Долматово мужской монастырь Курганская область

История

Прп. Далмат широко почитается на Урале и в Сибири. Его иконы, частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской и других епархий. С 1871 года в монастыре велись записи чудес по молитвам преподобного, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких свидетельств начала ХIX века.

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.

Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Далматовский Успенский мужской монастырь, снимок в журнале

Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.

В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами — во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями — сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год — Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.

Далматовский Успенский мужской монастырь, вид сверху

Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли — богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им «льготы» и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками — конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию. Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.

Далматовский Успенский мужской монастырь, так выглядела обитель

После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита — «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами — двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Внутренний двор, вид на юго-западную башню

Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» — завод «Старт». Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

Братия монастыря

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского — местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т.ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Паломнику

Желающим потрудиться и узнать о доме паломника есть информация на сайте обители. Получивших помощь по молитвам прп. Далмата Исетского тут просят оставить письменное свидетельство об этом, оформленное надлежащим образом – с указанием своей фамилии и инициалов, места проживания, даты, подписи. Прислать его можно по почте. В монастыре можно передать через иконную лавку или оставить в храме у дежурного алтарника.

В марте 2012 года «Дом паломника» монастыря принял первых своих гостей. Разместиться в нем могут 80 паломников. Две большие келии по 15 мест для небольших групп. Одна келия для паломников остальные 6-ти местные. Монастырь может принять и разместить немного скромнее гораздо больше паломников. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший к прп.Далмату.

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону.8-922-67-86-913 8-352-52-3-17-06.

Одежда паломников должна соответствовать православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде соответствующей святости места.

Богослужебная деятельность монастыря

Богослужения совершаются в дни воскресные, праздничные (бдение, полиелей), поминовения усопших (родительские субботы), а также по усмотрению наместника и иные дни, но, как правило, не менее двух-трех Божественных Литургий в неделю. В воскресенье вечером (кроме периода Великого поста, тогда в течение четырех воскресных дней вечером совершается чин Пассии), если не служится на следующий день Божественная Литургия, неопустительно служится вечерня с пением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время Великого поста ежедневно совершаются богослужения в первую и Страстную седмицы, все субботние и воскресные дни, во все дни, когда полагается совершать Божественную Литургию Преждеосвященных Даров. Ежедневно совершаются богослужения также во всю Светлую седмицу. В престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в дни памяти преп. Далмата Исетского (8 июля, 6 августа н.ст.) праздники Успения Божией Матери (28 августа н.ст.) Далматской иконы Успения Божией Матери (28 февраля н.ст.) по обычаю служится водосвятный молебен на источнике преп. Далмата и совершается крестный ход вокруг стен обители (в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» — вокруг храма), служится акафист празднику

Вечернее богослужение начинается в 17.00 ч. Как правило, совершаются вместе 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Начало исповеди – 7.30 ч. После окончания исповеди (но не позднее 10 ч.) – начало Божественной Литургии. В монастыре ежедневно совершается братское правило: утреннее – с 5.30 ч. (полунощница, утренние молитвы, молебен с пением акафиста преп. Далмату Исетскому перед его мощами); вечернее – после окончания вечерней трапезы (с 19.30 ч., если не было вечерней службы, — малое повечерие с тремя канонами и вечерние молитвы; с 21.00 ч., если была вечерняя служба, — вечерние молитвы). В воскресные дни по окончании Божественной Литургии служатся заказные молебны, панихида (и заочное отпевание). В 14.00 ч. в воскресенье (в остальные дни – по договоренности) совершается таинство Святого Крещения (а накануне, по воскресным дням в 14.00 ч. проводятся огласительные беседы в храме). Поскольку в г. Далматово и Далматовском районе помимо монастырского храма иных действующих нет, в монастыре совершается также в установленные по церковному уставу дни таинство Венчания. Таинство Елеосвящения совершается, как правило, еженедельно в дни многодневных постов, а в частных случаях – по мере необходимости.

Все богослужения обычно совершаются в Скорбященском храме, таинство Св. Крещения – в крестильной церкви во имя собора свв. седмидесяти апостолов (южная галерея Скорбященского храма); Божественная Литургия в крестильной и надвратной церквях совершаются в исключительных случаях.

Телефон

>Паломническая поездка в Далматовский Успенский монастырь и Муром.

Вступление.Путь до Далматова.

Цитата:

«Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал,Душу мне наполнил страстью,Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:Сердце пусто, празден ум,И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум» /А.С.Пушкин/.

Когда я ездил в Верхотурье,то услышал от экскурсовода,что есть такой святой-преподобный Далмат,который быстро всем помогает.И мне засела
в голове мысль,что надо сьездить в его монастырь в город Далматов.Далматов-это старинный Зауральский город в 170 км от Екатеринбурга в сторону Кургана.А начало город берет от преп.Далмата,который основал здесь в 1644 году монастырь.После раздумий промыслом Божьим сложился такой план поездки;.оказалось,что туда можно доехать прямо на скором поезде Москва-Петропавловск,не выходя в Екатеринбурге,а от Далматовского вокзала до монастыря идти 5 минут пешком.А по дороге можно заехать в древний город Муром,где много святынь.Поезд от Мурома идет около суток через Арзамас,Казань;пересекая реки Волгу,Каму и Вятку.
Сперва я дошел пешком до поселка Мстёра,где есть монастырь 17-го века/Богоявленский/.

Далее доехал до города Вязники,а от Вязников идет автобус до Мурома менее двух часов.Около семи вечера я был уже в Муроме и решил пройтись пешком по монастырям и храмам,хотя уже было темно.Где-то около километра надо было идти от автовокзала до Свято-Троицкого и Благовещенского монастыря,а от них еще километр до древнего Спасо-Преображенского монастыря.Первые два монастыря были закрыты,но удалось зайти в храм и приложиться к мощам святого князя Константина и его чад Михаила и Федора в Благовещенском монастыре,которые жили в конце 11-го начале 12-го века и считаются крестителями города Мурома.Князь Константин/ум.1129г/ сумел убедить чудесным образом упорных язычников-жителей Мурома,в истине христианства,а жители Мурома его уважали за доброту,кротость и смелость.Благовещенский монастырь основан царем Иваном Грозным в середине 16-го века в честь присоединения к Руси Казанского ханства и освобождения из плена 100000 русских пленников.Благовещенский монастырь.фото на обратном пути.:
Благовещенский собор 1664г.п.

Далее я прошел около километра,ориентируясь по карте на планшете,до древнейшего на Руси/после Киево-Печерской Лавры/ Спасо-Преображенского монастыря,стоящего на высоком берегу реки Оки.Монастырь основан, по преданию, сыном святого князя Владимира страстотерпцем Глебом в 1096 году./Святые страстотерпцы Борис и Глеб-первые святые на Руси./.Но попытка крещения жителей Мурома князем Глебом была неудачной.Главный храм монастыря Спасо-Преображенский был построен в 1555 году по повелению царя Ивана Грозного в честь удачного похода на Казань.Главной святыней монастыря является копия чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница»,привезенная с Афона в 1878 году.Она горячо почитается жителями Мурома за скорую помощь в прошениях.Для Справки: Православные почитают не доску иконы и краску,а изображенную на иконе Богородицу,по молитвам Которой мы получаем помощь от Бога.»Честь ,воздаваемая образу восходит к Первообразу».Всецелое поклонение подобает только единому Богу,а поклонение иконам и мощам есть только почитательное.А что есть особые чудотворные иконы,то на это воля Божья.,что подтверждается особыми знамениями ,чудесами и исцелениями.Это относится и к мощам святых.Фото:Спасо-Преображенский собор 1555г.п.

Справа Покровский собор с нижним храмом в честь преп.Илии Муромца./1691г.п/
Надвратная церковь св.Кирилла Белозерского.
Вид от монастыря на Оку.:

В храме преп.Илии Муромца находится скульптурный образ богатыря,а его мощи покоятся в Киево -Печерской Лавре.Сам преп.Илия Муромец/упом.1188 г/- уроженец села Карачарова под Муромом.В монастыре можно переночевать за 350 руб.в хороших условиях,что я и сделал на обратном пути.Информация на сайте монастыря.и номер телефона там же.Можно поселиться даже ночью.
Потом я прошел пешком до ж/д вокзала/3 км/,закупив недалеко от вокзала продукты в магазине «Магнит».Вокзал в Муроме небольшой,но уютный,где я провел 2 часа,а в первом часу сел на поезд.Поезд мне понравился,народу ехало немного и можно было спокойно почитать по дороге и помолиться.Река Кама недалеко от Сарапула:

В Далматов я приехал уже в 2-30 ночи по местному времени и за 5 минут дошел до монастыря.О ночевке договорился по телефону:информация на сайте монастыря.
Цитата:

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.»/Книга Притчей/.

Пребывание в Далматовском Успенском монастыре.

Цитата:

«Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана;Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал;Сам наполнил душу страстью,Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною,Просияй сквозь сумрак дум!И созиждется тобою Сердце чисто, светел ум» /ответ А.С.Пушкину
святителя Филарета Дроздова./

И немного о монастыре и преподобном Далмате,который и основал монастырь:- Родился Далмат в 1594 году и в миру его звали Дмитрием Мокринским.Он служил городовым в Тобольске, имел жену и детей ;и материально был вполне обеспечен.После смерти жены он ушел в Невьянский монастырь,но вскоре,избегая суетности,он поселился в 1644 году в уединенном месте на берегу реки Исети под названием»Белое Городище»,отдавая все время труду и молитвам.Татарский мурза Елигей хотел изгнать Далмата с этого места,но по повелению Богородицы,явившейся ему во сне,как говорит предание,- он отдал эти места иноку Далмату в пользование.В дальнейшем под руководством старца Далмата здесь стал расти монастырь ,за которым царь Алексей Михайлович закрепил эти владения.Умер Далмат в 1697 году в возрасте 103 лет.Монастырь не раз разграблялся башкирами и калмыками ,и поэтому в течении 50 лет к 1760 вокруг монастыря была построена стена,выдержавшая 20-ти дневную осаду по время «Пугачевского» восстания. В 1719 году в монастыре.был построен вместительный Успенский собор,к сожалению разрушенный большевиками после 1917 года..В 1881 году был возведен храм в честь иконы «Всех Скорбящих Радость»,который сейчас отреставрирован и там покоятся мощи преподобного Далмата.Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири;и являлся до 1917 года крупнейшим в Зауралье.Преподобный Далмат широко почитается на Урале и в Сибири,и является небесным молитвенником за эти земли.Вот фото монастыря:
Храм «Всех Скорбящих Радость».;
Источник с целебной водой около монастыря;
Оборонительная стена вокруг монастыря;
Надвратная церковь Иоанна Богослова;
И о пребывании в монастыре:-.Гостей здесь принимают очень хорошо:есть неплохая гостиница для паломников,хорошо кормят,;при чем братия,паломники и трудники питаются вместе из одного котла,что приятно удивило.С утра я сходил на Божественную Литургию,поклонился мощам Далмата,святыням монастыря,прочитал молитвы к преп.Далмату.Хочу сказать,что по учению Православной церкви ,человек имеет бессмертную душу,а в конце времен будет телесное воскресение людей и Страшный суд./»Бог не есть Бог мертвых,но Бог живых.У Бога все живы»/МФ.22.31/.Даже в мертвых телах святых людей почивает Святой Дух и поэтому мы обращаемся не к мертвым останкам,а самим святым,которые пребывают в Боге, слышат наши просьбы и молятся за нас.Это только почитательное поклонение ,а не всецелое,которое подобает единому Богу.
Кроме мощей преп.Далмата есть еще святыни:два ковчега с частицами мощей более ста угодников Божиих;список с образа»Торжество Пресвятой Богородицы» /Порт-Артурская/,написанной в 1904 году.Этот образ написан по особому откровению и считается,что через него Богородица покровительствует городу Владивостоку и всему православному воинству на Дальнем Востоке.
Вечером богослужения не было,а было только Братское правило для монахов и послушников монастыря.В этот день праздновалась память святителя Иннокентия Иркутского/Кульчицкого/ умер 1731 г/,который является первым епископом Иркутским, вложивший все силы и способности в просвещение Сибири Светом веры Христовой.В монастыре есть икона с частицей мощей святителя Иннокентия.,а сами мощи покоятся в Знаменском монастыре города Иркутска.Наверно,как говорится,»если Богу угодно и жив буду» — побывать и в Знаменском монастыре,да и Транссиб я еще не весь видел!
В обратный путь я направился тем же вечером и на том же поезде Петропавлоск-Москва в 22-10 по Московскому времени.
Цитата:

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его.Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета!
…Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо»/Книга Екклезиаста .гл.12/

Путь домой с заездом в Муром.

Цитата:

«В часы забав иль праздной скуки,Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал,Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует,И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт»/ответ А.С.Пушкина святителю Филарету/.

Путь до Мурома занял 26 часов и прошел очень удачно.В нашем купе плацкартного вагона ехало всего два человека,а сам вагон был с кондиционером и чистым.В эту ночь я хорошо выспался и отдохнул. И немного о Муроме:Муром-один из древнейших городов Руси,а первое упоминание о городе в летописях относится к 862 году.Название «Муром» произошло от названия финно-угорского племени «Мурома»,которое издревле жило на этой территории.Позже началась массовая миграция с Южно-Русских земель,они приняли христианство и произошла мирная ассимиляция с русским народом. В Муром поезд прибыл в первом часу ночи и я за 100 рублей доехал на такси до Спасо- Преображенского монастыря,где за 350 рублей переночевал.С утра сходил на Божественную. Литургия и причастился Святых Христовых Тайн.Для справки;Божественная Литургия -это главное богослужение в Православной церкви,когда происходит таинство Евхаристии,и хлеб и вино по молитвам священника прелагаются в Тело и Кровь Христовы,то есть соединяются с Божеством.Но это не магическое действо и к нему может допустить только священник,и результат будет у каждого свой.Человек соединяется с Богом,а Бог -это тоже Личность./Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»./Иоанна.6.53/.Фото и описание дано ранее.
Далее я прошел до старинной Николо-Набережной церкви/Николы Мокрого/1718г.п/ ,что недалеко от Благовещенского монастыря на берегу реки Оки.Здесь покоятся мощи святой Иулиании Лазаревской/Ульяна Осорьина/,которая прославилась своей высокой христианской жизнью и милосердием к голодным и больным.Во время страшного голода 1601-63 годов она все свои силы и имение тратила на спасение голодных и больных.Умерла в 1604 году,а в 1614 году обретены мощи святой,которые источали миро и совершались исцеления.А уже в 1614 году она была канонизирована Православной церковью,что бывает так быстро очень редко.Молитвенное обращение к святой Иулиании Лазаревской ,как считается, очень помогает во время голода,конечно,если вы не устриц и пармезана попросите!.Фото храма:
Рядом через овраг находится смотровая площадка с памятником преп.Илии Муромцу и видом на Оку .
Потом я прошел до Свято-Троицкого монастыря,что неподалеку,основанного в 17-м веке на средства муромских купцов.Благовещенский монастырь находится тоже совсем рядом/описание и фото ранее/.В монастыре покоятся мощи святых Петра и Февронии/ум.1238 г/,считающихся в Русской Православной церкви покровителями семьи и брака.Им молятся об устроении семейной жизни.У раки с мощами святых Петра и Февронии всегда много паломников,молящихся им о своих нуждах. и читающих акафисты.Святые жили в 13-м веке,прославились своим образцовым христианским супружеством,благочестием и милосердием.Фото монастыря:
Свято-Троицкий храм 17-го века.
Ну а далее пешком до автовокзала около 1 км,автобус на 13-50 довез за 1ч 40 мин до Вязников,друг Сергей подбросил на авто до Мстеры,8 км своим ходом и я дома,на родной улице.. Цитата:

«Когда весна придет — не знаю,Пройдут дожди, сойдут снега…Но ты мне улица родная И в непогоду дорога
На этой улице подростком Гонял по крышам голубей,И здесь, на этом перекрестке,С любовью встретился своей.»/Из песни.сл.А.Фатьянов.комп.Мокроусов/»/.Поэт А.Фатьянов жил в г.Вязники,а его предки жили в пос.Мстера.

https://www.youtube.com/watch?v=D_gqxP2C_js&index=1&list=RDD_gqxP2C_js
Некоторые уважаемые люди говорят,что впереди возможны нелегкие времена и испытания,то на всякий случай Господь нас научил молиться.Бывает,и самые идейные атеисты молитвы вспоминают! Цитата:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»/Мф.6.7.

Вступать в какие-то дискуссии о вере с незнакомыми людьми,с неизвестными намерениями я смысла не вижу.Обращайтесь ,например,на сайт «елицы.ру» -там вам на все ответят.!Вот есть еще хорошая Православная песня с советских времен для поднятия настроения.!Там сразу открыты три положения Христианской веры.Спасибо за внимание. Цитата:

За то, что только раз в году бывает май,За блеклую зарю ненастного дня Кого угодно ты на свете обвиняй Но только не меня, прошу, не меня.Этот мир придуман не нами,Этот мир придуман не мной.»/Из песни.сл.Л.Дербенев.муз.А.Зацепин/

Далматовский Успенский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский монастырь.

Монастырь
Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Фото из серии «Коллекция достопримечательностей Российской империи», 1912 г.
56°15′28″ с. ш. 62°56′22″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Далматово
Конфессия православная церковь
Епархия Шадринская
Тип общежитный
Основатель преподобный Далмат
Первое упоминание 1644 год
Дата основания 1644 год
Известные обитатели Исаак (Мокринский)
Настоятель Варнава (Аверьянов)
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 451520075170006 (ЕГРОКН). Объект № 4510395000 (БД Викигида)
Состояние действующий, восстанавливается
Сайт dalmate.ru
Далматовский Успенский монастырь на Викискладе

памятник архитектуры (федеральный)

Шлем и кольчуга преподобного Далмата
(С. М. Прокудин-Горский, 1912 год)
Юго-восточная башня, в советское время наклонилась Юго-западная башня, в советское время здесь был гальванический цех завода «Молмашстрой» Красный бастион Красный бастион и западная башня) Западные ворота Восточные ворота Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»Успенский собор
(С. М. Прокудин-Горский, 1912 год) Успенский собор

Далма́товский Успенский монасты́рь — православный мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Исети, при впадении в неё Течи, находится по адресу ул. Советская, 194, в городе Далматово Курганской области (до 1923 года в Шадринском уезде Пермской губернии) и принадлежит Шадринской епархии. Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения.

История

Монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру — Дмитрий Иванович Мокринский. Он родился в 1594 году в городе Берёзове, где служил. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда (Невьянский Спасо-Богоявленский), где постригся в монахи. Через некоторое время ушёл и стал жить отшельником в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении реки Течи, называвшемся Белым Городищем. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который сдавал их в аренду жителям Невьянской и Ирбитской слобод Королёвым и Шипицыным для рыбных и зверовых промыслов. Однажды Илигей пришёл к пещере Далмата и хотел его убить. Далмат объяснил Илигею, что он по своей матери из крещённых татар и приходится тому родственником. Услышав это, Илигей смягчился, но осенью 1645 года он вернулся к Белому Городищу с намерением убить Далмата. Утомлённый поездкой от Тюмени, Илигей с толпою своих единоплеменников остановился на ночлег напротив пещеры. К сонному Илигею явилась Богородица, которая изрекла: старца Далмата не убивать, зла слова ему не произносить и отдать ему всю вотчину с угодьями. Утром Илигей явился к Далату рассказал ему о чудесном явлении. После этого Илигей часто посещал Далмата, покровительствовал ему и снабжал дарами. В 1646 году, когда кончился договор с арендаторами, Илигей прибыл на Белое Городище со своими детьми и родственниками, взял с собой Далмата, обошёл с ним вокруг своей вотчины и, исполняя повеление Пресвятой Богородицы, отдал всю землю во владение Далмата. В знак особой любви Илигей подарил ему также и свои доспехи — шишак и кольчугу (в настоящее время шишак находится в Екатеринбургском краеведческом музее, а кольчуга неизвестно где).

Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода, ученик старца Дорофея. Затем в пустыни стали селиться другие подвижники. Исетская пустынь, стала первым русским поселением в долине реки Исети. С 1649 года в монастыре Далмата за вклад жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлёва) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая Далматом из Невьянского монастыря.

В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальных увели в плен. Преподобный Далмат отсутствовал во время набега на пустынь и, придя на пепелище, нашёл неповреждённую икону Успения Богородицы. После этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена.

В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года.

В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришёл, стал его учеником и прожил в пустыни более 10 лет Афанасий (Любимов) — будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.

В 1662—1664 годах монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племён, разорявших его (например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею».

В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Так, в 1664 году Тобольской съезжей избой был рассмотрен донос на руководителей монастыря, гласивший, что в нём не отмечаются дни ангела царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В собственноручно написанных Далматом объяснениях он сообщает, что в его монастыре царские именины, приходящиеся на дни Великого поста, отмечают только совершением молебна, а празднование совершают уже после Светлой седмицы.

После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак 31 июня 1669 года был отстранён от игуменства (все прещения с него были сняты только в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил»).

В 1674 году в монастырь был назначен строитель Никон. По его распоряжению вкладные, выданные в 1671 году, были объявлены подложными и их владельцы были изгнаны из монастыря. Пострадавший от этого Тимофей Анисимов в числе поверенных вкладчиков был отправлен в Тобольск в поисках правды. В 1674 году к строителю Никону от митрополита Корнилия приходит грамота с указанием не обижать вкладчиков. В 1675 году игумен Афанасий получает память от митрополита Корнилия из Тобольска: выслать старца Никона на очную ставку с Тимошкой Анисимовым, представлявшем интересы обманутых вкладчиков. Однако последующие события свидетельствуют о том, что отношения Никона с вкладчиками не наладились. Через несколько лет на него было совершено нападение пашенных крестьян Митки и Спирки Никитиных. В 1676 году суд встал на сторону челобитчиков и постановил в наказной памяти: «Никону впредь строителем быть не велят, потому, будучи он в строителях, в монастырской казне учинил хитрость большую и всякие дела делал без братского ведома и вкладчикам и крестьянам и бобылям налога и обиды чинил». Спирке Никитину который ножом резал старца Никона, в Тобольске учинено градское наказание: бит кнутом. Суд учёл, что братья содержались в тюремном заключении до очной ставки со старцем Никоном, и отпустил их из Тобольска, оставив их по-прежнему за монастырём. При этом особо оговаривалось: «и чтобы наветом их здесь не изгонять и натуги и обиды не чинить и зла им никакого места прежней грубости не помнить».

15 марта 1675 года Митрополит Корнилий поручил игумену Афанасию ведать всякие дела вместе с игуменом Исааком, вместо Никона. После шести лет Исаак «хотя и не выше, на степень строителя был поставлен, никому не поведомствен кроме Игумена Афанасия».

В 1677 году Исаак и игумен Афанасий за «церковные вины» они были сосланы в Енисейский Спасский монастырь. В мае или июне 1679 года Игумен Афанасий и Игумен Исаак ездили в город Тобольск к митрополиту Павлу по своим монастырским делам. 31 июля 1679 года по его грамоте Исаак становится настоятелем Далматова монастыря. А Игумен Афанасий под названием чёрного попа с благословения митрополита Павла отправляется в г. Москву.

В 1682 году игумен Исаак с братиею обратился с челобитной к Тобольскому воеводе князю А. А. Голицыну о передаче монастырю земель, находящихся в 80 км от монастыря по р. Железенке (Каменке), притоку р. Исети, на что получил согласие. Здесь были обнаружены залежи железной руды. Был построен монастырский двор и переселены крестьяне (40 дворов). Монастырский завод просуществовал 18 лет и был отобран у монастыря в казну, отписано от монастыря к заводу 145 душ мужского пола.

В 1688 году митрополит отстраняет Исаака от должности. Назначенный настоятелем архимандрит Тихон по челобитью чёрного попа Израиля с братией и служек и службников, и стариц Введенского девичьего монастыря 26 сентября 1689 года был низведён со степени настоятеля. Игумену Исааку митрополит Сибирский благословил и указал быть в Успенском монастыре в игуменах по-прежнему вместо архимандрита Тихона.

В 1696 году у монастыря было людей: службников — 31, детёнышей — 9, крестьян, их детей, братьев, племянников — 145, бобылей — 45, деловых людей и их детей — 34, плавильщик на Железенском поселье — 1, всего 265 человек. В Успенском монастыре старцев: старец Далмат, чёрный поп Осия, чёрный поп Филарет, чёрный дьякон Василид, рядовые старцы: Сарапион, Михайло, Варлам, Саватий, Агапит, Аввакум, Никандро, Иаков, Протасей, Дмитрей, Вавило, Афанасий, Киприян, Спиридон, Капитон, Андроник, Симеон, Харитон, Кирило, в Железенском поселье Питирим, казначей Никанор, строитель Никон, игумен Исаак. Всех 27 человек.

В 1704 году разрешено строить на Белом Городище церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы, 17 декабря 1705 года был заключён договор с тюменским подмастерьем Иваном Борисовым «по реклу» Сорока на каменные работы.

В 1707—1709 годах башкиры опустошали вотчину монастыря так, что настоятель монастыря Исаак не мог собрать положенные сборы с крестьян и внести столовые припасы в Тобольский митрополичий дом.

11 января 1707 года в монастыре случился пожар, от которого сгорели все три монастырские церкви, колокольня, семь келий, две башни, оградной стены третья доля и иные служебные помещения.

23 октября 1708 года снова случился в монастыре пожар: загорелась поповская келья, от неё огонь распространился и уничтожил оставшиеся от прошлогоднего пожара строения. Сгорели также грамоты и указы. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также случавшиеся в 1707 и 1708 годах пожары, митрополит Сибирский Филофей своим указом от 14 июня 1710 года повелел не брать с монастыря полагавшиеся столовые припасы.

в 1713 году начато строительство монастырской каменной стены на счёт казны для защиты от воровских воинских людей. По государеву указу было выделено в 1713 году 200 рублей денег, 20 пудов соли, 100 четвертей овса. В 1716, 1717, 1718, 1719 гг. отпускались казённые деньги из Исетска по 200 руб., из Шадринска по 100 руб. Северо-восточная башня (бастион) так и не была закончена. С 1731 года начинаются работы по строительству западной стены и угловой северо-западной башни.

В 1714 году в монастыре открыто училище для детей церковнослужителей.

В 1717 году завершается строительство Успенской церкви. В 1719 году завершается строительство колокольни. 13 августа 1720 года освящение церкви.

В 1735 году в Далматовом монастыре учреждается славяно-российская школа, первым учителем которой был Петро Кирьянов. Эта школа давала начальное образование. В 1738 году в ней обучалось 15 человек в возрасте от 10 до 18 лет.

В 1735 и 1742 в монастыре случались пожары.

В 1761 году открыта семинария.

К 1763 году монастырская каменная ограда была построена полностью. Она имела форму неправильного шестиугольника и занимала площадь около 4,5 гектара.

В январе 1763 года крестьяне села Николаевского (ныне город Далматово) изгнали из мирского правления старосту — ставленника монахов и избрали Мирским старостой крестьянина Лаврентия Широкова, сотским — Ивана Лобова, писарем был избран Михайло Барсуков. Монахов не устроило крестьянское самоуправление. Они обманным путём захватили выборных, пригласив их в монастырь для переговоров, и страшно избили. Во главе мирского правления были снова поставлены монастырские: староста Василий Лавров, писщиком — Иван Могильников. В апреле 1763 года прибывает в монастырь архимандрит Иоакинф, который считался его настоятелем с 1760 года. Он организует карательный отряд, с помощью которого захватывает крестьянские земли, засевает монастырским зерном, уводит лошадей и т. д. Это вызвало возмущение крестьян села, поддержанное и другими селениями вотчины. В конце июня 1763 года в Далматовский монастырь прибыл карательный отряд Азовского драгунского полка в составе 60 человек под руководством подпоручика Телепнева, который приступил к усмирению крестьян, сопровождавшемуся насилием и произволом. Мирская изба в селе Николаевском стала центром крестьянского бунта, вошедшем в историю края под названием «дубинщина». 2 августа 1763 года крестьяне разбили команду Телепнева. Пик восстания пришёлся на сентябрь-декабрь 1763 года, когда крестьяне, вооружённые в большинстве дубинами и косами, насаженными на древко, пошли на открытое неповиновение, окружили Далматовский монастырь, перерезали дорогу на Шадринск и на Челябинск. В начале декабря с начавшимися морозами крестьяне сами ушли от стен монастыря, установив на подступах к деревням засады. В конце марта в помощь осаждённому монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание подавлено с помощью войск. 167 человек главных «крамольников» были преданы казни.

26 февраля 1764 году Екатерина II подписала указ о передаче монастырских крестьян введение коллегии экономии. С 1837 года крестьяне Далматовской волости, бывшие экономические, стали именоваться государственными крестьянами.

В 1764 году в монастыре числилось 56 разного звания служителей (дворовых работников) из них: столяров — 5, мельников — 3, бондарей — 2, кожевников — 2, оловянщик — 1, рыбаков — 3, кузнецов — 3, колясошник — 1, портной — 1, чеботарь, сапожник — 2, поваров — 5. Все они обслуживали живших в монастыре монахов в количестве 26 человек.

Отряд пугачевцев, до 2 000 человек под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева, с 11 февраля по 2 марта 1774 года стоял в селе Николаевском и проводил осаду монастыря. Монастырь выдержал штурмы 12 и 13 февраля и осаду, но имущество тех, кто ушёл под защиту монастыря и для его защиты, было разграблено. Монастырь понёс потери в денежном отношении на 1 025 рублей 21 копейку. Эту сумму разложили по всем селениям вотчины. С села Николаевского было взыскано 68 рублей 18,5 копейки.

В июне 1776 года архимандрит Иоакинф (Камперов) переводится в Пыскорский Преображенский монастырь города Соликамска. В передаточной ведомости архимандрита Иоакинфа указано, что на все произведённые в монастыре работы: ремонтные, строительные, живописные и прочие истрачено 11442 рубля 64 копейки.

В 1816 году в Далматовском монастыре открывается уездное духовное двухгодичное училище закрытого типа для детей церковносвященнослужителей. В нём учились Антонин (Капустин), А.Н. Зырянов, А.С. Попов, К.Д. Носилов и В.М. Флоринский.

В 1852 году был пожар, сгорели верхняя расписанная внутри церковь с иконостасом, трапеза, колокольня, и др. нанесён ущерб 6000 рублей серебром.

В 1853 году построена церковь Сергия Радонежского и Никона Радонежского (не сохранилась).

В 1871-1881 годах на месте часовни над погребением старца Далмата строилась церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Боковые приделы Стефана Пермского и прп. Исаакия, Далмата и Фавста. В 1989 возвращена верующим, отреставрирована, устроена крестильня с престолом 70 апостолов.

В 1904 году по Указу Св. Синода за № 765 монастырь обращён из штатного 3-классного в общежительный.

В 1912 году по Указу Св. Синода о возведении Далматовского Успенского монастыря из 3-классного во 2-й класс.

В монастыре находится чудотворная Далматская икона Божией Матери, принесенная сюда основателем монастыря и чудесным образом сохранившаяся в целости, несмотря на неоднократные нападения на обитель и опустошавшие её пожары. На этой святой иконе изображено Успение Пресвятой Богородицы. Кроме 15 августа, в монастыре в честь этой святой иконы празднуется еще 15 февраля. В монастыре есть часовня, устроенная над могилой его основателя старца Далмата (скончавшегося в 1697 году); в ней хранятся его портрет, мантия и клобук. При монастыре 2 школы — двухклассная и одноклассная. Из книги С. В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

В 1917 году освящена надвратная церковь Иоанна Богослова.

Монастырь в XX—XXI веках

Памятная монета Банка России (2015)

После Октябрьской революции монастырь был закрыт. В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. В 1923 году при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. В 1928 году церковь Всех Скорбящих Радость была закрыта и её здание передали под Народный дом. В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр.

В годы Великой Отечественной войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава.

8 августа 1945 года вышло распоряжение СНК СССР о передаче Наркоммясмолпрому зданий бывшего Далматовского монастыря. На территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Для нужд завода была разобрана часть стены рядом с северными воротами и устроен проезд. При устройстве фундаментов возводимого цеха разобран северо-западный бастион, зубцы с северо-западной и восточной стен монастырской ограды. Монастырский парк исчез под возведённым механосборочным цехом. В 1988 году переименован в завод «Старт».

27 сентября 1989 года при Скорбященской церкви была зарегистрирована приходская община, в том же году началась реставрация храма, он был заново освящён.

С 1989 года завод начал освобождать помещения бывшего монастыря и передавать их церкви. Полностью монастырь был передан православной церкви в 1994 году.

6 мая 1992 года решением Священного Синода монастырь был открыт, наместником утверждён игумен Василий (Ожерельев).

В апреле 1994 года в монастыре произошёл пожар, нанесён ущерб в 49 млн. рублей.

В настоящее время монастырь является действующим. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

Ансамбль Далматовского монастыря находится в неудовлетворительном состоянии. Архитектура во многих деталях утрачена. Происходит разрушение фундаментов из-за выветривания и разрушения кирпичной кладки, отсутствия и неудовлетворительного состояния конструкций крыш, отмостки. В связи с этим наблюдается отклонение от вертикали юго-восточной башни. Поверхности незащищённых конструкций покрываются мхом и зарастают кустарником.

Примечания

  1. 1 2 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. — Москва: издание Ступина А. Д., 1908. — С. 662-664.
  2. 1 2 Самойлов Н. С. Историческое описание Далматовского Успенского мужеского монастыря, состоящего в Пермской губернии. — Москва: Тип. Августа Семена при Медико-хирургич. акад., 1830. — 35 с.
  3. Дмитрий Бровко. Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь. Официальный сайт Курганской и Шадринской епархии. Проверено 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  4. Дмитрий Бровко. Далматовский монастырь: вчера, сегодня, завтра. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (11.11.2010). Проверено 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  5. Татьяна Маковеева. Возродить уральскую жемчужину. Курганская областная общественно-политическая газета «Новый мир» (21.10.2010). Проверено 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  6. Объект культурного наследия № 4510395000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  7. Объект культурного наследия № 4510395013 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  8. Объект культурного наследия № 4510395012 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  9. Объект культурного наследия № 4510395011 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  10. Объект культурного наследия № 4510395010 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  11. Объект культурного наследия № 4510395009 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  12. Объект культурного наследия № 4510395008 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  13. Объект культурного наследия № 4510395007 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  14. Объект культурного наследия № 4510395006 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  15. Объект культурного наследия № 4510395005 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  16. Объект культурного наследия № 4510395004 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  17. Объект культурного наследия № 4510395002 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  18. Объект культурного наследия № 4510395001 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
  19. Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы // Православной энциклопедии / под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. 13. — С. 664-665. — 749 с. — ISBN 5-89572-022-6.
  20. Тимофей Невежин.
  21. Манькова И. Л., Нечаева М. Ю. Далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 659—664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
  22. Павел Варлаков, Анатолий Кузьмин. Друзья и враги Тимофея Невежина. газета «Курган и курганцы» № 136 от 01.12.2008 (недоступная ссылка)
  23. Далматовский край — Дубинщина (недоступная ссылка). Проверено 15 октября 2016. Архивировано 18 октября 2016 года.
  24. 1 2 3 4 Далматовский монастырь в конце XIX — начале XXI века. kurgangen.org. Проверено 18 ноября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  25. Архимандрит Агафон (Колесников)

Достопримечательности Далматово

Любой человек, отправляясь в поездку, создает для себя список достопримечательностей Далматово, которые непременно нужно посмотреть. Одни намечают индивидуальные способы познакомиться с городом, другие предпочитают разнообразные ознакомительные экскурсии. Обычно они охватывают основные достопримечательности Далматово и дают представление об историческом и культурном развитии города.

Любители искусства всегда отмечают для себя скульптурные достопримечательности на карте Далматово. На крупных площадях города обычно можно посетить традиционные памятники, на фоне которых делают традиционные фото все путешественники. А вот в популярных парковых ансамблях можно посмотреть экспозиции hi-tech скульптурных композиций и инсталляций. Они бывают изготовлены из самых неожиданных материалов и имеют невообразимые формы, над которыми вам необходимо будет еще подумать.

Среди главных достопримечательностей Далматово особо следует выделить объекты религиозного значения. Они являются центром архитектурного ансамбля города в России, многие из них имеют интересную и загадочную историю. В Далматово и за городской чертой можно посетить известные на всю страну монастыри, восхититься великолепием знаковых православных церквей либо зайти в уютные и маленькие часовни, столь популярные среди местных.

Путешествуя по окрестностям, можно к тому же посмотреть особенные религиозные достопримечательности. Это могут быть объекты других религиозных течений, старинные культовые строения или даже таинственные ритуальные места.

Отличная идея – это пешеходные променады по Далматово. Можно заблаговременно достать карту Далматово с достопримечательностями и маршрутами или вообще бродить там, где нравится. В таком случае это даже интереснее. Позвольте себе потеряться на старинных улочках или побродить по скверам. А если захотите передохнуть, можно пообедать либо заказать чашку кофе в каком-либо приятном ресторанчике. Кстати, в Далматово есть парочка культовых заведений, которые хочет посетить любой турист.

Если намереваетесь полноценно изучить городскую историю и современность, отправляйтесь в музеи Далматово. Они содержат обширные экспозиции по этнографии, искусству, предметам народно-прикладного искусства и ремесел, по археологии. Обычно эти достопримечательности сосредоточены в центре.

При этом тематические музеи под открытым небом зачастую можно посетить в загородной местности. Они представляют занимательные выставки, рассказывающие о национальных традициях и народном творчестве. Это также могут быть инсталляции старинных градов или боевых фортов. Подобные достопримечательности Далматово всегда являются интересными для детей.

Для семейных туристов постоянно возникает вопрос: куда сходить с детьми. Наиболее популярный ответ – отправиться в один из аквапарков Далматово. Нередко при покупке дневного билета на всю семью действуют льготные тарифы.

Если вы путешествуете в зимний или весенний сезон, советуем выбрать для активного досуга горнолыжные курорты Далматово. В таком месте большое разнообразие развлечений для маленьких и взрослых: самые разные склоны для горнолыжников и сноубордистов, катание на сноутюбах, увлекательные экстрим-парки для экспертов. Как правило, такие комплексы расположены на не очень большом расстоянии от города, например: Гора Вишневая (горнолыжный курорт). Так что легче прибыть на место на личном транспорте или арендовать автомобиль.

Отличная перспектива для семейного отпуска – путешествие на природу. Такие достопримечательности обычно бывают рядом с Далматово. Это могут быть водоемы, теснины, известные заповедные места. Вам необходимо лишь выбрать место: Река Исеть. В эти уголки природы есть возможность доехать как на собственном автомобиле, так и воспользовавшись услугами общественных перевозчиков. Изучите заблаговременно маршруты движения междугородних автобусов, курсирующих с пригородных автобусных вокзалов в необходимом вам направлении. В такой поездке вы получите массу ярких воспоминаний от пребывания на природе, пополните запасы здоровья и бодрости духа.

Если же вы посещаете город по рабочим вопросам, то на долгие экскурсионные программы у вас времени мало. В такой ситуации можно приобрести краткий справочник по достопримечательностям Далматово с фото и описанием.

Его непременно можно отыскать по приезду в город в сувенирных киосках на железнодорожных станциях либо в аэропорту. Там составлен перечень лучших мест, куда сходить в Далматово, с названиями и фото достопримечательностей. Согласитесь, это очень облегчает вопрос, что посмотреть в Далматово, особенно, если у вас жесткий лимит времени.

Но, если путеводитель включает в себя наиболее популярные места Далматово, то в интернете можно посмотреть рейтинг новых, но не менее интересных достопримечательностей с отзывами побывавших там туристов. Заброшенные каменоломни, необыкновенные кратеры, необычные железные дороги, виадуки – такие достопримечательности привлекают ценителей приключений.

Планируя поездку в Далматово, советуем изучить информацию не только о достопримечательностях, но и об остальных объектах городской инфраструктуры. Для передвижения по городу стоит представлять себе маршруты движения городского транспорта, расположение ЖД и автовокзалов или портов, станций метро. В то же время такие важные общественные сооружения Далматово также могут привлечь внимание путешественников. Нередко именно они формируют у прибывшего первое впечатление о населенном пункте.

Показать больше

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *