Девушка застыла

Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.

Окаменевшая Зоя

А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба — молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.

Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.

Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем — молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» — был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить — право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

Также на нашем сайте вы можете прочитать: как провести день Святого Николая — история, легенды и традиции. Читайте далее:

Слово состоит из 7 букв: первая с, вторая т, третья о, четвёртая я, пятая н, шестая и, последняя е,

Слово стояние английскими буквами(транслитом) — stoyanie

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой и
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е

Значения слова стояние. Что такое стояние?

Стояние планеты

Стояние планеты — кажущееся прекращение видимого движения планеты при переходе от одного типа движения (от прямого или попятного) к другому (к попятному или прямому).

glossary.ru

Стояние планеты, остановка планеты в её видимом движении относительно звёзд; происходит при смене прямого движения планеты на попятное и наоборот.

БСЭ. — 1969—1978

СТОЯНИЕ планеты — кратковременная остановка верхней планеты в ее видимом движении относительно звезд при смене прямого движения на попятное и наоборот.

Большой энциклопедический словарь

Стояние (действие)

Стояние — действие по значению глагола: Стоять — находиться на ногах, но не передвигаться (о человеке или животном). Стояние (поза стоя) — вид ортоградной позы человека. С позиции физиологии человека стояние является вигательным актом…

ru.wikipedia.org

Стояние на коленях

Стояние на коленях (коленопреклонение) — человеческая поза, означающая смирение. В некоторых культурах она имеет унизительный оттенок, в других — лишь выражает почтение к тому, кому кланяются. На колени становился посвящаемый в рыцари.

ru.wikipedia.org

Стояние (астрономия)

Стояние — кажущееся прекращение видимого движения небесного тела на фоне звёзд наблюдаемое с Земли, при переходе небесного тела от прямого типа движения (с запада на восток) к попятному типу движения (с востока на запад) или наоборот.

ru.wikipedia.org

Стояние на реке Угре

Стоя́ние на реке́ Угре́ — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III в союзе с Крымским ханством, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань.

ru.wikipedia.org

«Стояние на Угре 1480», «Угорщина», военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III в 1480. В 1476 Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный «выход», который собирался с русских земель со времён Батыя.

БСЭ. — 1969—1978

Стояние на реке Угре – кульминация борьбы Ивана III с ханом Золотой Орды Ахматом, закончившаяся свержением ордынского ига (8 сентября – 11 октября 1480 г.).

История России с древнейших времен до 1917 года

Стояние на реке Угре (1408)

Стояние на реке Угре в 1408 году — противостояние Великого княжества Литовского (Витовт) и Великого княжества Московского (Василий I). Закончилось заключением «вечного мира», который продлился до 1492 года.

ru.wikipedia.org

Великое стояние

Великое стояние — в 1480 г., после того как Иван III отказался платить дань Золотой Орде, ордынские войска во главе с ханом Ахматом двинулись на Русь, но не решились открыто сразиться с войском Ивана III…

Отечественная история в терминах и понятиях

Мариино стояние

Мариино стояние – так называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской – удивительной святой…

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Андреево стояние

АНДРЕ́ЕВО СТОЯ́НИЕ — бытовое назв. всенощного бдения с чтением «Вел. покаянного канона» св. Андрея Критского, совершаемого в среду на 5-й неделе Вел. поста. Поскольку св. Андрей считался покровителем брачующихся…

Гуманитарный словарь. — 2002

Андреево стояние — особое церковное богослужение, совершаемое в четверг пятой седмицы Великого поста. Называется так потому, что на нем читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского.

www.vidania.ru

АНДРЕЕВО СТОЯНИЕ — богослужение — см. Мариино стояние, Великий канон прп. Андрея Критского.

Православная энциклопедия

Повести о стоянии на Угре

Повести о стоянии на Угре («О цари Ахмате, како приходил на Угру»; «Угорщина») – летописные повести о последнем столкновении русских войск с силами хана Большой Орды Ахмата в 1480 г., приведшем к окончательному падению ордынского ига.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

ПОВЕСТИ О СТОЯНИИ НА УГРЕ («О цари Ахмате, како приходил на Угру”) — летописные повести о последнем столкновении русских войск с силами хана Большой Орды Ахмата в 1480 г., приведшем к окончательному падению ордынского ига.

Прохоров Г.М. Литература Древней Руси. — 1996

Русский язык

Стоя́ние, -я.

Орфографический словарь. — 2004

Сто/я́/ни/е .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова стояние

По возможности исключите длительное стояние на ногах и делайте перерывы в работе, чтобы размяться.

Совершенно космическое стояние наблюдалось у Планетария.

Самое интересное, на каждом билете должно быть указано время посещения, чтобы гостям не пришлось тратить свое время на стояние в очереди.

А когда все же выдается свободная минутка, совсем не хочется тратить ее на такие скучные вещи, как стояние в очередях для оплаты, скажем, коммунальных услуг.

Если чистить зубы не менее чем по 10 минут, как это советуют стоматологи, то нетрудно подсчитать, что на стояние перед раковиной умывальника уйдет целый год жизни.

Самарской городской легендой, чудом, массовым психозом – как только не называли происшествие в городе Самаре, когда «обидевшая» икону девушка окаменела. Споры идут до сих пор.

Говорят, Никита Хрущев объявил «стояние Зои» провокацией западных спецслужб в канун открытия ХХ съезда КПСС, на котором развенчали культ Сталина.Недавно по центральным каналам прошел фильм «Чудо». Сюжет — удивительный. О том, как юная богохульница, в наказание, застыла с иконой в руках на несколько месяцев. Врачи ничего не могли сделать, даже сдвинуть девушку с места. И только в канун Рождества священникам удалось вынуть из ее рук икону… Удивила приписка в конце фильма. Снят он по реальным событиям, произошедшим в Самаре (Куйбышеве) в 1956 году.

Неужели такое возможно?

– В современной православной истории такое чудо официально зарегистрировано, – пояснил нам Благочинный Туапсинского района отец Петр. – Церковь признала стояние Зои — так оно называется.
Мало того, несколько лет назад в Самаре в доме на Чкалова, 84, в квартире 5, по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского был отслужен водосвятный молебен Святителю Николаю. А два года назад установили скульптуру Николая Чудотворца.

Пусть меня накажут!

Напомним вкратце об этом чуде. Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой cвятителя – окаменевшая, холодная, как мрамор.

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть «Зоино стояние». Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

В праздник Рождества Христова пришел местный священник отец Серафим, отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день». В ночь на Светлое Христово Воскресение 23 апреля (6 мая по новому стилю)Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность.

– Как ты жила 128 дней? – спрашивали ее. – Кто тебя кормил?

– Голуби меня кормили, – отвечала Зоя.

Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере.

Чужими глазами

Из многочисленных «свидетельств», собранных и журналистами и священниками, практически нет от тех, кто бы лично видел это чудо. При детальном исследовании события вдруг выясняешь, что все говорят со слов друг друга. В основном свидетельства такие: «Один молодой парень на наш вопрос: «Ну что, все стоит?” — просто снял с себя фуражку, а под ней оказалось несколько поседевших от ужаса прядей! По его словам, когда он был в комнате, Зоя вдруг закричала откуда-то из чрева: «Молитесь! Грядет судный день!” Другой милиционер схватил топор и попытался разрубить половицы, к которым приросла девушка, но в лицо ему прямо из пола брызнула кровь! Заметим, сам рассказчик ничего не видел — он передает слова других. Показаний самих милиционеров нет. Или еще: «Спустя несколько десятилетий о чуде вспомнил еще один самарец. Оказалось, у него тетка работала на «Скорой», которая выезжала к девушке. Почему-то сорок лет он молчал, потом заговорил. » Тетка моей матери, Анна Павловна Калашникова, в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «Скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону Святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось».

Особое место в этой истории отведено отцу Серафиму, человеку серьезному, отсидевшему свое в лагерях, после отсидки он еще долго служил в церкви. В этот дом в то время его привозили спецслужбы. Так вот, сколько его потом ни спрашивали монахини и близкие — действительно, ли он забрал икону из рук девы — все его ответы были примерно таковы «Зачем вам знать об этом?» Сам он также никогда ни о чем не рассказывал.

А была ли Зоя?

Но адрес этот в Самаре есть. По крайне мере, был еще несколько лет назад. (Власти города все время пытаются снести это старое жилье и построить на этом месте высотку, но церковь просит передать им этот земельный участок, чтоб поставить часовню в память о чуде) К адресу здания номер 84 относится сразу несколько деревянных строений. Низенькая избушка с покосившейся крышей, дом, где, по преданиям, стояла Зоя, считается пятой квартирой. Там по-прежнему живут люди! В 56-м году калитку аж снесла с петель обезумевшая толпа. А в 2000-е хозяев вновь одолевали вездесущие журналисты.

– Да не было никакой «каменной Зои”! – в один голос твердят соседи. — Жила здесь некая Клавдия Болонкина, женщина пьющая, сама торговала пивом из бочки. И сынок ее Вадим был проблемным — воровал. В тот злополучный вечер в январе 56-го года он как раз собрал друзей, чтобы отметить свой выход из тюрьмы. Была среди них и странная девушка, которую все считали юродивой: в Бога шибко верила. Вот и пустилась кружить с иконой Николая Чудотворца — видать, от наплыва религиозных чувств. А окна тут низкие, без занавесок — все с улицы видно… И как раз проходила по двору одна монахиня — заглянула в комнату, увидела танец и оскорбилась. Идет дальше по улице и девушку поносит: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!” Народ услышал — побежал смотреть, что происходит. Как в фильме: «Все побежали — и я побежал…” А Клавдия Болонкина, не будь дурой, тут же наплела, что в доме одеревенела грешница с иконой, и стала пускать в комнату только за десятку с носа. Одни выходят: «Там ничего нет”. А другие не верят: «Врешь, просто говорить вслух боишься!..”

Рассказ последнего очевидца — реального — местные краеведы даже записали для достоверности и сфотографировали его.

Владимир Чигуров, сосед: «Слухи по городу стала распускать оборотистая старушка Клавдия Болонкина. Толпа лезла через ворота с криками: «Где тут каменная девка?!”. Когда стемнело, гости вооружились факелами и угрожали: «Сожжем-ка мы это дьявольское место!” Я испугался и взял дубинку. На следующий день выставили милицию, а меня пригласили на беседу с двумя кагэбэшниками. «Защищай свой дом — если что, стреляй прямо по толпе”. Я сказал: «У меня есть ружье”. Несколько дней столпотворение продолжалась — милиция еле сдерживала зевак. Некоторых пускали в дом, чтобы те рассеяли слухи, но очевидцы все равно не верили властям: «Грешница находится в потайном погребе!” Столько дураков в одном месте сразу я больше никогда не видел”.Другие говорили, что оцепление не снимали полгода.

Интересно, что имя Зоя не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно (вместе с фамилией Карнаухова) прозвучало в прессе аж через четыре года. Наши коллеги из Самары взяли телефонный справочник и прошлись по всем Карнауховым. И нашли, то что искали!

– Зоя Карнаухова? — отозвался 60-летний Александр Павлович Карнаухов. — Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. С тех пор и «прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город.

Верующие убеждены, что на Пасху Бог творит чудеса. Тогда, в середине прошлого века почти уничтоженная советами церковь очень нуждалась в таких чудесах — может, поэтому молчали, не отрицали чуда — чтобы укрепилась вера людей? И безбожники хотя бы задумались и о Боге, и грехе, и о возмездии? А с другой стороны… Сейчас как раз начался Рождественский пост, а ведь вся эта история во время него и родилась…

Мнение врачей

Ирина Васильченко,

г. Краснодар:

«Сама я – врач-рентгенолог, но из курса психиатрии еще в институте помню картину болезни под названием истерия, которая очень напоминает картину, описанную в статье. Возможно, когда девушка стала танцевать с иконой, в этот момент в небе сверкнула молния и ударил гром. Ведь такое явление природы случается и в самый пик зимы. А так как Зое сказали о наказании Божием, то у девушки случился приступ истерии в виде выраженных тонических судорог. При тонических судорогах мышцы становятся плотными, как бы окаменевают. Поэтому и укол ей не смогли сделать.

Владимир Поддубный,
в то время, главврач психиатрической больницы, Москва:

Приступ тонических судорог продолжается не более минуты. Другое дело, когда человек впадает в истериоформное состояние, вызванное, как правило, предварительным нервным потрясением. Тогда человек может действительно обездвижeть с напряженными мышцами и надолго застыть в любой позе. Может застыть и стоя.

Грешница и монах

В доме №84 по улице Чкалова в 1955 году будто бы жила некая Зоя Карнаухова. В новогоднюю ночь она решила устроить вечеринку: пригласила друзей и ждала жениха по имени Николай. Но тот все не шел. Тогда девушка схватила образ Николая Чудотворца, принадлежавший, видимо, ее матери, и бросилась с ним танцевать. Подруги уговаривали ее повесить икону на место, но в девушку словно черт вселился — она отвечала игриво: «Если есть Бог, Он меня накажет!»

В разгар танцев сверкнула молния, и грешница застыла на месте: тело ее стало твердым, превратилось в камень.

Ее пытались сдвинуть с места, взять образ из рук – не выходило. Девушка была безмолвна, не подавала признаков жизни, только был еле слышен стук сердца.

Ни милиция, ни врачи сделать ничего не смогли. Девушка не ела и не пила, но оставалась жива. По ночам выкрикивала какие-то слова, просила молиться за людские грехи. Икону Зоя по-прежнему держала в руках.

В доме отслужили молебен. На праздник Благовещения явился какой-то старец — уговорил милиционеров, охранявших дом от любопытных зевак, пропустить его к Зое. Это был местный иеромонах Серафим Тяпочкин. Он смог вытащить икону у нее из рук, а затем сказал, что она будет стоять до Пасхи. Так и случилось: Зоя простояла неподвижно 128 дней. На Пасху девушка вернулась в прежнее состояние — ее тело стало мягким. Через три дня она умерла.

Впрочем, есть версия, что никакой окаменевшей девушки не было. В доме жила женщина по имени Клавдия Болонкина с сыном. На Новый год он созвал друзей. Среди приглашенных была и Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом Николаем. Он тоже должен был появиться на вечеринке, но задерживался.

Действительно кто-то из девушек (а может, и та самая Зоя) устроил танцы с иконой, а проходившая мимо монашка увидела в окно и бросила: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Хозяйка же дома впоследствии стала распускать слухи о том, что так все и произошло.

<strong>МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Алексей Михеев, Людмила Максимова.</strong> Более полувека назад в Самаре (тогда Куйбышеве) на Новый год произошла история, в которую до сих пор одни верят, а другие — нет. Практически под бой курантов там «окаменела» девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николы Угодника. Говорили, что она простояла так шесть дней, но народная молва воскресила девушку к Пасхе. Было нечто подобное на самом деле или это все «поповские россказни», разбирался корреспондент РИА Новости.Ни жива и ни мертваМолодая работница Куйбышевского трубного завода Зоя Карнаухова пошатнула атеистический фундамент советского общества, остолбенев накануне областной партконференции и всего за месяц до знаменитого XX съезда КПСС. В ночь на 14 января 1956 года компания молодых людей собралась в доме Клавдии Болонкиной отметить старый Новый год. Начались танцы, а Зоя все стояла в сторонке — ее парень Николай почему-то задержался. И так ей стало обидно, что она схватила с божницы икону Николая Чудотворца, принялась танцевать с ней: мол, раз мой Николай не пришел, пусть этот будет моим кавалером. Подруги пытались остановить ее: «Зойка, — говорили, — что ты творишь!» Но та уже вошла в раж: дескать, вот пусть Бог и накажет, если Он есть. И тут что-то грохнуло, погас свет и молния озарила комнату, посреди которой с иконой в руках застыла Зойка.По вызову скорой приехала Анна Калашникова. Обездвиженная Зоя была холодной и твердой, как статуя, но дышала, сердце билось. Врач пыталась сделать ей укол, но иглы ломались о затвердевшие мышцы.Позже в Самаре служил внук Анны Павловны — священник Виталий Калашников. Он вспоминал: «В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась, хотя и давала подписку, что сейчас была в том доме по вызову, видела застывшую Зою и икону святителя Николая у нее в руках».Толпа росла как на дрожжахПравоохранители от увиденного были в шоке, в Самаре до сих пор рассказывают о поседевшем от ужаса молодом милиционере. Утром возле дома собрались желающие посмотреть на «каменную бабу». К вечеру толпа разрослась до тысячи человек. Выставили патрули, но людей сначала не трогали, видимо, сказывалось первое замешательство. Об этом тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин рассказал протоиерею Николаю Агафонову. Священник провел тщательное расследование событий тех дней и написал книгу «Стояние».На пятый день стояния пришелся пик возбуждения. Толпу разогнали конные милиционеры. Вскоре начиналась областная партконференция, поэтому чиновники не выдержали — позвонили в епархию. Уполномоченный по делам религий Алексеев попросил епископа Иеронима с амвона церкви назвать этот случай нелепой выдумкой. Но владыка решил сначала сам во всем удостовериться и сказал, что направит священника Александра Надеждина на место происшествия. Уполномоченный растерялся, обещал перезвонить. «Позвонили через два дня, — вспоминает Андрей Савин, — и сказали, что наше вмешательство уже не требуется». Двадцатого января первому секретарю обкома Михаилу Ефремову доложили, что Зоя ожила, он объявил случившееся выдумкой и велел снять с дома охрану.»Ну что, милая, устала стоять?»»Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за святотатство, я услышал еще в детские годы. В Самаре и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом. В 1977 году мне посчастливилось общаться с женщиной, побывавшей в том доме и лично видевшей стоящую Зою. С тех пор я стал интересоваться подробностями этой истории. Мне всегда везло на встречи с людьми, которые хоть в малой степени могли пролить свет на чудо Зоиного стояния. Еще совсем недавно, когда я служил в Троицком приходе города Тольятти, у нас в храме работала родная сестра сержанта, стоявшего в охране дома на Чкалова», — говорит протоиерей Николай Агафонов.Версий, рассказывающих о «воскресении» Зои, немало. Называются даже имена реальных священнослужителей, вынувших из рук девушки икону, после чего она якобы очнулась. В его книге изложена другая версия, тоже очень популярная среди верующих: вернул Зою к жизни сам святитель Николай. На третий день милиционер пустил в дом благообразного седого дедушку и услышал, как он сказал: «Ну что, милая, устала стоять?»Зою увезли. Что с ней стало, неизвестно: кто-то говорит, что она умерла в психбольнице, а кто-то — окончила свои дни в монастыре. Считается, что после случившегося Зоя уверовала в бога и призывала всех молиться и каяться.Болонкиных из злосчастного дома сразу переселили. И уже 21 января, чтобы быстрее развеять слухи, на Чкалова стали водить экскурсии.»Жаль, что экскурсанты не догадались заглянуть под аккуратно расстеленные половички, а то бы они увидели заметание следов — свежие половые доски и свежую краску, — рассказывает отец Николай. — Дело в том, что Зою пытались вырубить из пола вместе с досками, но из дерева брызнула кровь. Разницу между досками отмечали даже в XXI веке, пока дом еще был цел. Я служу в храме святых апостолов Петра и Павла, который находится всего в пяти-семи минутах ходьбы от дома, где стояла Зоя. В нашем храме жил и работал алтарник Николай Александрович, он умер в 2017 году. Он мне рассказывал, что, когда пришел на улицу Чкалова после крещенских праздников, там никакой милиции не было, а окна того дома были заколочены досками. То есть там уже никто не жил».Между тем вскоре после этих событий епископа Иеронима сместили с Куйбышевской кафедры.Святой спас»Эти события пришлись на тот период времени, когда все, что связано с необъяснимыми явлениями, замалчивалось и затиралось. Все это объявляли вымыслом, но я верю, что это чудо произошло в нашем городе», — говорит настоятель храма мученицы Татианы при Самарском государственном университете протоиерей Сергий Рыбаков. В 2005 году у него служил старенький дедушка Иван Иосифович, который пацаном пытался перемахнуть через забор дома, где стояла Зоя. Он рассказывал, что там действительно были милицейские кордоны, которые никого не пускали. Время было непростое, историю предпочли забыть — все допросы, свидетельства заархивированы, но архив не открыт до сих пор.Загадочного дома в Самаре на Чкалова больше нет — он сгорел в 2014 году. Но еще пять лет назад сюда отовсюду стекались паломники. А сегодня рядом стоит памятник святителю Николаю.»В этой истории мы видим проявление любви божией и что Господь поругаем не бывает. Он попустил такое искушение не для того, чтобы девушке было плохо, а чтобы она спаслась, и в назидание всем», — считает духовник Свято-Никольского монастыря Новосергиевского района Оренбургской области иеромонах Агафангел (Аксенов).А отец Николай Агафонов уверен, что благодаря «Зоиному стоянию» «многие пришли к Богу, значит, все не напрасно».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *