Древние люди на Руси

Как читали книги люди Древней Руси?Что явилось достижением древнерусской литературы?кто были действующие лица этих произведений?

Как читали книги люди Древней Руси?

Старинные книги,в их современном понимании,появились в Средние Века.Книга на Руси означала свиток,в XI-XV века для записей использовали бересту,для изготовление первых рукописей и грамот.Но береста была непрочным материалом и на смену ей пришёл пергамент,сделанный из шкур животных,который можно было складывать,сгибать без повреждений и из него стали изготавливать старинные книги.Над каждой книгой трудились долгое время, переписчики и художники несколько месяцев наносили текст и рисунки.Важные документы,религиозные тексты,исторические летописи составляли содержимое книг.Кожанная обложка книг имела замки,которые закрывались после прочтения.За незакрытую книгу могли наказывать,так как пергамент быстро впитывал влагу,книги разбухали,а надписи и рисунки теряли цвет.

Книги читали медленно,не спеша ,выдумываясь в прочитанное. Заповеди,наставления,советы и заветы перечитывали по несколько раз,запоминая текст.Многие книги читали вслух,торжественно повествуя содержимое.Слушители стояли молча,впитывая смысл прочитанного и запоминая каждое слово.Чтец обладал громким голосом,его речь была грамотной и хорошо поставленной,не каждому доверяли чтение книг,а вслух только лучшим.

Что явилось достижением древнерусской литературы?

Древнерусская литература -времена литературы на Руси с X по XVII век.Принятие христианства приобщило Древнюю Русь к развитию письменности,дало начало книжной культуре,книгописанию и возникновению основ литературы.Создание письменности-главное достижение,что позволило писать старинные книги.Достижениям древнерусской литературы стало создание жанров,помимо устного народного творчества.Все произведения древнерусской литературы являются историческими памятниками и произведениями искусства.

Жанры древнерусской литературы:

1)Житие-описание жизни ,подвигов канонизированных церковью выдающихся людей -«Житие Александра Невского».

2)Хождение-прославление путешествий или паломничеств к святым местам-«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

3)Поучение-наставление потомкам,заветы молодому поколению,поучительного характера-«Поучение Владимира Мономаха».

4)Воинская повесть-описание ратных подвигов,прославление победных сражений русских воевод-«Сказание о Мамаевом побоище».

6)Летопись-исторические произведения,хронология событий по летам,с описанием всего происходящего-«Повесть временных лет».

7)Слово-духовное произведение,написанное в прозе и передающее поучение потомкам-«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

Кто были действующие лица этих произведений?

Книги описывали исторические события,главные действующие лица-это герои,святые,князья,реальные личности, жившие в те времена. Религиозные книги представляли библейские сюжеты,их герои-святые и боги.Главная тема книг-историческая и связанная с церковной тематикой,произведения литературы связаны с историческими личностями и событиями,библейскими сюжетами.Для древнерусской литературы характерно жизнеутверждающее начало,всегда позитивный настрой,прославление подвигов и побед,нет места отчаянию и унынию.Народ,как герой книг,не выступает отдельной частью историй,но всегда присутствует в книгах ,его образ передаётся автором через исторических героев.

>Как читали книги люди древней руси

Как читали книги люди древней Руси

Книги на Руси

Книги на Руси начали печататься лишь в 16 веке. Появление книгопечатания в России связывают с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Первая русская типография, которая находилась на территории Кремля, была основана ими по приказу царя Ивана IV.

До этого времени книги в Россию завозились из Европы и Восточных стран. Написаны они были на иностранных языках, по этому прочитать их могли единицы, то есть те люди, которые владели иностранным языком.

Древнерусские книги писались в ручную. Их было очень мало и стоили они довольно дорого. В монастырях же хранились летописи., написанные монахами.

Летописи

Исконно на Руси были распространены летописи. В эти большие книги монахи вносили исторические сведения, связанные с правлением действующего монарха, великими битвами и другими героическими событиями, очевидцами которых они стали. Кроме того, в летописях достаточно часто присутствовали библейские сюжеты. Литература того времени была религиозной.

Летописи украшались витиеватым шрифтом и рисунками. Обложка такой книги могла весить до 12 кг. Делалась она из резного дерева, или кованного металла, украшалась драгоценными камнями и золотым напылением. Разер книги доходил до 1 м в раскрытом виде. Часто нужно было двоен взрослых людей, чтобы поднять такую книгу.

Книги для чтения

Существовали у наших предков и небольшие рукописные книги религиозной тематики: молитвословы, наставления, описания жития святых.

Книга была очень дорогой, и позволить ее могли только богатые люди того времени. Хранились книги очень бережно. Вечером отец семейства доставал книгу, завернутую в тряпицу для сохранности, из сундука. Семья усаживалась вокруг. Книга читалась вслух человеком обученным грамоте. Это мог быть сам глава семейства, или сын, отправленный до этого учиться грамоте у дьяка, деревенский житель из бывших священнослужителей, так как чтению и письмо обучались в основном боярские дети и монахи. Читалась книга протяжно, слушали все очень внимательно, не перебивая чтеца. Люди получали из книг жизненные наставления.

Многие связывали свою жизнь с церковью, чтобы обучиться грамоте и получить возможность прикоснуться к «мудрому слову». Монах мог позволить себе чтение и изучение монастырской летописи. Служители церкви имели в своем приходе церковные книги, по которым велась служба, или с текстом которых знакомили прихожан, зачитывая фрагменты или чаще пересказывая текст.

Люди древней Руси читали книги следующим образом:

  • спокойно;
  • с трепетом;
  • медленно;
  • искали в текстах смысл и истину.

Романов, Борис Александрович (историк)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Романов, Борис Александрович.

Борис Александрович Романов

Дата рождения:

12 февраля (29 января) 1870

Место рождения:

Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти:

18 июля 1957 (87 лет)

Место смерти:

Ленинград, РСФСР, СССР

Страна:

Российская империя →
СССР

Научная сфера:

история

Место работы:

Центрархив
Институт истории материальной культуры АН СССР
Ленинградское отделение Института истории СССР АН СССР

Альма-матер:

Петербургский университет

Научный руководитель:

А.Е.Пресняков

Известные ученики:

В. М. Панеях

Известен как:

историк, архивист

Бори́с Алекса́ндрович Рома́нов (29 января (10 февраля) 1889, Санкт-Петербург — 18 июля 1957, Ленинград) — советский историк, профессор ЛГУ.

  • 1 Семья
  • 2 Образование
  • 3 Научная и педагогическая деятельность
    • 3.1 Начало деятельности
    • 3.2 Арест, тюрьма, лагерь
    • 3.3 Возобновление работы
    • 3.4 «Люди и нравы древней Руси»
    • 3.5 Последние годы
  • 4 Отзывы
  • 5 Основные труды
    • 5.1 Статьи
    • 5.2 Монографии
    • 5.3 Комментарии

Семья

Отец — Александр Дементьевич Романов, инженер, профессор Института инженеров путей сообщения. Знал западноевропейские и восточные (в том числе китайский) языки.

Мать — Мария Васильевна, урождённая Шатова, школьный врач.

Образование

Окончил историко-филогогический факультет Санкт-Петербургского университета в 1912 году. Доктор исторических наук (1941, тема диссертации: «Очерки дипломатической истории русско-японской войны»), профессор (1947). Принадлежал к «петербургской школе» историков, своим учителем считал А. Е. Преснякова.

Научная и педагогическая деятельность

Начало деятельности

В университете специализировался на истории Древней Руси. Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию, одновременно, преподавал в средних учебных заведениях, занимался написанием статей для словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и «Русской энциклопедии».

В 1918—1929 годах был сотрудником Центрархива: старший архивист, заведующий экономической секцией. Под его началом были собраны фонды министерств финансов, торговли и промышленности, банков и акционерных обществ. Это определило его интерес к истории экономической политики России на Дальнем Востоке, что привело к написанию ряда статей, а затем изданию капитального труда «Россия в Маньчжурии». Пришёл к выводу, что движущей силой российской экспансии на Дальнем Востоке было министерство финансов во главе с С. Ю. Витте. Сочетал выбор актуальной темы с тщательным источниковедческим анализом, что было необычно для времени, когда в моде были идеологизированные схемы, часто плохо подкрепленные фактами. Такой подход встретил непонимание со стороны как «официозной» школы Покровского, так и традиционных представителей «петербургской школы» (последние считали, что историк не должен заниматься актуальными для того времени темами).

Одновременно в 1919—1927 годах преподавал в Петроградском (Ленинградском) университете.

Арест, тюрьма, лагерь

13 января 1930 года был арестован по «Академическому делу», приговорен к пяти годам лишения свободы. Более года провёл в предварительном заключении, затем отбывал срок на строительстве Беломорско-Балтийского канала (1931—1933). По «зачёту рабочих дней» срок был сокращён на полтора года. При аресте у него были изъяты все собранные за годы работы научные материалы, которые потом не были ему возвращены.

Возобновление работы

После освобождения из лагеря сотрудничал с академическими научными учреждениями на договорной основе, занимался технической работой: составлял библиографические указатели, писал карточки для древнерусского словаря. Готовил внутренние рецензии на исторические монографии, составил хрестоматию «Революция 1905 г. и западноевропейская пресса», подготовил учебное пособие по «Русской Правде».

В 1941—1944 годах работал в Институте истории материальной культуры АН СССР. В 1944—1950 годах — профессор исторического факультета ЛГУ. С 1944 года — научный сотрудник Ленинградского отделения Института истории АН СССР (ЛОИИ). Во время Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ташкенте. После войны выпустил три крупные работы: две капитальные монографии («Люди и нравы древней Руси» и «Очерки дипломатической истории русско-японской войны», а также комментарии к «Русской Правде»).

«Люди и нравы древней Руси»

Книга «Люди и нравы древней Руси» — своего рода коллективный портрет людей и картины нравов домонгольской Руси, опираясь на скрупулёзный анализ того небольшого числа письменных источников, которые дошли до нашего времени от XI — начала XIII веков.

В 1949 году исследование Романова было подвергнуто резкой критике за «мизантропический», мрачный характер, чрезмерное внимание к сексуальным, интимным моментам. Был обвинён в том, что «объективно оказался на ложных позициях», стоящих «в прямом противоречии» с задачей воспитывать «чувство национальной гордости нашей великой Родиной, чувство советского патриотизма». В результате была отменена рекомендация экспертной комиссии о присуждении его книге «Очерки дипломатической истории русско-японской войны» Сталинской премии (и в этом труде были обнаружены «объективистские ошибки»). Романов был уволен из Ленинградского университета. Его отказались допускать к материалам Архива внешней политики России. В настоящее время книга «Люди и нравы древней Руси» считается классической.

Последние годы

В начале 1950-х годов учёный занимался изданием Судебника 1550 года — памятника русской юридической мысли. В 1953 году ЛОИИ АН СССР, в котором работал Романов, было ликвидировано, но историк остался работать в Отделе древних рукописей и актов. Через два года институт был восстановлен. В последние годы жизни работал над новым, существенно расширенным изданием «Очерков дипломатической истории русско-японской войны».

Среди известных учеников Романова: Б. В. Ананьич, Р. Ш. Ганелин, Н. Е. Носов, В. М. Панеях, А. А. Фурсенко.

Отзывы

Ученик Б.А.Романова Доктор исторических наук, профессор В. М. Панеях: «Романов опережал своё время не только как профессионал-историк, но и как мыслитель, гражданин, личность. Он не страдал синдромом национальной озабоченности, не искал рецепта спасения России в религии и в прошлом, не идеализировал прошлое, не замыкался, по его словам, в рамках национального пошехонья. Ему был свойственен объективизм как средство противостояния вульгаризированной марксистско-ленинско-сталинской доктрине. Он протестовал против власти аппаратчиков в науке, против их произвола, презирал академический снобизм, боролся против гегемонизма научных школ, монополизма в науке».

Основные труды

Статьи

  • Смердий конь и смерд: (В летописи и Русской Правде) // Известия ОРЯС. СПб, 1908. Т. XII, кн. 3.
  • Витте и концессия на р. Ялу: Документальный комментарий к «Воспоминаниям» гр. С. Ю. Витте // Сборник статей по русской истории, посвящённых С. Ф. Платонову. Пг., 1922.
  • Концессия на Ялу. К характеристике личной политики Николая II // Русское прошлое. Т. 1. Пг, 1923.
  • «Лихунчангский фонд»: Из истории русской империалистической политики на Дальнем Востоке // Борьба классов. 1924. № 1-2.

Монографии

  • Россия в Маньчжурии (1892-1906). Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма / Под ред. В. Ю. Визе и Р. Л. Самойловича. — Л.: Изд.-во Ленинградского Восточного Института имени А.С. Енукидзе, 1928.
  • Очерки дипломатической истории русско-японской войны, 1895—1907. 2-е изд. М.-Л., 1955 (первое издание — 1947).
  • Люди и нравы древней Руси. Л.: Издательство Ленинградского Государственного Ордена Ленина университета, 1947 (второе издание: М.-Л., 1966, с подзаголовком «Историко-бытовые очерки XI—XIII вв.»; 3-е издание: М., 2002).
  • Комментарии к «Русской Правде» // Правда Русская, т. 2. М.-Л., 1947.

Ссылки

  • Романов Борис Александрович — статья из Большой советской энциклопедии
  • Биография
  • Библиография
  • Никифоров В. Н. Борис Александрович Романов. К восьмидесятилетию со дня рождения // Народы Азии и Африки. 1969. № 3. С. 208-209.
  • Ганелин Р. Ш. Б. А. Романов — историк революционного движения в России // Проблемы социально-экономической истории России: к 100-летию со дня рождения Бориса Александровича Романова. СПб., 1991.
  • Фурсенко А. А. Борис Александрович Романов // Проблемы социально-экономической истории России. СПб., 1991.
  • Панеях В. М. Борис Александрович Романов. // Портреты историков. Время и судьбы. Т. 1 (Отечественная история). М. — Иерусалим, 2000.
  • Панеях В. М. Творчество и судьба историка: Борис Александрович Романов. СПб., 2000. 446 с.
  • Ростовцев Е. А. Учёный в контексте эпохи: В. М. Панеях. творчество и судьба историка: Борис Александрович Романов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 446 с. // Нестор № 4. СПб.,2004. С. 336-342.
  • Ананьич Б. В., Панеях В. М. Б. А. Романов и его труды по дальневосточной политике России // Санкт-Петербург-Китай. Три века контактов. СПб., 2006.- С. 230-252.

РОМАНОВ Борис Александрович

Историк.

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1911). Кандидат исторических наук (1939, без защиты диссертации). Докторская: «Русско-японская война (экономика, политика, дипломатия). 1895-1905» (1941). После окончания университета преподавал в гимназии, писал статьи для энциклопедий. Сотрудник Центрахива (1918-29). Преподавал в ПУ-ЛГУ, сотрудник РАНИОН (1921-29).

В 1930 арестован по т.н. «Академическому делу», отбывал строк на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Освобожден в 1933. После возращения из лагеря работал по договорам.

С 1941 сотрудник Института истории материальной культуры АН СССР. Старший научный сотрудник ЛОИИ АН СССР (1944-57). Преподаватель, профессор (1947) ЛГУ (1944-51). Подготовил комментарии к академическому изданию «Русской Правды» (Правда Русская. М.-Л., 1947) и Судебника 1550 года (Судебники XV-XVI вв. М.-Л., 1952). Автор новаторской монографии «Люди и нравы Древней Руси: (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.) (Л., 1947), написанной как историко-антропологическое исследование человека и общества Древней Руси. Классическими считаются его исследования по истории русско-японской войны 1904-05, в которых он показал экономическую основу экспансии России на Дальний Восток.

Сочинения:

Россия в Маньчжурии (1892-1906): Очерки по истории внешней политики самодержавия в эпоху империализма. Л., 1928;

Очерки дипломатической истории русско-японской войны, 1895-1907. М.-Л., 1947 (2-е изд. 1955);

Изыскания о русском сельском поселении эпохи феодализма // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве XII-XVII вв. М.-Л., 1960. С. 419-476;

Екатерина Николаевна Кушева – Борис Александрович Романов. Переписка 1940-1957 годов / Составитель В.М. Панеях. СПб., 2010.

Основные разряды населения готической Руси

План ответа:

1. Население Киевской Руси

2. Несвободные

-холопы (+источники)

3. Свободные

-бояре(лучшие люди+ дружина)

-смерды (изорники, исполовники, чётники)

-закупы (ролейные/ дворовые)

-городские жители «чадь нарочитая»

-церковные служители

-гости

-иностранцы

-рядовичи

-изгои (+ 4 источника изгойства)

1.Население в Древнерусском государстве ещё не было разделено по твёрдым сословным принципам. Население делилось на 2 разряда: свободные и несвободные.

2. Несвободные («робы», или холопы).Холопство полное, потомственное, вечное. По своему положению холоп напоминал вещь. Холпы: Обельный холоп – полный; Челядь – домашняя прислуга

— существовала возможность выкупиться на свободу

— мог обладать определенным имущественным комплексом (об этом свидетельствует следующее положение РП «Аще холоп на волю выкупится»)

— не является субъектом права, является вещью – за убийство платился урок, а не вира

— нет самостоятельной ответственности

— лишен правоспособности

— не может быть свидетелем

— смерды имели рабов, рабство распространено

После введения христианства:

— отсутствие жесткой эксплуатации, рабство носило патриархальный характер, раб рассматривался как младший член семьи

— РП: если господин имел ребенка от рабыни, то после смерти господина они получали свободу

— Устав Владимира Святого: дети, освобожденные вместе с матерью, получали еще и часть имущества отца

— к. XIV: увечье, нанесенное холопу, являлось достаточным основанием для его освобождения .

Способы установления холопства:

продажа в рабство (за долги) – архаический способ (Обязательны свидетели!)

женитьба на рабыне без оговорки статуса – из византийского права.

ключничество или тиунство без оговорки статуса.

рождение от холопа

несостоятельность по обязательствам

военный плен.

бегство закупа у господина

преступление.

На Руси существовало 2 сферы, в которых использовался труд рабов: домохозяйство (такие рабы назывались челядью); с/х (труд на земле частного собственника).

3. Свободные.Среди свободного населения различают прежде всего людей (ср. герм. die Leute) – «людье», или «мужи». Однако уже на ранней стадии просто «люди» начинают противопоставляться «княжим мужамъ» (ср. двойную виру по РП за убийство последних). Изначально же жизнь каждого свободного человека ценилась одинаково.) Когда нужно было указать ту или иную группу населения, летописец говорит о «лутших», «старейших», «вятших», «нарочитых», «простых», «черных» людях. Была и более общая градация: жители пригородов – «мезиньи люди», горожане – «градские».

БОЯРСТВО – высший разряд свободного населения. В основном – представители старой родоплеменной аристократии. Это так называемые бояре земские, которые были крупными земле- и рабовладельцами. РП знает боярских тиунов, дружинников, холопов Бояре назывались тж. огнищанами (изначально огнищанин – хозяин, домовладыка. Но уже в южнославянских источниках это – раб). Класс бояр образуется из двух элементов: во-первых, из лучших людей среди жителей каждой земли, во-вторых, из высших чинов княжеского двора — дружинников.

Лучшие люди правильно (хотя и искусственно) называются земскими боярами (в противоположность боярам княжеским). Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его называются старейшинами), по власти в своём обществе и, наконец, по высшей экономической состоятельности (термин «лучшие люди» в следующем периоде означает людей более богатых).

Специально дружиной называется двор князя. Члены двора (слуги князя) лица не совсем полноправные, ибо служба только тогда не вела к холопству, когда это именно было оговорено в договоре, что в действительности совершалось редко. Но служба князю, который был не только частным лицом, но и правителем государства, давала возможность слуге получить сразу высокое положение в обществе. Кроме княжеской дружины, были дружины боярские, члены которых также вошли в состав высшего класса. Тем не менее, боярство Древней Руси не имело ни сословной корпоративности, ни сословных привилегий. Однако в сфере прав наследства боярам приписывают привилегию передавать наследство дочерям при неимении сыновей. В сфере личных прав огнищане (или княжьи мужи) ограждаются двойной вирой при убийстве и высшей продажей за муку (однако вознаграждение потерпевшему за муку – 1 рубль, как и у смердов). В сфере прав имущественных боярам приписывалось право владения селами.

Княжья дружина состоит из подручных князя: старшая дружина – бояре; младшая дружина – гридни, отроки, мечники и т.д.

Примечательно, что никаких особых моментов по поводу статуса бояр в корпусе русского права в тот период не было. НО: см. указание в РП на уплату двойной виры за убийство «княжа моужа»: 80 грн = 40 грн (урок – как за холопа) +40 грн (упущенная выгода).

Ср. древнерусская вира = 2 части: 40 грн (головничество – родственникам)+ 40 грн (вира – в пользу князя).

СМЕРДЫ (смьрдъ – др.-рус. ‘муж’, т.е. юридически свободный человек). В обширном смысле – все свободное население, исключая бояр и духовенство, в тесном смысле под смердами разумеются сельские жители. Свободные смерды, жившие на землях частновладельческих, назывались изорниками (занимал пахотные земли, платил ¼ урожая), исполовниками (занимал огород, платил 1/2 дохода), чётниками (занимали исад – «рыболовный участок»). Срок найма одногодичный. Наемщик обыкновенно брал у хозяина покруту (т.е. вспоможение деньгами, хлебом, орудиями производства), а при отказе обязан был ее возвратить.

РП: личные права (за мучение смерда без княжеского повеления полагается за обиду 3 гривны); права на вещи и права наследства (если после смерти наследодателя у него есть только дочери, имущество считается выморочным и переходит государству, дочерям выделяется только приданое); право иска.

Находится под защитой рода. За убийство взыскивается вира и головничество. В этом отличие смерда от тиуна и огнищанина, которые передаются родом под защиту князя, а двойная вира за их убийство складывается из собственно виры и головничества, которое всегда шло семье умершего. Убийство смерда князь рассматривает как упущенную выгоду от работы. Дань, уплачиваемая смердом символическая – «куница с дыму».

Основа с/х населения.

В некоторых случаях правоспособность ограничена (см. по РП положения о наследстве: если наследники – только дочери, то всё имущество переходило князю, хотя он и должен был при этом дать за дочерьми приданое). Др. норм, ограничивающих правоспособность смерда, НЕТ!Свободный человек, даже находящийся в услужении, защищён своей общиной-родом, положение о кровной мести остаётся в силе. Поэтому убийство смерда князь рассматривает как упущенную выгоду от работы, вернее, как потерю источника дани, т.к. смерд в данном случае выступает больше как налогоплательщик: потеря смерда=потеря княжьего имущества. Следовательно, право взыскивать виру оставляет за собой его род – семья.

Известно при этом, что вира слуг князя – тиунов, огнищан – платится в двойном размере, т.к. такие люди, перейдя на службу князю, став его привилегированными холопами, вышли из-под родовой защиты. Род передал право их защиты князю. Т.о., двойная вира складывается из виры в широком смысле (шла князю всегда) и головничества (=вире – сумма, которая всегда шла семье убитого).

В противовес тиуну и огнищанину смерд и закуп продолжают оставаться под защитой рода. Но князь, чтобы не терять своей выгоды, берёт с убийцы, перед тем как тот будет сам убит или заплатит виру и головничество, свой особый прибыток, возмещая таким образом ущерб себе.

ЗАКУПЫ – зависящее от князя население; зависимый смерд, изменивший свою природу. Обедневшие смерды нанимались в работу = шли в закупы. Закупы: ролейные (рало – ‘соха’), дворовые (жили на дворе хозяина)Бедные смерды нанимались в работу – шли в закупы. Закупы были ролейные (т.е. земледельческие, от слова «рало», т.е. соха) и дворовые (жили на земле хозяина). Закуп – человек, отрабатывающий долг собственным трудом. Юридически свободны, но зависимы в экономическом плане. Должен был отработать долг за 1 год, в течение или по истечении которого он обязан был возвратить долг, проценты.

При неуплате долга закупа отводили на торг и продавали.

— личные права: если господин бьет без дела, то ответственность как за избиение свободного

— свидетельство на суде по незначительным делам

— в крупных тяжбах от имени закупа выступал господин

— имущественные права

— имущественная ответственность – платит за погубленный плуг; однако, если украдет на стороне, то ответственен господин

— запрещалась передача, продажа закупа.

— владение имуществом (отарица), защита от посягательств

— при попытке бежать обращается в раба. Не считается побегом, если закуп отлучился явно, бежал к князю, судьям, не стерпев обиды.

ГОРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ:

а) чёрный люд (простые жители);

б) городской патрициат (богатые).

Разницы в правах не было.

Разное материальное положение.

Свободное население (кроме бояр), проживающее преимущественно в городах. В этот класс входят гости (чужестранные торговцы) и купцы (право госслужбы и землевладения). Низший разряд городских обывателей именуется чёрными городскими людьми (молодшими). Представлял собой открытый класс для всех свободных лиц. Они не платят дани, чем и отличаются от сельских жителей.

РЯДОВИЧИ – наёмные работники князя, подрядившиеся к кому-либо на работу или службу. Ср. ст. 5 КРП: «А въ рядовници княжи 5 грн…» .

ЦЕРКОВНЫЕ СЛУЖИТЕЛИ. Обособленная группа населения. По сути, первое и единственное на тот момент сословие (самое древнее – с 988 по 1917 гг.). Полностью изъяты из-под юрисдикции светской власти.

ГОСТИ – иноземные купцы. Имели право на преимущественное получение долга.

ИНОСТРАНЦЫ – колбяги, варяги. Закон проявляет снисхождение к ним (ср. ст. 18 КРП: 2 послуха вместо 7; ст. 10 КРП: видоков не нужно, только рота). Варяги – иностранцы – военные наёмники.

Колбяг – 1) иноземец восточного происхождения, возможно араб;

2) некоторая проф. группа варягов;

3) северные славяне, переселившиеся в землю новгородских словен;

4) купцы, торговцы и ремесленники, происходящие из карело-финского окружения новгородской земли.

ИЗГОИ. (гоити) – жить; поменял среду обитания. Наличие такого разряда населения отражает менталитет эпохи варварства, когда не было понятия человеческой личности, человек являлся таковым постольку, поскольку относился к какому-либо коллективу. Выход, изгнание из коллектива оставляло его один на один с окружающим миром, теперь некому было оказывать помощь в суде, в уплате дикой виры. Изгои – это церковный слой людей под покровительством церкви.

За убийство изгоя назначается та же вира, что и за убийство свободного человека.

Находятся под опекой церкви (изгои суть род церковных людей).

Источники изгойства (содержатся в Уставе Всеволода Мстиславовича):

князь осиротеет;

попов сын грамоте не умеет;

купец одолжает;

холоп на волю выкупится;

изгнание из рода в порядке его самоочищения.

Викинг – скандинавский аналог изгоя (означает уклоняться)- чел, уклонившийся от основного своего жизненного предназначения, довлеющего над ним из-за того, что он родился в определенном роду. Изгоями могут быть лица только мужского пола.

ЛЮДИН

Смотреть что такое «ЛЮДИН» в других словарях:

  • ЛЮДИН — муж. людин ряз., ед. число от люди, человек; встарь, гражданин, обыватель, вольный человек (не крестьянин); нынее: простолюдин или человек из черни, мужик. Людина муж. презрительное. Людина не человек. Людцы мн., ·стар. люди, выражение смирения.… … Толковый словарь Даля

  • Людин конец — Исторический центр Великого Новгорода Людин (Гончарский) конец один из пяти концов (районов) древнего Новгорода. В раннее время один из трёх, с Неревским и Славенским, древнейших концов, на основе … Википедия

  • ЛИЧНОСТЬ — I. Из истории слова «личность» в русском языке до середины XIX в. 1. В русское слово личность влились многие из тех значений и смысловых оттенков, которые развивались в разных европейских языках у многочисленной группы слов, восходящих к… … История слов

  • Твердислав Михайлович — известный новгородский посадник, принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в ХІІ XIIІ вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец его, Михаил (Михайка) Степаныч, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с… … Большая биографическая энциклопедия

  • людський — лю/дська/, лю/дське/. 1) Прикм. до люди 1). || Належний людям. || Який є складовою частиною організму людини. || Який складається з людей. || Такий, як у людей (людини). || Власт., притаманний людині. || Якого зазнають люди. || Який є результатом … Український тлумачний словник

  • Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII веках монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Биографический словарь

  • Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Большая биографическая энциклопедия

  • Новгород Великий — (история) Территория Великого Н. занимала обширный угол северо западной Руси и с течением времени распространялась все далее и далее на С и СВ, доходя на С до Белого моря и переходя на В за Уральский хребет. Вместе с территорией новгородского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Твердислав — посадник новгородский; принадлежал к одному из тех новгородских боярских родов, которые в XII XIII вв. монополизировали в своих руках должность посадника. Отец Т., Михалко Степанич, трижды посадничал в Новгороде, соперничая с боярином Мирошкой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *