Дом апраксина

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

Главная / Места / Архитектура / Апраксинский дворец (дом-комод)

03.06.2015 23:48 Просмотров: 1889

На Покровке находится знаменитый «дом-комод», он же «Апраксинский дворец» или «московский зимний дворец в миниатюре» — прихотливое здание в стиле рококо с богатым декоративным убранством.

Дом был построен в 1766г. по одним предположениям Ухтомским, по другим — неизвестным учеником Растрелли для фельдмаршала Степана Апраксина, известного победой над Фридрихом Великим. Но семья Апраксиных прожила в нем недолго, и уже в 1772г. по каким-то неясным обстоятельствам рассталась с домом. После этого усадьба до 1861г. принадлежала князьям Трубецким. Здесь на уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826г., бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева. Кстати, владельцев дома называли Трубецкими-Комодовыми.

Затем в доме-комоде разместилась 4-я мужская гимназия. А сейчас в нем родильный дом.

Говорят, что…

…дом был «репетицией» Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге и был подарен Елизавете и ее тайному мужу графу Разумовскому, с которым она обвенчалась в церкви Воскресения Соловущего в Барашах.

Адрес дворца Апраксина: Москва, улица Покровка, дом 22

Источник: Прогулки по Москве

Вскоре после основания Петербурга и начала постройки Петропавловской крепости начали сооружаться первые жилые, административные и торговые здания. На левом берегу Невы разместились новые верфи. Застройка вдоль Невы к востоку от Адмиралтейства, где ныне находятся здания Эрмитажа, началась одновременно со строительством Адмиралтейства. Вдоль набережной земельные участки были отведены высшим чинам Адмиралтейств-коллегии. Вблизи Адмиралтейства получает место Ф. М. Апраксин; рядом с ним — А. В. Кикин. Далее выходят на Неву и Миллионную улицу участки С. В, Рагузинского, П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова, К. Н. Крюйса, И. Д. Олсуфьева и Броуна. Следующий участок отвели Петру I как корабельному мастеру Петру Алексееву. Характерно, что такие же наделы по соседству получили корабельные мастера Ф. Скляев, Г. Меншиков и другие.

Первое здание, воздвигнутое возле Адмиралтейства, в 200 саженях от него – деревянный дом генерал-адмирала Ф. М. Апраксина — построенное, видимо, архитектором Доменико Трезини. Строительство «Адмиральского дома» началось 22 июня 1705 г. К сожалению, не сохранилось ни одного его изображения. В начале 1712 г., вероятно, по соображениям пожарной безопасности, на том же месте начали строить двухэтажный каменный дом, также по проекту Трезини. Позже требовалось расширить площадь, и 27 июня 1716 г. был заложен новый дом, автор проекта не известен, чертежи не найдены.

Прибывший в Петербург приехал крупный французский архитектор Ж.-Б. Леблон разработал новый проект резиденции генерал-адмирала — дворца Апраксина. Сохранился великолепно выполненный архитектором чертеж фасада, Двухэтажный дворец решен в классических пропорциях, с небольшим мезонином в три окна в центре. Леблон спроектировал пятичастное здание — павильон, галерея, центральный корпус, галерея, павильон.

Леблон был загружен поручениями царя, потому строительством руководил архитектор Федор Васильев, возводивший одновременно и дом Ягужинского. Предполагают, что именно Васильев внес изменения в проект в процессе строительства, так как при сравнении дома Апраксина в проекте с очень подробными изображениями его на рисунках X. Марселиуса и на чертеже 1732 г. видно, что законченное здание отличалось от первоначального замысла. Выстроенное здание имело три этажа, а не два, как в проекте Леблона, также учитывая климат и русские строительные традиции, Васильев уменьшил окна и изменил характер их обрамления. В осуществленном фасаде уже преобладали плоскости стен. Таким образом, по утонченному, выдержанному в строгих пропорциях, столь свойственных французской школе, проекту был выстроен дворец, который никак нельзя полностью считать творением французского зодчего.

Генерал-адмирал и позже не заботился об украшении своего дворца. Заказал в Риме художникам несколько картин, а в Гааге он — причудливые водосбросы в виде «змеиных голов».

В. Ф. Берхгольц в своих записках рассказывает, что дворец Апраксина «самый большой и красивый во всем Петербурге, притом стоит на Большой Неве и имеет очень приятное местоположение… Дом весь меблирован великолепно и по последней моде, так что и король мог бы прилично жить в нем…»

Во дворце часто устраивались официальные празднества. В 1725 г. здесь поселили голштинского герцога, который занимал, кроме основного здания, два больших флигеля.

Апраксин, не имея наследников, завещал дворец императору Петру II 26 октября 1728 г. Долгое время он пустовал, а с конца 1731 г. его отремонтировали и расширили, и в 1732 г в нем поселилась императрица Анна Иоанновна, после того, как царский двор переехал в Петербург из Москвы. Впоследствии на его месте Анна Иоанновна начала строительство так называемого Третьего Зимнего дворца.

Рядом с домом Апраксина в 1707 г. был построен каменный дом адмиралтейств-советника А. В. Кикина. Позже в нем размещалась Морская академия. Согласно рисунку Марселиуса, это было трехэтажное строение, с двумя входами, высокой крышей, 5 круглыми люкарнами. К сожалению, здание не сохранилось до наших дней, когда в 1732 г. архитектор Растрелли разобрал его в процессе возведения Зимнего дворца.

Каменный дом С. В. Рагузинского представлял собой трехэтажный дворец, выстроенный «на итальянский манер». Первоначально был построен деревянный дом, затем на его месте возвели каменный дворец, его можно увидеть уже на панораме Марселиуса (конец 1720-х гг.) Каждый этаж отмечен горизонтальными тягами, частые окна разделены простенками с лопатками. Фигурный фронтон и картуш увенчивают центральную часть дома с портиком и балконом.

Расположенные далее вдоль набережной дома П. И. Ягужинского, Г. П. Чернышова, К. Н. Крюйса и И. Д. Олсуфьева представляли собой великолепные и обширные дворцы сложными и торжественным решением фасадов. Некоторые из них были выкуплены в казну и использовались для служебных целей. Большинство этих торжественных дворцов-особняков были снесены в 1754-1755 гг. (25, стр. 19-23)

Дворец Апраксина-Трубецких — уникальное здание в центре Москвы на Покровке, 22. Это не просто памятник архитектуры в стиле барокко, это ещё памятник самому московскому барокко середины XVIII века. Вот он и потребовал к себе особого отношения, пришлось снимать его несколько раз в попытках найти лучшее освещение и передать в фотографиях его пышные архитектурные формы — ведь это сообщение готовилось специально для сообщества Архитектурные стили.
Всё же дом Апраксина-Трубецких, более известный как Дом-комод, — это настоящий дворец в стиле редкого для Москвы растреллиевского барокко. Он был построен в 1766 году для графа Матвея Фёдоровича Апраксина (1744-1803), возможно, по случаю его брака с троюродной сестрой Петра III. Автор проекта неизвестен. Историки архитектуры приписывали его ученикам Растрелли, также называлось имя Д. В. Ухтомского. Дрругие немногочисленные особняки растреллиевского стиля в Москве были уничтожены пожаром 1812 года.
Территория усадьбы сложилась в результате приобретения графом М.Ф. Апраксиным нескольких небольших владений. На одном из них, принадлежавшем в 1760 году поручику Крюкову, по восточной границе стоял длинный каменный корпус. В 1766-1769 годах были выстроены существующий трехэтажный каменный дом и два одноэтажных флигеля вдоль боковых границ усадьбы, причем восточный, видимо, включил старый корпус владения Крюкова. Замыкающий корпус сохранил лишь сводчатый центральный проезд и крупный горизонтальный руст; боковые здания на узком заднем дворе полностью перестроены. При создании усадьбы был использован распространенный в эпоху барокко приём композиции дворцового здания с внутренним замкнутым двором, образованным боковыми флигелями и служебным корпусом в глубине участка.
Строительство завершилось в 1774-1775 годах, уже после продажи усадьбы Д.Ю. Трубецкому. Западный флигель, прежде короткий, был удлинен. Оба флигеля были надстроены вторым этажом и соединены с домом переходами, которые были расширены в период до 1803 года. В торце восточного флигеля разместилась парадная лестница. В 1783 году двор был замкнут в глубине двухэтажным корпусом с проездом в центре (в наше время этот корпус надстроен третьим этажом); первоначально на его месте предполагался другой, изогнутый в плане.
Генплан усадьбы Апраксина-Трубецких. Экспликация: 1 – Главный дом. 2 – Восточный флигель. 3 – Западный флигель. 4 – Служебный корпус
Главный дом имеет сложную планировку с овальным залом в центре. В отличие от петербургских дворцов, основу планировки этого дворца составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. На угловых выступах колонны и фронтоны ориентированы диагонально, что усиливает пластическое богатство здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами с характерным для эпохи сложным ритмом и глубокой креповкой цокольной части, антаблемента и фронтонов.
План первого и второго этажей

Стиль барокко, в котором строился дворец, быстро вышел из моды и через 6 лет после постройки новой резиденции Апраксин продал усадьбу князю Д.Ю. Трубецкому. С 1772 по 1861 год дом принадлежал его потомкам — младшей ветви рода Трубецких. На уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.
Считается, что именно здесь, в этом доме князя И.Д. Трубецкого, состоялся сговор о свадьбе его племянницы М.Н. Волконской с графом Николаем Ильичем Толстым; в этом браке родился Лев Толстой. На лето владельцы уезжали в свою усадьбу Знаменское-Садки и сдавали дворец внаём. В 1849-50 годах в доме Трубецких квартировал Дмитрий Менделеев.
С середины XIX века в усадьбе помещалась Четвертая мужская гимназия, в которой учились создатель аэродинамики Николай Жуковский, философ Владимир Соловьев, театральный режиссёр и критик Константин Станиславский, филолог Алексей Шахматов, писатель Алексей Ремизов и политический деятель Николай Астров.
1. Бирюзовый барочный дворец виден сразу за изгибом Покровки.
2. Скромная окружающая застройка служит хорошим фоном для необычного здания.
3. Пониженные флигели придают развернутому по улице ансамблю необходимую парадность.
4. Главный дом представляет собой замечательный памятник архитектуры позднего барокко. Фасад дома состоит из изогнутых линий, чередующихся ровных участков и выпуклых плоскостей, которые скрыты под обильным декором. Динамичная ордерная композиция, рисунок деталей, богатство декора напоминают самые знаменитые дворцовые здания того времени. Однако русское барокко не знает таких объемно-пространственных решений в архитектуре жилых зданий. В эпоху классицизма необычный вид здания закрепил за ним, а затем и за его владельцем — старшим Трубецким ироническое прозвище «комод».
5. Ниши первого этажа украшает необычная для жилого дома деталь — лепные раковинам. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены.
6. Криволинейное очертание фасада в средней части еще не столь ощутимо, но полукруглые угловые объемы выглядят самодостаточно. На этих ризалитах колонны и фронтоны размещены диагонально, благодаря чему усиливается пластическое богатство всего здания в целом.
7. Барочные картуши украшены лепниной в форме уха.
8. На фасадах богатейшая лепнина — наличники сложного рисунка, гирлянды, картуши на фронтонах. Исследователь архитектуры русского барокко Б.Р. Виппер назвал такие фасады «торжественным парадом».
9. Сильным пластическим элементом является и венчающий карниз. Разорванные фронтоны над выступающими объемами фасада еще больше подчёркивают напряженную игру архитектурных форм.

11. На втором этаже картуши дополнительно снабжены маскаронами в форме детских головок.
12. Колонны нарядного коринфского ордера объединяют второй и третий этажи, указывая на расположение здесь основных помещений, парадных и жилых. Однако ордер трактован по-барочному живописно и служит средством пластического обогащения стены. Сложный ритм расстановки колонн, то одинарных, то сдвоенных, придает стене дома мощь и динамичность, усиливает эффекты света и тени.
13. Выступающие из фасада ризалиты на втором и третьем этаже переходят в колонны или колоннады, в зависимости от ширины выступающей части. Первый этаж, более простой в оформлении, отделен от двух верхних тягой.

16. С двух сторон к дому примыкают небольшие флигели, а справа еще и службы, составляя с ним единый комплекс построек.
17. Продольные фасады флигелей, более сдержанные, обработаны уже в формах раннего классицизма.
18. Из выпукло-вогнутых форм фасадов наиболее разработан выходящий во двор, но сейчас во двор попасть невозможно — все ворота закрыты.
19. Оказалось, что при вечерней подсветке вся барочная роскошь дома смотрится ещё более выпукло и выразительно. К сожалению, внутрь попасть в индивидуальном порядке оказалось невозможно. Хороших фотогафий интерьеров дома тоже не нашлось, пришлось довольствоваться результатами своей наружной съёмки.
20. Из дальнейшей истории здания известно, что во время функционирования гимназии, некоторые внутренние помещения дома были перепланированы под её нужды, как общественного учреждения. Тогда же здесь появилась чугунная лестница, сохранившая до нашего времени.
В дворцовом здании гимназия просуществовала вплоть до революции 1917 года. Домовой церковью для гимназистов служила бывшая домовая церковь Трубецких, освящённая в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, располагавшаяся на втором этаже. К юбилею 50-летия гимназии по распоряжению её директора Благовещенская церковь была обновлена, помещение храма было значительно увеличено за счёт присоединения к нему соседних комнат.
21. После Октябрьской революции гимназия была закрыта, домашняя церковь упразднена, а находившиеся в ней церковная утварь и убранство были переданы в сельский храм Коломенского уезда. Помещения дома по решению революционных властей были обращены в коммунальные квартиры и заселены рабочими и служащими.
22. В годы гражданской войны все деревянные элементы убранства дома — декор, паркет, лестницы, перила, двери, мебель были полностью уничтожены или использованы для отопления и обогрева помещений в зимнее время.
23. Кроме коммуналок в здании также размещались, сменяя друг друга, различные учреждения и организации. С 1924 года до 1930-х годов в помещениях дворца располагалось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта.
24. После окончания Великой Отечественной войны, коммуналки начали постепенно расселяться. На втором этаже здания расположился Дом пионеров и школьников Красногвардейского района Москвы.
25. И только в 1960-х годах, проживавшие в коммунальных квартирах жильцы были окончательно выселены, а учреждения и организации выведены, на освободившихся площадях разместился Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. В это же время была проведена первая реставрация памятника — его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII века.
26. С 2005 года часть помещений дворца арендовал Российский фонд милосердия и здоровья (в 2009 г. охранно-арендный договор на помещения объекта культурного наследия расторгнут в связи с неисполнением его условий).

На фотографии, сделанной художником Грабарём в 1906 году, видно, что колонны дома раньше были каннелированные, т.е. с вертикальным желобками на стволе колонны.
Две акварели второй половины XIX века показывают, как тогда выглядел этот роскошный дворец. Иллюстрации позаимствованы у a_dedushkin
Акварель А. Кондырева. Дворец Апраксиных-Трубецких у Покровских ворот,1866
И.И. Шарлемань, 1854. Справа — часть дома Апраксиных-Трубецких, слева — церковь Воскресенья в Барашах, за ней — церковь Введения в Барашах
Источники информации
Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989.
Википедия
Tags: Москва, Покровка, архитектура, барокко, самые красивые дома Москвы

— 1820-е гг. : Дом И.И.Бецкого — Милионная ул., 1. Литография С.Галактионова. — Вид Царицина луга (Марсова поля) от Летнего сада.

(Комелова Г.Н. Виды Петербурга и окрестностей. — Л., 1961. С.15, )

Общий вид фасада дома №1 на улице Халтурина, бывший дом И.И.Бецкого, 1784-1787, перестроен в 1830-х годах

архитектором В.П. Стасовым. Дата съёмки: 1954 г. Автор съёмки: Айбиндер

В 1784 г. И. И. Бецкий получил этот участок и построил здесь дом.

Бецкий Иван Иванович (1704-1795), внебрачный сын Ивана Юрьевича Трубецкого (1667-1750). Родился в Стокгольме, мать — шведская баронесса. В 1726 г. перевелся на службу в Россию. С 1745 г. жил за границей. Петр III в 1762 г. вызвал его в Петербург и назначил главным директором Канцелярии строений и домов его величества. Екатерина II приблизила Бецкого к себе. В марте 1763 г. на него возложили управление Академией художеств, при которой он устроил Воспитательное училище. По его инициативе в Петербурге открылось «воспитательное общество благородных девиц» *впоследствии Смольный институт). И. И. Бецкий в 1764-1794 гг. был президентом Академии художеств и автором реформы о школьном воспитании. В 1780-х И. И. Бецкий тяжело заболел, ослеп, был парализован. Скончался в 1795 г., погребен в Александро-Невской лавре.

После кончины И. И. Бецкого дом по завещанию унаследовала его дочь Анастасия. После смерти Анастасии корпус дома по Миллионной ул. перешел ее младшей дочери Софье Осиповне (жене М. М. Долгорукова), а корпус по Дворцовой наб. унаследовал обер-полицмейстер города И. С. Гарголи, женатый на Екатерине, старшей дочери Анастасии Ивановны.

В 1830 г. дом откупила казна для подарка от имени Николая I принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому (1812-1881).

В 1830-х гг. для П. А. Ольденбургского проведена перестройка.

В доме вместо висячего сада Ольденбургские устроили танцевальный зал и надстроили над ним третий этаж. Перестройку и отделку ряда помещений осуществил В. П. Стасов. Принц Петр Ольденбургский и его супруга Терезия (1817-1871) были лютеране. В 1870 г., когда их сын Александр женился на православной Евгении Максимилиановне Лейхтенбергской (1845-1925), в доме кроме лютеранской создали и православную церковь Пресвятой Троицы. В ней находилась старинная икона Божьей Матери всех скорбящих Радости.

Летом 1917 г. последний владелей дома принц Александр Петрович Ольденбургский (1844-1932) продал его Временному правительству для размещения Министерства народного просвещения за 1,5 млн рублей. На всю сумму он приобрел облигации, обесценившиеся при большевиках.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *