Доверие происхождение слова

Установление доверия

Повестка дня

Цель тренинга:

Совместно с участниками встречи дать определение термина «доверие», учитывая тенденции и отношения в 21 в, выявить стереотипы и установки, разрушающие доверие, а также определить список установок, способствующих развитию доверия.

Ожидаемый результат:

– По окончанию тренинга участники смогут определить установки, разрушающие и созидающие доверие.
– По окончанию тренинга участники почувствуют нужду доверять и быть тем, человеком, которому доверяют.

– по окончанию тренинга участники на практике, в игровых упражнениях смогут тренировать доверие своим коллегам.

Для достижения цели тренинг был построен следующим образом.

Первая часть построена таким образом, что участники проводят эксперимент, где нужно перебороть свой страх, основанный, как раз-таки, на уверенности и доверии своим коллегам. Для этого необходимо одному человеку встать на стол и наклоняясь назад, упасть. Задача шести коллег, подстраховывать добровольца и ловить во время его падания. Данное упражнение помогает оживить в памяти ассоциации к слову «доверие» и «недоверие». После данного упражнение участники выявляют рабочее определение термина «доверие».

Вторая часть была направлена на выявление портрета доверия в 21 веке, где основным упражнением было «Профиль друга». В данном упражнении участники выполнили исследование страницы в социальной сети одного из друзей тренера, затем выводы участников сравниваются с тем, что тренер знает о выбранном персонаже. Данное упражнение помогает участникам признать, что доверие в современном мире имеет необычную форму – мы больше доверяем в социальных сетях, чем близким и родным. Что в целом помогло всей команде составить портрет доверия в современном мире.

Третья часть, где в основе лежало упражнение «Примерка социальных ролей». В котором участникам приклеивается социальная роль, таким образом, чтобы он ее не видел, а также, участникам выдается комплект карточек, на которых написаны национальности. Задача двух команд, работающих отдельно договориться, кто из участников какой национальности будет, что естественно делается на основании наклеек с социальной ролью. В итоге, команды начинают обращаться к своему опыту и использовать стереотипы и установки, которые сложились со временем в каждом обществе. Посредством данного упражнения участники выявляют установки и стереотипы, которые разрушают и созидают доверие.

Упражнение «Вавилон» в котором две команды в полной тишине нарисовать здание, которое запланировано по проекту. Для этого каждый участник имеет свою часть проекта, задача участников скооперироваться таким образом, чтобы проект дома был выполнен правильно. При этом важно учитывать несколько правил: задание должно происходить в полной тишине и нельзя показывать информацию, которая предоставлена тебе. Команды сами принимают решение, как рисовать проект. Данное упражнение показывает, на практике, как доверие помогает выстраивать партнерские отношения и расширяет границы как команды, так и каждого ее участника.

16 февраля 2020 | logosinfo.org

Сорок первая глава книги Иеремии — это часть истории о том, как рухнула еще одна надежда на восстановление Иудеи. Наместник Годолия, который был своего рода смягчающей подушкой между иудеями и вавилонянами, убит. Эта глава — не кульминация истории. Она только создает фон для истории о том, как Божье предостережение было отвергнуто в очередной раз. В отрыве от всей истории эта глава не несет большой богословской нагрузки. Здесь только описывается действие.

Но на пару моментов все-таки хотелось бы обратить внимание.

5. пришли из Сихема, Силома и Самарии восемьдесят человек с обритыми бородами, и в разодранных одеждах, и изранив себя, с дарами и ливаном в руках для принесения их в дом ГОСПОДЕНЬ (Иер.41:5)

То, что здесь описано, происходит через два месяца после того, как храм уже сожжен. С другой стороны, как станет ясно из следующей главы, те, кто остались, к пророкам особо не прислушались.

Таким образом, люди несут дары в дом Божий. Но при этом они добавляют к этому некоторые обряды, которые Бог явно запретил:

27. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
28. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я ГОСПОДЬ. (Лев.19:27-28)

Это создает определенные вопросы относительно духовности тех, кто приходит на это поклонение.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание — это сходство смерти Годолии со смертью Христа.

Сходство это заключается в том, что оба были преданы близкими людьми.

В древнем мире существовали строгие законы гостеприимства. Если человек был приглашен за стол и ел вместе с пригласившим, то это было высочайшей гарантией доверия. Вспомним, как Лот мотивировал свои попытки защитить гостей, как ели Иаков с Лаваном для того, чтобы скрепить свой договор. Совместная трапеза была выражением величайшего доверия. А предательство того, с кем ел, считалось величайшим преступлением.

Иисуса тоже предал тот, кто ел рядом с ним. И в этом сходство Иисуса и Годолии — они оба проявили доверие к тем, кто этого не заслужил. Но есть и различие — Годолия был обманут. Иисус знал, что Иуда предатель. Но все равно ел с ним.

Вечеря Господня напоминает нам, что мы питаемся от Божьего стола. Апостол Павел напоминает нам, что принимая Вечерю недостойно, мы навлекаем на себя тяжкое осуждение, так как предаем Божье доверие.

По правде говоря, никто из нас Божьего доверия не заслужил. Но Иисус все же говорит, что готов вечерять с нами.

Вопрос: Правильно ли поступил Годолия, что доверял Исмаилу? Что хуже — чрезмерная доверчивость, или излишняя подозрительность, учитывая то, как Иисус отнесся к нам?

Пастор Денис Медведев

— Как случилось, что Вы с юридическим образованием не только вошли в отрасль дата-центров, но и возглавили ЦОД?

— В наш телекоммуникационный холдинг я пришла еще очень молодой, около 11 лет тому назад, — тогда я училась в вузе на вечернем отделении и была очень далека от мира техники. Мой карьерный рост начинался с должности референта президента компании, потом я стала начальником секретариата, начальником юридического отдела и так далее. Таким образом, мы очень плотно работали с учредителями, и мне очень многому довелось у них научиться как у руководителей и как у профессионалов.

В 2002 году наша компания выкупила нежилое помещение и разместила в нем свое оборудование. Учитывая, что на телекоммуникационном рынке невозможно существовать автономно и имеются очень плотные связи, некоторые компании изъявляли желание поработать вместе и направили запросы о размещении оборудования у нас. В результате возникла идея – если есть помещение, техническая возможность и спрос, то почему бы не превратить это все в идею коммерческого ЦОДа?

— Впервые слово «ЦОД» Вы услышали здесь?

— Да, фактически я росла вместе с этой компанией, и мы вместе взрослели, набирались опыта, это было очень интересно. Мне приходилось много работать с недвижимостью. Дата-центр и недвижимость – неразрывные сферы. Это продажа не услуги связи как таковой, а продажа или аренда именно места под размещение оборудования. Фактически, мы продаем или сдаем в аренду часть помещения для размещения оборудования на некоторых условиях, с некими гарантиями по надежности.

В целом я очень довольна тем, что моя карьера сложилась именно таким образом и что я оправдала доверие, которое мне оказали акционеры и партнеры. С того момента, как мы превратились из собственного дата-центра в коммерческий ЦОД, нам многое удалось сделать. Нужен был хозяйский взгляд: все надо было «разложить по полочкам», провести аудит, маркетинг и т. д. В результате буквально за два года мы продали все свободные места, и у нас произошла непредвиденная приостановка продаж, поскольку мы не рассчитывали, что так быстро выполним свой план.

Конечно, мы не сравниваем себя с «монстрами» отрасли, но у нас есть своя ниша. Хотелось бы сделать дата-центр, который по уровню будет приближаться к гигантам. Сейчас мы собираем необходимую информацию, изучаем зарубежный опыт строительства ЦОДов. Этим летом я была в Майами, в дата-центре Verizon – Terremark. Впечатляет их размах и подход, связанный с использованием интересных уникальных инженерных конструкций и технологии – того, чего в России пока нет в принципе. Это полезный опыт.

— Вы встречались с бизнес-вимен в Америке. Ваше впечатление?

— Я провела мало встреч в Америке, т. к. моя поездка носила частный характер. Но насколько я смогла почувствовать эту страну, там каждый человек имеет равные права для самореализации. И, может быть, в Америке женщинам отчасти все проще дается: и в плане обучения, и в плане карьерного роста.

— ЦОДы – вроде бы мужской бизнес. Вы ощущаете себя исключением?

— Естественно, у меня были проблемы во взаимоотношениях с мужским коллективом, потому что он на 99 % мужской. Такие специальности, как электрики, инженеры, айтишники, на сегодняшний день преимущественно мужские. К сожалению, поначалу некоторые мои коллеги воспринимали меня с усмешкой, возникали неприятные моменты, которые меня огорчали. Мужчины иногда любят посплетничать даже больше, чем женщины, — могут обсуждать в курилках вопросы, скажем так, далекие от профессиональной тематики. Но передо мной стояли конкретные задачи, и я занималась исполнением этих задач. С другой стороны, усмешки коллег придавали сил и энергии, чтобы доказать, что я не просто так занимаюсь этим вопросом.

— Какие бы вопросы обсуждали в «женской лиге» профессионалов ЦОДов, если бы она была?

Я человек, который не очень близок к женским клубам и так далее. Я всегда была против «компашек» в курилках, странных разговоров с шовинистским уклоном. Я за профессиональный подход без дискриминации по гендерному признаку.

— Какие личные качества могут быть полезны в Вашей работе?

— Наверное, мой характер ближе к мужскому. Сначала я подсмотрела какие-то моменты управления, когда работала в военкомате. У нас были оперативные мероприятия, надо было в 5–6 часов утра приезжать на сборы. Там закладываются такие качества, как исполнительность, четкость, умение распланировать свое рабочее время. В настоящее время один из наших акционеров – это именно женщина. Она стала для меня великолепным примером того, как женщина может реализовать себя в бизнесе.

Как показывает практика, женщина может успешно совмещать работу с домашним хозяйством и занятиями с детьми. Это все зависит от умения планировать дела и рабочее время.

Что касается волевых качеств руководителя, на мой взгляд, к ним относятся чувство ответственности, твердости и напористости. Нужно уметь доводить начатое до конца. И даже если совсем не получается, определенные усилия к этому нужно все равно прикладывать.

– Какие качества мешают?

Мешает то, что к некоторым вопросам я отношусь не с холодным умом, а все-таки пропускаю многое через себя, т. е. эмоциональность. Но я думаю, с возрастом жизненный опыт это корректирует.

— Сотрудники пытаются Вас взять на жалость, втянуть в эмоциональное обсуждение?

— Я нормальный человек и могу войти в любую жизненную ситуацию своих сотрудников: семейные обстоятельства, плохое самочувствие и т. д. Но я очень не люблю, когда начинают этим злоупотреблять и манипулировать. В таких случаях я ставлю рамки. У нас достаточно ответственный участок работы, мы отвечаем не только за свое оборудование, но и за оборудование клиентов. Эта сфера требует концентрации. Все-таки ЦОДы − это стратегические объекты.

— Когда и как начинается Ваш рабочий день?

— Все как обычно, нет ничего особенного. Электронная почта, просмотр документов на подпись. Я сова и была очень рада, что время перевели, вернули один час.

Стараюсь планировать выездные встречи либо на первую, либо на вторую половину дня, чтобы не разрывать день из-за пробок. Если возникают какие-то проблемы или проводятся ночные работы, мы, естественно, задерживаемся.

— Нужно ли женщине на высокой должности быть на две головы выше, чем мужчина?

— Все индивидуально и во многом зависит от коллектива. Вообще у нас очень хороший коллектив. И хотя у нас трудятся различные специалисты, я считаю, директор должен разбираться во всем. Мое юридическое образование очень помогает, потому что для директора знать законы — значит, работать в рамках правового поля. Одно дело – иметь юридическую службу, другое дело – понимать, что ты подписываешь. А вот сложнее ли женщине чего-то добиться… Я могу только из своего опыта сказать − мне было непросто.

Но вообще-то я привыкла к сложностям, потому что приехала в Москву из Коломны, Московской области. Это очень красивый и родной город, и переезд для меня был первым испытанием. В Москве у меня было мало знакомых, друзей. Приходилось с нуля выстраивать карьеру и личные контакты.

— Какие преимущества и какие минусы Вы увидели для своей карьеры в ЦОДах?

— Уже одно то, что я в эту отрасль попала и работаю в ней, само по себе преимущество. Здесь накоплен определенный багаж знаний, и мне было очень интересно все это освоить. Кроме того, партнерские взаимоотношения, активное общение между людьми, интересные проекты – все очень важно. И плюс ко всему — на этой должности вырабатываются важные личные качества. Например, усидчивость, терпеливость.

— Какой имидж больше всего подходит женщине в этой отрасли, особенно женщине на руководящей должности?

— Я не привязываю имидж женщины конкретно к какой-то отрасли. Есть то, что сейчас модно, что человеку подходит, нравится. Конечно, есть определенный дресс-код для офиса. Я считаю, что имидж состоит не только из того, как ты внешне выглядишь и во что одет. В первую очередь личные качества формируют деловой имидж того или иного руководителя.

— Вам приходится себя ограничивать в одежде?

— Лично мне − нет.

— Какой комплимент из тех, что Вам сделали в профессиональной среде, больше всего Вам понравился, запомнился?

— Как-то раз мы сидели вместе с акционерами, общались, и они назвали меня человеком года. Оправдать доверие акционеров для меня было очень важно, и их похвала многого стоит. В любом случае, все комплименты приятные.

— Бывали случаи несанкционированного поведения, когда Вы чувствовали, что человек хочет перейти грань?

— Нет, не припомню.

— Когда женщина появляется в мужском коллективе, она привносит изменения в отношения коллег?

— Конечно, и хорошего, и плохого. При этом нельзя говорить о женщине как о «стандарте». Женщины, так же, как и мужчины, все разные. Ведение домашнего хозяйства у женщин «в крови». Поэтому женщина вполне успешно может управлять большим хозяйством ЦОДа.

— Как любите проводить свободное время?

— С семьей. Интересно сходить вместе и в бассейн, и в Третьяковскую галерею, и на детский спектакль. Зимой можно вместе поехать поучиться кататься на лыжах или на сноуборде, или просто погулять. И, конечно, все мы очень любим путешествовать.

— Какие места Вам нравятся − Восток, Европа?

— В настоящее время притягивает Европа и Америка. Хочется дочери показать то, что не видели мы, например «Диснейленд».

— Ваши планы?

Программа минимум – хотелось бы повысить свой уровень образования. Существует президентская программа подготовки управленческих кадров в рамках департамента поддержки и развития бизнеса. Я подготовила документы и прошла по конкурсу. Мне сказали: «Вы для нас идеальный кандидат». Эта программа на год. И надеюсь, что она поможет повысить эффективность работы и сформировать новые направления развития компании.

ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ — ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А.Б. Купрейченко

Лаборатория социальной и экономической психологии Институт психологии Российской академии наук Ул. Ярославская, 13, Москва, Россия, 129366

В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения в психологии.

Постановка проблемы. Условность новизны указанного подхода объясняется тем, что некоторые его основания были намечены в 50—70-е годы XX века в работах М. Деусча, Ж. Меллингера, Б.Ф. Поршнева, У. Рида и др. . Однако в последние десятилетия распространение получил более упрощенный подход к проблеме соотношения доверия и недоверия, согласно которому эти феномены рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие и тем самым взаимосвязанные . В то же время результаты исследований последних лет убедительно показывают, что доверие и недоверие как психологические феномены в высокой степени независимы друг от друга . Несмотря на появившиеся работы, пока еще в недостаточной степени определены признаки, факторы, функции, компоненты (основания), а также условия возникновения и существования доверия и недоверия. Наиболее важной исследовательской задачей является поиск признаков доверия и недоверия — характеристик, позволяющих четко определить и разграничить данные феномены.

Общие признаки доверия и недоверия. Большинство исследователей отмечают, что доверие возникает в условиях неопределенности, уязвимости, отсутствия возможности контроля . Кроме того, нередко доверие определяется как состояние открытости. Однако недоверие также возникает только при наличии всех перечисленных условий. Если нет открытости, уязвимости и неопределенности, то нет и опасений, связанных с ними, и, следовательно, нет оснований не только для доверия, но и для недоверия. Важным положением современных исследований является утверждение о том, что доверие не всегда приносит благо, а недоверие — зло. Избыток доверия может иногда причинить значительный вред, а оптимальный уровень недоверия — существенную пользу. В то же время большинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимистические ожидания относительно поведения другого, а недоверие — как уверенно негативные ожидания . Таким образом, эти авторы считают, что доверие касается ожидания событий, на которые надеются, а недоверие — ожидания событий, которых боятся.

По нашему мнению, далеко не всегда доверие представляет позитивные ожидания. Доверяя человеку, мы принимаем от него не только позитивные, но и негативные оценки собственного поведения, а также неприятные для нас,

но справедливые поступки (например, наказание). Незаслуженная похвала в большей степени способна поколебать доверие, нежели неприятное, но обоснованное замечание. В свою очередь, и добро, идущее от человека, которому мы не доверяем, становится основой для еще больших подозрений. Особенно если мы ничем не заслужили подобное хорошее отношение. Существуют мудрые изречения, раскрывающие истинное значение этого «блага»: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Таким образом, можно выделить признаки, которые более надежно, нежели позитивные и негативные ожидания, позволяют разграничить доверие и недоверие. Таковыми, по нашему мнению, выступают ожидание пользы (признак доверия), в том числе в форме порицания, ограничения или наказания и ожидание вреда (признак недоверия), в том числе и в форме незаслуженного вознаграждения, лести, услужливости и т.д.

Наиболее близким по смыслу к фактору «ожидания пользы — опасение вреда» является дихотомия «ожидание добра — опасение зла». Не случайно в философской традиции наиболее часто одним из основных признаков доверия выступает нравственное поведение. Доверие понимается как этическая категория, отражающая нравственные отношения между людьми . Б.А. Рутковский рассматривает доверие как нравственное понятие, выражающее такое отношение одной личности к другой, которое исходит из убежденности в ее добропорядочности, верности, ответственности, честности, правдивости . С этой позиции противоположностью доверия является недоверие, понимаемое как состояние, в котором искренность и честность человека подвергаются сомнению . Однако такое противопоставление является оправданным далеко не всегда. Человек, которому мы не доверяем, может также действовать сообразно нормам морали, но его интересы и цели деятельности могут вступать в противоречие с нашими и потому вызывать закономерные опасения. В этом случае мы имеем дело с заслуживающим уважения противником.

Недоверие возникает и в случае, если второй участник взаимодействия не проявляет и даже не испытывает враждебности. Он может вообще не подозревать о существовании конфликта целей и интересов. Однако если этот конфликт очевиден для субъекта, если субъект испытывает зависть или враждебность и готов к соперничеству, то ожидание справедливой реакции на подобное отношение порождает недоверие к противной стороне. Готовность субъекта к вражде или конкуренции вызывает опережающее ожидание отмщения и порождает превентивное недоверие. Соперничество, также как и недоверие нередко бывает неосознаваемым. Не этим ли чаще всего объясняется немотивированное недоверие со стороны людей, которым мы не сделали ничего плохого? Таким образом, поведение человека, которому мы не доверяем, потому что находимся с ним «по разные стороны баррикад», может быть вполне честным и справедливым.

Попытка определить доверие как однозначное ожидание нравственного (справедливого, честного, ответственного) поведения, а недоверие — как ожидание безнравственного поведения оказывается несостоятельной еще и другой

причине. Как показали результаты нашего совместного с С.П. Табхаровой эмпирического исследования, крайняя степень выраженности у оцениваемого человека некоторых нравственных качеств (гиперответственность, кристальная честность и т.д.) неоднозначно воспринимаются респондентами . Большинство считает эти характеристики важными основаниями доверия другому человеку. Но, по мнению части респондентов, такая бескомпромиссность и «нечувствительность к контексту» может привести к неприятным последствиям, особенно со стороны близкого человека и поэтому вызывает недоверие к нему. Например, кристально честный человек в нравственно неоднозначной ситуации может не сохранить чужую тайну и поэтому оцениваться как предатель. Неоднозначность связи нравственности с доверием и безнравственности с недоверием можно представить в виде таблицы. В табл. 1 представлены виды отношений, которые могут возникать при различных сочетаниях нравственности и безнравственности доверителя и его партнера по взаимодействию.

Таблица 1

Виды отношений доверия и недоверия при различных сочетаниях нравственности и безнравственности взаимодействующих субъектов

Партнер по взаимодействию Доверитель

нравственный человек безнравственный человек

Нравственный человек Доверие — желание и ожидание добра Доверие — ожидание пользы

Недоверие — противоречие, конфликт интересов и целей — «честный поединок» Недоверие — желание зла и опасение возмездия

Недоверие — опасения, вызванные кристальной честностью и бескомпромиссностью

Безнравственный человек Недоверие — опасение потерь, зла Недоверие — желание зла и опасение зла

Доверие — гуманная и гуманистическая позиция Псевдодоверие — сообщничество, сговор

Доверие — ситуативно обусловленное

Человек с невыраженной нравственностью Доверие — общая установка на доверие Недоверие — общая установка на недоверие

Недоверие — общая установка на недоверие Условное доверие — избирательное доверие как следствие договора и расчета

Доверие или Недоверие — ситуативно обусловленное (наиболее высоко вероятное отношение)

Таблица показывает, что нравственность партнеров не является критерием, позволяющим однозначно и надежно разграничить понятия «доверие» и «недоверие». Таким образом, общность перечисленных выше признаков этих феноменов возвращает нас к вопросу о том, в чем же состоят главные различия доверия и недоверия.

Основные признаки, дифференцирующие доверие и недоверие. В работах отечественного историка и социального психолога Б.Ф. Поршнева предложены некоторые основания для разведения их содержания и происхождения .

Отвергая представление о том, что доверие есть всего лишь отсутствие недоверия, Б.Ф. Поршнев отмечает, что эти явления могут существовать в один и тот же момент времени. Используя аналогию с законом обратной индукции возбуждения и торможения в физиологии высшей нервной деятельности, Б.Ф. Поршнев считает, что основанная на доверии суггестия, сила прямого влияния слова на психику, индуцирует (хоть и не автоматически) ограждение, складывающееся из разных психических механизмов . Недоверие и есть первый феномен из серии этих охранительных психических антидействий. Понимая доверие как предрасположенность к внушению и зависимости от другого, Б.Ф. Поршнев отмечает, что «зависимость» (суггестия) первичнее, материальнее, чем «внутренний мир» одиночки . По мнению Б.Ф. Поршнева, недоверие есть отношение, формирующее внутренний мир человека, — психическая независимость достигается противодействием зависимости. Таким образом, способность не доверять, наряду со способностью доверять — онтогенетически и филогенетически одно из древнейших образований.

Подобный взгляд, по нашему мнению, способен расширить заложенные Э. Эриксоном и ставшие традиционными представления о формировании базального доверия на ранних стадиях отногенеза. Можно высказать гипотезу, что базальное доверие (ощущение единства, тождественности с матерью) — это то, с чем ребенок входит в мир. Продолжая аналогию Б.Ф. Поршнева, следует предположить, что оно первичнее, чем ощущение независимости. Отделение от матери и одновременное вхождение в мир (открытость ему) нарушает привычный комфорт младенца, который он испытывал в утробе матери, вызывает ряд неприятных ощущений, которые и формируют в конечном итоге чувство физических границ с матерью и окружающим миром. Постепенно ребенок научается находить источники приятных ощущений и избегать неприятных, т.е. делать правильный выбор в пользу приближения и единства или в пользу избегания и враждебности. Инстинкт самосохранения (стремление защитить собственные границы от разрушающего воздействия) по своей сути является проявлением базального недоверия личности. Базальное недоверие — ощущение небезопасности окружающего мира и стремление к избеганию неприятных факторов среды возникает на ранних стадиях онтогенеза как закономерное следствие базального доверия, с которым ребенок приходит в мир.

Таким образом, на начальном этапе развития личности в определенной пропорции формируются навыки доверять и не доверять миру. Это сочетание открытости миру и закрытости от него, по нашему мнению, и есть подлинная автономность, то есть именно то новообразование, которое формируется на первой стадии психосоциального развития личности, названной Э. Эриксоном «краеугольным камнем жизнеспособности личности» . Автономность человека в числе других элементов включает осознание им границ собственного Я, своего психологического пространства и границ окружающего мира. Опасения, связанные с вторжением окружающих людей в эти границы, а также опасения, связанные с нарушением субъектом границ окружающего мира и других людей, является основой недоверия. Основанием доверия выступают ожидания пользы

(доброго и справедливого отношения) от тех, кому личность открывает границы собственного психологического пространства или тех, в чьи границы она проникает сама.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ происхождения доверия и недоверия вплотную подводит нас к рассмотрению функций, которые выполняют эти категории в жизни субъекта. Доверие и недоверие регулируют отношения с окружающим миром, воспроизводят социально-психологическое пространство человека, способствуют развитию субъекта и т.д. В то же время и доверие, и недоверие имеют специфичные функции. Благодаря доверию субъект вступает во взаимодействие с миром, познает и преобразует его и себя. Именно доверие создает условия для обмена и взаимодействия субъекта с окружающим миром. Недоверие же способствует сохранению и обособлению субъекта и его социально-психологического пространства. В этом проявляется его защитная функция. Таким образом, еще одной характеристикой, способной разграничить доверие и недоверие, является «ориентация на обмен и взаимодействие — ориентация на сохранение и обособление».

Динамический баланс доверия и недоверия личности есть результат влияния двух взаимосвязанных факторов: «притяжение-избегание» и «приятно-неприятно». Интересные объекты при сближении вызывают у ребенка разные ощущения и эмоции, формируя представление о приятном или неприятном (опасном). На следующих стадиях развития наряду с фактором «приятно-неприятно» значимыми становятся также показатели «полезно-вредно», «плохо-хорошо», «нравственно-безнравственно». Эту группу факторов можно условно объединить под названием «ожидание добра — опасение зла». Значимость каждого из входящих в эту группу факторов для построения отношений доверия-недоверия определяется целым спектром личностных, социально-демографических, социо-культур-ных, ситуативных и других детерминант.

Таким образом, наиболее значимыми факторами, по которым возможно развести феномены доверия и недоверия, мы считаем «притяжение-избегание», «ожидание добра — опасение зла». Эти факторы являются в значительной степени взаимосвязанными и в предельном случае (под влиянием социальной ситуации, личностных особенностей и т.д.) они могут сливаться в единый фактор — «доверчивость-подозрительность (недоверчивость)». Именно этот частный случай и выступал основой теоретической модели, которая долгие годы была господствующей в психологии, — модели противопоставления и взаимоисключения доверия и недоверия. Можно видеть, что среди основных факторов доверия-недоверия имеются конативные, когнитивные и эмоциональные образования. Это позволяет рассматривать доверие и недоверие как психологическое отношение с его традиционной структурой, включающей перечисленные компоненты. Доверие как психологическое отношение включает в себя интерес и уважение к объекту или партнеру; представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним; эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки партнера; безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать оп-

ределенные действия, способствующие успешному взаимодействию. Недоверие включает следующие основные элементы: осознание возможных рисков; чувство опасности, страха в сочетании с негативными эмоциональными оценками партнера и возможных результатов взаимодействия; настороженность и напряженность, а также готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность — нанести превентивный удар.

Важно отметить, что содержание и степень опасений (недоверия), как правило, не эквивалентны содержанию и уровню надежд (доверия). Известно, что удовольствие от выигрыша всегда ниже, чем огорчение от проигрыша. Этот феномен достаточно хорошо исследован Д. Канеманом и А. Тверски и объясняется тем, что теряем мы нечто уже принадлежащее нам, свое, а приобретаем то, что еще не включено в это понятие. Однако в отношениях доверия и недоверия существует еще один важный аспект. Приобретения от оправдания доверия и потери в результате подтверждения недоверия в большинстве случаев ни качественно, ни количественно, ни тем более психологически не являются эквивалентными. Если ожидания доверия не оправдаются, ничего страшного не произойдет — мы просто не получим выигрыш. Если же подтвердятся ожидания недоверия, то, впустив на свою территорию опасного партнера, мы можем потерять нечто высоко значимое. Так, для многих людей, аргументами в пользу вступления в брак являются ожидания понимания, любви, комфорта и т.д. (характеристика высокого доверия). Однако, если брак окажется неудачным, потери окажутся более существенными. Утраченными могут оказаться вера в людей, надежды на будущее, круг общения, социальный статус, материальные блага. Образно проблему доверия-недоверия можно представить как дилемму мыши перед мышеловкой. В случае оправдания доверия она получает кусочек сыра, в случае же подтверждения недоверия теряет жизнь. Таким образом, высокое доверие означает ожидание значительного блага, а низкое — невысокие ожидания. Высокое недоверие проявляется в виде сильного страха понести большие потери. Низкое недоверие характеризуется невыраженными опасениями.

Высказанные выше предположения, несомненно, нуждаются в проверке. Нами было получено определенное их подтверждение в ходе эмпирических исследований. Так, некоторые выделенные факторы, определяющие различия между людьми в выборе критериев доверия и недоверия, в частности, «вера в доброе начало человека», «нравственность партнера», «настороженное отношение к неизвестному», согласуются с предложенной выше моделью базального доверия и недоверия .

Амбивалентность доверия и недоверия. Большой интерес вызывает анализ условий, при которых возможно сосуществование доверия и недоверия в межличностных и организационных отношениях. Многие современные исследователи считают, что люди достаточно легко формируют амбивалентное представление о другом, в том числе и в отношениях доверия-недоверия . Это означает, что субъекты способны одновременно доверять и не доверять друг другу.

В результате анализа специальной литературы, а также в результате собственных исследований мы определили условия, при которых доверие и недоверие выступают относительно автономными феноменами, способными существовать

одновременно в отношении к одному и тому же объекту и проявляться в амбивалентных оценках. Такими условиями выступают, во-первых, многоаспектность и динамичность отношений между людьми; во-вторых, наличие у партнера по взаимодействию противоречивых качеств; в-третьих, противоречивое отношение субъекта к ряду личностных свойств оцениваемого человека (силе, активности, слабости и т.д.); в-четвертых, высокая субъективная оценка рисков, возникающих в результате открытости и высокого доверия субъекта и партнера по взаимодействию. Последнее условие приводит к одновременному росту недоверия, зачастую необоснованного, не подкрепленного какими-либо фактами.

Заключение. Описанные свойства доверия и недоверия демонстрируют неправомерность определения доверия и недоверия как взаимоисключающих феноменов. В статье определены их общие признаки, условия возникновения и функции в регуляции жизнедеятельности субъекта. Выделены основные характеристики, по которым доверие и недоверие различаются в наибольшей степени. В частности, высказана гипотеза о формировании в раннем детстве базального недоверия в тесной связи с базальным доверием. Основные функции доверия — познание, обмен и обеспечение взаимодействия субъекта с миром. Основная функция недоверия — самосохранение и обособление.

ЛИТЕРАТУРА

Антоненко И.В. Доверие: социально-психологический феномен. — М.: Социум — ГУУ, 2004.

Купрейченко А.Б., Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психол. журн. — 2007. — Т. 28. — № 2. — С. 55—67.

Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии / Проблемы общественной психоло-

гии. — М., 1965.

Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история (Элементарное социально-психологическое явление и его трансформации в развитии человечества) / История и психология. — М.: Мысль, 1972.

Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике. Дисс. … канд. филос. наук. — Киев, 1967.

Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. — М.: Академия, 2001.

Эриксон Э. Детство и общество. — М.: Прогресс, 1996.

Baier A. Trust and antitrust // Ethics. — 1985. — V. 96. — P. 231—260.

Deutsch M. Trust and suspicion // Journal of Conflict Resolution. — 1958. — V. 2. —

P. 265—279.

Govier T. Is it a jungle out there? Trust, distrust, and the construction of social reality // Dialogue. — 1994. — V. 33. — P. 237—252.

Read W.H. Upward communication in industrial hierarchies // Human Relations. — 1962. — V. 15(3). — P. 3—15.

TRUST AND MISTRUST — COMMON AND SPECIFIC PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

A.B. Kupreychenko

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  • Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова доверие

Мы предлагаем Вам перевод слова доверие на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • trust — траст, уверенность, авторитет
    • кризис доверия — credibility crisis
    • доверие богу — trusting god
    • общественное доверие — public trust
  • faith — вера
    • слепое доверие — blind faith
  • reliance — зависимость
    • чрезмерное доверие — excessive reliance
  • credible
  • trusted
  • credit — кредитоспособность
    • полное доверие — full credit
  • Vertrauen — уверенность
    • взаимное доверие — gegenseitiges Vertrauen
  • Glaube — уверенность
  • Traute — уверенность
  • Zutrauen
  • Konfidenz
  • Kredit
  • confiance — уверенность в себе, вера
    • злоупотребление доверием — abus de confiance
  • fiducie — траст, вера
  • crédit — кредитование

Связь с другими словами

Слова содержащие -доверие-:

  • природоверием

Слова заканчивающиеся на -доверие:

  • недоверие
  • передоверие

Гипо-гиперонимические отношения

отношение доверие

Каким бывает доверие (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

полным заслуживающем достойным взаимным высокого оказанным безграничным большим большем всяким особым внушающем абсолютным слепым безоговорочным огромным неограниченным величайшем недостойным наибольшем глубокого безусловным полнейшем утраченным хрупким великим прежним вызывающем высочайшем исключительным подобным инстинктивным необходимым безоглядным определенным высшем бесконечным личным нужным беспредельным трогательным излишним народным обоюдным всеобщем общественным удивительным дружеским непоколебимым искренним обманутым растущем безотчетным былым чрезмерным подорванным совершенным глубочайшем детским необычайным необъяснимым особенным достаточным внезапным

Что может доверие? Что можно сделать с доверием (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

заставить исчезнуть оказаться возникнуть согревать значить даваться доставить рухнуть стоить созревать побудить польстить следовать начать льстить наполнить заключаться пронзить позволить вызвать держаться трогать покорить потрясти оправдываться сыграть рождать вспыхнуть иметь гарантировать возрасти прозвучать зарождаться радовать смениться усиливаться привести превращаться разрастись обязывать рассердить продаваться продолжать согреть связывать рождаться развязать помочь даться оказываться кончиться растрогать накладываться рассыпаться расти пробить пропасть порождать победить послужить греть пошатнуться развеяться

Ассоциации к слову доверие

сторона человек доверие тема хозяин власть женщина слово король мужчина глаз партнер правительство отношение ком павел жизнь муж собеседник нерон отец доктор народ мир нашим сила будущее бог командир руководство начальство незнакомец источник врач друг компания наука родитель качество сотрудник граф королева судьба руководитель полиция надежда супруг банк капитан брат немец лицо президент старик пациент рассказ россия император принцип александр результат шеф мисс техник

Синонимы слова доверие

иуда вера ересь закон изменник исповедание кредит надежда православие предатель разведка рекогносцировка религия убеждение уверенность правоверие изменщик

Антонимы слова доверие

недоверие

Гиперонимы слова доверие

  1. отношение

Сфера употребления слова доверие

Общая лексика Юридический термин Военный термин СМИ Экономика

Морфологический разбор (часть речи) слова доверие

Часть речи: существительное Род: средний Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного доверие

Предложения со словом доверие

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Бесконечное доверие звонко рассыпалось на зорком глазе плохо 8 хорошо 0 2. Заслуживающее доверие демонстративно потрясло в осеннем воздухе плохо 9 хорошо 0

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *