Домовой храм

От страха женщина пригласила меня освятить квартиру.

Зашёл я в дом, огляделся по сторонам и увидел, что в углу рядом с иконами стоит домовенок-оберег. На мой вопрос, – «что это?”, хозяйка ответила, что много лет назад этого домовенка на счастье подарила ей подруга, и куда бы она не переезжала, свой оберег перевозит с собой и вообще, этот домовенок стал членом семьи.

Пришлось женщине объяснить, что этот домовенок и есть тот самый бес, который стал членом семьи и с ней повсюду переезжает.

«Если хотите, чтобы бес покинул ваш дом”, – сказал я ей, «придётся сжечь оберег.Нужно сделать выбор или иконы или домовенок. «.

Хозяйка сразу же выбросила домовенка, квартиру мы освятили и после этого сущность, которая жила в доме и пугала хозяйку, исчезла и больше никого не беспокоила.

Бывают люди специально прикармливают «домовых”(бесов), ставя в углу тарелочку и наливая туда молочка, чтобы домовой их защищал. Но тем самым они приносят жертву нечистому духу,а потом удивляются, что в доме что-то неладное творится, кто-то стал приходить, и даже являться по ночам и, бывали случаи, даже вступать с людьми в контакт.

Хотите верьте, хотите – нет, но это реальность. Не играйте с нечистью.

Священник Андрей Барабаш

ОТ РЕДАКЦИИ: К словам священника можно добавить, что в интернете полно статей, которые культивируют интерес к «домовым”, кто-то даже дает советы, как вступать с ними в контакт. Ужас.

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)28

Церковь Святителя Мирона, встроенная в жилой комплекс «Зенит», за что была прозвала храмом «шаговой доступности», не может открыться почти год. Возводить ее начали, не заручившись поддержкой РПЦ. В свою очередь критики уверены: это здание по своей архитектуре — самая абсурдная церковь в Петербурге.

Возведением церковно-жилого комплекса «Зенит» на проспекте Королева, 7, занималось ООО «Строительная компания «С.Э.Р.»», входящее в группу «С.Э.Р.». В мае прошлого года, сообщил тогда «Карповке» гендиректор СК «С.Э.Р.» Павел Белоусов, был освящен крест на храме, открытие намечалось на июнь — одновременно со сдачей дома.

Однако сделать это не удалось до сих пор. Выяснилось, что «С.Э.Р.» не заручался поддержкой РПЦ до начала строительства, не согласовывал проект с епархией, а поставили ее перед фактом. Без привлечения священнослужителей дали и название — в честь святителя Мирона, епископа Критского. Только после достройки сложный вопрос о вхождении такого здания (а фактически помещений в составе жилого комплекса) в лоно Церкви пришлось решать Санкт-Петербургской митрополии.

В результате дело затянулось на несколько месяцев и до сих пор дату освящения храма причастные к проекту назвать не могут. Для этого необходимо как минимум оформить бумаги и выполнить интерьеры, но «С.Э.Р.» финансировать эти работы не стал, ограничившись заявленными прежде 17,5 млн рублей на общие конструкции и внешнюю отделку, пояснил сегодня корреспонденту «Карповки» анонимный сотрудник компании.

По данным Федеральной налоговой службы, приход данного храма не зарегистрирован. Но уже назначен настоятель — священник Игнатий Юрченков. Нашей интернет-газете он пояснил, что службы в Мироновской церкви уже проводятся, несмотря на отсутствие внутренней отделки: «Церковь уже начала функционировать. Первое богослужение совершено в прошлую субботу… Срока, когда храм будет освящен, я даже лично для себя не намечал. Как Господь даст. Не до сроков сейчас».

Сейчас РПЦ ищет деньги на «благоустройство храма». Возможно, пожертвования выделит и компания «С.Э.Р.», но пока об этом речь не заходила. Получить комментарий менеджмента фирмы и ее гендиректора Павла Белоусова сегодня «Карповке» не удалось.

Но особый вопрос касается архитектуры храма. Мироновскую церковь встроили между двумя стеклянными объемами, отданными под торговлю. Архитектор здания Александр Горб говорит, что «симпатичную часовню» в ходе корректировки добавило ООО «Архитектурная мастерская «Головин & Шретер»».

«В этом есть полнейший абсурд: как можно совместить вместе магазины, фитнес-центр, секс-шоп и церковь? Что же касается архитектуры, то Русская православная церковь, как известно, не может себе позволить свободы в форме храма. Это всегда должна быть традиционная архитектура. А совместить современный жилой дом и традиционный храм очень сложно. Такое включение всегда будет выглядеть натужно», — высказал свою точку зрения в сегодняшнем комментарии корреспонденту «Карповки» архитектурный критик Алексей Лепорк.

Он также заметил, что в Петербурге существовали домовые церкви. Но они располагались либо при учреждениях, либо во дворцах. В составе жилых домов храмов никогда не было, подчеркивает господин Лепорк.

Священник Игнатий не согласен с подходом архитектурного критика: «Как таковых канонов по такому поводу нет. Это все выдумки. Да, раньше храмы строились на горах, они были выше домов. Но в условиях мегаполиса это соблюсти невозможно. Исаакиевский собор тоже теперь ниже каких-то зданий — его что теперь, снести? Потом, за две тысячи лет христианской архитектуры у нас есть куча разных образцов храмов — надземных, подземных, в горах. Это вообще не является проблемой». Наш собеседник заметил, что в Петербурге есть множество домовых храмов, в зданиях которых теперь расположены «магазины, солярии, и это никого не смущает».

«Ничего страшного в этом нет, если будет хорошая община и нормальный настоятель», — высказал свое мнение благочинный Большеохтинского округа протоиерей Александр Будников. Он знает, что до революции в России никогда не было домовых церквей при жилых домах, но Церковь развивается, добавляется «нечто новое».

Что касается согласования здания в РПЦ, которое было получено уже после окончания строительства, то это неприемлемо, считает благочинный. Все проекты должны получать утверждение председателя архитектурно-художественной комиссии Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Федорова еще до начала строительства. Чтобы узнать, как отнеслась Церковь к такому внезапному подарку и на каком этапе сейчас находятся согласования, «Карповка» пыталась поговорить с самим отцом Александром, но он не брал трубку.

В доме, где живут православные, никаких домовых не должно быть в помине. Когда дом освящен, когда в доме молитва, никаких непонятных духов в нем нет. Кто такой домовой? Это бес, который поселился в избе. В том доме, где живут люди безбожные и распутные, этот бес развлекается, творя различные мелкие пакости, называемые ныне мудреным иностранным словечком «полтергейст» (по-русски это называется просто и ясно — «бесовщина»). Самое печальное начинается в том случае, если хозяева домана чинают заискивать перед ним, служить ему, общаться с ним различными способами: стуком, загадыванием желаний и тому подобными способами. «На, вот, возьми покушать, — говорят хозяева, раскладывая еду, -только сильно не вреди».

Домовой в доме — не добро в доме. Это, значит, демон живет в доме. Первую в дом вносят не кошку. Дом или квартиру окропляют святой водой и вносят иконы, Евангелие, все святое. Потом уже вносим свое имущество. В таком доме, чтобы в нем не завелись эти демонические силы, ни в коем случае нельзя выпускать изнутри нас зло, отрицательную энергию — гнев, раздражение, осуждение, крик, шум…
Демонические силы питаются этой отрицательной энергией, т.е. нашими грехами. Ангелы из дома уходят и плачут, находятся около дома, они ждут, когда мы обратим внимание на свое поведение, на свой язык, когда мы исторгнем из сердца зло, гнев, ненависть, раздражение.

Как-то я ездил по требам, соборовал, причащал. Приезжаю в один дом, меня встречает женщина: «Я вызвала вас потому, что в моем доме странные вещи происходят. Ложусь спать, и кто-то одеяло с меня снимает, включаю свет — никого. Потом одеяло под кровать улетает. Я однажды схватила за одеяло и почувствовала в руках что-то лохматое. Соседка мне подсказала, чтобы я вызвала священника освятить дом.» В доме этом икон нет, на женщине креста нет, в церковь она не ходит, никогда не каялась. Я отказался освящать жилище: «Это можно сделать, когда ты станешь христианкой». Поисповедовал ее, потом посмотрел на стену, а над кроватью висит чеканка — Мефистофель с рогами… Вот, кто хозяин квартиры! Потому бес и приходит, что здесь Ангелу места нет

(о. Амвросий Юрасов)

В наше время люди совершенно потеряли чувство духовной осторожности. Домовых часто изображают милыми потешными существами, и кому-то наверняка может показаться, что такое общение с ними — невинная шалость или даже увлекательное приключение. Действительно, существуют демоны разной степени падшести и разной силы. Но при всех своих различиях у всех их есть одна основная общая черта — злоба и ненависть к роду человеческому. Среди них нет тех добрых и даже забавных чертенят, которых так живо изображают современные мультфильмы. Бесы есть бесы, хоть они бывают разными по злонамеренности и силе. Среди падших ангелов есть специализация. Каждый из них творит то зло, которое ему наиболее приятно.

Есть блудные бесы, есть бесы сребролюбия, бесы ненависти, зависти. А при доме поселяются домовые бесы, которые получают удовольствие от семейных ссор, обид и т. п. неурядиц. Человек верующий всегда внимателен к духовному, он всегда помнит, что вокруг него живут духи. Поэтому он с осторожностью подходит к любым видимым проявлениям их присутствия. Он никогда не станет разговаривать с таинственными собеседниками, а тем более выполнять их приказания, предлагать им еду или служить каким-либо другим образом. Христианин помнит: в мире духовном идет непрерывная война, и человек находится в самом ее центре. За души людские борются силы света и силы тьмы. Нет таких духов, которые бы не принадлежали ни к одной из иерархий — божественной или бесовской. И, предлагая угощение домовым, мы делаем очень важный выбор. Вступая в контакт с бесом, мы становимся причастны через него ко всему демоническому миру и сами отторгаем себя от благодатной помощи ангельских сил.

Так что нужно усердно молиться, а вовсе не искать дружбы с домовым. Нужно призвать священника, чтобы он освятил дом и двор, молиться всей семьей к Божией Матери, покровителям семейственности Гурию, Самону и Авиву, небесным покровителям членов вашей семьи, ангелу-хранителю вашего дома. Особые ангелы-хранители есть не только у людей, но и у домов, храмов, целых городов и стран. Ангел-хранитель дома поставляется Господом при его освящении и пребывает в нем всегда, сохраняя от зла, при условии, конечно, если христианская семья живет в мире, согласии и молитве.

Об устранении семейных неурядиц и Божием покровительстве над домом молятся следующей молитвой мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву:

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя Христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагого Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмь бо достойнии нечистыми усты призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете: сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междуусобныя брани, смертоносныя язвы и всякого душепагубного обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Православный храм — это необязательно отдельное самостоятельное сооружение. Храм может располагаться внутри здания, которое даже и близко не имеет отношение к религии. Например, в корпусе воинской части или в госпитале. Своя домовая церковь есть даже у Счетной палаты Российской Федерации.

Домовый храм — чем он отличается от обычного храма?

По сути, смысл того, что такое домовая церковь, заключается в самом ее названии — это храм, который располагается в доме. Причем, доме, как в широком смысле (любое здание, постройка), так и в узком — личный особняк или частные хоромы.

Зачем строятся домовые церкви (или как правильнее говорить: домовые храмы)? Они устраиваются в тех случаях, когда есть желание или нужда иметь храм, но нет возможности или необходимости воздвигать его в виде отдельной постройки.

Как и в случае с часовнями, домовая церковь создается, чтобы помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Но в отличие от часовни, в храме есть алтарь, а потому в нем может совершаться Таинство Литургии и Причастия. Поэтому один из смыслов домовых церквей — устраивать их там, где есть люди, у которых по тем или иным причинам нет возможности добраться до соседних храмов: например, в больницах или воинских частях.

См. также: часовня: что это такое и чем она отличается от храма.

Необычный пример домовой церкви. Домовый храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при плехановском университете. Со стороны — полноценный храм, но по сути он — лишь, часть дома, который еще больше, и именно поэтому храм считается домовым. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: где они могут располагаться

  • В больницах и госпиталях. Конечно, на территории некоторых больниц есть полноценные маленькие церкви. Но там, где нет возможности или целей возводить отдельную постройку, строят домовые храмы. Они устраиваются в первую очередь для пациентов и персонала.
  • В воинских частях. Для военнослужащих.
  • В учебных заведениях. Сейчас — в основном, при духовных академиях. Но не только. Например, большой домовый храм есть, при МГУ на Воздвиженке. Домовые церкви при институтах — это старая традиция, которая несет в себе идею духовного воспитания студентов.
  • В монастырях домовые церкви могут устраиваться в каких-либо вспомогательных или служебных корпусах. Они, как правило, играют роль «малых» церквей, в которых богослужения совершаются «по случаю» (например, в дни больших Праздников или памяти святых, в честь которых освящен храм).
  • В частных домах. Сейчас, наверное, так не делают, но до революции очень богатый помещик мог разместить домовый храм в одном из своих особняков.
  • В казенных государственных помещениях. Например, домовый храм есть в здании Счетной палаты Российской Федерации в Москве.

Патриаршее богослужение в домовом Трехсвятительном храме в Париже. Фото: patriarchia.ru

Домовые церкви: какие бывают?

Если кто-то скажет, что домовая церковь каким-то образом «хуже» обычных храмов, то это неправда. Все храмы равны, в каждом служится Святая Литургия.

Другое дело, что как правило, домовые храмы бывают небольшими и менее роскошны по архитектурным формам или убранству (хотя, бывают и исключения). Но это всё — человеческие обстоятельства, которые ни на глубину духовной жизни, ни на суть Таинств никак не влияют. Святые и первые христиане, порой, причащались в обычных пещерах.

Домовые храмы в Москве (фото)

Вот, посмотрите, примеры домовых церквей в Москве. Фото взяты с официальных сайтов этих церквей, ссылки в подписи.

Домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. Б. В. Петровского РАМН. Он располагается в этом здании:

и выглядит вот так:

Домовый храм при счетной палате РФ. Вот, само здание:

А вот и сам храм: (по сути: единственный алтарь)

Домовый храм святой мученицы Татианы при МГУ им М.В.Ломоносова. Пример домовой церкви, которая по размерам и убранству ни в чем не уступает крупным приходским церквям.

Домовый храм всех Святителей Московских при Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Он тоже достаточно крупный: два алтаря.

А это: особняк, в котором храм располагается. Дом именуется Митрополичьими палатами. Перед революцией это была резиденция патриарха Тихона.

Домовая церковь пророка Божия Илии на Воронцовом поле. Пример храма, который располагается, в самом что ни на есть простом доме:

Но внутри, благодаря планировке, он достаточно большой:

Это тоже он. Даже, и не скажешь, что это жилой куб:

Домовые церкви: что надо о них знать

Итак, если кратко подвести итоги вышесказанному:

  • Домовые церкви — это абсолютно полноценные храмы.
  • И их единственная особенность в том, что они построены не отдельным зданием, а устроены внутри «обычного» дома.
  • Домовые храмы устраиваются в тех случаях, когда храм нужен, но построить отдельную церковь нет нужды или возможности. Например, в больницах, учебных заведениях, воинских частях. Реже — в частных домах.
  • Домовые церкви не обязательно маленькие и похожие на комнаты. Некоторые по убранству и размерам не уступают церквям.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются. Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует.

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий (см. ст. Подворье). В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь, находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов.

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге — высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности. Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц. В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.

Лит.: Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 19135. С. 438-439; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 462.

Прот. Владислав Цыпин

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *