Домострой

ДОМОСТРОЙ

ДОМОСТРОЙ «ДОМОСТРОЙ», памятник русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений, своеобразная энциклопедия русского патриархального домашнего быта. Составлен при участии священника Сильвестра. Источник: Энциклопедия «Отечество»
(полное название — «Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам»), свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI в., поражающий нас сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. «Домострой» не просто сборник советов — перед читателем развертывается грандиозная картина идеально воцерковленного семейного и хозяйственного быта. Упорядоченность становится почти обрядовой, ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.
«Домострой» создан в 1-й пол. царствования Ивана Грозного. Авторство окончательного текста связывают с именем сподвижника и наставника Ивана Грозного благовещенского иерея Сильвестра.
«Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти; о внутрисемейном устроении; об организации и ведении домашнего хозяйства.
«Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, — поучает «Домострой». — Аще земному царю правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися…». Долг служения Богу есть одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность: «Царю… не тщится служить лжею и клеветою и лукавством… славы земной ни в чем не желай… зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету… согрешающих не осуждай, а вспомни свои грехи и о тех крепко пекися…». «А в котором либо празднике… да призывают священнический чин в дом свой… и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада…».
Та же часть сборника, которая посвящена вопросам семейного быта, учит, «как жити православным христианам в миру с женами и с детьми и домочадцами, и их наказывати и учити, и страхом спасати и грозою претити и во всяких делах их беречь… и во всем самому стражу над ними быть и о них пещись аки о своем уде… Вси бо есьми связаны единою верою к Богу…».
В «Домострое» есть все. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру — дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что — в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи — «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это — с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
«Каждый день вечером, — поучает «Домострой», — муж с женою и детьми и домочадцами, если кто знает грамоту — отпеть вечерню, повечерие, в тишине со вниманием. Предстоя смиренно с молитвою, с поклонами, петь согласно и внятно, после службы не есть, не пить и не болтать никогда… В полночь, встав тайком, со слезами хорошо помолиться Богу, сколько можешь, о своих прегрешениях, да и утром, вставая, так же… Всякому христианину следует молиться о своих прегрешениях, и об отпущении грехов, о здравии царя и царицы, и чад их, и братьев его и сестер и христолюбивом воинстве, о помощи против врагов, об освобождении пленных, и о святителях, священниках и монахах, и об отце духовном, и о болящих, о заключенных в темницах — и за всех христиан…»
О труде и хозяйственной деятельности в «Домострое» в ст. «Экономика».
Митрополит Иоанн (Снычев)Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

О типах мужчин, которых лучше не встречать на своём пути — 10 типов мужчин

Вот и я, не зная доподлинно психологию мужчины (я изучаю лишь психологию человека в целом как теоретик и психологию женщины в частности как практик), не могу «прикидываться дядей» и говорить искусственным басом в телефонную трубку: «Это домоуправление». Я не телефонный хулиган. Я говорю про то, что есть на самом деле и не прикидываюсь никем.

Однако чтобы восполнить пробел, я предлагаю всем мужчинам подумать и написать статью-ответ, статью симметричную этой, которую Вы сейчас читаете. Про типы женщин-грабель, на которые наступают мужчины, бредя по траве к своей Единственной.

Итак, в путь. Но не по траве, а по статье, для начала.

Эта статья возникла потому, что читатели предыдущего материала «На те же грабли» задали мне вопрос типа: и что с этим делать теперь?

Что ВАМ делать, я говорить не буду — это запрещённый приём в психотерапии. Думать самим.

Но зато я могу дать больше информации, расширить тему. Чтоб думать было сподручнее. Дам хоть какие-то подсказки.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Итак… Типы мужчин

Я насчитала 10 типов «мужчин-грабель», на которые мы (дамы-с и юные леди) натыкаемся, бредя по траве к Тому Единственному.

Натыкаемся мы на них потому, что каждый тип имеет чем прельстить и завлечь. Иначе бы мы прошли мимо, зажав нос и подобрав подол юбки.

Давайте взглянем на эти десять типов мужчин и на то, почему они нас привлекают настолько, что мы теряем голову и сами закрываем глаза на их очевидные изъяны и недостатки.

Тип мужчины Первый. Алкоголик.

Можно я не буду распространяться о том, почему плохо выбрать себе партнёром алкоголика? Вместо этого я расскажу о том, чем так сильно ПРИВЛЕКАЕТ женщин алкоголик.

По двум причинам алкоголики могут произвести на нас самое благоприятное впечатление.

Первая причина — алкоголик… не пьёт.

Странно? Ничего странного. Так называемые «запойные» алкоголики во время ремиссии не пьют вообще: по полгода или даже по несколько лет. Но уж когда срываются в запой…

Поэтому если мы любим трезвенников (потому что наш папа, предположим, пил и нам это не нравилось), то встреча с алкоголиком во время его ремиссии станет для нас судьбоносной. Как же, мы впервые встретили мужчину, который не то чтобы всегда трезвее всех в компании, а вообще капли в рот не берёт.

Выходим замуж. Через год начинается страшный запой у «трезвенника».

Это такая распространённая ловушка, что об этом даже говорить скучно. Но надо. А вдруг кто не знает?

Вторая причина, по которой нам нравится Алкоголик.

«Ах, какой же ты добрый да ласковый, Илюшенька, когда трезвый…»

Баба-Яга

Почему алкоголики добрые и ласковые? Алкоголики всегда чувствуют себя априори немножко (или множко) виноватыми и всем своим поведением, поэтому как бы пытаются «загладить вину» перед всем миром.

Они как бы говорят: «Не помню, что вчера было, поэтому на всякий случай, простите меня, а за что — не помню». Дайте я Вам дверь починю. Бесплатно.

Этот тип мужчины (алкоголика) легко пристыдить, воззвать к его совести. Алкоголиком легко поэтому управлять. А это нравится многим людям вообще, не только женщинам. Любой начальник в глубине души предпочтёт иметь подчинённого-алкоголика, а не подчинённого-«отличника». На фиг ему отличник? Отличнику-Знайке, спортсмену и трезвеннику, платить надо как положено.

Ведь человек, который себя уважает и которому нечего стыдиться, вряд ли потерпит, когда на него навалят чужую работу или просто будут платить меньше, чем можно и нужно.

Лирический есенинский тип мужчины — Алкоголика всегда привлекал и привлекает женщин. Ведь он не самый худший из возможных.

Тип мужчины второй. Жадина

Чем хорош этот тип мужчины? Жадина, то есть. О! С этим типом я сталкиваюсь сама регулярно, поэтому мне есть чем поделиться.

Перво-наперво, мужчина-Жадина покоряет нас тем, что ИМЕЕТ ВСЁ. А у нас ведь, как всегда, ничего нет — ни линейки, ни транспортира. Ни телефона хорошего дантиста. А у него есть. У него всё есть.

И только через некоторое время мы поймём, что вот это «всё», оно куплено и копится, в принципе,… для него одного.

Мужчина-жадина сразу же расскажет Вам — где распродажа. Что сделано из чистой шерсти, а что делают в Китае и только бирку лепят «Англия». Он поведёт Вас за руку по бутикам и Вы сэкономите там несколько своих тысяч. Он Вас покорит.

Надо же, а я чуть было не купила эту дешёвку-синтетику за бешеную сумму! Что бы я без тебя делала!

Да, этот тип мужчины отличается от других типов мужчины тем, что всегда хорошо одет.

(мы не рассматриваем здесь патологических жадин, которые экономят на всём, даже на своём внешнем виде)

Поэтому если Вам небезразлично:

  • умеет ли мужчина носить одежду,

  • какую одежду и

  • КАК он носит,

то Вам 100% попадётся именно этот тип мужчины — аккуратный Жадина.

Придя домой к Жадине, Вы поразитесь устройству его быта. Приятно поразитесь. Вся необходимая бытовая техника выстроится перед Вами как на параде. Все гаджеты и новинки будут в кармане у Вашего Жадины. В холодильнике найдётся свежая еда, и даже выпивка будет стоять… в баре. Жадина ещё и прекрасно готовит сам.

Догадываетесь почему? Вы романтично поужинаете у него дома один раз. Потом ещё раз. Потом ещё раз… А потом Вам захочется сходить с ним в … кафе. Ну хоть в самое заплёванное кафе. А он не пойдёт. Потому что (ха-ха) потому что он — жадина.

Потому что деньги у него есть, но не для того, чтобы тратить их на Вас. Деньги он копит на машину. Или на ремонт балкона. Или на третий парашют. И вообще, какое Вам дело, на что он копит свои деньги?

К сожалению, жизнь в нашей стране устроена так, что мужчина, который тратит средства на приличную одежду, больше ни на что другое свои средства потратить уже практически не в состоянии… У него денег и правда — «не сады».

Тип мужчины третий. Домостроевец

Помните «Домострой»? Изучали в школе отрывки?

Как только следующий тип мужчины — Домостроевец проявит свою подлинную сущность, он пересмотрит наш гардероб. И вначале мягко, но настойчиво он запретит нам носить все вещи, которые нам идут, делают нас моложе, стройнее, моднее и привлекательнее. Сексапильнее, прямо говоря.

Эта операция по подрезанию женских крыльев проводится с помощью «волшебных» фраз. Нет, не авада кедавра. Кое-что похуже.

Вот они, эти фразы и вот их истинное значение, так сказать, перевод на русский язык:

  • Это тебе не идёт (ложь, потому что на самом деле имеется в виду: в этом на тебя точно будут смотреть другие мужчины),

  • Это не модно (то есть, «это не носят те серенькие женщины, которые меня окружают, к которым я привык и которых я совсем не боюсь»)

  • Это тебя полнит (хитрая и абсолютная ложь),

  • Это тебя взрослит (та же хитрая и меткая ложь),

  • Это тебе не по статусу. Фраза-убийца. То, что он хочет сказать на самом деле: «Это тебе не по возрасту», Вы ещё услышите, когда он осмелеет,
  • Зачем тебе две практически одинаковых юбки? (без комментариев),

  • И куда ты в этом пойдёшь? (Перевод на русский язык: «Не надейся на то, что я буду водить тебя в театры»),

  • Это непрактично (как ты будешь носить сумки с продуктами на таких каблуках?)

  • Это марко (Как ты будешь протискиваться в маршрутку в белом пальто?)

  • Это вызывающе (мои коллеги — «шофёры из транспортного цеха», мнением которых я дорожу больше всего, этого не оценят)

После того, как этот тип мужчины (Домостроевец) расправится с Вашим гардеробом, он начнёт расправляться с Вашими подругами. Проще говоря, каждый раз, когда очередная подруга придёт к Вам в гости, он постарается оскорбить и унизить её так, что подруга обидится почему-то на Вас и раздружится с Вами навеки. Это если подруга — неопытна и недалёка…

Умных же подруг (тех, которые предпочитают общение на нейтральной территории) этот тип мужчины ликвидирует иначе.

Каждый раз, когда Вы будете приходить домой после общения с умными подругами, Вас будет ждать очередной неприятный сюрприз. Хотите знать, какой? А так ли оно надо? Что за любопытство, ей Богу! Всё что угодно — от банального скандала на ровном месте до приступа желчнокаменной болезни.

Чем же нас так ПРИВЛЕКАЕТ Домостроевец?

Этот тип мужчины надёжен и солиден.

Он «знает, как надо».

Он починит нам дверь и унитаз.

Он прогонит от нас друзей-вампиров, высасывающих наше время, деньги и эмоции. (Кстати, спасибо, но лучше бы мы это поняли сами — насильно преподанный урок не идёт впрок).

Он выбьет долг из нашего давнего должника.

Он перевезёт наши вещи в другой конец города. Все вещи, включая пианино.

Он придёт как мессия, и мы поймём — вот теперь-то мы точно, как за каменной стеной.

Вот и доигрались…

***

Безжалостно, безучастно, без совести и стыда
Воздвигли вокруг меня глухонемые стены.
Я замурован в них. Как я попал сюда?
Разуму в толк не взять случившейся перемены.
Я мог еще сделать многое: кровь ещё горяча.
Но я проморгал строительство. Видимо, мне затмило,
И я не заметил кладки, растущего кирпича.
Исподволь, но бесповоротно я отлучен от мира.

Константин Кавафис

Из всех типов мужчин — мужчин-«грабель», вызывает удивление четвёртый тип, о котором я сейчас расскажу.

Логика с трудом понимает (зависает, как компьютер и портится), что же привлекательного можно найти вот в этом типе. Но ведь находят!

Более того, это один из самых успешных типов мужчин. Успешных в том смысле, что не затрачивая практически никаких усилий на то, чтобы завоевать женщину, они завоёвывают их чаще, чем другие типы. Представляю Вашему вниманию

Четвёртый тип мужчины. Бедный-бедный… Аж носки дырявые

Можно я не буду рассказывать Вам: что плохого в том, чтобы этот тип мужчины стал Вашим партнёром?

Давайте я лучше расскажу, что же заставляет здравомыслящих женщин наступать на эти ржавые грабли.

В каждой женщине дремлет Варвара Лоханкина, героиня Ильфа и Петрова. Как Вы помните, из достоинств у Варвары Лоханкиной были:

1. большая белая грудь и
2. служба.

Из недостатков — муж, Лоханкин. Это ему она пихала в рот бутерброд, намазанный кабачковой икрой, приговаривая в отчаянии: «Ешь, Лоханкин, ешь, горе моё». (Лоханкин в знак протеста объявил голодовку)

Почему же многие из нас могут поддаться искушению поиграть в Варвару Лоханкину?

Девочки любят играть в куклы.

Девочки, как правило, имеют материнский инстинкт и им хочется нянчить слабого.

Девочки любят наряжать кукол.

Девочки, как правило, имеют много нерастраченных душевных сил, которых хватит на весь мир, а не только на своё немногочисленное потомство, которого может ещё и не быть.

Девочки обожают: воспитывать, перевоспитывать и шефствовать.

Девочки — Мальвины.

«Посмотри, какие у тебя грязные уши, дырявые носки и сопливый нос, мальчик! Где твой носовой платок?»

«Дай я вытру тебе нос, заштопаю носки и вымою уши!»

И ведь даются.

Пятый тип мужчины. Мамин сын

«Мамин сын» и пресловутый «маменькин сыночек» это не одно и то же, прошу не путать данные паронимы.

Маменькин сыночек — это термин мальчишеский. Им обзывают неженку, который не умеет играть в футбол, держать тайну от взрослых и девчонок, а кровь от разбитого носа — для него ужас и трагедия, а не привычное дело.

Мамин сын — это другой коленкор. Как выглядит мамин сын?

О! Это вальяжный мужчина. Умный. Аристократичный. Начитанный. Мягкий. Предупредительный. Джентльмен. Приятно старомодный. (Вы ещё не догадываетесь, почему?)

Он — знаток женской души. Он играет на фортепиано. Он поёт баритоном.

Естественно!

Ведь когда-то, несколько десятков лет назад, его мама (такая же женщина и дочь Евы, как и все другие женщины) взяла и вылепила из одного отдельно взятого орущего младенца … Мужчину Своей Мечты…

Хорош? Хотите себе такого?

Не забывайте, она вылепила его — для себя.

Это для неё он будет петь баритоном.

Это ей он будет открывать дверь и пропускать её вперёд.

Мамин сын очарует Вас с первой встречи тем, что ловко подаст пальто. Будьте внимательны: не мамин ли это сын, тот, что так ловок в обращении с деталями женского гардероба?

Чем плох мамин сын?

Ну, начнём с того, что «мамины сыны» делятся на «удавшихся» и «неудавшихся».

Ничего удивительного тут нет. Один раз пирог у хозяйки — получился, другой раз — тесто сырое. А рецепт вроде всё тот же: книги, музыка, английская школа.

Чем плох «удавшийся пирог»?

Он всегда будет сравнивать Вас со своей мамой. И конечно же не в Вашу пользу. Вы хотите быть «недоделанной женщиной», которая «не так сидит, не так свистит, не так уши держит»?

Вы хотите годами быть слушательницей рассказов о том, как его маме целовал руку Аркадий Райкин и какой длины была у неё коса, когда папа писал ей с фронта любовные письма? Может быть, Вы ещё и сами письма послушаете?

Критическое занижение самооценки, растоптанная женская сущность и долгое лечение невроза Вам обеспечено.

Но есть ведь ещё и неудавшийся пирог.

Чем плохо сырое тесто? Если мамин сын маме не удался…

В лучшем случае мамы воспитывают из своих сыновей сильную и красивую поддержку и опору для… самих себя.

В худшем случае мамы сами становятся поддержкой и опорой для своих любимых и увы никчёмных сыновей.

У таких сыновей обычно сразу не задаётся карьера. Ещё в школе. Мамы сразу же находят этому объяснение: «Не оценили талант!», «Жестокий мир!»…

И состарившись сами, целенаправленно ищут женщину (не дай Бог если её выбор падёт на Вас), которой они смогли бы «передать» это сокровище с рук на руки, когда пробьёт их час…

Такие мамины сыны тоже «аристократичны и воспитаны». На невзыскательный вкус. За 30-40 лет маминой муштры они в принципе могут научиться одному несложному трюку: встречать в прихожей дам и принимать у них пальто.

Но все эти умения и навыки у них, сколько бы их у них ни было — поверхностны. Внутри — сырое тесто.

Отличить «в толпе» этих мужчин просто. Таким маминым сынам требуется… мамина кухня.

Они настоящие знатоки зраз, шарлоток, котлет по-киевски, кнедликов и пряных огурчиков домашнего посола.

Ведь не сумев ВЫУЧИТЬ сына, их матери перенаправляют все свои силы на то, чтобы ВЫКОРМИТЬ его.

И это им удаётся. Удастся и Вам, если Вы вступите в брак с этим нежным и деликатным гурманом, умеющим подавать дамам пальто.

Шестой тип мужчины. Геолог-романтик

Чем привлекают нас эти прекрасные люди?

Все геологи-романтики (а также толкинисты, историки-ролевики, хиппи, КСПэшники и туристы-палаточники) остаются детьми на всю жизнь. Причём детьми в самом хорошем смысле этого слова. Ребёнок из триады Берна Взрослый-Родитель-Ребёнок у них не угнетён. Маска офисного служащего не приросла к лицу. Да её там никогда и не было.

Это они приходят к нам в гости с бутылкой водки и устраивают нам “детский праздник”. Это им мы нравимся без понтов и в халате. Это они показывают нам уникальные природные места, не требующие шенгенской визы и большого кожаного чемодана на колёсиках.

На рассвете ветер гладит плечи,
Золотые косы, юны… босы…
На рассвете счастье – сбросить платье
Расписные феньки на переменке…

Но звенит звонок на урок…

И мы как правило выбираем идти работать на урок, а не идти гулять на пустырь.

И потратив впустую несколько лет своей жизни, отстав от моды, мы возвращаемся к той же точке, с которой начали свой путь в поисках Того Самого Единственного Мужчины.

Этот трамвай идёт по кольцу.

Седьмой, выделенный мною, тип мужчины широко известен и многими любим. За что любим? Об этом читайте ниже.

Седьмой тип мужчин. «Сексуально озабоченный бабник»

«Нет меня. Я покинул Расею.
Мои девочки ходят в соплях.
Я теперь свои семечки сею
На чужих, Елисейских полях»

Владимир Высоцкий

Этот тип мужчины отличается от других (и весьма выгодно) подлинной мужской красотой, которая дарована им не воспитанием, образованием и капиталом — а самой Природой. То есть, такой мужчина может не всегда выглядеть как «писаный красавец с обложки журнала», но при встрече с ним понимаешь: это «настоящий мужик».

Что привлекает женщин в таком типе мужчин?

В основном, две вещи.

Если женщина подсознательно ищет отца для производства качественного потомства — то лучше этого типа мужчин, кандидатов на подобную роль не сыщешь.

Вот только в отцы — воспитатели приходится брать кого-то… со стороны. Ведь нереальная эта для многих мужчин задача — обеспечить и воспитать ВСЕХ своих вольных или невольных чад, оставленных «на память» когда-то любимым — дамам.

А некоторых женщин тянет к бабникам-профессионалам совсем по другой причине.

Из тщеславия. «Были ли Вы в Париже? Как… нет? Но ведь все уже были…»

Вот и тянутся некоторые девушки с низкой самооценкой, чтобы написать высоко на скале «Здесь были Маша и Ксюша». Побочных эффектов у этого «лекарства от низкой самооценки» — пруд пруди. Поэтому и назван этот тип мужчин «граблями». После столкновения — синяк на лбу обеспечен.

Восьмой тип мужчин. «Сумасшедший богемный поэт»

К этому типу мужчин нас приводит один очень хитрый комплекс. Всё тот же комплекс неполноценности, но с изюминкой.

Общение с сумасшедшими богемными персонажами не отталкивает только тех женщин, которые втайне чувствуют себя «недостаточно культурными и образованными» и страдают от этого.

Ах! А им хотелось бы «разбираться в искусстве», говорить о музыке, поэзии и современной живописи…

Как правило, такие женщины тяготятся своим провинциальным, деревенским или просто мещанским происхождением и очень сильно злятся на собственных родителей за недостаток культурного воспитания, недополученную в детстве «порцию изящных искусств».

Именно этот надуманный комплекс и нерешённые проблемы с родителями, и толкает этих дам с младых ногтей к общению с «сумасшедшими богемными поэтами» и просто психами, бросающими вызов обществу. И клиентами психологов и психотерапевтов такие женщины становятся — чаще всего и с превеликим удовольствием. Ведь только «умный» психотерапевт способен адекватно выслушать и оценить — что же на сей раз вытворил этот «гений»…

Как только мы перестанем обвинять себя и своих родителей в том, что «происходим из мещанской среды, где никогда-никогда за обедом не говорили о культуре», как только мы посмотрим на вещи трезво и научимся уважать себя самоё и своих предков (кем бы они ни были)…

в общем, как только мы придём в себя и станем психологически здоровы — так тут же и отлепятся от нас эти нечистоплотные, (часто вовсе не талантливые!) и всегда социально опасные паразиты с запахом трёхдневного перегара…

Девятый тип мужчин. Эгоист

Тип мужчины-эгоиста в чём-то похож на описанный выше тип жадины. Но Жадине до Эгоиста, ох как далеко.

Если в Жадине прекрасна только одежда и бытовое обустройство дома, то Эгоист…

Каждая клеточка его тела (и души) просто кричит о том, как она совершенна. Эгоист это не просто «идеальный лук (look)»

Идеальный лук стоит довольно дёшево — его можно купить на сезонных распродажах в торговых центрах города, за пару-тройку лет ограничения себя во всём, составив себе там — «правильный» и продуманный гардероб.

Эгоист же поражает куда глубже.

Это эгоист снимает любительское кино. А уж сколько среди эгоистов фотографов-полупрофессионалов!.. Этих мы даже считать не будем.

Эгоисты облагораживают себя не внешне. Это для эгоистов слишком банально. Мужчины-эгоисты трудятся по всем фронтам, не покладая рук.

Это именно эгоисты посещают курсы испанского языка. Это они поют романсы на ладино, освоив 12-струнную гитару.

Это эгоист по вечерам играет в любительском театре. Эгоист учится мудрёной игре го и пишет на досуге трёхстишия хокку … пока что только на русском языке. Через год он будет писать хокку на японском языке. Вот увидите. У него есть на это время, силы и деньги.

На что у Эгоиста не ни времени, ни денег — так это на Вас и особенно на Ваши проблемы.

Десятый тип мужчин. Озлобленный неудачник

Если не знать этот тип мужчин близко, можно задать вполне резонный вопрос: а в «этом-то», что хорошего? Чем может прельстить женщину злое и жалкое существо?

А вот послушайте… Этот тип мужчины работает над своим интеллектом.

Он начитан. Он в курсе всех движений на внешнеполитическом Олимпе. Он выписывает газеты и читает новостные сайты в интернете. Он оставляет длинные комментарии с ссылками на Бердяева. Он спорит и дискутирует, подавляя своей блестящей аргументацией прочих мужиков, которые говорят только о пиве…

Он — почти готовый политик. А женщины очень любят политиков.

Для чего же этот тип мужчины делает всё это?

А он хочет доподлинно выяснить, кто же виноват в том, что в его жизни всё сложилось так плохо?

Поэтому он читает книги, газеты, новости и смотрит телевизор.

К сожалению, этот тип мужчин всегда попадается в ловушку «теории мирового заговора».

Ведь интерес их неглубок, поверхностен — и поэтому они хватают первую красивую теорию, которая им «всё объяснит».

Вскоре они доподлинно знают — кто виноват в их неудачах.

Но и даже в сотый раз читать одни и те же аргументы — так увлекательно! Этот тип мужчин не может отказать себе в этом удовольствии, поэтому слывёт — начитанным…

За годы такой жизни этот тип мужчин подкуёт свой интеллект, расширит познания в области истории, социологии, политологии.

То, что факты будут интерпретированы ими тенденциозно и всё как-то на одну сторону… Вы поймёте потом. А вначале с «озлобленными неудачниками» очень интересно говорить.

Итак, если Вы любите «умные, интеллектуальные разговоры», особенно разговоры «про историю» и «про политику» … я Вас поздравляю.

Вы попадёте в компанию, которая будет просто-таки «утрамбована» озлобленными неудачниками.

Некоторые из них даже специально поступают в вуз и заканчивают исторические факультеты — чтобы со знанием дела объяснять самим себе и миру — кто виноват в том, что плохо жили их родители и кто виноват в том, что сами они теперь следуют родительскому сценарию и не могут начать пробовать жить как-то иначе…

Пусть себе дискутируют … А мы тем временем, подведём итоги.

Итоги

Кого ж любить? Кому же верить?

Плохо одетых? Необразованных? Не подающих нам пальто? Не знающих ни историю, ни новости политики? Тех, от кого не возникает подсознательного желания иметь детей? Тех, кто не учит испанский язык по вечерам?

Ну конечно же — нет!

Все перечисленные выше ХОРОШИЕ черты, которые нам нравятся в мужчинах, не перестают быть ХОРОШИМИ, оттого, что встречаются в плохих типах.

А как же нам отличить хороший тип от плохого?

Всё очень просто. Чем бы ни увлекался Ваш мужчина, смотрите самым внимательным образом только на одно: хорошо ли Вам с ним?

И если Вам с ним почему-то …плохо, не пытайтесь скрыть от себя это прискорбное обстоятельство. Не пытайтесь положить на другую чашу весов его мнимые и подлинные достоинства, стараясь проверить — что перевесит.

Вас внутренний дискомфорт и несчастье всегда перевесит. Общайтесь только с теми людьми, с которыми Вам — хорошо.

И никогда не пытайтесь обмануть себя и других, пытаясь выдать за искусственное поддельное «ХОРОШО», настоящее «ПЛОХО».

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Елена Назаренко

>
Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси

Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси

,

директор музея ГБОУ «СОШ №47 им. » г. Санкт-Петербург

Введение

Данная работа посвящена исследованию выдающегося памятника отечественной литературы и общественной мысли «Домострой». Велик круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге, значительно её содержание. Мы же попытаемся рассмотреть его под таким углом — почему «Домострой» можно назвать энциклопедией жизни своего времени, каковы причины приведшие к созданию сочинения столь полно отразившего жизнь своего времени и в чём заключаются наиболее существенные, «корневые» черты жизни Руси своего времени по «Домострою». Ведь можно наверняка утверждать, что нет ни одной книги, которая столь полно как «Домострой» отразила бы самые существенные и разнообразны черты жизни своего времени. Поэтому не случайно и называют «Домострой» «поваренной книгой» русского быта».

В своё время эта книга был настольной книгой на Руси, её известность сейчас, хоть и не настолько, но тоже велика. Существует большая научная литература посвящённая ей, которая продолжает постоянно пополняться. Наша работа носит научно — обзорный характкр. Оригинальные тезисы здесь сочетаются с исследованиями ученых, затрагивавших данный вопрос и глубоко его изучивших.

Долгое время «Домострой» считался реакционным сочинением, но в двадцатом веке мнение ученых несколько изменилось. Крупейшие отечественные писатели и философы, посвятили взволнованные строки идеям, которые отстаиваются в «Домострое». Постепенно выявляется сколь много значительного и важного, созвучного нам содержится в этой книге. Сейчас «Домострой» часто переиздаётся и всё активнее входит в современную жизнь. В этом смысле, можно утверждать, что эта книга лишь отчасти устарела и продолжает нас волновать своими идеями и красивым, звучным языком.

>Общее представление о «Домострое»

В этой части рассматриваются вопросы авторства и происхождения книги, её литературных протопипов и классифицируется содержание сочинения.

Литературные прототипы

Жанр поучений или назиданий имеет огромную историю. Это и назидания и завещание воспитателей и отцов, правителей (византийских императоров Константина Багрянородного и Василия Первого. Сами по себе они носят очень различный характер. Можно привести очень много примеров и из европейских литератур. Так упомянем Поучение сыну отшельника в Бари (тринадцатый век), «Трактат об управлении князей» архиепископа Колонны (четырнадцатый век), «Рассуждение об управлении семьей» Пандольфини (пятнадцатый век); французское анонимное сочинение тринадцатого века «Совет отца своему сыну», наказ дочерям Жеффруа де Лату Ландри (четырнадцатый век), «Парижского хозяина» (пятнадцатый век) Существуют также «Книга учения христианского» Фомы Щитного (четырнадцатый век), «Совет отца сыну» Смиля Фляшки из Пардубиц (четырнадцатый век), «Краткое поучение молодому господину» Шимона Ломницкого (шестнадцатый век) чешского происхождения. Кроме того, у королей Испании была традиция создавать нравоучительные сочинения для своих детей. Их составили короли Дон — Санчо и инфант Дон — Хуан Мануэль. Кроме того и французский король Людовик Святой сделал назидание для своего сына. В своё время была известна Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г. Но особенно богата «правилами жизни» итальянская литература шестнадцатого века. Такие книги составили Андреа Пикколомини, Андреа Вивис, Антонио делла Каза, Стефано Гвицци и Бальтазар Кастильоне.

Важно добавить, что непосредственным отечественным предшественником «Домостроя» было знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Религия

В религиозной и церковно-государственной сферах в это время происходили важнейшие сдвиги. Во — первых, только в шестнадцатом веке по — настоящему почти полностью на Руси исчезло язычество, оплотом которого были окраины Московского царства. Во — вторых, православие Руси впервые стало осознавать себя активной действующей силой. Наконец, тогда церковь теснее объединяется с государством: Иван Грозный был первым «помазанным» на правление великим князем.

И эти события запечатлелись в «Домострое», который, с другой стороны им и активно способствовал.

Огромное значение в «Домострое» занимают религиозные вопросы. Ими он и начинается.

Опираясь на традиционную православную веру, «Домострой» доводит основные церковные установления и обряды до ума каждого читателя. Сочинение начинается постулатами религиозного характера: как должен веровать христианин, каким образом принимать Святое Причастие и прикладываться к святыням, как почитать служителей культа, как совершать молитву, ходить в церковь, каким образом украшать дом иконами. Христианские догматы сочетаются с простыми советами, как обметать от пыли иконы, а рекомендации об обязательном соблюдении религиозных обрядов с требованиями определённого отношения к царю и «властителям».

«Домострой» начинается с описания наиважнейших догматов и установлений православия — упоминаются Христос, Богородица, Святая Троица. «Всякому христианину подобает знать, как по Боге жить в православной вере христианской. Прежде всего, всей душою, и всем помышлением, и всеми чувствами веруй искренней верой в Отца, и Сына, и Святого Духа — в Нераздельную Троицу.

В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй, родившую Его Мать Богородицей называй, и Кресту Христову с верой поклоняйся, ибо на нем всем людям спасение принес Господь. Иконам Христовым и Пречистой Его Матери, и Святых Небесных бесплотных Сил и всех святых честь с верой воздавай, как им самим, и с любовью в молитве все это выказывай, и поклоны клади, и к заступничеству их перед Богом призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.»

Далее следовали многочисленные рекомендации по соблюдению церковного ритуала и религиозной жизни — как себя вести со служителями культа. «К святительскому чину всегда прибегай и должную честь воздавай им, и благословения и духовного поучения требуй от них, и припадай к ногам их, и во всем повинуйся им по Боге.» Затем как себя вести в храме — «В церкви на службе стоять со страхом и в молчании молиться, а дома всегда петь повечерие, полунощницу и часы. А кто прибавит правила ради своего спасения, это в его воле, тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь Божию ходить, когда могут, по желанию и советуясь с мужем. В церкви же никому ни с кем не беседовать, молча стоять и со вниманием слушать Божественное пение и чтение, не озираясь, ни к стене, ни к столпу не прислоняясь, и на посох не опираясь, с ноги на ногу не переступая; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечные горе».

Далее показываются самые малейшие стороны православной религиозной жизни и обрядности.

Итак, первостепенное, в прямом и переносном смыслах, значение в «Домострое» играют вопросы религиозной жизни. Всё более крепнущая православная религия выступает как основа основ всего строя жизни Древней Руси того времени.

Семья

Государство, церковь и семья образуют общность. Этому учит «Домострой». Государство строится на надежной основе — семье. Подобно тому и как во главе государства находится царь — государь, так и в семье государь – глава семьи — голова всему дому. Слово «государь» в обоих случаях употребляется в едином значении. На уровне семьи будто повторяется государственная монархическая система власти.

Глава дома, государь своего «семейного государства», призван думать не о себе одном, а обо всех членах семьи, даже о слугах дома. За них он ответственен перед Господом Богом и будет держать ответ в день Страшного суда. Обязанность и ответственность перед Богом, царём и всем обществом за устройство домашней жизни давали хозяину огромные права, он волен был наказывать, учить и карать.. Чтобы научить истинной жизни, он должен был держать всех домашних в строгой узде.

Именно высокая ответственность перед Богом за себя и свою семью даёт в первую очередь мужу и большие права среди родных и домочадцев. «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.»

В случае неповиновения его воле глава семьи вправе был применить и физическое воздействие в отношении членов своей семьи. В этой связи очень важно отметить несколько моментов. Автор «Домостроя» неоднократно упоминает о физических наказаниях как вынужденной мере. Оно применяется, если не подействовало слово. Кроме того благ результат телесных мук — это душевное спасение — «человека страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте».

Жестокость отношений в семье о которой говорится в «Домострое», не выходила за рамки моральных норм средневековья и по — существу не отличалась от аналогичных назидательных сочинений европейских авторов.

«Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет — скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой.» Перед нами очень показательное для эпохи Средневековья понимание воспитания юного поколения, не знавшее понятия детства, когда на ребенка смотрели как на маленького взрослого и предъявляли к нему высокие требования, не делая скидок на возраст.

Большое место уделяет «Домострой» жене — подлинной хозяйке дома.

Особое место в иерархии семьи занимала государыня, жена домохозяина. Она должна была жить в страхе перед мужем, покоряться ему во всем, советоваться с ним. Но не следует абсолютизировать все рекомендации Домостроя, касающиеся супруги. Иначе может создаться мнение, что женщина не говорила ничего, кроме того, что ей велел муж, не выходила к гостям, не видела других людей, бывая в церкви или отдавая распоряжения по хозяйству, не веселилась, справляя праздники и или наблюдая скоморохов. На самом деле истинное положение жены это положение домоправительницы и опоры мужа в доме. Сферы деятельности хозяина и хозяйки различались: он создавал, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения припасов, работы и обучения слуг. Высоко мнение автора «Домостроя» о достойной жене. «Жена добрая — награда мужу, и благая милость тому, кто боится Бога. Ибо жена прибавляет чести мужу: первое, Божию заповедь сохранив, благословлена будет, а второе, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец мужу своему, если обрел муж жену свою добрую — только благо выносит из дома своего. Блажен такой жены муж, и лета свои исполняют они в добром мире. За жену добрую хвала мужу и честь.»

Вместе с тем, нельзя понимать взаимоотношения мужа и семьи в эпоху Средневековья как отношения его однозначного доминирования. Ещё Жак Ле Гофф писал, что «индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия». Итак, власть мужа в семье неотделима от его зависимости и ответственности перед семьёй.

Подводя итоги главы, скажем что вопросы семьи занимали исключительное место в «Домострое». Благоустроенная семья связывалось с правильно устроенным обществом. Муж являлся и её главой с большими полномочиями, но он же нёс и большую ответственность перед Богом и государством за обустройство семьи. Общеизвестное право физического воздействия главы семьи по отношению к своим домочадцам вводилось «Домостроем» в определённые рамки. Оно лишь средство духовного спасения членов семьи. Кроме того, мужу предписывалось не злоупотреблять своими правами в семье.

Хозяйственные вопросы

Домострой содержит многочисленные советы о том, как следует вести домашнее хозяйство. Бытовая повседневность предстает в нем очень детализированной, с мельчайшими подробностями. Сквозь хозяйственные разговоры выявляются деловые и житейские советы, характеризующие личностные постулаты общества определённого времени. Так каждый человек должен жить по своим доходам. «Всякому человеку, богатому и бедному, знатному и незнатному, надо в хозяйстве все считать и учитывать: и в промысле, и в прибыли, и во всем имении. Служивому человеку жить, рассчитав и учтя государево жалованье и доход от поместья и от вотчины, и по доходам себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому расчету и слуг держать, и хозяйство, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть, и пить, и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться» Иы видим, что сословно-статусный подход здесь вполне сочетается с нормами поведения общими для всего феодального общества. Достойный хозяин, независимо от его статуса, а руководствуясь, в первую очередь, своими доходами; заранее делает запасы впрок, чтобы в случае неурожая или по иной причине не оказаться в невыгодном положении.

Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, подсчитывать и убирать посуду, шить навырост одежду, чистить её, чинять и сохранять поношенные вещи. Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.

«Домострой» говорит о быте и хозяйстве зажиточного горожанина, купца или ремесленника. Его двор не был таким уж замкнутым, отгороженным от всего мира. Он было связано с рынком в плане экономики, а в плане человеческого общения — с соседями. В «Домострое» предусматривалась помощь друг другу на правах ссуды.

Итак, «Домострой» активно освещает хозяйственные воросы и даёт практические рекомендации на самые разные случаи жизни.

В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси пятнадцатого — шестнадцатого веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, разнообразные бытовые вещи — всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.

В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практичкские советы по их претворению в жизнь.

По разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов — позитивистов и идеологоа революционного народничкства. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. «Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. «Домострой» есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций…» . Так считал извнситный философ и писатель Д. Андреев.

Крупные отечественные писатели двадцатого века — Б. Абрамов в романах «Братья и сёстры» и «Дом», В. Распутин в произведениях «Живи и поини» и «Прощание с Матёрой» запачатлели неприкаянность и одиночество человека своего времени, оторванного от корней своей культуры. В этом смысле идеи соборности и гармонии индивида и обшества предстают перед нами как глубоко благие и спасительные.

Семья по Домострою: средневековый пережиток или идеальный рецепт совместной жизни?


Семья по Домострою

Восприятие семьи и отношение к браку на Руси существенно отличалось от современных представлений. Постоянно растущее число разводов и повторных браков в наши дни заставляет многих говорить о том, что институт семьи давно изжил себя. В связи с этим интересно обратиться к опыту наших предков, собранному в середине XVI в. в единый свод правил семейной жизни – «Домострой». Многие постулаты по сегодняшним меркам кажутся жестокими и варварскими, но среди этих правил были вполне разумные советы, нацеленные на формирование уважительного отношения к семье.

К. Маковский. Сцена из боярского быта XVII в.


Главенствующую роль в семье играл мужчина

С домостроевскими порядками обычно ассоциируются тиранство, угнетение женщин, домашнее беззаконие, однако это не совсем так. Строгая дисциплина и субординация действительно предполагались. В период Средневековья на Руси основной становится традиционная христианская модель брака: патриархальная моногамная семья, которая была микромоделью общества. Отношения в ней выстраивались по образу отношений в государстве. Поэтому главенствующую роль играл «государь», то есть муж. Человек без семьи считался неполноценным членом общества.

Домострой

Автором «Домостроя» считают священника Сильвестра, хотя он был скорее не автором, а редактором, собравшим воедино издавна существовавшие нормы и правила. Постулаты «Домостроя» касаются не только семейного уклада, но и быта вообще, это сборник практических рекомендаций: как правильно вести хозяйство, как принимать гостей, как ухаживать за скотом, как готовить еду, как выстраивать взаимоотношения и т. д. Тут есть рецепты на все случаи жизни.

Семья по Домострою – наивысшая ценность

Жизнь человека в эпоху Средневековья была строго регламентированной, постулатам «Домостроя» безоговорочно верили и придерживались их. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трёх раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Семья была ценностью, которую надлежало оберегать в течение всей жизни. Расторжение брака было редким явлением.

Н. Пимоненко. Сваты

Женщина в доме должна быть «чиста и послушна». Ее основные обязанности – воспитывать детей и следить за порядком в доме. Детей растили в строгости, за провинности были предусмотрены наказания: «Казни сына в юности, и он будет покоить тебя на старость. Не уставай бить его: хоть и жезлом бьешь, не умрет, а будет здоровее, бьешь его по телу, а душу избавляешь от смерти». Для современного человека это нонсенс, но вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях.

Основной задачей женщины было воспитание детей


Детей воспитывали кнутом и пряником

Бить в особых случаях разрешалось и жену: «Если жена не слушает слов и не имеет страху, то постегать плетью, только не перед людьми, а наедине». Но нельзя было бить по голове и под сердце – искалеченная жена не сможет больше рожать детей и заниматься хозяйством. Нельзя бить за любую провинность, а после наказания жену следует пожалеть и приласкать. Наказание может быть и «наказом», наставлением. Однако наказания – не то, чем цементируется семейная жизнь. Основной посыл – каждый должен заниматься своим делом и стараться выполнять свои обязанности.

Основной задачей женщины было воспитание детей

Советы касались не только семейной жизни, но и сосуществования в обществе: рекомендовалось помогать людям «во всякой нужде», «кому хуже, чем тебе» – бедным, голодным, больным, заключенным и т. д. При этом добрыми поступками не стоит бахвалиться. Нужно терпеть обиды и прощать, так как добро угодно Богу. Основа общения – традиционные христианские ценности: не красть, не лгать, не гневаться, не завидовать, не обижать, не блудить и т. д.

Доброта и послушание – главные женские добродетели


Главенствующую роль в семье играл мужчина

Конечно, многие постулаты «Домостроя» устарели, а традиционные роли в семье давно перераспределились. Насилие в семье ничем оправдать нельзя. Но само отношение к дому как к оплоту, к крепости, к незыблемой ценности – не только заслуживает внимания, но и ожидает возрождения в современном мире.

Домострой

По таким правилам жили русские семьи до революции: домострой, много детей, дед да бабка

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *