Добрые самаритяне

Готовясь к уроку, изучите приведенные ниже вопросы и ссылки на Священные Писания. Задавайте такие вопросы, которые, по вашему мнению, лучше всего помогут детям понять Священные Писания и применять в повседневной жизни содержащиеся в них учения и законы. Для более глубокого понимания Священных Писаний полезно читать отмеченные отрывки вслух вместе с детьми.

• Что, по словам Иисуса, мы должны делать, чтобы унаследовать вечную жизнь? (От Луки 10:27–28.) Как вы думаете, почему эти заповеди имеют такое большое значение? (От Матфея 22:37–39.)

• Как мы можем проявлять нашу любовь к Небесному Отцу и Иисусу? (От Иоанна 13:34–35; 14:15, 21.)

• Кто ваш ближний? Согласны ли вы с тем, что Иисус имел в виду только тех, кто находится рядом с вами?

• На какой вопрос отвечал Иисус, рассказав притчу о добром Самарянине? (От Луки 10:25, 29.)

• Как вы думаете, почему Иудейский священник и левит не помогли израненному Иудею? (От Луки 10:31–32.)

• Что сделал Самарянин для раненого Иудея? (От Луки 10:33–35.)

• Почему то, что Иудею оказал помощь именно Самарянин, имеет такое значение? Какие черты хорошего ближнего были у Самарянина? Как эта история помогает нам понять, кого мы можем назвать своим ближним? Как мы можем стать лучшими ближними?

• Как вы думаете, кто любил Господа больше всех – священник, левит или Самарянин? Почему?

• Как мы можем следовать учениям Иисуса и проявлять любовь к другим людям? Как мы должны относиться к тем, кому нужна наша помощь? к тем, кто отличается от нас? к тем, кто, может быть, плохо относился к нам?

Предложите детям рассказать о тех случаях, когда они служили человеку, оказавшемуся в нужде, или когда они сами или их семьи получили помощь от других людей. Будьте тактичны, чтобы дети не рассказывали о том, что может смутить кого-либо из прихожан.

• Что вы чувствуете, проявляя любовь к другим людям через оказание им помощи и служение? Чувствуете ли вы себя при этом ближе к Небесному Отцу и Иисусу? Какое великое благословение мы получим, если будем по-настоящему любить Небесного Отца и наших ближних? (От Луки 10:25–28.)

Буквально через километр после единственного на нашей дороге перекрестка со светофором, справа будет английская надпись Good Samaritan. Это – поворот на музей «Добрый Самаритянин», к месту, связанному с новозаветной притчей Иисуса.

Еще в Византийскую эпоху возникла традиция, что именно здесь находился постоялый двор, упоминаемый в притче о добром самаритянине из Евангелия от Луки. Напомним: Иисус с учеником обсуждают фразу «Возлюби ближнего, как самого себя». Иисус спрашивает – кто тебе ближний? Ученик считает «ближним» родственника, соплеменника или единоверца. А учитель, Христос, рассказывает притчу. Про то как разбойники ограбили путника, избили его и бросили на дороге. И все – и священник, и левит – прошли мимо. И только совершенно чужой человек, да еще и самаритянин помог страдальцу. Таким образом, ближний – это «оказавший милость» человек любого сословия и любой национальности. Но притча говорит нам не только о морали.

Из притчи о добром самаритянине мы узнаем, что дорога между Иерусалимом и Иерихоном была 2 тыс. лет назад небезопасной. Узнаем, что ходили по ней не только простые люди, но также священники и левиты – храмовые служащие. Узнаем цены на гостиницу в то время. И, Наконец, узнаем о еще одном народе, жившем в Земле Израиля в ту эпоху – самаритянах.

Самаритяне считают себя потомками колена Иосифа. Название народа и обозначение центральной части Земли Израиля – Самария (на иврите – Шомрон) происходит от названия последней столицы Израильского царства, разрушенной Ассирией.

Самаритяне и по сей день живут в Израиле, в городе Холон и в Самарии, в Шхеме, около горы Гризим. Всего их менее тысячи, но они сохраняют язык и традиции. Религия самаритян – иудаизм до пророков и писаний, их священные книги – только пять книг Торы и книга Иисуса Навина, передавшего народу благословения Всевышнего с горы Гризим. Именно ее самаритяне считают главной святыней, именно Гризим они называют Землей Мория, где было несостоявшееся жертвоприношение Исаака.

Непреодолимые культурные различия евреев севера и юга имели место еще с древнейших времен. Но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание с самаритянами, сопровождавшееся взаимной враждой. Тогда евреи и самаритяне обвинили друг друга в ассимиляции и не признавали друг друга, как правоверных иудеев. Поэтому выражение «добрый самаритянин» в эпоху Нового завета звучало как злая шутка.

Сегодня вражды между самаритянами и евреями нет, самаритяне – стопроцентные израильтяне, хотя празднуют праздники по своему календарю и в своих местах. И даже издают газету на самарийском языке, напоминающем еврейский до Вавилонского плена – до VI в. до н. э.

Один законник, искушая Иисуса, спросил его: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» Законник ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Рассказав притчу, Иисус спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» Законник ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Христос сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

* Римские деньги, бывшие тогда в обращении в Израиле Читайте более подробно: Евангелие от Луки 10:25-37.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *