Для чего нужна религия человеку?

1. Религия, её роль в жизни современного общества.

Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) — внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы — Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

  1. Вера в сверхъестесвенное
  2. Организованное поклонение высшим силам — культ
  3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:

  1. Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир
  2. Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.
  3. Тотемизм — поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
  4. Анимизм- вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с соврменной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

  1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
  2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций
  3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Роль религии в жизни современного общества:

  1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем
  2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей
  3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
  4. Способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
  5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы
  6. Узаконивает некоторые общественные порядки

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. Получил около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Причины огромного разрыва между теми, кто разбогател и теми, кто обеднел:

  1. Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. ХХ в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  2. Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале-середине 90-х гг. ХХ в.
  3. Приватизация А.Б. Чубайса. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
  4. Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
  5. Невыплаты заработной платы в России в 1990-е годы во время проведения экономических реформ приняли систематический и массовый характер, охватив большинство занятого населения во всех регионах и в большинстве отраслей экономики.
  6. Указ о «Свободе торговли» 1992 года. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей. Большая часть населения не была готова к такому повороту событий.
  7. «Раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти».

Экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами:

  1. Доступное здравоохранение
  2. Льготы по оплате коммунальных услуг
  3. Льготы многодетным семьям, матерям-одиночкам
  4. Различные налоговые льготы
  5. Национальные проекты «Образование»; «Здоровье»
  6. Программа строительства жилья молодым семьям («Молодой семье — доступное жилье»), оно же — ипотека
  7. Обязательное социальное страхование
  8. Пенсии: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальная пенсия

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает учебе?». Кого бы из своих одноклассников вы попросили принять участие в этой работе? Какие бы качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Она выполняет множество важных функций: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, функции интеграции, дезинтеграции, трансляции культуры, легитимизации, разлегитимизации. Например, психологическая подразумевает утешение в тяжелой жизненной ситуации. Она также формирует определенную картину мира, которая выражается и в отношении к различным жизненным испытаниям, особенно часто — смертности человека.

Исходя из этого, я могу сказать, что З. Фрейд очень емко и верно описал некоторые из функций религии, её свойство облегчать человеческую жизнь.

К вопросу о роли религии в жизни человека часто обращается литература. Например, в повести

В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, оказавшись в полном отчаянии, впервые со времен детства начинает молиться. В окружавшем ее обществе религиозность порицалась и считалась проявлением необразованности, однако обращение к богу становится одним из факторов, давших ей силы бороться за свою жизнь и трудиться, когда она осталась в разоренном хуторе в полном одиночестве.

Обращусь к примеру из истории нашего Отечества. Люди всегда обращались к религии в самые сложные для них времена. В годы Великой Отечественной Войны заметно возросло число верующих людей. Оказавшись перед лицом страшного горя и невероятно тяжелых испытаний, люди стали искать спасения и утешения у богов.

С высказыванием З. Фрейда трудно не согласиться. Религия во все времена была источником спокойствия и жизненных сил для самых разных людей.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id101734

Обновлено: 2020-08-26 Опубликовал(а): Табуретка Куршева

14. Зачем верующим нужна Церковь?

Вопрос:Зачем верующим нужна Церковь?

Отвечает священник Александр Мень:

Христос не хочет, чтобы люди духовно возрастали и развивались в одиночку, замкнутые, изолированные друг от друга. Для этого Он создает Свою общину, по-русски — Церковь. Он знал тогда и знает сейчас, что в общине людей всегда будут свои сложности, трудности, но тем не менее Он знал также, что это соответствует природе человека, что мы должны вместе развиваться, в единстве. Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них”. Вот почему нужна Церковь, вот почему нужно, чтобы люди собирались вместе, читали, думали, молились и, наконец, совершали Евхаристию.

Некоторые люди очень хотели бы, чтобы история Церкви была гладкой, поучительной во всех отношениях, но когда они будут встречаться в этой истории с трагическими, тяжелыми моментами, когда они увидят наши грехи — грехи христиан, несовершенство конкретной, эмпирической истории Церкви, они не должны этим смущаться. Потому что поток, текущий из сердца Христова, имеет две природы: божественную и человеческую. Церковь — богочеловеческий организм. Но в отличие от Самого Христа — Богочеловека, Который был во всем подобен нам, кроме греха, Церковь составляют люди, подобные нам во всем, в том числе и в грехе. Поэтому нетерпимость и властолюбие, и честолюбие — все это, к сожалению, изживалось и изживается в церковной истории долго и мучительно. И надо уметь отделить эти наши немощи христиан как людей конкретного исторического времени от Духа Христова, Который в Церкви реализуется. Ибо, как говорил Николай Бердяев в своей статье «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан”, не человеческие преимущества ставят христианскую Церковь во главе духовного движения человечества, а тот импульс Духа Божия, который с самого начала вошел в нее. Пятидесятница, день Святого Духа, — она двинула в поход на завоевание мира людей, отнюдь не имевших каких-то преимуществ, людей, которые не обладали ни обширным образованием, ни поддержкой властей — ничем. Двигал ими — Дух Божий.

Проблемы, волновавшие христиан пятнадцать и двадцать веков назад, — это все те же проблемы, которые актуальны и сегодня. Поэтому, когда вы входите в любой храм, присмотритесь вокруг: вы увидите там иконы, изображения людей, живших в Палестине, Египте и Сирии, в Древней Греции и Византии, в Древней Руси и в Африке, — людей всех народов, языков и культур. И все они вместе участвовали в этом сложном великом деле — начале Церкви Христовой. Начало ее — вот эти две тысячи лет короткие, которые пронеслись незаметно, как сон, бурные две тысячи лет. А сколько впереди? Как говорил Господь, «не ваше дело гадать о временах и сроках”. Я думаю, что Церкви предстоит еще многое и многое совершить на земле.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

– Зачем современному человеку Православие?

Поскольку этих «зачем» много, то обозначим лишь несколько основных.

1. Православие своим учением о бессмертии человеческой личности отвечает на один из самых волнующих вопросов: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» и открывает разумный смысл жизни и всей деятельности человека.

Оно говорит, что жизнь без веры в бессмертие не только не может являться ценностью для человека, но часто оказывается и тяжелейшей трагедией, приводящей к самоубийству. Вера в вечную смерть личности полностью обессмысливает эту жизнь. Трагедия смерти особенно страшна для живущих такой верой, когда они расстаются навечно со своими любимыми, с богатством, славой, властью.

Но земная жизнь становится ценностью и приобретает действительно реальный смысл, когда рассматривается в качестве того ответственного этапа существования человека, во время которого он может определить свою будущность, свою вечность, поскольку здесь человеком совершается свободный выбор между добром и злом, определяется его отношение к совести, к святости, к истине. И это определяет характер всей деятельности человека.

Об этом прекрасно сказал Ф. Достоевский: «…только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разум­ную цель свою на земле». «Без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо».

Но каково будет это бессмертие? И здесь открывается еще одна особенность православной веры. Она говорит, что вечная жизнь возможна не только праведникам и святым, но и великим грешникам. ибо Христос – Спаситель всех людей (1 Тим. 4:10), как Он Сам сказал: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12:32).

2. Вера в Бога-Любовь совершенно изменяет самосознание христианина в окружающем мире, его отношение ко всем жизненным трудностям, болезням, к самой смерти. Он знает, что в жизни нет случайностей, что всё происходит по премудрому Закону любви, которым является Бог. И потому даже тяжелые страдания оцениваются не как рок или случайность, не как происки врагов, не как несправедливость или месть, или наказание Бога за грехи, и пр., но как следствие собственных нарушений законов духовной и нравственной жизни. Бог во всех этих ситуациях оказывается лишь Врачом, Который готов оказать и всегда оказывает человеку помощь при любых изменениях его духовного состояния. Это состояние порождается самим человеком, прежде всего, его отношением к голосу совести, к евангельским заповедям, и потому оно может быть различным до противоположности: или игнорированием нравственного закона, ропотом, озлобленностью на всех и на вся, или осознанием своих грехов, принятием скорби как достойного результата своей жизни и искренним раскаянием в совершённых неправдах. Отсюда и действия Божии носят разный характер. При этом верующий знает, что Бог готов в любой момент дать ему самое лучшее, что принесет пользу его и душе, и телу. Ибо Бог – это любвеобильный Врач, а не карающий палач! Такое убеждение дает твердость и утешение человеку даже в самых трудных обстоятельствах жизни.

3. В отличие от всех мечтательных образов совершенного человека, создаваемых в литературе, философии, психологии, христианство предлагает реальный и совершенный его образ. Это – Христос. История показала, что этот Образ оказался в высшей степени благотворным для множества людей, следующих Ему в своей жизни. Дерево узнается по плодам. И искренно принявшие Православие, особенно достигшие святости, лучше всяких слов засвидетельствовали своим примером, что́ оно делает с человеком, как изменяет его душу и тело, ум и сердце, делает его носителем любви, выше которой нет ничего в мире. Они открыли миру богоподобную красоту души человеческой, показали, что такое истинное духовное совершенство.

4. Ничто так не мучает человека, как его собственные страсти: раздражение, злоба, зависть, уязвленное самолюбие, гордыня, мстительность, алчность, пьянство, жажда власти, богатства, и т. д. Как избавиться от этих страшных врагов, живущих в душе? Православие указывает средства освобождения от их рабства, предлагая заповеди Христовы и открывая законы духовной жизни. Знание их и следование им – это реальный путь к действительному счастью. Как писал апостол Павел: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). И этот путь был проверен бесчисленное количество раз.

5. Какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи, астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, многие из которых не имеют никакого практического значения в жизни человека. А вот законы его духовной жизни, с которыми он соприкасается ежечасно и ежеминутно, остаются совсем неизвестными, хотя нарушение их имеет неизмеримо более серьезные и печальные последствия, нежели всех других. Но эти духовные законы, без знания которых счастья не достигнешь, почти неизвестны. Потому и происходит то, о чём так хорошо написал иеромонах Роман:

Сеем рожь, а косим лебеду,

Непрестанно ищем виноватых.

Строим рай, а вертимся в аду,

Узнавая в ближнем супостата.

Православие открыло эти законы. И в качестве примера можно привести некоторые из них.
– Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Мысль ясная: только тот, кто ищет, прежде всего, правды и святости в своей жизни, получит не какие-то мимолетные богатство, власть, славу, а именно счастье и на земле, и в вечности.
– В Евангелии читаем: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Этим законом утверждается прямая зависимость силы любви человека от его нравственного состояния. Безнравственность всегда уничтожает в человеке чувство любви, а с ней и все другие духовные ценности. Об этом писал и один из крупнейших психоаналитиков XX века К. Юнг: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые темные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям» .
– Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу? (Ин. 5:44). Этот закон указывает на прямую зависимость состояния христианской веры в человеке от его отношения к возникающим в душе страстям, особенно таким, как стремление к славе, чести, наградам и т. д. Естественно, под верой в данном случае подразумевается не формальное признание истин христианской веры, которые известны и бесам, а чистота жизни по этой вере.
– Святой Исаак Сирин формулирует еще один из важнейших законов духовной жизни: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей». Речь здесь идет не об обычной, естественной, любви, не о влюбленности, не о сострадании, жалости к другому человеку, не о справедливости, взаимопомощи и пр., присущих и любому человеку, не потерявшему чувства добра. Этот закон говорит об особом глубочайшем состоянии любви, которое достигается очищением души от всех греховных страстей. О ней св. Исаак пишет: это «возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу… Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим» .

6. Но почему Православие является верным путём к Богу и целительным бальзамом для человека – это отдельный большой вопрос. Сейчас можно лишь одно сказать: дерево узнаётся по плодам, а в каждой религии таковыми плодами являются её святые, поскольку именно они показывают тот идеал, к которому она призывает человека. Потому верны слова: каковы святые, такова и религия. И стоит только посмотреть на наших святых: Киево-Печерских, Радонежских, Саровских, Оптинских и др., чтобы увидеть, какую красоту души человеческой, не говоря уже об их бесчисленных чудесах и знамениях, открывает Православие! Неужели этого недостаточно? Неужели нужно ещё искать кого-то и где-то?!

– Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми, когда окружающая жизнь наполнена грубостью, пошлостью, тщеславием, развратной модой, разного рода безнравственностью? Как защитить себя от этой грязи?

– Этот вопрос может разрешаться по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но он решаем в принципе. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы XIX века, например, святителя Игнатия (Брянчанинова), А.С. Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих других, которые находились в условиях не многим лучше сегодняшних, но сохранили себя. Да и сегодня немало людей с незапятнанной душой, хотя таковых и становится всё меньше. Нужно не падать духом, но чаще молиться и каяться в душе своей, чаще читать труды того же святителя Игнатия, письма игумена Никона (Воробьёва), валаамского старца схиигумена Иоанна (Алексеева). Человеку, который искренне стремится к чистоте душевной и телесной, Бог обязательно поможет.

Но важно помнить и о следующем.

Существует определённая психологическая закономерность, которую можно бы назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек – как компьютер с бесконечной памятью: в нашем подсознании сохраняется абсолютно всё. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на наше психологическое и нравственное состояние, на поведение, деятельность, отношение к людям и всему окружающему миру. Так что всё, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чём подумали и т.д., обязательно (часто незаметно, а нередко и очевидно) оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим.

И это воздействие будет тем бо́льшим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, чем с бо́льшим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до десяти уровней подсознания, которые находятся на различной глубине, и информация может по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу или оживляющее и радостное воздействие или крайне отрицательное – в зависимости от нравственного характера прежних «картин».

Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вы вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или богатые люди устраивают приём. В доме всё сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг вы видите странную картину: гости приходят – и вскоре под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянет запахом разлагающейся крысы. Какие тут яства…

Но это впечатления внешнего характера, они не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьёзнее то, что совершаем мы сами, в чём участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши чувства. Думаем, что посмотрели и забыли? Ошибаемся. Всё в нас остаётся, и не просто остаётся, но и даёт о себе знать, да ещё как подчас! И очень жаль, что об этом не помним, не знаем. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.

Нередки случаи, когда закоренелые преступники от неожиданно вспыхнувших в них картин прежних злодеяний и возникших страшных мучений совести впадали в тяжелейшую депрессию. Некоторые в этом состоянии кончали жизнь самоубийством.

Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А какие тяжёлые, гнетущие состояния может испытывать человек, наполненный всякой бессовестностью, хорошо знают священники, принимающие исповедь.

Поэтому, насколько можно, необходимо внутренне не участвовать в том, что против совести, что противоречит нравственному чувству. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких грязных воздействий и защитит от них нашу душу.

– Почему мы столько лет ходим в храм, а жизнь наша не меняется? Какой должна быть правильная духовная жизнь, как нужно жить христианину?

– Вы задали чрезвычайно важный вопрос, который касается практически всех верующих, почти без исключения. Действительно, можно сто лет ходить в храм, а в результате, как в песне поётся, «каким ты был, таким ты и остался». Почему это происходит? По очень простой причине, простой и печальной: понимание Православия мы свели к исполнению лишь формы церковной жизни. Ходим в храм, ставим свечи, подаём записки, читаем молитвы, соблюдаем посты, исповедуемся, причащаемся, венчаемся… Такого христианина называют воцерковлённым. Но при всём этом может оказаться, что за многие годы он так ни разу и не помолился, и не покаялся, и не причастился.

Обычно мы молимся, когда нас постигнет какая-то болезнь, скорбь, когда предстоит что-то ответственное; о самом же главном – об избавлении от страстей и грехов наших – молимся редко. Но без молитвы покаяния не может быть никакой духовной жизни — речь идёт не о вычитывании молитв, а о молитве, которая только тогда таковой является, когда совершается с вниманием, благоговением и покаянием. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что «без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие».

Духовная жизнь невозможна без решимости христианина жить по всем заповедям Евангелия, без искреннего покаяния в их нарушении. Если же этого нет, если о заповедях не помним, а выполняем лишь внешние церковные обычаи и обряды, если не боремся с завистью, тщеславием, неприязнью и прочими страстями, которым нет числа; если, как кажется, каемся, но потом спокойно продолжаем жить по-прежнему, – то, естественно, никакого духовного изменения в нас произойти не может. Не может быть добрых изменений, когда исповедь превращаем в отчёт по записке о проделанных грехах, без покаяния и решимости не повторять их. Ничего не изменится в душе, если и причащаемся просто по обычаю в праздник. А где же борьба со страстями, где любовь к ближнему, в которой наше спасение, как пишет святой апостол Иоанн: «Кто говорит: «я люблю Бога»», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4: 8). Потому и остаёмся без плода.

– В самое большое сокрушение меня приводит то, что, будучи врождённой эгоисткой со слабым характером, я никогда не могу выполнить заповедь Господа нашего: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но, если дела ближних мне неинтересны, мне никогда не стать настоящей христианкой, хоть я и пытаюсь. Как выйти из такого положения?

– Вы открыто сказали то, о чём обычно умалчивается и не говорится. Но нужно понять, что никто не достигал той нормы идеального человека, которая дана нам: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Однако мы должны делать то, что можем, смиряться в том, чего не можем, и каяться в том, что нарушаем. И если бы мы действительно искренно хотели совершенства и делали то, что в наших слабых силах, то увидели бы, как Господь освобождает нас от страстей и даёт силы противостоять им. Так что не будем опускать руки и будем помнить, что «Царство Небесное силою берётся» .

Юнг К. Психология бессознательного. – М., 2003. – С. 24–34.

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. – М., 1858. – Сл. 55.

После Архиерейского собора, который прошёл с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, в России вновь заговорили о тесном сплетении власти светской и власти церковной. Своими мыслями по поводу прошлого, настоящего и будущего России с нами поделился доктор философских наук, профессор Уральского федерального университета Александр Перцев.

У разбитого корыта

Алексей Смирнов: «Александр Владимирович, последние годы государство всё более плотно сотрудничает с Русской православной церковью. Это историческая традиция?»

Александр Перцев: «До отца Петра I включительно – Алексея Тишайшего – все русские цари воспитывались священниками. Они могли отслужить молебен, а сращение государства и церкви было абсолютным. Но Петра Алексеевича изначально на трон не готовили, он получил политехническое образование, был технарь и подчинил страну «технарской» власти. С него пошло разделение властей. А после 1991 года, когда рухнула коммунистическая идеология, государство решило: у нас вообще не будет никакой идеологии, мы будем оперировать только фактами.

Сегодня мы заходим в Интернет, и агрегатор выдаёт нам в разных вариантах: Россию отстранили от Олимпиады. Это факт, а объяснять мне его не надо, я его сам себе объясню. Отсутствие серьёзного толкования привело к тому, что нынешние молодые люди живут от одной новости к другой, не видя общей картины мира. Раньше её предлагали философия, религия, но обе оказались у разбитого корыта. Ребёнку говорят: «Не заморачивайся, не читай Блаженного Августина, в системе рыночной экономики он тебе не пригодится…».

Новость по теме Уральский поэт Наум Блик посвятил стихи Олимпиаде и Путину — Это плохо?

— Это не хорошо и не плохо, но, например, по такому же принципу действуют вербовщики ИГИЛ (запрещённой в России организации). Они говорят: «Тебе не нужно читать весь Коран, вот брошюра в 20 страниц, тебе хватит». Мао Цзэдун написал много книг, но пришёл Линь Бяо, надёргал цитат и тоже написал брошюру в 20 страниц. Заучивай наизусть и кричи: «Винтовка рождает власть!». Или: «Женщины Китая – бесконечный источник людских ресурсов». Но там, где нет большой теории, серьёзного богословия, философии, возникает слабый, неразвитый мозг.

— Почему значительная часть чиновников в России сегодня вдруг стали православными?

— Государство в Конституции официально заявило: каждый вправе выбирать себе религию или не исповедовать никакой. Но! В гимне у нас сказано: «Хранимая Богом родная земля». Это говорит о том, что гимн создан для верующих, если ты государственный человек, ты должен его петь и верить в Бога.

Общинный характер жителей России сформировал климат.

Церковь – это щит

Новость по теме Свердловские мусульмане готовы принять беженцев из Мьянмы — Но зачем церковь нужна государству?

— Представьте, идёте вы по лесу, заблудились, вам холодно и страшно. И тут вы увидели щит, указатель. Вы воодушевились, пошли по нему и вышли на дорогу. Но если некие хулиганы развернули щит задом наперёд, он тоже имеет свою ценность! Спасатели говорят: главное, чтобы был хоть какой-то щит, тогда вы выйдете хоть куда-то, найдёте людей, они вас встретят и укажут путь. Если у человека нет никакого щита, он ложится и умирает. А тот, у кого он есть (неважно – правильный или нет), живёт, у него есть надежда. По сути, государству без разницы, при помощи чего воспитывать человека – сказки, религии, философии, был бы результат. РПЦ предлагает: давайте жить по нашей системе ценностей. Помните, как хорошо при нас жили мусульмане! И хочет, чтобы православие стало главной религией, а они будут беречь и воспитывать остальных.

— Функция церкви, религии – воспитание?

— Самое дорогое и неэффективное воспитание – при помощи суда. Нужно держать целую армию юристов, процессы движутся медленно и со «скрипом». В плане расходов гораздо дешевле обходится церковь, а ещё дешевле и рентабельнее – партийная организация. Если вы согрешите с чужой женой, вас вызовут в партком, прочистят мозги. Моральный кодекс строителя коммунизма в СССР начинали учить ещё в школе. Он гласил: необходимо честно трудиться ради светлого будущего. Но у той идеологии был один существенный недостаток: в советское время воровали меньше, чем сейчас, однако и развивались тоже меньше. Предпринимательство бывает плохое и хорошее, и иногда от преступника до бизнесмена – один шаг.

— Простите, но получается, что церковь просто «рентабельнее»?

— Конечно. В Америке всех воспитывает церковь. Можно сказать, что она обслуживает всю экономику. Чтобы никто не грешил, надо всех вовлечь в труд, в зарабатывание денег. На долларе США написано: в Бога мы верим. Образовались у тебя лишние деньги – вложи!

Но у нас иная система ценностей. Мы говорим: нет, нельзя отвлечь трудом от греха. У нас даже есть такое понятие, как «служебный роман». Господь создал нас, чтобы мы радовали друг друга. И хотя Бог никого не спасает скопом, у нас говорят: около одного праведника спасутся тысячи. Это – православный, коллективный, общинный подход. Общинность у нас идёт от климата, потому что в России – зона критического земледелия. При любой непогоде (засуха, наводнение), грозящей неурожаем, мы объединяемся, держимся вместе, это непременное условие выживания. Когда мать постарела – её содержат дети, ведь пока они были маленькие – она содержала их.

Философия, религия, комиксы… По какому пути пойдёт Россия – решать нас с вами. Фото: «АиФ-Урал»/ использована картина В.М. Васнецова

Почему падают корабли?

Новость по теме Американская монета, вызвавшая скандал в Екатеринбурге, стоит полавтобуса — Противостояние США и России – это война жизненных ценностей?

— Противостояние идёт очень давно. Сегодня США стремится превратить мир в одно большое глобальное ПТУ. Фундаментальные знания заменили навыки и умения (в философии и религии навыков нет). В 1991 году, когда распался СССР, необходимо было как-то себя идентифицировать. Мы предложили: давайте мы вступим в НАТО и будем с вами единая «северная семья». Но НАТО оказалось не готово охранять всю китайскую границу, нас не взяли. Нам заявили: ничего не надо производить, мы всё и так вам продадим. Не надо нам вашей национальной индустрии. Зачем вам выращивать картошку – она у вас получается дороже бананов. Зачем вы будете делать автомобили – они у вас плохие, пусть немцы делают. Добывайте нефть, будете народом-нефтедобытчиком. Но мы ответили: нет, у нас своё государство, мы будем делать свои самолёты и машины, у нас будут свои начальники и своя церковь.

— Тем не менее нас «подсадили» на нефтяную иглу?

— Вовсе нет, мы делаем и продаём лучшее в мире вооружение, а до последнего времени производили лучшие скафандры и космические корабли.

— Но корабли-то падают?

— Падают они потому, что мы все последние годы обучали менеджеров, а не работяг и инженеров.

Новость по теме Итоги визита Алексея Учителя в Екатеринбург: минирование, дуэль и сериал — Откуда возникла истерия вокруг фильма «Матильда»?

— Скандал вокруг «Матильды» и другие конфликты такого рода – следствие массовой культуры, по сути – война комиксов. Когда-то мусульмане называли иудеев и христиан «люди книги». Это были уважаемые люди, у которых есть священное писание – Талмуд, Библия, Коран. Всех остальных они называли идолопоклонниками и всерьёз не воспринимали. Но теперь и мы постепенно возвращаемся к дикарству. Зачем читать книгу, если можно за полтора часа посмотреть фильм. Для современного молодого человека религия – не книжка, а клип или комикс. Есть Христос – Мэл Гибсон, прибитый на кресте. Естественно, против него должен быть задорный Николай II, который пристаёт к какой-то девице…

— Почему у нас сегодня так силён авторитет президента?

— Мудрость Путина заключается в том, что он сделал ставку на социологию. Сегодня он что-то сказал или сделал, а назавтра ВЦИОМ провёл опрос и подтвердил слова и действия президента. А если мы не верим ВЦИОМ – есть Левада-Центр, он поправит. Кроме того, у Путина стабильное большинство, потому что народ устал от нестабильности, он вообще не любит импровизаций. Люди у нас ко всему приспосабливаются, только не нужно менять правила игры. Последние годы перед развалом СССР у нас была ППП – пятилетка пышных похорон. Один за другим ушли Брежнев, Андропов, Черненко. Это был период геронтократии – правление стариков. Никто не нырял в море за амфорами, не летал с журавлями, не охотился под водой на щуку. А ведь это всё грамотный пиар.

Вообще в период резких перемен самая лучшая форма правления – это монархия. Но хорошо, когда власть в одних руках служит на благо всех. А когда она служит на благо одного – нет ничего хорошего. Кроме того, монархия передается по наследству. Например, сын Ивана Грозного – Фёдор Иоаннович – был редкостный балбес. К нему в 26 лет «прикрепили» четырёх бояр. Беда монархии в том, что на детях гениев природа отдыхает.

— В историческом плане – какая самая характерная черта России?

ДОСЬЕ Александр Перцев. Советский и российский философ, переводчик. Родился 6 августа 1954 года в Нижнем Тагиле. Окончил философский факультет Уральского госуниверситета. Доктор философских наук. Вице-президент Российского философского общества. — Нашим плюсом всегда было то, что мы внимательно следили за другими странами, брали всё самое лучшее и ценное, что у них есть. Взяли у французов балет и стали в нём лучшими. Взяли у немцев мотоцикл «Урал» и производим его до сих пор. Это распространяется и на родной язык. Есть теория самозатачивания языка. Например, слово «асбобутиленопластик» никогда у нас не привьётся. Душа у России широкая, тут тебе и роса, и берёзы. Сейчас, конечно, в языке царит бардак, потому что люди стали значительно меньше читать и больше писать. И всё же самое яркое в нём остаётся.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *