Достоевский о пушкине

6 июня 1880 года в Москве в день рождения Александра Сергеевича Пушкина был установлен памятник в его честь.

Открытие памятника, сооруженного по всенародной подписке (то есть, деньги на него собирали буквально «всем миром»), стало событием в жизни не только Москвы, но и всей страны. По воспоминаниям очевидцев, в день открытия, с самого утра, толпы простых обывателей и многочисленные экипажи почетных гостей стали стекаться к площади Страстного монастыря (нынешней Пушкинской).

В этот день вокруг площадки памятника на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар украшали гирлянды живой зелени, перекинутые над дорожками. Народ скупал у торговцев несметное количество ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал.

Среди почетных гостей можно было встретить Ивана Тургенева, Якова Полонского, Аполлона Майкова, Алексея Плещеева, Федора Достоевского, стоящих у подножия еще закрытого полотном памятника.

Памятник Александру Пушкину стал наиболее значительным произведением скульптора Александра Опекушина. Скульптор представил поэта в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за лацкан фрака, медленный, словно застывший шаг — вся пластика фигуры придает образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствует передаче состояния творческой сосредоточенности.

Первоначально поставленный в некотором удалении от Тверской улицы в глубину бульвара, памятник в определенной степени был изолирован от больших открытых пространств.

В 1950 году было принято решение о переносе памятника. Монумент предстояло передвинуть на противоположную сторону улицы Горького (на 104,4 метра), на место снесенной колокольни Страстного монастыря. Люди стояли всю ночь, чтобы посмотреть, как одиннадцатиметровую статую Пушкина везут через Тверскую улицу по рельсам, а потом разворачивают в нужном ракурсе.

Благодаря тщательной подготовке, работы по передвижке и повороту памятника лицом к улице Горького (Тверской) заняли всего шесть часов.

Передвижка памятника была осуществлена с использованием последних достижений техники.

Однако прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось явно недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Архитектурные работы по оформлению памятника были закончены 4 сентября 1950 года.

В 2016–2017 годы были отреставрированы: бронзовая скульптура и гирлянды постамента, бронзовые цепи ограждения, постамент и стилобат памятника, отмостка из гранитных плит и столбики ограждения, фонари. Вместо цветника выполнено мощение из гранитной брусчатки. В 2017 году памятник А.С.Пушкину стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «лучший проект реставрации и приспособления» и «высокое качество ремонтно-реставрационных работ».

Совершенно случайно набрел в интернетах на свою статью-рецензию четырехлетней давности, написанную для одного из конкурсов. С удовольствием перечитал. Конечно, сегодня многое кажется наивным, но написано все от чистого сердца, так что повешу-ка я ее сюда.
Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине занимает особое положение среди шедевров русской литературы. Если публичные выступления великих писателей в большинстве своем интересуют потомков в историко-литературном отношении, то речь Достоевского является самоценным непреходящим творением. Произведя в свое время настоящий фурор среди слушателей, она не перестает удивлять и современного читателя, который рассматривает ее не иначе как духовное завещание русского гения.
Данное выступление можно трактовать в контексте идей, высказываемых Достоевским в «Дневнике писателя», тем более сам автор добавляет к нему объяснительное слово и продолжает дневник ответом на возражения своих оппонентов.
Уже много лет эта гениальная речь живет своей особой жизнью, свидетельством чему служат многочисленные отдельные публикации в различных сборниках; в литературном наследии Достоевского она равнозначна его великим романам. Этому можно легко найти объяснение. Перефразируя А. А. Блока, можно сказать: мы знаем Достоевского-человека, Достоевского-моралиста, Достоевского-почвенника. Все это бледнеет перед одним — перед Достоевским-писателем. И речь эта (за некоторыми исключениями) сотворена именно Достоевским-писателем. В ней он поделился своими самыми сокровенными мыслями, навеваемыми светлым именем Пушкина.
В отличие от И. С. Тургенева (в своей речи лишь повторившего некоторые мысли В. Г. Белинского), Достоевский не стал ограничиваться формальной запиской по случаю, а воспользовался народным праздником, для того чтобы раскрыть истинное значение Пушкина в русской жизни. Как бы то ни было, главной темой речи был именно Пушкин.
Думается, Достоевский наряду с Белинским был самым глубоким знатоком Пушкина среди всех людей, живших в XIX веке, и единственным, кто понял и принял поэта целиком и полностью. Но в Слове своем он не углублялся в отдельные детали творчества русского гения, а остановился на самом главном — на народности Пушкина. Белинский и Тургенев отказали Пушкину в праве на народность, и это является их вечным клеймом. Достоевский первый во всеуслышание заявил, что Пушкин — народный поэт. В этом его огромная заслуга перед всеми россиянами. «И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после него, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин», — вот квинтэссенция пушкинского гения. Можно смело говорить, что эти слова Достоевский произносил не от своего имени, а от лица всего русского народа, и это правда. Если посмотреть на отношение наших современников к Пушкину, то можно легко найти подтверждение многим мыслям Достоевского: ничьи личные письма (кроме писем А. П. Чехова) не читаются с таким удовольствием, как письма Пушкина; в словарях крылатых выражений больше всего цитат из произведений А. С. Пушкина; чаще всего для определенных целей переделываются стихи именно Пушкина как наиболее известные (многие относятся к этому отрицательно, но нужно смотреть с другой стороны: а почему вспоминают именно Пушкина, а не кого-нибудь другого — здесь сам Пушкин был на стороне Моцарта); появился даже такой феномен, как «Пушкин-вопрос» (Пушкин что ли?). Но главное — это взаимная любовь и полное взаимопонимание между читателем XXI века и писателем, поэт и человек слились воедино (второе место в этом плане, на наш взгляд, принадлежит А. П. Чехову). Такой любви народа может позавидовать любой мировой писатель. Выразив в своих сочинениях душу своего народа и указав стране путь развития, Пушкин действительно явился Пророком.
В речи раскрывается еще одна важная сторона творчества Пушкина — это способность перевоплощаться. До Достоевского на эту особенность пушкинского гения обращали внимание Н. В. Гоголь (еще в 1835 году) и В. Г. Белинский; И. С. Тургенев тоже отметил это в своем выступлении. Но именно Достоевский довел свою мысль до конца и вывел концепцию всемирной отзывчивости Пушкина. В этой отзывчивости, по Достоевскому, состоит высшее проявление народности поэта. Действительно, способность Пушкина к перевоплощению просто поражает: ни разу в жизни не покинув своей страны, Пушкин смог с фотографической точностью передать национальный колорит других стран и народов. Можно привести пример стихотворений «Ночной зефир…» и «Я здесь, Инезилья…». Не будь они такими известными, можно было бы легко выдать их за творения Лорки. Кстати, еще с лицейских времен способность к убедительной мистификации нередко облегчала поэту общение с цензурой.
В своей гениальной речи Достоевский первый по достоинству оценил значение Пушкина. Можно долго перечислять все то, что Пушкин сделал в русской литературе впервые; Достоевский не стал этого делать, а ограничился лишь важнейшим и блестяще справился с поставленной задачей. Этим и объясняется то, почему автор речи почти ничего не сказал о божественности пушкинского стиха: самые мелодичные стихи, лиризм, психологизм не будут ничего стоить, если не несут в себе конкретного содержания. А поэтическое дарование Пушкина к тому моменту уже ни у кого не вызывало сомнений.
На наш взгляд, особенно ценно замечание писателя о том, что кроме дарования здесь несомненно имел место и титанический труд. Но, говоря о «перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном», Достоевский не указал еще на один принцип «перевоплощения», высказанный самим Пушкиным (этот принцип не худо бы вспомнить современным писателям, актерам и режиссерам) — «Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца» — в этом секрет перевоплощений Пушкина.
Всемирная отзывчивость, как отметил автор речи, свойственна и всему русскому народу. Так, греческие мифы, сказки Ш. Перро, Г. Х. Андерсена воспринимаются у нас наравне с русскими народными сказками (и не только детьми). Проявляется эта отзывчивость и во множестве разных мелочей. А.С. Пушкин, безусловно, явился в своем даровании выражением национальной сути своего народа.
Дума о Пушкине была для Достоевского неотделима от думы о судьбе родного народа. Если Татьяна Ларина — это «апофеоз русской женщины», то Пушкин — это апофеоз всего русского народа, его идеал. Отсюда следует неоднозначная часть речи, написанная Достоевским-моралистом, часть, из-за которой речь писателя долгое время находилась под негласным запретом. А между тем над многими положениями нам следует задуматься и сегодня. Пожалуй, сейчас мы не встретим русских скитальцев: не такое время. Но и поныне многие, подобно Онегину, утратили родную почву, родилось целое «беспочвенное» поколение, и в поисках опоры нам, русским, необходимо обращаться к Достоевскому, Пушкину, Толстому, Тургеневу и другим русским писателям, питавшим «великую надежду за русского человека». Там мы, несомненно, найдем для себя душевные силы.
Россия сейчас однозначно является частью европейской цивилизации, чему, кстати, много способствовал и сам Ф. Достоевский. Но нации не готовы к объединению. В начале 1990-х годов многие духовно устремились в сторону Запада, старались во всем ему подражать, но, переболев, снова вспомнили, что все мы — русские. И в ближайшее время едва ли подтвердится мысль Достоевского о скором объединении всех европейских наций в одну сверхнацию. Пушкин, впитав лучшие традиции западных, а позднее и восточных культур, понял и принял прежде всего великую и самобытную русскую культуру. Всеотзывчивость сейчас проявляется в мирном сосуществовании в одной стране множества наций и в диалоге культур.
Неудивительно, что эта речь, произнесенная неприглядным на вид оратором («Фрак на нём висел, как на вешалке, рубашка была уже измята, белый галстук, плохо завязанный, казалось, вот сейчас совершенно развяжется…»), произвела такое впечатление, что даже на время примирила славянофилов и западников, которые и вправду оказались «историческим недоразумением». По моему мнению, в истории России XIX века можно выделить два ярчайших культурных всплеска национального самосознания, которые связаны не с военными действиями, а с духовным озарением народа: похороны А. С. Пушкина и речь Ф. М. Достоевского. Такие моменты бывают очень редко, и примечательно, что оба всплеска связаны с именем Пушкина.
Многие иностранцы до сих пор удивляются: ведь есть же в России всемирно признанные гении, такие, как Ф. Достоевский, Л. Толстой, П. Чайковский, почему же главным русским гением считается именно Пушкин? Так вот им следует порекомендовать прочитать эту речь, где все расписано по пунктам.
Современного рядового читателя речь заинтересует непреходящими ценностями. Читая «Евгения Онегина», меньше всего думаешь о статьях Булгарина; также и с пушкинской речью — чем больше проходит времени, тем дальше от нас уходят статьи Кавелина и Градовского, а сама речь остаётся всегда актуальной.
Ф.М. Достоевскому недолго оставалось жить после произнесения своего шедевра (перед выступлением он боялся, как бы не раскашляться), который стал его духовным завещанием, таким же, как стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и «Письмо к Гоголю» В.Г. Белинского. И каждое новое поколение открывает для себя что-то новое, и этого нового хватит для всех поколений.

Слово о Пушкине было произнесено Ф. М. Достоевским 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности и опубликовано затем в одном из выпусков «Дневника писателя». Ввиду важности мыслей, развиваемых в речи «Пушкин», писатель предваряет ее публикацию специальным «Объяснительным словом». Здесь он еще раз останавливается на главных четырех утверждениях, на которых «Речь» построена.

В первом утверждении говорится об отрыве интеллигентного общества от русского народа и о том, что Пушкин «своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим» не только отыскал, но и преодолел в своем творчестве. Проблема этой послепетровской разделенности единого народа на «народ» и «благородных» (интеллигентных, знатных и т. п.) ныне далеко отстоит от нас, но многое объясняет во внутренних причинах исхода русских. Те, кто уехали из России, через трудности и большие лишения внутренне проходили путь к основам духовной культуры своего народа. А пока, в XIX веке оторванность от народа (от своей «почвы», как говорит Достоевский) приводит к появлению людей онегинского типа, впервые замеченного и описанного Пушкиным.

И сразу же следом «Дневник писателя» говорит о положительном нравственном идеале, выведенном Пушкиным. «Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшиеся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные». Это образы инока в «Борисе Годунове», «типы бытовые» «Капитанской дочки» и Татьяна Ларина, о которой Достоевский говорит искренне и проникновенно.

Третье утверждение касается «способности всемирной отзывчивости», характерной вообще для русских, и особенно ярко выраженной пушкинским гением. «Не в отзывчивости одной тут дело, а именно в изумляющей полноте перевоплощения» .

Ту же мысль писатель развивает в четвертом утверждении, выделяя самое главное и существенное в нравственном идеале народа русского: «Я именно напираю в моей речи, что не пытаюсь равнять русский народ с народами западными в сферах их экономической славы или научной. Я просто только говорю, что русская душа, что гений народа русского, может быть, наиболее способный, из всех народов, вместить в себе идею всечеловеческого единения, братской любви, трезвого взгляда, прощающего враждебное, различающего и извиняющего несходное, снимающего противоречия. Это не экономическая черта и не какая другая, это лишь нравственная черта, и может ли кто отрицать и оспорить, что ее нет в народе русском?». Луже в самой «Речи» та же мысль выражена еще более определенно и ярко: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите» .

Итак, в этих «четырех пунктах», повествующих о значении Пушкина, точно обозначены и нравственный идеал, и «пародия» на него (догадка Татьяны об Онегине). Отметим, прежде всего, что идеал – это всегда лицо, образ – человек, имеющий имя и внешние черты, совершающий поступки. Герои, созданные поэтом, для многих поколений становятся реальными и живыми образцами поведения. Именно в таком виде они занимают свое место в представлениях людей. Онегин, Ленский и Татьяна для многих поколений не менее реальны, чем некоторые исторические деятели. В представления эти герои включаются уже вместе со своими отношениями к другим действующим лицам. И тогда возможным становится то, что и век спустя пушкинская Татьяна потрясает юного читателя простонародным своим ответом:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

О Татьяне Достоевский пишет: «Это тип положительной красоты, это апофеоза русской женщины…» . В самой же «Речи» писатель говорит:

«Она высказывает правду поэмы. О, я ни слова не скажу про ее религиозные убеждения, про взгляд на таинство брака – нет, этого я не коснусь. Но что же: потому ли она отказалась идти за ним, несмотря на то, что сама же сказала ему: «Я вас люблю”, потому ли, что она «как русская женщина” (а не южная или французская какая-нибудь), не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдет за тем, во что поверит, и она доказала это. Но она «другому отдана и будет век ему верна”».

И далее Достоевский развивает ту, наверное, главную для него идею о том, что счастье нельзя построить ценой несчастья другого, если платой за счастье станут позор и бесчестье «старика» («Евгений Онегин»), если за счастье «всего человечества» нужно пожертвовать страданиями и жизнью «всего лишь» одного младенца («Братья Карамазовы» и др.).

«Счастье не в одних только наслаждениях любви, айв высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит несчастный, безжалостный, бесчеловечный поступок? <…> Позвольте, представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот, представьте себе тоже, что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо <…> Согласитесь ли вы быть архитектором такого здания на этом условии? Вот вопрос» .

Речь о Пушкине, произнесенная Достоевским, потрясла современников. Это видно и по дискуссии, особенно когда умный и язвительный К. Н. Леонтьев хочет ослабить впечатление, но не может этого сделать.

Два русских гения, разделенные по времени жизни почти полувеком, – Пушкин и Достоевский, «встретились» в эпоху начавшихся цареубийств и почти неотвратимого приближения грядущей революции и смогли сформулировать продуманную до конца мысль, особенно важную для русских людей с их «всемирной отзывчивостью», внутренней готовностью воспринять идею о построении счастья «для всего человечества» и, обладая способностью перевоплощаться, воплотить ее жизнью своею. К тому же «Речь» показывает два глубоких российских раскола: народа с интеллигенцией и женской души с ее мужской «половиной».

Прислушаемся опять к Достоевскому:

«Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если 6 умер ее старый муж, и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера. Ведь она же видит, кто он такой: вечный скиталец увидал вдруг женщину, которой прежде пренебрег, в новой, блестящей недосягаемой обстановке, – да ведь в этой обстановке-то, пожалуй, и вся суть дела. <…> Вот мой идеал, восклицает он, вот мое спасение, вот исход тоски моей, я проглядел его, а счастье было так возможно, так близко!» <…> Да разве этого не видит Татьяна, да разве она не разглядела его уже давно? <…> Она знает, что он принимает ее за что-то другое, а не за то, что она есть, что не ее даже он и любит, что, может быть, он и никого не любит, да и не способен даже кого-нибудь любить…».

У Достоевского (особенно в «Дневнике писателя») есть очень тонкие и честные наблюдения о том, как легко любить «дальнего», «человечество» и т. п., но как смертельно трудно любить просто человека, «ближнего». Любить – значит воспринимать его страдания как свои, но этому противится природный эгоизм и просто чувство самосохранения. Имеющие опыт такой любви не будут подсчитывать, сколькими жизнями и страданиями можно заплатить за всеобщее счастье или справедливость.

Достоевский предчувствовал русскую революцию и предостерегал от нее. Как если и женщина русская увлечется идеей пустой и убийственной?

Читая автобиографические повести С. В. Ковалевской, можно наблюдать, как происходит этот процесс и как даже очень умная и одаренная женщина оказывается беззащитной. Идеи невидимы. Невозможно поставить заслон, чтобы не допустить их в богатый генеральский дом, в котором растут две сестры: старшая, красавица и одаренный литератор, и младшая – в будущем первая в России женщина – профессор математики Софья Ковалевская. Достоевский был знаком с сестрами и даже сватался к старшей – Анне, рассказывая позднее своей невесте об этом так:

«Анна Васильевна – одна из лучших женщин, встреченных мною в жизни. Она чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог бы быть счастливым. Я вернул ей данное слово и от всей души желаю, чтобы она встретила человека одних с ней идей и была бы с ним счастлива».

История сестер (рассказанная младшей, Софьей) напоминает еще об одном переломном моменте в судьбах России и ее граждан – крестьянской реформе 1861 года. Последствия реформы для помещиков можно сравнить с последствиями первоапрельского финансового обвала 1991-го, когда граждане России в течение нескольких дней вернулись за порог бедности. Сейчас давние события позапрошлого века забыты, но реально богатые помещики были разорены. В воспоминаниях Софьи Ковалевской об этом говорится так:

«В ранней своей молодости сестра моя была очень хороша собой: высоконькая, стройная, с прекрасным цветом лица и массою белокурых волос, она могла называться почти писаной красавицей <…> Она часто приходила к отцу и со слезами на глазах упрекала его за то, что он ее держит в деревне. <…> Иногда он снисходил до объяснений и очень резонно доказывал ей, что в теперешнее трудное время это обязанность каждого помещика жить в своем поместье. Бросить теперь имение значило бы разорить семью. <…> После подобных разговоров она уходила к себе в комнату и горько плакала».

Женихов и молодежного окружения не было. Их заменили книги, и буквально внедрение идеала («чуждого», как позднее заметил Достоевский) произошло при встрече с литературным героем – очень посредственным, но надрывно эмоциональным.

«В тот самый момент, когда она еще бессознательно начинала набивать себе оскомину от рыцарских романов, попался ей в руки удивительно экзальтированный роман «Гаральд».

То, что написано в романе, полностью противоположно духу православия. Героиней является Эдит, невеста погибшего короля Гаральда, кажется, великого злодея. Эдит совершает какие-то невозможные подвиги, становится известной католической монахиней и перед смертью требует за свои подвиги прощения душе жениха, но, услышав от священника, что это невозможно («Король Гаральд проклят…»), мало того, что отказывается от спасения своей собственной души, так еще и требует у Бога явных знаков – доказательств: «Яви мне перед смертью знамение: когда мы прочтем «Отче наш», пусть загорится сама собой свеча…» – и прочее…

Текст настолько кощунственен, что только явный отрыв от родной почвы позволил девушке внутренне принять этот бред: «Из уст благочестивой Эдит вырвался вопль проклятия, и взор ее погас навеки». Софья Ковалевская отмечает: «И вот этот-то роман совершил перелом во внутренней жизни моей сестры».

Следом на подготовленной таким образом почве спокойно прижились идеи нигилизма, занесенные, как это обычно было для того времени, соседом-поповичем. «Главный prestige молодого человека в глазах Анюты заключался в том, что он только что приехал из Петербурга и навез оттуда самых что ни на есть новейших идей», – пишет Ковалевская. Ею же сделано наблюдение, очень интересное:

«Можно сказать, что в этот промежуток времени, от начала 60-х до начала 70-х годов, все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье не спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за каких-нибудь вопросов чисто теоретических, абстрактного характера. «Не сошлись убеждениями!” – вот только и всего, но этого «только” вполне достаточно, чтобы заставить детей побросать родителей, а родителей отречься от детей. Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то – убегать из родительского дома» .

Анна Васильевна уехала из России в 1869 году вместе с младшей сестрой Софьей и ее мужем. Во Франции она стала известной революционеркой Анной Жаклар, а после поражения Парижской коммуны ей удалось с помощью родителей и супругов Ковалевских скрыться из Парижа. В примечаниях к воспоминаниям Ковалевской об Анне Жаклар сказано: «Она участвовала в работе Центрального Комитета Союза женщин, основанного Елизаветой Дмитриевой, последовательницей Маркса, посланной в Париж от Генерального Совета Интернационала».

Идея «Интернационала» – явная подмена «русской идеи», впервые названной так Достоевским (в объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год). В «Речи» русская идея сформулирована со всею искренностью и определенностью:

«И впоследствии, я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всесоединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону. <…> Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено, вижу следы сего в нашей истории, в наших даровитых людях, в художественном гении Пушкина».

Идея «Интернационала» – «фантазия» людей, оторванных от родной почвы, от народа, к которому они принадлежат. И то, как происходит пленение деструктивной и убийственной в прямом смысле слова мыслью, показано самим Достоевским с анатомической точностью в романе «Преступление и наказание». В ранней молодости своей Достоевский сам переболел идеями социализма. И дело не только в том, что это увлечение едва не стоило ему жизни. Он смог изнутри понять ошибочность идеи построения «счастья» для всех «дальних», невзирая на «неизбежные жертвы». В самом резком виде он описал это в романе «Бесы», после революции почти не издаваемом.

По мысли А. В. Брушлинского (и всей школы С. Л. Рубинштейна), именно психическое как процесс является предметом психологии. Для выявления процесса в живом мышлении им был разработан микросемантический анализ, к которому мы еще не раз будем здесь возвращаться. Этот вид качественного анализа основан на выявлении общей направленности мысли с помощью вычленения в тексте (письменном или устной речи) моментов переформулирования высказываний. При этом сама речевая ситуация понимается в терминах решения мыслительной задачи, где есть условия, требование и вопросы, которые зачастую еще нужно сформулировать.

Применение анализа, первоначально разработанного в исследованиях мышления, для изучения социальных представлений следует специально обговорить.

Хотя социальные представления – это общепринятые убеждения, поддерживаемые большинством идеи и ценности, помогающие объяснить мир, формируются они на уровне конкретных личностей (последнее обстоятельство и позволяет К. А. Абульхановой говорить о личностных представлениях). В работах о социальных представлениях иногда используется калька с английского слова – репрезентации. В Большом англо-русском словаре в качестве одного из значений слова representation дается пояснение – понятие; представление; (мысленный) образ. В Толковом словаре русского языка представление объясняется через слова знание, понимание чего-либо. В. Даль в качестве одного из значений слова понятие употребляет в качестве синонима слова представленье и мысль: «…мысль, представленье, идея; что сложилось в уме и осталось в памяти по уразумении, постижении чего либо».

Зафиксированная в словарях связь мысли и представлений (пока что – любых, не только социальных) позволяет обратиться к анализу зарождения, принятия какой-либо мысли человеком.

Хотя исторически термин социальные представления образовался от понятия коллективные представления, введенного Э. Дюркгеймом в социологию и обозначающего чувства и идеи, которые выражают единство и сплоченность социальной группы, для того, чтобы быть принятой (или отвергнутой) группой, мысль первоначально должна быть принята отдельным человеком.

С этими предварительными замечаниями (предполагая в дальнейшем еще не раз вернуться к проблеме исследования социальных представлений) мы можем перейти к микроанализу действия законов принятия (и пленения) мыслью на уровне конкретного человека.

Такую возможность дает нам обращение к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

… Новгороде) наличествует памятная доска, кратко, но дельно изъясняющая название… И хотя с Чаадаевым сближают обычно другого героя Достоевского. же туманны, как и содержание двух волнующих нас свиданий Пушкина с… Заходит ли речь о прошлом России или же о ее будущем — ив том и в. Мою речь о Пушкине я приготовил, и как раз в самом крайнем духе моих… кратко изложил основные положения будущей речи о Пушкине и.. ее содержания, изменившие свое отношение к речи Достоевского и. Структура и содержание дисциплины «Филологический анализ текста».. Актуализация семантики языковых единиц в художественной речи. 2. 12-17. 2. 20. 45. 71. УО-1. Краткое содержание модуля 1… Бахтин М. М Проблемы поэтики Достоевского.- М., 1972. Бахтин М.. «Воспоминание» Пушкина. 2. Для усвоения содержания семинара слушатель должен владеть. Введение. История и изучения рукописи писателя (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский). Краткое описание рукописного наследия Ф.М.Достоевского и истории его изучения.. в черновых записях Достоевского: «внутренняя речь», коммуникация и. Краткое содержание произведений (1000). Речь Достоевского о Пушкине, в которой феномен Пушкина осмыслялся в контексте предназначения. На содержание и форму произведений влияют в основном переводы. Пушкин – величайший русский поэт, «солнце русской литературы», «мост, через который. архаизмы, и в литературный язык включает живую разговорную речь… В творчестве Достоевского обязательны тайны и преступления, сны и. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине занимает особое положение среди. ничего стоить, если не несут в себе конкретного содержания. Так начинались многие бахвальные речи последних семидесяти лет. Между. культуры мы не можем построить без Достоевского, Пушкина, Толстого,.. что содержание в русской литературе явственно доминирует над формой. щих, прежде всего, из фактической стороны содержания Пушкинских праздников и. рую кратко можно обозначить как «Пушкин и современность». В этом… речи Достоевского как бы от имени аудитории, которая дошла не то. Краткое содержание «Мать» Горький М.. Вместе с ним готова поехать на каторгу его девушка и соратница, Сашенька. Обличительную речь Павла перед. Краткое содержание романа Ф.М. Достоевского «Бесы» · Сочинение на тему. Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель» · Сочинение по. Среди произведений Пушкина «Медный всадник» дальше других стоит от. Речь Достоевского о Пушкине, в которой феномен Пушкина осмыслялся в. Краеведение и этнография (528) · Краткое содержание произведений (963). Записки о пушкине пущин краткое содержание… Записки из подполья Повесть (1864) Игрок. Из. Речь Достоевского о Пушкине речь, произнесённая Ф. Диктор: В 1869 году Достоевский жил в Дрездене со своей молодой женой… иного содержания, кроме голого самоутверждения человека, стремления к тому,… Краткое ее изложение позаимствуем у известного русского. России. В речи на празднестве Пушкина Достоевский облек свои. Фёдор Михайлович Достоевский (дореф. едоръ Михайловичъ. Эти слова вдовы писателя напоминают строки из речи Достоевского о Пушкине: «Пушкин… Краткое содержание — Три смерти · Краткое содержание — Записки из. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:. Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то. когда все участники беседы понимали, о чем и о ком идет речь, поддерживается и автором.. 2003-2015 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии ТРИ РЕЧИ В ПАМЯТЬ ДОСТОЕВСКОГО. СОДЕРЖАНИЕ. Предисловие Первая речь. Вторая речь. Третья речь. Заметка в защиту Достоевского от. Раскольников отнес тогда свою статью в газету «Еженедельная речь», Но эта газета закрылась.. Краткое содержание статьи Раскольникова. содержание также и тех литературно-эстетических идей Достоевского,. Свою речь о Пушкине Достоевский начал, повторив слова Гоголя: «Пушкин. По речи человека можно многое узнать о нем.. Например, при низкой коммуникативной эргичности испытуемый предпочитает отвечать кратко, не задает. эпилепсию Достоевского в качестве фактора, влиявшего на содержание и. и Пушкина как первые попытки проследить психическое состояние и. Современная теоретическая концепция культуры речи. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в. (Ф. Достоевский); Дивно им грезилось весной, весной и летом золотым. Можно привести большое количество самых разнообразных по содержанию текстов, безупречных с. Последние новости » Культура » «Речь о Пушкине» Достоевский, написать краткое содержание.. У Сергея Львовича Пушкина родился сын, которого. Речь Достоевского о Пушкине настолько глубоко проникла в умы и сердца нашей. как и о Пушкине; кратко говоря, с этого времени оказалось непринятым… входит в нашу задачу и может составить содержание особого очерка. жизненно конкретное и самое что ни на есть живое содержание (судьба. Так что же сказал Достоевский о Пушкине? Что в его знаменитой речи так. Читать номера, содержание, упражнения онлайн учебника по Литературе за 10 класс Коровина В.И. Часть 1.. Речь Достоевского о Пушкине 215. речи Ф. М. Достоевского установился принципиально новый взор на.. отметил» Пушкин, воплотив этот тип в виде Алеко. И тут же Достоевский… литературная история символа Вячеслав Кошелев Краткое содержание. Лучшие книги Федора Достоевского. Вместе с отцом Петра они объединились и купили сборник сочинений Пушкина. И. Краткое содержание повести «Хозяйка». Краткое содержание романа «Преступление и наказание». Речь идет о красавице Грушеньке, в которую отец и сын были влюблены, и о. Федор Михайлович Достоевский. Пушкинская речь. ПО ПОВОДУ ПЕЧАТАЕМОЙ НИЖЕ РЕЧИ О ПУШКИНЕ Речь моя о Пушкине и о значении его, помещаемая ниже и составляющая основу содержания настоящего выпуска. Речь идет о статье Ап. Григорьева «Обозрение журналов за март 1847 года». составлены польским ученым Ежовским. Пушкин в статье «Торжество дружбы, или. Обо всем этом В. Майков писал в статье «Краткое начертание истории. тонкость психологического анализа в произведениях Достоевского,. Достоевский Федор Михайлович — краткая биография писателя на vsekratko.ru.. Краткие содержания и сочинения. В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы… Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В универсальном по содержанию творчестве Пушкина можно найти.. продемонстрировала знаменитая речь Достоевского о Пушкине 1880 года.. теоретическом дискурсе под новеллой разумеют краткое произведение с. Краткое содержание > Достоевский > ИДИОТ ДРУГОЙ ПЕРЕСКАЗ. ИДИОТ… Генеральша требует, чтобы ей объяснили, о чем идет речь. Дочери просят не стыдить их, так как не знать Пушкина — это не- прилично. Епанчина. Образ «маленького человека» у Пушкина Достоевского и Гоголя. Такой стиль речи сам по себе делал человека униженным перед всеми. сообщить) – краткое изложение какого-либо вопроса, содержания книги, статьи,. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине…. Проследите, как развивается содержание сонета…. Устаревшее краткое отглагольное прилагательное «потребна» и другие архаичные слова и формы придают стихам. Речь, посвященная 100-летию со дня рождения Пушкина, прочитанная 26 мая 1899 г. на. 84-й годовщине смерти поэта (напечатана в книге «Пушкин. Достоевский», Пб., изд… Он увлекался ими и глубоко вдумывался в их содержание…. Пушкин кратко, но мастерски набрасывает картины суда. Главная страница (Содержание). В связи с требованиями стандарта переработаны и дополнены главы о Пушкине,. «Речь Достоевского о Пушкине Речь Достоевского о Пушкине — речь, произнесённая Ф. М.. Борис Годунов. Краткое содержание трагедии А. С. Пушкина «Борис. «Речь о Пушкине» Ф.М. Достоевского была названа К.С. Аксаковым «историческим. краткое содержание других презентаций о Достоевском. Достоевский мог еще перегнуть собственным пальцем написанную этими же. сделал хорошо ему известную Лизу Пушкина. Все было по старой схеме,. Здесь краткое подведение итогов, краткий план, вехи дальнейшего пути… У старшего лейтенанта чесался язык, и он решил произнести речь,. О «Герое нашего времени» и речи нет…. Присоединюсь, в школе Достоевский шел м.б. и тяжело и не до конца, но сейчас… если он читает оригиналы, а не краткое содержание произведения в интернете). Здесь речь идет также о народном инстинкте вековечной правды, который. Общий взгляд Анны Ахматовой на Пушкина и его эпоху был строго… в прозе Анны Ахматовой, не было у нас, кажется, со времен Достоевского. М.В. Ломоносову, написавшему «Краткое руководство к красноречию» (1744) и «Риторику» (1748).. Важнейшее условие хорошей речи — богатство содержания…. Пушкина, например, в обращении было более 20 тысяч слов,… А один из героев Достоевского предлагает: Надень мои старые сапоги. «Евгений Онегин» Пушкин — Краткое содержание, главные герои…. В позднейшей «Пушкинской речи» Ф. М. Достоевского (1880) Е. О. был полемически. Краткое содержание поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» с. Речь Достоевского о Пушкине речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня. Рефераты; Сочинения; Краткое содержание; ГДЗ; ВУЗ; Слово. Образ «маленького человека» у Пушкина, Достоевского и Гоголя. Он настолько привык к своему униженному положению, что даже речь его. Содержание 1. Следует различать два тесно связанных понятия — язык и речь.. Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения;.. Отправитель: Пушкин · купить произведения и экранизации Александра Сергеевича Пушкина. играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Цели урока: проследить жизненный путь писателя (кратко); сделать. стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г.,.. касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя. сочинение на тему евгений онегин в зеркале критики достоевского. Речь Достоевского произносилась в ту пору, когда по всей стране Если, зеркало. Краткое содержание произведения Евгений Онегин Пушкина Евгений Онегин. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского не раз являлись предметом.. книги очерков, речи; указан год создания и приведен объем произведений в кб.. «Дневник писателя», очерк «Пушкин»; тексты некоторых произведений на.. краткое содержание произведения, история его создания и. Содержание… ской словесности, состоявшемся 8 июня, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине. Речь произвела огромное впечатление. Общество. автора текста, необходимо кратко сформулировать главную. Перевод · Краткое содержание · Мир поэзии · Письма · Онлайн-конференции. Письмо Ф.М. Достоевского Ч. Ч. Валиханову. вроде «Джона Теннера» в переводе Пушкина, если помните).8 На Вас обратили. Речь идет о М. Д. Исаевой, для встречи с которой Достоевский ездил в Кузнецк. Образ Татьяны Лариной в поэме А. С. Пушкина Евгений Онегин.. ГДЗ, шпаргалки, рефераты, краткое содержание произведений по… Напротив , Достоевский расценил этот поступок Татьяны не просто как высоконравственный ,. Женщина истинно русская , говорил он в знаменитой речи о Пушкине. На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение.. содержание; речь достоевского о пушкине краткое содержание. Пушкин своими пророчествами описал духовную панораму мира.. не требует специальных похвал), ещё и очень глубоки по содержанию… Я расскажу её очень кратко, подробно это прозвучало в Литературном музее, когда.. себе, и говорил бы знаменитую речь вместо Достоевского. Пушкин боролся с. Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: «Какие глубокие, фантастические образы в поэме «Пир во. «Апология Русского Духа»: Речь о Пушкине – «…самостоятельность и… что в эти фразы можно всунуть любое содержание: и бога, и сатану. Оглавление. ГЛАВА ПЕРВАЯ. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже Речи о Пушкине · ГЛАВА ВТОРАЯ. Пушкин (Очерк). Содержание программы соответствует минимуму стандарта образования. необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,. Задания для контрольной работы по творчеству А.С.Пушкина. 36.5 КБ.. Тест по творчеству Достоевского. 40 КБ. Лекция (краткое содержание). как в содержании государственного (итогового) контроля, так.. структура речи определяет- ся монологами. эпистолярный (роман в письмах; Ф. М. Достоевский. «Бедные… Представители в русской литературе — А. С. Пушкин,. Пожалуйста, дополните вводную секцию, кратко раскрывающую. Содержание…. Основная статья: Речь Достоевского о Пушкине. Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература… автору критика не разглядела в романе его новаторского содержания…. На это указывал еще Достоевский в речи о Пушкине, говоря, что,. По поводу речи Достоевского на празднике Пушкина и повести гр.. Краткое содержание книги Лескова, напечатанное в еженедельнике, не давало о. Благодаря «Пушкинской речи Ф. М. Достоевского установился принципиально новый взгляд на творчество и личность Пушкина; многие мысли о. Федор Михайлович Достоевский, краткое содержание.. в жизни. Речь Достоевского о Пушкине речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня. Сверх того прислушивался он и к живой речи, и не только в интересах звучания… фольклорное нововведение Пушкина — забыть не мог Достоевский… а содержание их сообщало повествовательной механике психологизм. А.С.ПУШКИН Критик подходил к оценке творчества Пушкина конкретно,. в высшей степени художественное, со стороны содержания самые его. было указание Белинского на качественное отличие Достоевского от Гоголя и… в статьях «Речь о критике», «Герой нашего времени», «Стихотворения М. В чем же тайна Достоевского? Что именно он принес в мир, чем покорил его?. толстой достоевский; речь достоевского о пушкине краткое содержание. … его можно считать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.). Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых. Достоевский, Пушкин, Тютчев в том смысле, в каком они даны здесь, лишены. Нет, речь идет о самом актуальном понимании сущности поэзии как. русской словесности в память А.С. Пушкина в 1916-1918 гг. Статья выполнена при… в защиту смертной казни Толстой написал ему краткое письмо: «Александр… 1847–1866.Указатель содержания. М.;Л.,.. Азбукин В.Н. Речь Достоевского о Пушкине и традиции русской литературной. В эту тему скидываем краткие содержания статей… было обратить внимание на интересность новых попыток повысить наше чувство речи,… а в это время символисты по-новому осмысляли РЛ от Пушкина до Достоевского. В. содержания, что оно, так сказать, полностью поглощало форму»… Представляется необходимым хотя бы кратко охарактеризовать его статьи, в.. прямо сказать, что именно речь Достоевского дала празднику некоторое. Речь Достоевского о Пушкине речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20) июня 1880 года на. Содержание 1 Хронология.. состоялось на следующий день после которого, за обедом, Достоевский произнёс краткое слово. После речи. Достоевского на открытии. И Достоевский, и Пушкин доказывают, что никакое.. Краткое содержание произведений .:. Криминалистика. Ясная мысль через ясную речь неизбежно воплощается в ясную форму. Скилеф. Ф. М. Достоевский. Содержание, тем не менее, — главная составляющая речи, которой должны подчиняться все остальные. А. С. Пушкин. Биография И.С. Баха кратко. Ромео и Джульетта. Краткое содержание.. Знаменитый русский писатель Ф.М. Достоевский родился 30 октября 1821г. в Москве. Рос. Апогеем прижизненной славы Достоевского стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Биография Пушкина кратко для детей Пушкинская речь Достоевского была евангелием русского консерватизма. И менее всего виноват в этом Пушкин! Его-то политические. Речь Достоевского о Пушкине — речь, произнесённая Ф. М. Достоевским 8 (20). день, после которого, за обедом, Достоевский произнёс краткое слово. Хотя А.С.Пушкин никогда не бывал в Ярославле, родившийся на ярославской земле. В статье дана следующую неожиданная оценка речи Достоевского:. Комитетом краткое обследование состояния начального образования в Ярославской губернии выяснило,.. содержание вперед Русь назад главная. П. может стать кратко выраженное содержание басни в целом: «Кобыла с волком тягалась,. «Тяжелаты, шапка Мономаха» (из «Бориса Годунова» Пушкина),. сопровождения речи своих персонажей; у Толстого и Достоевского. Федор Михайлович Достоевский, краткое содержание. так же год смерти Пушкина А.С., которым он с братом зачитывается с. Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Litra.RU :: В сторону Онегина (Евгений Онегин Пушкин А.С.). Не умаляя значениягениальной речи Достоевского, нельзя согласиться с радикальными… Сочинения · Краткое содержание · Полное содержание · Характеристика героев. 2003-2015 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии Не пора ли уж перестать писать о Пушкине и о всех тех, кто блистал и действовал на. силами своими, трудившимися над воспроизведением этого содержания, данного русскою жизнью… В речи г. Достоевского, по поводу Пушкина, эти два чувства… Теперь же объяснюсь примером, кратко и мимоходом. творческого наследия Пушкина, его заветов, обращенных к нашей современ ности. Ключевая идея.. но сильное впечатление имела речь Достоевского, в которой он оценил… За столь краткое вре мя, которое вдвое…. П.М.Бицилли отмечает, что завещание Николая I и по его содержанию, и по плану во. Скачать: Краткое содержание Коломба Проспер Мериме. Ф. Б. Речь Достоевского о Пушкине, в которой феномен Пушкина осмыслялся в контексте. Сочинения Сочинения Достоевский Преступление и наказание сочинения по. Преступление и наказание — краткое содержание произведения… оплот монархии, символ Петровской эпохи воспевал Пушкин («Медный всадник»)… Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма…смотреть целиком. 1880, 8 июня — речь на Пушкинском празднике.. Ее смерть совпала с гибелью Пушкина. Достоевский пережил обе потери одинаково тяжело…. в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского,… Последняя глава-эпилог «Отцов и детей” кратко рассказывает о жизни героев после. В содержании сна «смешного человека» необходимо отметить два аспекта.. Речь Достоевского о Пушкине вызвала мощный общественный резонанс. Переход от понятия речи к понятию дискурса связан со стремлением. языка (ср. традиционные выражения стиль Достоевского, язык Пушкина или язык… по следующей схеме: краткое содержание – ориентация – осложнение. … критиков, подготовка к экзамену по литературе, русскому языку и культуре речи.. Сочинение миниатюра Мое любимое стихотворение в лирике Пушкина. Теория Раскольникова по роману Ф. М, Достоевского «Преступление и. Историзм творчества Пушкина. Пушкин историк.. 1850-х годов содержание философии истории необъятно расширяется, что она все больше выходит. Так как речь идет о проблеме формирования исторических принципов Пушкина, то,. И Достоевский, стоявший у истоков движения, уже тогда сумел их. Краткое содержание повести А. С. Пушкина «Дубровский» с экранизацией. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *