Доверие к богу

В чем разница между верой, уверенностью и доверием?

Вера — это признание чего-то, основанное на предположениях, и обычно не подкреплённое доказательствами. Уверенность — утверждение, что всё есть или будет именно так, или чёткий алгоритм, ведущий к конкретному результату. Чтобы из веры сделать уверенность, человек должен найти доказательства чего-то. Когда он видит дискуссию активно спорящих сторон, то он может руководствоваться верой в пользу одной и сторон, и спокойно поразмышлять, в чём первая или вторая сторона не права. А чтобы работать с доказательствами, возможно ему нужно стать профессионалом в каком-то деле, иначе он может просто во что-то верить. Доверие — это вера в полезное общение с другим человеком, это разрешение на получение тайны (это ещё надо заслужить), и вера в то, что какое-то совместное дело двух людей будет иметь успешный результат. Если из веры человек хочет сделать уверенность или доверие в общении с кем-то, он должен видеть чёткую цель, а также располагать соотвествующими возможностями. Но если человек верит в бога, обычно он не стремится найти доказательства в пользу своей веры, а просто верит в бога.

Как научиться доверять Богу?

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Игумен Нектарий (Морозов):

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Игумен Лука (Степанов):

– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

Иеромонах Димитрий (Першин):

– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника , наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Священник Валерий Духанин:

– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Священник Димитрий Шишкин:

– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог – любящий

Священник Леонид Кудрячов:

– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.

Щербенко Иоанн Дмитриевич 21.01.2018 9510

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня мы совершаем память одного из наших отцов и учителей во Христе — преподобного Феодосия Великого, общий житий начальника. Это был один из мудрейших людей своего времени. Он является составителем первого общежительного монастырского устава. Преподобный Феодосий явил достойный пример упования на Бога. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, почему мы с вами должны доверять Богу на протяжении всей нашей жизни.

Вера, прежде всего, является христианской добродетелью, это внутренняя убеждённость человека в существовании Бога. Однако истинная вера – это не только знание о Боге, но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание существования Бога своим умом и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божией.

Именно такая вера способна стать верой, действующей любовью, потому что истинная любовь немыслима без верности. Вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека, и только такая вера спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). Этими словами апостол Петр говорит, что христианину, всецело смиряющему себя под руку Божию, свойственно всю излишнюю заботливость о мирских благах отложить и всю надежду возложить на промыслительное попечение Божие, по обетованию Христа Спасителя о том, что у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30).

Святитель Иоанн Златоуст писал, что если Бог знает все и «что даже волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться». Господь сказал это для того, чтобы показать всеобъемлющее знание и промышление о людях.

В деле спасения необходим синтез веры и добрых дел

Истинным примером упования на Бога в своей жизни служит житие преподобного Феодосия Великого, память которого мы совершаем. Однажды пред праздником Христова Воскресения ученики святого скорбели, что у них ничего не было на праздник для трапезы – ни хлеба, ни масла и ничего съестного, а больше всего были опечалены тем, что в такой пресветлый праздник не могли они совершить Божественной литургии, так как не было для службы ни просфор, ни вина. Они начали возводить ропот на преподобного. Святой старец же, имея несомненное упование на Бога, повелел братии украсить божественный алтарь и не скорбеть. Он поучал, что «Тот, Который препитал в древности Израиля в пустыне и после того насытил малыми хлебами многие тысячи людей промыслит и о нас: ибо Он ни силою не сделался слабее, чем был прежде, ни ревность Его в промышлении над миром не сократилась, но Он – Один и Тот же Бог во веки».

Здесь мы видим пример истинного упования на Бога. Господь тотчас посетил всецело вверившегося Ему праведника. К концу дня к пещере, в которой подвизался святой со своими учениками, пришел некий человек, везя различную пищу для пустынных постников, кроме того среди припасов были просфоры и вино для совершения Божественных Таинств. При виде такого чуда ученики блаженного возрадовались и познали, какой благодати сподобился старец их у Бога. Они в веселии отпраздновали Пасху, а принесенной пищи им хватило на всю Пятидесятницу.

Таким образом преподобный Феодосий исполнил слова, написанные царем Соломоном: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Прит. 3:5–6).

Однако нужно помнить, что в деле спасения необходим синтез веры и добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную», помня слова апостола Иакова о том, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2:17). Ибо если мы с верой не соединим достойной и добродетельной жизни, то будет напрасна наша вера.

Возлюбленные братья и сестры! Как мы с вами можем научиться доверять Богу в повседневной жизни? Мы нередко говорим: «все в руках Божиих», однако готовы ли мы всецело предать свою жизнь в руки Божии?

Мы каждый день несколько раз произносим молитву, которую заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Это молитва «Отче наш». В одном из ее прошений мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Это прошение ставит нас перед настоящим испытанием: довериться Богу или отвергнуть Его и уповать лишь на свои силы. И если решимся всецело уповать на Бога, то мы должны воспользоваться бесценным святоотеческим опытом, который поможет нам достичь делания такой добродетели.

Преподобный Паисий Святогорец наставлял своих духовных чад такими словами: «Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу». Таким образом получается: если хочешь жить по воле Божьей, то нужно довериться своему Творцу.

Если мы хотя бы пять минут в день посвящали подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства

Вверяя себя в руки Божии, нам нужно понимать, что, если что-то происходит не так как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. Вот только это не так легко, как думается. Паисий Святогорец говорит о многих искушениях, которые будут встречаться на пути каждого, кто решится жить, доверяя Богу. «Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти», — утешает нас святой Паисий.

Наша жизнь должна стоять на твердом камне упования на волю Божию. «Когда надеждой мы утверждены в Боге, — пишет архимандрит Ефрем (Мораитис), — то основание положено на камне, и, если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас».

Все кажется таким легким и простым, когда мы об этом говорим, но как только приступает к практике, все становится невероятно тяжело. Именно в этот момент мы должны осознать: упование на волю Божию — дар от Бога, который подается каждому как плод молитвы. Поэтому нужно начать молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру.

Также в возрастании надежды на Промысл Божий нам могут помочь наблюдения за события нашей жизни. В быстротечности нашего мира, в зависании в социальных сетях и интернете мы многое теряем из виду, многого в нашей жизни не замечаем. Но если бы мы хотя бы пять минут в день посвящать подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства.

Так, дорогие братья и сестры, мы и сможем научиться уповать на волю Божию в каждый момент нашей земной жизни, особенно в периоды «богооставленности». Будем помнить твердо, что Господь всегда рядом, нам нужно лишь довериться Ему всем сердцем и душой.

Будем стараться, чтобы слова Христа: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:14–23) никогда не были обращены в нашу сторону. Аминь.

Николай Александров
Студент 3 курса

Ключевые слова: вера, доверие Богу, святые отцы, Феодосий Великий.

О вере и неверии // URL:// https://azbyka.ru/vera (дата обращения: 12 января 2018 года).

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Мф. 20:1–16.

Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых по изложению святителя Дмитрия, митрополита Ростовского. Месяц январь. Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004. С. 174.

Там же.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Мф. 20:1–16.

Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. – М.: Изд-во «Святая Гора», 2011. С. 99.

Там же С. 100.

Ефрем Святогорец, архимандрит. Отеческие советы. Издательство Саратовской епархии, 2006. С. 157.

>Верить и доверять – в чем разница

Что такое вера и доверие

Верить и доверять – в чем разница между двумя этими понятиями знает не каждый, но часто использует их в своей жизни. Чтобы правильно понимать значения данных слов нужно понимать не только их смысл, но и правильное употребление. Практически все знают, что доверие – это весьма сложный процесс, который постоянно присутствует в человеческой жизни.

Смысл доверия в том, чтобы уметь полностью открыться человеку или ситуации, не боятся каких-либо изменений. Обычно, доверие применяется по отношению к близким людям, в быту используется часто, начиная от ребенка (оставить для присмотра) и заканчивая приготовлением блюд или же ремонтными работами.

Доверие, по мнению общественности, заработать не так просто. Но часто его путают с другим понятием – верой. Вера – безосновательная уверенность в чем-либо. К вере обращаются в религии, теории, спонтанном поведении и прочих моментах, при которых никакой ясности в последствиях нет.

Вера присутствует в любом человеке, она дает возможность совершать необдуманные поступки, не учитывая никаких окончательных результатов. Добиваться веры от кого-то не нужно, но вера немного ограничивает возможности. Из-за одной только веры люди не будут жертвовать здоровьем родных, не смогут доверить на хранение ценные предметы.

Может показаться, что никаких отличий нет – понятия однокоренные, приблизительно похожи между собой. Но только доверие появляется независимо от воспитания или ситуации. К примеру, дети уже доверяют окружающим людям или предметам. Но при этом взрослые могут их от этого отучить – запрещать, объяснять, показывать на своем примере.

А вот вера может прийти внезапно – от увиденного чуда, происшествия, благодаря какому-либо поступку. Веру невозможно изъять из человека, она будет проявляться постоянно, на протяжении всей жизни.

Многие организации используют веру у человека в своих целях. Например, некоторые религиозные организации именно так и добавляют участников себе – делают вещи, в которые легко поверить, но сложно проверить. Понимание того, вера это или доверие, приходит не сразу, иногда людям нужно долго разбираться в себе, чтобы понимать, какие именно ощущения они испытывают.

Принцип доверия изучают некоторые науки:

  • психофизиология;
  • психология;
  • философия;
  • социология.

Интересен тот факт, что толкования доверия нет во многих словарях. А вот вера присутствует везде, с примерами и основными понятиями.

Понятие веры очень часто используется в медицине – больные пациенты охотно верят врачу. На вере также базируется лечение с помощью панацеи – пустышке, которую дают пациенту для того, чтобы проверить возможность организма к самоизлечению.

Некоторые утверждают, что только благодаря вере в лечебные свойства принимаемых пилюль больные получали полное или частичное выздоровление. Доверия в таком случае нет – пациент в этом не нуждается, так как взаимодействует не с врачом, а с препаратом, который ему дают. Эти все примеры показывают, что вера и доверие, хоть и имеют общий корень, сильно отличаются по смыслу друг от друга.

Желательно эти два слова между собой не путать. Встречается очень много работ, в которых описывается, по сути, доверие, но постоянно используется слово “вера” для объяснения. Это не совсем верно – тогда у прочитавшего будут смешанные чувства по отношению к людям и различным ситуациям.

Так же как и доверие – зачастую, даже те, кто использует это слово, не знают его точного толкования. Но в личных рассуждениях люди эти два понятия разделяют четко, понимая, что вера и доверия – все-же разные по смыслу слова.

Существуют несколько видов доверия, которые включают в себя веру:

  • вера в порядочность, доброжелательность, доброта;
  • готовность к следованию общепринятых правил в обществе (любых).

Эти два пункта одинаковы по смыслу, относятся к общему доверию, но при этом соединяют различные на первый взгляд понятия.

Вера также имеет несколько видов:

  • глубоко верующие (те, кому не нужны какие-либо доказательства);
  • колеблющиеся люди (с одной стороны есть вера в какой-то процесс, но с другой они хотят получить какие-то доказательства).

Всегда считалось, что вера принадлежит исключительно церкви (но это не так), верующий человек может или верить во все увиденное или описанное кем-то, без потребности к каким-либо доказательствам. Или же сомневаться – прочной платформы для безоговорочной веры нет, если сомнения и изредка – требования к пояснению процесса.

Вера постоянно поддается критике, так как присутствует без доказательств. При этом, сколько бы не проходило времени, вера все равно присутствует в жизни людей, если не в религиозном смысле, то в фантастическом, бытовом и лечебном.

Доверие

У этого термина существуют и другие значения, см. Доверие (значения).

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

В Викицитатнике есть страница по теме
Доверие

Доверие (между людьми) — это уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом (или не поведёт). Доверие — всегда чьё-то, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа Справедливости или Гуманизма

Доверие (понятие) — состояние внутреннего мира субъекта, обусловленное желанием взаимоотношения, характеризующееся готовностью передачи определенных прав и соответствующих объектов иным вольным субъектам.

Доверие в социологии и психологии — открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Финансовое доверие может выражаться в одалживании средств или возложении полномочий по управлению имуществом. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией.

Интересный труд по данной тематике представил Фрэнсис Фукуяма. В его книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» взяты отдельные экономические, политические и социальные модели реальных стран, с разным уровнем доверия (Россия, США, Англия, Франция, Германия, Япония, КНР, КНДР и пр.). Автор рассматривает различные модели управления, введенные в этих странах, «линию» правительства, роль внутрисемейных отношений и воспитания, открытых религиозных организаций и закрытых сект и пр. Все аспекты сплетаются в единую систему, основанную на цифрах и логике, при помощи этой системы автор с легкостью показывает важность доверия в пост-индустриальную эпоху.

Доверие считается основой всех социальных институтов. В таком качестве исследовалось в этнометодологии.

Фактически в политологических и этнометодологических рассуждениях доверие выступает в двух ролях. Во-первых, как вера в порядочность, доброжелательность другого человека или, в критических ситуациях как вера обоих агентов принадлежность к одному и тому же сообществу (нации), требующая от них той или иной степени солидарности. Во-вторых, доверие понимается как готовность следовать правилам игры (институтам), принятым в обществе, например, отдавать долги, выполнять должностные обязанности, следовать принятым обычаям. Эти две роли связаны между собой, но не пропорциональны друг другу. Уровни требований к выполнению правил в разных обществах существенно отличаются друг от друга. Согласно по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные. Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются — законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций (наиболее близки к этой дефиниции западные страны и страны Юго-Восточной Азии). В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций. Теплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах, и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождем. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах. В настоящее время можно даже указать формальный экономический критерий выделения теплых обществ — значение коэффициента Джини ≥ 0,4-0,5. Нетрудно заметить, что к теплым культурам прежде всего относится Россия и её западные соседи, а также Латинская Америка. Также на доверии основано социальное влияние.

Доверие — это безопасность или твердая надежда, что кто-то имеет другого человека или что-то еще. Это также касается презумпции себя и духа или силы действовать. Например: «Этот человек не внушает доверия, я думаю, что я не приму сделку», «Хуан дал ей уверенность, и она предала его», «У меня есть уверенность, чтобы победить соперника» .

Исходя из этого значения, мы находим ряд терминов, которые также используют концепцию, которую мы сейчас анализируем. Это относится, например, к выражению «злоупотребление доверием». С ней она хочет выразить то, что кто-то, кому другой человек поддерживал ее и всегда отдавал ей должное, воспользовался этим обстоятельством, сознательно или неосознанно, чтобы причинить ей вред или посмеяться над ней.

Таким же образом, мы не можем упускать из виду, что есть другой термин, который аналогичным образом использует слово, которое сейчас нас занимает. Это «вотум доверия». С этим выражением то, что нужно прояснить, это то, что кто-то уполномочивает другого человека выполнять определенное действие.

Однако это же выражение используется в политической сфере. И это то, что он устанавливает, что в нескольких законодательных палатах его члены поддерживают и принимают действия, которые правящее правительство проводит в конкретной области или ситуации. Таким же образом, он также используется для обозначения того, когда они дают полномочия государственному органу для выполнения определенных задач.

Именно в вышеупомянутом политическом секторе есть также выражение «вопрос доверия». При этом речь идет о процессе, посредством которого главы государства или правительства анализируются другими членами законодательной палаты, чтобы путем соответствующего голосования решить, следует ли им продолжать или не выполнять свои обязанности.

Уверенность относится, с другой стороны, к знакомству в сделке : «Вам не нужно расчесывать каждый раз, когда я иду в ваш дом, у нас уже достаточно уверенности», «Как ты смеешь говорить со мной таким образом? Я никогда не давал тебе такой уверенности .

Для социальной психологии и социологии доверие — это гипотеза о будущем поведении соседа. Это убеждение, которое полагает, что человек сможет действовать определенным образом в определенной ситуации: «Я скажу отцу все, я уверен, что он меня понимает и помогает мне» .

В этом смысле доверие может быть усилено или ослаблено в соответствии с действиями другого человека. В предыдущем примере, если отец помогает своему сыну, доверие будет укрепляться; в противном случае доверие будет предано, и в будущем, скорее всего, ребенок не будет действовать таким же образом.

Доверие предполагает приостановку, по крайней мере временно, неопределенности в отношении действий других. Когда кто-то доверяет другому, он верит, что может предсказать свои действия и поведение. Уверенность, следовательно, упрощает социальные отношения.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *