Содержание
Фото Onur Coban/Anadolu Agency/
Getty Images
Сегодня, 5 января, Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей на специальной церемонии подписал томос об автокефалии Православной церкви Украины. Таким образом, ПЦУ становится 15-й автокефальной поместной православной церковью. Правда, теперь предстоит добиваться признания этой независимости у других церквей.
Разумеется, этот акт категорически не признает Русская православная церковь. Из юрисдикций, которые можно назвать полностью самостоятельными, к РПЦ решительно присоединился только Сербский патриархат. Поддерживают Москву еще «дочерние» структуры наподобие Польской православной церкви. Остальные юрисдикции заняли по сути выжидательную позицию.
«Момент истины» настанет, когда на кафедрах в разных православных землях начнутся богослужения с поминовением членов диптиха – списка предстоятелей православных автокефалий. Согласно томосу Варфоломея, ПЦУ заняла место в диптихе после Церкви Чешских земель и Словакии.
На специальной церемонии, которая состоялась в кафедальном соборе Святого Георгия в Стамбуле, присутствовали президент Украины Петр Порошенко, лидер ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко), экс-президент Виктор Ющенко, спикер Верховной рады Андрей Порубий.
Завтра, 6 января, патриарх Варфоломей вручит томос митрополиту Епифанию во время литургии, посвященной Богоявлению, согласно новому стилю, по которому живет Вселенский патриархат. На следующий день томос предъявят украинцам в Софии Киевской – во время Рождества, которое в Киеве пока празднуют по старому стилю.
Поставив свою подпись под документом, Варфоломей обратился к Епифанию: «Для украинского народа пришло время, как и для многих других православных народов, наслаждаться священным даром освобождения и независимости, становясь свободным от любого внешнего давления и вмешательства, которые достаточно часто были не в пользу его идентичности».
Разумеется, в РПЦ резко критически прокомментировали церемонию подписания томоса в Стамбуле. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда написал в своем телеграм-канале, что патриарх Варфоломей и украинские политики «пытаются украсть Рождество» у верующих Украины. При этом Легойда насмешливо называет Вселенского патриарха «Стамбульским». По мнению представителя РПЦ, томос подписан в нарушение канонов и не обладает канонической силой. О «неканоничности» томоса заявили также в Украинской православной церкви Московского патриархата, которую в ближайшее время ждет насильственное переименование в «РПЦ в Украине».
Между тем украинский телеканал ставит точку (или многоточие?) в вопросе о границах автокефалии ПЦУ, опубликовав перевод текста томоса. Согласно этой версии, патриарх Варфоломей и его митрополиты «единомышленно определяют и провозглашают, чтобы вся Православная церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со священными митрополиями, архиепископствами, епископствами, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями… существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического предстоятеля, который носит титул блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины, — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской церкви, — который является председателем Святейшего синода, который ежегодно созывается из архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины».
Константинопольский патриархат «признает и провозглашает установленную в пределах территории Украины автокефальную церковь» своей «духовной дочерью и призывает все православные церкви мира признавать ее как сестру и упоминать под именем Святейшая церковь Украины», имеющую своей кафедрой исторический город Киев». ПЦУ «не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, потому что юрисдикция этой церкви ограничивается территорией Украинского государства». «И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной власти, так что отныне митрополит Киевский и всея Украины, совершая богослужения, поминает «всех епископов православных», а сонм святых архиереев при нем поминает его имя как первого и предстоятеля Святой церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным синодом», — написано в томосе. При этом «автокефальная Церковь Украины признает главой святейший апостольский и патриарший Вселенский престол, как и другие патриархи и предстоятели. «Каждый блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины должен поминать по древним преданиям святых Отцов наших Вселенского патриарха, блаженнейших патриархов и других предстоятелей поместных православных церквей, в ряду диптихов, согласно каноническому порядку», — предписывает документ Константинопольского патриархата.
«Если кратко, — отозвался на эту публикацию Владимир Легойда, — это, конечно, не автокефалия. Сильнейшая зависимость от Стамбула». «Пустышка» — охарактериховал документ представитель РПЦ.
ДИПТИХ (греческое δίπτυχον — сложенный вдвое, двустворчатый) — две соединённые друг с другом пластины для записей или изображений.
В Древней Греции (δέλ- τοι, πίναϰες) и Риме (tabellae, pugillares, codices, codicilli, libelli) — таблички для записей, представлявшие собой две скреплённые тесьмой, шнурком или шарниром пластины (чаще всего деревянные или костяные; для записей предназначались внутренние навощённые стороны). Широкое распространение самого термина «Диптихе» относится к IV веку. Подобные «книжки» могли содержать дополнительные «листы», и тогда, в зависимости от их числа, они именовались триптихами (τρίπτυχα ), тетраптихами (τετράπτυχα ), пентаптихами (πεντάπτυχα) или полиптихами (πολύπτυχα ). В древней Церкви диптих — список имён, поминавшихся во время литургии (возглашался с амвона при евхаристии). Так, например, о практике составления поминальных списков принявших мученичество за веру, существовавшей, видимо, с апостольских времён, упоминают Киприан Карфагенский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. Диптих служили зримым воплощением единства Церкви, соединения в ней всей полноты верных; исключение из диптиха фактически означало отпадение от общения с Церковью. Позднейшим расширением диптих обусловлена их спецификация. Оформляются диптихи живых (δίπτυχα ζώντων) и диптихи усопших (δίπτυχα νεϰρῶν). В первые включались имена новокрещёных, а также имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов, знатных лиц из мирян (довольно быстро оформляются собственно епископские диптихи). В диптихах живых воспоминались также Богородица, мученики и исповедники, предстательствующие пред Богом о полноте верных. Имена лиц, находившиеся в диптихах живых, после их смерти включались в диптихи усопших, что свидетельствовало о непрерывности их общения с Церковью. диптихи с именами усопших и здравствующих христиан стали впоследствии именоваться синодиками, в которые в большинстве случаев вносят имена христиан для временного поминовения, например в течение 40 дней или 1 года. По отношению к усопшим существует также так называемое вечное поминовение, продолжительность которого ограничена лишь экстремальными событиями (например, прекращением существования приходской или монастырской общины, как это было во времена гонений в XX веке в Русской церкви). Другим видом современных диптихов являются частные помянники, которые ведутся благочестивыми семьями и подаются вместе с просфорами для поминовения на Божественной литургии живых и усопших родственников, друзей, иных православных. Ныне в православном богослужении древнему обычаю чтения диптиха соответствует поминовение живых и усопших на проскомидии, на ектениях после чтения Евангелия, в заключительной части анафоры. В католическом богослужении поминовение живых и усопших совершается во время евхаристической молитвы.
Термин «Диптих» употребляется и применительно к списку предстоятелей автокефальных православных Церквей и соответственно — к перечню самих этих Церквей.
Диптихи стали художественно оформляться в эпоху поздней античности. С середины III века в Римской империи получили распространение консульские диптихи из слоновой кости. На внешней стороне был представлен консул, восседающий на курульном кресле, со скипетром в одной руке и цирковой маппой (свёртком ткани для подачи сигнала к началу игр) в другой; вверху изображался бюст императора, а под портретом консула — сцены цирковых игр, конских ристалищ, гладиаторских боёв. На внутренних поверхностях диптиха помещался список консулов, начиная от первого — Луция Юния Брута, кончая тем, кто был изображён на внешней стороне. С конца IV века по подобию консульских диптихов стали создаваться диптихи для церковных нужд с изображениями Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов и сценами из Священной истории на внешних створках. В Византии в период иконоборчества появились складни в форме диптиха, в которых иконы располагались не на внешних, а на внутренних сторонах, так что их удобно было прятать от гонителей. После победы над иконоборчеством диптихи-складни из слоновой кости, дерева, золота, серебра, меди и другого использовали в путешествиях в качестве молитвенных образов. Живописные и мозаичные иконы-диптихи в Византии получили распространение с XI века. Диптих из слоновой кости вернулись в западное искусство в конце XIII-XIV веков. Центром их произ-ва был Париж, где в готической стилистике создавались диптихи с многофигурными повествовательными сценами. В Византии и в Западной Европе создавались ювелирные диптихи, украшенные эмалями и драгоценными камнями. Под византийским влиянием тип живописного диптиха в конце XIII века проникает в Европу и становится одним из наиболее распространённых типов живописного произведения; его размеры варьируются от миниатюрных переносных складней до монументальных алтарей. Высшего расцвета живописный диптих достигает в Италии и Германии в XIV веке, в Нидерландах — в XV веке. В XVI веке форма диптих постепенно выходит из употребления, и в искусстве Нового времени диптихом называют композицию из двух отдельных, но дополняющих друг друга картин.
Иллюстрация:
«Диптих Мартина ван Ньювенхове». Художник Х. Мемлинг. 1487. Музей Мемлинга (Брюгге).
Архив БРЭ.
Источник: ТСН
Кремль не зря отчаянно защищает интересы Московского патриархата — и будет защищать любой ценой.
Религиозная тема, в частности, различия и противоречия между УПЦ МП и УПЦ КП, являются традиционным раздражителем для украинского общества. Наиболее острый вопрос — создание самостоятельной поместной церкви в Украине. Именно в этой области Русская православная церковь использует весь доступный ей ресурс, дабы «защитить свои интересы”.
В ход идёт и нормальная для религиозных организаций практика проповедования, дебатов, и абсолютно нетипичная для них, например, такая как задействование политического ресурса — МИД РФ активно защищает интересы Московского патриархата. Почему? С одной стороны, ответ прост, с другой, он несколько шире, чем просто желание/нежелание возникновения мощной украинской церкви.
ЦЕРКОВЬ. ПРАВОСЛАВНАЯ. КРУПНЕЙШАЯ
Что собой представляет Русская православная церковь сегодня. Если смотреть доступные ресурсы, начиная от российской версии «Википедии” (да простят меня за отсылку к данному источнику) и заканчивая официальным сайтом Патриархии, то читаем про наиболее массовую, мощную поместную церковь, которая, по своему географическому охвату, скорее, международная, если не всемирная.
Но на поверку все оказывается не совсем так. Точнее, совсем не так. Начнем с приходов. Патриарх Кирилл, выступая с докладом на архиерейском соборе РПЦ в конце ноября — начале декабря прошлого года, упомянул некоторые статистические данные. Среди прочего он сказал, что «в Русской православной церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается божественная литургия”.
На первый взгляд, внушительная цифра. Но заметьте — вместо слова «приход”, «община” упомянуты здания и сооружения. Обычная подмена понятий — дело в том, что православные Церкви (как, впрочем, и другие) оперируют данными количества священников и количества прихожан. И только Русская православная до последнего дня «мерялась” приходами. Но и этого оказалось мало — лучше считать «храмы и помещения”. Почему?
А вы никогда не видели одиноко стоящую часовенку посреди поля (а то и на реке)? Там раз в год совершаются богослужения — и этого достаточно, чтобы она была «учтена” в общем количестве.
Но попробуем не придираться, а проверить слова Патриарха. За базу берём цифру 36 878 (то ли приходов, то ли зданий) по состоянию на 2017 год. Но в это количество входит 900 приходов РПЦЗ, 13 в Китае, 118 в Латвии, 1231 в Молдове, 11 393 в Украине, 31 в Эстонии, 150 в Японии, 1437 в Беларуси, 100 в Казахстане, 102 в Средней Азии. Итого остаётся 21 104. При этом РПЦ считает и, например Польскую церковь (которая получила автокефалию вначале от Константинополя, а в 1948 году и от Москвы). Финскую церковь, которая также получила автокефалию от Константинополя. В сумме это — ещё 500 приходов. Остаётся 20 600.
Только Русская православная до последнего дня «мерялась” приходами. Но и этого оказалось мало — лучше считать «храмы и помещения” 20 600 — это строения, где хоть раз в год что-то происходит, приход может иметь несколько таких сооружений. Типичный пример — часовенки на кладбище. Теперь берём данные для сравнения. В Румынской православной церкви насчитывается около 15 тысяч приходов, в УАПЦ и УПЦ КП вместе взятых — более 6 тысяч.
То есть пока что по количеству «зданий” РПЦ впереди планеты всей и строит ещё. Но вот беда, на Вселенском (всеправославном) соборе, куда московские служители Бога решили не ехать, обсуждали и вопросы «учёта по парафиям”. И тут имеем проблему.
В среднем в православных церквях приходится по три священника на два прихода. Таким образом, если «начерно” откинуть «домики”, получаем некрасивую для Москвы цифру 13 733 парафии — то есть общины. Российская статистика подаёт чуть большую цифру — 14960 приходов. То есть реально учтённое согласно российскому законодательству количество православных общих в России уже меньше, чем парафий в Румынской православной церкви.
ЦЕРКОВЬ ВЕРУЮЩИМИ СИЛЬНА!
«Церковь — это не здания, церковь — это люди”, — примерно так мне могут возразить защитники РПЦ и привести в пример данные российской социологии, которая говорит о 79% православных в этой стране. Цифра внушительна. Согласен, тем более, что в 2007 году РПЦ утверждала, что в РФ у неё более 120 млн верующих.
Но давайте разбираться.
Если говорят о процентах, социологии, то к социологам стоит и обратиться. В качестве базы я возьму данные, которые подала «Медуза” со ссылкой на исследования Всеросийского центра изучения общественного мнения, фонда «Общественное мнение” и опросы 2016 года, проведённые «Левада-центром”. Одна служба признана в РФ «иностранным агентом”, вторая обласкана властью, но данные совпадают.
Православный — это, по идее, человек, исповедующий православие. То есть христианство восточного обряда. Исповедовать = верить. И тут возникает первая неожиданность. Исповедовать = участвовать в жизни церкви, принимать участие в таинствах.
На поверку всё оказывается не так просто. По приведенным «Медузой” данным, 80% православных в РФ ни разу в жизни не причащались, 55% ни разу в жизни (!) не были на церковной службе. 27% не знают ни одной из 10 заповедей. И лишь 42% верующих считают, что есть жизнь после смерти.
Это ещё только «цветочки”, ягодки будут впереди. 60% православных в России не считают себя «религиозными”, а 20% «православных” утверждают, что Бога нет.
Теперь перейдём к совсем сложной теме — Догматам, которые — основа веры. В частности, к восприятию основного догмата, который, как лакмусовая бумажка, говорит, к какой церкви принадлежит верующий — о «Святой Троице”. Напомню, что католицизм и православие более 1000 лет назад разделились, не найдя общего ответа на вопрос, «от кого исходит Дух Святой”. Католики считали, что от Отца и Сына, православные — только от Отца.
В результате из-за одного вопроса не только разделились церкви, но и прошли десятки разного масштаба войн, которые отправили на свет иной несколько сотен миллионов верующих и не очень.
Но ведь мы знаем из СМИ, что российское православие стоит на защите истинной веры!
60% православных в России не считают себя «религиозными”, а 20% «православных” утверждают, что Бога нет. Отнюдь — 67% «православных” на основной вопрос Догматики ответили, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. То есть они воспринимают католическую версию. Это, повторю, ключевое различие двух ветвей христианства — все остальные различия есть ничем иным, как традициями культа, не имеющим к основам веры никакого отношения.
И, последний штрих — количество тех, кто регулярно посещает церкви (хотя бы несколько раз в месяц и не обязательно на службы) составляет по разным данным от 4 до 6%.
Таким образом, если считать «православными” тех, кто относительно регулярно посещает храм, таковых в РФ насчитывается около 4,5 — 6 миллионов человек. Если считать «православными” всех, кто хоть раз в жизни заходил на богослужение в церковь, то цифра растёт до 54 миллионов. А если в качестве базы взять ответ на основной вопрос догматики православия, то «православных россиян” наберётся лишь 44 миллиона. Согласитесь, малоприятные цифры для тех, кто говорит про «оплот духовности”.
А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ…
Теперь попробуем смоделировать ситуацию получения УПЦ КП статуса автокефальной церкви или ее вхождения «по епархиям” в состав Константинопольского патриархата. Процесс перехода приходов и так идёт достаточно активно, если верить данным украинской статистики. Если говорить о социологии, то УПЦ МП потеряло после 2014-го года значительную часть паствы и не может называться крупнейшей (по количеству верующих) церковью Украины.
Создание украинской поместной церкви (признаваемой остальным православным миром) приведёт к тому, что на протяжении нескольких лет может пройти процесс объединения украинского православия. И тогда на территории страны будет от 14 до 17 тысяч приходов.
Создание украинской поместной церкви приведёт к тому, что на протяжении нескольких лет может пройти процесс объединения украинского православия. Такие события вызовут цепную реакцию. В Молдове закончится спор о принадлежности местных общин: вверх возьмёт другая РПЦ — румынская. В Беларуси Лукашенко несколько лет назад говорит о необходимости самостоятельной церкви, а часть епископата явно не принимает российского ставленника митрополита Павла. То есть Русская православная церковь рискует столкнуться с парадом отделений. В таком случае она теряет слишком много:
РПЦ перестаёт быть крупнейшей по количеству приходов — вспоминаем, что уже сегодня в Румынской церкви (до присоединения 1200 молдавских общин) парафий больше, чем у российской церкви в России. На втором месте по количеству приходов оказывается… украинская церковь. Либо, если она входит в Константинопольский патриархат, на первом месте будет Константинополь, втором – Румыния. Третье место — это лучший вариант для РФ, но и тут её могут потеснить Сербская либо Болгарская церковь. Лишение статуса «крупнейшей” автоматически пошатнёт позиции РПЦ в православном мире. Перед последним Всеправославным собором, который состоялся в июне 2016 года, уже часть более древних церквей (грузинская, румынская, сербская) ставили вопрос о слишком высоком положении Русской церкви в диптихе (списке по значимости) православных церквей. Кроме внутриправославных споров «за статус”, противоречия отразятся и на влиянии РПЦ на другие церкви, в частности, на Балканах и на Кавказе. А это уже политический ресурс Российской Федерации, которая активно использует тезис «защиты православных единоверцев”. То есть РФ рискует потерять часть политического влияния. Именно поэтому, а также ради сохранения религиозной сути (помним про количество настоящих верующих в РПЦ в России), украинские приходы жизненно необходимы Московскому патриархату. И, как следствие, украинские приходы жизненно необходимы российской политической верхушке. Именно поэтому они не остановится ни перед чем ради сохранения существующего положения. Увы.
Консульский диптих
В Последней Старине консульский диптих был типом диптиха, предназначенного как роскошный юбилейный объект. Диптих — пара связанных групп, обычно в слоновой кости, древесине или металле и украшенный богатой вспомогательной скульптурой. Консульский диптих был уполномочен консулом ordinarius, чтобы отметить его вход в ту почту и был распределен как юбилейное вознаграждение тем, кто поддержал его кандидатуру или мог бы поддержать его в будущем.
История
Происхождение
От уже в первом веке CE, некоторые официальные письма от назначения в офис были известны как «codicilli», небольшие книги, два или больше плоских куска (обычно) древесины, к которой присоединяются зажимы, выровняли с воском, на котором был написан уведомление о назначении. Позже, письмо могло бы быть написано на папирусе и представлено в пределах покрытий. К концу четвертого века, однако, особенно уполномоченные диптихи начали включаться среди подарков, которые назначенцы к высшей должности распределили, чтобы праздновать и предать гласности общественные игры, которые были их основными обязанностями. Эти диптихи были сделаны из слоновой кости, со вспомогательными резными фигурками на внешней стороне, выбранной дарителем, выглядя поверхностно подобными дополнениям, но содержащий письмо и без официального статуса.
Обычное распределение таких диптихов на Востоке отмечено решением Феодосия I в 384, чтобы ограничить расходы на игры Константинополя, резервируя диптихи слоновой кости (и золотые подарки) одним только консулам. В западной империи они стали обычной частью общественных показов, данных великими аристократами. Квинтус Орилиус Симмакхус, например, распределил некоторых, чтобы ознаменовать quaestorian игры его сына в 393 и преторианские игры в 401 соответственно. Почти все изображают игры, и в трех отдельных случаях Симмакхус связывает представление этих диптихов с завершением игр. Их конец отмечен исчезновением должности консула под господством Юстиниана в 541.
Самый старый диптих, который можно должным образом назвать консульским диптихом, проводимым в казначействе собора в Аосте, является тем, уполномоченным Аникиусом Петрониусом Пробусом, консулом в Западной Империи в 406 – это уникально не только для ее чрезвычайной старины, но также и как единственная, чтобы иметь портрет Императора (Honorius в этом случае, которому диптих посвящен в надписи, полной смирения с Пробусом, называющим себя император «» или раб), а не тот из консула.
Позже, консульские диптихи, которые систематически несут или более или менее тщательно продуманный портрет консула на наиболее богато украшенных примерах или посвящающая надпись ему в рамках геометрической и растительной схемы на более простых примерах. Более простые примеры были, вероятно, произведены как ряд из моделей, подготовленных заранее с более сложным (и таким образом более дорогие) диптихи, зарезервированные для правящих кругов римской аристократии. Семинары, ответственные за их производство, должны были быть найдены в двух столицах Империи в Риме и Константинополе, но падение Западной Римской империи в 476 было, вероятно, ответственно за исчезновение западного производства в конце 5-го века со всеми выживающими консульскими диптихами с 6-го века, произойдя из Константинополя. Наиболее распространенный мотив на 6-м веку, который консульские диптихи из Константинополя показывают консулу, положению, осуществляя контроль над консульскими играми, которые отметили его вход в должность консула.
По самой своей природе консульские диптихи — ценный инструмент для prosopography последней Римской империи, а также для исследования искусства этого периода. Большие количества их выжили до настоящего момента, во многих случаях из-за их повторного использования как обложки книги для средневековых духовных рукописей. Некоторые также использовались в церквях в качестве великих креплений для списков епископов и подобных отчетов. Слоновая кость Barberini — намного более редкий Имперский диптих, вероятно Юстиниана.
Галерея
В хронологическом порядке производства (некоторые показанные с единственной выживающей группой):
Диптих Image:Consular Пробус 406.jpg|Diptych Аникиуса Петрониуса Пробуса, консула в 406 (самый старый сохранившийся пример)
Диптих Image:Consular Феликс 428.jpg|Diptych Феликса, консула в 428
Диптих Image:Consular Боезиус 487.jpg|Diptych Манлиуса Боезиуса, консула в 487
Image:Flavius Ачилиус Сивидиус 00. JPG|Diptych Руфиуса Ачилиуса Сивидиуса, консула в 488
Image:Areobindus 01. JPG|Diptych Ареобиндуса Дэгэлэйфуса Ареобиндуса, консула в 506
Image:Diptych Ареобиндус Лувр OA9525.jpg|Diptych Ареобиндуса, консула в 506
Диптих Image:Consular Анэстэзиус 517.jpg|Diptych Анэстэзиуса, консула в 517
Image:Flavius Анэстэзиус Пробус 00a. JPG|Diptych Анэстэзиуса, консула в 517
Image:Flavius Petrus Sabbatius Justinianus. JPG|Diptych Юстиниана, консула в 521
Image:Theodorus Philoxenus Sotericus 00. JPG|Diptych Теодора Филоксенуса, консула в 525
Image:Theodorus Philoxenus Sotericus B 00. JPG|Diptych Теодора Филоксенуса, консула в 525
Джастин диптиха Image:Consular 540.jpg|Diptych Джастина, консула в 540 (длятся сохранившийся пример)
,
Библиография
- Александр Кэждэн (редактор), Оксфордский Словарь Византия, 3 изданий, издательства Оксфордского университета, 1991 (ISBN 0195046528), s. v. «Диптихов», издание 1, 636-637.
- Bente Kiilerich, В конце Классицизма Четвертого века в пластмассовых Искусствах: исследования в так называемый Ренессанс Theodosian, университет Оденсе Классические Исследования 18, Университетское издательство Оденсе, 1993.
- Дэниел Гэборит-Шопен, «Les ivoires du Ve au VIIIe siècle» в Дж. Дюранте (Вd)., Byzance, l’art византийский dans les collections publiques françaises (каталог выставки в Лувре, 3 ноября 1992 – 1 февраля 1993), Париж, 1993, 42-45.
- Ричард Делбрюк, Умрите Consulardiptychen: und verwandte Denkmäler, Берлин, 1929.
Понятие диптиха
В церковном обществе под термином «диптих» понимается упорядоченный список Поместных Автокефальных Православных Церквей и, соответственно, последовательность поминовения их Предстоятелей во время богослужений.
Cамо же слово «Диптих — диптиха» греческого происхождения (diptychos — вдвое сложенный) и обозначает двустворчатую икону, картину.
На основании диптиха распределяются места при сослужении глав и представителей Церквей, а также во время их присутствия на соборах, всеправославных форумах и других совместных мероприятиях. Таким образом диптих является одной из основ церковного этикета.
На формирование современного диптиха оказали влияние различные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. С православной точки зрения, все автокефальные Церкви равноправны, и место их в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий по отношению к тем Церквам, которые занимают последующие места в диптихе.
Это же относится и к Церкви, первенствующей в диптихе.
Существует даже термин «первенство чести», но никак не власти, и выражается оно лишь в первенстве перед престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных соборах и на иных официальных собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или несколькими Поместными Церквами.
Аналогичным образом и место в диптихе всякой другой Церкви определяет место ее. Предстоятеля в алтаре при сослужении с другими Первоиерархами, а также место его подписи в последовательности подписей его собратий-первосвятителей.
История формирования диптиха
Ко времени Халкидонского собора сложился диптих первых епископов христианской Церкви: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. Епископы этих пяти первенствующих престолов титуловались тогда патриархами.
В IX веке сложилось своеобразное учение о пентархии. Исходя из этого в Церкви может быть лишь пять патриархов (подобно тому, как есть только пять чувств) и вся вселенная должна быть поделена между ними.
Теория «пентархии», лишенная и канонических, и исторических оснований, давала впоследствии представителям из Константинопольского Патриархата мнимые доводы в отстаивании церковной гегемонии над негреческими Православными Церквями. Тенденция, выразившаяся в этой теории, существует и ныне, она служит иногда причиной осложнений во взаимоотношениях восточных Патриархатов и Поместных Церквей, получивших автокефалию во II тысячелетии от Рождества Христова.
По словам Митрополита Иллариона(Алфеева):
«Пентархия — это церковно-политический концепт, который существовал в Византии во второй половине первого тысячелетия. Суть этого концепта заключается в том, что Вселенская Церковь управляется пятью Патриархами: Римским, Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. На тот момент существовали и реально действовали именно эти Патриархаты. …второе место, которое получил Константинопольский Патриархат в диптихах, обусловлено исключительно политической ситуацией в Римской империи. Как сказано в Правилах Второго Вселенского собора, этот город должен иметь равные преимущества с первым Римом «как город царя и синклита». Таким образом, так называемая пентархия сложилась в силу исторических обстоятельств; ее идея заключалась как раз в том, что под пентархией подразумевалась вся Вселенская Церковь. После разрыва Рима с Константинополем эта концепция исчезла, как исчезли и многие другие исторические и историософские концепции».
III Вселенский собор не оставил никаких разумных церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах пяти первых престолов христианского мира.
Римские епископы, первенствовавшие в древних диптихах, уже с VI столетия начали заявлять притязания на власть над всей кафолической Церковью, обосновывая их мнимым главенством первоверховного апостола Петра, «князя апостолов», как его называют на Западе, над другими апостолами. Но первенство чести Римской кафедры, однако, с православной точки зрения, лишено догматического значения, а каноническое его значение ограничивается именно первенством в диптихе, не имеющим никакого отношения к вселенской юрисдикции.
На Востоке, который всегда оставлял за Римскими епископами первенство чести и видел в них защитников и хранителей Православия, притязания н главенство в Церкви не вызывали никаких церковно-правовых последствий, а вот западные Церкви постепенно, одна за другой, действительно оказались в юрисдикции пап.
Правда упорное сопротивление папским притязаниям оказывала западно-Африканская Церковь.
Карфагенский собор включил в свои правила «Послание к папе Римскому Келестину» (424 г.), которое вошло во все своды канонов. В этом послании собор отвергает право Римского папы принимать апелляции на судебные постановления собора африканских епископов. Но после нашествия вандалов-ариан обескровленная Африканская Церковь оказалась вынужденной искать защиты у папы. Между тем на самом Востоке (до Халкидонского собора) к первенству стремились Александрийские епископы.
Их амбициозные устремления базировались на множестве факторов : заслуги святителей Афанасия и Кирилла в защите Православия, тесный союз Александрии с Римом, установившийся со времени святителя Афанасия, высокий авторитет александрийской богословской школы, превосходившей по своему научному уровню все остальные христианские школы империи.. Но осуждение и низложение главы Александрийской школы Диоскора Халкидонским собором положило конец этим несостоявшимся притязаниям.
Первенство Константинопольского Патриарха
С конца IV века на первое место на Востоке выдвигается Константинопольский патриарх. Благодаря политическому значению столицы, Константинопольский патриарх, к которому первому из всех епископов обращался император, приобрел существенные преимущества. Он получил статус посредника между императором и другими патриархами Являясь в столицу, Александрийский, Антиохийский или Иерусалимский патриархи могли представляться царю только после предварительного доклада у патриарха Константинополя.
В конце VI века, со времени святителя Иоанна Постника, Константинопольские первоиерархи присваивают себе титул Вселенских патриархов, против чего тщетно протестовал святой папа Римский Григорий Великий.
Еще более выразительно значение Константинопольских патриархов как первоиерархов греческого Востока, проявилось после того, как область, занимавшая западную часть Балканского полуострова, в которой преобладало греческое население, вместе с грекоязычными по преимуществу в ту эпоху Сицилией и Южной Италией были изъяты из подчинения Рима и переведены в состав Константинопольского Патриархата.
Впоследствии значение остальных восточных патриархов было подорвано христологическими ересями, когда большая часть населения Египта и Сирии отпала от Православной Церкви, и последовавшим арабским завоеванием этих стран. После великой схизмы 1054 года, в связи с отпадением Римской Церкви от Вселенского Православия, первенствующее место в диптихе Православных Поместных Церквей занял Константинопольский Патриархат.
Первенствующее значение Константинопольского Патриарха на православном Востоке не только сохранилось, но даже возросло после падения Константинополя в 1453 году. Завоеватель столицы Ромейской державы Мухаммед II признал патриарха Геннадия Схолария главою всех православных подданных Порты — не только в духовном, но и в гражданском отношении. Константинопольские патриархи получили в Османской империи статус этнархов, на этом основании другие православные патриархи на территории Османской империи состояли в гражданском подчинении канонически равному им Константинопольскому патриарху.
Место в диптихе Московского Патриарха
Учреждение Патриаршего престола в Москве было одобрено на созванном в 1590 году соборе в Константинополе, в котором участвовали Патриархи: Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний.
Константинопольский собор постановил:
«Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами, патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему апостольский престол Константинограда, как и другие патриархи держат; во-вторых, патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским собором патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Святом Духе возлюбленного брата нашего Иова».
Московскому Патриарху было определено пятое место в диптихе — после восточных Патриархов.
Современная ситуация
Ныне Вселенская Православная Церковь включает девять Патриархатов.
В порядке диптиха это: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский Патриархаты; шесть автокефальных Церквей возглавляются: три — архиепископами: Кипрская, Элладская и Албанская — и три — митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии и Американская.
В Константинопольской Церкви признается несколько иной диптих: в нем нет места для Американской Православной Церкви, автокефальный статус которой там отвергается, а Грузинской Церкви отведено место после Болгарской — девятое. Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквами. В принятых диптихах не находится места так называемым проблемным церквям.
И это всё при том, что в сегодняшнее время все древние Патриархаты некогда славного Востока — территория унижения, а верующие — гонимы.
В последнее время архиепископ Кипрский Хризостом заявляет о претензиях на пятое место в чреде православных предстоятелей, Однако, глава синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Илларион (Алфеев) выразил мнение, что «инициировать сейчас какой бы то ни было пересмотр диптихов никоим образом не следует». При всех разных выражениях диптиха православные всех церквей осознают, что должна быть прежде всего свобода во Христе. при подлинно христианской, взаимной нелицемерной любви.
«Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошед сказал: «друг! пересядь выше»; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7–11)
Митрополит Иларион (Алфеев) говорит:
«Сегодня настроения в Поместных Православных Церквах очень разные, но, думаю, ни одна Церковь не примет такой схемы, согласно которой одни окажутся Церквами первого сорта, а другие — второго. Когда говорится о старейших Церквах (к ним причисляются четыре древних Патриархата плюс Кипрская Церковь), то с точки зрения хронологии это нас совершенно не беспокоит. Но если этим Церквам будет присваиваться какое-то особое и преимущественное право принимать решения, а другие Церкви окажутся в положении более молодых по времени предоставления автокефалии и поэтому менее значимых, думаю, ни одна из этих «молодых» Церквей не согласится с таким разделением».
Ссылки:
- Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова 1996
- Реакция Московской Патриархии на Константинопольский Собор 1–3 сентября 2011 — risu.org.ua
- Протоиерей Владислав Цыпин www.pravoslavie.ru/arhiv/46687.htm
Александр А. Соколовски