Девора в Библии

Содержание

Девора

Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя).

Девора

ивр. ‏דְּבוֹרָה‏‎

Пол

женский

Занятие

судья

Медиафайлы на Викискладе

Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре

Дево́ра, Дебо́ра, Дево́рра (ивр. ‏דְּבוֹרָה‏‎ букв. «пчела»), жена Лапидофова (Лапидота), — героиня библейской книги Судей, четвёртая по счёту судья Израилева (единственная женщина); одна из семи пророчиц эпохи Судей (XII—XI вв. до н. э.). Сидя под пальмовым деревом («пальмой Деборы», ‏תמר דבורה‏‎) в Эфраимитских горах, судила израильтян, приходивших к ней со своими тяжбами со всех концов Палестины. Вдохновительница и руководительница войны еврейского ополчения против ханаанейского царя Явина, правившего в Хацоре (ок. 1200—1125 гг. до н. э.). Одержала победу над хананеями у «потока Кисона», воспетую, в сохранившейся песне, древнейшем памятнике еврейского поэтического творчества.

Память — в неделю праотец.

Борьба за независимость

Согласно Библии, Девора была женщиной, вдохновлённой Богом: «жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем (Бейт-Элем), на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Девора жила в смутную эпоху Судей: евреи сравнительно недавно завоевали Землю Израильскую (которая перед тем называлась Ханаан) под предводительством Иисуса Навина (Йегошуа Бин-Нуна), и со всех сторон на них нападали соседи, стремясь уничтожить народ, совсем недавно вышедший из египетского рабства. Ханаанейский царь Явин, правивший в то время в Хацоре, угрожал коленам Израиля, жившим на севере. Его полководец Сисара (Сисера, Сисра) прославился своей силой.

Слыша мольбы своего народа, Девора не могла оставаться равнодушной, но, сознавая, что ей, как женщине, неудобно стать во главе войска, она искала человека, которому она могла бы доверить дело спасения родного народа. Выбор её пал на Варака (Барака), сына Авиноама, жившего в Кедеше Нафтали; ему она и послала приказ от имени Бога собрать мужчин из колен Нафтали и Зевулуна и двинуться с ними к горе Фавор (Тавор). Однако Варак испугался той миссии, которую она возложила на него, и ответил, что согласен стать во главе народного ополчения лишь в том случае, если Девора сама примет участие в этой войне, даже если слава победы над врагом будет принадлежать не ему, мужчине, а женщине Деворе. Тогда к горе Фавор явилась и Девора, по-видимому, во главе колен Ефрема (Эфраима), Вениамина (Биньямина), Иссахара и Манассии (Менашше). Колено Реувена не трогалось с места, хотя и было извещено о всеобщем восстании; не откликнулись, по-видимому, также и колена Дан и Ашер, а про колена Иуды (Иехуды) и Симеона (Шим`она) даже не упоминается. Насчет последних двух колен это может объясняться тем что в то время их наделы были отделены от остальных полосой вражеской территории — и соответственно помощи от них не ждали изначально. И сказала Девора Вараку: встань, ибо это тот день, в который Господь предаст Сисару в руки твои; Сам Господь пойдет пред тобою. И сошел Варак с горы Фавора, и за ним десять тысяч человек. (Суд 4:14)

У потока Кишон израильское ополчение встретилось с войском финикийского полководца Сисеры. Объединённые великой идеей народного освобождения и ободрённые счастливыми предсказаниями Деворы и её личным присутствием на поле брани, израильтяне близ Мегиддо наголову разгромили Сисеру, которому не помогли даже его многочисленные колесницы. Сам Сисера погиб во время бегства с поля брани от руки Иаили (Яэль) — женщины из кенитского племени, которое издавна было дружно с израильтянами. Она укрыла его в своем шатре, напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисере и вогнала кол ему в висок.

Песнь Деворы

Предполагаемая гробница Деворы

В память этой блестящей победы Девора и Варак сложили благодарственный гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (Суд. 5). Датировки этого фрагмента разнятся от VIII веком до н. э. до около 1200 года до н. э. Этот текст считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.

Образ Деворы

Как в повествовании об исторических событиях, так и в Песне Деворы она предстает как народная предводительница, «судья Израиля» (Суд. 4:4) и «мать в Израиле» (Суд. 5:7). О дальнейшей её судьбе ничего не известно. Неизвестно, где и когда она умерла и продолжала ли она и после этой битвы судить народ и руководить им своими пророчествами. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд. 5:31).

Культурное влияние

История Деворы вдохновляла художников и поэтов средневековья. Но и позднее многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью «Песни Деворы», посвящали её героине свои произведения. Самое известное из них — оратория Генделя «Дебора» (англ. Deborah).

В честь Деворы в физике названо число Деборы.

В честь Деворы назван астероид (541) Дебора, открытый в 1904 году.

Примечания

  1. Лопухин А. П. Израильские судьи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / Пер. и ред. З. Мешкова. — Иерусалим—Киев: Бней Давид, 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
  3. Дебора, пророчица // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  4. Девора // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. Деборы песнь // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  6. Девора — Энциклопедия мифологии

Литература

  • Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  • Краткая еврейская энциклопедия, Изд. О-ва по исследованию еврейских общин. Иерусалим: 1976—2005.

Ссылки

  • Дебора — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • «… И предал их Господь в руки Явина»
  • Лекция З. Дашевского

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 1108794203 · VIAF: 50146997347218892405 · WorldCat VIAF: 50146997347218892405

Этапы эпохи судей

Судьи Израиля

Другие герои эпохи судей

В Израиле Варак Иаиль Иофам Ноеминь Руфь Вооз Анна Пророчица У других народов Раав Еглон Хусарсафем Иавин Асорский Сисара Далила

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Девора и Варак.

Суд. 4–5

Израильский народ, позабыв завещания Моисея и Иисуса Навина, стал поклоняться ханаанским идолам и делал «злое пред очами Господа» (Суд. 3:7). Тогда Господь предал его в руки ханаанских племен, и они стали нести тяжелое бремя данников. Особенно тяжела была судьба тех евреев, которые поселились на севере Палестины. Царь северного Ханаана Иавин и его военачальник Сисара занимали на горах цепь укреплений, господствовавших над долинами и дорогами. Они использовали свои ключевые позиции для того, чтобы отрезать израильских поселенцев от коммуникаций, обречь их на голод и в конце концов подчинить себе. Шесть северных колен, подавленные силой полководца Сисары, должны были отрабатывать унизительную барщину и платить дань. В таком унижении и рабстве они прожили двадцать лет, не надеясь дожить до дня свободы. Тогда-то сыны Израиля вспомнили о Боге отцов своих. С покаянными слезами обратились они к Богу, и Господь послал им избавление. И вот, когда храбрейшие из мужей израильских пали духом, тогда в Израиле засияла звезда Деворы — пророчицы, судьи и ревностной хранительницы истинной веры. Она жила на горе Ефремовой под пальмой, у дороги между Рамой и Вефилем. Там она принимала посланцев со всего Израиля, давала им мудрые советы, наставляла их в истинной вере и разрешала спорные вопросы между племенами, родами и частными лицами. Люди любили Девору, и никто у сынов Израилевых не пользовался таким авторитетом, как она. Воодушевленная религиозным и патриотическим духом, Девора по повелению Божию готовилась поднять народ на борьбу за свободу. Она верила, что ее призыв, вдохновленный духом Божиим, вольет мужество в сердца ее страдающих братьев.

На земле сынов Неффалима, в Кадеше, жил человек по имени Варак, славившийся своей отвагой и военным опытом, приобретенным в боях с ханаанеями. Его-то мудрая Девора решила сделать вождем — освободителем и призвала к себе. Но Варак не верил в победу, не верил, что израильский народ, потерявший единство и веру в Бога, одолеет врага. Разве что израильтян поведет вождь, способный пробудить мужество народа и веру в покровительство Божие. Но Ñ

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Песня Деборы

Песнь Деворы Song of Debora.Deborah- The Song Of Deborah.

Песня Деборы (Победная песнь Деборы, Song of Deborah) — гимн в честь победы Деборы и Барака над ханаанским городом Хацором, один из наиболее ранних образцов еврейской героической поэзии.

Общие сведения

Данный текст включён в Книгу Судей Израилевых.

«Песнь Деборы» представляет собой триумфальную оду победе Деборы и Барака, победивших Сисру и Явина II, и благословение Я‘эль, которая убила Сисру.

В синагогальном ритуале «Песнь Деборы» читают как хафтару в заключение к разделу Бе-Шаллах, содержащему Моисееву «Песнь моря», которая по духу, стилю и содержанию имеет много общего с «Песнью Деборы».

Масоретский текст песни, обнаруживающий много неясных мест, по-видимому, тождествен с подлинным древним текстом песни, и есть основание думать, что песнь Деборы сохранилась почти в неприкосновенной первобытной чистоте. Критиками была сделана попытка отыскать в ней размер (метрику) и разбить ее на правильные строфы, причем найдено, что древние паузы сохранились лишь в некоторых стихах и преобладающий ритм состоит из трёх и четырёх ударений в строке.

Песня открывается призывом прославить Бога. К этому прославлению приглашаются цари и вельможи окружающих народов; затем следует краткое и яркое описание картин и явлений природы, сопровождавших выступление Яхве из Сеира из «полей эдомских». Тогда

Земля содрогалась, и таяло небо, И таяли тучи водою, И горы дрожали от лика Господня, Синай сей от лика Израилева Бога

Затем песня изображает бедственное состояние евреев и Эрец-Исраэль до войны, когда «опустели дороги и путник шел по окольным тропинкам, и не стало вождей во Израиле, не стало», пока не появилась Дебора, «мать во Израиле», לאדשיב םא. Всё горе народа явилось следствием избрания новых богов и отпадения от Бога предков). Дальнейшие стихи описывают вступление в сражение, победу и бегство ханаанейцев. Они начинаются призывом Деборы к самой себе и Бараку:

Подымись, подымись, о Дебора, Подымись, подымись и воспой; Воспрянь, о Барак, своих пленных веди, Абиноамов сын

Потом песнь прославляет колено Эфраима, колено Вениамина, колено Махира (Менаше), колено Зевулуна, колено Иссахара и колено Нафтали за то, что они беззаветно отдались великому делу освобождения народа, но стыдом покроются колено Реувен, колено Дана и колено Ашера за то, что они личные интересы предпочли национальным интересам. Дебора горько иронизирует по этому поводу:

У источников Рувима Было много размышлений… Что же ты в луках остался Слушать стад своих блеянье? У источников Рувима Много важных совещаний.

Несмотря на то, как малочисленна была израильская рать, в этом грандиозном сражении «у Таанаха, у вод Мегиддо», где сошлись для войны с Израилем цари ханаанейские, сам Бог сражался с небес, «и звезды с путей своих сражались с Сисерой». Враги позорно бежали, и многих из них увлёк «древний поток Кишона». Здесь песнь прерывается проклятием жителям Мероза (вероятно, это Марус, между Сафедом и озером Гуле), не пришедшим на помощь израильтянам в их неравной борьбе с многочисленным врагом; за этим проклятием следует дифирамб в честь кенитянки Яэли, убившей Сисру, злейшего и страшного врага израильтян. Далее рисуется красивая поэтическая картина, как мать Сисры в кругу приближенных женщин ожидает возвращения запоздавшего сына. Она тоскует о нём, смотрит из окна на дорогу и плачет:

Зачем запоздали его колесницы? Так долго не слышен и стук их колес. — спрашивает она у своих женщин, и те ей отвечают: Ведь они добычу взяли, Меж собой добычу делят; Кто одну рабу умыкал, Кто и двух забрал в сраженье; Ткань цветную для Сисеры, Тканей вышитых добычу.

Заканчивается песнь утверждением глубокой уверенности, что так погибнут все враги Яхве, друзья же его воссияют, «как Солнце, восходящее в мощи своей».

Историческая ценность

Песня имеет большое историческое значение: она описывает войну с Сисрой, говорит о положении дел в годы судьи Шамгара бен Анат.

Самое интересное в песне — рассказ о коленах Израиля.

Наиболее значение имеют строки:

Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живёт спокойно.

Этот стих доказывает, что уже во времена судей, древние евреи имели флот, и что особую роль в этом играли колено Ашера и колено Дана.

Не исключено, что данное указание говорит об участие евреев в финикийской колонизации.

Авторство

Наличие в «Песни Деборы» большого числа женских образов говорит в пользу того, что её автором была женщина, вероятно действительно Дебора.

Уже в глубокой древности предполагали, что эта песня была включена в Книгу войн Яхве.

Текст

В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Израиль отмщён, народ показал рвение; прославьте Господа! Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я Господу, я пою, бряцаю Господу Богу Израилеву. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, когда шел с поля Едомского, тогда земля тряслась, и небо капало, и облака проливали воду; горы таяли от лица Господа, даже этот Синай от лица Господа Бога Израилева. Во дни Самегара, сына Анафова, во дни Иаили, были пусты дороги, и ходившие прежде путями прямыми ходили тогда окольными дорогами. Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле. Избрали новых богов, от того война у ворот. Виден ли был щит и копье у сорока тысяч Израиля? Сердце моё к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа! Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге, пойте песнь! Среди голосов собирающих стада при колодезях, там да воспоют хвалу Господу, хвалу вождям Израиля! Тогда выступил ко вратам народ Господень.

Воспряни, воспряни, Девора! воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! и веди пленников твоих, сын Авиноамов! Тогда немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых.

От Ефрема пришли укоренившиеся в земле Амалика; за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростью писца. И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший. В племенах Рувимовых большое разногласие. Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад? В племенах Рувимовых большое разногласие. Галаад живёт спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря и у пристаней своих живет спокойно. Завулон — народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим — на высотах поля.

Пришли цари, сразились, тогда сразились цари Ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра. С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою. Поток Киссон увлек их, поток Кедумим, поток Киссон. Попирай, душа моя, силу! Тогда ломались копыта конские от побега, от побега сильных его. Прокляните Мероз, говорит Ангел Господень, прокляните, прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу, на помощь Господу с храбрыми.

Да будет благословенна между жёнами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между жёнами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего. Левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам её склонился, пал и лежал, к ногам её склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решётку: что долго не идёт конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из её женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: верно, они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина, в добычу полученная разноцветная одежда Сисаре, полученная в добычу разноцветная одежда, вышитая с обеих сторон, снятая с плеч пленника.

Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей! — И покоилась земля сорок лет.

  1. «Деборы песнь» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1906—1913
  2. Исх. 13:17–17:16
  3. Исх. 15
  4. Суд., 5, 4—5
  5. ср. Второз., 33, 2 и Хабаккук, 3, 3
  6. Суд., 5, 12
  7. Суд., 5, 15—16
  8. Суд., 5:1−31

Песня Деборы относится к Войнам Судей Израилевых

Войны и битвы

Безек • Иерусалим • Хеврон • Давир • Цефаф • Филистия (1) • Войны колен • Хусарсафем • Эглон • Филистия (2) • Хацор • Мадианитяне • Авимелех • Аммонитяне • Эфраим • Филистия (3) • Лаис • Вениамин • Филистия (4) • Филистия (5)

Еврейские полководцы

Калев • Гофониил • Эхуд • Шамгар • Дебора • Барак • Я‘эль • Гедеон • Авимелех • Гаал • Тола • Яир из Галаада • Иеффай • Ивцан • Елон • Авдон • Самсон • Илий • Хофни • Пинхас • Самуил

Языческие полководцы

Адони-Безек • Шешай • Ахиман • Фалмай • Кушан-Ришатаим • Эглон • Явин II • Орив • Зив • Зевей • Салман • Голиаф

Песнь Деборы

5-я глава Книги Судей — это знаменитая «Песнь Деборы», которая считается одной из самых древних частей Библии:

Суд., 5: 1. В тот день воспела Дебора и Варак…

Это была хвалебная песнь, восславляющая победу над Сисарой, и в ней Дебора перечисляет колена Израилевы, которые откликнулись на ее призыв восстать против врага, объединились и приняли участие в победоносном сражении. Первыми, конечно, она называет колена Ефрема, Вениамина и Манассии:

Суд., 5: 14–15. От Ефрема пришли укоренившиеся… за тобою Вениамин, среди народа твоего; от Махира шли начальники, и от Завулона владеющие тростию писца. И князья Иссахаровы с Деворою…

Суд., 5: 18. Завулон и Неффалим — народ, обрекший жизнь свою на смерть…

Махир, очевидно, — еще одно имя Манассии. Возможно, колено Манассии было союзом двух племен, одно из которых называлось Махиром (это имя чаще используется для названия той части племени, которая занимала территорию к востоку от Иордана). Согласно Библии, Махир был сыном Манассии.

Быт., 50: 23. …также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колена Иосифа.

Здесь подразумевается, что Махир был единственным сыном Манассии, поэтому и Манассия, и Махир могли послужить предками-эпонимами для всего колена.

Изо всех колен Израилевых шестеро приняли участие в битве: Ефрем, Вениамин, Манассия, Завулон, Иссахар и Неффалим, образовав единый союз внутри северного Ханаана.

Четверо колен обособились и не присоединились к этому союзу:

Суд., 5: 15–17. …В племенах Рувимовых большое разногласие. Что сидишь ты между овчарнями, слушая блеяние стад?.. Галаад живет спокойно за Иорданом, и Дану чего бояться с кораблями? Асир сидит на берегу моря…

И все же их отказ участвовать в битве был обоснован. У Асира, столкнувшегося с финикийцами на северном побережье, где он поселился, и у Дана с филистимлянами в южных прибрежных землях вполне могло существовать достаточно своих неприятностей, чтобы искать себе врагов где-то еще. У Рувима, который колебался и все же решил остаться дома, были те же проблемы с Моавом. На самом деле, в этой главе Библии Рувим в последний раз упоминается как отдельное колено, и, скорее всего, просуществовало оно еще недолго. Племя Гада было единственным сильным коленом, которое могло присоединиться к выступившим против Сисары, но оно этого не сделало. Народ этого племени мог чувствовать себя в безопасности за рекой и не видел необходимости рисковать жизнью.

Об Иуде и его союзнике Симеоне в песни Деборы не упоминается. Вполне вероятно, что в период Судей Иуда не являлся частью коалиции израильтян и даже мог не считаться частью Израиля.

И действительно, лишь на протяжении столетия, в период царствования Саула, Давида и Соломона Иуда был объединен с Израилем. Во времена Саула (когда господствовал Израиль) бунтовал Иуда, во времена Давида и Соломона (когда у власти было колено Иуды) в оппозиции находился Израиль. После Соломона царство распалось на две части — Иудею и Израиль, которые и просуществовали отдельно до конца их истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Девора» — значение имени, происхождение имени, именины, знак зодиака, камни-талисманы

Имя Девора — это не просто набор букв или графа в свидетельстве о рождении, а без преувеличения энергетическое послание в будущее. Зная о том, что значит имя Девора, значение имени Девора, происхождение имени Девора, о том, какую имеет имя Девора национальность, можно максимально точно охарактеризовать характер, пристрастия, вкусы и даже предопределить судьбу человека. В частности, сильное воздействие на человека оказывает не столько значение имени Девора или происхождение имени Девора, сколько его символика, планета-покровитель, талисманы Девора, планетарное число и т.д. В любом случае имя Девора несет в себе глубокий эмоциональный и психологический окрас, который в свою очередь определяет своего носителя как отдельную, уникальную личность.

Так что за имя Девора, каково происхождение имени Девора, значение имени Девора? Самая полная информация о нем — значение имени Девора, чье имя, счастливые числа, планета, астрологический камень, происхождение имени Девора, олицетворяющее животное, зодиакальное и сакральное число, талисманы Девора, счастливые дни недели и время года, счастливый цвет — собрана на сайте aznaetelivy.ru. Мы постарались как можно подробнее охарактеризовать значение имени Девора для того, чтобы после прочтения этой характеристики у вас не осталось вопросов. Читайте и узнайте, что за имя скрыто, казалось бы, в простой комбинации букв и звуков на самом деле.

Об имени Девора: Значение, происхождение

Значение имени Девора, как и происхождение имени Девора (имя какой национальности), глубоко откликается в характере и судьбе своего носителя, определяя таланты, ум, материальное благополучие, волю, способность к самореализации и многое другое. Очень важно, чтобы значение имени Девора, данного при рождении, соответствовало энергетическому влиянию даты рождения. Если имя Девора дано без учета даты рождения, то оно может концентрировать негативное напряжение, приводя к развитию внутреннего дисбаланса. И, напротив: правильно подобранное имя помогает человеку добиться жизненного успеха. Вот почему важно знать, что за имя Девора, чье имя, что значит имя Девора и каково его историческое происхождение.

Значение имени Девора:

Знать о том, какую имеет имя Девора национальность (Девора — имя какой национальности), важно, потому что именно через имя человек осознает себя самого, и любые его достоинства и недостатки неизбежно отражаются на части собственного «Я». В то же время, каждый народ имеет определенный список имен, ставших традиционными. Знание таких фактов, как происхождение имени Девора, чье имя Девора, еще до того, как наречь им ребенка, помогает повлиять на судьбу малыша с учетом национальных традиций.

Происхождение имени Девора: еврейское Все о Вас по дате рождения

Нумерология имени Девора

Самые важные цифры для человека — те, которые зашифрованы в его имени, так называемые счастливые цифры. Нумерологи утверждают, что числовое значение имени Девора приносит носителю удачу и счастье, помогает улучшить материальное состояние, снизить количество неудач и разочарований. Нужно лишь учитывать их в момент принятия решений.

Число имени: 4

Число сердца: 5

Число личности: 8

Число счастья: 4

Счастливые числа имени Девора: 4, 13, 22, 31, 40, 49, 58, 67, 76, 85, 94, 103, 112

Счастливые дни месяца: 4, 13, 22, 31

Значение букв имени Девора

Не только каждое из имен влияет на судьбу и характер. Сильное влияние оказывает как происхождение имени Девора, так и каждая отдельная буква, ее трактовка и значимость. Так, значение имени Девора таково, что первая буква говорит о задаче, которую важно решить человеку в течение жизни. Последняя буква указывает на слабое место, которое необходимо оберегать и защищать.

  • д – коммуникабельность, умение привлекать к себе людей, приветливость, капризность, способность к экстрасенсорике
  • е – жизнестойкость, способность мобилизоваться в критической ситуации, прямодушие, болтливость
  • в – нерешительность, непостоянство, «долго запрягают, медленно едут»
  • о – эмоциональность, таинственные волнения
  • р – постоянное напряжение, эмоциональность, самоуверенность, догматичность
  • а – сила и власть

Талисманы имени Девора

Человек имеет неразрывную связь с природным миром. В эту связь верили наши предки, и она продолжает незримо сохраняться в наши дни. Так, талисманы Девора помогают сберечь энергию, защищают от неприятностей, придают сил в решающие моменты. Тотем наделяет своего владельца конкретными качествами, помогает раскрывать ранее неизвестные таланты и энергетические способности. Неслучайно тотемы и талисманы Девора настолько востребованы в современном мире: они делают своего владельца сильнее.

Счастливое время года: Осень

Счастливые дни недели: Пятница и Суббота

Несчастливые дни недели: Вторник и Воскресенье

Счастливый цвет: Зеленый

Растение-талисман: Коровяк

Камни-талисманы имнени Девора: Медь, Бриллиант, Кварц, Изумруд, Цитрин, Аквамарин, Алмаз, Опал, Турмалин

Тотемное животное: Ворон

Дерево: Виноград

Совместимость имен

Астрология имени Девора

Между управителем именоформы и планетой имеется очень тесная связь. Поэтому знать астрологическое влияние не менее важно, чем происхождение имени Девора, какие имеет тотемы и талисманы Девора, имя какой национальности Девора и т.д.

Происхождение имени Девора таково, что управляющей планетой является Венера. Эта планета наделяет носителя имени рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества, которые получает имя Девора от Венера: Справедливость, чувство красоты, гармонии, галантность, изобретательность

Недостатки, которыми наделяет Венера имя Девора: Отсутствие чувства меры, эгоизм

Астрологический цвет имени: Желтый

Сторона света: Запад

Астрологический камень: Горный Хрусталь, Кварц, Аквамарин

Олицетворяющее животное: Мангуст, Белый медведь

Также той или иной планете соответствует и имеет непосредственное влияние на судьбу каждая буква, из которой состоит имя Девора (национальность Девора, чье имя, в данном случае неважны). Если в именоформе присутствует несколько одинаковых букв, влияние соответствующей планеты усиливается во столько раз, сколько раз повторяется эта буква.

Доминирующая планета для Девора:

Особое значение имени Девора придается согласно планете, управляющей завершающей буквой. В ряде случаев, независимо от того, какую имеет имя Девора национальность, что значит имя Девора, чье имя, завершающая планета определяет продолжительность и особенности завершения жизни.

Последняя планета по имени: Солнце

Планетарное число и значение имени Девора

Читателям сайта aznaetelivy.ru, наверняка, будет интересно узнать, что за имя Девора с точки зрения планетарных чисел. Значение имени Девора, происхождение имени Девора указывает на планетарное число 9. Управляет этим именем Нептун.

Девятка — самое загадочное число, которое совмещает в себе диаметрально противоположные характеристики. С одной стороны, это число борьбы, как тройка в квадрате, а с другой — это число очищения и преображения, как компенсация за выигранную битву. Девятка является итоговым числом в именах Александр, Всеволод, Ирина, Вероника, Василина и др. Ключевой планетой этих имен является Нептун, который ставит задачу преодолеть все сомнения, иллюзии и выиграть битву за собственную душу.

Зодиакальное и Сакральное число имени Девора

Происхождение имени Девора определяет Зодиакальное число 7, что соответствует знаку-зодиака Весы.

Имена — Весы создают поле равновесия и справедливости. Они вовлекают в решение различных двойственных ситуаций, требующих выбора и умения все объективно оценить. Такие имена призывают к спокойствию и соблюдению во всем меры, к миру и гармонии в отношениях с окружающими.

Сакральным числом, которое определяет значение имени Девора, является 1, что соответствует знаку-зодиака Овен

Обладатель имени — Овна вовлекается в борьбу, активные действия. В худшем случае вокруг него может быть поле войны, в которую будут втягиваться окружающие. В лучшем — он станет первопроходцем и бесстрашным рыцарем, защищающим других. В коллективном бессознательном с этими именами связаны образы воинственных и активных людей.

Редакция сайта aznaetelivy.ru постаралась собрать самую полную информацию, которая описывает происхождение имени Девора, чье имя, что значит имя Девора, имя какой национальности Девора, талисманы Девора… Используйте эту информацию правильно и вы обязательно почувствуете всю скрывающуюся в нем энергетику.

Расшифровка что обозначает женское имя Девора

Здесь дано полное толкование имени Девора, что лучше всего подходит, и чего опасаться людям носящим его. Вы повседневно слышите звуки своего имени, с самого раннего детства они влияют на вас. Понимая что привлечет к вам любовь, зная все стороны своего характера, вы достигните много.

  1. Тайные характеристики людей носящих имя Девора
  2. Что больше всего подходит этим женщинам
  3. Толкование и описание характера людей с именем Девора
  4. Женское имя Девора — их совместимость в любви и дружбе

    Расшифровка женского имени Девора

  • Написание латинским транслитом – Devora
  • Женщине с этим именем соответствует стихия – Огонь
  • Цвет притягивающий успех – Бутылочно-зеленый, Одуванчиковый
  • Наиболее подходящий женщине с именем Девора, металл – Магний
  • Притягивающий успех девушке носящему это имя, дерево – Тис
  • Планета соответсвующая – Плутон
  • Созвездие радости и жизненного благополучия – Геркулес (Hercules)
  • По нумерологии имени Девора, числа несущие удачу людям – Шесть
  • Вам лучше есть пищу – мясо и молочную продукцию
  • Животные символы для имени Девора – куропатка
  • Камни — обереги для девушек с именем Девора – Халцедон

Для привлечения финансовой удачи и счастья, девушкам с именем Девора, нужен сильный Денежный Амулет, главное чтобы он был закодирован лично на вас, на ваше полное имя и вашу дату рождения. Я могу рекомендовать только это проверенный сайт!, Талисман Удачи действительно работает для создание ауры благополучия, важно носить его постоянно, и никому не говорить о его предназначении. Активируйте его на себя или человека которому его покупаете, в соответствии с инструкцией.

Что лучше по судьбе женщинам по имени на букву Д — Девора

  1. Лучше, если девушка с именем Девора родился под знаком зодиака — Лев (23.07 — 22.08)
  2. Наиболее удачным будет если девушка с именем Девора родился в восточный год календаря — Обезьяны — года 1908, 1920, 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016, 2028, 2040
  3. Дела лучше начинать в – понедельник и вторник
  4. Самые благоприятные дни года, это – 20 февраля, 19 апреля, 15 июня и 24 октября
  5. Благоприятное время суток для вас – ранняя ночь
  6. Опасный возраст, в который нужно быть осторожнее – в детстве и юности — два года; в молодости – двадцать семь лет; в и зрелости — пятьдесят лет, в старости – восемьдесят шесть лет
  7. Имя на букву Д — Девора накладывает отпечаток на здоровье этих людей, особенно опасны заболевания – левой руки и мочевыводящей системы
  8. Людям по имени Девора лучше всего подойдут профессии связанные с – Созданиием уюта

Значения характера названных женским именем Девора

Дай волю, повесила бы на своего мужчину табличку с надписью — Мое! Не трогать!. Своих врагов женщина по имени Девора, просто избегает, друзьям верна. Брак с ней сбрасывает со счетов возможность развода и рассчитан на гармонию, всегда будет максимально соблазнительна.

Имеет хорошее от природы здоровье, но из-за чрезмерной активности и любви к путешествиям возможны травмы, но выздоравливает быстро. У женщины по имени Девора, довольно разные увлечения, так как страхов у нее нет. Если не судьба им быть вместе, то она все ровно остается в его сердце, то есть он не может ее забыть. Очаровательная, прекрасная и умная женщина по имени Девора, соблазняет всех, кто появляется на ее пути, будь то женщина, мужчина или единорог. Такие жены редко командуют своими мужьями, они с удовольствием позволяют им ухаживать за собой.

Лучше проявить тактичность и деликатность, чтобы не вызывать у других людей негативные эмоции, например, недоброжелательность. Женщины по имени Девора, не раздумывая, берутся за выполнение любых, даже самых трудных дел. Вам придется доверять ей, хотя вам в таком доверии будет отказано.

Таблица основных черт характера женщины по имени Девора

Расчет черт характера велся на основании имени, и месяца рождения, для более точного расчета нужно знать полную дату рождения и имя, отчество и фамилию, если вы нуждаетесь в этом то — ПОСЕТИТЕ ЭТУ СТРАНИЦУ.

Вертикальный столбец таблицы (сверху), выберите свой (или девушки с именем — Девора) месяц рождения, горизонтальная (с боку) строка это аспекты характера. Их пересечение покажет коэффициент от 1 до 100, чем больше значение, тем лучше.

Январь Февраль Март
Сила воли 9 42 4
Энергичность 45 4 3
Обучаемость 28 68 40
Трудолюбие 2 32 13
Доброта 91 38 55
Терпение 31 41 14
Творчество 57 74 54
Интуиция 16 30 57
Общительность 36 67 42
Самооценка 76 13 49
Деньги 91 27 71
Талантливость 33 71 37
Духовность 93 8 77
Целеустремленность 43 16 32
Стабильность 7 30 92
Любовь 100 92 38
Долг 94 24 52
Ментальность 46 50
Осмотрительность 48 85 26
Эмоциональность 49 41 96
Апрель Май Июнь
Сила воли 9 99 7
Энергичность 91 20 4
Обучаемость 81 94 42
Трудолюбие 62 90 36
Доброта 34 55 57
Терпение 3 14 87
Творчество 20 33
Интуиция 99 91 22
Общительность 99 66 12
Самооценка 62 96 32
Деньги 95 8 32
Талантливость 54 65 95
Духовность 92 75 67
Целеустремленность 94 86 69
Стабильность 19 86 97
Любовь 56 62 51
Долг 45 27 35
Ментальность 78 46 57
Осмотрительность 79 92 54
Эмоциональность 53 62 30
Июль Август Сентябрь
Сила воли 22 46 61
Энергичность 5 88 74
Обучаемость 89 92
Трудолюбие 64 65 98
Доброта 49 99 38
Терпение 55 39
Творчество 49 98 55
Интуиция 87 82 71
Общительность 20 1 56
Самооценка 23 93 48
Деньги 9 58 22
Талантливость 51 98 17
Духовность 86 87 28
Целеустремленность 13 90
Стабильность 74 49 27
Любовь 12 46 24
Долг 58 92 67
Ментальность 60 76 76
Осмотрительность 29 9 50
Эмоциональность 75 96 57
Октябрь Ноябрь Декабрь
Сила воли 79 85 90
Энергичность 49 98 52
Обучаемость 41 25 65
Трудолюбие 94 97 7
Доброта 97 75 55
Терпение 75 6 89
Творчество 55 72 92
Интуиция 14 36 67
Общительность 33 84 45
Самооценка 48 94 30
Деньги 18 14
Талантливость 12 62 39
Духовность 39 98 53
Целеустремленность 6 78 7
Стабильность 54 38 87
Любовь 9 100 89
Долг 9 8 90
Ментальность 48 64 82
Осмотрительность 27 52 41
Эмоциональность 27 86 89

Основные черты характера которые присутствуют у людей с именем Девора – брутальный, неусидчивый, чистосердечный.

Совместимость девушки с именем Девора во взаимоотношениях

В этой таблице показана совместимость в любви женщин с именем Девора, в зависимости от дня их рождения. Вертикальный столбец (сверху), это ваш знак зодиака, горизонтальная (с боку) строка это знак гороскопа вашего любимого мужчины. Их пересечение покажет степень и аспекты отношений в перспективе.

Если нет любви и радостных взаимоотношений. Вам поможет сильный Амулет Любви, он притянет в судьбу настоящие чувства нужного вам человека и даст вам радость жизни с любимым. Главное чтобы он был закодирован лично на вас. Я могу рекомендовать только этот официальный сайт! , где делают настоящий Амулет Любви. Но, не забудьте настроить его лично на себя, в полном соответствии с инструкцией.

Рыба Овен Телец
Рыбы (19.02 — 20.03) долго быть вместе презрение презрение
Овен (21.03 — 20.04) не стоит начинать отношения расстанитесь врагами плохая
Телец (21.04 — 20.05) обожание и любовь сложные отношения нервотрепка для обоих
Близнецы (21.05 — 20.06) спокойный дом долгая жизнь совместные мечты
Рак (21.06 — 22.07) долгая жизнь вдвоем радостные переживания плохие чувства
Лев (23.07 — 22.08) спокойный дом ненависть и ссоры партнерские отношения
Дева (23.08 — 23.09) плохая презрение расстанитесь врагами
Весы (24.09 — 23.10) острые отношения нервотрепка для обоих часто недопонимания
Скорпион (24.10 — 21.11) хорошая долгие отношения мир в доме
Стрелец (22.11 — 21.12) расстанитесь врагами нервозность для вас все по плану
Козерог (22.12 — 19.01) недолгая любовь все будет хорошо радостные переживания
Водолей (22.01 — 18.02) расстанитесь врагами плохая не скучная жизнь вместе
Близнецы Рак Лев
Рыбы (19.02 — 20.03) счастье, но не долго хорошая благополучие и достаток
Овен (21.03 — 20.04) не скучная жизнь вместе хорошо вместе сложные отношения
Телец (21.04 — 20.05) взрыв чувств беды и хлопоты часто недопонимания
Близнецы (21.05 — 20.06) плохая часто недопонимания пустые переживания
Рак (21.06 — 22.07) часто недопонимания эмоциональность отличная
Лев (23.07 — 22.08) взрыв чувств мир в доме спокойный дом
Дева (23.08 — 23.09) напрасные переживания спокойствие в доме беды и хлопоты
Весы (24.09 — 23.10) мир в доме радостные переживания радостные переживания
Скорпион (24.10 — 21.11) хорошая разочарование спокойствие в доме
Стрелец (22.11 — 21.12) обожание и любовь сложные отношения нервозность для вас
Козерог (22.12 — 19.01) острые отношения взрыв чувств богатый дом и радость
Водолей (22.01 — 18.02) спокойствие в доме ненависть и ссоры напрасные мечты

Дева Весы Скорпион
Рыбы (19.02 — 20.03) отличная трудности не стоит начинать отношения
Овен (21.03 — 20.04) плохая тоска и обыденность богатый дом и радость
Телец (21.04 — 20.05) совместные мечты совместные мечты долгие отношения
Близнецы (21.05 — 20.06) партнерские отношения долгая жизнь вдвоем богатый дом и радость
Рак (21.06 — 22.07) расставание отличная не стоит начинать отношения
Лев (23.07 — 22.08) расставание долгие отношения благополучие и достаток
Дева (23.08 — 23.09) напрасные переживания разочарование хорошая семья
Весы (24.09 — 23.10) любовь и счастье отличная не рекомендуется
Скорпион (24.10 — 21.11) все по плану не стоит начинать отношения не скучная жизнь вместе
Стрелец (22.11 — 21.12) долго быть вместе расстанитесь врагами эмоциональность
Козерог (22.12 — 19.01) совместные мечты долгая жизнь пустые переживания
Водолей (22.01 — 18.02) недолгая любовь разочарование острые отношения
Стрелец Козерог Водолей
Рыбы (19.02 — 20.03) мир в доме нервотрепка для обоих долго быть вместе
Овен (21.03 — 20.04) часто недопонимания счастье, но не долго плохие чувства
Телец (21.04 — 20.05) финансовые проблемы хорошо вместе совместные мечты
Близнецы (21.05 — 20.06) пустые переживания обожание и любовь пустые переживания
Рак (21.06 — 22.07) семейное счастье мир в доме совместные мечты
Лев (23.07 — 22.08) расстанитесь врагами не стоит начинать отношения эмоциональность
Дева (23.08 — 23.09) мир в доме хорошая семья расстанитесь врагами
Весы (24.09 — 23.10) плохая хорошая семья любовь и счастье
Скорпион (24.10 — 21.11) плохая хорошо вместе отличная
Стрелец (22.11 — 21.12) расстанитесь врагами все по плану богатый дом и радость
Козерог (22.12 — 19.01) финансовые проблемы семейное счастье страсть и ревность
Водолей (22.01 — 18.02) все по плану пустые переживания счастье, но не долго

С тегами: дети женщина имя толкование

ДЕВОРА

рассматривается большинством ученых как один из самых ранних текстов евр. Библии. С трудностями ее интерпретации столкнулись уже древние переводчики. В Александрийском кодексе (LXX) слова, перевод к-рых, по-видимому, был неизвестен, просто транслитерировались греч. буквами (φραζων — (ст. 7); μοσφαθαιμ- (ст. 16); καδημιμ — (ст. 21) и αμαδαρωθ — (ст. 22)); греч. Ватиканский кодекс дает значения, к-рые представляют собой, по мнению Дж. Гарбини, «фантастическую интерпретацию переводчика» (Garbini. 1978. P. 8) ( как δυνατο (ст. 7); как τῆς διϒομίας (ст. 16); как ἀρχαίων (ст. 21) и как σπουδῇ). Песнь полна архаических терминов и выражений. В тексте нет упоминаний об израильской монархии, но буд. ее подданные уже живут на земле Ханаана. Описанное в тексте сражение датируется учеными обычно между нач. и кон. XII в. до Р. Х. (чаще всего предпочтение отдается концу века). Иные датировки предложили брит. ученые А. Мейз (период, непосредственно предшествующий сражениям, описанным в 1 Цар 4, т. е. немногим ранее 1150 г. до Р. Х.- Mayes. 1969) и Дж. Бимсон (XIII в. до Р. Х.- Bimson. 1978).

Вопрос о датировке текста песни во многом определяется лингвистическими данными: язык текста представляет собой переходную стадию от языка сельскохозяйственного «календаря» Гезера кон. X в. до Р. Х. к классическому евр. языку VIII в. до Р. Х. (Garbini. 1978). Поэтический стиль произведения выглядит довольно разработанным — наличие таких приемов, как параллелизм, говорит о длительной предыстории использования языка в данном жанре. В тексте встречаются элементы, к-рые могут быть связаны с ханаанской поэзией II тыс. до Р. Х., в особенности с угаритской (Ibidem). Однако эти западносемит. элементы употреблялись не только в древних текстах, но и в более поздних сочинениях. Так, в Екклесиасте (Еккл 3. 1), как и в песни Деворы, использована архаическая проклитическая частица (Penar. 1975). До наст. времени датировка написания этой песни остается предметом дискуссий.

Молитва Д. обращена к Богу Израиля, описание Которого не отличается от описаний Бога пророками VIII-VII вв. до Р. Х. или включенных во Второзаконие, кроме упоминания о пришествии Бога с юга. По мнению нек-рых исследователей, молитвенные прошения в стихах 9-11 и 13 имеют черты, характерные для яхвиста (раннего гипотетического источника Пятикнижия), заканчивающиеся (ст. 31) проклятием врагов и благословением любящих Бога. На основании этих элементов нем. исследователь А. Вайзер сделал вывод, что гимн был частью богослужебного праздника в честь Яхве (Weiser. 1959). Во 2-й ч., однако, встречаются различные описания действующих героев: в ситуации до сражения за освобождение (стихи 6-8); в приглашении 2 героев (ст. 12); в описании сосредоточения племен перед войной (стихи 14-18) с восхвалениями тех, кто приняли участие в сражении, и упреками в адрес тех, кто по той или иной причине решили от участия воздержаться; в описании битвы (стихи 19-22). Бог Израиля, кроме стихов 11, 13 и 23, практически не упоминается; субъекты действий — планеты и звезды в ст. 20 и «Ангел» Яхве в ст. 23. В заключение имеются 2 истории, связанные с Сисарой: о бегстве и его убийстве (стихи 24-27), об ожидании его матерью (стихи 28-30).

Т. к. в стихах 2-5 и 9-12 описано действие, к-рое кажется мало связанным с основным, то стих 31 должен соединить эти части. Это разделение песни на 2 части, возможно, результат богословского редактирования текста с целью смещения акцента с воспевания воинов Израиля или их командиров на восхваление Яхве, ведущего Израиль в священной войне (ст. 11). Редакторам, несмотря на различие мотивов в 2 частях, удалось соединить их, потому что обе они написаны в едином стиле и используют один и тот же комплекс понятий.

Лит. жанр песни — героическая поэма с литургическими элементами (стихи 2-5, 9-11, 31), ее задача — вызвать чувства признательности тем племенам, к-рые отозвались на призыв, и осуждения в отношении тех, к-рые остались дома. По Вайзеру, песнь должна была входить в ритуал культа всего племенного союза, а О. Бенцен и В. Байерлин полагают, что скорее всего она была частью праздника возобновления завета (Bentzen A. Introduction to the OT. Copenhagen, 19573. Vol. 1. P. 138; Beyerlin W. Herkunft und Geschichte der ältesten Sinaitraditionen. Tüb., 1961. S. 92) (см. ст. Ветхозаветное богослужение).

По теории Мейза (Mayes. 1969; idem. 1974), битву следует датировать немногим ранее сражений, описанных в 1 Цар 4: филистимляне намеревались напасть на Израиль вскоре после своего поражения в долине Изреельской (ок. 1500 г. до Р. Х.). Но ситуация кажется более сложной: непонятно, какие племена или группы приняли участие в сражении. 1 Цар 4 говорит о Неффалиме и Завулоне, но их топография указана сбивчиво, а в 5-й гл. (по масоретскому тексту) сообщается о 10 племенах, среди к-рых Завулон назван дважды — в стихах 14 и 18. Левий, Симеон, Иуда и такие юж. группы, как Халев и др., не упоминаются вовсе. Из этих племен 5 или 6 принимали активное участие в битве, 4 племени остались в стороне, хотя они были приглашены, но у них не было прямых интересов, связанных со сражением, потому что они либо обитали в Заиорданье (Рувим и Галаад), либо жили на границах этой территории (Асир на северо-западе и Дан). Из текста следует, что битва велась за контроль над путем через долину Изреельскую. Пользоваться им было невозможно, пока этот регион находился под властью городов, к-рые, согласно Суд 1. 27, Израиль завоевать не смог (ср. ст. 6 песни).

Большинство ученых полагают, что имя Сисара связано с «Людьми моря», а это позволяет предположить, что врагом Израиля была коалиция хананеев и филистимлян (Noth M. The History of Israel / Ed., transl. S. Godman, P. R. Ackroyd. L., 19602).

Лит.: Budde K. Das Buch der Richter. Freiburg, 1897; Burney Ch. F. The Book of Judges with Introd. a. Notes. L., 1918; Weiser A. Das Deboralied: Eine gattungs- und traditionsgeschichtliche Studie // ZAW. 1959. Bd. 71. S. 67-97; Smend R. Jahwekrieg und Stämmebund. Gött., 1963; Richter W. Traditionsgeschichte Untersuchungen zum Richterbuch. Bonn, 1963. (BBiblB; 18); Müller H.-P. Aufbau des Deboraliedes // VT. 1966. Vol. 16. P. 446-459; Mayes A. D. H. The Historical Content of the Battle against Sisera // VT. 1969. Vol. 19. P. 335-360; idem. Israel in the Period of the Judges. L., 1974; Penar T. Northwest Semitic Philology and the Hebrew Fragments of Ben Sira. R., 1975; Garbini G. Il cantico di Debora // La parola del passato. Napoli, 1978. Vol. 33. Fasc. 178. P. 5-31; Bimson J. J. Redating the Exodus and Conquest. Sheffield, 1978. P. 194-200. (JSOT; 5); Craigie P. C. Deborah and Anat: The Study of Poetic Imagery // ZAW. 1978. Bd. 90. S. 374-381.

Д. В. Черкашин

LiveInternetLiveInternet


Библия в книге Судей рассказывает о первой великой героине, подвиги которой описаны в одной из самых первых поэм священной истории. Вероятнее всего, книга Судей была написана в конце монархической эпохи (седьмой век до Р. Х), но собирает в себе гораздо более древние предания. История Деворы и Барака относится к двенадцатому веку до нашей эры, и многие литературные особенности Песни из главы 5 позволяют предположить, что она происходит из той же архаической эпохи. Несомненно, этот текст один из древнейших в Библии, он дает возможность приоткрыть, каким был менталитет Израиля у самых его истоков, во времена, когда кочевые кланы начали селиться в Земле Обетованной.
Имя Деворы, героини 4 и 5 глав Книги Судей, чрезвычайно богато символически: оно значит «Пчела». В египетской иероглифике, как зачастую и на древнем Востоке, пчела являлась символом военной мощи благодаря своей организации, силе в сражении и дисциплине в служении одному «социуму». Так что самим именем своим Девора вызывает ассоциацию с военной силой, но не только этот древний символ с нею: в Египте и в Греции пчела — это образ загробной жизни души, знак вечности, изображение которого можно найти на древних могилах. Она символизирует душу совершенно чистую и поэтому бессмертную, душу, проникающую в тайны так, как пчела извлекает из цветов сок, из которого делает мед. Таким образом пчела олицетворяет собой непобедимую силу очищенной души; и Девора является воплощением духовной силы своего народа; поэтому она не сражается, но вмешивается от лица Бога, чтобы вызвать сражение.
Девора — пророчица, она «судит Израиль под пальмою Девориною», то есть обладает большим нравственным авторитетом как пророчица и воительница (ибо таков смысл слова «судья» в книге Судей), и ее решения, принимаемые под сенью вечной Мудрости (пальма) имеют в Израиле силу закона. По велению Божию она посылает на поиски Барака, военачальника одного из кланов, чтобы собрать войско и побить Хананеян, притесняющих племена Завулоновы и Неффалимовы. Но этот воин, чье имя переводится как «Благословенный», отказывается противостать врагам без Деворы, так как она для него гарантия сверхъестественной помощи, та, что слушает глас Божий и обладает интуитивным знанием Его воли. И это его требование присутствия рядом женщины во время битвы Бог счел недостатком доверия и отказом взять на себя мужскую роль, ответственность военачальника. Поэтому Девора предупреждает его, что он будет лишен плода победы; плод этот будет предан в руки женщины: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду…» «Она сказала: пойти пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (4, 8-9). И действительно, другая женщина Иаиль (что значит «Господь есть Бог») смертельно поражает главу вражеского войска, лишив Барака славы героя. Этот эпизод напоминает об обетовании из 3 главы книги Бытия (3,15) (семя жены будет поражать змея в голову) и подчеркивает комплементарность мужской и женской ролей. Женщина — вдохновительница, она пробуждает в мужчине силу и таким образом подготавливает победу, оставаясь внешне бездействующей. Мужчине же надлежит осуществить, воплотить на практике, возглавить сражение. В 4 главе книги Судей Варак не достигает венца своих усилий, потому что не исполняет свою роль.
Песнь Деворы (Суд 5), пришедшая из глубины веков и передававшаяся из поколения в поколение, рассказывает эти события в форме поэмы. Подобно Средневековым героическим сказаниям, она позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Эта военная песнь восхваляет женщину-мать, героиню своего народа, пробуждающую в воинах силу:
«Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле…война у ворот… Вос-пряни, воспряну, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! ….». (Суд 5, 7. 12).
«Да будет благословенна между женами Иаиль, … между женами в шатрах да будет благословенна!… Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!». (Суд 5, 24).
Роль женщины здесь совершенно очевидна: песнею своей она созывает мужчин на битву, зажигает их, подобно Жанне Д’Арк или Жанне Ашет, и всем Дамам, ради которых рыцари прежних времен превосходили сами себя и открывали в себе неожиданные источники энергии. Женское присутствие, если оно «направлено» в нужную сторону, пробуждает мужественность, дух силы и отваги в сердцах отчаявшихся и рассеянных страхом мужчин. Оно порождает героев. Девора пример великих персонажей, над которыми Библия предлагает поразмышлять.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *