в том, что греховные дела будут неприятны и неуместны.

Почему не все верят в Бога?

Для детского восприятия это довольно сложный вопрос. Ведь если кто-то не верит, почему ребенок должен верить? Можно сказать, что вопрос веры – это закон совести человека.

Зачем ходить в церковь?

Иногда люди, которые якобы верят в Бога, не посещают церковь, ссылаясь на то, что для веры им достаточно просто верить, а на посещение церкви у них просто нет времени. На самом же деле верующие люди должны посещать церковь. Если семья посещает служения, то и у детей этой семьи не будет возникать подобных вопросов. А вот верующий человек, или нет – это уже его личное дело.

Зачем носить крестик?

Нательный крестик – это видимое обозначение того, что человек является православным. Это как красный крест на машине скорой помощи или у медиков, специальные нашивки на форме у солдат, показывающие принадлежность их к какому-либо роду войск.

Зачем люди крестятся?

Крест – это символ веры, если человек осеняет себя крестным знамением, значит, он проявляет христовую победу над лукавым, смертью, грехом, это проявление того, что ему бояться нечего.

Это далеко не полный список вопросов, которые могут задавать дети о Боге. Но отвечая на любой из них, нужно стараться донести до малыша сложные для его восприятия истины.

Вместо заключения

На первый взгляд, ответы на вопросы о Боге должны быть простыми, что-то вроде «каждый должен рассказать ребенку, что он думает сам». Но реальность, в которой мы живем, более сложна, особенно если религия присутствует в жизни детей. В семьях, где родители верят, дилемма кажется более простой — нет противоречия между верой родителей и тем, что ребенок приносит с собой. Дети начинают задавать вопросы о Боге с раннего детства. От того, как родители будут разговаривать со своими детьми на религиозные темы, зависит формирование детского восприятия по церковным вопросам в частности и отношение к церкви в целом.

Православная сказка для детей 7-9 лет

Разработка урока по «Основам православной культуры» для детей 7-9 лет, с включением авторской сказки. Тема «Тайна: Бог – Троица. Изображение Троицы в русской иконописи» Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», город Киржач Владимирская область.
Назначение: Для домашнего и внеклассного чтения. Сказка предназначена для детей 7-9 лет. Данный материал может быть полезен педагогам воскресных школ, учителям по «Основам православной культуры», школьным учителям младших классов и родителям для изучения и понимания темы «Святая Троица». Она поясняет маленькому читателю такое понятие как «Святая Троица. Бог – троица»
Цель: Помощь в раскрытии тайны и сущности Святой Троицы. Возрождение традиций семейного чтения.
Задачи: Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям православия, воспитывать уважение к традициям православного мира, историческому прошлому и настоящему нашей Родины. Способствовать формированию нравственных качеств. Развивать творческий потенциал детей. Воспитывать чувство ответственности за других людей.
Описание: Мир детства и мир сказки просто неотделимы друг от друга. Сказка является необходимым этапом психического развития ребенка, как, скажем, игра. Язык сказок понятен малышу. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит его напрямую. Сказка воспитывает, решает проблемы, успокаивает и, конечно, учит. Детям нужны сказки, нужны, как воздух. Ребята живут ими, дышат, растут и развиваются внутри них.
Один мудрец хотел узнать, каков есть Бог. Но никак не мог. Читал – читал, думал – думал. Устав, он однажды вышел на берег моря. Видит: там ребенок играет с песком – строит из пека колодец и заполняет его водой из моря. «Что ты делаешь, малыш?» — спросил мудрец. – «Вот видите: я хочу перелить море в свой колодец, но никак не получается». – «Как же возможно это?! – воскликнул мудрец. – Может ли целое море поместиться в твоем маленьком колодце?» Ребенок посмотрел на мудреца и сказал: «Ну если невозможно, чтобы море поместилось в моем колодце, то как же ты хочешь вместить Бога в свой немощный ум?» Произнеся это, ребенок исчез. Мудрец понял, что это был ангел, которого Бог послал для того, чтобы вразумить его.
Действительно, понять тайну Бога – Троицы до конца нам (людям) невозможно. Мы можем лишь немного приблизиться к ней. Сказка о тихой радости.Жили — были на свете паучки. Обыкновенные паучки, семья паучков – мама, папа и сынок. Сынишка-паучишка рос веселым мальчиком и очень любил любоваться капельками росы на паутинках.

Но однажды что- то случилось, и паучок-сынок заболел. Он забился в самый темный угол маминой комнаты и никуда не выходил. Нет, у него не болели ножки, он не чихал и не кашлял. Он просто сидел в самом темном углу и никуда не выходил, ему ничего не хотелось.
Папа приглашал домой много врачей, но все в один голос твердили, что у мальчики- паучишки ничего не болит. У него не болят ножки, он не кашляет и не чихает. Врачи не знают, что же это за болезнь и как ее лечить. Мама очень любила своего сынишку и много за него молилась Богу. И вот однажды маленькая гусеничка, которую и в траве то не сразу разглядишь, посоветовала маме паучихе сходить к мудрому филину. – Может он поможет,- подумала мама и собралась в дорогу. Мудрый филин выслушал маму, они вместе помолились о выздоровлении младенца и филин сказал: «Только свет, тепло и радость помогут твоему малышу». Мама поспешила домой.
Дома, посоветовавшись с папой, они зажгли много огоньков, чтобы было много света, но сынишка только еще сильнее вжался в самый темный угол. Мама затопила печку, чтобы было тепло, но паучишка только капризничал и плакал. Тогда пригласили друзей, чтобы было весело, но маленькому паучку, да и самим друзьям-паучкам почему-то весело не было. Совет мудрого филина не пригодился, ни то, ни другое, ни третье не помогало.
Расстроенная и огорченная мама села у окна, на колени к ней забрался и измучившийся малыш. Вдруг мамино плечо осветил первый солнечный луч – светало.

– Что это, мама?- спросил паучок
.- Лучик солнышка.
— Какой он светлый и теплый, и как радостно прыгает у тебя по плечу. Мама, я хочу посмотреть все солнышко.
-Ну, тогда идем. Ведь что может быть прекрасней нового наступающего дня и восходящего солнышка. Идем, малыш. Я покажу тебе солнышко.
-Мамочка, как тепло, светло и радостно у меня на душе. Знаешь, я кажется, выздоровел!!!
Мама и сын еще долго любовались на рассвет. Мама держала сына на руках, а сама думала о том, что как велик Создатель, который соединил в одно свет, тепло и тихую радость. Радость наступающего дня.
Пояснения к теме: Однажды у святого Константина Философа спросили: «Как вы, христиане, разделяете Единого Бога на три?» «Не говорите напраслины, — ответил мудрец, — Отец, Сын и Дух Святой – не три Бога, а три Лица единого Божества. Посмотрите на солнце: оно едино, но в нем три особенности – круг, сияние света и теплота. Сравните это с Пресвятой Троицей. Солнечный круг есть подобие Бога – Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от солнечного круга исходит сияние, так от Бога – Отца рождается Сын. А теплота есть подобие Духа Святого, Который предвечно исходит от Отца. Солнце состоит из трех составляющих, но не разделяется на три солнца. Так и Пресвятая Троица, хотя и имеет три Лица, однако не разделяется на три Божества».
Наш русский великий иконописец Андрей Рублев изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных ангелов, любовно склоненных друг к другу. Это «Ветхозаветная Троица».

А прославить Бога — Троицу можно такой молитвой: » Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно (то есть всегда), и во веки веков. Аминь».

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая сказка для детей 6-9 летСказка о временах года для 1 классаСказка для детей 6-11 летСказка на основе фразеологизмов. Как звери к зиме готовились

Уроки православия. Детям о Боге. Малышам

Глава I
КТО ТАКОЙ БОГ?
— Бабушка, расскажи мне, кто такой Бог, — попросил бабушку Петя, — Он человек?
Бабушка подумала и сказала:
— Нет, не человек. Посмотри, Петенька на солнышко. От него к нам тепло идёт и свет. Пригревает оно землю, освещает, и помогает расти деревьям и травам. Вот и Бог, как солнышко, даёт людям жизнь. Только он невидимый. Люди всё на небо смотрят, чтобы Бога разглядеть, а он — везде. Всех видит, слышит и потихоньку разговаривает. Мысли людям посылает и слова подсказывает добрые и хорошие. Есть у него помощники. Невидимых помощников называют ангелами. Люди их представляют себе в белых одеждах с крыльями. Как будто по небу они летают. Приносят ангелы людям от Бога известия. Если тебе ангел ночью известие принесёт — проснёшься утром и знаешь, что днём случится. Видимые помощники Бога, священники, в церкви служат. Они такие же люди, как и все другие. Передают Богу просьбы и поют в церкви песни, которым их научили ангелы. Одеты священники в длинные красивые платья — ризы. На груди носят крест. Крест показывает, что выполняют они нелёгкую службу. За то, что служат Богу и людям, охраняет их Бог от всякого зла.
— А в церкви на стенах портреты Бога висят?
— Это, Петенька иконы. На них Бог нарисован и Сын Божий со своими учениками. Бог, для того, чтобы люди узнали, какой он, сделал так, чтобы на Земле родился его сын.
— А сын на Бога похож?
— Лицом он, на маму свою похож, Марию, а вот душой — на Бога. Очень уж мудрый да справедливый.
— Бабушка, а что такое душа?
— Душа, Петенька, внутри человека. Увидеть её нельзя. Душа такая нежная и тоненькая, что и глазом не увидишь, и через очки, и в микроскоп. А почувствовать можно. Душа твоя за тебя и радуется, и плачет, и болит. И характер твой, добрый или сердитый, и настроение, весёлое или грустное — это тоже твоя душа.
— А где же она у меня?
— Душа с каждой твоей клеточкой связана. И с головой, и с руками, и с
ногами, и с животом, и с сердцем. Всё она замечает, что у тебя внутри происходит. И на всё откликается. И на радость, и на горе. Если сильно огорчаешься и боль в груди чувствуется — это, говорят, душа болит.
— А у кошки есть душа?
— Есть и у кошки. Только душа её не так много чувствует, как человеческая. Душа ведь с разумом связана. А кошке думать гораздо меньше приходится, чем человеку.
— А у Бога, бабушка, душа большая?
— Да, Петенька, душа у Бога огромная, добрая и красивая. Бог хочет, чтобы у всех людей души такие же были, чтобы люди только доброе делали, пели, рисовали и радовались. Бог своей душой всё чувствует, что с каждым человеком случается, и с ангелом. И всех очень любит.
— Ангелов много, бабушка?
— Ой, много, Петенька! У каждого человека свой ангел- хранитель есть. Ангелы Бога охраняют и людей защищают.
— А если я ангела сейчас позову, он прилетит?
— Если помощь тебе нужна — прилетит. Только ты его не увидишь, он же невидимый. А беду отгонит. Чтобы ангел тебя поскорей услышал, надо слова особенные говорить — молитвы. Тех людей, кто в церковь ходит и молитвы читает, Бог слышит и помогает им.
— Бабушка, а где Сын Божий живёт?
— О жизни Сына Божия его ученики книгу написали. Называется она Евангелие. Я сейчас тебе о Сыне Божием и его учениках расскажу.
Глава II
РОЖДЕСТВО
Очень давно, в Иудейском городе Вифлееме, у плотника Иосифа и его жены Марии, родился сын. День его рождения стал первым днём нового календаря. По нему люди считают дни уже больше двух тысяч лет. Ещё до того, как Иосиф и Мария стали мужем и женой, Иосиф увидел во сне ангела. Ангел рассказал ему, что Бог сделал так, чтобы у Марии родился сын, похожий на Бога. Очень добрый, мудрый, честный, сильный и красивый. Когда малыш вырастет, он сможет делать невероятные чудеса и станет любить людей так же сильно, как и его Небесный Отец. Он будет не только человеческим сыном, но и Сыном Бога.
Так и случилось. У Марии родился мальчик. Родители назвали его Иисусом. А народ прозвал Иисусом Христом, что означает Спаситель. Предсказатели или пророки, говорили, что в те дни родится человек, который спасёт всех людей Земли от гибели. В те давние времена люди были неграмотными, плохо знали законы, ссорились и воевали между собой. Бог сердился за это на людей.
Через своего Сына он хотел предостеречь их: если люди не перестанут обижать друг друга, через две тысячи лет они превратятся в страшных злодеев и могут погубить Землю.
Спастись от гибели сумеет только тот, кто научится жить по новым законам и перестанет быть злым. А объяснить людям законы сможет только Иисус Христос, потому что будет слышать самого Бога.
Ранним утром, когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. Восточные волшебники, волхвы, увидели эту звезду и поняли: Бог дал людям знак, что Спаситель родился. Волхвы пришли посмотреть на малыша и принесли ему подарки. А звезда указывала им путь.
Глава III
БЕГСТВО
Иудейский царь Ирод услышал о рождении великого человека и испугался, что когда Иисус вырастет, может стать царём вместо него. Ирод не знал, где поселились родители с малышом, и никогда их не видел, поэтому приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме.
Но Иосифу ночью снова привиделся ангел и предупредил его об опасности. Той же ночью отец и мать убежали, вместе с маленьким Иисусом, из Иудеи в другую страну, Египет, в город Назарет. А через несколько лет вернулись в Иудею.
Глава IV
КРЕЩЕНИЕ
До тридцати трёх лет Иисус жил вместе с родителями. Он ходил с ними в церковь, и все восхищались его мудростью, стараниями в учёбе и добротой. В те дни, в Иудейской пустыне жил Иоанн Креститель. Он говорил людям, которые поступали плохо, что им нужно рассказать о том, что натворили и попросить за это прощения. Значит, покаяться. А потом — креститься. То есть войти в воду для того, чтобы показать, что хотят стать чистыми и честными. Пророки сказали Иоанну, что люди смогут жить правильно только после раскаяния и крещения. Тогда Бог будет их слышать и помогать им. А Иисус сможет научить людей новым законам. Сам Иисус тоже пришел к Иоанну Крестителю в пустыню, поговорил с ним и окунулся в воду реки Иордан. В то время, как Он входил в воду, на небе появился свет и с небес послышался голос Бога: «Он Сын Мой возлюбленный, и в Нём Мое благоволение». Это было благословение Бога, или пожелание, чтобы дела Иисуса благополучно свершились.
Глава V
В ПУСТЫНЕ
После крещения ангел привёл Иисуса в глубь пустыни, где Иисус должен был пройти испытание. Учителю нужно стать сильным, смелым и терпеливым.
Четырнадцать дней и ночей Иисус терпел в пустыне голод, а потом захотел есть. Тогда подошёл к нему дьявол, самый главный и злой колдун, и сказал: «Если ты Сын Божий — сделай камни хлебом, иначе с голода умрёшь». Иисус не испугался и ответил: «Не только хлеб дает человеку жизнь, но и помощь Божия». И не стал дьяволу подчиняться. Тогда дьявол отнёс Иисуса в город, поставил на высокую стену и сказал: «Если ты Сын Божий, прыгай вниз. Написано в книге, что повелел Бог ангелам спасать людей. Попроси Бога, пусть ангелы подхватят тебя на руки до того, как упадёшь на камни». Сказал Иисус: «Написано в книге: не делай так, чтобы звать Бога на помощь по пустякам». И не стал прыгать вниз. Поднял Его дьявол на высокую гору, показал все сокровища мира и сказал: «Всё тебе отдам, если поклонишься мне». Но велел ему Иисус: «Иди за мной сатана, написано: только Господу Богу поклоняйся и ему одному служи». Тогда отошёл от него дьявол. Ангелы окружили Иисуса и заботились о нём.
Узнал Иисус, что враги схватили Иоанна Крестителя и заперли в темницу и ушел из Назаретской земли в другую землю, Галилею. Там начал Иисус учить людей, Он уговаривал их покаяться, чтобы души их стали чистыми, и Бог заговорил с ними.
Глава VI
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Когда проходил Иисус по берегу моря Галилейского, увидел двух рыбаков, братьев Петра и Андрея. Они забрасывали в море сети. Сказал им Иисус: «Ступайте за мной и все люди захотят подружиться с вами». Братья оставили свои сети и пошли за ним. Увидели они на корабле братьев Иакова и Иоанна и позвали за собой. Прошёл Иисус по всей Галилее, рассказывал о Боге и законе Божием. Лечил людей без лекарств. Разлетелся об этом слух по всей стране. Стали приходить к Иисусу со всех сторон больные, и он исцелял их. За ним шли многие люди из Галилеи и десяти городов и земель, и от Иерусалима, и от Иудеи и от Иордана.
Глава VII
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ
Увидел Иисус, что собралось много народа, поднялся на гору вместе с учениками и стал говорить:
Хорошо быть прилежными: старательным ученикам Бог помогает.
Лучше быть обиженными, чем обидчиками: тех, кто обиду стерпел, Бог утешит и поддержит.
Лучше быть послушными: их все любят, постепенно все люди такими станут.
Лучше быть честными: у них врагов нет, потому что никого не обманывают.
Лучше быть добрыми: люди им добром за добро платят, а Бог в делах поможет.
Лучше быть терпеливыми и не огорчаться, если люди недоброе говорят. Пусть насмехаются и грубят, если глупые.
Хорошо быть смелыми: с ними Бог всегда рядом.
Добрые и учёные люди, всё равно, что соль земли. Если
соли не будет, чем еду солить? Плохо будет тому, кто соль рассыплет и растопчет. Вот и вы берегите себя.
Если будете так поступать, Бог станет вас сыновьями считать и наградит за то, что своими делами его прославите.
Бог — это идеальное совершенство, гармония, равновесие, абсолютная правда, то есть, Истина. Позволяют её достигнуть добродетели: честность, кротость, доброта, смелость, мудрость, сила, вера, надежда и любовь. Истина делает жизнь человека красивой, счастливой и славной — райским блаженством.
Око — светильник для тела, делает разум светлым, а человека мудрым.
Сердце — источник тепла, делает чувства тёплыми, а человека — добрым.
Уста — дверь для Истины.
В разуме живёт мудрость, в сердце — любовь, а в устах — мудрое, доброе и верное слово, поэтому Библейское имя Бога: Любовь, Премудрость и Слово.
Бог есть дыхание души.

Мультфильмы православные о Боге для детей

Мультфильмы православные о Боге для детей.

Деток надо учить вере, но обязательно в доступной, интересной и игровой форме. Этому способствуют такие добрые мультфильмы, которые могут заложить правильное христианское поведение в различных жизненных ситуациях.

Родители должны подтверждать своими поступками и словами , что то, что здесь говорится, является примером, иначе ребенок скорее поверит тому, что он видит в своей семье. Лучше смотреть эти мультики всем вместе.

1. «Путеводительница»

Трогательный мультфильм о Тихвинской иконе Богородицы.

………………………………………..

2. Мультфильм о Василии Блаженном.

…………………………………………..

3. «Необыкновенное путешествие Серафимы» Это один из лучших мультфильмов, которые я видела.

Вся бесплатная библиотека интересного — книг и аудио здесь

………………………………….

4. «Кто-то рядом»

Светлая и пронзительно добрая история о бывшем детдомовце Мишке. Ему очень хочется стать самым хорошим сыном на свете, но это не всегда получается, поэтому иногда его мучают страхи и сомнения. Преодолеть их помогает КТО-ТО, чьего имени мальчик пока не знает.

1 серия.

2 серия.

3 серия.

4 серия.

5. «Твой крест»

………………………………………….

Мультфильм «Подарок» Множество призов

Как объяснить ребенку, кто такой Бог

Самое важное, что должен знать ребенок о Боге — это то, что Господь Бог является главным существом, Создателем и Творцом всего существующего. Бог — невидимый дух, который, подобно царю, владеет полнотой силы и власти, но только не в одной стране, а во всем мире. Он существует повсюду: видит и заботится обо всех людях, является самым сильным, мудрым и добрым правителем. Бог следит за миром и всеми людьми на Земле, желая, чтобы они жили в счастье и справедливости. Трудно понять, кто такой Бог отдельно без его деятельности. Поэтому важно знать, что он является творцом всего сущего, а также праотцом, т.е. родителем человека.

Бог — создатель мира

Сначала следует обратить внимание на весь окружающий мир: горы, леса, деревья, цветы. Помимо людей мир населяет огромное множество птиц, животных и насекомых. Человек ходит по земле, а над ним находится красивое голубое небо, с которого светит и согревает солнце, капает дождь и хмурятся тучи. Насколько красив и удивителен этот мир.
Но раньше, когда-то давно, ничего этого не было. Не было ни людей, ни животных, ни даже неба и земли. Был только один Бог, который возжелал, чтобы появился этот чудесный мир. Сначала Бог создал Ангелов — добрых духов. Потом сотворил землю, но вокруг была темнота. Бог в течении шести дней трудился над созданием белого света и той красивой природы, что нас окружает теперь.
В первый день Бог создал свет и стало светло на земле.
Во второй день Бог создал земную твердь и появился небосвод над землей.
В третий день по слову Господа возникли на земле реки, моря, озера и горы. В этот же день Бог украсил землю зеленой травой, красивыми цветами, фруктами и овощами.
В четвертый день Господь создал на небосводе светила. При этом он пожелал, чтобы одно было солнцем и освещало мир днем, а другим светилом стала луна и освещала землю ночью.

На пятый день Господь решил создать красивых рыб и птиц на земле.
На шестой день по воле Божьей появились животные, «каждой твари по паре». Все они радовались жизни в этом прекрасном мире и восхваляли Господа Бога. А Бог с удовольствием смотрел на свои творения и был доволен новым миром.

Бог — тот, кто сотворил человека

Все радовало Господа в его новом созданном мире, но он понимал, что не хватает на земле человека. И Бог решил сотворить человека, который по замыслу Божию, должен стать господином над всеми животными, птицами и растениями. Одним словом, Господь сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот стал полноправным хозяином всей земли.
И первого человека Бог сотворил из куска земли, из которого создал тело и вдунул в него душу. Душу он наделил разумом, чтобы человек мог мыслить и осознанно принимать решения.
Первым человеком стал мужчина, которого звали Адам. Но со временем Господь заметил, что Адаму одиноко жить одному на земле. Он не мог ни с кем ни поговорить, ни разделить радости или грусти.
Адаму было одному скучно, и Господь сжалился над ним и решил создать для него жену, которая была бы всегда рядом с ним. Господь Бог ввел Адама в очень крепкий сон и вынул из его груди одно ребро. Из этого ребра он создал Адаму жену — Еву. Адам и Ева очень полюбили друг друга и счастливо вместе жили.

Кто такой Бог? Разговор с подростком

Андрей Максимов

ОТ АВТОРА. В это лето я усиленно работал над книгой, которая называется “Как перевоспитать трудных родителей”.

Книга обращена к подросткам, которых, как мне кажется, сегодня все воспитывают, и очень мало кто с ними разговаривает. Я пытаюсь поговорить. Про самое главное. Про то, например, что делать, если нет взаимопонимания с родителями. Как быть, если учитель в твоем классе, мягко говоря — неумный человек. Как отыскать свое призвание. Что делать, если тебя настигла любовь, а все вокруг твердят: «Рано думать о любви, учи уроки». И так далее.

Отдельная глава будет посвящена тому, как молодому человеку формировать самого себя, строить себя, можно так сказать. И глава эта не могла обойтись без рассуждений о Боге, потому что вера определяет в жизни очень многое.

Я благодарен порталу «Православие и мир» и лично Анне Даниловой за возможность познакомить читателей с главой еще ненаписанной книги.

***

Начнем с умных слов, которые определят тему нашего разговора в финале этой главы. Слова эти принадлежат великому швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци, к которому мы не раз в книге обращались и еще обращаться будем. Так вот, он призывал: «Дорогие дети! Совершенно необходимо, чтобы вам ежедневно серьезно внушали, каковы ваши обязанности по отношению к Богу, самим себе и другим людям».

Слово «обязанности» — неприятное слово, согласен. Однако хотим мы того или нет, оно существует. И, если говорить честно, обязанности и по отношению к самому себе, и к другим людям у любого человека есть. Поэтому, мне кажется, имеет смысл не раздражаться по этому поводу, а подумать про свои обязанности спокойно.

Про обязанности по отношению к себе мы, собственно, и говорим в этой книге. Настало время поговорить о взаимоотношениях с Богом и с другими людьми. Не возражаете?

Начнем с разговора о Боге.

Кто такой Бог?

Если Вы человек неверующий, я все равно взял бы на себя смелость посоветовать дочитать эту главу до конца. Мой опыт подсказывает: многие, не считая себя верующими, на самом деле таковыми являются.

Заранее прощу прощения за то, что в этой главе появятся признаки назидательности, которую я в принципе терпеть не могу. Извините. Но по-другому говорить на эту тему у меня не получается.

Итак, кто же такой верующий человек?

Психофилософия исходит из того, что верующий – это тот, кто ощущает себя живущим в присутствии Бога. Нельзя верить в Бога потому, что это модно. Нельзя верить только потому, что верят родители и заставляют верить тебя. Вообще вера, как и любовь, не сопрягается со столь любимым взрослыми словом «надо».

Вера – это ощущение. А ощущение – это то, что нельзя вызвать специально.

Грех и благодать

Не человек находит Веру, а Вера находит человека. Почему? Неведомо. Замечательный философ Григорий Померанц говорил, что Бог думает о нас не нашим умом. Поразительная мысль, если в нее вдуматься! Мы не можем постичь Бога, но мы можем Его ощущать.

Тем, кому знакомо это ощущение, объяснять не надо. Тем, кому незнакомо, объяснить невозможно.

Можно ли это ощущение приблизить? Можно ли найти веру в Бога? Здесь – как с любовью. Можно искать ее, можно готовить себя к любви, можно искренно желать, жаждать ее. Но любовь либо дается человеку, либо нет (подробнее мы поговорим об этом в следующей главе).

Однако. Человек, который думает о Боге, желает обрести веру, старается жить по Божеским законам, конечно, имеет больше шансов обрести веру нежели тот, кто всего этого не делает.

Хотя и здесь бывает по-всякому. Например, многих людей вера находит, когда человек попадает в ситуацию отчаяния и понимает, что кроме Бога ему больше неоткуда ждать помощи. Например, во время болезни своей или близких людей.

***
Что значит, жить с ощущением Бога?

С моей точки зрения, это понимать, что есть Некая Сила над нами, Которой можно абсолютно доверять и перед Которой невозможно согрешить.

Господа нередко называют Отцом. И это точно! Отец и защитит, и пожурит. Никогда не предаст. И всегда будет любить. На Его помощь и поддержку можно рассчитывать всегда.

Очень точно сказал о любви Господа к нам Ник Вуйчич: «Бог любит тебя не за то, что ты добился успехов в учебе или работе. Не потому, что ты преуспел в каком-либо деле больше, чем другой человек. Бог любит тебя потому, что Он тебя создал. Бог любит тебя таким, каков ты есть».

Согласитесь, что это очень здорово – жить с таким ощущением!

***

Человек, который живет в присутствии Бога, никогда не бывает один. Одиночество ему неведомо.

Это классно, конечно. Но такое ощущение накладывает на человека серьезные обязанности. Уже невозможно совершить какой-то неправильный поступок втайне, рассчитывая на то, что о нем никто не узнает. Он узнает все равно.

Жизнь в присутствии Бога – это как бы постоянный контроль.

Совесть – это совместная весть с Богом. Вы не можете сознательно сделать что-то плохое, потому что понимаете: Господь расстроится. А ведь никому не хочется сознательно расстраивать своего Отца.

Представьте себе, что в руках у Бога есть фонарь, свет которого постоянно направлен на вас. От него невозможно никуда спрятаться. Вы живете на Божьем Свету. С одной стороны, в вашей жизни никогда не будет тьмы. И это здорово! На мой взгляд, верующему человеку жизнь всегда более понятна, чем атеисту. С другой – нет такого неблаговидного (извини за занудливое слово) поступка, который можно будет скрыть. Невозможно, скажем, соврать родителям в надежде, что они не узнают правду. Или, тем более, что-нибудь украсть. Или обидеть слабого.

***

Я уже говорил о том, что многие не понимают, что на самом деле они верят. Почему так происходит? Потому что люди – возможно, и вы в их числе – путают веру и воцерковленность. А это – разные вещи.

Можно ходить в храм, соблюдать религиозные ритуалы и при этом к себе и к другим относиться не по-Божески.

Церковь – это социальный институт со всеми плюсами и минусами социального института. Безусловно, многим она помогла найти ощущение Бога. В конце концов, конечно, необходимо место, куда может пойти человек, жаждущий пообщаться с Богом, ощутить невероятную божественную атмосферу, прикоснуться к святым иконам.

Однако думать, что, если вы ходите в храм, то вы, безусловно, верующий, а если не ходите, то непременно атеист, — неверно.

Читайте также — Болезнь — это наказание за грехи?

Давайте попробуем конкретно определить, что отличает верующего человека от атеиста.

  1. Понимание того, что есть некая Высшая Сила, Которая над нами, Которая нами руководит и нас защищает. Желание выстроить свои собственные отношения с этой Силой и не предавать их.
  2. Отношение к себе самому как к Божьему человеку, к Подобию Божьему. То есть, уважать самого себя. Не позволять никому над собой издеваться. Стараться выполнить ту главную задачу, ради решения которой тебя призвали на землю.
  3. Отношение к другим, как к Божьим людям. То есть, понимание того, что все люди на Земле – даже самые противные – Подобия Божии. Грубо говоря, верующий человек к олигарху и к его водителю относится одинаково, понимая, что все люди на земле равны. Пренебрежение к людям, высокомерие не может быть свойственно верующему человеку.
  4. Понимание того, что земным существованием жизнь человеческой души не ограничивается. Верующий человек исходит из того, что душа бессмертна, поэтому он старается не пачкать ее плохими поступками.

***

И последнее.

По-настоящему верующий человек никогда не агрессивен по отношению к людям другой веры или к атеистам. Вера дает человеку силу. Сильный не может презирать или, тем более, обижать того, кто этой силы не имеет.

Я исхожу из того, что Бог един, а пути к нему разные. Религии – это и есть разные пути к Вере. Каждый волен идти своим путем, если только этот путь не несет агрессии.

***

Человек, который ощущает себя живущим в присутствии Бога – счастливый человек. Он никогда не одинок. Он никогда не узнает, что такое тьма жизни.

Я не могу сказать – как нередко говорю в этой книге – что это – ваш выбор: верить или не верить. Но думать о вере, понимать её необходимость, ходить в храм, который, возможно, поможет вам эту веру обрести, может быть, даже читать святые книги или книги святых отцов, — это может сделать любой человек.

Если, конечно, есть такое желание.

Словарь «Правмира» — Бог

Как говорить с детьми о Боге

Вопрос разговора с детьми о Боге появляется у всех молодых родителей. «Как говорить с детьми о Боге?» — даже воцерковленные родители иногда интересуются, как отвечать на неожиданные детские вопросы о том, кто мы, откуда и, куда идем. Каждый родитель знает, как лучше приступить к такому разговору со своим ребенком. Мы постараемся собрать рекомендации, которые помогут вам начать такую важную беседу с малышом и не отвратить его от Церкви.

В каком возрасте говорить с детьми о Боге

Начинать разговор о Боге можно с самого раннего возраста. Если ребенок с младенчества привык к Причастию, богослужениям, обстановке в храме, обычно он к сознательному возрасту уже имеет свои отношения с Богом, поэтому специального разговора может и не потребоваться. Конечно, ребенок задает вопросы, которые иногда волнуют и взрослых людей:

  • Если Бог добрый, то почему Он устроил Всемирный потоп?
  • Зачем Ева съела яблоко?
  • А почему пророки не могли предсказать, что мне поставят «двойку» по математике?

Не сердитесь и не раздражайтесь на ребенка даже, если вопрос кажется вам глупым. На многие вопросы ответа нет даже у священника. Если вы не знаете, честно признайтесь в этом, добавив, что не сомневаетесь в воле Бога и в Его желании все обратить во благо человеку. Ребенка вполне удовлетворит такой ответ, и он будет благодарен вам за честность.

Если вы предполагаете, что у Церкви есть ответ, который вы не знаете, можно вместе с ребенком подойти к священнику или предложить задать этот вопрос в воскресной школе.

В каждом возрасте перед ребенком стоят новые задачи и вопросы взросления. При этом дети очень долго остаются чистыми душой. Стоит только вспомнить героя книги «Над пропастью во ржи». Он вступал в период взросления, но не мог смириться с несовершенством и жестокостью взрослого мира. Иногда именно это свойство детской психики и душевной чистоты рождает вопросы о Боге, на которые нам так трудно подобрать ответ.

Архимандрит Андрей (Конанос): В церкви ребенок слышит красивые слова, а дома кипят страсти

  1. Не запрещайте ребенку задавать вопросы
  2. Не пугайте ребенка
  3. Позвольте ребенку быть ребенком
  4. Будьте честны

1. Иногда от страха, что не найдется «верного» ответа, родители отмахиваются от детей:

  • Не спрашивай ерунды!
  • В Библии все написано, возьми и прочти.
  • Потому что я так сказала!

Для ребенка его вопрос — самый важный, ему так же, как и взрослому тяжело пережить, что близкий не ценит его интерес и не бережет его чувства. Постарайтесь терпеливо отвечать даже на самые странные вопросы ребенка. Хорошо, что он обращается к вам с ними, это значит, что он вам доверяет. Сохранить это доверие — очень важно для ваших взаимоотношений.

2. Не надо пугать ребенка Богом, как иногда пугают полицией или Бабой-Ягой (полицией и сказочными персонажами пугать тоже не стоит). Бог — не каратель непослушных детей и даже непослушных взрослых. У ребенка возникнет негатив по отношению к церковной жизни, если в храме он будет слышать от родителей «не бегай, а то Бог тебя накажет».

3. К вопросу о беге в храме — ребенок, конечно, не должен мешать ходу богослужения и другим прихожанам. Но, если он громко радуется на Пасху, устал и просит присесть, возможно, вам стоит погулять с ним на улице во дворе у храма или приходить к Причастию. Все подобные вопросы стоит решать индивидуально с настоятелем, но тонкая грань между баловством требующим замечания и усталостью ребенка известна только самим родителям. Не стоит забывать, что выносливость ребенка не сравнится с выносливостью взрослого, особенно, если он делает свои первые шаги в храме.

4. Не лгите ребенку, будьте откровенны с ним. Дети очень тонко чувствуют фальшь, особенно в таких важных вопросах, как разговор о Боге. К сожалению, одно неосторожное слово может на долгие годы или навсегда отвратить ребенка от Церкви. Если у вас нет ответа на вопрос, пусть с ребенком поговорит священник, которому вы доверяете.

Главные принципы христианского воспитания

  • Укрепляйте в ребенке добрые чувства: милосердие, сострадание, доброту. Простой пример — ребенок увидел котенка на улице и хочет взять его домой, но у вас нет возможности. Не стоит говорить ему «оставь это блохастое чудовище». Вы можете вместе подумать, как помочь котенку, позвонить волонтерам, принести ему еды и воды.
  • Находите время для важных разговоров. В рутине ежедневных забот нелегко уделить время для того, чтобы обсудить вопросы веры. «Почему умерла наша бабушка? Она улетела на небо? Почему же я тогда не вижу ее?», — для ребенка этот разговор может быть духовной основой, которая станет твердым фундаментом или пошатнет всю его жизнь и весь детский мир.
  • Будьте последовательны в словах и действиях. Если вы говорите ребенку не раздражаться, но сами регулярно срываете на нем усталость и злость, он будет брать пример с поступков, не доверяя вашим словам.
  • Не принуждайте ребенка. Насильное посещение Церкви еще никого не привело к искренней вере. Бог зовет всех, но Его зов — это добровольный призыв. Помочь ребенку понять и полюбить богослужение важнее того, чтобы завести его в храм любой ценой.
  • Будьте осмотрительны в разговорах при ребенке. Считается, что он «ничего не понимает», но ваши слова, обращенные к ребенку не должны отличаться от слов, обращенных к другим членам семьи. Это тоже вопрос доверия к вам.

Как рассказать о Боге малышу 2-3 лет?

Казалось, совсем недавно крохотного малыша привезли из роддома. Но вот он немного подрос, и вы заметили, что его уже можно многому научить, он стремится к познанию всего нового. Он уже готов услышать ваш рассказ о Боге, но вы затрудняетесь, как же такому маленькому преподнести Библейские истины на понятном ему языке. Как сделать это знание доступным для малыша полутора – двух лет?

Ученые говорят, что 80% личности закладывается до 5 лет. И вы понимаете, что сейчас самое время заложить фундамент. Малыш открыт, он ждет…, но вы колеблетесь, поймет ли он, сможет ли?

Ободритесь! Существует способ, который позволит вам рассказать о Боге и Божьих истинах вашему малышу.

Это занятия 5-тиминутки на каждый день. Занятия коротки, потому что малыш еще не может сосредоточиться на долгое время, но ежедневные короткие напоминания о Боге станут хорошим посевом в сердечке вашего ребенка.

Конечно, мы учитывали то, что мамы и папы бывают очень заняты и устают на работе, поэтому занятия даны не в форме конспекта, а слово в слово так, как идет диалог, чтобы упростить вашу подготовку и сэкономить время. От вас требуется:

— Помолиться, чтобы Бог дал провести занятие так, как нужно вашему малышу. Чтобы занятия дали хорошие плоды в сердечке ребенка и еще о том, что вы считаете нужным. Мы должны не забывать, что духовные истины открывает Бог и если Он не участвует в нашем труде, то наши старания будут тщетными.

— Внимательно прочесть занятие. При этом учитывайте индивидуальные особенности своего собственного ребенка. Малыши в возрасте 2-3 лет очень индивидуальны, применяйте занятие к вашему малышу, будьте гибки. Если у вас есть примеры из жизни вашего малыша, подходящие к занятию, используйте их.

— Подобрать игрушки. Если у вас нет тех игрушек, что указаны в занятии, не смущайтесь. Замените персонаж на другой. Например, если нет ежика, замените его на медвежонка или зайчика, или другую игрушку, которая у вас есть.

— Провести занятие с малышом. Не исполняйте правила, чувствуйте вашего малыша, живите в игре с ним. Если видите, что он устал, не настаивайте на обязательном доведении занятия до конца. Если ему понравилась песня, спойте еще раз. Если он хочет что-то сказать, поучаствовать – дайте ему эту возможность. Помните, что занятия должны быть интересными, увлекательными и желанными для малыша. Только в этом случае он будет всем сердцем воспринимать те истины, которые вы хотите ему передать.

Мы предлагаем вам отнестись к занятиям творчески, преломить их для вашей семьи, для вашего ребенка так, как вам кажется эффективнее. В этом проявится ваше родительское видение, знание своего собственного ребенка и атмосферы, в которой он воспитывается. Мы желаем, чтобы Сам Господь вел вас и благословлял в духовном воспитании вашего ребенка, потому что это самое дорогое, что вы можете ему дать.

Вот несколько примеров:

* * *

1. Знакомство малыша с Библией. Он должен понять, что это особенная книга. Покажите ему свое отношение к ней. Прежде всего, покажите малышу Библию и скажите о том, что это самая лучшая книга, самая интересная, самая любимая. В ней написано о Боге, она рассказывает нам про Бога и о том, что Бог говорит нам. Обратите его внимание на картинки, дайте ему подержать Библию, полистать, рассмотреть, но при этом подчеркните, что обращаться с этой книгой надо очень осторожно, аккуратно, нежно, чтобы не помять, не порвать. Скажите, что вы очень любите эту книгу. Если малышу захочется продемонстрировать также и свою любовь к Библии, позвольте ему это сделать. Он может ее обнять, погладить

* * *

* * *

2. Появляется лягушонок: «Здравствуй, Света, ты знаешь, Кто меня создал? Да, Бог. Пойдем, посмотрим с тобой в окошко, расскажи мне, что еще создал Бог. Да, травку, деревья, вон собачка побежала, ее тоже создал Бог. Света, а кто тебя создал? Правильно, Бог».

4. Бог создал зверей, людей, все вокруг и Он все это очень любит. Он любит тебя, меня, лягушонка. Можно еще спеть «Бог любит малых воробьев» или «Рыбки в пруду»

Самое важное: Если мы хотим что-то дать нашим детям, мы должны это иметь сами. Дети чутко чувствуют фальшь, лицемерие. Они возьмут от нас то, что мы имеем, а не то, что мы хотим дать. Поэтому, если мы хотим, чтобы наш ребенок имел верные отношения с Богом, мы прежде всего сами должны эти отношения иметь. Иначе наши занятия с ним – лицемерие. Не забывайте о своем духовном росте, о своих отношениях с Богом. Крепки ли они, верны ли они? Не забываете ли вы ежедневно общаться с Богом через чтение Библии, молитву, любите ли свою церковь? Пусть Бог благословит вас и вашего малыша!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *