Дивногорье монастырь Воронежская область

Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

Существует множество версий о происхождении пещер в Дивногорье. Пещер там несколько: есть пещеры в так называемых Больших Дивах, в 3-х км от монастыря, где в одном из столбов в 1831 г. была обретена Сицилийская икона Божией Матери и есть пещеры в Малых Дивах у самого монастыря — здесь их гораздо больше.
Археологи о них, как и о столбах, толкуют по-разному: одни относят пещеры к периоду владычества на Руси хазар. Другие говорят, что пещеры в Дивах могли служить нуждам неизвестного «маяцкого городища» — как подземные ходы и тайники. Они же предполагают, что «маяцкое городище» с его подземными тайниками (пещерами) если не половецкого, то древнерусского происхождения.
Но если войти в пещеры, всмотреться в них, можно сделать вывод другого характера. Дивногорские пещеры по своему строению (типу) имеют очень большое сходство с Черниговскими и Киевскими пещерами, выкопанными, как известно, преподобным Антонием, и пещерами в Церковщине, неподалеку от Киева, приписываемые трудам преподобного Феодосия.
Сходство пещер дает ключ к определению времени их устройства, указывает, что они строились в то время, когда нужно было для совершения богослужений укрываться от взоров людей, враждебно относившихся к христианству. А было это на Руси на заре христианства. Некоторые археологи полагают, что устройство дивногорских пещер относится к XVI- XVII векам, когда заселялись города Острогожск и Коротояк. Но достаточных оснований этой версии также нет. Тогда не было бы нужды укрываться в глубине пещер для богослужения. И пещеры имели бы совершенно другой вид.
Если допустить, что дивногорские пещеры хазарского происхождения, то можно предположить: с уничтожением хазарского владычества поселившиеся в Дивах иноки могли воспользоваться готовыми пещерами и приспособить их для христианских молитвословий, а также от набегов людей, промышляющих разбоем. Каких только мыслей не высказывалось о пещерах. Один из археологов даже отнес их к первым временам христианства, считая современными римским катакомбам, основываясь на сходстве внутренних устройств.
Перейдем к основанию Дивногорского монастыря. Кто же и когда его создал?
По письменным памятникам, монастырь основан в 1653 г. Но, наверное, будет правдоподобнее, если этот год принять за год его восстановления а не за год его основания. Первыми насельниками, стало быть, основателями Див-ногорского монастыря были выходцы из Сицилии, иноки Ксенофонт и Иоасаф, гласит народное предание. Они принесли с собой из Сицилии и икону Божией Матери. Когда они поселились в Дивах, неизвестно, так как об этом нет никаких письменных записей, а предание о сем умалчивает.
Некоторые преосвященные относят основание монастыря к концу XV века,когда православные греки, жившие в Сицилии, вследствие гонения их со стороны католиков, оставили Сицилию и нашли себе убежища — кто на своей родине в Греции, кто в далекой единоверной России.
Нынешние насельники Дивногорского монастыря считают, что вопрос о возникновении монастыря сложный, глубокий и до конца не изученный. Кроме существующих версий его происхождения, у них имеется и своя. В 1653 году было лишь возобновление уже существовавшего некогда монастыря. В это время десяти монахам — переселенцам из Малороссии царем Алексеем Михайловичем было высочайше позволено обосноваться в здешних местах.
Но что заставило строить храм в пограничной полосе, которая постоянно подвергалась набегам ногайцев, казаков, татар? Зачем рыть такие огромные пещеры, когда тут же рядом строился наземный храм? Объясняется просто: любовь и преданность к подвигам древних отцов заставили их поселиться здесь. То есть они обнаружили пещерный храм, уже существовавший несколько веков, и поселились при нем с риском для собственной жизни.
Сохранилось несколько документов. Это в основном челобитные, написанные от лица монахов игуменом Гурием царю Алексею Михайловичу Романову.
«Милостивый государь, помилуй, мы тут богомольствуем, усердствуем, строим храм. Крестьян у нас нет, землю не пашем, пожалуй нам немного хлеба и денег по десять рублей на год…». А о пещерах — ни слова.
Множество тайн и загадок скрывают пещеры. До сих пор находят все новые и новые подземелья. Что же представляет из себя пещерный храм? Это огромные подземные сооружения с многочисленными разветвляющимися на разных уровнях ходами и уникальнейшей архитектуры комнатами с крестово-купольными сводами, свойственными восточным храмам XI века.
В письме игумена Гурия царю Алексею Михайловичу сообщается, что построен деревянный храм в честь Николая Чудотворца, кельи, ограда вокруг монастыря. Тут же он добавляет, что в выбито горе много помещений. Когда и кем выбито — не указывается, тем самым подтверждается, что пещеры уже были до этого. Судя по всему, подземные храмы — это святыня древнего христианства, существовавшая с незапамятных времен…
Сегодня пещерный храм в Дивногорье является памятником архитектуры. Храм включен в государственную программу поддержки памятников истории и архитектуры и охраняется государством.
В монастыре же в настоящее время постоянно проживают около двадцати насельников, из них несколько монашествующих. Ведется строительство храма и ремонт помещений. Систематически совершаются богослужения. При монастыре имеется подсобное хозяйство — скот, птица, огороды. Летом на огромных лугах заготавливается сено.
Но вернемся к Сицилийской чудотворной иконе Божией Матери, которая установлена в храме Успенского Дивногорского монастыря. Если кто-то увидел ее один раз, никогда не забудет. Очень сильное впечатление производит она. Божия Матерь изображена сидящей на облаках. В правой руке она держит лилию с шестью белыми цветками, а левой придерживает младенца. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит также ветку лилии с шестью белыми цветками. По обеим сторонам Божией Матери изображены по три херувима, а внизу — два коленопреклоненных ангела. Наверху иконы изображен Святой Дух.
Выражение лиц Божией Матери и младенца — милующие, вливающие в душу даже великого грешника мир, отраду и утешение. Лилии написаны на иконе не для украшения, а имеют символическое значение, напоминая молящемуся перед иконою о Господе Про-мыслителе, чтобы человек всегда и во всем полагался на промысел Божий.
Где же и когда началось прославление Сицилийской иконы Божией Матери? В нашем ли отечестве или раньше, еще в Сицилии? Документов, отвечающих на эти вопросы, нет. Наши же воронежские летописцы говорят, что прославление иконы началось с 1831 года, когда на Воронежскую губернию обрушилась эпидемия холеры, и спасения от нее не было никакого. Народ пришел в ужас. И вот Царица Небесная в эту грозную годину явила людям Свою милость.
Она явилась во сне одной благочестивой женщине города Коротояка Екатерине Коломенской в том виде, как была изображена на Сицилийской иконе, и повелела взять ее (икону) в Див-ногорском монастыре и совершить перед нею молебен. Когда молебен совершился, холера прекратилась.
Народ любил эту икону, не понимая слово «сицилийская», трактовал его по-своему, называя «исцелийской», то есть исцелительницей. Сицилийская икона Божией Матери — вещественный памятник древней эпохи, который живет и действует поныне.
А цветы в руках Божией Матери и младенца как бы говорят нам: мы белы и чисты, как первый снег; мы растем просто и открыто — будьте же и вы чисты и светлы душою, просты, откровенны и невинны сердцем.

Даты и общий список экскурсий смотрите в «Графике экскурсий».

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь находится в живописном месте у меловой горы. От парковки +/- 300 ступеней вниз по металлической лестнице в тени леса). Над ним в высокой горе пещерная Церковь-храм Рождества Иоанна Предтечи (Малые дивы), еще выше голгофа с крестом. Оттуда открываются сумасшедшие панорамные виды на монастырь, Дивногорье и равнинную лесостепь пронизанную извилинами рек Дон и Тихая Сосна. Круть! Церковь аналог более известным пещерным храмам Киево-Печерской лавры и Каппадокии (Турция). Первое документальное упоминание 1653г. А меловые Дивы летописно в 1389г монахом Игнатием Смолянином по пути в Византию.
Организацией экскурсий занимается братия Дивногорского монастыря. Время 11:0 , 13:00, 15:00 по мере накопления туристов. Стоимость была: 100р/взр., 50р/дет. И это, пожалуй, самая интересная экскурсия по пещерным храмам из всех там существующих. И в отличие от экс. заповедника (Большие дивы) очень лояльный и доброжелательный подход, а в частности к туристам с детьми и нет излишней академичности! Краткая история и гипотезы возникновения. Как и в больших дивах со свечками (освещения нет) водят по пещерным залам, узким проходам и лестницам и никуда не торопят. Жутко интересно, а детям тем более! Учтите, что внутри температура ниже, чем снаружи, как в холодильнике, берите теплые вещи.
Есть, конечно, и свои нюансы! К сожалению, первозданность теряется. Велась «реставрация» с полным новоделом и евроремонтом — керамическая плитка на полах, пластиковые окна в пещерных оконных проемах и т.п. Плохо это или хорошо трудно судить. В советский период все это было заброшено, подвергалось вандализму и пришло в глубокий упадок.
Советую обязательно испробовать монастырский квас на травах, супер!)
Посетить пещерный храм иконы Сицилийской Божией матери (Большие дивы) в Дивногорском заповеднике. Прогуляться на р. Дон и Тихую Сосну. Дон широкий, судоходный, быстрое течение, водовороты, грязный. А вот Тихая Сосна чистейшая, видно под водой метров на 10, лепота!
Как добраться:
автотранспорт с. Селявное, по указателям на парковку (12км от хутора Дивногорье);
ж/д ст. Дивногорская сразу напротив;
пешком (7км) по Дивногорскому заповеднику (от больших див к малым)
П.С. Для маломобильных групп, достоприм. не подойдет точно! Много протяженных лестничных и гористых подъемов и спусков. Желательно надеть удобную обувь и взять теплую одежду (накидку) для посещения пещерного храма.

Русская православная церковь (РПЦ) может стать собственником храма Сицилийской иконы Божьей Матери, который входит в пещерный комплекс музея-заповедника «Дивногорье» в Воронежской области. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на и. о. директора музея Софью Кондратьеву.

По ее словам, о передаче имущества музею сообщил департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. «Передача пещерного комплекса в РПЦ означает глобальную перестройку структуры музея-заповедника и, возможно, его разрушение, потому что это наше сердце — все наши туристические маршруты ведут к нему»,— отметила госпожа Кондратьева (цитата по ТАСС).

Ранее митрополит Воронежский и Лискинский Сергий в интервью «Ъ-Черноземье” рассказывал о сложностях, которые, в свою очередь, возникают у церкви при получении памятников архитектуры. «У нас есть несколько пещерных меловых монастырей, которые в советское время были разорены, превращены в развалины. Мы все восстановили. Но когда пришла инспекция, нам сказали: «Здесь никогда не было на полу мрамора». Может, его и не было, но иначе возникают неудобства не только у священнослужителей, но и у прихожан, когда они заходят в пещеры: это же мел, он моментально белит обувь, одежду, его непросто потом отчистить. Но нам приказали убрать — убрали. Через несколько месяцев назначили другого руководителя инспекции, тот посмотрел — и говорит: «Да, грязно, постелите мрамор опять». Такой подход очень нелогичный и мешает общему делу»,— рассказывал митрополит.

Сергей Калашников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *