Для чего ходить в церковь?

Неужели мы способны достичь высокого уровня посвящения Господу без каких-либо обязательств? Это равносильно тому, что мы отправимся на работу, но при этом свои должностные обязанности исполнять не станем. Кто, скажите на милость, нам заплатит за такой «труд»? Иначе говоря, мы не можем получить зарплату, пока не выполним то, что от нас требуется согласно должностной инструкции. Поэтому на вопрос «Зачем мне посещать храм?» я бы ответил так: «Потому что ты обязан это делать!»

Из Священного Писания хорошо видно, что, как только Бог сотворил Адама в Эдемском саду, Он сразу же озвучил ряд обязанностей. Это очень важный момент, поскольку Бог точно знает, что именно будет способствовать человеческому развитию и успеху: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).

На основании данных мест мы видим первые обязанности человека – размножаться, населять землю, содержать Божье творение в гармонии. Озвучивая все эти обязанности, Бог произнес еще одну чрезвычайно важную фразу: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него…» Иначе говоря, Бог заповедал человеку какие-то вещи делать, а какие-то – нет…

Не знаю почему, но многие христиане считают: нужно больше обращать внимание на то, что ты не делаешь, чем на то, что ты делаешь либо должен делать. Давайте будем предельно честными хотя бы с собой. Часто ли вы думали о себе так: «Я – нормальный христианин потому, что не пью, не ворую, не прелюбодействую, не матерюсь…» Этот список с частицей «не» у каждого свой. Но если мы проанализируем учение Иисуса Христа, то увидим, что Он больше говорил людям о том, что им нужно делать, чем о том, что им делать не следует. Иначе говоря, Он пришел и показал нам наши возможности. Мы с вами только что прочли места из Библии, в которых Бог говорит Адаму о его колоссальных возможностях: «Адам, Я передал тебе власть, чтобы ты управлял всем тем, что Я создал. Ты, и только ты, имеешь право возделывать Эдемский сад! Я дал тебе власть над всеми рыбами, птицами и животными!»

А теперь давайте обратимся к притче о богаче и Лазаре. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лук. 16:20,21).Если посмотреть на ситуацию с точки зрения обывателя, то, оказывается, богач вел себя по отношению к этому нищему достаточно неплохо, хотя последний, возможно, приносил богачу ряд неудобств. Представьте: мало того что этот нищий лежал у ворот богача, так еще и стая собак постоянно крутилась у дома. Если бы вы были на месте богача, кому бы из вас такое понравилось? Тем не менее богач Лазаря не прогнал. Но он и не сделал ничего согласно обязательствам, которые Бог провозгласил для Израиля: «Ибо нищие всегда будут среди земли ; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11).

Итак, богач не выполнил свои обязательства, которые были даны Богом. Иначе говоря, он согрешил. Именно поэтому я хочу вновь спросить тебя, человека, называющего себя учеником Христа: «Что ты делаешь сейчас, чтобы выполнять все свои обязательства перед Богом?»

Возьмем, к примеру, 1-ю и 2-ю заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12:30,31). Слово «заповедь» в переводе с греческого означает «приказ», «указание», «постановление». Другими словами, заповедь – это то, что мы с вами обязаны исполнить.

Вот в чем суть: когда мы, не посещая храм, хотим называться христианами, но при этом считаем нужным исполнять лишь правила из разряда «не делай!» (а может, еще и успокаиваем себя этим!), что тогда прикажете делать с заповедью, которую озвучил Иисус? Ведь она гласит, что мы должны (обязаны) возлюбить Господа Бога и всем сердцем, и всею душою, и всеми силами! А еще в Библии сказано, что показатель нашей любви к Богу – это наша любовь к рожденному от Него. Видите, насколько все взаимосвязано!

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:20,21).

Итак, в основе всего – слово «любит». Любовь всегда притягивает людей друг к другу. Любовь способна побудить нас отложить все ради того, кого мы любим. Если ты говоришь, что любишь Бога и людей, но при этом не посещаешь церковь, – это пус­тые слова. Любовь – это не слова, любовь – это всегда действия!

В этой связи стоит обратиться к притче о добром самарянине. В ней говорится о некоем человеке, который был ограблен и избит. Мимо прошли религиозные люди – священник и левит, которые больше были ориентированы на запрет – «не делай!», чем на возможность – «делай!». В итоге они так и не стали ближними для раненого. Этим самым ближним стал некий самарянин, который, сжалившись, оказал раненому помощь. Смотрите, Иисус ведь не просто так спросил у учителя закона: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лук. 10:36,37).

Исходя из текста мы видим, что ближний – это тот, кто оказал милость. Ближний – это не тот, кто нуждался, а тот, кто являлся таковым для нуждающегося! Ближний – это не тот, кто меня обходит стороной, а тот, кто вкладывает в меня время, деньги, силы (иначе говоря, самого себя!). И, обращаясь снова ко второй заповеди, мы с вами видим, что на нас возложена Богом обязанность – возлюбить ближнего.

Сейчас мы подошли к очень интересному моменту: с одной стороны, мы должны знать того человека, которому нужно оказывать милость (другими словами, я должен быть в церкви, чтобы дать возможность людям, посещающим храм, проявить себя в качестве ближнего), а с другой стороны, Иисус дал четкое указание: «иди и поступай так же» (то есть становись ближним!). Итак, не посещая церковь, мы не можем стать этим ближним, потому что для того, чтобы возлюбить ближнего, я должен возлюбить Господа, а любить Господа и не посещать храм означает любить только на словах, что является нарушением Божьего установления, а также второй заповеди Христа!

Отсюда следует логичный вывод: все люди – от ребенка до старца – должны посещать храм, чтобы исполнить свои обязанности перед Богом. А в этих обязанностях сокрыты и наши привилегии, и наша честь…

Петр Гутырчик

Наше общество справедливо называют обществом потребления. Это касается не только потребления материальных благ. Можно сказать, что дух потребления проник и в религиозную жизнь. Люди зачастую приходят в храм, как в некий супермаркет, используя Церковь как цех ритуальных услуг, больше думая о жизни земной, чем о жизни вечной. Можно ли осуждать человека за то, что он приходит в храм не за спасением души, а за исполнением своих надежд и чаяний здесь, на земле? Ведь духовная жизнь – личное дело каждого. Поговорим на эту тему с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священником Аркадием Махсумовым.

– Отец Аркадий, как относиться к Церкви? Как к обществу спасаемых или как к месту, куда люди приходят за духовными благами, крестятся, посещают праздничные службы, ставят свечи, участвуют в церковных таинствах и заказывают требы?

– Сегодня положение вещей таково, что люди приходят в храм либо только поставить свечи и заказать требы, либо посетить службы и поучаствовать в таинствах. Это две категории прихожан, находящихся в разных духовных состояниях.

Первые только внешне воспринимают Церковь. И можно сказать, что они, заходя в храм и совершая какие-то формальные действия, остаются вне Церкви. Они воспринимают Церковь как магазин духовных услуг, пытаясь в храме заключить сделку по принципу: «я, Тебе, Господи — свечку, а ты мне — «отлично» на экзамене или хорошего мужа». А ведь они пришли к Самому Богу! Зачем же просить у Царя пыли из Его дворца, если в Церкви можно рассчитывать на Небо, на любовь и благодать Божию?

Храм – не место, куда надо приходить, чтобы прыщик с лица свести или простуду вылечить. Мы приходим сюда за спасением своей бессмертной души, но для этого надо самим потрудиться. А люди готовы отдать в храм купюры, лишь бы не утруждать себя ничем, не жертвовать личным временем и силами. Им кажется, что в жизни могут произойти изменения без их личного участия и личного подвига. Проще откупиться от Бога и ждать желаемого результата. Такой магический подход к Церкви, к сожалению, глубоко проник в наше общество и даже в среду верующих людей. Наверное, нужно какое-то время, чтобы такое отношение изменилось. Хотя само по себе и не плохо, что люди вообще переступают порог храма, пусть даже на первых порах поставить свечку.

– А есть ли хоть какой-то результат для души, если люди, как Вы говорите, пришли в храм откупиться?

– Я думаю, что Господь — всегда наш адвокат, Он понимает бедственное положение души этих людей, понимает их немощи, их духовную наготу и скудость. Есть надежда, что благодать Божия и наша соборная молитва подействуют, и Господь обратит их к Себе. Легкой дороги к Богу нет, но если человек в храме, значит, у него уже есть шанс встать на путь спасения.

– Значит, любой человек, приходящий в храм, в каком бы понимании веры он ни находился, может надеяться на оправдание?

– Сам факт, что он просит помощи у Церкви, говорит о том, что он наш брат. Это все-таки гораздо лучше, чем говорить, как сейчас принято, что Бог в душе, и Церковь не нужна. Только каким образом через завалы нераскаянных грехов, гордыни, суетную жизнь Господь попадает к ним в душу? Непонятно, да об этом и не думают.

К сожалению, не всегда мы приходим в храм, потому что любим Бога. Многих приводит скорбь, нужда, боль. Но если человек останется в храме, то неизбежно его духовное состояние изменится, он будет расти в своей вере. Господь обязательно поможет, что-то непременно изменится, произойдет по молитвам Богу. Господь и призывает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А дальше Он говорит: Возьмите иго Мое на себя… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя мое легко (Мф. 11, 28-30). Это уже следующая ступень в духовном развитии. Иго Господнее – это исполнение заповедей, это жизнь по Евангелию. То есть это не тяжелая повинность, а путь к спасению. Поэтому я думаю, что ничего нет страшного в том, что человек приходит в храм с житейскими нуждами. Наступит время, и он будет приходить не только со своими бедами, но и с благодарностью Богу за то, что Господь исполнил просимое. Потом он придет с покаянным чувством, а в дальнейшем с размышлениями о своей жизни, переосмысливая многие свои поступки. Он научится работать над собой, отслеживать свои поступки, помыслы, все движения своей души. Человек переродится – это неизбежно. Гораздо хуже для крещеного ходить мимо храма, даже не представляя, как он устроен внутри, боясь перекреститься.

– Давайте вернемся к началу нашей беседы и поговорим о прихожанах, которые постоянно участвуют в богослужении, в таинствах.

– Это уже совсем другая категория верующих людей, воцерковленных. Они находятся в определенном духовном росте, зрелости, понимании сущности Церкви в деле спасения. Христос – это Спаситель, а в Спасителе нуждается тот, кто видит, что он погибает, кто верит от всей души, что только Христос может его спасти, и поэтому эти люди в храме. Как было бы хорошо, если бы все православные люди правильно понимали свою веру и не были пассивными получателями духовных услуг.

– Среди моих знакомых и близких мне людей есть те, кто всю жизнь заходит в храм, но дальше свечного ящика не продвинулся. Можно сказать, что Бога в их жизни нет?

– Бог создал человека свободным. Он может верить, как хочет, Господь слышит всех. Но Ему не за что взять таких людей. Он протягивает руку, а они в ответ – нет. Они не ищут Бога, потому Его и нет в их жизни. Но все равно, с разной скоростью, по-разному, человек неизбежно склоняется к тому, что храм Божий ему нужен. Я в этом уверен и не знаю ни одного человека, пребывающего долгое время в церковной ограде, который не переосмыслил бы то состояние, в котором он когда-то впервые вошел в храм. Для благодати нет преград, она проникает в сердце неизбежно, и человек меняется. Он не может уже относиться к храму потребительски.

Есть, конечно, категория людей с непомерной гордостью и упорным нежеланием покаяния. Они долго держатся за свои предубеждения, и это пересиливает желание преображения и спасения в Боге. Такие люди воспринимают храм, простите за грубое сравнение, как подсвечник. А храм – это место особого благодатного присутствия Божиего, где совершается Евхаристия, соборная молитва, таинства. Церковь – великое благо, она создает наилучшие условия для того, чтобы человек понял, каким он должен стать, чтобы принять Христа. И когда человек это поймет, жизнь его станет духовно намного богаче. Заметьте, что в храмах становится больше молодежи, и проповеди люди слушают очень внимательно, и на беседы огласительные приходят, которые проводятся перед Крещением. Люди стали сознательно обращаться к вере. Дикость 90-х, когда народ врывался в храмы, не понимая, зачем, – прошла, и далеко не все в нем задержались. Но те, кто остался, знают, что такое духовная жизнь, понимают ее глубинные основы.

– Часто люди, воцерковляясь, приобретают внешнее благочестие, они скрупулезно выполняют все церковные правила, но внутренне остаются теми же. В чем состоит опасность подобного «воцерковления» и как обезопасить себя от фарисейской закваски, о которой говорит Евангелие?

– Через все Евангелие проходит осуждение фарисейского понимания духовной жизни. Христос обличает законников и книжников, потому что они все делают напоказ. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божиих заповедей. Но вместо любви и милости к ближнему они сделали главной своей целью мелочное следование различным обрядовым подробностям. Именно за такое непонимание сути Закона Божиего, за лицемерие, чрезмерное увлечение внешним благочестием обличал их Христос. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2, 27), Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст (Мф. 15, 11) и т.д. Вот эти и другие наставления Спасителя и предостерегают человека от фарисейской закваски.

Надо внимательно читать Евангелие, и не просто читать, а жить им. Нельзя в духовной жизни передвигаться на ощупь, в темноте, самостоятельно, от «ветра своей головы». Лучше заручиться помощью наставника, руководствоваться советами священника, обязательно читать Священное Писание, святых отцов. И, конечно, если мы что-то не понимаем в своей духовной жизни, надо искренне просить помощи у Бога. А Господь никогда не оставит.

– Евангелие нам говорит, что без Церкви нет спасения. А в Церкви для всех ли оно есть?

– Христос на этот вопрос ответил так: Человеку это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Мы не знаем, спасется ли каждый человек, который пришел в Церковь, мы не можем сказать, кто погибнет, а кого ждет Царствие Небесное. Только знаем евангельские слова о том, что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14). Надо всегда помнить о том, что мы не достойны спасения, и если бы Господь судил нас по нашей жизни, по нашим мыслям и поступкам, мы заслуживаем только геенны, только мучений вечных. Но при этом мы должны уповать на Его милосердие и любовь, на Его всепрощение.

Мы должны понимать, что никакими заслугами Царства Божьего не достигнуть, это не тот путь, который приведет нас к спасению. Наши добрые дела и все, что мы совершаем в храме, – это лишь инструмент для нашего внутреннего устроения, для того, чтобы мы могли очиститься душой, принять в себя Тело и Кровь Христовы. И тогда, я думаю, у нас будет шанс войти в Царство Божие, как говорят нам отцы Церкви. Будем их слушать, исполнять их советы, которые они нам оставили, и будем надеяться на Божию милость.

В большинстве случаев, встречая ребёнка в церкви, нам хочется видеть их святость, ведь они подобны ангелам, но происходит обратное, — озорная мордочка норовит улизнуть со службы и хочет пошалить. В редких случаях ребёнок принимает служение.

И есть некоторые церкви, которые посещают дети разного возраста. Там охотно принимают детей младшего возраста, когда появляются первые признаки самостоятельности, при условии их кроткости. Так как в таком возрасте большинство детей очень шумные.

Да, они ещё не понимают смысл заповедей у них не сформировалась позиция и твёрдость убеждения. Но они чувствуют как надо появляться в церкви, как себя вести и показывают своё будущее отношение к религии. Есть такие дети, и они умиляют, трогают и восхищают.

Детская исповедь начинается с семи лет. Как правило их за руку приводят родители и подают пример навязывая определённый стиль поведения. Ребёнок должен быть крещёным. И если ребёнка в семье с раннего возраста приучают к храму и молитве, то он может прийти в церковь как только научится ходить. В остальных случаях самостоятельное посещение зависит от желания самого ребёнка, для начала ему хотя бы достичь возраста, когда чувствует необходимость причаститься и исповедаться. И возраст может начинаться с совершеннолетия, так как у ребёнка помладше ещё не появились грехи и посещение только укрепит его веру.

12. Зачем нужно ходить в храм?

Вопрос:Зачем нужно ходить в храм, можно ведь прекрасно верить в Бога и молиться дома?

Отвечает священник Константин Пархоменко:

Храм, или церковь, – место, где совершается богослужение. И, среди других, самое главное богослужение – Божественная литургия.

Ходить в храм – не значит ставить свечки и молиться перед иконами. Это, как раз можно делать и дома. Прежде всего, ходить в храм – значит, участвовать в Литургии, входить в общение с Богом, принимать в себя жизнь и силу Его. (Он Сам сказал однажды: Если не будете есть Тела и пить Крови Сына Человеческого, не будете иметь жизни .)

Что происходит на Литургии? Священник берет хлеб и вино, он и все верующие, собравшиеся в храме, молятся, и Бог таинственным образом претворяет хлеб и вино в Свои Тело и Кровь. Претворяет – значит, невидимо изменяет, творит из земных веществ что-то новое.

«Тело» в древности означало живого человека, кровью обычно скреплялся Завет Бога с людьми. Когда Христос устанавливал Таинство Причащения, Он хотел сказать следующее: под видом хлеба и вина Я, Живой, буду с вами. В этом и есть тайна Нового Завета.

Итак, Таинство Причащения – это свидетельство о присутствующем с нами Боге! И не просто свидетельство – это Таинство встречи с Богом! Причащаясь, мы соединяемся с Господом, принимаем в себя Его живительную, благодатную силу.

А теперь сами себе ответим на вопросы: мы хотим иметь вечную жизнь? хотим стать причастниками Божией силы? хотим, чтобы наше общение с Богом стало не прохладно официальным (как у крещеного, но невоцерковленного человека), а живым, семейным? Если хотим – должны идти в храм.

…Когда двое людей любят друг друга, они хотят быть вместе, они обнимаются, целуются. Они не могут вынести разлуки и скучают друг по другу. Так и человек, любящий Бога. Он скучает без Бога, тоскует. Евхаристия – это Таинство единения человека с Богом. И оно совершается в храме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *