Домострой в семье

uCrazy.ru

Домострой – это памятник древнерусской литературы, который воспринимался обществом разных эпох по-разному. В одно время Домострой чтили как полезный свод правил, следуя которому люди обретали богатство, уважение и семейное счастье. В XIX веке средневековый трактат стали обвинять в жестокости и необоснованной грубости. А потом и вовсе позабыли, иногда лишь упоминая самые нелицеприятные моменты наказаний слуг и нерасторопных жен. Но таким ли жестоким и унылым был уклад бытия, предлагаемого в Домострое, как об этом принято считать, и с какой целью оклеветали великую книгу.


Домострой – книга о русских идеалах
Книга под названием Домострой увидела свет в эпоху Ивана Грозного – в начале XVI столетия. Она являла собой полную энциклопедию русской жизни, охватывающую все ее сферы – религию, ведение хозяйства, воспитание детей, отношения между супругами. Домострой пронизан идеей единоначалия: государством правит царь, а семьей – мужчина. Тексты имели целью структурировать не только семейную жизнь, но и функционирование молодого централизованного Русского государства.
Составитель книги – духовник Сильвестр, наставник Ивана Грозного, выходец из богатых купцов Великого Новгорода – использовал для создания полного свода правил уже существующие произведения, как русского происхождения, так и европейского. В их число вошли «Измарагд», «Златоуст», «Поучение и сказание отцов духовных», «Книга учения христианского», «Парижский хозяин».

Кратко излагая суть, получаем такую сентенцию: глава семьи отвечает перед государем и Богом за себя и своих домочадцев. И один из предлагаемых инструментов – «спасение страхом». Поэтому глава семьи со всей строгостью запрещает домашним бездельничать, сплетничать, а также требует соблюдать важное условие – принимать любые решения с его ведома и согласия. Но автор Домостроя настаивает, что поучать нужно с любовью и «примерным наставлением» («ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить…»). Из 67 глав лишь одна посвящена вопросу наказаний.
Большая часть книги – это подробные советы о том, как кроить платье из обрезков, заготавливать провизию впрок, вести учет содержимого погребов, делать пожертвования нуждающимся и даже варить пиво. В общем, как управлять хозяйством, чтобы добро наживать, а не в долги влезать.
Конфликт с западной идеологией
Когда Домострой набирал популярность в России, в Европе расцветали идеи Ренессанса. Русские женщины работали, не покладая рук, постоянно совершенствуя быт, стирая белье, выметая горницы. А западные женщины наслаждались своей чувственностью, красотой и благоденствием. В европейских семьях, располагавших приличными средствами, женщины не занимались домашним хозяйством, а наводили красоту.

К XIX веку, когда русские люди во всем стремились подражать Европе, прежде популярный Домострой стал подвергаться жестокой критике. Строгость нравов, иерархия и необходимость постоянно трудиться – такие принципы прогрессивное общество стало отвергать.

В демократической публицистике Домострой стал преподноситься как символ костного прошлого, как жестокий регламент, ограничивающий творческое и интеллектуальное развитие человека. Акцент стали делать лишь на физических наказаниях жен и детей, а разделы, посвященные духовно-нравственной составляющей, обходили вниманием. Так литературный памятник превращался из трактата о жизни в любви и достатке в пособие по технике наказаний плетью.
Демократы-революционеры XIX века, в частности Н. Шелгунов, упоминая Домострой, подразумевали неизменно плохое. Если домостроевский, то жезл, и непременно сокрушающий ребра, нагнетающий и принуждающий.
В советскую эпоху текст источника стал недоступным
Период откровенной фальсификации Домостроя, по мнению историка А. Вероновой связан со строительством коммунизма. Домострой искажали намеренно в угоду идеологии, выдергивая самые животрепещущие цитаты из контекста и демонстрируя впечатлительным читателям. В результате удалось создать негативный образ литературного памятника, а заодно всего православия в целом. А главное – получилось убедить людей, что прогрессивные здравомыслящие граждане всецело на стороне научного атеизма.

Человек, живший когда-то в средневековой Руси по наказам Домостроя, оценивался советскими историками как скопидомный и бесполезный элемент в слаженном коллективе.
Физические наказания и принцип историзма
Сегодня Домострой реабилитирован, его текст находится в свободном доступе. Прояснилось, что свод правил относительно семейной жизни не такой уж и ошеломляющий: нужно лишь сохранять трезвый образ жизни, чистоту в доме и верность в супружеских отношениях, воспитывать в детях почтение к труду и старшим членам семьи. Этого достаточно, чтобы не заслужить наказания плетью.

Телесные наказания имели место, но следует помнить, что речь идет о средневековье, когда физическое насилие в семье расценивалось как способ «учить». В Домострое бить жену – это хотя и допустимая, но крайняя мера «за великое страшное ослушание», в других случаях рекомендуется учить советом, любить и хвалить жену. А если уж и пришлось «учить плетью», то делать это следует наедине.
Если же у кого-то возникнет желание следовать правилам Домостроя в нынешнем XXI веке, обязательно нужно учесть принцип историзма и вспомнить, что существует уголовный кодекс.>Мифы и правда о «Домострое»

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Leonsija Женщина: христианство и домострой (интересные факты)

В Россию прибыл Ковчег Пояса Пресвятой Богородицы. Этот пояс — христианская реликвия. По преданию Божия Матерь своими руками сплела его из верблюжьего волоса и носила до конца земного пути. В настоящее время он принадлежит греческому Ватопедскому монастырю — одному из 20 монастырей Святой Горы Афон. Пояс обладает способностью исцелять бесплодие и лечит тяжелые болезни. Пояс Богородицы будет находиться в Санкт-Петербурге 20-24 октября, Екатеринбурге — 24-27 октября, Норильске — 27-29 октября, Владивостоке — 29 октября-1 ноября, Красноярске — 1-4 ноября, Дивееве — 4-7 ноября, Саранске — 7-10 ноября, Самаре — 10-13 ноября, Ростове-на-Дону — 13-16 ноября, Калининграде — 16-19 ноября и Москве — 19-23 ноября. Таким образом он пересечет всю Россию. Однако на самой Святой горе Афон поклониться ему женщины не могут, т.к. им строго-настрого запрещено ее посещать. А почему? И вообще как в христианстве относятся к женщине? Какие есть правила и с чем они связаны? Интересные факты на этот счет можно найти в статье Юлии Даниловой «Почему женщин не пускают на Афон?»…

Суриков В.И. Молитва 1874

_____

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон — полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт.

Икона Богородицы покровительницы Святой горы Афон

Ковчег с поясом Пресвятой Богородицы

Женщины на Поместных соборах

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей — то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, — могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию — пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, — может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли («всороковляли») — вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года, а младенцев — только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков — прикладывать к св. престолу.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Малявин Ф.А. Женщина с коромыслом

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Полностью статью Юлии Даниловой можно прочесть на сайте Русская линия

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеСемейная педагогикавопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-80
16. Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на:
• житейские правила
17. Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:
• состояние супружеских отношений
18. Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи –
• А.С. Макаренко
19. Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:
• в семье
20. Единство требований к воспитанию ребенка — это:
• ведущее условие эффективности воспитания
21. Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:
• строгостью
22. Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:
• методы изучения семьи
23. Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это:
• брак
24. Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это:
• родительская любовь
25. Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это:
• семья
26. Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это:
• семья
27. Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это ________________ семьи.
• функции
28. Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:
• семейная педагогика
29. Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это:
• педагогика
30. Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это:
• история

«Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека» — говорил:
К.Д Ушинский
«Испорченность ребенка в большинстве случаев — результат не прирожденной умственной или нравственной тупости, а педагогических ошибок воспитателей» — говорил:
П.Ф. Лесгафт
Биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода — это ________________ функция семьи.
репродуктивная
Брак прошел определенные стадии своего развития:
от полигамии к единобрачию
Брачные отношения между мужем и женой — это:
супружество
В основе ведения домашнего хозяйства лежит:
бюджет
Важнейшая задача семейного воспитания — это:
подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой

Важнейшее средство воспитания древнерусской педагогики — это:
живой пример
Ведущим компонентом воспитательного потенциала семьи являются:
внутрисемейные отношения
Внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению, — это:
досуг
Внутренне присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно — это:
воспитательный потенциал
Внутренне присущие тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы — это:
потенциал
Восстановление поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей — это ________________ семьи.
функция организации досуга
Вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту — это цель …
педагогики
Высшая ценность брака, обусловливающая нравственно-эмоциональную выразительность супружеских отношений и делающая их социально-ценными в воспитательном плане, — это:
любовь

Главное внимание в системе древнерусского воспитания было обращено на:
житейские правила
Главной детерминантой, от которой зависит успех или неуспех семейного воспитания как сознательного, целеполагающего акта, является:
состояние супружеских отношений
Говорил, что родители должны, прежде всего, уяснить себе совершенно точно цель воспитания, наметить его программу, установить в семье четкий режим, продумать все мелочи –
А.С. Макаренко
Дж. Локк решительно настаивает на воспитании и обучении:
в семье
Единство требований к воспитанию ребенка — это:
ведущее условие эффективности воспитания
Законы семейного воспитания, изложенные в «Домострое», отличались:
строгостью
Инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания, внутрисемейных отношений и т.д., — это:
методы изучения семьи

Исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни, — это:
брак
Источник духовного развития ребенка, его эмоций, нравственных качеств, мажорного мироощущения, уверенности в себе, отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям и других благородных человеческих чувств — это:
родительская любовь
Малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, — это:
семья
Наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка — это:
семья
Направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи, — это ________________ семьи.
функции
Наука о воспитании в семье, изучающая специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка — это:
семейная педагогика
Наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения — это:
педагогика
Наука, изучающая становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений, — это:
история

Наука, разрабатывающая систему общих принципов и способов познания, выступающая для семейной педагогики теоретической основой осмысления опыта домашнего воспитания, научных трудов в этой области и создания на этой основе педагогических концепций, — это:
философия
Науки, изучающие состояние и тенденции развития современной семьи, — это:
демография и социология
Не могут осуществляться в противоречии с интересами детей:
родительские права
Одна из центральных задач I Всероссийского съезда в 1912 году в России по семейному воспитанию заключалась в том, чтобы …
помочь семье в воспитании детей
Одной из характеристик средневековой педагогики являлись:
суровые (с позиций сегодняшних дней) меры воспитания
Опросы, интервьюирование и анкетирование, тестирование, социометрия — это:
социологические методы
Основа педагогической деятельности родителей — это:
педагогическая культура

Основные формы руководства семьей — это:
авторитарная, демократическая, анархическая
Основой семейного воспитания в средние века было:
богобоязнь
гражданственность
послушание
трудолюбие
уважение родителей
Отклонение в развитии ребенка, обусловленное отсутствием материнской заботы, — это:
«психическая депривация»
Отрасль научного знания, определяющая правовые основы семьи, брака, домашнего воспитания, — это:
юриспруденция
Первая клетка вновь образованной жизни — это:
зигота
Первый в России взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидал в нем «не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа» –
Н.И. Пирогов
Первый специфический образец общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, — это:
внутрисемейные отношения
Помочь детям устроить их детскую жизнь, ускорить процесс нахождения детьми тех подходящих форм социальной жизни и личного творчества, которые им нужны, стать центром, организующим детскую жизнь, — это:
задача школы

Постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи — это ________________ семейного воспитания.
особенности
Преобладающий тип семьи, который состоит преимущественно из двух поколений (двухпоколенные) — из супругов и детей — до вступления в брак последних — это:
нуклеарная семья
Процесс становления и развития человека как общественного существа — это:
формирование личности
Различные отклонения психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, негативно сказывающиеся на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников — это:
психическая депривация
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения:
18-летнего возраста
Ребенок изучает мир:
через семью
Ребенок учится дисциплине:
с первых месяцев жизни

Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах:
если изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка
Родители обязаны обеспечить получение детьми …
основного общего образования
Родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками — это:
родство
Семья — это социальная ________________ группа.
дифференцированная
Семья как социальная группа — это объект изучения …
психологии
Семья, в которой мать не состояла в браке с отцом своего ребенка, — это:
материнская семья
Семья, для которой свойственны равноправие, справедливый характер семейной кооперации и рациональное распределение обязанностей, — это ________________ семья.
эгалитарная
Семья, которая возникает в результате рождения ребенка вне брака, — это ________________ семья.
внебрачная

Состояние и основные тенденции развития семьи как воспитательного института — это:
объект семейной педагогики
Социальный микрокосмос, в котором ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческого общежития, усваивает нравственные ценности — это:
семья
Сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач, упор на настоящий момент, принцип преодоления трудностей и достижения заслуженного успеха — это ________________ семейного воспитания.
основные принципы
Специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования — это:
родительский пример и авторитет
Сущность, механизмы воспитания в семье, влияние этого процесса на становление личности ребенка — это:
предмет семейной педагогики
Тактика диктата, неприятия даже вполне обоснованных требований детей, их потребностей, интересов, не признание права ребенка на самостоятельность — это:
авторитарное воспитание
Уникальная, специфическая и неповторимая характеристика внутрисемейных отношений (супружеских и между родителями и детьми) — это:
близость

Усилиями ученых конца XIX — начала XX в. было заложено начало:
семейного воспитания как научного направления
Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи –
Семейный кодекс Российской федерации (1995 года)
Утверждал, что «воспитывать детей должны сами родители»:
Ж.-Ж. Руссо
Уход матери за здоровьем ребенка — это ________________ функция семьи.
биологическая
Форма брака, при которой одно лицо имеет брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола, — это:
полигамия
Форма воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи — это:
семейное воспитание
Форма чрезмерной опеки, безудержного угождения капризам детей, потакания их эгоистическим замашкам или снисходительности к серьезным проступкам детей и всепрощения — это:
неразумная родительская любовь
Функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, называется:
воспитательной

Цель воспитания ребенка — это:
всестороннее развитие личности
Чаще всего приводит к дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка, недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у них несогласие, непонимание друг друга ________________ форма руководства семьей.
анархическая
Четыре ступени развития подрастающего поколения (детство, отрочество, юность, возмужалость) были выделены:
Я.А. Коменским
Шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. — это ________________ методы.
математические
Эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям — это ________________ семейного воспитания.
основа

С чем у многих ассоциируется Домострой? Кого ни спроси, все с ужасом говорят примерно одно. Мол, там же сплошная муштра, жестокость и запреты. На самом ли деле в книге, ставшей страшным брендом для современников, напрочь отсутствуют гуманистические ценности?

О Домострое кратко

Чтобы разобраться во всех нюансах, надо познакомиться с некоторыми нюансами.

Что такое Домострой

Начнем с того, что это собрание правил жизни для обычных богобоязненных людей, живших на Руси в 16 столетии. Оно постепенно дополнялось все новыми рекомендациями.

Кто написал Домострой

Автором, собиравшим, записывавшим и редактировавшим правила и нормы, был священнослужитель Сильвестр.

Кому интересен Домострой

Книгой могут заинтересоваться не только христиане, которые стремятся воспитывать деток и жить по заповедям. Она может быть интересна и тем, кто увлечен древней культурой, кто ищет свои корни и пр. Ведь тут говорится о быте, описаны правовые вопросы, даются советы относительно семейных отношений.

Надо отдать должное составителю, его книга явственно зиждется на трех ключевых «китах», т.е. это:

  1. вера и правила благочестия (вера во Святую Троицу, Спасителя, общее воскресение мертвых; правила прикладывания к иконам, принятия просфоры, христосования, общения с отцом духовным, правилам размещения дома образов и т.д.);
  2. патриотизм (любви к отчизне, к людям и т.д.);
  3. отношения между супругами (вплоть до посадки овощей, о вынашивании малыша, о его воспитании, о причащении и пр.).

Жизнь по Домострою

Это нереально! – тут же завозмущаются непосвященные. Что ж, нормы и правила по отношению к детям и женам могут напугать советами о рукоприкладствах. Но, как правило, люди судят так по выдернутым из контекста фразам. А внимательный читатель обнаружит в домостроевских наставлениях другой «рецепт семейного счастья». В нем все зиждется на гармонии и правильной иерархии в семьи.

Например, что плохого в главе, посвященной соблюдению христианских заповедей? Отец благословляет (а не заставляет!) сына следовать христианским законам. Т.е. чтобы он держал семейство свое сытым, в тепле, любви и порядке, и чтобы жили они:

  1. по совести,
  2. праведно,
  3. по правде,
  4. в вере,
  5. в страхе Божием, а не битьем и каторжными трудами. в тепле, в порядке, а не в жестокости и битье.

Где здесь жестокое обращение с детьми или супружницей?

Та же ситуация и с остальными главами, где строгий наставник Сильвестр собрал столько полезной информации, без которой христианам туго жить, и которая спасла бы сейчас и семьи наши, и весь мир наш…

Советы составителя этой уникальной сокровищницы, несомненно, помогли бы молодой семье выстоять даже в трудные времена. Ведь они касаются ВСЕХ сфер в жизни. Достаточно посмотреть на перечень глав Домостроя!

Возьмем воспитание…

Воспитание по Домострою

Как воспитывать детей учил Сильвестр? С детства, с первых дней. И – да, в строгости, потому что Господь спросит за все.

Скажете, что это за воспитание такое: «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»? Но ведь там и ссылка имеется. Мол, жезл – это не средство для битья, а символ власти. Эта многозначность пусть не смущает вас – ею проникся весь Домострой!!!

Или слова наставления о дочери. Что плохого в том, что ее надо в строгости держать, чтобы уберечь от «телесных бед», т.е. сохранить девственность? То же можно сказать и о мальчиках. Воспитывать их, сохраняя их «душевную чистоту и телесное бесстрастие» — где тут крамола?

Увы, это не про нас. Современные мамы, не стесняясь, кладут малолетним дочкам и сыновьям в портфели противозачаточные средства. А их рекомендации по поводу интима больше похожи на инструкции для взрослых. Куда уж тут до чистоты душевной…

А вот — наставления чадам о любви и уважении к родителям. Да, некоторые слова могут показаться кощунственными. Но их надо понимать правильно. Ведь сказаны во благо, и с тем, чтобы никто из детей не посмел родителей оскорбить, осудить, проклинать, т.е. заповедь нарушить.

В книге автор обращается к отцам, у которых и дочери, и сыновья есть. Например, как откладывать на дочь, чтобы выдать ее замуж с приданым. Или как сына воспитать серьезным и ответственным, как вести хозяйство, держать жену, воспитывать детей, как к чаше подходить, как священника в доме принимать. Ну и так далее.

Мифы

Это мы так пренебрежительны к душеспасительному Домострою. А раньше его любили, почитали и внимательно читали. Каким бы он ни был многозначным, он сеял зерна веры и любви. И Русская цивилизация получила от него немало добра. Почитайте Домострой, и все мифы, которые напридумывали те, кто нас и толкает к разложению и разврату, развеются, как пар.

  • Например, порка. Это крайняя мера, и в Домострое четко это прописано. Правда, она предписывалась только для тех, кто слов не понимает. Да и то, если и пороть, то ради заботы, писал Сильвестр.
  • Жену в строгости держать? Так современные мужья поколачивают своих половинок и без повода. А здесь в основном даются добрые советы.
  • Стать наставником для детей? Да, причем в любом деле. Оберегать добрую славу семьи? Почему нет! Трудись, отец, держа деток в чистоте физической и духовной.
  • Нравственную и разумную жизнь внушают нам? Да, ведь она возможна там, где чистота, нравственность, они и влекут нас к добру, отвращают от зла, учат понимать, что хорошо и плохо, находить средства для борьбы со злом…
  • Семью сделать «малой Церковью»? И правильно, ведь отец всегда считался «малым патриархом», пастырем, приглядывающим за душами и супружницы своей, и деток, которых надо вырастить добрыми христианами.

Резюме

Всем известно, что все простое гениально. Однако простое трудно воплощать в жизнь. Вроде, это легко – любить ребенка так, как никого больше. Не от того ли у нашей молодежи столько проблем! Ведь это они, залюбленные по всей программе, взрослея, с таким трудом пробивают себе путь в жизни, иной раз, сбиваясь с него. Наркотики. Алкоголизм. Преступность. Разводы… Это плоды и нашей, родительской, неправильной любви.

Тогда, может, любить надо иначе? Ведь такая любовь (читайте — потакание, вседозволенность) калечит жизнь наших детей. Может, есть смысл по-новому посмотреть на книгу, которая была надежным и проверенным руководством для наших предков? Жизнь по Домострою укрепила бы и семью, и в целом – все общество. А нам сейчас так этого не хватает…

7.«Домострой» о воспитании

В таком благополучном доме много внимания уделялось воспитанию детей с помощью довольно суровых мер. Но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Вообще Сильвестр, обращаясь к родителям, задачу нравственного и религиозного воспитания ставил на первое место.

На второе место выносил задачу обучения детей ведению домашнего хозяйства, что необходимо «в домашнем обиходе», и лишь на третьем месте – обучение грамоте, книжным наукам.

Рассматривая жизнь и домостроительство 16в. именно в преемственности поколений и взаимосвязи этого процесса с природой, географией, автор четко обозначает содержание дидактических и воспитательных целей своего времени: «…учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым».

Детей надо воспитывать в страхе перед наказанием, необходимо их ругать, чтобы из них выросли порядочные люди, таким образом дети спасаются страхом: «Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей».

Особое внимание уделялось воспитанию девочек: «Если дочь у тебя, направь на нее свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят. Если выдашь дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее».

Не менее важным считалось и воспитание сыновей: «Любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои».

Воспитывая детей в запретах и страхе, поучениях и наставлениях, тем самым родители должны были обеспечить достойную «взрослую» жизнь своим детям, а себе –гордость и спокойную старость: «Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабищь – в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.»

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

Домашнее воспитание, описанное в «Домострое», исполняло первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальной ролью и ценностной ориентацией, то есть воплощало определенный социальный тип.

Новаторство «Домостроя» состоит в том, что он по-новому описывает характер воспитания, его направленность на конечный результат.

«Гражданство обычаев детских Е. Славинецкого.

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (нач. XVII в. — 19.ХI. 1675) — поэт, переводчик, филолог, оратор, богослов. О месте рождения и даже национальности Е. С., как и о его мирском имени, достоверных известий не сохранилось, существуют косвенные данные, позволяющие считать его либо украинцем, либо белорусом.

Имя Епифаний он принял при пострижении в Киево-Печерской лавре. Поскольку Е. С. прекрасно знал греческий язык, и одновременно был превосходным латинистом,. Репутация латиниста привела Е.С. в Киевскую братскую школу, где он преподавал латынь, а возможно, также греческий и церковнославянский языки. Его ученые заслуги предопределили его переезд в Москву, куда он был направлен по просьбе царя Алексея Михайловича в 1649 г. в Москву Меценат Ф. М. Ртищев построил для киевских ученых Андреевский монастырь в своем имении на Воробьевых горах, где они организовали школу, в которой греческому и латыни учились молодые московские подьячие.

Во второй половине XVII в. Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая «книга под названием “Гражданство обычаев детских”, представлявшая собой свод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблен термин “гражданство”), сверстников, в школе и дома. В книге содержались правила благонравия – “благочинного”, приличного поведения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица, мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось о том, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, в училище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; в сборнике имелась специальная глава “Об игрании”.

Советы Епифания Славинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнуты любовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиенических правил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранению бодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал, что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Он указывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.

Философия образования Джона Дьюи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *