Донбасс православный

просмотров: 58

В Донецком республиканском краеведческом музее 26 июля состоялось торжественное открытие тематической выставки «Донбасс православный», посвященной Дню крещения Руси. Как сообщает корреспондент официального сайта ДНР, в экспозиции представлены иконы, богослужебные книги, предметы религиозного культа разных веков.

«В этом году исполняется 1 031 год Крещения Руси. Сегодня на выставке представлены уникальные предметы, надеемся, что она привлечет к себе посетителей и вызовет интерес у разной возрастной аудитории», — заявила генеральный директор ДРКМ Марина Максимчук.

На выставке можно увидеть две большие иконы архистратига Архангела Гавриила и архистратига Архангела Михаила XYII века, попавшие в музей в советское время, а до Октябрьской революции 1917 года находившиеся в одном из православных храмов Мариуполя. В экспозиции есть дробница с изображением святого Николая Чудотворца XIY века, старинная икона Святого Серафима Саровского.

«От лица православной церкви хочу поблагодарить организаторов этого проекта. На самом деле история православного Донбасса еще только пишется, и нельзя сказать, что эта тема исчерпана. Очень рад, что здесь занимаются изучением этого важного направления истории нашего края, нашей страны, нашего народа.

Всякий раз, когда человек сталкивается с культовым предметом, с проявлением православной духовной культуры нашего народа, очень важно, чтобы это событие стало не только событием ума, интеллекта, но и событием сердца, личным переживанием. Изучая вначале культуру — икону, пение, книги, церковную историю, мы подходим к самой сути — к Господу нашему Иисусу Христу. Хотел бы пожелать, что все, кто здесь собрался, тоже прошли этот путь», — отметил на торжественном открытии выставки священник Димитрий Трибушный, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Донецке. По его словам, эта выставка может стать началом для людей в более масштабном, глубоком изучении православия.

Посетители выставки смогут ознакомиться с разными старинными церковными книгами, а также с церковными сувенирами. Интерес вызовут и экспонаты, рассказывающие о праздновании 1 000-летия Крещения Руси в 1988 году, фотографии как православных храмов Юзовки, так и современных православных храмов Донецка.

Выставка «Донбасс православный» в Донецком республиканском краеведческом музее продлится в течение месяца.
https://dnr-online.ru/2019/07/26/v-donetske-otkrylas-vystavka-donbass-pravoslavnyj/

На территории самопровозглашенной «ДНР» в ближайшие дни готовится ликвидация всех структур Православной церкви Украины (ПЦУ), созданных из приходов и епархий в том числе и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). После 1 марта священники будут депортированы на территорию, контролируемую украинским правительством, а все имущество епархии конфисковано.

После получения Томоса все приходы Киевского патриархата перешли в новую поместную церковь Украины, и на 1 марта на территории так называемой «ДНР» существует примерно четверть приходов этой церкви в Донецкой области – 36 храмов и помещений, епархиальный Дом милосердия в Тельманове и здание епархиального управления в Донецке.

Уничтожение новой поместной Православной церкви Украины намечено только в «ДНР», в самопровозглашенной «ЛНР» пока такой шаг даже не планировали. Глава ПЦУ, митрополит Киевский и всея Украины Епифаний уже выступил с обращением к ООН, ОБСЕ, странам – гарантам «Минского процесса», Европейскому союзу и всем, кто может «повлиять на тех, от кого зависит принятие окончательных решений», с просьбой «не допустить катастрофического развития событий».

Радио Свобода уже писало о том, что в «ДНР» еще в мае прошлого года были опубликованы поправки к закону «О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях», которым закрепляется особая роль в «ДНР» Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Облегченную процедуру перерегистрации получили согласно закону Донецкая и Горловская епархии этой церкви. Все остальные религиозные организации должны были до 1 марта 2019 года пройти принудительную процедуру перерегистрации как церкви «ДНР».

«Такое требование не может быть выполнено, поскольку структура, которая издала такой «закон», никем не признается», – говорится в обращении митрополита Епифания.

В течение прошлого года на территории самопровозглашенных республик были запрещены церкви в основном протестантского толка: Свидетели Иеговы, «Всеукраинский союз церквей евангелистов христиан баптистов», церковь «Новая Жизнь». Молельные дома и имущество этих церквей были конфискованы, часть помещений передана для использования военным, в Макеевке бывший молельный дом превратился в ЗАГС. В Донецке весной 2018 года прошел обыск в одной из двух действующих на тот момент мечетей, и она была закрыта, следом был опечатан и закрыт храм Святого Духа УПЦ Киевского патриархата.

Архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий (Горобцов)

Радио Свобода поговорило о сложившейся ситуации с архиепископом Донецким и Мариупольским Сергием (Горобцовым), представляющим в регионе новую Православную церковь Украины.

– Все это началось несколько лет назад, там есть такой уполномоченный по делам религии Гавриш Сергей Сергеевич, и он сказал, что нашим священникам нужно пройти перерегистрацию по законам «ДНР», –рассказывает владыка Сергий. Он был епископом КП Донецким и Мариупольским, стал правящим архимандритом Донецким и Мариупольским ПЦУ. – А что значит для нас пройти перерегистрацию? Это фактически означает признать республику в качестве государства и тем самым открыть против себя санкции в Украине! Наше высшее церковное руководство никогда бы на это не пошло. У нас есть своя позиция: мы регистрировались по законам Украины и по законам Украины мы там служим. Хочу при этом заметить, что со стороны наших священников не было никаких провокаций, никой пропаганды, они никак не касались политики. Священники занимались исключительно миссионерской, проповеднической деятельностью и каждый день делами милосердия – оказывали помощь и переселенцам, и беженцам, и тем людям, что пострадали вследствие войны, у которых взорвали квартиры, дома, убили родственников. Священники были и духовниками, и работниками социального служения одновременно.

Власти «ДНР» это не нравилось, и они постоянно нас пугали тем, что в ближайшее время выйдет закон о религиозной деятельности, в котором будет четко прописана позиция по отношению к тогда еще храмам Киевского патриархата, ну и, конечно, храмам протестантских церквей, мечетям духовных управлений мусульман, но никак не для УПЦ Московского патриархата.

– Чего вы ожидаете в ближайшие дни?

Видимо, чтобы не показаться голословными, они в прошлом году уже захватили наш храм в Донецке

– До нас уже довели информацию, что 1 марта в случае отказа от плана «ДНР» «мы ваших священников депортируем, а все имущество, начиная от земельных участков, храмов, епархиального управления, дома милосердия, икон, утвари и всего остального изымем в фонд республики». Видимо, чтобы не показаться голословными и несерьезными, они в прошлом году уже захватили наш храм в Донецке, в поселке Рудченково, опечатали его. Был прекрасный храм Святого Духа, на священника его отца Ивана были гонения, он по моему благословению, чтобы спасти свою жизнь, был вынужден покинуть ту территорию, но люди собирались сами и беспрестанно молились. И в один воскресный день они пришли и увидели, что храм опечатан «государственным фондом имущества Донецкой Народной Республики» – ну и все. Второй храм, временное помещение, у нас был на Чулковке в Донецке, его тоже забрали. Ну и помните, в конце 2014-го – начале 2015-го несколько раз обстреляли и в итоге взорвали наш храм в Тельманове. К этому надо добавить постоянные гонения, оскорбления и запугивание всех наших священников…

Вынесли суровые испытания, но сейчас лишаемся там уже всего

Во многих наших храмах отключили свет, воду, обрезали коммуникации, мотивируя тем, что «официально вашей религиозной организации на территории ДНР нет, она не зарегистрирована». Поэтому священники использовали запасные варианты, вечерами служили при свечах, переделывали систему отопления с газа на твердотопливные котлы, чтобы хоть как-то отогревать церкви зимой, как-то справлялись, смирялись, терпели. Вынесли суровые испытания, но сейчас лишаемся уже всего.

– Много священников осталось на неконтролируемой территории Донецкой области?

– Сейчас, после всех гонений и смертей, осталось три священника, один дьякон и несколько монахинь. Всех остальных выгнали, создали все условия, чтобы священники с семьями покидали ту территорию. Один из наших отцов умер перед Рождеством Христовым, похоронили сразу после Рождества. У него был заработанный во время войны сахарный диабет – сами понимаете, постоянные угрозы, волнение. А тут ему сообщили, что служит он в своем храме в Тельманове последнее Рождество. Он нервничал, переживал за всех и вся… Отец Владимир, молодой еще человек, 41 год ему был, окончил семинарию, духовную академию, а перед этим — исторический факультет университета. Поднялся у него сахар, привезли на скорой в Тельмановскую районную больницу, а там и врачей уже нормальных не осталось. Ему резко понизили сахар, он впал в кому и умер…

При Украине столько не ходили в наши храмы, как сейчас

Мои священники сейчас работают там практически 24 часа в сутки, они успевают служить в 80% этих 36 храмов, каждый божий день – по районам, по городам, сегодня вечером в каком-то селе вечерняя литургия, завтра с утра в другом – утренняя, акафисты, молебны, панихиды и так дальше. Да, тяжело, трудно, но, поверьте, на праздники, на Рождество, Богоявление так много прихожан в церквях, что у многих создавалось впечатление: при Украине столько не ходили в наши храмы.

– Я знаю, что вы в Тельманове содержите Дом милосердия для стариков…

– С 1999 года содержим, помогаем, 20 лет уже. Сейчас там около 45 человек. Там разный состав, есть такие пожилые люди, которые приходят только на зимний период, есть такие, которые приходят только покушать. Это или инвалиды, или старые люди, от которых отказались или уехали из-за войны дети… Понятно, что мы их не оставим, защитим, будем каким-то образом вывозить, мы своих не бросаем…

Священники помогают нуждающимся

Но представляете, что творится в душе и сердце наших священнослужителей, что творится у меня внутри!? Я с 1992 года строил, восстанавливал эти храмы! Мы привлекали благотворителей, помогали людям, вели воскресные церковные школы, организовывали прекрасные паломнические поездки. Все это в нелегкий постсоветский период, были и гонения на нас, давление со стороны власти Януковича. И в этих условиях в роли «изгоев» мы все равно двигались вперед, восстанавливали в селах прекрасные старинные соборы, которые в советское время в лучшем случае были если не разрушены, то превращены в склады для хранения удобрений или овощей…

Власть «ДНР» заставляет нас уходить в катакомбы, тайком совершать богослужения

Мы всегда старались быть полезными обществу, и сейчас лишиться всего – катастрофа. Сегодня звонили мне десятки прихожан с той стороны, и люди плачут. Говорю им: «Молитесь дома, читайте Библию, Псалтырь, если приезжаете сюда за пенсиями, мы вас с удовольствием будем принимать в своих храмах, причащать, помогать. Ну, вот такое вот тяжелое время пришло». Сейчас фактически власть «ДНР» заставляет нас уходить в катакомбы, тайком совершать богослужения.

– Тельмановский район – украинский, там и до войны большинство парафий было у Киевского патриархата?

– Да, так и было: в этом районе до войны было три церкви Московского патриархата и два десятка Киевского. В Тельмановском, Новоазовском, Старобешевском районах очень много сел, куда после Второй мировой войны во время операции «Висла» переселили украинцев с земель восточной Польши. Сейчас этот народ остается без пастырей, и это большая беда. Я уверен, что Боженька нас не оставит, всякие случаи были в жизни. Я просто боюсь, чтобы эти «товарищи» не повторили опыта 1930-х годов и не разрушили храмы. Либо у них есть такая мания: они забирают хорошие здания и отдают для своих военных под казармы. Либо просто грабят, ценности вывозят. Я этого больше всего боюсь: разрушат все, отберут у людей надежду, и это будет очень печально.

– Что изменилось для вас с появлением ПЦУ?

Рано или поздно церковь объединится, хотим мы, не хотим, но в Украине будет единая поместная православная церковь

– К нам в большом количестве начали приходить прихожане, то есть церкви в Донецкой области из МП к нам не переходят, а вот переток прихожан колоссальный. Я просто смотрю – на каждой службе в храме на пять-десять человек больше, всегда новые лица. Ну и если большая часть верующих перейдет к нам, то кому будут служить московские батюшки? Рано или поздно церковь объединится, хотим мы, не хотим, но в Украине будет единая поместная православная церковь. А какое-то количество духовенства и верующих в украинскую церковь просто не пойдут, поскольку считают себя россиянами и им близка идеология «Русского мира». Ну и господь с ними – храмов хватит на всех.

Как руководитель епархии я не спровоцировал ни одной ситуации по поводу захвата храма Московского патриархата, даже в мыслях такого не было! Наоборот, все время объясняю прихожанам, что нужно человеку духовно и морально созреть, тому же батюшке Московского патриархата нужно понять, что единство лучше нахождения по разные стороны баррикад. На всех пресс-конференциях, на публичных проповедях, встречах с журналистами не устаю всё это повторять. Нужна духовная система миротворчества, мы должны объединяться на фундаменте святого Евангелия, в котором сказано: «В любви, согласии, благочестии и долготерпении!» Сейчас у УПЦ Московского патриархата в Донецкой области церквей раз в восемь больше, чем у нас, у нас примерно 130 приходов зарегистрированы, у них больше шести сотен плюс Лавра.

– Давно вы в Донецке были?

– Мне на ту сторону доступа нет с 2014 года, я там в списках на арест еще с тех времен, «приветы» передают по сей день и с Тельманова, и с Донецка. Какой-то человек, я его не знаю, он обо мне осведомлен хорошо, недавно в присутствии моих прихожан в Тельманове показывал, на каком тополе он меня повесит на украинском флаге. За что, спрашивается? За то, что мы были законопослушными гражданами, за то, что мы помогали людям, за то, что мы всем сердцем любили Украину и с любовью относились и ко всем остальным странам? Но я им всем прощаю, и уверен, что рано или поздно каждый человек будет отвечать за свои грехи и свои ошибки и, дай Бог, чтобы при жизни каждый нашел в себе совесть и силы стать чище, добрее и стал поступать по-христиански… А сейчас надежда у нас только на то, что Господь нас защитит, а мировая общественность сможет как-то повлиять на власти этой республики, — рассказал в интервью Радио Свобода архиепископ Донецкий и Мариупольский Сергий.

Православные храмы

Свято-Преображенский кафедральный собор.

Это главный православный храм Донецка. Находится он на улице Артема, в самом центре города. Построен по образцу прежнего Свято-Преображенского храма, который был разрушен в 1933 году. Строительство нового храма началось в 1997 году. В 2006 году собор был открыт для верующих.

Свято-Преображенский кафедральный собор
Как добраться…

Словно пламя горящих свечей, сияют золотые кресты пяти соборных куполов храма. Архитектор собора — В.В. Онуфриенко — совместил стилевые мотивы русского классицизма с элементами, присущими украинской архитектуре. Основное здание, без паперти, имеет длину 57 м и ширину 36 м. Во внешнем оформлении использованы фактурная штукатурка, гранитные и мраморные блоки. Главный и боковые входы собора украшают строгие и величественные барельефные изображения крестов, а в нишах расположены мозаичные фигуры Спасителя, Богородицы и избранных святых. Колокольня собора трехъярусная. Крестовое яблоко шпиля находится на высоте 58 м от земли. На третьем ярусе, венчающемся продолговатым куполом со шпилем, установлены куранты, а ниже — колокола. Бронзовая статуя Архистратига Михаила возвышается над Соборной площадью перед ажурной кованой соборной оградой. Эта статуя — подарок города Киева Донецку — была установлена в 2002 году.

Свято-Преображенский кафедральный собор может вмещать до трех тысяч верующих. Глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Донбасс совершил чин освящения Свято-Преображенского кафедрального собора. 29 июля 2009 г. для встречи с патриархом пришли тысячи верующих.

В сентябре 2006 года в соборе находилась Почаевская икона Пресвятой Богородицы из Почаевской Лавры. В мае 2009 года здесь побывала десница Святителя Спиридона Тримифунтского, которую в Украину с греческого острова Корфу привезли священнослужители Элладской Православной Церкви. Весть о благословенной святыне – деснице великого чудотворца – передавалась из уст в уста, собирая верующих из многих городов и поселков Донецкой области. За 47 часов – время пребывания святыни в Донецке – в соборе побывало около 100 тысяч человек. В 2010 — мощи святой Матроны, 2011 — мощи святого Николая.

Новый собор стал украшением и туристическим символом Донецка.

http://www.infodon.org.ua/pedia/125 http://www.ortodox.donbass.com/anons/p2009/sobor_don.htm

Храм Александра Невского.

Расположен на территории больницы Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии, где врачи спасли здоровье и жизнь тысячам шахтеров, пострадавших в подземных авариях. И для сотрудников, и для пациентов ИНВХ, а также для жителей близлежащих районов храм стал духовным центром и отрадой.

Храм Александра Невского. Как добраться…

У этого храма изначально необычная история. Спонсором его строительства выступила семья Момотов. 16 мая 1996 года трагически погиб известный местный предприниматель Александр Момот. В расцвете лет ушел перспективный ученый — академик академии экономических наук Украины, член корреспондент академии информатики Украины, I президент Донецкого акционерного научно-коммерческого общества «Данко», талантливый бизнесмен и просто прекрасный человек. Родные и близкие люди в честь памяти Александра задумали и осуществили благое дело — построили храм.

Автор храмового комплекса — архитектор, академик Украинской академии архитектуры Дмитрий Нилович Яблонский, который знаменит многими гражданскими и культовыми сооружениями по всей Украине. В Донецкой области по его проекту был также возведен Свято-Георгиевский собор г. Макеевки. Храм святого Александра Невского помогала проектировать и достраивать после кончины Д.Н. Яблонского его дочь Анна Дмитриевна. В 2005 году киевские иконописцы сделали роспись внутри храма. Роспись сделана в византийском стиле. Кроме классической росписи на стенах изображены фрагменты знаменитого Ледового побоища и Невской битвы.

21 мая 2003 г. накануне праздника перенесения мощей Святителя Николая Чудотворца в Свято-Александро-Невском храме Донецка приблизительно около 18 ч. во время всенощногобогослужения прихожане увидели на иконе Святителя Николая Чудотворца выступающие капельки миро, которые впоследствии превращались в подтеки. Такое событие произошло впервые за всю историю Донбасса. Миро сочилось из глаз и лика святого, а также из его рук, держащих Евангелие. Прихожане сразу же поставили в известность священника. На следующий день по окончании литургии люди увидели, как над храмом вокруг солнца появилась радуга. На сегодняшний день миро продолжает появляться.
Икона была подарена храму митрополитом Донецким и Мариупольским Илларионом ко дню его освящения – 2 июня 2002 г.

Свято-Иверский храм. Как добраться…

Храм в честь Иверской иконы Божьей Матери.

История Свято-Иверского монастыря, где нахолится храм, начинается с апреля 1997 года, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Иллариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, на пустыре возле аэропорта в северной части Донецка был заложен первый камень в фундамент будущего храма. Недалеко от храма планировалось открытие православного кладбища.

В октябре 2000 года храм и прихрамовая территория становятся подворьем Свято-Николаевского монастыря (село Никольское Донецкой области). А в 2002 году подворье Свято-Николаевского монастыря было преобразовано в Свято-Иверский монастырь.

Сейчас многие жители Донецка знают о этом храме, названном в честь Иверской иконы Божьей Матери. Прихожане наслышаны о находящемся там точном списке чудотворной Иверской иконы, сделанном на Святой горе Афон и подаренном Донбассу весной 1999 г. Больше полугода Крестный ход с иконой шествовал от храма к храму Донецка. Конечным пунктом ее пребывания стал Иверский монастырь.

Второй святыней обители является мощевик с мощами святых угодников Божиих: преп. Амвросия Оптинского, Митрофана Воронежского, преп. муч. Елизаветы, преп. муч. Варвары и другие. Дни, когда празднуется память этих святых, особо чтимые в обители.

Третьей святыней обители являются частицы (камешки) со святых мест Иерусалима.

Свято-Воскресенский храм.

Это один из новейших православных храмов, построенных в Донецке. Он находится в Калининском районе возле бывшего Северного автовокзала, на Шахтерской площади. В 2002 году по проекту Виктора Романчикова и Сергея Ильина началось строительство храма. Закончилось строительство Свято-Воскресенского храма в 2005 году.

В Свято-Воскресенском храме Донецка сама собой обновилась старинная икона преподобного Серафима Саровского, которую в свое время подарил церкви митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион. Знаменательно то, что явление Благодати Божией произошло в самый канун празднования 100-летия канонизации и обретения мощей этого святого чудотворца.

Свято-Воскресенский храм.
Как добраться…

Храм Рождества Христова.
Как добраться…

Храм Рождества Христова.

В самом центре Донецка располагается Храм Рождества Христова, возведенный по проекту донбасского архитектора Павла Вигдергауза в 2000 году. Храм находится в сквере Павших Коммунаров и мирно соседствует с памятником революционерам. Его возведение приурочено к 2000-летию Рождества Христова.

Особую торжественность и значимость неординарному событию в жизни крупного промышленного центра придал тот факт, что новая церковь построена практически на том же месте, где находился известный на весь Донбасс Свято-Преображенский собор, взорванный в 30-е гг. ХХ в.

Часовня Святой Великомученицы Варвары.

Это религиозное сооружение находится в центре Донецка, на пересечении улица Артема и проспекта Панфилова. В народе эту часовню называют «шахтерской» — поскольку Святая Великомученица Варвара считается покровительницей горняков и людей опасных профессий. В нашем регионе это, прежде всего, шахтеры, металлурги и спасатели.

Построена она была в 1997 году в память о шахтерах, погибших на производстве. В маленькую часовню каждый день приходят родственники горняков, чтобы помолиться о здравии тех, кто выбрал эту нелегкую профессию, и поставить свечу за шахтеров, жизнь которых оборвалась под землей. Главная святыня — икона Святой Великомученицы Варвары с частичкой ее святых мощей. Сейчас эта часовня стала одной из визитных карточек Донецка

Часовня Святой Великомученицы Варвары.
Как добраться…

Свято-Николаевский кафедральный собор.
Как добраться…

Свято-Николаевский кафедральный собор.

Один из старейших православных храмов города Донецка. Построен он был еще в конце ХIХ века. Расположен собор в Ленинском районе города. Важно отметить тот факт, что этот храм был открыт для верующих в годы Великой Отечественной войны и больше не закрывался. До 1988 года Свято-Николаевский храм был обычным приходским храмом. В годы перестройки, когда начался процесс потепления в стране церковно-государственных отношений правящий архиерей митрополит Сергий, управляющий Донецко-Луганской епархией, определил Свято-Николаевскому храму статус кафедрального собора и перенес центр епархии из Горловки в Донецк. Считается одним из самых красивых культовых сооружений Донецка.

Свято-Покровский храм. Как добраться…

Свято-Покровский храм.

Свято-Покровский храм когда-то начинался с небольшого молельного дома в честь Николая Чудотворца. Своим появлением храм обязан работе отца-настоятеля Дмитрия. Священник прослужил в молельном доме 13 лет. Причем, все это время молельня находилась в помещении автомагазина и занимала половину здания. Одно время отец Дмитрий бескорыстно работал помощником сварщика на поверхности шахты. Когда прихожан в молельном доме стало слишком много, возникла необходимость в закладке настоящего крупного храма. Поэтому в 1994 году началось строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которую сейчас все знают как Свято-Покровский храм.

Находится храм в Калининском районе города, на Червоногвардейском проспекте. Храм имеет пять золотых куполов. Его хорошо видно при въезде в Донецк со стороны Макеевского шоссе. Это один из красивейших православных храмов не только Донецка. Десят лет назад его признали одним из самых красивых новоделов Украины. Этот «белокаменный» храм такой воздушный, скромный и совершенно не помпезный.

Свято-Покровский храм принадлежит украинской православной церкви московского патриархата и является одним из символов города Донецка.

Культовые сооружения других конфесий

Католический костел Святого Иосифа.
Как добраться…

Католический костел Святого Иосифа.

В Донецкой области проживает незначительное число католиков. Как привило, это потомки польских переселенцев, которые появились в нашем крае в ХIХ в. Польские католические костелы, построенные в начале ХХ в., были закрыты или разрушены в советский период.

Только сейчас начался процесс возрождения католических храмов в Донецкой области. Примером тому служит католический храм Святого Иосифа в Донецке. Он расположен в Киевском районе по пути следования на городской железнодорожный вокзал. Храм был сооружен при содействии польской общины Донбасса, а также благодаря активной помощи верующих католиков Польши. Его название связано с именем Святого Иосифа, который, согласно христианским источникам, был простым плотником и покровительствовал всем труженикам. Поскольку большинство польских переселенцев в нашем крае трудились в шахтных рудниках, то, естественно, их «небесным покровителем» был Святой Иосиф.

Донецкая синагога Мехамен-Мендл.

К концу XIX ст. в связи с ростом еврейского населения в Юзовке, наряду с небольшими группами верующих, отправлявших молитвы в частных домах, образуется первая еврейская община. Ее представители произвели сбор средств на строительство синагоги. Взносы сделали и наиболее состоятельные евреи Юзовки – как лично от себя, так и от фирм, в которых они работали. Своими денежными средствами Юзовскую общину поддержала довольно состоятельная община иудеев губернского города Екатеринослава (ныне Днепропетровска).

Донецкая синагога Мехамен-Мендл.
Как добраться…

Благодаря этому осенью 1908 г. на иудейский праздник Рош Ашана в торжественной обстановке была открыта синагога в начале улицы Четвертая линия. Сейчас это дом №36 по улице Октябрьской. Постройка синагоги активизировала религиозную жизнь местных евреев, расширила благотворительную деятельность. На средства земства и общины возле синагоги открыли начальную школу, преподавание в которой велось на языке идиш.

С 1928 по июль 1937 г. раввином синагоги на Четвертой линии был Соломон Данилович Кодкин. Постановлением облпрокурора его арестовали за контрреволюционную пропаганду и приговорили к расстрелу. В Артемовской тюрьме приговор был приведен в исполнение. В годы перестройки репрессированный раввин был реабилитирован.

В здании уже закрытой синагоги находились: столовая МВД; во время оккупации – фашистская конюшня; после освобождения – клуб медработников. Затем до 1979 г. – областной кукольный театр; потом – его же склад. В восьмидесятые годы ХХ века синагогу, по ходатайству группы верующих евреев, вернули организовавшейся общине.

Один из свитков Торы, хранящийся в Арон Акодеш Донецкой синагоги, принадлежал еврейской общине с незапамятных времен, и после закрытия синагоги в 1936 г. был бережно сохранен одной еврейской семьей. В настоящее время еврейская община Донецка насчитывает почти 10 тыс. человек.

Соборная мечеть «Ахать-Джами»

Соборная мечеть «Ахать-Джами».
Как добраться…

В 1994 г. был заложен фундамент первой в регионе мечети «Ибн-Фадлан». Такое название свидетельствовало об уважении к личности арабского богослова и путешественника ибн-Фадлана, который принес ислам татарам Поволжья. Главным меценатом строительства мечети был известный донецкий бизнесмен, президент фирмы «Люкс» и Президент ФК «Шахтер» А.X. Брагин.

После его трагической гибели в 1995 г. мечеть стала носить его имя – «Ахать Джами». Почетное право заложить первый камень было предоставлено имаму г. Донецка А. Хаметову, старейшине мусульманского движения в городе Х. Миняфаеву и атташе посольства Турции в Украине Вахиту Аздемиру.

В основу строительства здания мечети был положен проект одной из мечетей города Стамбула. Проект оказался удачным. Архитектор А.А. Лукин и художник С.Д. Гурьев смогли учесть историческую особенность местности и попытались связать мусульманскую традиции и современность.

Первоначально планировалось построить один минарет. Однако по личной просьбе и на личные средства президента футбольного клуба «Шахтер» Рината Ахметова был построен второй минарет. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании минарета.

Необходимо подчеркнуть, что это была первая мечеть, построенная за годы независимости Украины. Здание мечети гармонично вписалось в местный пейзаж, придавая ему восточный колорит. Минареты с коническими верхушками высотой 45 метров как бы охраняют купол мусульманского храма, высота которого чуть более 25 метров. Сам купол расположен между минаретами. Первый азан (призыв к молитве) был совершен 30 декабря 1998 г. учеником донецкой средней школы № 37 С.Антиповым.

Официальное открытие мечети состоялось 3 сентября 1999 г. одновременно с открытием Украинского исламского университета (УИУ). Почетное право перерезать ленточку у входа в мечеть, было предоставлено губернатору Донецкой области В.Ф. Януковичу, муфтию Стамбула – Салахетдину Кая и председателю партии мусульман Украины (ПМУ) Р.Е. Брагину.

Справочник храмов Донецка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *