Догматики 8 гласов текст

Догматик – это хорошо или плохо?

В наш век многие слова трактуются иначе, чем раньше. Если, например, древнегреческое понятие «догма» в широком смысле слова изначально определяло некое учение, то нынче оно воспринимается людьми, как нечто жесткое, закостеневшее, ограничивающее мысли и, соответственно, возможности развития.

Современного человека отталкивают любые ограничения (такая уж мода преобладает в нынешней культуре). Он ощущает недоумение, если его пытаются чего-то лишить, в чем-то ограничить. Поэтому преимущественно негативное отношения вызывают и люди соответствующих наклонностей. Именно об одном из представителей этой категории пойдет речь в данной статье, исследующей значение слова «догматик».

Догматик как персонаж негативный

В повседневном общении преобладает негативное восприятие этого понятия. Так, если мы поищем к слову «догматик» синонимы, то таковыми будут «мракобес» и «доктринер». Как видим, ничего позитивного они не несут. Мракобес определяется, как принципиальный оппонент всякого развития и прогресса, а доктринер – фанатичный, абсолютно равнодушный к людям исполнитель определенной схемы.

Соответственно, для большинства людей догматик – это человек, мировоззрение которого основано на соблюдении догм (теоретических положений, принимаемых, как абсолютные, не допускающие своего опровержения).

Ортодоксальный догматик опирается в своих суждениях на односторонне изложенные, схематичные, ограниченные – не допускающие существования других – положения. Его суждения (доктрины) оперируют понятиями постоянного характера, игнорируя появление новых данных.

Догматики нужны обществу

Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.

Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.

Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).

Догматизм свойственен людям

С точки зрения философии, догматик – это тот, кто рассматривает явления и процессы, игнорируя факт их качественного изменения вследствие развития. (Определение достаточно критично, не так ли?) Характерно, что при этом такой человек придерживается недиалектического и неисторического способа мышления.

Однако догматизм близок по духу многим людям даже в современном обществе. Этот парадокс связан со свойством человеческого интеллекта, который изначально является хранителем информации и лишь потом – собственно, разумом.

О догматах религиозных

Христианство основано на догматах и ограничениях. И тем оно ценно. Ведь это – единственная в обществе формальная система взглядов, согласно которой жизнь человека реально является высшей ценностью. (Светское законодательство в этом плане крайне противоречиво и, скорее, декларативно, чем искренно.)

Ограничениями в области христианской морали являются заповеди, в области дисциплины – каноны. Причем православное христианство представляет собой веру, наиболее догматическую. Ведь если в других верах догматик – это придерживающийся догм ортопраксии (правильности действий), то в православии для такого человека дополнительно актуален принцип ортодоксии (правильности суждений), т. е. обязательных суждений о Боге. Такое состояние дел вызвано тем, что православие – религия любви и откровения, а эти категории требуют защиты от человеческих страстей.

Церковные догматы имеют высокое назначение. Образно говоря, это сохраняющие души стены – не тюремные, а крепостные.

Подведем итог наших рассуждений, сославшись на мнения писателей.

Примеры употребления слова «догматик» в литературе не так уж редки. Они, на удивление, то негативны, то позитивны. В частности, общепризнанный классик Габриэль Гарсиа Маркес так назвал писателей, которые в своих произведениях никогда сами себе не противоречили. Еще более категоричным оказался советский литератор Александр Круглов: «Догматик понимает все, поскольку не видит ничего».

Впрочем, классик другой – Гилберт Кит Честертон – в противовес им заявил, что учитель, сам не являющийся догматиком, никого не сможет достойно обучить.

Таким образом, давний спор на тему «догматик – это хорошо или плохо» вряд ли имеет смысл, поскольку в разных сферах жизни общества в различных пропорциях востребованы методы как диалектики, так и догматизма. Важно другое – употреблять их по рецепту здравого смысла.

Воскресный догматик 4 гласа.

(Догматики – величественные песнопения Матери Божией, которые поются на воскресных службах после стихир на «Господи, воззвах…»)

И́же Тебе́ ра́ди богооте́ц проро́к Дави́д пе́сненно о Тебе́ провозгласи́ вели́чия Тебе́ Сотво́ршему: «Предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́!» Тя бо Ма́терь, Хода́таицу Живота́ показа́ , без отца́ из Тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бог, да Свой па́ки обнови́т о́браз, истле́вший страстьми́ , и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́ , на ра́мо восприи́м, к Отцу́ принесе́т, и Своему́ хоте́нию, с Небе́сными совокупи́т Си́лами , и спасе́т, Богоро́дице, мир, – Христо́с име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость!

(Через Тебя, Богородица, ставший предком Божиим пророк Давид благозвучно о Тебе провозгласил пред сотворившем Тебе величие: «Предстала Царица справа от Тебя!» Ибо Тебя Матерью, носительницей жизни сделал Бог, без отца благоволивший воплотиться от Тебя, чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, и, найдя заблудившуюся в горах овцу, взяв на плечи ко Отцу принести, и по Своей воле соединить с небесными Силами и спасти мир – Христос, имеющий великую и богатую милость.

Воскресная служба 4 гласа, 29 июня 2018 г. (все на ряду).doc

Воскресная служба 4 гласа, 29 июня 2018 г. (все на ряду).pdf

Догматик

(37 голосов: 4.6 из 5)

  • Догматик Богословско-литургический словарь
  • Богородичен догматик Богословско-литургический словарь
  • Богородичны воскресные
  • Догматик Настольная книга священнослужителя
  • Догматик первого гласа: «Дерзайте, люди Божии!» свящ. Феодор Людоговский
  • Догматик второго гласа: «Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды» свящ. Феодор Людоговский

Догма́тик (от греч. — δογματικὸν) – краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.

Существуют восемь догматиков – соответственно восьми гласам. По напеву догматики исполняются или обычным, или же большим знаменным распевом. В последнем догматики представляют собою замечательные образцы древнего русского церковного пения в смысле своеобразности формы и художественного развития мелодии в соответствии с текстом.

Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на «Господи воззвах». Содержится в Октоихе.

Догматики восьми гласов

После стихир на «Господи, воззвах», «Слава, и ныне» поется Богородичен, называемый догматиком, в котором прославляется Божия Матерь и содержится догматическое учение Святой Церкви о неискусомужном рождении Богочеловека Пренепорочной и Пречистой Девой Марией, Которая, став Материю, осталась Девою. И о том, что в рожденном Ею Господе неизменно, неслиянно и нераздельно соединены два естества: Божеское и человеческое. Величая Пресвятую Деву, песнопевец прославляет Воплотившегося от Нее Сына Божия, Царя Небесного, Который по человеколюбию принял нашу плоть от Девы чистой. Он есть Единственный Сын Божий: «сугуб естеством, но не ипостасию», то есть в Нем два естества: Божеское и человеческое, но одно лицо (одна ипостась). Исповедуя, что Он есть истинно совершенный Бог и совершенный Человек и воспевая Христу Богу славу, Святая Церковь тем самым возвеличивает Безневестную Матерь, к Которой мы обращаемся, дабы молила Сына Своего о помиловании душ наших.

Глас 1

Прослушать:

Всемирную славу, от человек прозябшую и Владыку рождшую, небесную дверь, воспоим Марию Деву, безплотных песнь и верных удобрение. Сия бо явися небо и храм Божества; Сия, преграждение вражды разрушивши, мир введе и Царствие отверзе: Сию убо имуще веры утверждение, Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии; ибо Той победит враги, яко Всесилен.

Глас 2

Прослушать:

Прейде сень законная, благодати пришедши: якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси; вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце; вместо Моисеа Христос, спасение душ наших.

Глас 3

Прослушать:

Како не дивимся Богомужному рождеству Твоему, Пречестная? Искушения бо мужескаго не приемши, Всенепорочная, родила еси без отца Сына плотию, прежде век от Отца рожденнаго без матере, никакоже претерпевшаго изменения, или смешения, или разделения, но обою существу свойство цело сохраншаго. Тем же, Мати Дево Владычице, Того моли спастися душам православно Богородицу исповедающих Тя.

Глас 4

Прослушать:

Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи величия Тебе Сотворшему: предста Царица одесную Тебе, Тя бо Матерь ходатаицу живота показа, без отца из Тебе вочеловечитися благоволивый Бог, да Свой паки обновит образ истлевший страстьми, и заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с небесными совокупит силами, и спасет, Богородице, мир, Христос, имеяй велию и богатую милость.

Глас 5

Прослушать:

В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда. Тамо Моисей – разделитель воды: зде же Гавриил – служитель чудесе. Тогда глубину шествова немокренно Израиль; ныне же Христа роди безсeменно Дева. Море по прошествии Израилеве пребысть непроходно; Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна. Сый и прежде сый, явлейся яко человек, Боже, помилуй нас.

Глас 6

Прослушать:

Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево? Кто ли не воспоет Твоего пречистаго Рождества? Безлетно бо от Отца возсиявый Сын Единородный, Тойже от Тебе Чистыя пройде, неизреченно воплощься, естеством Бог сый и естеством быв Человек нас ради, не во двою лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый. Того моли, Чистая, Всеблаженная, помиловатися душам нашим.

Глас 7

Прослушать:

Мати убо позналася еси паче естества, Богородице, пребыла же еси Дева паче слова и разума, и чудесе рождества Твоего сказати язык не может, преславну бо сущу зачатию, Чистая, непостижен есть образ рождения; идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин. Темже Тя вси Матерь Божию ведуще, молим Ти ся прилежно, моли спастися душам нашим.

Глас 8

Прослушать:

Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего: Егоже моли, Мати безневестная, помиловатися душам нашим.

Богородичны догматики поются и на седмичные дни:
– на субботы (кроме тех случаев, когда суббота совпадает с двунадесятым праздником, а также предпразднством, попразднством или отданием праздников Рождества Христова и Богоявления Господня), поется Богородичен 1, или догматик гласа настоящего, который звучал в течение всей минувшей седмицы;
– на праздники святым со славословием, полиелеем и бдением, если только они не приходятся на субботу, поется Богородичен догматик по гласу, на который исполнялась стихира на «Слава», на субботу же поется догматик гласа Недели.

Догматик первого гласа: «Дерзайте, люди Божии!»

Догматик – это песнопение в честь Богородицы на всенощном бдении под воскресенье. 31 августа в храме будет звучать догматик «Всемирную славу от человек прозябшую». В нем рассказывается о воплощении Творца, сделавшим возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, и о Той, которая этому послужила и стала опорой нашей веры. Рассказывает священник Феодор Людоговский.

Глас 1:
Всемирную славу,
от человек прозябшую,
и Владыку рождшую,
небесную дверь
воспоим Марию Деву,
Бесплотных песнь, и верных удобрение:
Сия бо явися небо, и храм Божества:
Сия преграждение вражды разрушивши,
мир введе, и Царствие отверзе.
Сию убо имуще веры утверждение,
Поборника имамы из Нея рождшагося Господа.
Дерзайте убо, дерзайте людие Божии:
ибо Той победит враги, яко Всесилен.

Перевод:
Всемирно славную,
от людей происшедшую и Владыку родившую
воспоем, – Марию Деву,
небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение.
Ибо явилась Она небом и храмом Божества.
Она, разрушив враждебную преграду,
мир водворила и отверзла Царство.
Потому держась Её, опоры нашей веры,
имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа.
Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,
ибо Он победит врагов, как Всемогущий.

Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы всякий раз слышим на всенощном бдении под воскресенье: оно поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты и совершается вход с кадилом. Основное содержание догматиков – боговоплощение. Догматики находятся в Октоихе и всего их восемь – по числу гласов Октоиха.

Догматик первого гласа «Всемирную славу…» насыщен образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Она именуется небесной дверью – поскольку открыла нам вход в Царство Небесное (впрочем, если требовать догматической точности, то следует сказать, что Богородица послужила нашему спасению, которое было совершено Господом Иисусом Христом). Далее Богоматерь называется небом, т. е. местом пребывания Бога, храмом, святилищем – как телесно вместившая Божество. Наконец, о Ней говорится как об опоре (буквально, в переводе с греческого, якоре) нашей веры – вероятно, потому, что воплощение Творца, сделавшее возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, – это одна из наиболее важных истин христианства, отличающая его от других религий.

Говоря об этом песнопении, хотелось бы обратить внимание на его греческий оригинал. К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не передают той игры звуков, которая присутствует в греческом тексте. Приведем хотя бы один пример: тон асматон тон асма / кэ тон пистон энкаллописма (ср. по-русски: бесплотных песнь и верных украшение).

В догматике употреблено слово ναός (наос) – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ἱερόν (иерон), буквально «святилище». Слово же ναός неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме, ср.: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2:19–21); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор 3:16–17). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества: когда стоя на службе мы молимся «о святем храме сем» (греч. ὑπέρ τοῦ ἁγίου οἴκου τούτου), мы молимся о святом доме (οἶκος, икос) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить евхаристию.

И еще об одном греческом слове хотелось бы здесь сказать. Это ὑπέρμαχος (ипермахос), переведенное на церковнославянский язык как Поборник, а на русский – как Защитник. Эта лексема встречается и в другом, не менее известном, богослужебном тексте, однако там она передана по-славянски несколько менее вразумительно, хотя, возможно, и более привычно. Я имею в виду Великий акафист, который начинается со слова Взбранной. Непонимание этого слова привело к тому, что в значительной (и даже большей) части акафистов святым, написанных в России, первый кондак начинается не с в(о)збранной, а с более понятного для носителей русского языка слова – избранный, которое звучит похоже, однако имеет совершенно другое значение и содержит иной корень.

В заключение позволим себе еще раз привести последние строки догматика первого гласа: они способны укрепить ослабевших, а потерявшим надежду – вернуть упование на помощь Божью:
Ободрись же, ободрись, народ Бога, ибо Он победит врагов, будучи Всесильным.

Источник: Журнал о православной жизни «Нескучный сад»

Догматик второго гласа: «Вместо столпа огненного воссияло Солнце правды»

В первых же его строках противопоставляются Моисеев закон и благодать, явившаяся с приходом в мир Сына Божия. А что понимается под благодатью? Догматик «Прейде сень законная» комментирует священник Феодор Людоговский.

Догматик, глас 2:
Прейде сень законная,
благодати пришедши:
якоже бо купина не сгараше опаляема:
тако Дева родила еси,
и Дева пребыла еси.
Вместо столпа огненнаго,
Праведное возсия Солнце:
вместо Моисея, Христос,
Спасение душ наших.

Перевод:
Прошла тень закона,
когда благодать явилась;
ибо как не сгорал терновый куст, объятый пламенем,
так Ты, Дева, родила и девою осталась.
Вместо столпа огненного
воссияло Солнце правды,
вместо Моисея – Христос,
спасение душ наших.

На прошлой неделе мы рассматривали догматик первого гласа. Напомним: догматики входят в состав воскресной службы, находятся в Октоихе, представляют собой последнюю из группы стихир на «Господи, воззвах…» (на великой вечерне) и посвящены воплощению Сына Божия и Его рождению от Девы Марии.
Догматик второго гласа (как и многие другие церковные песнопения) построен на сопоставлении и противопоставлении событий и личностей, с одной стороны, Ветхого, с другой – Нового Завета.
В первых двух строчках этой стихиры противополагаются Закон, данный Моисею на горе Синай (Исх 19–20), и благодать (греч. χάρις, лат. gratia), явившаяся с приходом на землю Сына Божия (ср. у апостола Иоанна Богослова: «…закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа», Ин 1:17). Под благодатью часто подразумевают нетварную божественую энергию; однако, думается, вполне уместным здесь будет и другое – первоначальное – значение этого слова: милость, любовь. Ветхозаветный Закон определял правила жизни избранного народа; одной из главных его идей было справедливое воздаяние – и не в последнюю очередь воздаяние за грехи, за проступки против Бога и ближних. Христово же благовестие и сама жизнь нашего Учителя говорит об ином: любовь, милость – выше справедливости, выше буквы закона. Здесь можно вспомнить и многочисленные исцеления, совершенные Спасителем в субботу (напр., Мк 3:1–6), и уврачевание кровоточивой женщины (Лк 8:43–48), и притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32) и о наёмных работниках (Мф 20:1–16), и, наконец, молитву Иисуса о распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).

Обратим внимание на выражение тень закона в первой строке стихиры. Конечно, имеется в виду не тень от закона, а сам закон. Это – так называемая генитивная метафора (метафора, включающая в свой состав существительное в родительном падеже), ср. «тростинка мачты» (т. е мачта напоминает издали тростинку), «изумруды глаз», «яд зависти» и т. п. Закон именуется тенью, поскольку он представлял собой лишь прообраз будущего. Об этом говорится в Послании к Евреям: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. …Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр 10:1–5, 10).

Далее в догматике проводится аналогия приснодевства Марии с неопалимой купиной – прием, весьма распространённый в византийской гимнографии. Богородица, телесно вместившая огонь Божества, сохранила девство и до, и после рождения Спасителя – это столь же необычайно и чудесно, как и тот терновый куст, в котором Господь явился Моисею: куст был весь объят пламенем – и, однако же, не сгорал (Исх 3:2).

Еще одно противопоставление Ветхого и Нового Заветов, представленное в стихире: когда евреи выходили из Египта, «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном» (Исх 13:21); ныне же вместо огненного столпа нам явилось Солнце правды (Мал 4:2) – сам Христос, Бог и человек.

Наконец, в сегодняшнем догматике Спаситель сопоставляется с пророком Моисеем, которого мы уже не раз упоминали. Моисей вывел еврейский народ из египетского плена – под его руководством они вышли из земли порабощения и устремились в землю обетованную. Христос же, воплощённый Сын Божий, даровал нам свободу от греха, Он освободил нас от рабства диаволу, открыл Своей смертью и воскресением Царство Небесное.

Источник: Журнал о православной жизни «Нескучный сад»

>Новости

Глас 1

ГЛАС 1 — древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

  • Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
  • Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
  • Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
  • Догматик «Всемирную славу»;
  • Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
  • Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
  • Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Тропарь воскресный.

Камени запечатану от иудей / и воином стерегущим Пречистое Тело Твое, / воскресл если тридневный. Спасе, / даруяй мирови жизнь. / Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: / слава воскресению Твоему, Христе, / слава Царствию Твоему, / слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

послушать

Альт Бас

Кондак воскресный.

Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, / и мир совоскресил еси; / и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; / Адам же ликует, Владыко; / Ева ныне от уз избавляема радуется, зовущи: / Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение

Тропарь Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом / на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Богородичен Догматик

Всемирную славу / от человек прозябшую / и Владыку рождшую, / Небесную дверь / воспоим, Марию Деву, / Безплотных песнь и верных удобрение: / Сия бо явися небо и храм Божества; / Сия преграждение вражды разрушивши, / мир введе и Царствие отверзе. / Сию убо имуще веры утверждение, / Поборника имамы из Нея рождшагося Господа. / Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, / ибо Той победит враги, / яко Всесилен.

послушать

Господи воззвах…

Догматики восьми гласов

Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы слышим всякий раз на Всенощном бдении в субботу под воскресенье. Он поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты, а священник вместе с диаконом или без него совершает вход с кадилом.

Глас 1

Всеми́рную сла́ву,/ от челове́к прозя́бшую /и Влады́ку ро́ждшую,/ небе́сную дверь, воспои́м Мари́ю Де́ву,/ безпло́тных песнь и ве́рных удобре́ние./ Сия́ бо яви́ся не́бо и храм Божества́;/ Сия́, прегражде́ние вражды́ разруши́вши,/ мир введе́ и Ца́рствие отве́рзе:/ Сию́ у́бо иму́ще ве́ры утвержде́ние,/ Побо́рника и́мамы из Нея́ ро́ждшагося Го́спода./ Дерза́йте убо, дерза́йте, лю́дие Бо́жии;/ и́бо То́й победи́т враги́,// я́ко Всеси́лен.

Глас 2

Пре́йде сень зако́нная,/ благода́ти прише́дши:/ я́коже бо купина́ не сгара́ше опаля́ема,/ та́ко Де́ва родила́ еси́ и Де́ва пребыла́ еси́;/ вме́сто столпа́ о́гненнаго пра́ведное возсия́ Со́лнце;/ вме́сто Моисе́я – Христо́с, //спасе́ние душ на́ших.

Глас 3

Ка́ко не диви́мся/ Богому́жному Рождеству́ Твоему́, Пречестна́я?/ Искуше́ния бо му́жескаго не прие́мши, Всенепоро́чная,/ родила́ бо еси́ без отца́ Сы́на пло́тию,/ пре́жде век от Отца́ рожде́ннаго без ма́тере,/ ника́коже претерпе́вшаго измене́ния,/ или́ смеше́ния, или́ разделе́ния,/ но обою́ существу́ сво́йство це́ло сохра́ншаго./ Те́мже, Ма́ти Де́во Влады́чице,/ Того́ моли́ спасти́ся душа́м// правосла́вно Богоро́дицу испове́дающих Тя.

Глас 4

И́же Тебе́ ра́ди Богооте́ц проро́к Дави́д/ пе́сненно о Тебе́ провозгласи́/ вели́чия Тебе́ Сотво́ршему:/ предста́ Цари́ца одесну́ю Тебе́, /Тя бо Ма́терь хода́таицу Живота́ показа́,/ без отца́ из Тебе́ вочелове́читися благоволи́вый Бог, /да Свой па́ки обнови́т о́браз истле́вший страстьми́,/ и заблу́ждшее горохи́щное обре́т овча́,/ на ра́мо восприи́м, ко Отцу́ принесе́т,/ и Своему́ хоте́нию,/ с небе́сными совокупи́т си́лами,/ и спасе́т, Богоро́дице, мир, Христо́с,// име́яй ве́лию и бога́тую ми́лость.

Глас 5

В Чермне́м мо́ри/ неискусобра́чныя Неве́сты о́браз написа́ся иногда́. /Та́мо Моисе́й – раздели́тель воды́:/ зде же Гаврии́л – служи́тель чудесе́./ Тогда́ глубину́ ше́ствова немо́кренно Изра́иль;/ны́не же Христа́ роди́ безсе́менно Де́ва. /Мо́ре по проше́ствии Изра́илеве пребы́сть непрохо́дно;/ Непоро́чная по рождестве́ Емману́илеве пребы́сть нетле́нна./ Сый и пре́жде сый,/ явле́йся я́ко челове́к,// Бо́же, поми́луй нас.

Глас 6

Кто Тебе́ не ублажи́т, Пресвята́я Де́во?/ Кто ли не воспое́т Твоего́ Пречи́стаго Рождества́?/ Безле́тно бо от Отца́ возсия́вый Сын Единоро́дный,/ То́йже от Тебе́ Чи́стыя про́йде/, неизрече́нно вопло́щься,/ естество́м Бо́г сый/ и естество́м быв Челове́к нас ра́ди, /не во двою́ лицу́ разделя́емый, /но во двою́ естеству́/ несли́тно познава́емый./ Того́ моли́, Чи́стая, Всеблаже́нная, // поми́ловатися душа́м на́шим.

Глас 7

Ма́ти у́бо позна́лася еси́/ па́че естества́, Богоро́дице,/ пребыла́ же еси́ Де́ва/ па́че сло́ва и ра́зума,/ и чудесе́ рождества́ Твоего́ сказа́ти язы́к не мо́жет, /пресла́вну бо су́щу зача́тию, Чи́стая,/ непости́жен есть о́браз рожде́ния;/ иде́же бо хо́щет Бог, побежда́ется естества́ чин. /Те́мже Тя вси Ма́терь Бо́жию ве́дуще, /мо́лим Ти ся приле́жно,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Глас 8

Ца́рь Небе́сный/ за человеколю́бие на земли́ яви́ся,/и с челове́ки поживе́: /от Де́вы бо чи́стыя плоть прие́мый/и из Нея́ проше́дый с восприя́тием; /еди́н есть Сын, сугу́б естество́м,/ но не Ипоста́сию./ Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га/ и соверше́нна Челове́ка вои́стинну пропове́дающе,/ испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего:/ Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная,// поми́ловатися душа́м на́шим.

Администратор
Дата публикации: 25.12.2018

>Богородичник — каноны Божией Матери на каждый день.

Глас 3. Воскресенье.

Богордичен, глас 3.

Ка́ко не диви́мся / Богому́жному Рождеству́ Твоему́, Пречестна́я, / искуше́ния бо му́жескаго не прие́мши, Всенепоро́чная, / родила́ бо еси́ без отца́ Сы́на пло́тию, / пре́жде век от Отца́ рожде́ннаго без ма́тере, / ника́коже претерпе́вшаго измене́ния, или́ смеше́ния, или́ разделе́ния, / но обою́ существу́ сво́йство це́ло сохра́ншаго. / Те́мже, Ма́ти Де́во Влады́чице, / Того́ моли́ спасти́ся душа́м, / правосла́вно Богоро́дицу испове́дающих Тя.

Слава и ныне, глас тойже:

Тя, хода́тайствовавшую спасе́ние ро́да на́шего, / воспева́ем, Богоро́дице Де́во: / пло́тию бо, от Тебе́ восприя́тою, Сын Твой и Бог наш, / Кресто́м восприи́м страсть, / изба́ви нас от тли я́ко Человеколю́бец.

Канон молебный ко Пресвятей Богородице

Песнь 1

Ирмос:: Во́ды дре́вле, ма́нием Боже́ственным, во еди́но со́нмище совокупи́вый и раздели́вый мо́ре изра́ильтеским лю́дем, Сей Бог наш, препросла́влен есть: Тому́ Еди́ному пои́м, я́ко просла́вися.

Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.

Великоимени́тая Еди́на, Пресвята́я Де́во Мари́е, херуви́м сла́внейшая Дави́дова дщи и добро́та Иа́ковля, Ма́ти Бо́га на́шего: возвели́чися зело́ сла́ва Твоя́, и мы вси Тя ве́рою сла́вим.

Пропе́ншаго Сло́вом не́бо я́ко ко́жу, Твои́ма рука́ма я́ко Челове́ка носи́ла еси́: Сего́ у́бо моли́ неизме́нно, Чи́стая, страсте́й безслове́сия ду́шу мою́ изба́вити, и от вся́кия ско́рби.

Слава: Яже пре́жде всех век, пронарече́нная Де́во, Царя́ сла́вы порфи́ра Пречи́стая: в ню́же обле́клся в после́дняя времена́, покры́ ко́жныя ри́зы Ада́ма пра́отца, и мене́ ны́не покры́й.

И ныне: Тлю творя́щий дре́вле грех ро́ду челове́ческому, Де́во, Христа́ ро́ждши, нестерпи́мый огнь изсуши́л еси́: те́мже страсте́й пото́ки души́ моея́ изсуши́ Твои́ми моли́твами.

Песнь 3

Ирмос: Иже от не су́щих вся приведы́й, Сло́вом созида́емая, соверша́емая Ду́хом, Вседержи́телю вы́шний, в лю́бви Твое́й утверди́ мене́.

Иже о́гненным влады́чеством Влады́ка и Госпо́дь Твой Сын нарече́ся, Чи́стая: те́мже изба́ви мя, Влады́чице, стра́стных рабо́т Твои́ми моли́твами.

От бу́ри плотски́х страсте́й изба́ви мя, раба́ Твоего́, ско́ро, Пречи́стая, Тишину́ ро́ждши спасе́ния и Исто́чник безстра́стия.

Слава: Све́та незаходи́маго свети́льник светоза́рен бы́вши, Пречи́стая, мир просвети́ла еси́: те́мже заря́ми Твои́ми души́ моея́ разори́ о́блак.

И ныне: Ме́ртва мя су́ща душе́ю, от мно́жества злых страсте́й, оживотвори́, Влады́чице, Яже ро́ждшая живода́вца Христа́ несказа́нно.

Песнь 4

Ирмос: Положи́л еси́ к нам тве́рдую люво́вь, Го́споди, Единоро́днаго бо Твоего́ Сы́на за ны на смерть дал еси́. Те́мже Ти зове́м, благодаря́ще: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Прии́де на мя плотска́го мудрова́ния брань, и пленя́ет мою́ ду́шу: но Иже всяк ум преиму́щий Мир ро́ждшая, Твой мир, Влады́чице, пода́ждь ми.

Ми́ро у́мное из чре́ва источи́ла еси́ ми́ру: те́мже от скверн страсте́й ду́шу мою́ свободи́, и да́ждь ми, Пречи́стая, безстра́стия ми́ро Твои́ми моли́твами.

Слава: Ста́мну Тя злату́ю, жи́зни Ма́нну носи́вшую, Богому́жнаго Христа́, я́ве ве́дый молю́: накорми́ ду́шу мою́, та́ющую гла́дом, и пото́ком напой Ду́ха.

И ны́не: Ева у́бо пре́жде неудержа́нно введе́ смерть: Ты же де́вством чи́стым и́стинную Жизнь ввела́ еси́. Те́мже сме́рти мя грехо́вныя изба́ви Твои́ми моли́твами.

Песнь 5

Ирмос: На земли́ неви́димый яви́лся еси́ и челове́ком во́лею сожи́л еси́, Непостижи́мый, и к Тебе́ у́тренююще, воспева́ем Тя, Человеколю́бче.

Избавле́ние нам быв Сын Твой, Де́во, вся от тли изба́ви: те́мже изба́ви мя плотска́го мудрова́ния и страсте́й настоя́ния.

Огне́м Твои́х моли́тв, Богоро́дице, стра́стных помышле́ний те́рние все попали́, Яже клеща́ у́гля, челове́ка очи́стившая.

Слава: Ты Бо́жия еси́ Юница41, нас ра́ди пожре́ннаго человеколю́бно, Боже́ственнаго Юнца́: Его́же Боже́ственною кро́вию се́рдце мое́ очи́сти.

И ныне: Кра́сную пре́жде стяжа́х доброде́телей оде́жду, ея́же совлеко́хся ле́ностию мое́ю: Ты же, Де́во, ны́не мя облецы́ в светле́йшу, Твои́ми моли́твами.

Песнь 6

Ирмос: Бе́здна после́дняя грехо́в обы́де мя, и исчеза́ет дух мой: но простры́й, Влады́ко, высо́кую Твою́ мы́шцу, я́ко Петра́ мя, Упра́вителю, спаси́.

Поколеба́ли храм души́ моея́ зло́бы лю́тая кова́рства: но я́ко утверди́вшаго зе́млю на вода́х Христа́ ро́ждшая, Твои́ми моли́твами утверди́.

Разреши́ла еси́ долг земноро́дных, Би́сера многоце́ннаго ро́ждши. Те́мже разреши́, Пречи́стая, скоре́е плени́цы прегреше́ний мои́х, и страсте́й, и скорбе́й.

Слава: Даде́ ве́рным Тя прибе́жище и Боже́ственный покро́в, рожде́йся из ложе́сн Твои́х Бог преблаги́й. Те́мже, Пречи́стая, и мене́ покры́й Твои́ма дла́ньма и соблюди́.

И ныне: Волна́ми жития́ умовре́дно аз, окая́нный, ча́сто погружа́емь и рабо́тами вра́жиими всегда́ обурева́емь, ны́не зову́ Ти: Богоро́дице, помози́ ми.

Таже: Го́споди поми́луй, трижды. Слава, и ны́не

Седален, глас 3:

Боже́ственная была́ еси́ сень Сло́ва, Еди́на Пречи́стая Де́во Ма́ти, чистото́ю ангелы превозше́дшая: па́че всех бы́вша мя оскверне́на плотски́ми прегреше́нии, очи́сти моли́тв Твои́х Боже́ственными вода́ми, подаю́щи, Чи́стая, ве́лию ми́лость.

Песнь 7

Ирмос: Якоже дре́вле благочести́выя три о́троки ороси́л еси́ в пла́мени халде́йстем, све́тлым Божества́ огне́м и нас озари́, благослове́н еси́, взыва́ющий, Бо́же оте́ц на́ших.

Собо́ри лука́вых бесо́в обыдо́ша мя и плотсти́и со́нми страсте́й: но я́ко кре́пкаго во бране́х Христа́ ро́ждшая, изба́ви мя ча́стых печа́лей и лю́тых напада́ний.

Еди́ный херуви́мским существо́м непристу́пный и стра́шный а́нгельским чино́м, всели́ся в Тя, Чи́стая, и нас обнови́: Имже покажи́ мя, Влады́чице, стра́шна неви́димым враго́м.

Слава: Рай слове́сен, Де́во, Ты была́ еси́, прозя́бший Дре́во жи́зни: Его́же прича́щся, Ада́м сме́ртнаго плода́ изба́вися. Те́мже и мене́ ны́не услади́ и страсте́й изба́ви вкуше́ния.

И ныне: Ка́ла мя страсте́й теле́снаго изба́ви и искуше́ний бесо́вских, Яже Изба́вителя ро́ждшая челове́ком, вы́шняго Селе́ние и Храм освяще́н, Бо́га оте́ц на́ших.

Песнь 8

Ирмос: Нестерпи́мому огню́ соедини́вшеся, Богоче́стия предстоя́ще ю́ноши, пла́менем же неврежде́ни, Боже́ственную песнь поя́ху: благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода и превозноси́те во вся ве́ки.

Облаче све́та, свети́ла сотво́ршаго в ми́ре ве́лия, дневно́е же и нощно́е, вся́ко помраче́ние разори́, Твои́ми заря́ми, всех страсте́й и прегреше́ний мои́х: и покажи́ мя Сы́на све́та, Богороди́тельнице.

С Небесе́ соше́дшим Дожде́м во чре́во Твое́, Богоро́дице, ду́шу мою́ и се́рдце мое́ просвети́ и ороси́: и пла́мень угаси́ страсте́й и скорбе́й, да Тя сла́влю те́пле во вся ве́ки.

Слава: Неизглаго́ланно, Чи́стая, Прему́дрость Бо́жию, вся от не су́щих Небе́сное и земно́е естество́ совоку́пльшую, Ты родила́ еси́, Ея́же Сло́вом даждь ми му́дрость и ра́зум, я́ко да воспо́ю я́ве Боже́ственное Твое́ Рождество́.

И ныне: Ороси́тися, Влады́чице ми́ру, Твои́ми моли́твами души́ мое́й и те́лу, вопию́ и молю́ся: и боле́зней грехо́вных и страсте́й зло́бы изба́витися вско́ре: Ты бо еси́ всех челове́ков исцеле́ние.

Песнь 9

Ирмос: На Сина́йстей горе́ ви́дя Тя в купине́ Моисе́й, неопа́льно Огнь Божества́ заче́ншую во чре́ве: Дании́л же Тя ви́де го́ру несеко́мую: жезл прозя́бший, Иса́иа взыва́ше, от ко́рене Дави́дова.

Поста́в Христу́ боготка́н яви́лася еси́, от него́же оде́жду плоть Богонача́льнейшу Ду́ха проугото́ва: облецы́ у́бо мене́ во оде́жду целому́дрия, Чи́стая, Твои́ми моли́твами.

Мы́сленный виногра́де, израсти́вший нам Грозд Боже́ственный, от Него́же напая́емся водо́ю нетле́ния, источи́ моея́ души́ умиле́ние и вино́ очище́ния, Твои́ми мольба́ми.

Слава: Чи́стый и святы́й черто́же, и́мже естество́м Бог челове́ком уневе́сти естество́, молю́ Тя: совокупи́ мя Твоему́ Сы́ну и присво́й Боже́ственною жи́знию, Твои́ми мольба́ми.

И ныне: Па́жить тле́ния челове́ческаго существа́, нетле́ния Исто́чника Христа́ ро́ждши Де́во, претвори́ла еси́: умертви́ ми у́бо опаля́ющее и бу́рное стремле́ние страсте́й, Твои́ми мольба́ми.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Ца­ри́це моя́ пребла­га́я, Наде́ждо моя́ Бо­го­ро́­ди­це, Прия́телище си́рых, и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь, помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни бла­ги́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Бо­гома́­ти; я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Богородице в Воскресенье:

О, Всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надеждо и упование мое! О, Мати пресладкаго, превожделеннаго и всяку любы превосходящаго Спасителя Иисуса Христа, Человеколюбца и Бога моего, свете помраченныя души моея! К Тебе аз, многогрешный и безнадежный, припадаю, Тебе моя, источниче милосердия, Дево Марие, яже бездну милосердия и пучину щедрот и человеколюбия рождшая; помилуй мя, помилуй мя, вопию Ти болезненно, помилуй мя, всего уязвленнаго, в лютыя разбойники впадшаго и от одежды, в нюже облече мя Отец, увы мне, обнаженнаго. Тем и лежу наг от всякаго благотворения, возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Владычице моя Богородице, молю Тя смиренно, воззри на мя милостивым Твоим оком, и не возгнушайся мене, всего помраченнаго, всего оскверненнаго, всего в тине сластей и страстей погруженнаго, люте падшаго и возстати не могущаго. Умилосердися убо на мя, и даждь ми руку помощи, воздвигни мя из глубины греховныя, о радосте моя, избави мя от обышедших мя; просвети лице Твое на раба Твоего, спаси погибающаго, очисти оскверненнаго, возстави падшего люте: можеши бо вся, яко сущи Мати Бога Всемогущаго. Излей на мя елей милосердия Твоего и вино умиления точити ми подаждь: Тебе бо воистину едину надежду стяжах в животе моем; не отрини убо мене, к Тебе притекающаго, но виждь скорбь мою, Дево, и души желание, и сие приими и спаси мя, Ходатаице спасения моего. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *