Долина божьей ласки

Колодец с целительной родниковой водой

РЕПОРТАЖ. Около 30 тысяч паломников приняли участие в юбилейном крестном ходе в Иосафатову долину
19 August 2013 12:08
Марина Богданова

Иосафатова долина в Винницкой области – удивительное место на земле. Расположена она близ села Голинченцы Шаргородского района, и чудесные ознаменования предваряли ее создание.

По преданию, во второй половине XVII века Божия Матерь явилась некоторым монахам православного монастыря во сне и благословила их идти на восток от обители – искать спасения от янычар, хозяйничавших тогда на Подольской земле. На третий день странствующие монахи остановились на ночлег возле колодца, и там им снова явилась в сновидении Богородица, с небес благословляя округу. На этом месте и был основан новый монастырь. А поскольку монахи эти были совсем бедными, окрестность получила название Голинченцы.

Вокруг обители стали селиться миряне, и со временем образовались четыре села по четырем сторонам света. А в середине — долина и колодец с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место это назвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом — местом грядущего Страшного суда). Прошло время, и Божия Матерь вновь явила Свой особый промысел жителям этой долины.

«Христа славьте, кресты ставьте!»

Чудо случилось ровно 90 лет назад – 15 августа 1923 года. Пастух Иаков, который часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой, увидел прямо в воде отображение Божией Матери с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. «Матерь Божия, что нам делать?» — успел спросить пастух. «Христа славьте, кресты ставьте!» — услышал он в ответ, и Матерь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в село и рассказал обо всем, что видел.

С хоругвями и образом святителя Николая селяне вместе со своим священником – отцом Тихоном Петринским пришли к колодцу. Тут они и установили первый дубовый крест. Слава про чудо распространилась мгновенно. В этот же день кресты установили жители соседних селений, к осени вся Иосафатова долина была уже усеяна крестами.

Неделями и месяцами люди несли их на руках отовсюду. Далекие Кубань и Одесса, Приднестровье, Бессарабия и Донбасс присылали свою хвалу Господу. Добирались поездами и с Далекого Востока.

Расправы над местом молитвы

Местное советское руководство стало беспокоиться, когда в такой глуши крестов стало появляться все больше и больше. Секретная докладная записка от 24 ноября 1923 года Могилев-Подольскому облисполкому на имя подольского губернского главы повествует, что в Иосафатовой долине «случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия, которые проводятся на месте явления загадочной женщины с ребенком. Это все выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным».

Специальная комиссия исполкома приняла решение не только стереть с лица земли кресты, но и перевоспитать участников событий. Конные разъезды милиции останавливали потоки паломников, кресты распиливали на дрова. «Активисты-ликвидаторы» награждались премиями. Тех же, кто укрывал паломников, брали под арест.

Так, 50 человек, избитые и окровавленные, в лохмотьях и босые, по снегу пешком были направлены сначала в Шаргород, а оттуда этапом — в Винницу. Им хотели приписать «государственную измену», но никто из них не признал себя виновным и не отрекся от веры. Пастух Иаков погиб мученической смертью: в подземелье его живым загрызли крысы. Остальных 49 заключенных после допроса выгнали на улицу. Ободранные и голодные, они пешком вернулись в Голинченцы и увидели… 16 тысяч крестов, которые появились за зиму после почти полной «ликвидации» Иосафатовой долины. Это были новые кресты, присланные из далеких мест, куда еще не успела дойти весть о расправе над местом молитвы.

90-летний юбилей

«Память людская никогда не терялась, все годы паломники шли в Иосафатову долину, но это были малочисленные группы, в основном, из местных. А в 2006 году, по благословению владыки Макария, был организован первый епархиальный крестный ход в Иосафатову долину, в котором приняло участие около 15 тысяч человек, и это было, на удивление, много, – рассказал секретарь Винницкой епархии о. Владислав Демченко. – С приходом владыки Симеона в этом поклонении святыне стали участвовать священники и паломники из других епархий и областей Украины, а также из-за рубежа. В нынешнем году юбилейный крестный ход в Иосафатову долину прошел по благословению архиепископа Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита».

В 90-летний юбилей, традиционно 15 августа, к святому месту прибыли паломники из разных уголков Украины и ближнего зарубежья. Все они прошли крестным ходом, неся на долину свои кресты и принося молитву ко Господу, от Свято-Димитриевского храма села Голинченцы к месту явления Богородицы – Иосафатовой долине.

Там состоялась Божественная литургия с участием архипастырей и духовенства Украинской Православной Церкви. Богослужение возглавил митрополит Винницкий и Барский Симеон. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископы Тульчинский и Брацлавский Ионафан, Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, Уманский и Звенигородский Пантелеимон; и епископы Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, Конотопский и Глуховский Роман, духовенство епархий Винницкой области и гости из других епархий Украины, России, Молдовы. Всего в крестном ходе и богослужении приняли участие около 30 тысяч паломников. Литургия сопровождалась прекрасным пением мужского хора из Почаева.

После Литургии владыка Симеон обратился к пастве с проповедью. Архипастырь отметил, что силами христиан большая Подольская святыня сейчас возрождается и народ Божий получает возможность славить Господа по благословению Пресвятой Богородицы. Архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит присоединился к словам владыки и поблагодарил всех присутствующих за совместную молитву.

Все паломники установили кресты, которые принесли с собой, и набрали святой воды из целебных источников, которых много есть на Иосафатовой долине. Также желающие смогли окунуться в целебные воды недавно построенной купальни.

Божия Матерь сама людей приведет

Крестный ход в Иосафатову долину собирает очень разных людей. Однако в светском информационном пространстве рекламы о церковном мероприятии нет. По словам секретаря Винницкой епархии о. Владислава Демченко, настоятель Шаргородского Свято-Николаевского мужского монастыря архимандрит Киприан Корпанюк, на чьем попечении находится территория Иосафатовой долины, осознанно не прибегает к всевозможным рекламным роликам и бордам – Божия Матерь сама людей приведет. Как это случилось в 1923 году, когда не было ни мобильных телефонов, ни Интернета. Сейчас настоятели храмов благословляют своих прихожан на крестный ход, миряне также проявляют инициативу по организации паломничества. И ширится добрая людская молва: в Иосафатовой долине, где люди, послушные воле Богородицы, выполняют Ее наставление, несут и ставят свои кресты, и молитвы звучат сильнее, и заступничество Божией Матери ощущается особенно явно.

«Мы каждый год идем крестным ходом в Иосафатову долину – арендуем большой автобус на 50 человек, хотя желающих участвовать всегда больше, – рассказывает настоятель винницкого храма во имя святителя Луки Крымского протоиерей Владимир Тютенко. – Специально изготавливаем крест, и каждый старается его понести, каждый помогает его установить. И все причащаются. В автобусе вместе читаем молитвы, вместе радуемся возможности посетить это святое место».

«Наверно, пятый или шестой раз участвую в крестном ходе в Иосафатову долину, стараюсь не пропускать. И всегда беру с собой кого-то из своей семьи, – рассказывает винничанка Людмила Станиславенко. – В этом году пошли многие мои родственники, в том числе и свекровь моя, и крестники. Иосафатова долина – очень благодатное место, и я там очень хорошо себя чувствую. Думаю, что многим людям нужно туда идти. Тем более что идти пешком недолго – километра три. Это не так трудно, как крестный ход к Калиновскому кресту или в Почаев. Иду крестным ходом, чтобы потрудиться – поблагодарить Бога за то, что он мне дал: семью, здоровье, любимых людей и многое, многое другое».

По материалам Интернет

Tweet

Код для вставки у блог / сайт

Переглянути анонс

РЕПОРТАЖ. Около 30 тысяч паломников приняли участие в юбилейном крестном ходе в Иосафатову долину

Иосафатова долина в Винницкой области – удивительное место на земле. Расположена она близ села Голинченцы Шаргородского района, и чудесные ознаменования предваряли ее создание.

«Иосафатова долина» — старокараимское кладбище, расположенное невдалеке от средневекового пещерного городища Чуфут-Кале (Джуфт-Кале). Долина имеет одноименное название с более известной местностью в окрестностях Иерусалима. Именно там, согласно древнему преданию, должен произойти конечный Суд Божий. В память об этом, и дали название кладбищу. Кроме того, обнаруживается некое сходство между двумя долина, как об этом отмечают путешественники, из-за присутствия аналогичной башни у южного обрыва. По всей видимости, зодчие именно и преследовали данную цель – максимальную похожесть с подлинным библейским местом.

Иосафатова долина

Захоронения раскинулись среди плотных зарослей безымянной балки. Органически вписывается в облик окружающей действительности каменная арка, сооруженная у входа и слегка поросшая местами мхом. Виднеются развалины сторожевого домика. Кладбище оборудовано дорожкой, пересекающее все пространство в западно-восточном направлении.

Мы попали в настоящий некрополь – город мертвых. В чаще кустарников необъятное количество надгробных плит, глубоко ушедших в землю, памятников, поросших лианой. Ранее, в описываемом месте росло большое разнообразие дубов крымских, пушистых, скальных. От общего числа великанов осталось пять их сородичей (в дальнем углу кладбища). Для караимского народа, эти деревья священные и вырубка их строго запрещалась. В караимизме даже сохранились некоторые предания и легенды, касающиеся многовековых гигантов. Само кладбище именовалось среди местных, по-началу, иначе: «Балта-тиймез», что значит — «топор не коснется».

Внешний вид надгробий разнообразен. Встречаются горизонтальные, вертикальные плиты, обелиски и многое другое. Здесь присутствуют особые памятники, установленные тем, кто вдали умер (о чем родственникам стало достоверно известно) и похоронен не здесь. Это — кенотафы (или на иудейский лад — «йол-таш» — придорожный камень). Подобная традиция появилась ещё у древних народов – варваров-скифов и эллинов.

Обнаруживающие себя надписи заставляют задуматься. Ведь оно преимущественно начертаны словами из Священного Писания. Даже не понимая языка, интуитивно ощущаешь их духовный смысл. Ведь человеческий язык – один, а в нем самом лишь одни наречия разных наций (вспомните рассеяние народов при строительстве «вавилонской башни» каинитами). Не все надписи написаны древнееврейским языком. Иногда встречается караимский контекст, но выполненный теми же буквами древнееврейского алфавита.

Среди могил конца XIX и начала XX веков, обнаруживается надгробие Фирковича (читайте «Усадьба Фирковича»). Именно этот ученый исследовал большую часть похоронный надписей, и собрал их в особый том, со временем изданный типографией.

Современный вид караимского кладбища

Самые давние захоронения датируются серединой X столетия (всего их девять). К этому выводу пришел археолог Бабаликашвили. Кладбище, правда, изучено недостаточно (что является типичным положением для подавляющего числа археологических ценностей). Но в память сбережения своих артефактов, караимы делают немалый вклад по мере своих сил. Напомню, их осталось чуть более 1000. Нация на грани полного растворения с иными народами.

Иосафатова долина после опустения Чуфут-Кале

После опустошения Чуфут-Кале, некрополь не был оставлен бывшими местными жителями. Оно приобрело статут усыпальницы общенационального значения. Быть захороненным здесь было почетно. Поскольку преданию земле в описываемом месте в последние времена удостаивались только «высшие мира сего», то именно в конце позапрошлого столетия начали появляться дорогостоящие памятники, искусно выполненные из дорогого камня умелыми руками. Они украшены восточным орнаментом и богаты символики.

Вообще, Иосафатова долина находится в весьма живописном месте. Само это обстоятельство привлекала сюда не одну дюжину живописцев. Можно обнаружить (в том числе, и в интернет-сети) не одно количество полотен художественного образца, зафиксированных кистью творческих личностей. Например, Крамской писал образ «Христа в пустыне» по мотиву расположения кладбища.

Для нас интерес может представлять не только некрополь караимской общины, но и панорамный вид, если мы пройдем до конца кладбища и выйдем на скалу. Перед вашим взором во весь рост станут величественные и молодые Крымские горы. Опытный глаз подскажет вам направление самых высоких горных плато, таких как Роман-кош (самая высокая вершина полуострова), Чатыр-даг (её долгое время греки считали самой высокой, из-за дальней обзорности, соорудив на ней храм-часовню в честь Святого Духа), труднодоступная Бабуган-яйла, величественная Ай-Петринская яйла, горный массив Бойки и верхушка небезызвестного Тепе-Кермена.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *