Для чего нужны монастыри?

7. В русском монастыре

С XI в. на Руси появляются монастыри – места, где жили монахи. Слово «монах» в переводе с греческого означает «уединенный». Первыми русскими монахами, т. е. людьми, которые, живя в уединении, полностью посвящали себя служению Богу, были Антоний и Феодосии в Киево-Печерской лавре. Лаврами на Руси называли большие монашеские обители. Под Москвой известна Троице-Сергиева лавра.

Монахов еще называли иноками, т. е. не такими, как все. И действительно, житье их значительно отличалось от образа жизни белого духовенства – женатых священников. Русская пословица гласит: «Свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки». Этот свет не заслоняли от мирян черные одежды монахов, напоминающие об их «смерти для мира» с его грехами. Не случайно обитателей монастырей считали людьми святыми: ведь слова «святость», «святой» имеют корень «свет». И монастыри на Руси часто называли святыми местами.

Монастырь в то время был символом рая, попасть в который стремился каждый человек. Монахи были зримыми примерами христианского смирения, любви и терпения, укором миру, погрязшему в войнах, эгоизме, страстях и ненависти. Понятие «Русь святая» – это то лучшее, что видел человек на Руси.

Совершим небольшое путешествие в русский монастырь и познакомимся с жизнью иноков. Монастыри были очень красивыми сооружениями. От внешнего мира их обычно отгораживали сначала деревянные, а затем и каменные стены. Мощные стены монастыря нередко спасали от вражеских нападений жителей окрестных селений и даже городов. Башен и ворот в монастырской стене могло быть несколько, но были главные ворота, которые назывались святыми; их охраняли стражники.

Самым важным сооружением на территории монастыря был собор. Между святыми воротами и собором располагалась монастырская площадь, вокруг нее группировались все остальные здания – трапезная, кельи – крохотные комнатки, где жили иноки, колокольня и храмы. В монастыре могло быть и 7 и 10 храмов, так как во время праздников сюда приходили жители со всей большой округи.

Монастырскую трапезную строили на подклете; внизу размещались кухня, кладовая, столовая для нищих. Всем этим хозяйством ведал келарь. Он знал особые молитвы, которые читались при разведении огня и приготовлении пищи. Чаще всего огонь разводили с помощью лучины, принесенной из церкви и зажженной у алтаря. Большую часть трапезной занимал огромный зал с длинными рядами столов: здесь трапезничали иноки.

На территории монастыря имелось множество хозяйственных построек – мастерских, амбаров, погребов, прачечных и пошивочных. В вытянутых вдоль стен двухэтажных или одноэтажных зданиях размещались кельи монахов. Настоятель монастыря – игумен или игуменья (монастыри могли быть и женскими) – жил в отдельных покоях. Самым высоким зданием монастыря была колокольня, звон колоколов которой разносился по всей округе, собирая народ на богослужение.

Поскольку земля монастыря считалась священной, то быть погребенным на ней считалось большой честью. Это означало приближение к раю. На монастырских кладбищах хоронили не только монахов, но и знатных мирян. И чем знатнее был человек, тем ближе к храму его хоронили (бывало, что и в самом храме). Навеки оставались в монастыре миряне, заключенные в его кельи за проступки или попавшие в опалу: здесь они жили, здесь и умирали.

Кто же и как становился монахом? Обычно это были девушки и юноши не моложе 15 – 16 лет. Женатые люди, решившие постричься в монахи, должны были получить согласие другого супруга. Каждый монах проходил четыре этапа.

Сперва желающий стать монахом поступал в монастырь на послушание: он жил в монастыре, носил обычную мирскую одежду и должен был выполнять любые порученные настоятелем работы. Дальше следовали три этапа посвящения. Если игумен убеждался, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершал обряд пострижения. У постригаемого в монахи крестообразно выстригали волосы на темени в знак посвящения его Богу. Его с установленными молитвами облекали в неполное монашеское одеяние – рясу и высокую шапку без полей – камилавку, с тем чтобы он еще больше утверждался на избранном пути. Такой послушник назывался рясофорным.

Вся монашеская одежда изготавливалась из грубого сукна черного цвета. В монастыре все было общим, даже одежда, которая не принадлежала монаху, хотя он ее и носил. Когда она изнашивалась, то ее сдавали в мастерскую, в починку, а монаху выдавали чужую, которую раньше носил другой монах. Инокам запрещалось носить двойные одежды, а также мех и украшения. Монастырский устав строго определял, какой должна быть одежда для молитв и для работы.

Само иночество состоит из двух степеней – малого и великого образов ангельского жития, которые по-гречески называются малая схима и великая схима.

Малая схима заключается в принятии строгих обетов – определенных обязательств. Так, монах отказывался иметь семью, какую-либо собственность и беспрекословно подчинялся монастырскому уставу. В знак полного отречения от мира он получал новое имя. Малосхимник носил мантию – верхнюю одежду без рукавов и клобук – головной убор, состоящий из камилавки и покрывала. Его могли возвести в сан священника или дьякона.

Высшим монашеским чином на Руси была великая схима, которая предполагала самый суровый образ жизни. Иноку вручали расшитый крестами куколь – остроконечную шапочку-покрывало, спускавшуюся на плечи, грудь и спину, и перевязь – в знак того, что он понесет свой крест.

Монашеский подвиг состоял не только в том, что иноки вели уединенный образ жизни и исполняли обет полного послушания отцам (так называли игуменов, а друг друга иноки именовали братьями). Монахи должны были работать с раннего утра до 9 часов вечера: ослушаться не мог никто. Они рубили лес, пасли скот, растили хлеб, строили, мастерили разные изделия, переписывали книги, писали иконы. Определенный чин монахов занимался определенной работой. Инок должен был уметь делать все, так как ему могли поручить любую работу. Исключение составляли только иноки, переписывающие иконы и книги, а также повара, которые готовили пищу. Заходить в кельи во время работы было нельзя.

Не только трудом праведным служили Богу монахи, но и ежедневными подвигами самоотречения. Они не щадили своего тела: носили вериги – тяжелые металлические оковы (иногда весом до нескольких килограммов), много раз в день усердно молились. Спали и ели монаха очень мало. В пост они принимали пищу один раз в день, порой ели только сухой хлеб и запивали его водой. Иногда в течение многих лет монах хранил обет безмолвия, как, например, знаменитый Сергий Радонежский. Он благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, примирял князей, вселял уверенность в людей и смягчал своими молитвами их сердца.

В старину монахов было мало. Так, в монастыре Сергия Радонежского их было всего 12; могло быть и до 100, но не больше.

В монастыре существовала строгая дисциплина. Жизнь в обители протекала согласно уставу. День начинался очень рано, до рассвета. Отвечал за подъем монахов особый инок – будильник. Он просил благословения игумена и давал распоряжение бить в колокол.

Вскоре снова били в колокол, созывая на молитву. В храм входили сначала священник и его помощник – дьякон, затем – все остальные. В храме все также выстраивались по чину: игумен, слева от него – келарь, сзади – казначей (заведующий монастырской казной), ризничий (хранитель ценностей), уставщик (начальник церкви), книгохранитель и все иноки. Утренняя служба продолжалась несколько часов.

После богослужения шли в трапезную, на обед. Завтрака в монастыре не было. На обед обычно подавали варево (суп, похлебку) и сочиво (кашу). А вечером доедали оставшуюся от обеда кашу. Мясные блюда не были популярны в монастыре даже в мясоед, когда разрешалось есть все. Монахи предпочитали яйца, творог, молоко, рыбу. В праздники подавали и третье блюдо – пироги, кутью, икру, мед, фрукты, ягоды. Монастырское праздничное угощение называли утешеньем.

Любой трапезе предшествовала молитва. Пока игумен не начинал трапезу, никто не мог прикоснуться к еде. Ели молча, как и работали. За одним столом должно было сидеть не более девяти монахов. Съедать надо было все без остатка: оставлять что-нибудь на тарелке по окончании трапезы было нехорошо.

После обеда монахи шли к храму и перед его стенами молились. В праздники они шли к вечерне в храм. В течение дня они молились в келье. Кроме молитв и работы, монахи читали богословские книги. Только один раз в месяц им разрешалось сходить в баню, а в пост – и того реже. (Вообще на время постов монастырь часто закрывался.) Спали монахи на лавках, иногда на грубой постели из тростниковой рогожи, Укрывались двумя суконными одеялами.

Монастыри были очень богатыми: они имели обширные земли с крестьянами, занимались солеварением и ловлей рыбы, вели обширную торговлю. Доходы монастырей достигали половины поступлений в государственную казну. Нередко цари пользовались казной монастырей, когда нуждались в деньгах. Но никто – даже цари – не вправе был вмешиваться в жизнь обители. Недаром до сего дня сохранилась пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь!»

Монастыри были центрами культуры. В них существовали книжные палаты, где переписывали и украшали миниатюрами книги. В ризницах хранились иконы, ювелирные изделия, дорогая церковная утварь, предметы декоративно-прикладного искусства, созданные руками самих монахов. Не случайно сегодня во многих монастырях устроены музеи.

8. Православная вера

На Руси в старину все люди были православными. Главным событием дня для них была церковная служба. Несколько раз в день звонили церковные колокола, созывая верующих на богослужение. Колокол был единственным музыкальным инструментом в православном храме.

Поначалу колокольный звон – благовест только оповещал о начале службы. Затем он стал использоваться в церковные праздники для придания большей торжественности богослужению. Обычно на колокольне православного храма подвешивали несколько колоколов разных размеров. Постепенно сложилась традиция целого колокольного оркестра.

Звонарь приводил в движение одновременно несколько десятков колоколов. Каждый колокол вел свою партию, но все звуки сливались в неповторимую мелодию. В старину люди настолько привыкли к звону колоколов, что очень тяжело переживали, когда «звоненье» запрещали.

Утренняя церковная служба начиналась очень рано – до восхода солнца. В это время в храме собирались особо богомольные люди. Но к обедне, или литургии, – службе, которая происходила около полудня, все православные были уже в церкви.

Вход в храм всегда расположен с той стороны, где солнце заходит, т. е. с западной, а самая важная часть храма – алтарь – всегда находится на восточной стороне, где солнце встает. Мужчины при входе в храм должны непременно снять головные уборы, а женщины, напротив, покрыть голову.

Все верующие стоят во время службы в средней части храма. В алтаре могут находиться только священники, дьяконы и другие церковные служители. Обыкновенно мужчины стоят по правую руку от входа, а женщины – по левую. Ближе к алтарю встают дети и молодежь, позади них – старики.

Все внимание верующих обращено на алтарь. В центре алтаря располагается главная святыня христианского храма – святой престол. Это столик со священными предметами, на котором совершается таинство евхаристии – пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.

Алтарь отделяется от основной части храма иконостасом – высокой стеной с иконами, которые располагаются в строго определенном порядке. В иконостасе имеется три двери, ведущие в алтарь. Средняя из них называется Царские врата, другое название – Врата рая. Да и сам иконостас с прекрасными иконами в богатых окладах, сверкающих в отблесках свечей, напоминает прихожанам о райской жизни.

При богослужении священники используют различные священные предметы. Одним из них является потир – чаша для причащения. Каждый прихожанин по очереди подходит к священнику, и тот особой ложечкой на длинной ручке – лжицей – дает ему вкусить освященных хлеба и вина, в которые пресуществляются тело и кровь Иисуса. В день причащения верующие стараются вести себя особенно благочестиво. Причащались раньше не реже одного раза в месяц, а то и того чаще.

Священными предметами в храме являются также иконы, восковые свечи, кадило. Кадило представляет собой сосуд на цепях для курения специальной ароматической смолы – ладана. Иконы украшают красивыми металлическими окладами, перед ними верующие зажигают свечи.

Богослужение в православном храме проходит очень торжественно. Оно состоит из чтения и пения молитв, чтения богослужебных книг (Евангелия, Апостола и Псалтири) и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину (порядку) по главе со священнослужителем. Все присутствующие молятся и осеняют себя крестным знамением. Крестное знамение в старину называлось еще «трехперстием», так как для него соединяют три первых пальца правой руки. Крестным знамением и земными поклонами православные выражают свою веру.

По окончании литургии священник обращается к народу с проповедью – наставлением, призванным разъяснить верующим учение Иисуса Христа.

Перед тем как прихожане разойдутся по домам, священник произносит завершающую молитву – отпуст. На прощание он дает поцеловать верующим напрестольный крест. Крест – это символ православной веры. Короткая верхняя поперечина креста обозначает дощечку с надписью «Царь Иудейский», прибитую над головой распятого Христа, средняя – перекладину креста, к которой были прибиты руки Христа, а нижний наклонный брус – подножие. Восьмиконечный крест венчает большинство православных церквей.

Во время богослужения священник и дьякон облачены в очень красивые священные одежды, сшитые, как правило, из парчи и украшенные изображениями креста – ткаными или вышитыми. Для каждого богослужения церковный устав определяет облачения особого цвета.

Облачение дьякона составляют стихарь, орарь и поручи. Стихарь – это длинное, с широкими рукавами и не сшитое по бокам одеяние из прямоугольного куска ткани. На левом плече дьякон носит орарь – длинную широкую ленту из той же материи, что и стихарь, с крестами посередине и кистями и каймой по краям. Узкие нарукавники с изображениями крестов – поручи – надеваются на запястья и стягиваются шнурками.

Облачение священника состоит из подризника, епитрахили, пояса, поручей и фелони (ризы). Подризник напоминает стихарь, но шьется из более тонкой материи и с узкими рукавами, которые затягиваются с помощью шнурков. Поверх рукавов надеваются поручи. Епитрахиль – это тот же орарь, но только сложенный вдвое: огибая шею, он спускается спереди вниз. Для удобства два его конца скреплены между собой. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили. Фелонь – длинная широкая накидка без рукавов, с отверстием для головы и дугообразным вырезом по низу переда. Фелонь надевается на другие одежды. Поверх фелони на груди священник носит наперсный крест. Головные уборы священника – камилавка и островерхая шапочка – скуфья.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника, только вместо ризы он надевает саккос, напоминающий стихарь дьякона, но не такой длинный и с более короткими рукавами. На плечах епископ носит омофор – длинный и широкий лентообразный плат с изображениями креста. Огибая шею, омофор одним концом спускается спереди, а другим – сзади. Поверх саккоса на правом бедре епископ носит палицу – четырехугольный плат, а на груди – крест и панагию – небольшой круглый образ Спасителя или Богоматери, украшенный драгоценными камнями. На голову епископа возлагается митра – высокая с круглым верхом шапка жесткой формы, украшенная иконками и драгоценными камнями.

Вера православных людей проявлялась не только в посещении церковной службы, но и в смиренном благочестивом поведении в повседневной жизни, строгом следовании старинным обычаям.

Соблюдение постов составляло неотъемлемую часть жизни православного человека. Пост – это время усиленного обращения к Богу с покаянной молитвой. По церковному уставу во время поста следует воздерживаться от употребления скоромного – пищи животного происхождения (мяса, молочных продуктов, яиц) и иногда рыбы. В те времена никому и в голову не могло прийти нарушить пост.

Выберите среди 3000 культовых сооружений

Вы вряд ли найдете в Словении деревню без церкви или холм без часовни; кроме того, по стране разбросано множество монастырей. Для полноты впечатлений вы должны посетить храм Марии Помогающей в Брезье, позвонить в колокол на острове Блед и попробовать сочную грушу из монастыря Плетерье.

В Словении ранние христианские церкви появились в период поздней античности, их остатки можно осмотреть в Любляне, Айдовском Градце рядом с Севницей или в Тоновцовом замке у Кобарида. Окончательная христианизация началась в VIII столетии; большие потрясения также вызвало протестантское движение, во время которого появилась первая печатная книга на словенском языке. Сегодня историю религии, архитектуры и искусства вы можете найти в сакральных объектах, которых в Словении насчитывается около 3000.

Базилика Марии Заступницы

Узнайте, почему эта базилика на Птуйской Горе считается самым красивым готическим памятником Словении и одной из наиболее популярных святынь среди паломников. В великолепном трехнефном помещении, которое было создано на рубеже XIV-XVI веков, вы можете полюбоваться прекрасными статуями и церковной утварью. Его центром является главный алтарь с рельефом, изображающим милосердную Марию Заступницу с плащом. Рельеф был создан около 1410 года, композиция насчитывает 82 фигуры. Это уникальный портрет группы людей, которые жили шесть столетий назад.

Базилика Марии Помогающей в Брезях

Знаменитое алтарное изображение с Марии с Исусом является одним из символов поклонения Богоматери в Словении. Художник Леопольд Лайер создал его в начале XIX столетия в надежде на освобождение из тюрьмы – и, когда это случилось (в 1900 году), подарил лик Марии базилике в Брежице. Базилика была возведена на фундаменте более древнего сакрального объекта. Поскольку обращенные к Богоматери молитвы привели ко множеству чудесных исцелений, популярность этой базилики огромна: ежегодно ее посещают около 400 000 человек.

Церковь Вознесения Господня

В середине равнин Прекмурья, напоминающих о просторах Паннонского моря, которое существовало здесь миллионы лет назад, вам может почудиться маяк. Известный архитектор Плечник в 1924 году начал строить здесь, в Богойине, уникальную церковь с доминирующей над местностью цилиндрической башней. Рекомендуем вам обязательно подняться на нее, чтобы с высоты полюбоваться равнинным пейзажем. Уделите внимание церковному интерьеру с деревянным потолком тонкой работы, к которому прикреплены изделия прекмурских гончаров.

Церковь Святой Троицы в Храстовле

Из-за высоких каменных стен и сторожевых башен вы можете подумать, что идете в крепость. Каменная оборонная церковь XII века была построена из-за нападений турок и ускоков, но в остальном это настоящая маленькая сокровищница средневековой настенной живописи. Среди глаголических надписей и изображений различного времени выделяется «Пляска смерти» с сильным посылом на тему социального равенства. Семиметровая фреска 1490 года говорит о том, что все равны перед смертью. Церковь в Храстовле внесена в список всемирного культурного наследия.

Собор Святого Николая

Собор в Любляне скрывает барочный интерьер с богатой отделкой и уникальный пример иллюзионной росписи потолка. Ощущение, будто изображения живые, невероятно сильно: вам может показаться, что вы видите плавающие над собой фигуры. Собор был построен между 1701 и 1706 годами при участии нескольких всемирно известных мастеров, таких как Андреа Поццо и Франческо Робба. Он имеет форму латинского креста и считается одним из самых важных памятников в стиле барокко в Словении.

Свете-Горе над Солтой

К числу наиболее древних святых мест в Словении относятся Свете-Горы, где в течение тысяч лет поклонялись разным богам. Здесь были найдены остатки кельтских и римских храмов, а также раннехристианских церквей поздне-римского периода. Самый старый из сохранившихся христианских объектов – часовня Святого Георгия IX-X веков. В ней обнаружена надпись из символов, которые пока не могут расшифровать, и загадочный рельеф, изображающий мужчину, держащего две сферы. В Свете-Горе действуют романско-готическая часовня Святого Мартина и церковь Марии.

Жичский картезианский монастырь

Самый старый картезианский монастырь Центральной Европы был создан в XII веке. С тех пор он сохранил исключительную архитектуру и считается одним из главных памятников раннего картезианского зодчества в Европе. Самыми величественными среди них являются руины готической церкви Св. Иоанна Крестителя. После посещения загляните в «Гастуж» – старейшую гостильню Словении, которая хранит в своей коллекции средневековые рецепты.

Картезианский монастырь Плетьере

Знаете ли вы, что картезианцы живут в уединении? Это означает полное отречение от мира, с которым контактируют только некоторые монахи. Монахини не покидают стен монастыря никогда. Так что прогулка вокруг стен монастыря, основанного в 1403 году, – особенный опыт. Вы можете осмотреть интерьер готической церкви, а при небольшом везении услышать григорианские песнопения монахов. Обязательно купите у них сочные груши.

Миноритский монастырь Олиме

В течение своей истории этот красивый замок из серовато-белого камня менял роли, поочередно выполняя функции замка и монастыря. В настоящее время он принадлежит братьям-миноритам. Они заботятся о старинных помещениях аптек и саде трав, из которых создаются множество природных лечебных продуктов. Посетите церковь Вознесения Девы Марии с ее барочным трехъярусным алтарем, выполненном в черном цвете с позолотой.

Аббатство Стична

Самый старый и до сих пор действующий монастырь в Словении был основан в 1132 году. В нем одновременно можно встретить архитектурные наследия романского периода, готики и барокко. Среди достопримечательностей – клуатр, монастырская церковь и музей христианства. Цистерцианцы известны приготовлением продуктов на основе лекарственных трав и методами лечения глиной. Они охотно посоветуют вам то, что полезно для вашего здоровья.

Галерея «Божидар Якац», Костаньевица-на-Крке

Уже у входа в бывший цистерцианский монастырь в городе Костаньевица-на-Крке вам покажется, что вы входите в средневековый дворец. Этот исторический архитектурный ансамбль создавался в XIII веке, его аркадный двор считается одним из самых больших в Европе, а по величине арочных сводов этому замку нет равных в Словении. Ныне внутри этой крепости размещается художественная галерея «Божидар Якац», а под открытым небом представлена коллекция скульптур «Форма Вива».

Посетить сайт

Что такое монастырь?
До революции каждый ребенок знал что такое монастырь, монахи и монахини… Для чего они, кто и как туда уходит. Как они появились?
У тех, кто более или менее знаком с классической литературой, наверняка сложилось впечатление, что в монастырь идут с горя, с беды, прячутся от закона и пр.
Человек, решивший уйти в монастырь и принять постриг словно бы умирает. Его условно отпевают и дают новое имя. В некоторых монастырях принявшие постриг проводят ночь в гробу, их отпевают. А утром они якобы рождаются заново.
Суздальский монастырь.
Монастыри России неотъемлемая часть русской культуры и истории. Если, будучи в н-ском старинном русском городе, найти высокий холм, и подняться на него, то взору откроется потрясающая картина – множество куполов православных монастырей, соборов и храмов. Эх, если бы в России была одна большая-большая возвышенность, то такая же картина открытая взору в городе н-ском, открылась бы в масштабах целой страны. Слова «монах» и «монастырь» имеют один общий корень. Эти слова имеют греческое происхождение – «mono» — один.
Осташковский монастырь
Объяснить такое происхождение слов просто. Подвижники часть своей жизни проводили в одиночестве. Делали они это для того, чтобы ни кто не мешал им жить по законам Божием, размышлять о вечном, и слышать Божие заветы. Такие люди, жившие в одиночестве, часто находили единомышленников или учеников. Так складывались некие общины, объеденные общими интересами, идеями и образом жизни. Со временем эти общины обживались, вели общее хозяйство. Вот так и появились первые монастыри. Первые в мире монастыри появились в Малой Азии и на побережье Средиземноморья. Когда, Владимир Красно Солнышко крестил Русь, то и на нашей православной земле стали появляться монастыри.
Монастыри России зачастую исполняли роль крепостей. Неприятелю, бывало подолгу, приходилось осаждать монастырские стены. Многие монастыри были вынесены за крепостные стены городов, поэтому первыми принимали удар неприятеля. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах организовывались библиотеки, небольшие школы, различные ремесленнические мастерские. В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сути, были первыми русскими художниками. Российские монастыри, зачастую имели большие земельные наделы. В лихую годину, монастыри раздавали нуждающимся еду, а в их стенах находили приют больные и нуждающиеся.
В начале 20 века Россию постигла страшная беда. В результате революции развалилась Российская Империя, на месте которой образовалось СССР. Революция и Гражданская война, противостояние белых и красных – явились громадной трагедией для нашей страны. Россия в огне этих событий теряла лучших своих мужей, общество разлагалось, моральные, культурные и нравственные устои были подорваны. В новом государстве не было место религии. Русская церковь сильно пострадала в эти годы. Монастыри России безжалостно закрывались и разорялись. В зданиях бывших обителей не редко размещали самые пакостные учреждения, там устраивали склады, фабрики, клубы. Прошло 70 лет. В начале 90-ых годов минувшего века, коммунизм в России пал. Монастыри России начали возобновлять свою деятельность. Они снова принимают страждущих, кормят и обувают нуждающихся. Монастырей в России не мало, все чаще появляются и новые обители. Каждый монастырь России имеет собственную историю, в каждом неповторимая атмосфера. В них и тайна, и успокоение мятущихся душ.
Кто такие монахи? Слово «монах» в русском языке происходит от греческого слова «mono» — один. Религиозные подвижники, зачастую вели уединенный образ жизни, становились монахами. Жизнь монаха сильно отличается от мирской жизни обычного человека. Монах проводит целый день в молитвах, не имеет личного имущества и семьи. Монахи, живущие в монастырях, вместе едят и вместе соблюдают посты, молятся, вместе работают.
О монахах-одиночках, часто узнавали люди, которые начинали тянуться к «божьим людям». Так формировались, некие общины, на основе которых возникали монастыри. Люди всегда тянулись к святым местам. Так вот нередко, неподалеку от монастырей появлялись целые города.
В процессе исторического развития в монастырях появлялись свои правила – нормы поведения и образа жизни. Свод правил для монахов российских монастырей, был схож с порядками, существовавшими в монастырях Византии. Что бы стать монахом, мирянин проходил послушание. Послушание, это временной отрезок, в течение которого мирянин, стремящийся стать монахом беспрекословно выполнял все просьбы и поручения братьев, живших в обители. Послушник (мирянин, желающий стать монахом), проверял свои духовные и физические силы. Если ему удавалось преодолеть все трудности, то мирянин сможет безболезненно распрощается с прежним укладом мирской жизни.
Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А через 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны.
Начало русского монашества летопись связывает с деятельностью Антония
– жителя города Любеча, близ Чернигова, принявшего монашество на Афоне и появившегося в Киеве в середине XI века. «Повесть временных лет» сообщает о нем под 1051 годом. Правда, в летописи говорится, что когда Антоний пришел в Киев и начал выбирать, где бы поселиться, то он «ходил по монастырям, и нигде ему не понравилось». Значит были на Киевской земле какие-то монашеские обители и до Антония. Но о них нет никаких сведений, и поэтому первым русским православным монастырем считается Печерский (впоследствии
Киево-Печорская лавра), возникший на одной из киевских гор по почину
Антония: он якобы поселился в пещере, вырытой для молитв будущим митрополитом Иларионом.
Однако подлинным родоначальником монашества русская православная церковь считает Феодосия, принявшего иночество по благословению Антония.
Став игуменом, он ввел в своей обители, насчитывавшей два десятка иноков, устав Константинопольского Студийского монастыря, которым строжайше регламентировалась вся жизнь монашествующих. Впоследствии этот устав ввели и в других крупных монастырях русской православной церкви, которые были преимущественно общежительными.
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из лиц монашеского звания, объединенных посредством обетов целомудрия, нестяжания и послушания и посвятивших себя молитве, труду и благочестивой жизни.
Обитель обозначает: собственно монастырь, монастырское подворье, архиерейский дом, религиозная община.
Монастыри делятся на штатные (получающие госсодержание) и нештатные, а также лавры и ставропигиальные (крестовоздвиженские). Штатные делятся на три класса. Во главе монастыря первого класса обычно стоит архимандрит, во главе монастыря второго или третьего класса стоит игумен. Монастыри подчиняются епархиальному архиерею своей епархии (епископу, архиепископу, митрополиту). Монастыри бывают также приписными (подчиненные более крупному монастырю) и самостоятельные. Особый тип самостоятельного монастыря – пустынь. Монастыри бывают мужские и женские, а также общежительные (киновиальные) и особножительные (идиоритмы). Все монастыри Русской Православной Церкви являются общежительными.
Святые отцы-подвижники разделяли монашеское житие на три вида: первый вид – общежитие, когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид – отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид – скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя или тремя братиями, при общей пище и одежде, при общем труде и рукоделии.
Монастыри могут иметь подворья.
Подворье – это особое административно-хозяйственное представительство монастыря. Оно представляет собой храм с относящимися к нему жилыми и иными помещениями, состоящий в ведении монастыря и находящийся за его пределами.
Архиерейский дом – административный центр епархиальной власти.
Община религиозная – первичная ячейка религиозного объединения.
………………………………………Должности и послушания в монастыре……………………….
Духовные власти монастыря – это обычно священники, устраивающие и наблюдающие за внутренним порядком в монастыре (епархии, храме): митрополит, архиепископ, епископ, архимандрит, игумен, игуменья. Возглавляет монастырь настоятель, священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Непосредственной духовной властью в монастыре является наместник (архимандрит, игумен, иеромонах), в женских монастырях настоятельница (игуменья).
Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований.
Все остальные в монастыре – казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря), будильщик, уставщик, регент, привратник, духовник, даже наместник в лавре (если настоятель в чине епископа) – братия, поскольку состоят под настоятельской властью.
Келейник – личная прислуга монаха – обычно послушник. Келейник настоятеля монастыря – его доверенное лицо – монах.
Послушание – всякое монастырское дело и должность внутри монастыря. Постоянное послушание – это должности: привратника, регента, уставщика, будильщика, гостиничного, келаря, эконома, казначея, ризничего и др. Послушник выполняет «черные» послушания, «белые» послушания выполняет монах. Срок послушенства – три года.

За чашкой чая с вкусной выпечкой мы задали насельницам Иоанно-Предтеченского монастыря монахине Кириакии и инокине Софронии несколько вопросов.

— Зачем нужен монастырь в современном мегаполисе?

Мать Кириакия: Как говорит наш батюшка, монастырь в таком большом городе – это оазис, святое место, которое освящает то, что его окружает. Города основывались вокруг монастырей. Наш монастырь в сердце города. Он важен как оплот, как крепость, как место, которое свято и освящает все вокруг. Людям это необходимо. Это святое место притягивает человека, ему хочется войти, отделиться от городского шума и суеты и присоединиться к святой тишине, к святому месту, почувствовать здесь присутствие Бога. И выйти и пойти по своим делам уже укрепленным и просветленным и даже просвещенным. Вспоминается случай, рассказанный владыкой Антонием о том, как однажды один неверующий человек пришел в храм. Службы не было, и он просто сидел в храме. А потом сказал батюшке: «Да, я почувствовал, что здесь Кто-то есть… Кто-то очень важный, великий и добрый». И с этого времени человек стал приходить в храм. Монастыри в городе – это оплоты, в которые мы приходим, как утопающие – на корабль спасения. Многие люди рассказывали о том, как они впервые пришли в монастырь, и, почувствовали святость и красоту, что заполнило пустоту их души.

— Мы приехали из Ростовской области. Из Ростова-на-Дону. На такой огромный город всего один монастырь! Жизнь мегаполиса охватывает, одурманивает, многие говорят: «Да, здесь можно жить только благодаря тому, что есть монастырь».

Инокиня Софрония: В монастыре люди чувствуют себя защищенными. Стены монастыря не очень высокие, но чувства, что ты в центре огромного города, нет. Ощущаешь себя где-то в очень спокойном, тихом месте. В современной жизни человеку нужно вспомнить себя, остановиться, зайти в монастырь, побыть самому с собой и расслышать в своей душе Бога. А дело священников и сестер — встретить человека, помочь, принять участие в его жизни, послужить мостиком, через который человек придет к Богу. Монахи ушли из мира, но в монастыре они несут важное социальное служение.

Мать Кириакия: Монастырь – это крепость, оплот, просвещение.

Инокиня Софрония: Да, конечно, просвещение. У современных людей очень много разной информации, и если человека не наставить, не направить на нужный путь, он может испугаться, потеряться. Многие приходят поговорить, получить обоснованные ответы. Многие боятся монастыря, хотя монашество – это мир и любовь. Нужно просвещать людей. Святейший Патриарх Кирилл ратует за то, чтобы монахи повышали свой образовательный уровень.

— Скажите, пожалуйста, что общего у всех московских монастырей?

Инокиня Софрония: Общее у всех монастырей – это то, что все делается с благословления игумена или игуменьи.

— В чем особенность Вашего монастыря?

Инокиня Софрония: В нашем монастыре были организованы первые образовательные курсы для монашествующих. На курсах преподают высококвалифицированные специалисты – богословы, литургисты. Курсы были организованы два года назад, и их посещают не только насельницы нашего монастыря, но и сестры из других обителей. Сейчас в каждом монастыре есть такие курсы. Мы подготовили программу курсов, которая распространилась на все ставропигиальные монастыри.

— Сколько насельниц в монастыре?

Мать Кириакия: Около 30.

— Расскажите, пожалуйста, о старческом доме на Острове.

Инокиня Софрония: С 2000 года на территории усадьбы подмосковного села Остров располагается хозяйство Иоанно-Предтеченского монастыря. Здесь находится богадельня – Старческий дом, в котором проживают престарелые монахини.

— Спаси Вас Господи! Желаем Вам помощи Божией!

Соколова Юлия Сергеевна

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *