Дивеево канавка

<…> После того, как блаженную и её келейниц убили, представители власти не разрешали даже поминать праведницу сорок дней, лишь в деревне Бабино священник молился об упокоении душ праведниц, в келье блаженной служил панихиды. По свидетельству этого священника, в то время когда врачи опасались за его жизнь, он получил исцеление от болезни горла по молитвам праведницы, вот как он рассказывал об этом келейнице блаженной Евдокии, Полине: «Входит апостол Фома, потом Преподобный Серафим, старец Никодим и с ними Дуня: Я ее лик не видел, но она вошла с ними, взяла за горло и сказала: «Вставай, здрав будешь, иди служи обедню, жалко, ты у меня у живой не был». Лица всех видел, а ее не видел, слыхал только голос». Священник сказал, что святые поведали, что с ними была блаженная Евдокия.

<…> Дьякон Иона из села Пузо, поступивший по благословению блаженной Евдокии в Оранский монастырь, увидел видение, что к ее могиле текут тысячи людей, много архиереев и духовенства, и служат на ее могиле.

<…> Дивеевская блаженная Мария Ивановна говорила: «Ходите к Дуне на могилку чаще, там Ангелы поют непрестанно». Однажды Поля пришла к блаженной Марии Ивановне, дивеевская блаженная ей сказала: «Моим именем Пузо три раза сгорит», — и три раза в ладоши хлопнула. «Вон Дунины тряпки горят, ее кровь догорает». На третий день пожар охватил дом женщины, которая радовалась когда вещи мученицы из дома выкидывали, и несла к себе в дом. За осень трижды в селе было возгорание «Дуниных тряпок». Предсказывала блаженная Мария Ивановна, что «Дуня выйдет мощами, понесут ее четыре епископа, будет четыре гроба, и народу будут тысячи, и тогда все восплачут, и неверующие уверуют».

<…> Однажды пришла на могилку раба Божия Анна, страдавшая от болезни глаз, слёзно просила вдова помощи у блаженной, припала к могиле — и получила просимое. Многие верующие были свидетелями этого исцеления.

<…> В 1967 году Анна Силаева, страдавшая от болезни мочевого пузыря, земельку с могилы праведницы насыпала в воду, эту воду пила. В скором времени полностью исцелилась.

<…> В 1983 году на могиле блаженной Евдокии раба Божия Наталия пела с певчими панихиду. После панихиды Наталья встала на колени у края могилы и попросила, чтобы блаженная Евдокия исцелила ей ногу. Прочли акафист Иверской иконе Божией Матери и отправились в обратный путь. Вскоре Наталья почувствовала, что идет легко, не прихрамывает.

По материалам книги «Православные старицы 20 века»

<p><strong>Святая Канавка – одна из главных святынь Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Сама Божия Матерь указала место основания обители – «Ее четвертого вселенского жребия на земле»: в Своем видении преподобному Серафиму Саровскому Она повелела праведному старцу обнести это место канавою и валом. Батюшка Серафим говорил, что «Канавка эта – стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная!». В нашем материале мы собрали 10 интересных фактов о Канавке, ее особенностях и истории.</strong></p> <p><strong>1.</strong>Начало Канавки положил сам преподобный Серафим Саровский. Накануне праздника Святой Троицы, который в 1829 году отмечался 1/14 июня, батюшка Серафим вырыл первый аршин (70 см). В этом месте в начале Канавки сейчас посажены ели.</p> <p><strong>2.</strong>Обустройство святой Канавки вокруг Девичьей общины продолжалось четыре года.</p> <p><strong>3.</strong>Длина Канавки по периметру – 775 метров. Как и заповедовал батюшка, она – трехаршинная, то есть ее глубина, высота и ширина вала – два метра пятнадцать сантиметров. Контур Канавки на плане имеет сложную форму семиугольника. Форма эта, как и место, строго определены Самой Пресвятой Богородицей.</p> <p><strong>4.</strong>Святую Канавку проходят с молитвой «Богородица Дево, Радуйся». Батюшка Серафим говорил, что тот, кто по Канавке пройдет и 150 раз прочитает эту молитву, – тому все тут: и Афон, и Киев, и Иерусалим.</p> <p><strong>5.</strong>В советское время Канавка была засыпана. О том, где она проходила, напоминали посаженные в начале ХХ века тополя.</p> <p><strong>6.</strong>1 января 1992 года была возобновлена старинная дивеевская традиция ежедневного шествия сестер по Канавке Царицы Небесной и вокруг монастыря с иконой Божией Матери «Умиление».</p> <p><strong>7.</strong>Восстановление Канавки началось 23 августа 1997 года. Ко дню 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского, в 2003 году, Канавка была выкопана почти полностью.</p> <p><strong>8.</strong>31 июля 2006 года закончилось восстановление Канавки.</p> <p><strong>9.</strong>Ежегодно на праздник Успения Пресвятой Богородицы Канавку украшают: заполняют ковром из свежей травы и выкладывают орнаменты из цветов. В украшении могут участвовать все желающие. </p> <p><strong>10.</strong>В 2020 году в городе Орске Оренбургской области вблизи Иверского женского монастыря открыли Канавку по аналогии с дивеевской святыней. Дорожка располагается вокруг озера, расположенного вблизи часовни преподобного Серафима Саровского, и составляет в длину 880 метров. Проходя по ней, как и в Дивееве, люди 150 раз читают Богородичную молитву. Освящение орской Канавки состоялось в день праздника преподобного Серафима Саровского. </p>

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники Батюшки стали недоступны для посещения, потому что там разместился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю — и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников. В 1994 году русло реки отвели и устроили искусственное озеро из святой ключевой воды. Часовню 17 июля 2009 года освятил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в честь преп. Серафима Саровского. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды. На источник батюшки Серафима от Паломнического центра отправляется автобус (билеты можно приобрести в Паломническом центре не ранее, чем за 1 день до предполагаемой поездки).

Летом бывает несколько поездок:
в 10.00, 12.00, 14.00 — в будние дни,
в 11.00, 13.00, 15.00 − в воскресные и праздничные дни.

Осенью, зимой и весной поездки совершаются:
в 12.00, 14.00 – в будние дни,
в 13.00, 15.00 – в воскресные и праздничные дни.

Где находятся источники, можно посмотреть .

Источник прп. Серафима Саровского Источник прп. Серафима Саровского Источник прп. Серафима Саровского

Казанский источник за Голубиным оврагом — самый старинный из дивеевских источников. Источник был почитаем еще в XVIII веке при первоначальнице Дивеевской обители матушке Александре. Предание сохранило память о троекратном явлении в давние времена на этом месте Царицы Небесной. Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня, которая была разрушена в 1939 году. В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня. Здесь совершается таинство Крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода. В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — в честь великомученика Пантелеимона и в честь иконы Божией Матери «Умиление».

Где находятся источники, можно посмотреть .

Источник Казанской Иконы Божией Матери Источник Казанской Иконы Божией Матери Источник вмч. Пантелеимона

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинзы. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. При устройстве запруды на реке Вичкинзе в начале 60-х годов источник был затоплен. Современный источник возник под горою за аптекой сам; есть мнение, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде. На Крещение, на праздники иконы Божией Матери «Живоносный источник», Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются Крестные ходы и освящается вода.

Где находятся источники, можно посмотреть .

Источник прп. Александры Дивеевской Источник прп. Александры Дивеевской Источник прп. Александры Дивеевской

Иверский источник находится на юг от источника матушки Александры, на берегу старого русла реки Вичкинзы. Так же, как и на других дивеевских источниках, здесь устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы на Иверском источнике совершается освящение воды.

Где находятся источники, можно посмотреть .

Источник Иверской Иконы Божией Матери Источник Иверской Иконы Божией Матери Источник Иверской Иконы Божией Матери

Явленный источник. Источник находится примерно в километре от села Кремёнки. 9 октября 1670 года в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в источнике проявился лик Божией Матери, Которая оплакивала погибших. С тех пор, по явлению в нем лика Божией Матери, и стали называть источник «Явленным». По преданию, Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой этого источника умывает Свое лицо.

Где находятся источники, можно посмотреть .

Явленный источник Явленный источник Явленный источник Явленный источник

В трех километрах от села Автодеева, где находится один из Дивеевских скитов — Никольский, в оврагах прячется источник, освященный во имя Святой Троицы. До революции в престольный праздник Святого Духа отправлялся Крестный ход на источник. После того, как в Автодееве обосновался дивеевский скит, возобновилась традиция ходить Крестным ходом на источник и совершать там молебен.

Где находятся источники, можно посмотреть .

Святая Канавка (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Одна из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря в Дивеево и важный атрибут почитания монастыря как «четвертого и последнего (после Иверии, Афона и Киева) удела Божией Матери на земле» — это Святая Канавка Пресвятой Богородицы.

После длительного перерыва в 1992 году возобновились традиционные богослужения с обходом Святой Канавки сестрами монастыря с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

По религиозным свидетельствам, 25 ноября 1825 года Серафиму Саровскому было видение Богородицы, которая повелела создать Мельничную общину (на тот момент в Дивеево была одна община — Казанская) и обнести ее специальной канавкой, которую должны были выкопать только усилиями сестер общины.

Преподобный указал место для Святой Канавки, следуя по тропе, по которой ступала Богородица в его видении. По словам Серафима Саровского, эта канавка станет защитой от Антихриста, по силе божественного духа равной одновременно и Афону, и Иерусалиму, и Киеву.

Серафим Саровский сам начал копать Святую Канавку в июне 1829 года, работы продолжались несколько лет. В конце Святой Канавки до 1900 года стояла звонница, а позже — пятиярусная колокольня.

Когда в советское время был введен запрет на молитвенные богослужения в Дивеево, Святую Канавку почти засыпали, а через нее проложили канализационные коммуникации.

Только в 1992 году возобновились богослужения с обходом Святой Канавки сестрами монастыря с молитвой «Богородице Дево, радуйся». К 2003 году Святая Канавка была полностью восстановлена и внешне облагорожена с использованием мраморных плит, кованой ограды, а на месте мельницы установлена деревянная часовня.

Паломники со всего мира приезжают, чтобы обойти Святую Канавку, ведь считается, что того, кто пройдет по ней, прочитав сто пятьдесят раз молитву Богородице, Пресвятая Дева обязательно услышит.

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством.

​Старец Иосиф Ватопедский

Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими световыми столпами. Таковым местом является и Святая Гора. Уже второе тысячелетие отмаливают нашу землю великие подвижники Афона. Сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство. В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную. Весьма люблю то место и хочу на нем умножить иноческий чин. Милость же Сына Моего и Бога пребудет во веки к тем, кои будут там иночествовать, если они исполнят спасительные заповеди. И распространю их в Горе той на юг и север, и возобладают они ею от моря и до моря, и имя их прославлю по всей подсолнечной, и защищу тех, кои в постничестве и терпении будут там подвизаться». Прибыв на Афон по велению Владычицы, преподобный Петр провел там более полувека в пещере, не видя ни кого из людей и разговаривая лишь с Богом, морем и звездами.

На Афоне воссияли многие из чудотворных икон Богородицы: Иверская, Всецарица, Иерусалимская, Экономисса и иные. Наш рассказ об иконе Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»). Сей чудотворный образ пребывает в удивительном, единственном в мире городе – в административном центре Святой Горы, носящем имя Карея. Некогда именно здесь на месте языческого капища равноапостольный император Константин Великий воздвиг в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, доныне являющийся духовным центром Кареи. Вокруг него собирались первые афонские насельники. Возникшая позднее здесь Карейская лавра процветала, ее игумен стал первенствующим на Афоне и именовался «протом» – первым или старшим. При проте собирался Собор или Синод из почетных старцев. Общее собрание иноков Святой Горы традиционно проходило в Карее в ее престольный праздник, в день Успения Пречистой.

Так продолжалось вплоть до XVII века, когда турки обложили лавру столь непосильной данью, что обитель сия вынуждена была продавать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые тем самым делались самостоятельными, лавра же как единое целое свое существование прекратила. Тогда Собором Святой Горы и было решено преобразовать Карею в город – центр духовного управления монашеской республикой. И доныне на Афоне общими делами всех обителей Святой Горы управляет Священное Собрание, или Киное, собирающееся в здании Протата. Духовным же центром Кареи остался Протатон – храм, посвященный Успению Богородицы, не раз разрушаемый и вновь возрождавшийся. Уже в 362 году он был сожжен по велению императора Юлиана Отступника. В Х веке, при императоре Никифоре II Фоке, храм был восстановлен; в XIV столетии сильно пострадал от рук латинян, затем вновь воссоздан тщанием болгарских царей. Внутри собора сохранились бесценные фрески работы знаменитого византийского изографа XIV века Мануила Пансенилоса.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть». Вместе с храмом она пережила многие невзгоды, но оставалась невредимою и вот уже второе тысячелетие озаряет весь православный мир.

Как явствует из самого ее названия, история этой иконы связана с православным песнопением «Достойно есть». В X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома. Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Послушник этому не удивился – обителей на Афоне много, многие отшельники живут и в горах, порою спускаясь к своим собратьям. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери – еще одну в чреде тех, что люди узнавали от ангелов («Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», Трисвятое «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»).

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру – везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин. Старец и послушник рассказали о случившемся проту. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах. Здесь же, на соборе, вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», камень же с начертанными на нем словами отправили в Константинополь патриарху как свидетельство чуда. А икона, перед которой впервые на земле была воспета сия молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Неподалеку от Кареи, на восточном скате Святой Горы близ Эгейского моря, расположен русский Андреевский скит, а близ него – и тот узкий овражек со стремительным потоком воды, возле которого стояла та келия, куда снизошел небесный вестник.

Более тысячи лет минуло с тех пор. За это время икона всего четыре раза покидала Афон, чтобы утешить, поддержать, вразумить тех православных, у которых нет возможности прийти к ней самим. Первый раз это произошло только в 1963 году, когда праздновалась тысячелетие Святой Горы и по случаю этого юбилея чудотворная посетила греческую столицу Афины; второй ? в 1985 году, когда по случаю 2300-летия града Солуни (ныне Салоники) ее привозили туда; в третий раз – осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила столицу Эллады, была с почетом встречена на пристани портового предместья Афин Пирея торжественным крестным ходом с хоругвями, свечами, венками из живых цветов и в течение восемнадцать дней пребывала в храме Благовещенья, днем, и ночью принимая чаявших к ней приложиться. Все это время у иконы неотступно находились иноки-святогорцы. Наконец, осенью 1994 года, дивная гостья посетила город Ларнака на острове Кипр. Промыслом Божиим именно тогда в порту Ларнаки стоял корабль с паломниками из России. Вечером, всего за час до отхода теплохода, паломники поспешили через весь город, чтобы приложиться к чудотворной, но увидели длинную, уходящую за горизонт очередь. Но толпа благочестивых греков вдруг расступилась, пропустив русских одноверцев к великой святыне.

Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Списки с чудотворного образа «Достойно есть» имелись в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный псевдовизантийский храм. А 16 июня 1999 года на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского Никольского скита («Белозерки»), что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

По иконографии образ Божией Матери представляет собою поясное изображение Пречистой, на правой Ее руке восседает прильнувший к Ней Младенец со свитком в руке. Празднование этой чудотворной совершается 24 июня – в тот самый день, когда посетил афонских иноков небесный гость:

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице,

к смиренному послушнику горы Афонския,

в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою,

да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем.

Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление,

со благодарением вопием Ти сице:

Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел;

Радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.

Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная;

Радуйся, Матерь Бога нашего.

Радуйся, Честнейшая Херувим;

Радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, без истления Бога Слова рождшая;

Радуйся, воистину сущая Богородице.

Надежда Дмитриева «О Тебе радуется!», издательство Сретенского монастыря, 2004 г.

Статья проиллюстрирована изображением иконы Божией Матери «Достойно есть” афонского письма, которая находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *