Для радости

Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого песнопения «Свете тихий…» говорится вовсе не о «тихом», а о «радостном» свете (ilaron — веселый, радостный )).

Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой — восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых — в доме плача, а сердце глупых — в доме веселья» (Еккл.7:4), «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк.6:21). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью.

Два типа «радости» и «печали»

1.1. Мирская радость

1.2. Чрезмерная печаль

С другой стороны, «чрезмерная печаль» (2Кор. 2:7) также осуждается Церковью, ибо граничит с проявлениями таких смертных грехов как уныние и отчаяние. По словам архим. Кирилла «Павлова), «человеку в унынии все в жизни показывается лишь с темной стороны. Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается — словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость… очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни» . По словам ап. Павла «печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

1.3. Печаль ради Бога и подмены на пути к ней

Если же говорить о «печали и радости» в религиозном контексте, то необходимо признать, что настоящим христианином, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Именно это является «печалью ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в то время как неумеренная скорбь о грехах, сопровождаемая внешней «суровостью» и «угрюмостью» очень часто свидетельствует скорее об ущербности покаяния или же об его полном отсутствии: «те, которые почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них после учинения греха, не разумея, что это происходит у них от гордости и самомнения… они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который возлагали все свои чаяния и надежды. Посему когда (смиренный) впадает в какое бы то ни было прегрешение, хотя чувствует тяготу этого и печалится, однако ж не мятется и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него не неожиданная новость» (Невидимая брань) .

Внешнее сетование часто есть лишь признак самолюбования. Ведь намного проще вместо подвига самоиспытания, ведущего к сердечному сокрушению и к обновлению души, иметь просто «вид благочестия» (2Тим. 3:5), «принимая на себя мрачные лица, чтобы показаться людям» (Мф. 6:15-18) — а иногда и самим себе — кающимися. Подобный самообман и лицемерие во «всплеске эмоций» не имеют никакого отношения к истинному покаянию, которое есть поворот, обращение к Богу в глубине своего «я». Таким образом «сетование» не довлеет само по себе — оно лишь средство к достижению Богообщения: «печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, приносит радость и утверждает человека в воле Божией», — говорит авва Исаия . А все внешние проявления покаяния являются лишь средством или следствием этой личной встречи человеческой души со своим Спасителем. По слову преп. Серафима Саровского «не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».

***

1.4. Радость духовная как следствие искреннего покаяния

И как бы естественным следствием обращения к Богу является радость духовная: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:14). Даже пост — время сугубого покаяния — должен проявляться не в духовным бесплодии, а в особом подъеме на пути к Богу. И Бог Сам обращает это время сетования в радость: «так говорит Господь Саваоф: пост … соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8:19), «им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3, 58:14).

Тема перемены плача в радость в Свщ. Писании

Можно заметить, что тема перемены плача в радость является одной из ключевых в Свщ. Писании. Особо изобилуют подобными обетованиями мессианские пророчества Ветхого Завета. И вот, приходит исполнение обетований и архангел Гавриил взывает к Деве Марии: «радуйся, Благодатная!» (Лк. 1:28). В греческом тексте слово c¼r= (корень слова «радость») звучит дважды: в слове «радуйся» (ca_re) и в слове «Благодатная» (kecaritwm1nh). Получается, что-то напоминающее русское «радуйся, обрадованная» или «радуйся, полная радости» — ведь с приходом Христа миру действительно была дарована полнота радости и «радости вечной» (Ис. 35:10). Эту же радостную весть принес ангел и вифлеемским пастухам «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:10-11).

Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 15:11; 16:22).

Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости — в Боге

Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, — она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» (Иак. 1:2). «Радуйтесь и веселитесь», — говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его (Мф. 5:11-12) — в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» (2Кор. 7:4), причем «радостью неизреченною и преславною» (1Пет. 1:8). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» .

Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» (Гал. 5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом (Рим. 14:17). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», — говорит преп. Серафим Саровский , который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17).

Радость в общении с ближними

В притчах Христовых Пастырь, найдя потерянную овцу, берет «ее на плечи свои с радостью» (Лук.15:5), а женщина, обретшая потерянную драхму не только сама радуется, но и призывает подруг и соседок разделить эту радость (Лук.15:9), причем под образом последних подразумеваются не только Ангелы Божии, у которых «бывает радость об одном грешнике кающемся» (Лук. 15:10,7), но и все христиане. «Братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» (Фил.4:1, 1Фес. 2:20) — так обращался ап. Павел к современным ему христианам. «Радость моя», — приветствовал преподобный Серафим каждого приходящего к нему. При этом случае полезно вспомнить наставление свт. Феофана Затворника: «Будьте со всеми так же приветливы, благодушны и веселы, как и всегда. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь. И без этого можно быть и приветливою, и веселою, и приятною. Никогда ни под каким видом не угрюмничайте. Когда Спаситель сказал постящимся, чтобы умывались, голову помазывали и причесывали, то разумел именно чтобы не угрюмничали» . Эта мысль хорошо иллюстрируется жизнью преп. Амвросия Оптинского, который прошел тяжелый путь монашеских искусов, ступил на стезю старчества, имел дар слезный, но при этом сохранил свой веселый нрав. Только шутил он не о мирском и не для того, чтобы повеселиться, а чтобы поддержать, утешить, приободрить .

Радость прощения как мотив доброделания

Но радость Божья не может лишь декларироваться устами христианина — она обязательно проявляется деятельно. В этом заключается ее важная можно сказать психологическая особенность и преимущество перед просто «печалью», которая зачастую неплодотворна и ведет к пассивности и духовному застою. Как в случае Иуды Искариота такая печаль может привести даже к самоубийству. Напротив, человек, переживший в своем сердце радость прощения, духовно окрыляется («не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас» (Неем. 8:10)) и активно стремится поделиться ею с окружающими. Хорошей иллюстрацией это служит следующая притча Христова: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13:44). Подобным образом и Закхей, узнав, что Господь хочет побывать в его доме, «принял Его с радостью» (Лк. 19:6). И, как следствие этой встречи человека с Богочеловеком, он самим делом являет свое покаяние, обещая воздать тем, кого обидел, вчетверо — даже сверх требований Закона Моисеева.

Житейские радости

Следует отметить, что и в повседневной жизни не всякую радость можно отождествить с грехом. Если человек воспринимает окружающий мир как чудесное творение Божие, а ближних как детей Его, то и в обычных «житейских мелочах» он будет радостно замечать проявление благости Божией. Так что такая радость опять-таки иметь источником Божию благость: «когда благодать Божия с человеком, тогда всякое явление в мире поражает душу своею непостижимою чудесностью, и душа от созерцания видимой красоты приходит в состояние чувствования Бога, живого и дивного во всем» .

Таким образом, рассмотрение проблемы совмещения в духовной (и житейской) жизни христианина покаянных чувств с непрестанной радостью показывает, что эти два состояния не противоречат, а органично дополняют друг друга, ибо в конечном счете покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что снова можно стать чадом Божиим, поэтому покаяние — это радость. Эта «радость о Господе» имеет духовную природу, ибо даруется благодатью Святого Духа. Но человек не должен удерживать этот дар в себе. Познав пасхальную радость он должен его дарить окружающим, «радуясь с радующимися и плача с плачущими» (Рим. 12:15). Ведь только в новом эоне все верные Христу войдут «в радость Господина» своего (Мф. 25:21), а «печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10).

Александр Усатов, иерей
Миссионер Дона

Использованная литература

1. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. — М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1991.

3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. — М: Изд-во Московской Патриархии. 1979 г.

4. Брянчанинов Игнатий, еп. Отечник. — М.: Изд-во «Правило веры», 1996.

5. Чистяков Г.П. Над строками Нового Завета. — М.: Истина и Жизнь, 1999. — 340 с.

6. Писания мужей апостольских. Киев: Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. — 327 с.

7. Серафим Саровский, преп. О цели христианской жизни. Интернет-издание сайта www.orc.ru

8. Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? — М.: Сестричество во имя преподобномуч. Великой Княгини Елизаветы, 2001. Интернет-издание сайта www.wco.ru/biblio

9. Бочаров А.С., Чернышев А.В.. Очерки современной церковной психологии. Иваново: Свет православия, 2003. — 298 с.

10. Софроний, иеромонах. Старец Силуан Афонский. — М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. — 463 с.

Радость – она такая… мимолетная, открытая и теплая. Желто-зеленого цвета, весеннего сладкого запаха и по вкусу чем-то напоминает мед, шелестит как легкий ветерок и звенит голосами птиц на рассвете. Обнимает и щекочет… И крупица за крупицей складывается в продолжительное воспоминание и ощущение – в то, что обычно люди называют счастьем.

Она дарит надежду, раскрашивает дни в яркие краски, проходит шлейфом через все наше прошлое и осыпает волшебной сияющей пудрой представляемое будущее. Она окрыляет и наполняет смелостью, толкает вперед к самым вершинам и заветным мечтам.

Радость несется с распростертыми объятьями к тем, кто давно с ней знаком и мило улыбается ей при встрече. И отчаянно скрывается от тех, кто ее не ждет, кто не готов или уж позабыл, как выглядит наша красавица. Встретиться с ней снова после долгой разлуки бывает порой сложней, чем познакомиться заново: нужны немалые усилия, чтобы не испугаться возможных чувств, не отвернуться и не убежать снова по своим делам, сделав вид, что не узнал.

Или действительно не узнать. Все зависит от нас. Насколько мы готовы самим себе позволить испытывать радость. Лишь нам известно, как сильно мы в ней нуждаемся. И не нужно себя обманывать, что это не так. Без радости жизнь пресная, скучная и пустая. Доказано на себе опытным путем.

В посте о жизни с чистого листа одним из этапов построения жизни мечты в моем плане значится поиск занятий, которые греют душу. На данном этапе просто необходимо составить список всего, что радует. И начну, пожалуй, делать это здесь. Наполнение жизни небольшими, но приятными моментами из этого списка делает дни теплее, радостнее и светлее, помогает пробудить чувства и ощущение жизни, учит проникаться моментом и смаковать реальность.

МОЙ СПИСОК РАДОСТИ

Люблю…

  1. дышать весной;
  2. проникать сознанием в любимую музыку, отстранившись от всего мира;
  3. мечтать перед сном;
  4. плодово-ягодное, фруктовое и фисташковое мороженное;
  5. посвящать день путешествию за пиццей;
  6. горячий шоколад;
  7. клубничку, малинку и вишенку;
  8. находить новые способы продвижения проектов;
  9. праздновать маленькие победы;
  10. усердно трудиться и пожинать заслуженные плоды;
  11. смотреть на море;
  12. вышивать крестиком;
  13. с недавних пор разрисовывать раскраски-антистресс;
  14. читать вдохновляющие книги: бизнес, психологию или художественную литературу;
  15. сериалы с напряженным сюжетом, где надо усердно шевелить мозгами;
  16. Guitar Hero с любимыми песнями;
  17. проводить время со своими котейками;
  18. дождь за усиление домашнего уюта;
  19. снег за ощущение волшебства;
  20. горы за ощущение свободы и понимание того, что жизнь совсем не такая, как мы о ней думаем;
  21. время, проведенное с родными;
  22. чувство душевной мягкости, спокойствия и гармонии;
  23. бывать в новом городе и ощущать себя в потоке бурлящей жизни;
  24. наблюдать за людьми, которые многого добились или только добиваются;
  25. вечерние огни многоэтажек из окна автобуса;
  26. находить людей, которые понимают, и которых понимаешь и чувствуешь;
  27. интересные, душевные и полезные блоги;
  28. ASMR-видео за мурашки и успокоительное действие;
  29. записывать цели и достигать их;
  30. улучшать себя с каждым днем;
  31. заниматься своими интернет-проектами;
  32. находить неожиданное решение проблемы;
  33. избавляться от ненужных вещей;
  34. расчищать пространство;
  35. смотреть из окна на пустой город в лучах возрождающегося солнца;
  36. зажигать свечи и ждать, когда включат свет;
  37. утреннюю прохладу;
  38. теплое одеяло даже летом;
  39. смотреть перед сном добрые фильмы;
  40. писать, когда не угнаться за потоком мыслей;
  41. вдыхать аромат утра;
  42. ранние подъемы, когда кухню полностью заполняют первые солнечные лучи;
  43. ходить по мокрому песку;
  44. легкий теплый ветерок;
  45. огромное и всепоглощающее чувство любви;
  46. тишину и мирное небо;
  47. звуки бурлящей городской жизни;
  48. утреннее пение птиц;
  49. комментарии к постам в блоге;
  50. новые идеи, к реализации которых хочется приступить немедленно;
  51. новый пост от любимых блогеров;
  52. поиграть в бессмысленные игры в соц. сетях (в такие моменты меня всегда посещают гениальные идеи);
  53. ездить в поезде с ночевкой;
  54. преображать пространство вокруг;
  55. сочинять свою будущую жизнь и идеальный день;
  56. когда все запланированное на день сделано;
  57. попадать в новые места в родном или любимом городе, где прежде не бывала;
  58. летние кафе на открытом воздухе;
  59. моменты озарения;
  60. танцевать странные танцы, пока никто не видит (или только Никита, или танцевать вместе с ним);
  61. когда счастлива и здорова мама;
  62. когда здоровы наши котейки;
  63. когда все задуманное получается;
  64. находиться в одиночестве;
  65. проживать суперактивный день, когда под вечер просто валишься с ног и переполнена эмоциями (но только когда такие дни бывают достаточно редко);
  66. кататься на велосипеде (хотя уже смутно помню, как это было, но хочу еще);
  67. замечать то, чего не видят другие;
  68. встречать тонко чувствующих людей с огромным внутренним миром;
  69. слушать любимые песни на большой громкости (и не в наушниках);
  70. вспоминать свою танцевальную молодость;
  71. танцевать;
  72. когда удается собраться куда-то минут за 15, а все, что для этого нужно, уже приготовлено заранее;
  73. побыть на природе, прочувствовать ее;
  74. смотреть на звезды;
  75. чай с жасмином и бергамотом;
  76. когда нет никаких дел, и день можно наполнить всем, чем душа пожелает;
  77. когда разрешаешь себе отдыхать;
  78. узнавать, что у нас снова открылось заведение, магазин или предприятие, которое с началом войны перестало работать;
  79. находить новые возможности выживать в этой сложной ситуации;
  80. вкус овощей и фруктов на природе;
  81. находить то, что давно потеряно или забыто;
  82. цветущие деревья;
  83. гулять за ручку или в обнимку с любимым;
  84. вспоминать папу;
  85. вдохновлять других;
  86. принимать горячий душ, когда холодно;
  87. хорошо получаться на фотографиях;
  88. когда другим нравится, как я их сфотографировала;
  89. обниматься;
  90. впускать в свою жизнь приятные перемены;
  91. интересные сны;
  92. горячие бутерброды;
  93. новые яркие эмоции;
  94. когда у любимой рок-группы выходит новая песня или клип;
  95. когда я могу без стеснения болтать в новой компании (а такое бывало вообще?);
  96. когда меня дружелюбно принимает новая компания (начнем с этого);
  97. сообщения в ВК от давних друзей, которые сейчас далеко;
  98. проводить время с мамой;
  99. чувствовать себя уверенной;
  100. просто жить и чувствовать себя живой.

Какие бы ваши «люблю» вы могли внести в список радости? Может, у нас с вами совпало что-то? Поделитесь в комментариях или можете даже написать пост на апрельскую тему проекта «Moments of Inspiration». Там же черпайте вдохновение и от других участниц.

Старайтесь как можно чаще обновлять свой собственный список радости. И пытайтесь по возможности каждый день привносить в вашу жизнь хотя бы один пункт. Вы не представляете, какими чудесами наполнятся ваши дни. Не забывайте об этом и радуйтесь жизни!

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

  • ИЗ ДЕТСТВА. ЧЕРЕЗ БОЛЬ К РАДОСТИ ВОСПОМИНАНИЙ
  • 100 ИДЕЙ ДЛЯ ЛЕТА

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

«Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем. 8:10). В то время, когда были провозглашены эти слова, израильтяне только что возвратились из вавилонского плена. Под руководством Ездры и Неемии народ отстроил разрушенные стены Иерусалима, и теперь их целью было восстановление храма и нации.

Чтобы объявить это, Неемия созвал специальное собрание у Водяных ворот города, внутри уже отстроенных вновь стен Иерусалима: «Тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами» (Неем. 8:1). На этом собрании присутствовало около 42360 израильтян. С ними было 7300 рабов, включая 245 певцов. Всего было собрано около 50000 человек.

Вначале шла проповедь Божьего Слова. Писание говорит, что люди изголодались по слышанию его: «(Они) сказали книжнику Ездре, чтоб он принёс книгу закона Моисеева… И принёс священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать» (8:1-2).

Эти люди не нуждались, чтобы Божье Слово подталкивало их. Их объединял общий голод, и они были полностью готовы подчиниться авторитету Божьего Слова. Они хотели быть под его управлением, чтобы привести свою жизнь в согласие с его истиной.

Удивительно, что Ездра проповедовал этой толпе в течение пяти или шести часов – «от рассвета до полудня» (8:3). Но никто не обращал внимания на время: «Уши всего народа были прикованы к книге закона» (8:3). Эти люди были полностью захвачены Божьим Словом.

Какая поразительная сцена! Такое не увидишь сегодня ни в одной американской церкви. Однако, я скажу вам, что истинное пробуждение не может иметь место без такого всеохватывающего голода по Божьему Слову. Действительно, когда Божий народ устаёт от проповедуемого Божьего Слова, начинается духовная смерть – и Господня радость уходит.

Может, вам приходилось слышать выражение «дегустаторы проповедей». Этому термину почти 200 лет, и он впервые появился в Лондоне в середине 19-го века. В то время каждое воскресенье 5000 человек слушали в «Метрополитен Скинии» проповеди великого проповедника Ч. Г. Сперджена. На другом конце города также произносил помазанные Духом проповеди Джозеф Паркер. По всему Лондону проповедовали другие пламенеющие духом пасторы, произнося глубокие, пророческие слова, открывающие истины Библии.

Для богатых лондонцев стало популярным видом спорта – вскочив в свой экипаж, мчаться через весь город от одной церкви к другой, чтобы послушать для сравнения проповеди этих служителей. Каждый понедельник в Парламенте проводились особые заседания, посвящённые обсуждению того, какой проповедник произнёс наилучшую проповедь и кто изрёк самое глубокое откровение.

Этих слоняющихся бездельников окрестили «дегустаторами проповедей». Они всегда претендовали на знание какой-либо новой духовной истины или откровения, но только некоторые из них практиковали то, что они слышали.

У Водяных ворот в Иерусалиме, однако, не было ни красноречивой ни сенсационной проповеди. Ездра проповедовал непосредственно из Писаний, читая целые часы подряд, и когда стоящий народ слушал Божье Слово, возбуждение в нём росло.

Время от времени Ездра был настолько взволнован тем, что он читал, что останавливался, чтобы «благословить Господа, великого Бога» (8:6). Могущественно сходила Господня слава, и все воздевали руки, прославляя Бога: «И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои» (8:6). По мере того, как были прочитываемы некоторые места, они «поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (8:6). Люди смирялись пред Богом, сокрушаясь сердцем и раскаиваясь. Затем, через некоторое время, они вставали, чтобы испытать ещё большее.

Заметьте, пожалуйста: на этом собрании не было никаких захватывающих историй, которые возбуждали бы эмоции слушателей. Там не было никаких манипуляций с кафедры, никакого драматического свидетельства. Там даже не было никакой музыки. Эти люди просто имели ухо, чтобы слышать всё, что говорил им Бог.

Я верю, что Господь желает сегодня действовать среди Своего народа таким же образом. Я вижу, как Его Дух производит движение в церквях, где существует голод Его Слова.

Но я также бывал в церквях, где люди постоянно поглядывают на часы, ещё до начала проповеди. Затем, когда пастор произносит своё заключительное «аминь», эти люди, обгоняя друг друга, устремляются на автостоянку, где припаркованы их автомобили. В такой церкви нет настоящей радости. Как же мы можем ожидать, чтобы закоренелые грешники когда-либо захотели стать её частью?

Тот род пробуждения, который мы видим в 8-й главе Неемии, требует пастора, который будет так же взволнован при чтении Писания, как Ездра. Однако, это также требует и народа, который так же будет взволнован, слыша Божье Слово, и будет повиноваться ему. Даже самый пламенный проповедник не может расшевелить самодовольную общину, если она не жаждет больше слышать Божью истину.

Результатом этой мощной проповеди была волна сокрушения среди слушателей.

Для изголодавшихся израильтян было недостаточно даже длившейся полдня проповеди. Они хотели больше Слова Божьего, поэтому они сформировали группы с семнадцатью старейшинами, помимо Ездры, которые руководили библейскими занятиями остаток этого дня: «(Они) поясняли народу закон… И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Когда эти люди уразумели Божий закон, они начали оплакивать свои грехи: «Весь народ плакал, слушая слова закона» (8:9). Представьте эту сцену: 50000 людей лежат, распростершись на земле, единодушно оплакивая свои грехи. Божье Слово, подобно молоту, сокрушило их гордость, и теперь их плач эхом отдавался на окрестных холмах.

Я спрашиваю вас – не это ли суть пробуждения? Не заключается ли оно в том, что слово настолько касается сердец, что люди повергаются на колени, плача и раскаиваясь пред Богом?

Я сам переживал такие святые собрания. Когда я был ещё ребёнком, наша семья посещала «палаточные собрания» в летнем лагере «Живые Воды» в Пенсильвании. Второе пришествие Иисуса проповедовалось с такой силой и авторитетом, что все были убеждены, что не пройдёт и часа, как Иисус возвратится. Сердца охватывал святой страх, и люди повергались на свои лица. Некоторые кричали так, как если бы они были подвешены над адом на тонкой нити – рыдая, сокрушаясь и печалясь о своих грехах.

Часто Божье Слово проповедовалось весь день до поздней ночи. На следующее утро людей всё ещё можно было застать лежащими, простершись на полу молитвенной комнаты, и скорбящими о своих грехах. Некоторых даже приходилось выносить.

Именно в один из таких вечеров Господь призвал меня, восьмилетнего мальчика, быть проповедником. Я часами был в Духе, сокрушаясь и плача; Божье Слово было живым для меня. Сердце моё горело в предчувствии скорого возвращения Христа и это было для меня неизбежной реальностью. Я никогда не забуду этого чудесного переживания.

И всё же, какими бы славными не были эти проявления, будь то летний лагерь «Живые Воды» или столетия назад иерусалимские Водяные ворота – ничто из этих вещей не может привлечь грешников в Божий дом.

Представьте себе неспасённого человека, который пытается справиться со своими жизненными стрессами. Он имеет проблемы в браке, он изранен и находится в смятении, он боится, что жизнь его бесцельна и бессмысленна. Такой человек безрадостен и испытывает отвращение к жизни; ничто из того, что он пытается делать, не может насытить его жаждущую душу. Он убеждён, что не может обойтись и дня без поддержки себя алкоголем.

Если вы возьмёте этого человека на церковное служение, где люди лежат повсюду, простершись и плача о грехах, он не поймёт, что происходит. Возможно даже, он уйдёт ещё более удручённым, чем пришёл.

Мы должны понять: пробуждение у Водяных ворот Иерусалима было не для грешников. Оно было исключительно для отпадших Божьих детей. Подобным же образом, не так уж много было неспасённых людей среди тех, кто посещали палаточные собрания «Живых Вод». В обоих случаях Господь стремился восстановить Своих детей – спасти их от осквернения, крестить их радостью и сделать их сильными.

Божье свидетельство никогда не заключается в том, чтобы люди лежали на своих лицах, проливая реки слёз. Нет, свидетельство, которым Он хочет наделить Свой народ, – это радость – искренняя, постоянная радость: «Радость пред Господом – подкрепление для вас» (Неем.8:10). Эта радость – следствие библейской проповеди и истинного покаяния, она приносит истинную силу Божьему народу, привлекая грешников в Божий дом.

У большинства христиан радость никогда не ассоциируется с покаянием. Но покаяние, фактически, является матерью всякой радости в Иисусе. Без этого не может быть настоящей радости. Но всякий христианин или церковь, которые ходят в покаянии, будут преисполнены радости в Господе.

Чего не хватает сегодня во многих церквях, так это того, в чем больше всего нуждаются погибшие: искренней, удовлетворяющей душу радости.

Я часто слышу, как христиане говорят: «Мы достигли пробуждения в нашей церкви своими молитвами». Но я скажу, что это не может произойти вследствие одной лишь молитвы. Никакого подобного пробуждения не может быть, если только пастор и народ не возжаждут Божьего Слова. Они должны всецело подчинить свою жизнь, чтобы она управлялась Писанием. Мы просто не можем получить небесную радость, доколе чистое слово не обличит нас о грехе, ломая всякую гордость, предубеждения и ложное чувство собственного достоинства.

Когда Давид проявил непослушание, он потерял радость в Господе, и эта радость могла быть вновь обретена только благодаря истинному покаянию. Поэтому он молился: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною… окропи меня…» (Пс. 50:4-5,9). Давид также умолял вернуть ему то, что он потерял: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14).

Я думаю, что это объясняет, почему на многих церквях сегодня лежит покров смерти. Говоря коротко, там находится грех в стане, и невозможно сохранять радость в Господе, если присутствует грех. Как может Дух Святой изливать радость на народ, который продолжает предаваться прелюбодеянию, пагубным привычкам и материализму, живя как неспасённый?

Господь отнял славу у Силома, потому что первосвященник Илий отказался бороться с грехом в Божьем доме. Илий привык к лёгкой и спокойной жизни – и если вы привязаны к наслаждениям, у вас не будет желания обличать грех. В конце концов, Бог написал над входом во святилище «Ихавод», то есть «отошла слава». Затем Он поставил Силом как пример того, что происходит с церковью, когда игнорируется грех. Божья слава, включая всякое веселие и радость, развеивается – как в жизни отдельного верующего, так и в жизни церкви.

Неизменный результат благоговения пред Божьим Словом – Это излияние подлинной «радости во Иисусе».

Ездра сказал толпе: «Вы взволнованы Божьим Словом – жаждете его, любите его и позволяете ему работать в ваших сердцах. Вы каялись, плача и рыдая – и это угодно Богу. Но теперь пришло время радоваться. Достаньте свои носовые платки и вытрите слёзы. Настало время для великой радости и веселья».

Слава Господня сошла на Израиль, и следующие семь дней прошли для народа в радости: «И пошёл весь народ есть и пить… и праздновать с великим веселием; ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем. 8:12).

Еврейское слово, переведённое здесь как «веселие», означает «ликование, веселье, радость, счастье». Такого рода веселие означает не только приятное чувство – это внутренняя радость, глубокое изобилие её. Она может выражаться по-разному в каждом из нас, потому что такая радость находится глубоко в нашем сердце, но для всех окружающих нас ясно, что источник нашей радости – небесного происхождения.

Когда Израиль обращался ко греху и идолопоклонству, Господь отнимал у них радость: «И прекращу у неё всякое веселье» (Осия 2:11). «И прекращу у них голос радости и голос веселия… и вся земля эта будет… ужасом» (Иер. 25:10-11). «Помрачилась всякая радость, изгнано всякое веселие земли» (Исаия 24:11).

Временами Израиль, пытаясь прикрыть свой грех, облачался в ложную радость. Мы видим, как это происходит сегодня также во многих церквях. Мы можем быть свидетелями пения, танцев, духовных проявлений, громкой хвалы – но те, кто любят Божье Слово, могут распознать, истинная ли это радость или ложная.

Вы можете вспомнить крики Израиля, когда они плясали вокруг золотого тельца. Когда Иисус Навин услышал голоса народа, он сказал: «Военный крик в стане» (Исх. 32:17). Но Моисей отвечал: «Это не крик побеждающих» (32:18). Моисей говорил: «Это крик людей, всё ещё находящихся в рабстве. Они не являются победителями, господствующими над своими грехами». Золото стало богом для Израиля, и это вызвало крик, вырывавшийся из уст народа, но это был крик ложной радости – шум, который предвозвещал неотвратимый Божий суд.

Однажды я проповедовал в большой церкви, исполненной такого рода шумом. Во время поклонения пастор и органист довели народ до неистовства, так что они громко пели и хлопали в ладоши в течение целого часа. Спустя некоторое время я почувствовал себя физически больным. Я молился: «Господи, здесь творится что-то неладное. Это не похоже на народ, который господствует над своими грехами».

Год спустя этот пастор и музыкант, игравший на органе, были изобличены как гомосексуалисты. Однако люди так и не распознали своих лидеров, так как не были укоренены в Божьем Слове. Вместо этого они последовали шуму, который казался шумом радости, но вёл их к разрушению.

Когда мы основывали церковь на Таймс-Сквер в 1987 году, мы быстро поняли, что пасём своё стадо в современном Коринфе. И мы должны были проповедовать сильное слово, обличавшее всякий грех.

Наши служения посещали многие христиане, работавшие в отрасли развлечений – в театре, на телевидении и в кино. Эти люди выкрикивали громкую хвалу, но в некоторых случаях это не было выражением победы и господства над грехом. Некоторые предпочитали продолжать заниматься тем, что явно бесчестило Господа, играя в пьесах и спектаклях, которые были богохульными.

Мы были в недоумении, как мы можем евангелизировать неспасённых людей из шоу-бизнеса, если наши собственные члены церкви всё ещё были вовлечены в его греховные аспекты. В конце концов, мы решили, что не можем позволять двойные стандарты, поэтому мы проповедовали святое отделение – и Господь начал действовать среди этих людей. Многие из них отказались от выгодной карьеры в области развлечений, и Бог удивительным образом благословил их. Один бывший актёр теперь является пастором церкви в Иерусалиме, проповедуя Христа на горе Кармил.

Нам пришлось столкнуться с другими значительными проблемами среди народа. Гомосексуалисты, не оставившие свой образ жизни, хотели петь в хоре. Кривляющиеся в барах музыканты хотели играть в оркестре. Чтобы бороться со грехом, мы вынуждены были проповедовать закон, но мы всегда умеряли свои проповеди милосердием.

Также мы должны были покончить с грехом в среде своих собственных сотрудников. Одного музыканта видели, как после наших собраний он посещал театры, где публике предлагают эротику и порнографию. Один из участников нашей группы поклонения – белый мужчина – похвалялся: «любой чёрный, который попытается почистить ветровое стекло моего автомобиля, надеясь заработать, получит в зубы мой кулачный сэндвич». Мы немедленно уволили этого человека.

Нам нужно было также бороться с заблуждениями и лукавством в своей общине. Один женатый мужчина сообщил мне, что он верит, что Господь заберёт от него жену. Он сказал, что Бог уже открыл ему, на какой женщине в нашей церкви он женится. Я без обиняков сообщил этому человеку, что любое откровение такого рода, которое он мог бы получить, не от Бога.

Мы продолжали проповедовать святость, неделю за неделей, и через время наши проповеди отпугнули многих людей. Однако Господь сохранял для Себя богобоязненный остаток – людей, которые любили Его Слово. Эти люди каждое служение усаживались, подобно голодным птичкам, рты которых широко раскрыты, чтобы принимать пищу. После служения они брали домой кассеты с записями проповедей, чтобы вновь и вновь прослушать их. Мы видели в них дух покаяния, страстное стремление быть послушными Божьему Слову и готовность ему подчиняться.

Одна состоятельная супружеская пара, позвонила в наш офис, сказав: «Пришлите, пожалуйста, завтра грузовик с несколькими рабочими. Мы хотим убрать из нашего дома свой ликёро-водочный бар, вместе с нашими телевизорами».

Как только люди приходили под власть и владычество Божьего Слова, радость мощно наполняла их. Вскоре наши служения становились наполненными чем-то большим, чем слёзы раскаяния. Неожиданно церковь задрожала от криков победы, ликования и радости. Это была великая радость – потому что мы начинали понимать великую истину Божьего Слова.

Чтобы поддерживать радость в Господе, Бог призвал к более глубокой работе Духа.

Бог услышал плач израильтян и явил им милость. Он обратил их плач в веселие, позволяя им восклицать и радоваться. Во время этого Он призвал их собраться уже на другое собрание.

Ради того только, чтобы радость Израиля была сохранена – чтобы она не была потеряна снова – Бог должен был копнуть чуть глубже. Некоторые области жизни народа ещё не были подчинены Его Слову, однако Господь позволил всем радоваться в течение некоторого периода времени, потому что хотел, чтобы они знали, что находятся в безопасности. Теперь же, во время переживаемого ими состояния Божьего удовлетворения, Его спасения и радости, Он просил их совершить более великое отделение от мира.

Бог сказал этим радующимся душам: «Я очень доволен вами. Вы почтили Моё Слово, раскаиваясь в ваших грехах, радуясь Моей милости и обещая быть послушными Мне. Теперь для вас настало время, чтобы поступать по Моей любви. Я хочу, чтобы вы отделились всецело – совершенно порвали с мирскими влияниями, которые вползли в ваши сердца и дома».

Видите ли, когда израильтяне находились в плену, они стали привыкать к язычникам, постепенно перенимая их язык и манеры. Израильские мужчины женились на язычницах, а израильские женщины, благодаря своему приданому, приобретали язычников-мужей. Израильтяне также допустили, чтобы неосвящённые вещи стали частью поклонения в Божьем доме.

Возлюбленные, мы не можем идти дальше к полноте во Христе, если мы не будем всё более отделяться от этого мира. Если наши мысли и устремления не становятся всё более направленными к небу, мы постепенно будем терять всякую радость нашего покаяния.

Израиль не хотел терять свой великий дух радости, поэтому они собрались снова, повинуясь в этом вопросе Богу: «И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих» (Неем. 9:2). «…и вступили в обязательство с клятвою и проклятием – поступать по закону Божию… и не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем. 10:29-30).

Этот остаток израильтян также пренебрегал десятиной, и теперь Бог требовал от них также и это. Вы можете недоумевать: «Неужели Бог в самом деле удержал бы Свою радость и веселие от церкви, если бы народ не давал десятину?». Я отсылаю вас к Малахии 3:8-10:

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» – десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища… испытайте Меня… не открою ли я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка».

Бог говорил Израилю: «Перестаньте обкрадывать Меня. Если вы послушаетесь Моего повеления давать десятину, Я изолью на вас такое благословение, что вы не сможете вместить его». Народ торжественно обещал, что «начатки из молотого хлеба нашего, и приношений наших, и плодов со всякого дерева… и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем. 10:37).

Божье обетование излить благословения с неба истинно и для нас сегодня.

Когда мы располагаем своё сердце к тому, чтобы повиноваться Божьему Слову, позволяя Духу Святому обличать и умерщвлять всякий грех в нашей жизни, Сам Господь даёт нам радоваться: «Бог дал им великую радость» (Неем. 12:43). Я верю, что это изливаемое благословение включает преизобилующую радость, даже посреди наших испытаний. Господь открывает небеса и крестит нас «радостью Иисуса» – с восклицаниями, радостью и пением – невзирая на наши обстоятельства.

Неемия напомнил радующимся израильтянам о том, как Бог обеспечивал их праотцев в пустыне. Господь изливал на них множество различных милостей. Он научал их Своим Духом и вёл их, находясь в облачном и огненном столпе. Он сверхъестественно обеспечивал их манной и водой, и чудесным образом не давал изнашиваться их одежде и обуви (см. Неем. 9:19-21).

Как вы смотрите на подобного рода благословения? Многочисленные милости, ясное направление, наставление Духа Святого, обеспечение всех физических и материальных нужд – это звучит для меня чудесно. И действительно, все эти благословения продолжают оставаться в силе и для нас сегодня. Господь, в Своей великой милости, обещал обеспечивать всем этим Свой народ.

Однако, мы всё ещё предпочитаем жить в пустыне, как Израиль. Неемия указал, что их праотцы восстали против Господа, игнорируя Его закон: «И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой… ожидая их обращения, Ты медлил многие годы… но они не слушали» (Неем. 9:26-30).

Можете ли вы представить, какую ужасную духовную смерть навели на себя эти люди? Сорок лет суббот без всякой радости или веселья, сорок лет похорон, не входя в обетованную землю. Эти израильтяне были богаты благословениями, имели много добра, ни в чём не нуждались – но они были тёплыми в духе.

Это картина Иеговы-ире – Бога, Который верно заботится о Своём народе, даже если они стали нечувствительны к Его Слову. Израильтянам наскучило то, что Божье, и они просто механически исполняли свои обязанности. В Своём милосердии, Господь продолжал руководить их повседневными делами и обеспечивать их, но эти люди никогда не хотели войти в Его полноту. Что же удивительного в том, что их одежда и обувь никогда не изнашивались? Они просто никуда не шли.

Такое печальное состояние сегодня у многих церквей. Бог может продлевать Своё милосердие для церкви – освобождать от долгов, направлять на добрые дела, обеспечивать финансами для строительства нового здания. Но церковь может оставаться в духовной пустыне, никогда и никуда не продвигаясь. Народ может испытывать меру Божьего благословения – достаточную только для того, чтобы не умереть от жажды – но оставаться слабым, изнурённым, еле живым, и всё это потому, что он всё ещё сосредоточен на вещах этого мира. Он не имеет ни духа, ни жизни.

Говоря просто, только радость в Господе даёт нам истинную силу. Мы можем говорить что угодно о своём десяти или двадцатилетнем хождении со Христом. Мы можем красоваться своими одеждами праведности, но если мы не позволяем Духу Святому поддерживать в наших сердцах радость в Господе – если мы не жаждем постоянно Его Слова – тогда мы теряем свой огонь, и не будем готовы к тому, что грядёт на этот мир в эти последние дни.

Как мы можем поддерживать радость в Господе? Мы делаем это таким же образом, как получили её вначале: во-первых, мы любим, почитаем Божье Слово и с волнением жаждем его. Во-вторых, мы постоянно ходим в покаянии. И третье: мы отделяем себя от всякого мирского влияния. Вот как, исполненные Духа Святого, христианин или церковь поддерживают «радость в Иисусе» – всегда радуясь, полные утешения и веселия. Аминь!
________________
Давид Вилкерсон

Истинная радость есть драгоценный дар. Вера несёт с собою радость. Скажите же, очень ли много, в конце концов, таких людей, которые полагают, что вера в Иисуса Христа есть помеха радости и нечто тягостное и скучное, то, чего следует всячески избегать. Иные говорят, что такие люди есть. Однако я могу поручиться, что вера не только не мешает радости, но порождает её. Апостол Павел призывает нас: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4,4).
Мир предлагает всевозможные радости: и безобидные, и раздражающие, и приносящие неприятности. Вера в Иисуса предлагает радость подлинную, которую Дух Святой порождает в сердце. Разве бы вы не обрадовались, узнав, что некто пошёл в банк и уплатил за вас ваш долг? Тогда почему бы вам не возрадоваться тому, что Иисус уплатил за вас все ваши грешные долги? Всё, что тревожит, стыдит и обременяет совесть вашу, Бог простил ради Иисуса Христа. «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102,12). Радоваться этому значит радоваться в Господе. Если мы верим, что грехи наши прощены, нам не придётся радость изображать притворно. И мы можем радоваться свободно, каждый сообразно своему характеру: тихий человек — в глубине сердца; более живой темперамент — так, что всем это видно.
Мы можем находить радость, кроме как в делах веры, также и во всём том, что Бог сотворил для нашего употребления. Однако злоупотребления, конечно, Бог не сотворял и не заповедовал. «Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4,4-5).
Пусть будет у нас такое отношение и основной настрой в сердце нашем: «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым; также сквернословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение… что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Еф.5,3-4; Фил. 4,8).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *