Древнее святилище арабов

Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба — кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.
Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.
Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога — Аллаха, который единолично правит миром.
Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.
Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Из книги «Исламоведение»
Мухаммад — последний пророк

Арабы до Ислама

Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из мировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.

Развитые державы поздней античности и раннего Средневековья: Римская и Византийская империи, Сасанидский Иран, воспринимали Аравию, сплошь покрытую знойными безводными пустынями, как полудикую и бедную землю. Ее население римляне, византийцы и иранцы обычно представляли как вольных кочевников, перегоняющих по бескрайним пескам стада овец и верблюдов. На самом деле арабы-кочевники – бедуины, составляли меньшую часть населения Аравийского полуострова, просто в связи с тем, что им в пустынном регионе требовались широкие угодья, чтобы пасти скот, они редкими стойбищами расселялись по большинству его территории. Но большинство арабов вело оседлый образ жизни довольно скученно населяя оазисы и долины пересыхающих рек – вади, где имелись снабжавшие их водой колодцы. Оседлые арабы занимались скотоводством на опустыненных пастбищах и земледелием на более увлажненных участках в долинах. Они разводили сады, в которых выращивали большей частью стойкую к длительной засухе финиковую пальму. Бедуины жили в переносных шатрах, оседлые арабы – в глинобитных домах. Города могли обноситься каменными стенами.

Традиционная арабская архитектура

Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.

Вади

Только на юге Аравийского полуострова – в области под названием Йемен, существовало древнее государство (не путать с современным государством Йемен в той же области) с довольно богатыми торговыми городами. Однако от Римской империи, Византии и Ирана его отделяли тысячи километров безводной пустыни – Неджда, служившей ему естественной защитой от воинственных устремлений императоров. Редкие города, основанные торговцами, находились также в горных долинах западной части полуострова, где было больше оазисов и колодцев. Арабские купцы торговали верблюжьей шерстью, финиками, маслом, которые скупали у земледельцев и скотоводов и верблюжьими караванами везли на север – во владения империй, где выгодно перепродавали. Из торговцев и военных предводителей в арабских городах к началу VIIв. сложилась родовая знать, которая встала во главе племен.

Финиковая пальма

Арабский этнос не был консолидирован, каждое племя, из которых он состоял, управлялось по своим обычаям и отношения с другими племенами выстраивало по своему усмотрению. И сами арабы, в первую очередь, относили себя к своему племени, а потом уже к арабам вообще. Племя обычно возводило свои корни к какому-то одному предку, а все арабы – к древнему пророку Исмаилу (Измаилу). Племя делилось на роды, тоже происходящие от одного предка, во главе родов стояли старейшины – шейхи. Во главе всего племени стоял вождь – эмир, являвшийся и военным предводителем. Суровость природных условий, отсутствие наводящей порядок единой власти приводила к распространению разбоя и грабительских войн, когда более бедные роды и племена пытались поживиться за счет грабежа более богатых. Поэтому важное место в жизни арабов занимала военная подготовка, военному искусству арабские мальчики обучались с детства. Каждый мужчина был воином, непременно владел оружием. Основным оружием были длинные мечи, копья, лук и стрелы. Арабы сражались как конными – на лошадях и верблюдах, так и пешими. В схватке часто использовался щит против ударов врага.

Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.

Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.

Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.

Реконструкция древнего арабского города

Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.

Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга» Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.

В религиозном отношении подавляющее большинство арабов придерживалось языческих верований. В основе их религиозных представлений лежал культ того же Бога – создателя Вселенной, что и в Иудаизме и Христианстве. Его арабы называли Аллах – от древнего семитского слова со значением «бог, божество»; подобным именем – Элях, Бога называют и некоторые древнеиудейские тексты. Однако если иудеи и христиане почитали Бога как единого, то арабы-язычники считали, что кроме Бога – Аллаха, существует еще ряд богов младшего порядка, которым они поклонялись наряду с Аллахом. Других богов арабы изображали в виде идолов, которые помещали в святилищах и проводили вокруг них религиозные обряды. Своим богам арабы приносили жертвы из скота, иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Например, существовал обычай принесения в жертву первого родившегося в семье ребенка мужского пола. В отличие от иудеев и христиан, арабы-язычники не верили в жизнь после смерти, а следовательно, и в посмертное наказание за грехи при жизни. Поэтому в древнеарабской среде было распространено обыкновение жить, что называется, «на всю катушку» с буйными празднествами и возлияниями, доставшейся от первобытных времен мужской половой свободой, грабительскими вылазками на территорию соседних племен. Многие обычаи древних арабов выглядят, с нашей точки зрения, развращенно, например, женщины некоторые религиозные обряды совершали в обнаженном виде. Религиозным центром всех арабов-язычников был построенный пророками Исмаилом и его отцом Ибрахимом (Авраамом) храм кубической формы – Кааба, находящийся в городе Мекка в Западной Аравии. К Каабе периодически совершали паломничество – хадж, люди со всех концов Аравии. Человека, держащегося за стену Каабы, нельзя было убить. Регулярное паломничество к Каабе, сопровождавшееся жертвами многочисленным богам и подношениями служителям их культа, приносило очень большой доход жившему в Мекке и ее окрестностях племени курайш (курайшитов), которое фактически было самым влиятельным из арабских племен. Однако помимо приверженцев языческих верований, среди арабов встречались и иудеи, и христиане, в некоторых местах населявшие целые города. Также встречались ханифы – люди, верившие только в одного Бога – Аллаха, и отрицавшие существование других богов, но при этом не следовавшие ни иудейской, ни христианской религии.

Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана».

В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» – иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.

Религия арабов

Подобно всем народам древности, арабы поклонялись силам природы – солнцу, и звездам, и духам солнца и звезд. Они также поклонялись памяти своих предков – Авраама и Исмаила. А в Мекке рядом со Священным Храмом они установили идолов, которым тоже поклонялись.

У них было триста шестьдесят идолов – по одному на каждый день года. (У арабов в году было 360 дней.) Самым главным идолом был Хабал, изображенный в виде человека и сделанный из красного агата, одна его рука была из золота.

Над всеми богами природы, духами и идолами стоял самый главный бог – Аллах Таала, и его также почитали арабы. Признавая Аллаха Таалу высшим божеством, они тем не менее больше внимания уделяли звездам и идолам.

На Аравийском полуострове в те времена существовало много кланов и племен, и у каждого племени были свои собственные идолы и верования. Племена часто жестоко воевали между собой и высмеивали веру друг друга, сознавая, однако, свою общность благодаря общим предкам.

В силу своего географического положения Аравийский полуостров никогда не подвергался притеснениям со стороны великих держав Востока и Запада. Честолюбивые устремления Вавилона, Персии, Греции и Рима никогда особенно не затрагивали землю Аравии. Эти государства далекого прошлого, устраивавшие завоевательные походы, не принесли в Аравию ни свои знания, ни цивилизацию.

Аравию оставили в покое с ее невежеством, жестокими племенными войнами, путаницей религиозных верований в Священные камни, Священные пальмы и Священные горы.

Время от времени по стране ползли слухи о том, что найдена гора, куча камней или роща, обладающие целительной силой или приносящие удачу. Вера в силу этих священных мест была столь велика, что иной араб мог проехать сотни миль по коварной пустыне к вновь обнаруженному месту, которое путешественники объявляли священным.

Все арабы твердо верили в святость Мекки, в которой находились Кааба и колодец Исмаила.

Аравия была известна как Страна ладана, и Мекка была местом торгов. Во время своих паломнических поездок к Священному Храму арабы привозили с собой ладан, специи и благовония, которые продавали или обменивали на рынках Мекки. Так они соединяли религию с бизнесом.

Естественно, богатые купцы в Мекке наживались на потоке паломников, товары которых они покупали. И они поощряли их чаще приезжать в их город, утверждая, что сама поездка в Мекку принесет им удачу.

Со временем купцы в Мекке заявили, что колодец Исмаила – их частная собственность, и начали продавать его воду верующим. Но какими бы невежественными ни были арабы, они засомневались в святости воды, проданной как товар.

«Если в воде Земзем нет святости, – говорили некоторые паломники, – сколько же святости в этих идолах и статуях?»

«Очень мало!» – думали многие, хотя и молчали.

И они постепенно теряли веру в силу воды из источника Земзем, святость Каабы и божественную природу идолов.

А когда их вера в святые вещи стала иссякать, арабы пустились в азартные игры, пьянство и предсказания будущего.

Будь они высокоразвитым народом в те времена, они могли бы заняться наукой и изобретательством. Но они были невежественны. А ничто не разжигает сердца невежественных людей больше, чем надежда узнать, что случится с ними в будущем, которое представляется чем-то таинственным, а удастся открыть этот секрет – можно заглянуть в него и увидеть все будущее. Этот секрет арабы пытались разгадать путем наблюдений за звездами, поиска знамений в воздухе, вскрытия птиц и мышей, хождения кругами или вытягивания жребия.

Вытягивание жребия привело к азартным играм.

Азартные игры привели к различным постыдным занятиям.

Многие евреи, которые приезжали в Аравию после разрушения Иерусалима римлянами, проповедовали им свое учение – иудаизм. Позднее сюда приезжали христианские миссионеры распространять среди арабов Благую Весть Иисуса.

Но арабы не слушали ни тех ни других.

Их интересовали только торговля, искусство верховой езды, состязания поэтов и удовольствия, которые они черпали в вине и азартных играх.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

РЕЛИГИИ АРАБОВ

В большинстве своём арабы откликнулись на призыв Исмаила, мир ему, призвавшего их к религии своего отца Ибрахима, да благословит его Аллах и приветствует. Они поклонялись Аллаху, признавали Его единство и исповедовали Его религию в течение долгого времени, но в конце концов забыли часть того, о чём помнили когда-то. Тем не менее они придерживались единобожия и выполняли некоторые обряды религии Ибрахима вплоть до появления среди них вождя племени хуза‘а по имени ‘Амр бин Лухайй, который сделал много хорошего, раздавал милостыню и отличался рвением в религиозных делах. ‘Амр пользовался любовью своих соплеменников, считавших его одним из самых знающих и достойных людей, однако в своё время он отправился в Сирию и увидел, что там люди поклоняются идолам. Ему понравилось это и он посчитал их религию истинной, поскольку Шам был землёй, на которую приходили посланники и ниспосылались откровения свыше. Из Шама он привёз с собой идола по имени Хубал и установил его внутри Каабы, а потом призвал к идолопоклонству жителей Мекки. Они ответили на его призыв, а уже скоро их примеру последовали и жители Хиджаза в целом, поскольку мекканцы являлись хранителями Каабы и жили на территории харама.

Один из древнейших идолов арабов, который носил имя Манат, находился в аль-Мушаллале на берегу Красного моря близ Кадида. Потом в Таифе стали поклоняться идолу аль-Лят, а идолу аль-Уззы – в вади Нахля. Эти три идола были главными, а потом многие другие идолы распространились по всему Хиджазу. Сообщается, что ‘Амр бин Лухайй поддерживал общение с одним из джиннов, который сообщил ему, что в Джидде погребены такие идолы народа Нуха как Вадд, Сува‘, Йагус, Йа‘ук и Наср, после чего ‘Амр поехал туда и выкопал их из земли, а потом доставил в Тихаму. Когда же настало время хаджжа, он распределил их между племенами, представители которых увезли их к себе домой, и с течением времени в каждом племени, а потом и в каждом доме появился какой-нибудь идол. Множество идолов заполнили собой и запретную мечеть, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку, вокруг Каабы стояли триста шестьдесят идолов, которых он начал скидывать с их мест, после чего по его приказу они были удалены из мечети и сожжены.

Так многобожие и поклонение идолам легли в основу религии людей, живших в эпоху джахилийи, которые утверждали, что исповедуют религию Ибрахима.

Они придерживались определённых традиций и выполняли известные обряды поклонения идолам, большая часть которых была изобретена Амром бин Лухаййем. Люди считали, что все нововведения Амра бин Лухаййа были полезными и не вносили никаких изменений в религию Ибрахима. Поклонение арабов идолам характеризовалось нижеследующими чертами.

1. Они проводили много времени у идолов, обращались к ним за помощью, называли их по именам, молили о спасении в трудных обстоятельствах и просили их об удовлетворении своих нужд, будучи убеждёнными в том, что идолы способны ходатайствовать за них пред Аллахом, тем самым способствуя осуществлению для них того, чего они желали.

2. Они совершали к идолам паломничества и обходили вокруг них, выражая им свою покорность и кланяясь перед ними до земли.

3. Они старались умилостивить идолов, делая им всевозможные подарки и жертвоприношения и при этом называя их по именам. О двух видах таких жертвоприношений упоминается в Коране, где Аллах Всевышний говорит: “Вам запрещено (употреблять в пищу) … то, что заколото на (языческих) жертвенниках … ” (“Трапеза”, 3) Аллах Всевышний также сказал: “И не ешьте того, над чем не было упомянуто имя Аллаха … ” (“Скот”, 121)

4. Попытки задабривания идолов находили своё выражение в том, что многобожники выделяли им по своему усмотрению часть своей еды и питья, а также часть урожая и скота. Удивительно, но часть из этого они выделяли и для Аллаха. При этом они часто отдавали идолам то, что предназначалось Аллаху, поступая так в силу разных причин, но никогда не отдавали Аллаху того, что предназначалось идолам. Аллах Всевышний сказал: “ Они предназначают для Аллаха часть того, что Он создал из (урожая) пашен и скота, и говорят: “Это – Аллаху”, – по их утверждению – “а это – нашим сотоварищам!”, – (однако) то, что (предназначается) их сотоварищам, не достигает Аллаха, а то, что (предназначается) Аллаху, приходит к их сотоварищам. Плохо же они судят!»(“Скот”, 136)

5. Один из способов приближения к идолам состоял в том, что многобжники давали обеты выделять им часть урожая и скота. Аллах Всевышний сказал: “И они говорят: “Этот скот и посевы запретны, и никто не (должен) есть этого, кроме тех, кому мы пожелаем (разрешить)!” (Таковы) их утверждения. И запрещается ездить верхом и возить грузы на (некоторых) животных, а над (другими) животными (при заклании) не поминают имени Аллаха, возводя на Него ложь”. (“Скот”, 138)

6. Так, например, они отдавали им по обету то, что именовалось “бахира”, “са’иба”, “васыля” и “хами”. Ибн Исхак пишет:

– “Бахира” – это дочь “са’ибы”, что же касается “са’ибы”, то так называлась верблюдица, приносившая подряд десять детёнышей, среди которых не было ни одного самца, после чего на неё не садились верхом, не разрешалось использовать её шерсть, а молоком её поили только гостей. Кроме того, у каждой верблюдицы, которую она рожала после этого, прокалывали ухо и отпускали свободно пастись вместе с её матерью. На неё также не садились верхом и не использовали её шерсть, а молоком такой верблюдицы поили только гостей. Такая верблюдица именовалась “бахира”. Наименование “васыля” получала такая овца, которая пять раз подряд рожала двойню, причём весь этот приплод состоял только из ярочек. В этом случае они говорили: “Она связала” (кад васалят). То, что такая овца приносила после этого, предназначалось только для мужчин, но если какой-нибудь ягнёнок умирал, то его ели и мужчины, и женщины. Наименование “хамин” получал такой верблюд, от которого рождалось десять верблюдиц подряд и не было среди них ни одного верблюжонка. На таком верблюде не ездили верхом и шерстью его пользоваться не разрешалось, а использовали его только как производителя. Об этом Аллах Всевышний ниспослал следующий аят: “Не устанавливал Аллах ничего относительно бахиры, са’ибы, васыли или хамина, а те, которые не веруют, измышляют на Аллаха ложь и в большинстве своём они не разумеют”. (“Трапеза”, 103) Аллах Всевышний также сказал «“И они говорят: “То, что (находится) в утробах этих животных (предназначено) только для наших мужчин и запретно для наших женщин, а если (плод) окажется мёртвым, то (могут есть его и мужчины, и женщины)”.» (“Скот”, 139). Однако этим аятам давались и другие толкования.

Са‘ид бин аль-Мусаййаб указывал, что эти животные предназначались для их идолов, а в “Сахихе” говорится также, что первым стал отпускать на волю верблюдиц ‘Амр бин Лухайй.

Всё это арабы делали со своими идолами, считая, что они способны приближать их к Аллаху и ходатайствовать за них, о чём Аллах Всевышний сказал: «А те, которые избрали себе (иных) покровителей наряду с Ним(, говорят): “Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше”.»(“Толпы”, 3) Аллах Всевышний также сказал: «Помимо Аллаха они поклоняются тому, что не приносит им ни вреда, ни пользы и (при этом) утверждают: “(Они) являются нашими заступниками пред Аллахом”.»(“Йунус”, 18)

Кроме того, среди арабов было принято гадать по стрелам (азлям), точнее говоря, по специальным стрелам без оперения, которые были трёх видов: на стрелах одного вида было написано либо “да”, либо “нет”, либо не было вообще никаких надписей. Они прибегали к гаданию по таким стрелам, когда хотели отправиться в путешествие, заключить брак или предпринять ещё что-нибудь важное для них. Если выпадала стрела со словом “да”, они осуществляли задуманное, а если на ней было написано “нет”, то откладывали дело до следующего года, а потом гадали снова. Второй вид стрел предназначался для гаданий по спорным вопросам, связанным с водой и вирой за кровь, а на стрелах третьего вида было написано “из вас”, “не из вас” или “присоединён”. В случае возникновения сомнений относительно происхождения кого-либо из них они приходили к идолу Хубала, приводили с собой сто верблюдов и отдавали их тому, кто занимался гаданиями по стрелам. Если выпадала стрела с надписью “из вас”, считалось, что человек принадлежал к данному племени, если на стреле было написано “не из вас”, по своему положению он приравнивался к союзнику, а если выпадала стрела с надписью “присоединён”, человек сохранял своё положение в племени, но считалось, что он ни с кем не связан ни узами родства, ни союзническими обязательствами.

К этому была близка азартная игра майсир и метание жребия по стрелам (кыдах), что являлось разновидностью азартных игр. С помощью этих стрел они делили мясо забиваемых ими верблюдов.

Кроме того, они верили в то, что говорили им прорицатели, гадатели и астрологи. Прорицателем (кахин) являлся человек, занимавшийся предсказанием будущего событий и утверждавший, что обладает знанием всевозможных тайн. Одни прорицатели утверждали, что в подчинении у них находится джинн, который сообщает им различные известия, другие заявляли, что благодаря дарованной им проницательности они способны постигать сокрытое, третьи же претендовали на обладание способностью познания происходящего с помощью анализа всевозможных причин и предпосылок, о которых они узнавали из слов людей, задававших им вопросы, и на основании которых они делали выводы о том, что должно было произойти в том или ином месте, опираясь на знание о словах, действиях или состоянии того, кто обращался к ним с вопросами. Такой человек именовался гадателем (‘арраф). Гадатели также утверждали, что могут узнать, где произошла кража, где находятся украденные вещи, заблудившиеся животные и так далее. Что же касается астрологов, то они занимались наблюдением за небесными светилами, вычисляя их орбиты и время появления для того, чтобы с помощью этого узнавать о грядущих событиях. Вера в сообщения астрологов по сути дела является верой в небесные светила в целом, частью которой была вера арабов в отдельные звёзды и планеты. Вот почему они говорили: “Нам был послан дождь благодаря такой-то планете”.

Кроме того, они верили в дурные предзнаменования. Так, например, они приносили птицу или приводили антилопу и пугали её, и если после этого птица или животное бросалось направо, они осуществляли задуманное, считая, что это обещает им благо, если же птица (животное) летела (бросалось) налево, люди отказывались от своих планов, считая это дурным знаком. И когда птица или животное встречались на их пути, они также усматривали в этом дурной знак.

Сродни подобным верованиям было то, что для защиты от всего дурного они привязывали в определённых местах заячью лапку, и то, что считали неблагоприятными некоторые дни и месяцы и считали дурным предзнаменованием некоторых животных, места и женщин. Кроме того, они верили в то, что инфекция передаётся от одних людей к другим, и в то, что сова предвещает несчастье, а также считали, что убитый не находит себе покоя до тех пор, пока за него не отомстят, и что дух его вселяется в сову, которая летает по пустыням, повторяя: “Я хочу пить!” – или: “Напоите меня!” – когда же за убитого мстят, он успокаивается и обретает отдохновение.

Арабы, жившие в эпоху джахилийи, верили во всё это, но вместе с тем в чём-то продолжали придерживаться и религии Ибрахима, не отказываясь от неё окончательно. Так, они чтили Каабу и совершали обходы вокруг неё, совершали хаджж и умру, стояли на Арафате, останавливались в Муздалифе и совершали жертвоприношения, но при этом во всё вносили какие-то новшества.

Курайшиты говорили: “Мы являемся сыновьями Ибрахима, обитателями святилища, хозяевами Каабы и жителями Мекки, и никто из арабов не обладает такими правами и не занимает такого положения, как мы”, и они называли себя ахмаситами, говоря: “Мы не должны выходить за пределы харама”, и они не стояли на Арафате и, соответственно, не покидали его, но приходили в Муздалифу и уходили оттуда. И о них был ниспослан следующий аят: “Потом уходите оттуда, откуда ушли (другие) люди … ” (“Корова”, 199)

И они говорили: “Ахмаситам нельзя ни есть творог, ни растапливать масло, когда они находятся в состоянии ихрама, и не следует им заходить в палатки из верблюжьей шерсти, и пока они остаются в состоянии ихрама, следует им укрываться от солнца, если они будут делать это, только в палатках из кожи”.

И они говорили также: “Живущим за пределами харама не следует употреблять в пищу то, что они приносят с собой в харам, когда приходят туда для совершения хаджжа или умры”.

Кроме того, они велели, чтобы паломники, являвшиеся в святилище, первый обход вокруг Каабы совершали только в одеждах ахмаситов, если же люди не могли найти такую одежду, то мужчинам следовало совершать обход обнажёнными, а женщины должны были снимать с себя всю одежду, кроме рубах, прикрывающих их срамные места, после чего женщине надо было совершить обход со словами:

Сегодня обнаружится часть тела или всё тело,

но что бы из этого ни обнаружилось,

я дозволенным для других не сделаю.

Об этом Аллах Всевышний ниспослал такой аят: “О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения молитвы … ”(“Преграды”, 31) Если паломник отличался щедростью и обходил Каабу в той одежде, в которой он явился в харам из другого места, он бросал её после обхода, и ею уже не пользовался ни он сам и никто другой.

Кроме того, находясь в состоянии ихрама, они не входили в свои дома через двери, но проделывали в задней части домов отверстия, через которые проникали туда и выходили оттуда, считая подобное проявлением благочестия, что было запрещено в Коране, где сказано: “Не в том благочестие, чтобы входили вы в (свои) дома сзади, но благочестив (тот), кто отличается богобоязненностью … ” (“Корова”, 189)

Эта религия являлась религией многобожия и поклонения идолам, религией веры в воображаемое и всевозможные небылицы, и эту религию исповедовало большинство арабов. Наряду с этим на земли арабов проникли также иудаизм, христианство, зороастризм и та религия, представители которой именовались сабиями.

Что касается иудеев, то их проникновение в Аравию можно разделить по меньшей мере на два этапа.

ПЕРВЫЙ: их проникновение на Аравийский полуостров в период вавилонских и ассирийских нашествий на Палестину, которые привели к гонениям на иудеев, уничтожению их городов и разрушению их храма царём Навуходоносором в 587 г. до н.э. В это время большинство их было захвачено в плен и угнано в Вавилон, но какая-то их часть переселилась из Палестины в Хиджаз и обосновалась в его северных районах.

ВТОРОЙ период начинается с 70 г.н.э., когда Палестина было оккупирована римлянами. В результате гонений и нового разрушения храма многие племена опять переселились в Хиджаз и обосновались в Йасрибе, Хайбаре и Тайме, где или были построрены поселения и укрепления. Через этих переселенцев иудаизм получил распространение среди части арабского населения и эта религия играла важную роль в политической жизни Аравии в доисламскую эпоху, а также на первых этапах распространения ислама. Ко времени возникновения ислама насчитывалось несколько известных иудейских племён, к числу которых относились такие племена как хабир, аль-муста‘лик, ан-надир, курайза и кайнука, а ас-Самхуди указывает, что иудейских племён было более двадцати.

В Йемен иудаизм проник и получил широкое распространение благодаря правителю по имени Ас‘ад Абу Карб, который пошёл войной на Йасриб, принял там эту религию и привёз с собой в Йемен двух раввинов из племени бану курайза. После смерти Ас‘ада его сын Йусуф Зу Навас, ставший правителем, начал наступление против христиан Наджрана и призвал их принять иудаизм, когда же они отказались от этого, по его приказу вырыли ров, развели в нём огонь и сожгли там всех, не делая различий между мужчинами и женщинами, малыми и старыми. Сообщается, что количество жертв составило от двадцати до сорока тысяч человек. Эти события, о которых упоминается в 85-й суре Корана “Знаки зодиака”, имели место в октябре 523 г.н.э.

Христианство проникло в Аравию вместе с эфиопскими и римскими завоевателями. Первая оккупация эфиопами Йемена началась в 340 г.н.э. и продолжалась до 378 года. В этот период на территории Йемена начала осуществляться христианская миссионерская деятельность. Примерно в это время в Наджране появился подвижник по имени Фимеон, о котором сообщается, что мольбы его принимались и что он творил чудеса. Он призвал жителей Наджрана принять христианство и искренность его поклонения побудила их ответить на его призыв.

Когда в ответ на действия Зу Наваса эфиопы заняли Йемен, а правителем стал Абраха, он принялся энергично распространять христианство и даже построил в Йемене церковь, которую стали именовать “йеменской Каабой”. Цель его состояла в том, чтобы арабы стали совершать паломничество к этой церкви, а также в разрушении Дома Аллаха, находившегося в Мекке, но Аллах покарал его в жизни этой и жизни вечной.

Христианство приняли также арабы, находившиеся под властью Гассанидов, а кроме того – племена таглиб, тай и некоторые другие из числа живших на границах Римской империи, и эту религию приняли даже некоторые арабские правители Хиры.

Что касается зороастризма, то в основном он получил распространение среди арабов, живших на границах с Ираном, а также среди арабов Ирака, Бахрейна, аль-Ахсы, Хаджара и районов, прилегающих к Персидскому заливу. В период оккупации Ираном Йемена зороастризм стали исповедовать также и некоторые йеменцы.

Что же касается религии сабиев, то раскопки в различных районах Ирака показывают, что её исповедовали халдеи, народ Ибрахима, а в древние времена также и многие жители Шама и Йемена. Однако с появлением таких новых религий как иудаизм и христианство эта религия стала приходить в упадок, но некоторые её представители всё ещё встречались среди зороастрийцев или жили по соседству с ними в Ираке и на побережье Персидского залива. Такие религии исповедовали арабы перед возникновением ислама, и все они находились в состоянии упадка.

РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ
ДОИСЛАМСКОГО АРАБСКОГО ОБЩЕСТВА

После обзора политического положения и религий Аравийского полуострова нам следует поговорить о социальном и экономическом положении, а также некоторых аспектах нравственности. Ниже приводится краткий обзор всех вышеупомянутых вопросов.

АРАБСКИЕ ПЛЕМЕНА И ЗАНИМАЕМЫЕ ИМИ ТЕРРИТОРИИ

Поистине, жизнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по сути дела представляет собой послание, которое он донёс до человеческого общества и с помощью которого вывел людей из мрака к свету, приведя их от поклонения рабам Аллаха к поклонению Аллаху. Таким образом, в полном виде эту замечательную картину можно воссоздать только путём сравнения того фона, на котором она возникла, с конечным результатом. С учётом этого мы посвящаем целую главу арабским племенам и их истории до возникновения ислама, а также общему обзору тех условий, в которых пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, начал осуществление своей миссии.

Территории, занимаемые арабами

В переводе с арабского слово “‘араб” означает “пустыни”, “пустынные земли”, “бесплодная земля, где нет ни воды, ни растений”. Этим словом с древнейших времён называли как сам Аравийский полуостров, так и людей, выбравших эту землю местом своего обитания.
С запада Аравийский полуостров омывают воды Красного моря, и на западе же он граничит с Синайским полуостровом, с востока он граничит с целым рядом районов южного Ирака и омывается водами Персидского залива, на юге его омывают воды Аравийского моря, являющегося частью Индийского океана, а на севере Аравийский полуостров граничит с Шамом и некоторыми районами Ирака. Его площадь по разным оценкам составляет от миллиона до миллиона трёхсот тысяч квадратных миль .
Огромная важность Аравийского полуострова определяется его географическим положением, что же касается его внутреннего пространства, то в основном оно занято пустынями и песками, чем и объясняется то, что Аравия всегда являлась своеобразной естественной неприступной крепостью, не позволявшей иноземцам занимать эти земли и распространять на них свою власть и влияние. Вот почему люди, населявшие Аравийский полуостров, испокон веков пользовались полной свободой во всех своих делах, несмотря на то что жили по соседству с двумя великими империями , нападению которых не смогли бы противостоять, если бы не эта непреодолимая преграда.
Аравийский полуостров располагается между издревле известными людям материками, и на его территории пересекались между собой связывавшие их сухопутные и морские пути. Так, северо-запад Аравийского полуострова представлял собой ворота, ведущие на африканский континент, северо-восток являлся ключом к Европе, а его восточные районы служили выходом на Иран и Ближний и Средний Восток, а кроме того, вели в Индию и Китай. Помимо этого, как уже было сказано, Аравийский полуостров являлся перекрёстком морских путей, и в его портах бросали свои якоря многие корабли.
Подобным географическим положением и объясняется тот факт, что север и юг Аравии являлись международными торговыми, культурными и религиозными центрами, а также центрами различных ремёсел.

Арабские племена

В соответствии с происхождением арабских племён историки делят их на три группы:
1. Вымершие арабы: так именуются древние арабы, достаточными и подробными сведениями об истории которых мы не располагаем. К их числу относятся такие племена, как ‘ад, самуд, тасм, джадис, ‘имляк и другие.
2. Чистокровные арабы: так именуются потомки Йа‘руба бин Йашджуба бин Кахтана, которых называют также арабами-кахтанитами.
3. Арабизированные арабы: так именуются арабы, являющиеся потомками Исмаила, которых называют также арабами-аднанитами.

Что касается чистокровных арабов или же народа Кахтана, то они являются выходцами из Йемена, разделившимися на целый ряд, племён и родов, большую известность из которых приобрели два племени:
а) химйар, наиболее известными родами которого являются такие роды, как зайд аль-джумхур, куда‘а и ас-сакасик;
б) кахлян, наиболее известными родами которого являются такие роды, как хамдан, анмар, тай, мазхидж, кинда, ляхм, джузам, азд, аус, хазрадж и потомки Джафна, являвшиеся правителями Шама.

В своё время разные роды племени кахлян покинули Йемен и расселились в различных частях Аравии. В большинстве своём они переселились туда незадолго до прорыва марибской плотины , когда их торговля пришла в упадок под давлением римлян и в результате установления ими своего контроля над морскими и сухопутными торговыми путями после захвата римлянами Египта и Шама.
Неудивительно, что соперничество, существовавшее между различными родами племён кахлян и химйар, привело к исходу племени кахлян, тогда как племя химйар осталось в Йемене.
Переселенцев из числа родов племени кахлян можно разделить на четыре группы.
1. Азд. Переселение этих людей посчитал нужным осуществить их вождь и предводитель Имран бин ‘Амр Музайкиб. Сначала они перемещались с места на место в пределах Йемена, посылая вперёд разведчиков, а потом двинулись на север. Что касается их расселения после этого переселения, то об этом можно сказать следующее: Са‘ляба бин ‘Амр покинул род азд, направился в сторону Хиджаза и поселился между Са‘лябией и Зу Каром. Когда его потомство подросло, а положение укрепилось, он двинулся в сторону Медины, где и осел окончательно. К числу потомков этого Са‘лябы относятся Аус и Хазрадж, отцом которых был Хариса бин Са‘ляба.
Хариса бин ‘Амр, известный также как Хуза‘а, некоторое время кочевал по Хиджазу вместе со своими сыновьями, пока в конце концов не поселился в Марр аз-Захране, после чего они завоевали территорию харама и поселились в Мекке, изгнав оттуда её обитателей из племени джурхум.
Имран бин ‘Амр остановился в Омане, где и поселился вместе со своими сыновьями, которых впоследствии стали называть азд оман, что же касается племён наср бин аль-азд, то они поселились в Тихаме и получили название азд шануа.
Джафна бин ‘Амр вместе со своими сыновьями отправился в Шам, где и поселился, положив начало династии правителей из числа Гассанидов , которые стали именоваться так по названию Гассан – источника воды в Хиджазе, где они остановились первоначально по пути в Шам.
2. Ляхм и джузам. К числу ляхмидов относился Наср бин Раби‘а, являвшийся предком маназира – арабских правителей Хиры .
3. Бану тай. После ухода рода азд на север они тоже двинулись в путь и поселились у двух гор, которые прежде назывались Аджа и Сальма, но после этого получили название гор Тай.
4. Кинда. Представители этого рода поселились в Бахрейне , но потом были вынуждены покинуть этот район и остановились в Хадрамауте , где им оказали такой же приём, как и в Бахрейне, после чего они перебрались в Неджд и остались там. В Неджде они установили сильную власть, но это продолжалось недолго, и уже скоро от неё ничего не осталось.
Другим племенем, относительно принадлежности которого к племени химйар высказываются различные мнения, являлось племя куда‘а, покинувшее Йемен и поселившееся в полупустыне Самава на границах с Ираком .
Что касается арабизированных арабов, то их праотцом является пророк Ибрахим (Авраам), мир ему. Он был выходцем из иракского города Ур, который находился на западном берегу Евфрата близ от Куфы. Раскопки позволили нам узнать многое о деталях жизни этого города, о семействе Ибрахима, мир ему, а также о религиозных верованиях и социальном положении его обитателей .
Известно, что Ибрахим, мир ему, переселился из Ура в Харран, а оттуда перебрался в Палестину, где начал призывать людей к единобожию. Ибрахим обошёл не только всю Палестину, но и другие страны , а когда он прибыл в Египет, фараон замыслил совершить дурное с его женой Саррой, однако Аллах обратил его козни против него же, и фараон узнал о неуклонной приверженности Сарры Аллаху и даже отдал ей в услужение свою дочь Хаджар (Агарь) в знак признания её достоинств; что же касается Сарры, то она отдала Хаджар в жёны Ибрахиму
После этого Ибрахим вернулся в Палестину, где Аллах наделил его сыном Исмаилом, которого родила ему Хаджар. Это вызвало столь сильную ревность Сарры, что она заставила Ибрахима удалить от себя Хаджар вместе с её маленьким сыном Исмаилом, и Ибрахим отвёл их в Хиджаз и оставил в лишённой растительности долине у священного Дома Аллаха, точнее говоря, у невысокого холма, где впоследствии появился этот Дом и куда во время дождей стекались потоки воды, омывая этот холм справа и слева. Он оставил их у большого дерева, росшего там, где впоследствии забил источник Замзам, тогда как до этого в Мекке никого не было, как не было там и воды. Ибрахим оставил жене и сыну мешок фиников и бурдюк воды, а сам вернулся в Палестину. Съестные припасы и вода закончились у них уже через несколько дней, но по милости Аллаха там забил источник Замзам, и это позволило им поддерживать свои силы в течение некоторого времени. Что же касается истории возникновения Замзама, то она общеизвестна .
Йеменское племя, имемновавшееся второй джурхум, пришло в эти места и поселилось в Мекке с позволения матери Исмаила, а до этого, как сообщается, это племя обитало в различных вади в окрестностях Мекки. В хадисе, приводимом аль-Бухари, говорится, что люди из этого племени появились там после Исмаила, но до того, как ‘Исмаил стал юношей, а ещё раньше они уже проходили через это вади .
Ибрахим время от времени наведывался в Мекку, чтобы навестить жену и сына. Неизвестно точно, сколько всего раз он приходил в Мекку, но в надёжных исторических источниках приводятся сообщения о четырёх таких посещениях.
Так, например, в Коране Аллах Всевышний упоминает о том, что Он показал Ибрахиму во сне, как он приносит Исмаила в жертву, и Ибрахим решил выполнить это веление. Аллах Всевышний сказал: “Когда оба они покорились (воле Аллаха) и уложил (Ибрахим Исмаила так, что он коснулся) лбом (земли) , ~ Мы обратились к нему: “О Ибрахим! ~ Ты исполнил (то, что тебе было велено сделать во) сне!” Поистине, так воздаём Мы творящим благое. ~ Поистине, это и есть явное испытание. ~ И Мы позволили ему принести большую жертву вместо (сына)”. (“Выстроившиеся в ряд”, 103–107).
В библейской Книге Бытия сообщается, что ‘Исмаил был на тринадцать лет старше своего брата по отцу Исаака, а содержание приводимого там рассказа указывает на то, что эти события имели место ещё до появления Исаака на свет, поскольку сообщение о получении Ибрахимом радостной вести о предстоящем рождении Исаака полностью приводится уже после этого рассказа.
Вышеупомянутый рассказ включает в себя сообщение по меньшей мере об одной поездке, совершённой Ибрахимом до того, как ‘Исмаил стал юношей; что же касается сообщений об остальных трёх поездках, то аль-Бухари приводит их полностью, передавая эти сообщения со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который слышал это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Суть этих сообщений сводится к следующему.
Когда ‘Исмаил стал юношей и научился арабскому языку от полюбивших его людей из племеени джурхум, они выдали за него замуж одну из своих женщин, а матери Исмаила к этому времени уже не было в живых. Ибрахим же захотел посмотреть на своего сына и жену, но, явившись в Мекку, он не застал Исмаила дома и стал расспрашивать его жену о нём и о том, как они живут. Она пожаловалась ему на бедность, и он велел ей передать Исмаилу, чтобы тот сменил порог своей двери. ‘Исмаил понял, чего хотел его отец, развёлся с этой своей женой и женился на другой женщине, которая была дочерью вождя племени джурхум Мудада бин Амра .
После заключения Исмаилом второго брака Ибрахим пришёл снова, но опять не застал Исмаила и вернулся в Палестину. Перед тем, как вернутьтся, он спросил его жену сына о том, как они живут, и она воздала благодарность Аллаху, после чего Ибрахим наказал Исмаилу укреплять порог своей двери .
Придя в Мекку в третий раз, Ибрахим наконец встретился с Исмаилом, который точил свои стрелы под большим деревом, находившимся рядом с Замзамом. Увидев Ибрахима, ‘Исмаил бросился к нему, и они приветствовали друг друга, как подобает сыну приветствовать отца, а отцу – сына. Их встреча произошла после столь долгой разлуки, которую могли бы выдержать немногие отцы, так любящие своих сыновей, и немногие праведные сыновья, так почитающие своих отцов. Встретившись друг с другом на этот раз, отец и сын построили Каабу, возведя её основы, и Ибрахим призвал людей совершать к ней паломничества, как и повелел ему Аллах.
Аллах наделил Исмаила от дочери Мудада двенадцатью сыновьями , которых звали Набит (или Набайут), Кидар, Адбаиль, Мибшам, Мишма‘, Дума, Миша, Худуд, Йатма, Йатур, Нафис и Кидман и которые стали родоначальниками двенадцати племён. Все они в течение определённого времени жили в Мекке, занимаясь в основном торговлей с Йеменом, Шамом и Египтом, а потом эти племена распространились не только по всей Аравии, но и за её пределами. Сведений ни о ком из них, кроме потомков Набита и Кидара, не имеется.
Потомки Набита, набатеи, создали процветающее государство на севере Хиджаза; их сильной власти подчинились все соседние племена, а своей столицей они сделали город Петру, и никто не мог противиться им до тех пор, пока в тех краях не появились римляне, положившие конец их могуществу. В результате скрупулёзных исследований господин Сулейман ан-Надави пришёл к выводу о том, что правители из династии Гассанидов, а также ансары из племён аус и хазрадж скорее всего являлись не потомками Кахтана, а потомками Набита бин Исмаила, и некоторые из них так и остались жить на этих территориях .
Что же касается потомков сына Исмаила Кидара, то они продолжали жить в Мекке. С течением времени количество их возрастало, и к числу их относятся Аднан и его сын Ма‘ад. К Аднану, который является предком пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в 21-м колене, возводят своё происхождение арабы-аднаниты. Сообщается, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывал о своём происхождении и доходил до Аднана, он останавливался и говорил: “Занимающиеся генеалогией лгут”, не упоминая о тех, кто жил до Аднана . Однако некоторые учёные, считавшие вышеупомянутый хадис слабым, придерживались того мнения, что можно прослеживать генеалогию пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и до Аднана, и утверждали, что Аднана от Ибрахима, мир ему, отделяют ровно сорок поколений.
Сообщается, что у Ма‘ада был только один сын по имени Низар, имевший четырёх сыновей, которые стали родоначальниками четырёх крупных племён, названных их именами: ийад, анмар, раби‘а и мудар. Два последних племени включали в себя множество родов. К племени раби‘а относились такие роды, как асад бин раби‘а, ‘аназа, ‘абд аль-кайс, бакр, таглиб, ханифа и некоторые другие.
Племена группы мудар разделились на две большие группы: кайс ‘айлян бин мудар, с одной стороны, и племена, носившие общее название илйас бин мудар, с другой. К кайс ‘айлян относились племена бану суляйм, бану хавазин и бану гатафан, которые, в свою очередь, подразделялись на такие племена, как абс, зубйан, ашджа‘ и гани бин а‘сур.
Племя илйас бин мудар разделилось на такие племена, как тамим бин мурра, хузайль бин мудрика, бану асад бин хузайма и группу племён под общим названием кинана бин хузайма. К числу кинанитов принадлежало и племя курайш, члены которого являлись потомками Фихра бин Малика бин ан-Надра бин Кинаны.
Племя курайш также разделилось на различные племена. Наиболее известными из них были племена джумах, сахм, ‘ади, махзум, тайм, зухра и три рода племени кусайй бин киляб, а именно: ‘абд ад-дар бин кусайй, асад бин ‘абд аль-‘узза бин кусайй и ‘Абд манаф бин кусайй.
У рода ‘Абд манаф было четыре ветви: ‘Абд шамс, науфаль, аль-мутталиб и хашим, и именно из семейства Хашима Аллах избрал нашего господина Мухаммада бин Абдуллаха бин ‘Абд аль-Мутталиба бин Хашима, да благословит его Аллах и приветствует.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине Аллах избрал Исмаила из сынов Ибрахима, и избрал Кинану из сынов Исмаила, и избрал Курайша из сынов Кинаны, и избрал сынов Хашима из числа курайшитов, и избрал меня из числа сынов Хашима” .
Передают со слов аль-’Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, Аллах создал людей, причислив меня к лучшей из их групп, потом Он избрал племена и причислил меня к лучшему племени, а потом Он избрал роды и причислил меня к лучшему из них, и я являюсь лучшим как лично, так и по принадлежности к роду”.
Когда количество потомков Аднана умножилось, они расселились по всей Аравии в поисках пастбищ и таких мест, где выпадали дожди.
Племя ‘Абд аль-кайс и некоторые роды племён бакр бин ваиль и тамим перебрались в Бахрейн и остались жить там.
Люди из племени бану ханифа бин са‘б бин али бин бакр направились в сторону Йамамы и поселились в Хиджре, главном городе Йамамы. Все роды племени бакр бин ваиль жили на территориях, включавших в себя Йамаму, Бахрейн, Сайф Казима, прибрежные районы и районы на границах с Ираком, Убуллю и Хит.
Племя таглиб обитало в бассейне реки Евфрат, но некоторые из его родов жили вместе с племенем бакр, а племя бану тамим населяло полупустыню близ Басры.
Племя бану суляйм жило поблизости от Медины на территориях от вади аль-Кура до Хайбара к востоку от Медины вплоть до двух гор и до харры .
Племя сакиф жило в Таифе, а племя хавазин обитало к востоку от Мекки близ Аутаса, на пути, ведущем из Мекки в Басру.
Племя бану асад поселилось к востоку от Таймы и к западу от Куфы, а между ними и Таймой на расстоянии пяти дней пути от Куфы обосновались люди рода бухтур из племени тай.
Племя зубйан населяло земли от Таймы и до Хаурана.
Некоторые роды племени кинана остались в Тихаме, а курайшитские роды поселились в Мекке и её окрестностях. Они оставались разрозненными, и ничто не объединяло их между собой до тех пор, пока Кусайй бин Киляб не объединил этих людей, что принесло им почёт и подняло их авторитет .

Арабы

Арабы
العرب al-ʿarab


Филипп Араб • Иоанн Дамаскин • Ал-Кинди • Аль-Ханса
Фейсал I • Гамаль Абдель Насер • Асмахан • Мэй Зиад

Современный ареал расселения и численность

Всего: приблизительно 350 млн.
Лига арабских государств: 339 510 535
Иран: 2 000 000
Израиль: 1 414 000
США: 1 400 345
Мексика: 1 066 825

Язык

Арабский, современный южноаравийский

Религия

Преимущественно ислам, меньшая часть — христианство и др.

Государства-участники Лиги арабских государств

Ара́бы, (араб. العرب‎‎ аль-араб) — народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность на основе арабского круглого письма.

  • 1 Арабы эмигранты
  • 2 История эмиграции арабов
  • 3 Места проживания
    • 3.1 Этнические арабы Центральной Азии
  • 4 Религия
  • 5 История
    • 5.1 В библейские времена
    • 5.2 IV—XX вв.
  • 6 Галерея
  • 7 См. также
  • 8 Примечания

Арабы эмигранты

Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США, Испания, Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция, Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Казахстан, Малайзия, Италия и Финляндия. В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6-8 млн). Быстро растет арабская община в Японии, Финляндии, Корее, США, Канаде и Австралии. В России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.

История эмиграции арабов

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), мавры (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), арабы ОАЭ (en:Emirati people), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Этнические арабы Центральной Азии

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970.

Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин). Следует отметить, что ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сейид (араб. ‘господин, хозяин’). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы.

> Религия

Большинство арабов, более 90 %, исповедуют ислам. Однако, среди них также есть исповедующие христианство.

История

В библейские времена

В библейские времена арабы назывались заведеями.

«Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» (1 Мак.12:31).

«Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10-11).

В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет — вытащить Иосифа и продать его арабам, потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью» (Иудейские древности, кн. 2.3:3).

Арабский халифат от начала правления Али до конца правления династии Омейядов

IV—XX вв.

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V—VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабские учёные славились как великолепные врачи и математики.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов, в частности, в странах Закавказья, таких, как Лазика, Картли и Армения; а также в Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, восточная Туркмения), Испании, Португалии, Сицилии, южной Италии и Пакистанской Индии.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары и Палестины) являются самостоятельными государствами.

Галерея

  • Арабская семья в Рамалле, 1905

  • Традиционный бедуин

  • Одежда арабских женщин, IV—VI вв.

  • Одежда арабских мужчин, IV—VI вв.

  • Христианский мученик св. Або, покровитель города Тбилиси

  • Бедуинский шейх

  • Мозаика гассанидской лошади, 700 г. н. э.

  • Арабеска византийских времён, Гассаниды

  • Арабская каллиграфия в Иерусалиме

См. также

Общее

  • Аравия
  • Омейяды
  • Аббасиды
  • Лахмиды
  • Арабский мир
  • Араб (мифология)
  • Арабский халифат
  • Лига арабских государств
  • Панарабизм
  • Панарабские цвета
  • Арабские завоевания
    • Пиренейский полуостров
  • Арабы-христиане
  • Ислам
    • Сунниты
    • Шииты
  • Друзы
  • Марониты

Происхождение

  • Набатеи
  • Бедуины
  • Семиты
  • Сарацины
  • Химьяр
  • Сабеи
  • Ишмаэлиты
  • Филистимляне
  • Амаликитяне
  • Финикийцы
  • Арамеи
  • Халдеи
  • Мавры

Язык и культура

  • Арабское письмо
  • Арабский язык
  • Арабская литература
  • Арабское имя
  • Арабская вязь
  • Арабские цифры
  • Арабская кухня
  • Разновидности языка
  • Арабский скакун

Диаспора

  • Египетская
  • Иракская
  • Ливанская
  • Марокканская
  • Палестинская
  • Сирийская

Африка:

  • Гана
  • Кот-д’Ивуар
  • Сенегал
  • Сьерра-Леоне
  • ЮАР

Австралия
и Океания:

  • Австралия
  • Новая Зеландия

Европа:

  • Болгария
  • Великобритания
  • Германия
  • Греция
  • Дания (ливанцы, иракцы)
  • Испания (ливанцы, марокканцы,
    Аль-Андалус)
  • Италия (марокканцы,

египтяне, Филипп Араб,
Сицилийский эмират)

  • Кипр
  • Нидерланды
  • Норвегия
  • Франция (харки)
  • Швеция (марокканцы,
    ливанцы, иракцы)

Америка:

  • Аргентина
  • Бразилия
  • Венесуэла
  • Гаити
  • Гватемала
  • Канада
  • Колумбия
  • Куба
  • Кюрасао
  • Мексика
  • Никарагуа
  • Парагвай
  • Перу
  • Пуэрто-Рико
  • США
  • Уругвай
  • Чили
  • Эквадор
  • Ямайка

Национальные
в арабских

  • Адыги
    (черкесы)
  • Копты
  • Курды
  • Нубийцы
  • Суданцы
  • Мосарабы
  • Муваллады
  • Лахлухи
  • Берберы
  • Ассирийцы
  • Туркоманы
  • Арабские евреи
  • Дом (цыгане)
  • Франкоалжирцы

меньшинства
странах

  • Армяне
    (Ливан,
    Ирак,
    Египет,
    Бахрейн,
    Кувейт,
    Сирия,
    Катар,
    Иордания)
  • Греки (Сирия,
    Ливан)
Родственные группы

  • Ланкийские мавры
  • Мальтийцы
  • Сеиды
  • Китайцы из д. Сюньпу
  • Ходжа (род)
  • Мориски
  • Хуэйцзу
    • Дунгане
    • Пантай
  • Аван

> Примечания

Ссылки

Арабы на Викискладе

  • Мир Востока ~Al Hayat~ (мусульманский сайт)
  • Арабы-христиане
  • Этнопсихология арабов и ислам, Али Мухиэддин
  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Густерин П. В. Арабский язык в современном мире / О значении арабского языка

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *