Домашние образование

«Мам, можно я не пойду сегодня в школу?» — спрашивали мы однажды утром, особо не надеясь на положительный ответ. Современным детям повезло больше: родители теперь могут выбрать для них домашнее образование. Но многие продолжают сомневаться, так ли это эффективно и не вредно ли для ребёнка. Разбираем варианты, плюсы и минусы.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

В этом году, по данным «МК», более 100 тысяч российских детей не пошли 1 сентября в традиционные школы, а председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов и вовсе заявил, что на семейном обучении в стране находятся 10% учащихся. В качестве основной причины родители называют низкое качество школьного обучения, распространённые случаи агрессии со стороны сверстников и, увы, учителей. Но не ходить в школу — не значит не учиться. Давайте разбираться вместе.

Варианты домашнего обучения

Сейчас в России существует два вида обучения вне школы:

Дистанционное (заочное) — школьное обучение «на расстоянии» с применением ДОТ (дистанционных образовательных технологий). Не считается отдельным видом обучения, это просто заочная форма, при которой занятия с преподавателем проходят по видеосвязи, а выполненные задания ученик передаёт в электронном виде. При этом аттестация проводится очно. Такой формат используют в государственных школах для обучения детей в отдалённых регионах, детей с проблемами со здоровьем, а также в частных платных школах.

Семейное, самостоятельное — отдельная форма внешкольного образования, при котором вся ответственность ложится на плечи семьи или ученика-старшеклассника. Здесь тоже несколько вариантов:

  • Хоумскулинг — ученик всё равно должен быть прикреплён к учебному заведению, но только для прохождения аттестаций, весь процесс обучения родители организуют самостоятельно.
  • Анскулинг — ученик не прикрепляется к школе и не сдаёт аттестации, вплоть до ОГЭ в 9 классе.
  • Альтернативные школы — это могут быть как офлайн-школы различных систем и методик, так и онлайн-школы. Ученик там проходит обучение, там же сдает аттестации.

По законам РФ, родители ребёнка несут ответственность за его среднее образование, но могут выбирать любой формат обучения.

Как организовать домашнее обучение

Чтобы перевести ребёнка из обычной школы на домашнее обучение, родителям необходимо отказаться от стандартной формы образования, подав специальное заявление. Форму можно скачать в интернете или попросить в администрации школы.

Ребёнку на домашнем обучении всё равно придётся проходить аттестации. Родители могут заключить договор со своей школой на условиях экстерната, либо найти другую школу, имеющую соответствующую лицензию, с удобным графиком аттестаций. Чтобы получить домашнее образование, можно:

  • обучать ребёнка своими силами;
  • помочь ученику 9–11 классов учиться самостоятельно;
  • заниматься с преподавателями школы очно и онлайн;
  • обратиться к репетиторам.

На сайте Tutor.ru опросили родителей, дети которых получают образование вне стен школы, какой вариант предпочли они. Большинство мам и пап младших школьников либо занимаются с малышами самостоятельно, либо обращаются к репетиторам. В этом возрасте ребёнку, как правило, сложно заниматься онлайн, поэтому чаще всего преподаватель приезжает домой. Мама при этом получает бонус — несколько часов свободного времени.

Критерием выбора репетитора для младшего школьника обычно выступает доверие к преподавателю, его способность наладить общий язык с ребёнком, привить навыки усидчивости и умение сосредоточиться на занятиях. Но наши наблюдения показывают, что среди молодых родителей постепенно увеличивается спрос на онлайн-обучение. Это представители поколения Z, «люди с кнопкой на пальце», уже ставшие родителями.

Чем старше ребёнок — тем выше требования к репетитору. Подход меняется: нужен профессионал, готовый работать на результат, развивать способности и давать знания за рамками школьной программы. Такие преподаватели всё чаще работают через интернет — это позволяет как минимум экономить время. Уже появились преподаватели, специализирующиеся только на онлайн-обучении.

Онлайн-обучение: преимущества

1. Доступ к лучшим профессионалам

Если в двух столицах достаточно частных репетиторов высокого уровня, то в городах поменьше с этим зачастую возникают проблемы. Особенно если ребёнок участвует в олимпиадах или собирается поступать в престижный вуз. Онлайн стирает границы между городами и даже между странами. Вы сможете учиться у «своего» преподавателя, даже если зимуете на полюсе.

2. Экономия времени и денег

  • Не надо никуда ехать, достаточно включить компьютер, ноутбук или планшет.
  • Не надо покупать форму, ученик на занятии может присутствовать в любой комфортной одежде.
  • Не надо тратить время на дорогу в школу и обратно, а также деньги на проезд.
  • Канцелярских товаров требуется меньше.

3. Психологический комфорт

  • Индивидуальный темп занятий.
  • Уровень обучения может быть значительно выше школьного.
  • Занятия идут из дома, из любимого кресла, за любимым компьютером или оттуда, где комфортно в данный момент.
  • Не нужно общаться с теми, с кем не хочется общаться.
  • Ребёнок не узнает, что такое буллинг и «нелюбовь» учителя.

4. Полная свобода

  • На домашнем обучении, особенно при работе через онлайн-каналы, вы спокойно можете уехать на «зимовку», в отпуск или отправить ребёнка к бабушке.
  • Это отличный выход, если ребёнок серьёзно занимается спортом или творчеством и редко бывает свободен.

Онлайн-обучение: недостатки

1. Социальная изоляция

Действительно, общение через интернет вряд ли заменит реальные контакты со сверстниками, ведь именно с помощью общения ребёнок получает свой личный жизненный опыт.

Как избежать. Старайтесь сделать так, чтобы ребёнок часто общался со сверстниками — во дворе, в дополнительных кружках. Следите, чтобы у него были друзья, с которыми он проводит достаточно времени.

2. Отсутствие самоорганизации

Такое бывает. Если школьников окружает мощная система контроля — от родителей до пропускной системы с оповещением, — то на дому ученикам приходится самостоятельно организовывать себя, и не всегда это происходит успешно.

Как избежать. Лучше как можно раньше начинать учить ребёнка самостоятельно организовывать своё время, и главным фактором будет ваш пример. Если вы твердите, что нужно учиться, а сами всё свободное время проводите на диване за просмотром сериалов, то ребёнок тоже полюбит «филонить».

3. Сложности с восприятием информации

Школьникам младших классов бывает трудно удерживать внимание и учиться только через учебники и экран монитора. Особенно часто с этим сталкиваются преподаватели иностранных языков.

Как избежать. Если ребёнок учится только по текстовым материалам и урокам без привлечения преподавателя, стоит попробовать занятия с репетитором индивидуально или в группе, либо пройти очные курсы для закрепления навыков. Младшие школьники очень хорошо реагируют на совместные занятия с родителями, интерактивные методики. Если ребёнку сложно высидеть определённое время, стоит попробовать сократить время урока. На домашнем обучении это возможно.

Практически любая профессия сейчас требует дополнительных знаний и навыков, постоянного развития и самообучения. Поэтому умение учиться самостоятельно, особенно с применением онлайн-технологий, даст ребёнку фору перед теми, кто не привык к такому способу. Домашнее образование сейчас вполне может заменить обычную школу. Если вы уже используете онлайн-каналы и если вам нужна поддержка опытного педагога, то сервис Tutor.ru поможет с выбором профессионального репетитора по самым разнообразным предметам.

В нашем Храме проводятся занятия Сообщества классического семейного образования и образовательная программа «КЛАССИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ», действующая в России и зарубежье.

Как освоить КЛАССИЧЕСКИЙ МЕТОД в семейном образовании и как полюбить учиться? Как учить различные предметы интересно и весело? Как перейти на семейное образование?

Нашей Академической группой «Классические беседы» изучен, собран и адаптирован лучший мировой опыт в области семейного образования, который мы вам представляем. «Классические беседы» в России – это лицензированная адаптация международной программы с 20-летним опытом, к которой присоединились почти 50 000 семей (более 125 000 детей) по всему миру. По опыту программы в России и за рубежом, 100% выпускников «Классических бесед» поступают в ВУЗы.

Мы применяем программу обучения, соответствующую возрастным этапам развития и склонностям ребенка.

Программа Классические беседы:

— это постоянное общение с опытными родителями, успешно обучающими своих детей разных возрастов на семейном образовании уже несколько лет.

— это полноценная вовлеченность всей семьи в совместный образовательный проект, которая является залогом успеха развития ребенка как личности!

В основе программы лежат три искусства обучения, восходящие к античным «Семи свободным искусствам».

ГРАММАТИКА – программа «Основы»

ДИАЛЕКТИКА – программа «Ключи»

РИТОРИКА — программа «Вызов»

Основной фокус программы ОСНОВЫ – на заучивании базовых, опорных, первостепенных фактов, законов, событий, дат из каждой предметной области. В любой из основных дисциплин: литературе, письме, математике, географии, истории, естественных науках и изящных искусствах, — есть своя «грамматика» (основа), которой нужно овладеть прежде, чем приниматься за углубленное изучение предмета. Грамматика – закладывает фундамент. Возраст 4-12 лет, главные навыки в этом возрасте – запоминать и читать наизусть. Дети развивают память, овладевают разными способами заучивания.

Мы используем естественные методы, которые близки детской природе. Это песенки, движения, поделки, ассоциации и много других способов, рождающихся в процессе обучения, которые помогают легко, без труда, с удовольствием заучивать грамматический материал, создающий ОСНОВУ для дальнейших этапов.

Состоит из 3-х циклов, трех лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Затем родители, в течение недели, дома повторяют с детьми материал по предложенному на уроке способу, или придумав свой собственный способ наилучшего усвоения и запоминания.

Изучаемые предметные области:

1. История

— Хронология – последовательность исторических событий от сотворения мира до исторических событий наших дней. Включает так же эпохи, периоды, персоны.

— Исторические предложения – краткое изложение некоторых важнейших мировых событий.

2. География – значимые географические объекты, цивилизации, эпохи древнего мира, средневековья и современной мировой географии. Отдельный цикл посвящен изучению всех регионов, краев, областей, архипелагов, морей, рек, озер, горных цепей России.

3. Математика – правила, законы, счет

4. Русский язык – части речи, правила

5. Наука — основы биологии, ботаники, геологии, анатомии.

6. Латынь – основные правила

7. Эмпирика – научные опыты и эксперименты.

8. Изящные искусства — основы рисования, история живописи, художники, их стили и эпохи, рисуем в стиле изучаемых художников и мастеров. История музыки, состав оркестра. Основы сольфеджио. Осваиваем игру на музыкальном инструменте. Изучаем великих композиторов, изучаем и анализируем их произведения, эпохи. Учимся слушать и анализировать классическую музыку, изучая состав музыкальных произведений.

9. Блок ДОКЛАДЫ – любимый блок детей. В пределах 3-4 минут учимся делать публичный доклад, изучая искусство диалектики, учимся выделять главное, слушать доклад, задаваться вопросами.

10. Посещаем музеи, экскурсии, организуем уроки в музеях. Наблюдаем и изучаем природу на открытых уроках.

Программа КЛЮЧИ – это плавный, естественный переход от ГРАММАТИКИ к искусствам ДИАЛЕКТИКИ. Идет параллельно с курсом ОСНОВЫ. Возраст 12-14 лет. Рассуждаем логически, анализируем и дискутируем. На этом возрастном этапе ребенку уже недостаточно просто знакомиться с информацией, накапливая фактологические знания. Факты ему уже известны. Он теперь жаждет более глубоко понимать эту полученную информацию и потому во всем пытается докопаться до причины. Родителям детей диалектического возраста естественная склонность детей спорить может казаться проявлением духа бунтарства. На этом этапе необходимо удовлетворить потребность детей в разумении — научить правильно задавать вопросы и отвечать на них. Владея правильными инструментами, родители и дети могут научиться размышлять на серьезные темы и определять свое отношение к ним. Дети учатся задавать правильные вопросы, сама формулировка которых способна натолкнуть на ответ, рассуждать, продолжают развивать внимательность и память. Сердцем данного этапа является ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА. Ученики еженедельно совершенствуются в написании эссе, изложений, сочинений, чтобы грамотно, ясно и убедительно излагать свои мысли, а также изучают грамматику русского языка – СИНТАКСИС и МОРФОЛОГИЮ.

Программа ВЫЗОВ — третий этап. Это искусства ДИАЛЕКТИКИ и РИТОРИКИ. Делится на шесть уровней. Возраст 14-18 лет. Обсуждаем, пишем, выступаем, учимся системно мыслить и создавать собственные смыслы. Изучаем базовые дисциплины: логика, математика, латынь, география, физика, химия и другие.

Вызовы Альфа, Бета, I – дети учатся применять 5 топосов Аристотеля. Они овладевают искусством ДИАЛЕКТИКИ через курс формальной логики, алгебру и латынь. Совершенствуют свои ораторские способности в ходе диспутов и дебатов.

Вызовы II, III, IV – дети осваивают античный риторический канон. Курсы ведут учеников путем освоения искусств риторики к мудрости, когда они будут иметь столь ясное и глубокое представление о многих предметных областях, что смогут обучать других.

На риторическом этапе дети уже достигают уровня, когда они оказываются способны не только осваивать системно различные области знания, понимая, оценивая и передавая идеи и смыслы, предложенные им, но и начинать создавать собственные идеи и смыслы, соответствующие важнейшим для каждого христианина критериям – истине, благу, красоте, приближаясь к образу и подобию Бога-Творца. В этом возрасте они готовы стать полноценными участниками бесед о важнейших вопросах бытия, которые велись на протяжении всей истории человечества.

ИСТОЧНИКИ И КОНТАКТЫ

Ближайшие встречи с родителями, Родительские практикумы – смотрите на сайте «Классические беседы»

Контакты в Сходне.

Директор Сходненского филиала «Классические беседы» Милорадова Наталья,

Отвечает Анастасия Кузнецова, мама из Казани, — она составила список организаций, предоставляющих услуги дистанционной аттестации, и прокомментировала его. Анастасия руководствовалась чёткими критериями, подходящими для родителей, чьи дети учатся дома.

После бурного обсуждения преимуществ и недостатков очной и дистанционной форм аттестации на семейном образовании я решила, что в средней школе мы будем аттестовываться дистанционно. В средней школе, в отличие от начальной, почти каждый предмет ведёт отдельный учитель. Дабы не договариваться с каждым и исходя из принципа «кесарю кесарево», озвученного Дарьей Сомовой, мы и пришли к такому решению.

Когда я выбирала дистанционную платформу для сдачи аттестаций, я столкнулась с неожиданно широким выбором. Однако мне были интересны не все платформы. Я исходила из того, что обучаю ребёнка сама и не хочу платить за дополнительные услуги. Так, я отсеяла школы со вступительным взносом, платформы, предлагающие онлайн-обучение (например, «Интернет-урок»), школы, аттестующие по четвертям, триместрам и полугодиям.

Меня интересовало:

1. Наличие лицензии и государственной аккредитации. Только наличие государственной аккредитации даёт школе право аттестовать.

2. Прямой контакт или через посредника. Если вы хотите выбрать посредника, нужно смотреть отзывы о нём, потому что могут быть случаи обмана. А ведь вы передаёте посреднику важные документы. Посредников с плохими отзывами я не включила в список.

3. Сдача аттестации на камеру или без камеры. Ребёнок может нервничать из-за видеонаблюдения.

4. Возможность вместо тестов написать реферат или предоставить справку из кружка, секции, музыкальной или спортивной школы. Это очень удобно, потому что когда ребёнок пишет тест по изо или по технологии, зачастую вопросы просто обескураживают. Удобнее приготовить презентацию или написать реферат по технологии, музыке, изо, физкультуре.

5. Наличие дистанционной платформы с личным кабинетом.

6. Стоимость аттестации.

Я решила составить список организаций, предоставляющих услугу дистанционной аттестации. Существенную помощь в составлении такого списка мне оказали сайты «Альтернативное образование в России» и «Сибмама», а также обсуждение «Дистанционная аттестация» в группе ВКонтакте «Семейное образование. Нижний Новгород».

1. ЧОУ «Частная школа «ЦОДИВ»» (Санкт-Петербург)

Эта платформа интересовала меня в первую очередь, поскольку она наиболее известная, с хорошей репутацией. Большинство моих знакомых сотрудничали именно с ней.

Сайт «ЦОДИВа» (Центра обучения детей и взрослых) очень информативный. У них есть лицензия и государственная аккредитация.

Аттестация на семейной форме обучения раз в год, без камеры:

1‒4 классы — 25000 руб.
5‒8 классы — 30000 руб.
9 класс — 35000 руб.
10 класс — 45000 руб.
11 класс — 50000 руб.

Пересдача с целью повышения оценки — 3000 руб. (одна пересдача/один предмет).

Аттестация на заочной форме обучения два раза в год, без камеры:

1‒4 классы — 13600 руб. в год.
5‒7 классы — 16800 руб. в год.
8 класс — 11000 руб. в полугодие.

Если вы хотите остаться в «ЦОДИВе» в 9 классе, по окончании 8 класса нужно будет сдать экзамены на камеру.

9 класс — 15000 руб. в полугодие, включая расходы на организацию ГИА.
10 класс — 13000 руб. в полугодие.
11 класс — 20000 руб. в полугодие, включая расходы на организацию ГИА.

Из плюсов:

• предоставляются демонстрационные материалы для подготовки;

• небольшое количество вопросов в тестах;

• на заочной форме предоставляются учебно-методические материалы, такие как рабочие программы по предметам, рабочие тетради по предметам, видеоматериалы, лабораторные и практические работы и другие, а также консультации учителей в режиме онлайн по всем предметам два раза в год;

• засчитываются справки из кружков и секций.

Я выбрала не эту платформу, потому что после появления у неё аккредитации очень повысились цены.

2. ОАНО СОШ «Пенаты» (Москва)

Очень популярная платформа, очень много посредников, с которыми они работают. Есть лицензия и государственная аккредитация.

По отзывам иногда бывают небольшие задержки с документами, но я с этим не столкнулась. Когда я через посредника выбрала для своего ребёнка эту платформу, мои документы прислали очень быстро.

Стоимость на данный момент актуальна и, по словам организатора, меняться не будет. Договор-оферта, размещённый на сайте школы «Пенаты», обозначает стоимость промежуточной аттестации 15000 руб., стоимость ГИА — 23000.

К этой школе прикрепляют несколько платформ, являющихся посредниками между родителями и школой. Вот только некоторые из них: «Хочу учиться», «Свободное образование», «Сдавай онлайн». Можно связаться со школой и уточнить список партнёров или наличие в этом списке какой-то определённой организации.

Здесь более чем лояльные условия сдачи:

• раз в год;

• без камер;

• бесплатная пересдача;

• лояльное выставление оценок;

• можно много тренироваться;

• засчитываются справки из кружков и студий.

3. ЦПСО «Альфа» (Самара)

Посредник.

Плюсы:

• отзывы хорошие;

• без камер;

• принимают справки из кружков и секций;

• по музыке, физкультуре, изо и ОБЖ можно сдать рефераты вместо тестов;

• пересдача бесплатна.

Стоимость в базовом варианте (федеральный минимум — без регионального и школьного компонентов):

1 класс — 8000 руб.
2‒4 классы — 8500 руб.
Начальная школа за год — 28000 руб. (справка выдаётся за каждый класс отдельно).

5‒6 классы — 10000 руб.
7‒8 классы — 12500 руб.
9‒11 классы — 15500 руб.

Есть возможность сдать отдельные предметы — 2000 руб. за один предмет.

4. ЧПОУ «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» (Омск)

Очень приемлемые цены, но это Омск. То есть ждать документы придётся долго, если для вас это существенный фактор. Обычно это важно для тех, кто учится в 9 и 11 классах, потому что насколько быстро они получат документы, настолько спокойнее они будут себя чувствовать. А вот для начальной школы, на мой взгляд, важнее цена, а не где находится школа и сколько будут идти документы, особенно если ребёнок в семье не один.

Есть лицензия и аккредитация. Без камеры. Можно сдавать по четвертям, полугодиям или раз в год. Принимаются справки из кружков и секций.

Стоимость:

1‒4 классы — 5500 руб. (с оформлением личного дела — 6500).
5‒9 классы — 8500 руб.
10‒11 классы — 9500 руб.

Два класса за один год:

1‒4 классы — 8250 руб. (с оформлением личного дела — 9750).
5‒9 классы — 12750 руб.
10‒11 классы — 14250 руб.

5. Проект «СдавайОнлайн» (Москва)

Подписывается соглашение о сотрудничестве с адвокатом на сопровождение, то есть у него возникает персональная ответственность. Адвокат оказывает юридическое консультирование и ведёт родителя по вопросам перехода на семейную форму образования, порядка общения со школой и помощи в оформлении документов для прохождения ребёнком промежуточной школьной аттестации за класс.

Стоимость:

1 класс — 12000 руб.
2‒4 классы — 14000 руб.
5‒7 классы — 16500 руб.
8‒11 классы — 19500 руб.

6. ЦПСО (Центр поддержки семейного образования, Москва)

Посредник, прикрепляет к государственным московским школам. Аттестация раз в год, без камеры.

Стоимость:

1‒4 классы — 9000 руб.
5‒7 классы — 12000 руб.
8 класс — 14500 руб.
9 класс — 18000 руб.
10 класс — 15500 руб.
11 класс — 19500 руб.

7. НОУ СОШ «Наши пенаты» (Москва)

Я сначала не хотела включать их в список, так как там нужно сдавать экзамены, нормативы по физкультуре, ВПР. Но, как выяснилось, у них есть и семейная форма: аттестация по тем же ценам раз в год на дистанционной образовательной платформе в форме контрольных работ, без камер. Приезжать никуда не нужно, ВПР писать не нужно — вас просто оформляют как семейника, а не как заочника.

Есть лицензия и аккредитация.

Стоимость:

• аттестация на СО — 20700 руб. за один класс;

• аттестация на заочном обучении (для москвичей) — 2700 руб. в год; в этом случае она проходит три раза в год, но нужно сдавать ВПР очно по одному предмету в 4 классе (иногда — нормативы по физкультуре).

8. Онлайн-платформа поддержки семейного образования «СО-аттестация» (Красноярск)

Организатор — Ирина Олехнович, которая оперативно отвечает на все вопросы, что очень важно для семейников. Посредник, прикрепляет к лицею № 7, имеющему лицензию и аккредитацию.

Аттестация раз в год, с камерой (но не по всем предметам с видеонаблюдением). Можно много тренироваться. Принимаются справки из музыкальных и спортивных школ, школ искусств.

Стоимость:

1‒4 классы — 6500 руб.
5‒8 классы — 8500 руб.
9‒11 классы — 9500 руб.

Пересдачи не оплачиваются отдельно.

Есть скидка 10 % многодетным семьям на каждого следующего ребёнка, прикрепляемого к платформе, скидка 50% для семей православных священников. Также предоставляется рассрочка платежа.

9. Центр семейного образования «Хочу учиться» (Казань)

Посредник.

Стоимость:

1‒4 классы — 15500 руб.
5‒7 классы — 17700 руб.
8‒11 классы — 19900 руб.

10. Онлайн-платформа «Свободное образование» (Москва)

Посредник. Хороший ценник, но занимаются аттестацией пока первый год.

Стоимость:

1‒8 классы — 10000 руб.
9‒11 классы — 15000 руб.

11. ЧОУ «Средняя школа имени Лобачевского» (Дзержинск)

На дистанционной платформе. Есть лицензия и аккредитация. Без камеры. Справки из кружков не принимают.

Стоимость — 15000 руб. за любой класс.

12. ЧУОО СШ «Знайка» (Москва)

Есть лицензия и государственная аккредитация. Аттестация раз в год, без камер. Предпочитают работать через «Интернет-урок», поэтому контрольные работы на бумаге нужно будет присылать почтой или сканировать. На сайте нет информации о семейном образовании.

Стоимость:

1‒8 классы — 8000 руб.
9 класс — 16000 руб., включая расходы на организацию ГИА.
10 класс — 8000 руб.
11 класс — 16000 руб., включая расходы на организацию ГИА.

13. Экстерн-офис Алексея Битнера (Новосибирск)

Это известный представитель на рынке аттестационных услуг, но цены у него очень высокие.

Посредник, прикрепляет к аккредитованным школам в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Кемерово.

Для поступающих в 9, 10 и 11 классы есть вступительное онлайн-собеседование.
Сдавать нужно с камерой и по графику, сроки сдачи ограничены. Блочно-модульная система: «выучил — сдал». На сайте есть онлайн-чат с интерактивной доской для учеников. Они могут получать консультации онлайн (что включено в цену).

Стоимость — от 26000 до 40000 руб. за класс. Доступ к тренажёрам — 3000 руб. за предмет.

14. Центр поддержки семейного обучения «Махаон» (Екатеринбург, Верхняя Сысерть)

Я нашла эту платформу в группе РКШ «ВКонтакте». Принимают аттестации дистанционно через электронную почту и WhatsApp. Прикрепляют учеников начальной школы к МАОУ ООШ № 35, учеников средней школы — к НОЧУ СОШ «Астрея».

Стоимость аттестаций:

1‒4 классы — 5000 руб.
5‒7 классы — 6000 руб.
8‒9 классы — 8000 руб.
10‒11 классы — 10000 руб.
ОГЭ и ЕГЭ — 6000 руб.

Для всего списка цены на данный момент актуальны. По словам представителей организаций, если и будет их повышение, то только в следующем учебном году.

После составления этого списка у меня возникло несколько вопросов, которые я адресовала посредникам из данного перечня. На мой взгляд, подобные вопросы должны возникать у любого родителя, передающего документы собственного ребёнка в чьи-то руки. В них нет компрометирующего умысла — никто не станет пилить сук, на котором сидит. Это только здоровое любопытство мамы, ответственно подходящей к аттестации. К сожалению, не все согласились ответить на мои вопросы — кто-то отказался, кто-то промолчал. Тем же, кто ответил, я выражаю благодарность и озвучиваю их ответы и комментарии.

1. Какой у вас опыт в сфере дистанционной аттестации? Сколько лет вы оказываете эту услугу?

Ирина Олехнович, онлайн-платформа поддержки семейного образования «СО-аттестация»:

У меня пятеро детей, трое из них сейчас школьники. Со старшей дочерью мы сразу стали сдавать аттестации дистанционно, так как у меня не было ресурса ходить в школу и договариваться об аттестациях. Когда до школы доросли другие дети, мы поняли, что нам не потянуть финансово дистанционную аттестацию сразу у троих. Поэтому пришлось заняться организацией своего ресурса, который изначально задумывался для своих детей, детей друзей и учеников Красноярска. В итоге оказалось, что мы можем помогать семьям со всей России.

Разработкой ресурса я занималась три года. Два года он успешно работает. Четыре года — опыт дистанционной аттестации с дочерью на другом ресурсе.

Татьяна Морозова, проект «СдавайОнлайн»:

Наш проект «СдавайОнлайн» поддерживает родителей и детей, выбравших семейное образование, с прошлого года. Однако наш опыт уже успешен, мы работаем с детьми по всей России и миру. Наши итоговые справки принимают во всех школах, включая школы при консульствах. На сегодняшний день мы решили все ситуации, где дети, прошедшие с нами девятый и одиннадцатый классы, сдают ГИА в «своих» школах, все школы зачли наши справки.

Мой личный опыт семейного образования своих детей — шесть реальных лет. Все мои дети на СО, имели опыт школы, причём тоже успешный.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Я участвую в организации аттестации и обучения, отвечаю на вопросы детей и взрослых. В этом у меня опыт больше десяти лет.

Катя Чжао, центр семейного образования «Хочу учиться»:

Нашей дистанционной площадке три с половиной года.

Августа Агзамова, центр поддержки семейного обучения «Махаон»:

Мы помогаем аттестоваться второй год.

2. Какой договор вы заключаете с родителями (законными представителями) детей?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

Мы заключили договор о распределении обязанностей с лицеем. Я предоставляю лицею электронное средство для осуществления его уставной деятельности. Лицей заключает с родителем «Договор о промежуточной аттестации обучающегося на семейной форме получения образования».
Я заключаю с родителем «Договор возмездного оказания информационно-консультационных услуг (оферта)».

Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:

Мы как юристы и адвокаты поддерживаем родителей и детей в вопросах открепления от прежних школ, опеки и так далее. Я регулярно консультирую родителей, веду вебинары, пишу статьи по вопросам законодательства в сфере СО, прав родителей и прочем. С родителями/законными представителями мы заключаем «Соглашение на оказание юридической помощи», в котором помимо прочего прописывается факт итоговой справки промежуточной аттестации как обязательное условие «Соглашения». Всё проходит официально, оплата — по реквизитам Коллегии адвокатов.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

У нас договор о репетиционных услугах.

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Мы заключаем договор-оферту.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Мы заключаем договор на проведение промежуточной или итоговой аттестации напрямую с аттестующими школами. Между мной и школой или мной и родителями — только устные договорённости. У меня есть интерес аттестовывать своих учащихся. Также предлагаю такой вариант и другим родителям.

3. К каким школам вы прикрепляете?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

На данный момент я сотрудничаю с одной красноярской школой — это МАОУ «Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б. К. Чернышева». Лицей выдаёт учебники красноярцам.

Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:

Прикрепляем к ОАНО СОШ «Пенаты». Мне очень нравится сотрудничать с ними — работают чётко, справки выдают быстро, всегда идут навстречу. Можно сдавать аттестации даже летом, так как школа работает круглый год и выдаёт справки. Пробники ГИА проходят в комфортные сроки, приезжают дети со всего мира.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Работаю со школами в Петербурге, Нижнем Новгороде и Кемерово. Полный список школ виден на определённом этапе регистрации на сайте.

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Прикрепляем к ОАНО СОШ «Пенаты», скоро школ-партнёров станет больше.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Прикрепляем к МАОУ СОШ № 35 (начальная школа) и НОЧУ СОШ «Астрея» (средняя школа) в городе Верхняя Сысерть (Свердловская область).

4. В какой форме проходит аттестация (тест, контрольная работа и так далее)?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

Это зависит от класса. Изо, технология, музыка, физическая культура, ОРКиСЭ, ОБЖ, черчение сдаются в форме презентации/реферата/исследования/проекта. Остальные предметы начальной школы — это тест плюс письменный ответ, в каких-то предметах просто тест. С шестого по одиннадцатый класс предлагается вывести работу на печать, решить и загрузить в экзамен.

В начальной школе аттестация не привязана к учебникам, а построена согласно требованиям ФГОС. В пятых-десятых классах вопросы составлены в рамках рекомендованных учебников. В девятом и одиннадцатом классе работы представлены в формате ОГЭ/ЕГЭ.

Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:

Итоговые контрольные работы для промежуточной аттестации приходят на электронную почту в виде файлов MS Word. По каждому предмету — одна контрольная. Ограничений по времени выполнения работ нет. Вопросы и задания составлены таким образом, чтобы у ребёнка не возникало недопонимания. Достаточно выбрать или вписать ответ непосредственно в файле Word либо распечатать его, ответить, сфотографировать и прислать нам.

Учебники и темы универсальные, можно выбирать любые, итоговые работы не привязаны к конкретной программе, требования заданий соответствуют требованиям ФГОС.

Смысл контрольных и вопросов в них — направить ребёнка на путь к самообучению, самообразованию, самоорганизации. Ученик понимает: чтобы выполнить это задание, нужно изучить в учебнике/энциклопедии вот эту тему, порешать типовые задания, прочитать и подумать и так далее. Смог пройти — значит, разобрался.

Искренне рекомендуем не перепроверять за ребёнком ответы, чтобы не отбивать у него мотивацию к собственным достижениям, возможность увидеть связь «работа — результат» и «цель — исполнение», стремление улучшить итог и так далее. Нет ничего проще, чем отбить мотивацию и веру в собственные силы, проверяя за ребёнком. Позвольте ему совершать собственные ошибки в безопасном деле. «Особые» случаи можно пересдать. На СО мы не отбиваем мотивацию, а поддерживаем!

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Экзаменационная работа онлайн.

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Аттестация проходит в форме тестов.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Тест, контрольная работа, диктант, сочинение.

5. Кто составляет вопросы тестов/заданий? Откуда привлекаете специалистов?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

Все экзаменационные работы предложены учителями лицея. Я вместе со специалистами разрабатываю базу тренировочных вопросов.

Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:

Составляют вопросы люди, которым я доверяю, которые разбираются в предмете, — это раз. Два — мы принципиально стремились сделать вопросы логичными, понятными и для ребёнка, и для родителя, чтобы не пришлось додумывать, «что имел в виду художник», читая вопрос. Каждый вопрос я стараюсь решать сама, включая алгебру, например, вычитываю ошибки, ляпы. Перепробовали со своими детьми практически все крупные платформы страны, когда были в поиске, и всего насмотрелись — разных вопросов, тестов, фантазий… Пришли в итоге вот к такому формату. Все довольны.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Вопросы составлены давно и не меняются много лет. Какая разница, кто их автор?

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Составляют преподаватели школ, находим по-разному: через свои каналы, иногда сами преподаватели выходят на нас.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Составляют педагоги аттестующих школ по ФГОС.

6. Бывали случаи обнаружения ошибок? Как вы с этим работаете? Кто проверяет тесты на пригодность?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

Такие случаи были. Тесты заносятся вручную, поэтому на первоначальном этапе встречались ошибки и опечатки. Но они, конечно, исправляются. Спорные вопросы в экзаменах мы всегда разбираем с учителями. Какие-то неоднозначные вопросы даже пришлось заменить.

Татьяна Морозова, «СдавайОнлайн»:

Очень благодарны, если нам присылают «наши описки». Я люблю, чтобы во всём был порядок. За все классы было всего несколько ошибок.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Ошибки везде бывают, и у меня. Исправляю, как только они обнаруживаются.

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Были такие случаи. Тесты периодически перепроверяются и ошибки исправляются.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Таких случаев у нас не было.

7. Кто проверяет выполненные задания — машина или человек? Если человек, есть ли у него педагогическое образование?

Ирина Олехнович, «СО-аттестация»:

Каждый экзамен проверяет учитель, с которым возможен диалог. Были случаи, что ученик не соглашался с оценкой, приводил аргументы, и оценку повышали.

Татьяна Морозова, «Сдавай онлайн»:

Проверяют люди. Вижу в этом большое преимущество — человек может увидеть в ответе ребёнка логику мышления, понять, где опечатка/описка, а не ошибка. В старшем классе ученик мотивированно доказал свою точку зрения по гуманитарному предмету, и ему засчитали его ответ, причём без громкого слова «апелляция», всё было сделано в один день. В другом ответе оказались возможными два варианта; это опять старший класс. Добавлю, что лично я всегда на связи, иду на контакт. Любой момент, недопонимание, несогласие можно быстро решить. Мы все перешли на СО ради душевного комфорта всё-таки, а не чтобы усложнить себе жизнь пустой суетой.

Алексей Битнер, «Экстерн-офис»:

Тесты проверяет и машина, и человек. Экзамены — человек.

Катя Чжао, «Хочу учиться»:

Задания проверяют педагоги (с высшим образованием, естественно), каждая работа просматривается индивидуально.

Августа Агзамова, «Махаон»:

Работы проверяются педагогами.

Чтобы принять взвешенное решение о переходе на новую форму образования, необходимо все тщательно продумать, взвесив плюсы и минусы домашнего обучения.

Что же может дать домашнее обучение Вам и Вашему ребенку?

1. Индивидуальную программу – индивидуальное, а не стандартизированное обучение. На домашнем обучении Вы можете самостоятельно выстроить и образовательную программу, и учебный план, основываясь на интересах, особенностях характера и успеваемости Вашего ребенка. Вы можете углубиться в изучение одной темы и пройти интенсивно другую, поставить сами эксперимент, сделать проект, провести исследование или отправиться в познавательное путешествие. Никто больше не будет указывать Вам, когда и какую тему проходить, какие задания делать и по каким учебникам учиться. Обучение станет захватывающим процессом, полным удивительных открытий и неожиданностей. Конечно, не стоит забывать о сроках аттестации, чтобы подготовиться к этому времени.

2. Более высокие по сравнению с традиционной формой обучения результаты. Доказанный факт – дети на домашнем обучении учатся лучше своих школьных сверстников и получают лучшие результаты. И наш опыт подтверждает это. Наши учащиеся проходили тестирование Московского центра качества образования, участвовали во Всероссийских проверочных работах, сдавали ОГЭ и ЕГЭ. Все результаты стабильно выше средних московских результатов. Среди наших выпускников есть стобалльники, медалисты, призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

3. Возможность посвятить учебное время только учебе. Ни у кого не вызывает сомнений, что огромное количество учебного времени в школе тратится не просто неэффективно, а просто-напросто впустую. А если прибавить к этому классные и школьные мероприятия, время на дорогу, то получается, что домашнее обучение можно построить намного эффективнее школьного.

4. Использование новейших технологий и подходов. Домашнее обучение – самая быстро растущая альтернативная форма обучения. Поскольку семейное обучение выбирают родители, по-настоящему заинтересованные в образовании своего ребенка, то и предлагаемые программы, материалы и методики – наивысшего стандарта. Современные технологии способны сделать обучение более гибким и разнообразным. Дети сейчас осваивают новейшие технологии зачастую быстрее родителей, поэтому новые формы обучения воспринимаются «на ура».

5. На занятия тратится существенно меньше времени, чем в школе. Это тот плюс, который отмечают почти все дети на домашнем обучении. И причина совсем не в том, что семейные ученики проходят какую-то «сокращенную» программу или относятся к учебе несерьезно. Как раз напротив. Именно ответственный подход к занятиям позволяет пройти за учебное время существенно больше, чем в традиционной школе. Как результат, дети осваивают темы быстрее своих школьных товарищей.

6. Больше творчества, меньше скуки. Кто сказал, что обучение – это то, что происходит в стенах школы, за партой, с учебником в руках и учительницей у доски? И пусть большинство учится именно так. Что мешает Вам пойти в парк для изучения ботаники или посетить планетарий, когда проходите звездную систему? Вы не ограничены школьными рамками, и для Вас весь мир – образовательное пространство. Возможность получать знания не из учебников, а из первоисточников не только повышает эффективность, но и развивает «увлеченность» предметом.

7. Учёба – это нечто большее. В школе все измеряется оценками в дневнике и баллами за ОГЭ и ЕГЭ. На домашнем обучении дети учатся формировать собственное портфолио, которое показывает реальные знания и умения. А наглядные результаты становятся все более важными и для ВУЗов, и в последующем для работодателей.

8. Цели и задачи ставите Вы сами. В школе дети изучают то, что сформулировал кто-то, не знающий Вашего ребенка и его потребностей, для целей, поставленных безликой государственной машиной. На домашнем обучении Вы сами выбираете, что, как и когда Вы будете изучать.

9. Бессмысленные тесты, задания и отчеты останутся в прошлом. Сухой язык школьных учебников, формальный подход к подаче материала и скучные задания, оторванные от реальной жизни – это знакомо, пожалуй, каждому школьнику. Разве может у школьников возникнуть желание учиться, если их заставляют выполнять однотипные задания и бессмысленные тесты? А при домашнем обучении дети после прочтения интересной книги могут написать отзыв-пост в блогах или на форуме и почитать мнения других, узнать больше об авторе и прочитать другие его произведения.

10. Гибкость и удобство. Вам больше не нужно в определенное время отвозить, а затем забирать ребенка из школы. А отпуск можно запланировать на любое время, а не только на «горячий сезон» летних каникул.

Однако могут возникнуть и определенные сложности:

1. Ответственность. При переходе на домашнее обучение Вы будете полностью отвечать за образование детей. Если что-то пойдет не так, Вы уже не сможете обвинить плохих учителей или закостенелую систему. Хотя родители детей в традиционных школах тоже несут ответственность за обучение своих детей, но, во-первых, разделяют ее со школой, во-вторых, у них в разы меньше возможностей повлиять на результат.

2. Время. Кроме редкого вечера или выходного, когда дети у бабушек или дедушек, они будут вместе с Вами: каждый день, целый день. Но это — и одно из достоинств семейного образования. У Вас наконец-то появится время построить тесные отношения с детьми, по-настоящему сблизиться и узнать друг друга.

3. Свобода. Сейчас Вы можете отправить детей в школу и уехать по своим делам. С другой стороны, домашнее обучение поможет Вам научиться лучше распоряжаться своим временем и стать креативнее. Можно воспользоваться сопровождением домашнего обучения, обратиться к специалистам, которые предложат оптимальную для Вашего ребенка программу обучения, а Вы сможете работать удаленно и находить время и для себя.

4. Квалификация. Многие родители не уверены, что им хватит знаний, умений и терпения учить своих детей. Но ведь всему можно научиться. Домашнее обучение научило уже стольких родителей сохранять спокойствие, когда дети шумят, проявлять гибкость, если они устали, становиться волшебниками, если им скучно. Нет идеальных родителей, как нет и идеальных учителей, но все мы развиваемся и учимся на собственном опыте.

5. Нехватка знаний. Вы боитесь, что у Ваших детей будут пробелы в знаниях, что в итоге они что-то, да не будут знать? Что они будут задавать Вам вопросы, на которые Вы не знаете ответа? Вы не можете знать все, да это и не нужно. Главное — дать детям инструменты поиска необходимой информации и научить с ней работать. К тому же это так интересно – искать ответы и учиться вместе с детьми!

6. Ограничения дома. Скорее всего, в Вашем доме нет игровой площадки, бассейна или музыкального класса, но ведь жизнь не ограничивается только домом. Вы можете выбрать те площадки и кружки, которые наиболее полно отвечают потребностям Ваших детей.

7. Независимость. Рано или поздно Вам будет нужно «оторвать ребенка от фартука», но не в 7 лет. Резкий толчок к самостоятельной жизни в школе заставляет детей полагаться друг на друга, а ведь у сверстников Вашего ребенка так же мало жизненного опыта. Как результат «слепой ведет слепого». Семейное обучение предоставляет родителям возможность дольше служить авторитетом для детей и сохранять на них свое влияние, давая им столько свободы и независимости, сколько они способны понести.

8. Критика. Скорее всего, часть Ваших знакомых и родственников не поддержит Ваше решение. Что ж, всем угодить невозможно. Просто помните, что школьное обучение очень далеко от идеала и подвергается еще большей критике. Но большинство привыкло идти по проторенной дорожке и не пытается искать лучших путей.

9. Отсутствие социализации. Некоторые полагают, что дети на домашнем обучении целые сутки проводят в четырех стенах и, как результат, не умеют общаться со сверстниками. Безусловно, при переходе на семейное обучение вся ответственность за социализацию ребенка ложится на Ваши плечи. Но есть огромное количество мест, где Ваш ребенок может общаться со сверстниками и не чувствовать себя изолированным от общества. Кружки и секции, развивающие центры и дома творчества — у Вас выбор будет намного шире, чем у родителей, предпочитающих традиционное обучение, ведь у Вас будет намного больше возможностей самим построить график занятий своего ребенка. К тому же, школьный опыт не всегда бывает положительным, а домашнее обучение позволит Вам оградить ребенка от негативного влияния и дать ему возможность развиваться полноценно.

10. Переход на очное обучение. Может получиться так, что с семейного обучения Вам нужно будет вновь перевести ребенка на традиционное. Это процесс сложный, но он пройдет легче, если ребенок владеет навыками самостоятельной работы. К тому же эти навыки помогут ему на очном обучении добиться более высоких по сравнению со сверстниками результатов.

Как и в любом вопросе, плюсы и минусы — понятие относительное. Даже если возникают трудности, их преодоление может стать плюсом в будущем, ведь при поступлении в вуз у ребёнка будут развиты все навыки для успешного обучения. самообразования, развития карьеры.

13 января, 2020 | Комментариев нет

В предыдущей статье я написала, что люблю в программе «Классические беседы”, которая оставила глубокий след в нашем понимании образования и подходе к обучению детей. Я благодарна Ирине Шамолиной и всей команде. Никогда не буду поддерживать странные слухи и несуразные фантазии об этом проекте. Мне смешны и противны заявления, что это «секта”, «заговор” и прочий бред.

Любая образовательная программа чем-то устраивает, а чем-то не устраивает ту или иную семью. Любой опыт – субъективен.

Но мне захотелось рассказать о причинах, по которым мы воздержались от участия в КБ в этом учебном году как инструктор и как родитель. Может быть, наш опыт будет полезен другим.

Вот что не подошло нашей семье.

Высокая затратность участия в сообществе КБ

Ценное не может быть бесплатным или дешёвым, в этом я убеждена. Но за два года участия в программе я истощила свой ресурс до глубокого минуса. И дело не только в деньгах.

Нам было не по карману участие двоих детей, мне предложили стать инструктором в курсе «Основы”, и я согласилась. Но быть инструктором оказалось еще затратней. ВРЕМЯ – невосполнимый ресурс, такой нужный моей собственной семье. В сложных жизненных обстоятельствах я лишала своих детей заботы, внимания, развития ради того, чтобы качественно подготовить занятие для чужих детей.

Мы жили далеко от места встречи сообщества, за 50 километров. Мы вкладывали много усилий на эту дорогу туда и обратно с радостью, но очень уставали.

Под конец семестра мы уехали довольно далеко от любого сообщества в Украине. Есть возможность основать новое сообщество в нашей местности, но я уже знала, каковы будут затраты сил и денег, и отказалась от этого пути.

Если вы рассматриваете вариант участия в КБ ценой инструкторского служения, оцените адекватно запас ваших сил и времени, дабы не отбирать у ваших детей ресурсную маму, которая важнее любой программы.

Я не согласна с формулировками в пособии «Основы”

Мне нравится это пособие, я в полном восторге от исторической части, об этом я писала в предыдущей статье. Единственная моя претензия: формулировка исторического предложения о церковном расколе Востока и Запада. Я написала другой текст, мои дети заучивают иначе. Благодаря «Основам” я понимаю, как надо составлять исторические предложения.

Многие формулировки штудий по науке, по русскому языку, по географии мне не нравятся. Я не хочу, чтобы мои дети заучивали так.

Инструкторам строго запрещается вносить какую-либо самодеятельность в формулировки «Основ”, и это правильно. Как уследить за качеством стандарта, если каждый начнет городить свой огород? Поэтому на занятиях в сообществе дети заучивают строго по «Основам”. И это тоже правильно с точки зрения программы. Но мне не подходит.

Мой путь – творческое использование пособия «Основы”. Я беру то, что считаю правильным для своей семьи, и отсекаю то, что считаю неправильным. Это я могу позволить себе только вне сообщества и вне инструкторства.

Нам не подходят «Тривиум карты”

Географические «Тривиум карты” да и сами штудии в курсе «Основы” устроены так, чтобы пробудить любопытство юных (и взрослых) умов и дать небольшую часть информации, дабы семьи расширяли знания уже дома. Это интересный подход, он дает свой результат, но только если у вас есть хороший запас времени. Мне бы хотелось, чтобы географические карты давали больше информации.

В этом году я купила контурные карты и атлас по истории Средневековья, это стоило мне вчетверо дешевле «Тривиум карт” и повысило эффективность занятий раз в десять 🙂

Абсолютный авторитет Ирины Шамолиной в инструкторском сообществе.

Наверное, это правильно, и так должно быть, когда лидер проекта устанавливает правила и следит за их выполнением. Иначе программа развалится на куски и будет непонятно что. Просто мне это не подходит. В инструкторской группе часто звучала фраза (не от Ирины, от других участников) «Не нравится – сделайте свою программу”. В какой-то момент я задумалась: а что если время, которое я трачу на подготовку занятий по программе, с которой не согласна, посвятить на разработку такого курса для своих детей, который меня устроит на 100%?

Так я и сделала 🙂 И очень довольна.

Тин-вистл в курсе «Основы”

Это был вызов для меня лично. У меня тремор, вистл в руках дрожал, и это было мучительно. Тем более при инструктаже. Выручал старший сын, который, кстати, только через год после нашего ухода из КБ полюбил вистл и стал сам подбирать мелодии. А до этого ему было скучно. Не потому ли, что мне было тяжело? Я не знаю.

Но вспоминаю блок с вистлом как мучение.

Курс «Уроки развития речи” в программе «Ключи”

Инвестиция в курс УРР и его пособия была самой бесполезной.

Не потому, что они плохие, вовсе нет. Просто мы оказались не подготовлены. Очень рада успехам всех детей и родителей, которые видят положительный результат. Но.

Тексты – большая часть моей профессии. Убеждена, что все дети должны за время учебы научиться письменно выражать свои мысли. Школьная программа построена в этом направлении безобразно и неэффективно.

УРР очень заинтересовали новизной. На момент принятия решения о покупке курса «Ключи” у меня не было возможности просмотреть весь учебник, мне показали лишь распечатки его начала. Я рискнула и… (как это иногда бывает с любыми инвестициями) пожалела о немалых деньгах, потраченных зря.

Но если вы рассматриваете программу «Ключи”, частью которого является УРР, дайте честные ответы на такие вопросы:

  • Насколько грамотны вы сами? Умеете ли вы писать без орфографических и пунктуационных ошибок? Видеть ошибки в тексте ребенка, исправлять их?
  • Умеет ли ваш ребенок грамотно списывать предложение, абзац, текст? Удерживать при этом внимание на письме, не отвлекаться? Писать заглавные буквы в начале предложения и ставить знаки препинания?
  • Как хорошо ваш ребенок пишет диктанты? Умеет ли он писать диктант грамотно, с разумным количеством орфографических и пунктуационных ошибок?
  • Умеет ли ваш ребенок формулировать законченную мысль / предложение устно? Диктовать себе сам сформулированную в уме мысль?

Если вы ответили «нет” хотя бы по одному из этих пунктов, рекомендую сначала вложить силы в нужный навык, и только потом приступать к курсу УРР.

Не представляю, как без этих навыков развивать писательское мастерство с ЛЮБОЙ программой. Читала, как инструктора «Ключей” в ответ на критику курса обвиняют родителей в том, что они сами не вникают и не вкладывают в этот курс время. Но дело может быть не только в этом. Пожалуй, напишу об этом отдельную статью.

Из субъективных мелочей. Считаю УРР слишком громоздким. Незаслуженно много внимания уделяется предикативным оборотам. Не понравилась работа со словарным запасом. Ключевые слова для изложений, сочинений, эссе – интересный метод, но сыну не подошел. Не понравился метод с конструированием нарратива, совсем. И студенческое эссе можно писать гораздо проще.

Сейчас я понимаю, что не считалась с особенностями сына, его и моими ограничениями. Будем считать, что заплатила за опыт и получила важный урок.

В итоге мы пока работаем над навыками грамотности, умением формулировать законченную мысль, удерживать эту мысль в памяти и записывать под собственную диктовку. Тренируем навык пересказа. Учимся формулировать главную мысль абзаца, текста и произносить ее вслух законченным предложением, диктовать себе и записывать.

А курс по композиции текста купила в этом году другой. Планирую приступить к нему весной 2020 года, когда отработаем базовые навыки.

Нам недостаточно трех циклов

«Классические беседы” – адаптированная программа американской корпорации Classical Conversations, которая придерживается нео-классического метода для семейного образования. (Напишу отдельную статью, почему я не называю эту программу классической). Нео-классические христианские программы выстраиваются вокруг истории. Как правило, первый год обучения фокусируется на периоде от Сотворения мира до Рождества Спасителя, второй – от Рождества до Реформации или революций, третий – от реформации / французской революции до наших дней. Четвертый год посвящается истории своей страны. Потом циклы повторяются – с логическим уклоном для возраста «почемучек”, с риторическим – для возраста «поэтов” (см. эссе Дороти Сэйерз «Утраченные инструменты учебы”).

Что значит фокусируются на истории? Вместе с изучением истории определенного периода дети изучают связанные географические объекты, соответствующие произведения искусства, читают классическую литературу этого периода: младшие – в адаптированных переводах, дети постарше – в более взрослых версиях. Есть даже программы по науке, выстроенные в таком ракурсе. Меня очень вдохновляет такой интегрированный подход.

Но жаль, что в «Основах” и «Ключах” КБ только три цикла: два – для изучения мировой истории, третий – для истории своей страны. При этом, каждый год цикла даже исторические предложения не все посвящены определенному периоду.

Это интересный подход, и, наверное, эффективный, но мне больше нравятся программы, в которых четыре цикла: три для мировой истории, один для родной, и предложения выстроены последовательно, не перескакивая.

Поскольку переведена на русский язык и адаптирована только одна, я выбрала такой творческий способ: комбинирую все исторические предложения одного периода по порядку, группирую их на 4 цикла. Дописываю те, которые считаю важными для своих детей. Составляю списки литературы, сохраняю ссылки на материалы по искусству.

В этом году учим Средневековье: мы повторяем уже выученные предложения из первого и третьего циклов «Основ”, дополняем новыми из второго и те, которые составила сама для тех событий, которые считаю нужными и важными для запоминания.

Я благодарна авторам «Основ” за ресурс, который могу творчески использовать.

Но это было бы невозможным, если бы мы состояли в сообществе КБ, особенно при выборе инструкторской или директорской роли.

Не все родители могут обучать всему

Мы как инструкторы должны были демонстрировать модель родителя, который может обучать своих детей всему. И некоторым это действительно удается. Но не всем. Семейное образование тоже не для всех. И классическое семейное образование – не для всех. И преподавать могут не все, и даже организовать обучающий процесс – не все.

Вообще, я не знаю, что кроме веры в Иисуса Христа и базовых правил человечности может универсально подойти всем.

А вы?

Например, хотя в школе я и была успешна и в арифметике, и в алгебре, и в геометрии, мне как родителю тяжело обучать своих детей математике. В пределах младшей школы я справляюсь, а потом делегирую. Зато я талантлива в языках, искусствах, неплохо разбираюсь в анатомии. Я могу с радостью, от избытка знакомить с этими предметными сферами других и легко обучать. А вот физика, химия – не мои сильные стороны. Да, все верно, мы можем заучить базовые факты, законы, познакомиться с выдающимися деятелями наук. Но чтобы идти на шаг впереди и помогать разбираться своим детям родителям может не хватить ресурсов – времени, способностей, интереса, фантазии для изобретения доступного способа.

Можно учиться вместе с ребенком, делать интересные открытия, подавать пример радостного ученика. Например, я была очень слаба в истории, а вместе с детьми хорошо подняла свой уровень знаний в этой области за три года. Я умею организовать обучающий процесс.

Но обучать ВСЕМУ может у ВСЕХ не получиться.

Это ошибочная постановка цели, которая меня крепко подкосила в свое время. Зато я разобралась, что главное, а что второстепенное. Что у меня в избытке, а что в дефиците. Научилась определять сильные и слабые стороны – свои и детей. И выбирать обучающие ресурсы, которые подходят именно нашей семье.

Еще более высокая затратность конечного курса «Вызов”

Итак, курс «Основы” не универсален, я беру из него 30% материала по истории и хронологии. Курс «Ключи” далеко не для всех, для нашей семьи взяла только «Числовые вышибалы” и таблицы в качестве справочника, но не для заучивания.

Что же с «Вызовом” – флагманским образовательным продуктом программы «Классические беседы”? Мне понравилась реклама курса, очень привлекали высокая планка, целостность, новые методы. Все вокруг говорили, что «младшие” программы были разработаны позже, как подготовка к главному циклу курсов «Вызов”.

Стоимость этого курса запредельно высокая для нашей семьи, в прошлом году я решила подать заявку на инструктора и прошла первое собеседование с кураторами (восхищаюсь семьей Александра и Марии Поповых и очень радуюсь за них).

Но как раз в это время в нашу семью пришли тяжелые жизненные испытания. Меня хватало лишь на обеспечение образовательного процесса для достижения главных целей. Я выгорела почти дотла, отношения с детьми испортились, а ведь мы выбрали семейное образование как раз для улучшения отношений.

В этот момент я получила рассылку американской «классической” мамы четверых сыновей Бренди Феррел, автора популярного блога Half-A-Hundred-Acre-Woods, которая вместе с мужем приняла решение забрать всех детей из Classical Conversations. В статье «When Seasons Change” Бренди поделилась печальным опытом: ее старший сын в программе «Вызов” стал терять интерес к учебе. Потух огонек в глазах, перегруженный молодой человек чувствовал, что отстает, пытался соответствовать высоким стандартам курса. Бренди с мужем, помолясь, забрали старшего из «Вызова” и подобрали для него другие неоклассические программы. А потом и остальных детей с других курсов, потому что главной образовательной целью был «Вызов”. И всем стало легче и радостней жить. Огонек вернулся в глазки старшего, младшие тоже не пострадали.

Под статьей развернулась жаркая дискуссия, было любопытно почитать, как много семей выходят из программы Classical Conversations, возвращаются в нее на разных этапах с разными детьми через несколько лет, и никто не страдает. Кто-то уходит и не возвращается. Кто-то не уходит совсем и тоже не страдает. Потому что все люди разные, и каждая семья выбирает свой путь.

Я задумалась.

Мне жаль, что альтернативных «Вызову” программ, где бы изучалась логика и риторика, в наших широтах пока нет. Но, пожалуй, мне легче пережить их отсутствие, чем потухшие глаза детей. И потухший огонь внутри себя.

Поэтому я сказала прекрасному и фантастическому Александру Попову, что в этом году точно не буду подвизаться в «Вызове” и не знаю, буду ли в будущем.

Наконец-то я стала присматриваться к реальности в себе и своей семье, а не гоняться за перфекционистическими привидениями, не идти за ценностями других людей, выбирать свои, а не чужие ориентиры, понимать свои возможности и ограничения и уважать собственный выбор.

С удовольствием слежу за каналами Натальи Блиновой, которая наполнена силами и для «Вызова”, и для своей семьи, и для блогинга. Рада, что научилась с теплом и заботой относиться к себе, понимая, что мне это не по силам.

Итак, подведем итог длинной статьи.

Плюсов КБ у меня получилось 11, а минусов 9 🙂

И мы все-таки выбрали свой путь. Два года мы ездили с детьми за 50 километров и обратно, о чем я не жалею ни минуты. Но сегодня у нас другие приоритеты.

Я прошла тренинг по детско-родительским отношениям и поставила главной целью на ближайшее полугодие наладить «погоду в доме”. Академические амбиции отошли на второй план. Уверена, самого главного мы не упустим.

Каждый раз, когда я руководствуюсь страхом что-то упустить в образовании своих детей, это заканчивается плохо.

Еще раз благодарю прекрасную и фантастическую Ирину Шамолину и ее прекрасную и фантастическую команду, украинскую команду КБ и всех участников сообщества КБ за эти два года. Радуюсь вашим успехам от всей души и вспоминаю с теплом все подлинное, доброе и прекрасное, что было у нас вместе с вами.

Благослови вас Бог.

Сейчас у нас другая дорога, и слава Богу за все.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *