Духовенство и миряне

Сословие. Священнослужители и церковнослужители христианских церквей.

Пер­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми Д. мож­но счи­тать св. апо­сто­лов, на ко­то­рых в празд­ник Пя­ти­де­сят­ни­цы со­шёл Свя­той Дух. Этот день счи­та­ет­ся на­ча­лом хри­сти­ан­ской Це­рк­ви и мис­си­о­нер­ских под­ви­гов апо­сто­лов. В пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни со­сло­вие в го­су­дар­ст­вах с со­слов­ным об­ществ. уст­рой­ст­вом, в т. ч. в Рос. им­пе­рии. Осн. за­да­ча Д. со­сто­ит в удов­ле­тво­ре­нии ре­лиг. нужд при­хо­жан. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли осу­ще­ст­в­ля­ют бо­го­слу­же­ние, ис­пол­ня­ют тре­бы (кре­ще­ние, вен­ча­ние, от­пе­ва­ние, ос­вя­ще­ние до­мов), ис­по­ве­ду­ют и при­ча­ща­ют при­хо­жан, за­бо­тят­ся об их нрав­ст­вен­ном со­стоя­нии. Дея­тель­ность Д. бы­ла так­же на­прав­ле­на на рас­про­стра­не­ние зна­ний, ис­прав­ле­ние нра­вов и ис­ко­ре­не­ние суе­ве­рий.

Оформ­ле­ние Д. как со­сло­вия про­ис­хо­ди­ло с нач. 4 в. (епи­ско­пы и кли­ри­ки хри­сти­ан­ской Церк­ви ста­ли на­де­лять­ся разл. при­ви­ле­гия­ми) и за­вер­ши­лось в эпо­ху ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья. В Зап. Ев­ро­пе в пе­ри­од клас­сич. Сред­не­ве­ко­вья Д. со­ста­ви­ло осо­бое при­ви­ле­ги­ров. со­сло­вие, тра­ди­ци­он­но име­но­ва­лось пер­вым и стоя­ло вы­ше свет­ских фео­да­лов. Вви­ду обя­за­тель­но­сти це­ли­ба­та для ка­то­лич. Д. к не­му при­над­ле­жа­ли лишь са­ми кли­ри­ки Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви. По­сле Ре­фор­ма­ции Д. в стра­нах, где ут­вер­дил­ся про­тес­тан­тизм, пе­ре­ста­ло вы­сту­пать в ка­че­ст­ве со­сло­вия, со­хра­нив ста­тус ду­хов­ных лиц. Слу­жи­те­ли пра­во­слав­ных церк­вей под­раз­де­ля­лись на бе­лое Д. (свя­щен­но­слу­жи­те­ли – свя­щен­ни­ки и дья­ко­ны; по­мо­гав­шие им во вре­мя бо­го­слу­же­ния цер­ков­но­слу­жи­те­ли – дьяч­ки, по­но­ма­ри, про­свир­ни), ко­то­рое вхо­ди­ло в со­став со­сло­вия вме­сте с чле­на­ми се­мьи, и чёр­ное Д. (мо­на­ше­ст­во).

Пред­ста­ви­те­ли вост.-хри­сти­ан­ско­го Д. поя­ви­лись в Др.-рус. гос-ве в сер. 10 в., ещё до офиц. Кре­ще­ния Ру­си. В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» в свя­зи с за­клю­че­ни­ем рус.-ви­зант. до­го­во­ра 944 со­об­ща­ет­ся о су­ще­ст­во­ва­нии «со­бор­ной» церк­ви Св. Ильи в Кие­ве (од­на­ко в ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ет мне­ние, что в дан­ном слу­чае речь идёт о хра­ме в Кон­стан­ти­но­по­ле). Д. фор­ми­ро­ва­лось од­но­вре­мен­но со ста­нов­ле­ни­ем Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви. С соз­да­ни­ем Ки­ев­ской ми­тро­по­лии (ве­ро­ят­но, не позд­нее 997), под­чи­няв­шей­ся Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, из Кон­стан­ти­но­по­ля при­бы­ли ми­тро­по­лит и иные свя­щен­но­слу­жи­те­ли греч. про­ис­хо­ж­де­ния. Они слу­жи­ли в пер­вых по­став­лен­ных на Ру­си в 990-х гг. церк­вах – в Кие­ве и Нов­го­ро­де, а так­же в цен­трах ог­ром­ных по ви­зант. мер­кам епар­хий, ко­то­рые бы­ли об­ра­зо­ва­ны в Др.-рус. гос-ве (15, воз­мож­но 16, к кон. 1230-х гг.). За пре­де­ла­ми круп­ных го­ро­дов по­сте­пен­но сфор­ми­ро­ва­лись цер­ков­ные ок­ру­га («по­гос­ты», «уез­ды», «пе­ре­ез­ды»), к 15 в. они бы­ли вы­тес­не­ны при­хо­да­ми. По­сле Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра, на котором в 1439 бы­ла за­клю­че­на уния меж­ду ка­то­ли­че­ской и пра­во­слав­ной церк­вами, и из­бра­ния в 1448 Ио­ны пер­вым ми­тро­по­ли­том рус. Церк­ви, став­шей ав­то­ке­фаль­ной, рус. Д. пе­ре­ста­ло ка­но­ни­че­ски под­чи­нять­ся Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту.

Из­на­чаль­но Д. об­ла­да­ло ря­дом т. н. ка­но­ни­че­ских при­ви­ле­гий: бы­ло под­суд­но толь­ко ар­хие­рей­ско­му су­ду, управ­ля­лось цер­ков­ны­ми ие­рар­ха­ми, ос­во­бо­ж­да­лось от гос. служ­бы и на­ло­гов в поль­зу го­су­дар­ст­ва. Ру­ко­по­ло­же­ние в свя­щен­ни­ки осу­ще­ст­в­лял ме­ст­ный епи­скоп. Пред­поч­те­ние от­да­ва­лось лю­дям крот­ким и це­ло­муд­рен­ным, кан­ди­дат обя­за­тель­но дол­жен был со­сто­ять в цер­ков­ном бра­ке. Свя­щен­ни­ка­ми не мог­ли стать хо­ло­пы, убий­цы, раз­бой­ни­ки, ли­ца, за­дол­жав­шие день­ги, и двое­жен­цы. Под­го­тов­ку и обу­че­ние свя­щен­ни­ков про­во­дил др. опыт­ный свя­щен­но­слу­жи­тель в ин­ди­ви­ду­аль­ном по­ряд­ке в те­че­ние 6 нед за ого­во­рён­ную пла­ту.

Причт при­ход­ской церк­ви, ко­то­рый был пол­ным толь­ко в бо­га­тых хра­мах, со­сто­ял из свя­щен­ни­ка (по­па), диа­ко­на (эта долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла не по­все­ме­ст­но), дьяч­ка, по­но­ма­ря (не­ред­ко за­ме­нял­ся сто­ро­жем), зво­на­ря, сто­ро­жа и про­свир­ни (с 12 в.; жен­щи­на, ко­то­рая пек­ла про­сфо­ры). Со­бор 1273 за­пре­тил при­вле­кать кан­ди­да­тов в свя­щен­ни­ки к руч­но­му тру­ду и оп­ре­де­лил пла­ту за «по­став­ле­ние». К 15 в. в рус. зем­лях и кня­же­ст­вах бы­ло по­строе­но ок. 6,5 тыс. хра­мов; в сред­нем на храм при­хо­ди­лось не бо­лее 2,4 слу­жи­те­лей, а об­щее чис­ло лиц ду­хов­но­го зва­ния не мог­ло пре­вы­шать 15,6 тыс. чел. (хо­тя в ис­то­рио­гра­фии встре­ча­ют­ся и бо́льшие циф­ры).

Со­дер­жа­ние Д. пре­дос­тав­ля­лось гл. обр. при­ход­ской об­щи­ной или кти­то­ром хра­ма (кня­зем, боя­ри­ном, куп­цом и др.), в ря­де слу­ча­ев оно оформ­ля­лось т. н. руж­ной гра­мо­той, в ко­то­рой ого­ва­ри­ва­лось спец. еже­год­ное жа­ло­ва­нье за осу­ще­ст­в­ле­ние тех или иных служб или без вся­ких ус­ло­вий. Ру­га (позд­нее вы­пла­чи­ва­лась из каз­ны) мог­ла быть де­неж­ной или на­ту­раль­ной, она ис­поль­зо­ва­лась или все­ми чле­на­ми при­чта, или шла на со­дер­жа­ние тех, кто был ука­зан в гра­мо­те. Кро­ме то­го, пред­ста­ви­те­ли Д. лич­но ве­ли хо­зяй­ст­во, об­ра­ба­ты­ва­ли зем­лю, при­над­ле­жав­шую хра­му, при не­дос­тат­ке этой зем­ли до­пол­нит. уча­ст­ки бра­лись при­чет­ни­ка­ми в арен­ду. Др. спо­со­бом ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния при­чта бы­ли до­хо­ды от цер­ков­ных вот­чин, сёл и де­ре­вень (ими ве­дал ста­рос­та цер­ков­ной об­щи­ны), ко­то­рые пе­ре­хо­ди­ли в соб­ст­вен­ность хра­ма, напр. по за­ве­ща­нию или дар­ст­вен­ной. Ду­хов­ные ли­ца мог­ли са­ми вла­деть уча­ст­ка­ми зем­ли, что зна­чи­тель­но улуч­ша­ло их ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние. До­хо­ды от тор­гов­ли и рос­тов­щи­че­ской дея­тель­но­сти счи­та­лись не­со­вмес­ти­мы­ми с цер­ков­ной служ­бой, хо­тя свет­ские вла­сти не­од­но­крат­но пре­до­став­ля­ли хра­мам пра­во бес­по­шлин­ной тор­гов­ли.

Пла­та за тре­бы, со­вер­шае­мые в хра­ме, счи­та­лась доб­ро­воль­ной, её раз­мер за­ви­сел от дос­тат­ка при­хо­жа­ни­на. Из по­лу­чае­мых до­хо­дов Д. вы­пла­чи­ва­ло мно­го­числ. по­шли­ны ме­ст­но­му епи­ско­пу, ко­то­рый сам ус­та­нав­ли­вал их раз­мер и чис­ло (т. н. ар­хие­рей­ское тяг­ло), сре­ди них – со­бор­ное (или збор­ное), за­езд, де­ся­ти­на и др. Еди­но­вре­мен­ные по­шли­ны взи­ма­лись при по­став­ле­нии свя­щен­ни­ка, его пе­ре­хо­де на служ­бу в др. храм или др. епар­хию. Пе­рио­ди­че­ски свя­щен­ни­ки вы­пла­чи­ва­ли ме­ст­но­му епи­ско­пу разл. ­дани на празд­ни­ки – Пет­ров­ское (Пет­ров­ская дань), Ро­ж­де­ст­вен­ское. В кон. 14 в. для сбо­ра по­шлин и да­ней в епар­хи­ях ста­ли дей­ст­во­вать спец. ар­хие­рей­ские чи­нов­ни­ки – де­ся­тин­ни­ки, за­езд­чи­ки, до­вод­чи­ки. С то­го же вре­ме­ни фик­си­ру­ют­ся на­ру­ше­ния осн. ка­но­ни­че­ских при­ви­ле­гий ду­хо­вен­ст­ва.

Пред­ста­ви­те­ли Д. пре­им. бы­ли гра­мот­ны­ми (од­на­ко из­вест­ны слу­чаи, ко­гда служ­бу про­во­ди­ли и не­гра­мот­ные свя­щен­ни­ки, вы­учив её наи­зусть «по на­пев­ке»). Свя­щен­но­слу­жи­те­ли за­час­тую пре­по­да­ва­ли в шко­лах, дей­ст­во­вав­ших при церк­вах. Сво­им де­тям они ста­ра­лись дать об­ра­зо­ва­ние. Час­то сы­но­вья свя­щен­ни­ков (по­по­ви­чи) ста­но­ви­лись ли­ца­ми ду­хов­но­го зва­ния или ухо­ди­ли на гос. служ­бу.

В 16–17 вв. бе­лое Д. чис­лен­но зна­чи­тель­но пре­об­ла­да­ло, но под­чи­ня­лось выс­шим ие­рар­хам чёр­но­го Д. – ар­хие­ре­ям (пат­ри­ар­ху, ми­тро­по­ли­там, ар­хи­епи­ско­пам и епи­ско­пам). Сто­гла­вый со­бор (1551) про­воз­гла­сил ду­хов­но-ре­лиг. сфе­ру ос­но­вой гос. и на­род­ной жиз­ни, дек­ла­ри­ро­вал прин­цип не­за­ви­си­мо­сти цер­ков­но­го су­да и управ­ле­ния, пре­дос­та­вил оп­ре­де­лён­ные адм.-фи­нан­со­вые пол­но­мо­чия пред­ста­ви­те­лям бе­ло­го Д. – про­то­по­пам (поч. зва­ние свя­щен­ни­ка, как пра­ви­ло слу­жа­ще­го при го­род­ском или ка­фед­раль­ном со­бо­ре), а так­же пред­ста­ви­те­лям цер­ков­ных об­щин – вы­бор­ным по­пов­ским ста­рос­там и де­сят­ским. Уч­ре­ж­де­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва (1589) прак­ти­че­ски не от­ра­зи­лось на по­ло­же­нии ду­хо­вен­ст­ва.

Стрем­ле­ние к «бла­го­чи­нию» в цер­ков­ной жиз­ни и борь­ба с не­ор­то­док­саль­ны­ми об­ря­да­ми и ве­ро­ва­ния­ми в нар. сре­де про­яви­лись в 1630–40-х гг. в дея­тель­но­сти «рев­ни­те­лей бла­го­чес­тия», в чис­ле ко­то­рых пре­об­ла­да­ли про­вин­ци­аль­ные при­ход­ские свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 был уч­ре­ж­дён Мо­на­стыр­ский при­каз как су­деб­ное гос. уч­ре­ж­де­ние для лиц ду­хов­но­го зва­ния и лиц, под­чи­нён­ных им по слу­жеб­ным и вла­дель­че­ским от­но­ше­ни­ям (из ве­де­ния при­ка­за ис­клю­ча­лись пат­ри­арх и пат­ри­ар­шая об­ласть).

Зна­чит. удар по един­ст­ву Д. на­нес­ли рас­кол в РПЦ и фор­ми­ро­ва­ние ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Во мно­гом этим бы­ли обу­слов­ле­ны ре­фор­мы, про­во­див­шие­ся по ре­ше­ни­ям Боль­шо­го со­бо­ра 1666–67. В це­лях со­блю­де­ния осн. ка­но­нич. при­ви­ле­гий Д. со­бор при­нял ряд важ­ных ре­ше­ний, в т. ч. от­стра­нил Мо­на­стыр­ский при­каз от су­да над Д., по­сле че­го уси­лил­ся ар­хие­рей­ский кон­троль. В те­че­ние 17 в. од­но­вре­мен­но со ста­би­ли­за­ци­ей при­ход­ской се­ти уни­фи­ци­ро­ва­лась сис­те­ма сбо­ра да­ни с Д. в поль­зу ар­хие­ре­ев и упо­ря­до­чи­ва­лось ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние при­ход­ско­го Д. (гл. ис­точ­ни­ком до­хо­дов ста­но­ви­лась экс­плуа­та­ция цер­ков­ных зе­мель). В сре­де при­ход­ско­го Д. раз­ви­ва­лась тра­ди­ция пе­ре­да­чи по на­след­ст­ву не толь­ко за­ня­тий и ста­ту­са, но и «мес­та» (долж­но­сти с до­хо­дом) при оп­ре­де­лён­ной церк­ви. Все эти фак­то­ры влия­ли на ста­нов­ле­ние ду­хов­но­го со­сло­вия. Тем не ме­нее в кон. 17 в. един­ст­во бе­ло­го Д. на­ру­ша­лось из-за от­дель­но­го ста­ту­са руж­но­го Д. и не­раз­ви­то­сти со­слов­но­го са­мо­соз­на­ния. Серь­ёз­ной про­бле­мой яв­лял­ся ог­ра­нич. уро­вень об­ра­зо­ва­ния Д., при­чи­ной че­го бы­ло от­сут­ст­вие раз­ви­той спец. сис­те­мы обу­че­ния.

К кон. 17 в. пред­ста­ви­те­лей бе­ло­го Д. со взрос­лы­ми чле­на­ми се­мей муж­ско­го по­ла на­счи­ты­ва­лось ок. 100 тыс. чел. Боль­шин­ст­во из них слу­жи­ло при при­ход­ских церк­вах. Ука­зом Пет­ра I (1708; под­твер­ждён в 1710) де­тям Д., не учив­шим­ся в шко­лах, бы­ло за­пре­ще­но по­сту­пать на долж­но­сти свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей. В нач. 18 в. сфор­ми­ро­вал­ся ин­сти­тут во­ен. и мор­ско­го Д. (в 1891 бы­ло 569 во­ен. свя­щен­ни­ков), пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го слу­жи­ли в пол­ко­вых, су­до­вых, кре­по­ст­ных, гос­пи­таль­ных, тю­рем­ных и др. церк­вах, со­про­во­ж­да­ли час­ти ар­мии и фло­та во вре­мя во­ен. по­хо­дов и бое­вых дей­ст­вий.

Со­глас­но Ду­хов­но­му рег­ла­мен­ту 1721, пат­ри­ар­ше­ст­во бы­ло уп­разд­не­но (по­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Ад­риа­на в 1700 Пётр I за­пре­тил вы­бо­ры но­во­го пат­ри­ар­ха), уп­рав­ле­ние РПЦ пе­ре­да­но гос. уч­ре­ж­де­нию – Си­но­ду; ог­ра­ни­че­но поль­зо­ва­ние Д. до­хо­да­ми с цер­ков­ных вот­чин; Д. обя­зы­ва­лось вес­ти мет­ри­че­ские кни­ги (в них фик­си­ро­ва­лись да­ты ро­ж­де­ния, кре­ще­ния, вен­ча­ния и смер­ти при­хо­жан); для под­го­тов­ки Д. уч­ре­ж­да­лись ду­хов­но-­учеб­ные за­ве­де­ния; за счёт уве­ли­че­ния пол­но­мо­чий ар­хие­ре­ев ог­ра­ни­че­на сво­бо­да по­ме­щи­ков или при­хо­жан из­би­рать причт. В 18 в. вы­бор­ный прин­цип на­зна­че­ния на долж­но­сти при­ход­ско­го Д. по­сте­пен­но вы­тес­нял­ся (окон­ча­тель­но уп­разд­нён в 1841), с од­ной сто­ро­ны, прак­ти­кой на­зна­че­ния Д. епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ем, с дру­гой – обы­ча­ем оп­ре­де­ле­ния на мес­та свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей их де­тей или род­ст­вен­ни­ков, а так­же лиц, всту­пав­ших в брак с до­черь­ми кли­ри­ков. В слу­чае ес­ли при­ход за­ме­щал­ся по­сто­рон­ним ли­цом, вновь на­зна­чен­ный свя­щен­но­слу­жи­тель вы­пла­чи­вал сво­ему пред­ше­ст­вен­ни­ку или его се­мье оп­ре­де­лён­ную часть сво­их до­хо­дов. В 18 в. оп­ре­де­ле­ние на долж­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей лиц из по­дат­ных со­сло­вий бы­ло за­пре­ще­но. В то же вре­мя был за­труд­нён вы­ход из ду­хов­но­го зва­ния. В свя­зи с этим, а так­же бла­го­да­ря то­му, что дво­ря­не воз­дер­жи­ва­лись от пе­ре­хо­да в ду­хов­ное зва­ние, Д. при­об­ре­ло ха­рак­тер замк­ну­то­го со­сло­вия.

То­гда же по­лу­чи­ла раз­ви­тие тен­ден­ция оформ­ле­ния Д. в при­ви­ле­ги­ров. со­сло­вие. В 1722 со­сто­яв­шие на служ­бе свя­щен­но­слу­жи­те­ли и чле­ны их се­мей ос­во­бо­ж­де­ны от по­душ­ной по­да­ти. В даль­ней­шем Д. ос­во­бо­ж­де­но от рек­рут­ской по­вин­но­сти (1724), по­сто­ев войск, де­журств на съез­жих дво­рах, яв­ки к офи­це­рам для ра­бот и по­сы­лок (1736), «хо­ж­де­ния к ро­гат­кам на ка­рау­лы и на по­жа­ры и от про­чей по­ли­цей­ской долж­но­сти» (1742). В 1767 свя­щен­ни­ки и ие­ро­мо­на­хи ос­во­бо­ж­де­ны от те­лес­ных на­ка­за­ний, в 1771 эта при­ви­ле­гия рас­про­стра­не­на на диа­ко­нов. В цар­ст­во­ва­ние имп. Пав­ла I за­прет ут­ра­тил си­лу, в свя­зи с чем в 1801 имп. Алек­сандр I вновь от­ме­нил те­лес­ные на­ка­за­ния для свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, в 1808 – для их жён, в 1811 – для мо­на­хов, не имев­ших свя­щен­ни­че­ско­го са­на (цер­ков­но­слу­жи­те­ли ос­во­бо­ж­де­ны от те­лес­ных на­ка­за­ний в 1863 в свя­зи с от­ме­ной этой ме­ры на­ка­за­ния как та­ко­вой).

В то же вре­мя с нач. 18 в. го­су­дар­ст­во пред­при­ни­ма­ло ак­тив­ные ме­ры по ре­гу­ли­ро­ва­нию чис­лен­но­сти Д., в ре­зуль­та­те ко­то­рых до­ля Д. в со­ста­ве все­го на­се­ле­ния Рос­сии не­пре­рыв­но сни­жа­лась. В 1722 вве­де­ны пер­вые шта­ты Д., ко­то­рые ус­та­нав­ли­ва­ли за­ви­си­мость чис­ла ду­хов­ных лиц в при­хо­де от чис­лен­но­сти при­хо­жан и по­ло­жи­ли на­ча­ло за­ко­но­дат. оформ­ле­нию Д. как со­сло­вия. На при­ход (100–150 дво­ров) по­ла­га­лось по од­но­му свя­щен­ни­ку, дьяч­ку и по­но­ма­рю; для двух­при­ход­ских (200–250 дво­ров) и трёх­при­ход­ских (300 дво­ров) церк­вей чис­ло уве­ли­чи­ва­лось со­от­вет­ст­вен­но в 2–3 раза, а трёх­при­ход­ские церк­ви име­ли пра­во со­дер­жать ещё двух диа­ко­нов. В 18 – 1-й тре­ти 19 вв. не­од­но­крат­но про­из­во­ди­лись т. н. раз­бо­ры Д., в хо­де ко­то­рых свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­ли, не имев­шие мес­та или за­ни­мав­шие не пре­ду­смот­рен­ные шта­та­ми мес­та, а так­же про­ви­нив­шее­ся в чём-либо, пе­ре­во­ди­лись в по­дат­ные со­сло­вия или в ка­че­ст­ве рек­ру­тов от­прав­ля­лись в ар­мию (по­след­ний рек­рут­ский на­бор, ка­сав­ший­ся пред­ста­ви­те­лей Д., про­ве­дён в 1831). Ана­ло­гич­ные ме­ры пред­при­ни­ма­лись по от­но­ше­нию к де­тям Д. Во 2-й четв. 18 в. чис­лен­ность бе­ло­го Д. со­став­ля­ла ок. 125 тыс. чел.

В свя­зи с се­ку­ля­ри­за­ци­ей 1764 часть до­хо­да от цер­ков­ных зе­мель бы­ла на­прав­ле­на на со­дер­жа­ние епар­хи­аль­ных уп­рав­ле­ний, епи­ско­пов и кон­си­сто­рий, что по­зво­ли­ло в том же го­ду ли­к­ви­ди­ро­вать сбо­ры с при­ход­ско­го Д. в поль­зу цер­ков­ных ие­рар­хов. С 1765 при­чты сель­ских при­ход­ских церк­вей на­де­ля­лись зе­мель­ны­ми на­де­ла­ми пло­ща­дью от 36 га (в 1890 пло­щадь цер­ков­ных зе­мель со­став­ля­ла св. 2 млн. га, из ко­то­рых 1,8 млн. га – в Ев­роп. Рос­сии); при­ход­ское Д. об­ра­ба­ты­ва­ло эти зем­ли са­мо­стоя­тель­но, ре­же сда­ва­ло в арен­ду. То­гда же ус­та­нов­лен обя­за­тель­ный ми­ни­мум (в 1801 был уд­во­ен) оп­ла­ты при­ход­ско­му Д. за ис­пол­не­ние цер­ков­ных треб. Ис­по­ве­до­вать и при­ча­щать свя­щен­ник обя­зы­вал­ся без­воз­мезд­но. В 1778 из­да­ны но­вые, су­ще­ст­вен­но со­кра­щён­ные шта­ты Д., по­яв­ле­ние ко­то­рых бы­ло свя­за­но с не­об­хо­ди­мо­стью при­влечь на служ­бу во вновь соз­да­вав­шие­ся (со­глас­но гу­берн­ской ре­фор­ме 1775) ме­ст­ные гос. уч­ре­ж­де­ния боль­шое чис­ло но­вых чи­нов­ни­ков, ко­то­рые на­би­ра­лись и сре­ди Д., а так­же се­ми­на­рис­тов. В 1784 име­лось 93,7 тыс. штат­ных мест свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, из них 74,6 тыс. бы­ли за­ня­ты. В 1797 на­ча­лось на­гра­ж­де­ние Д. не­ко­то­ры­ми ор­де­на­ми, а так­же скуфь­я­ми, ка­ми­лав­ка­ми, на­перс­ны­ми кре­ста­ми и мит­ра­ми. В 1798 ука­зом имп. Пав­ла I (от­ме­нён в 1801 имп. Алек­сан­дром I) при­хо­жа­нам пред­пи­са­но цер­ков­ные зем­ли об­ра­ба­ты­вать и вы­пла­чи­вать часть до­хо­дов на со­дер­жа­ние ду­хо­вен­ст­ва.

В нач. 19 в. раз­ре­ше­но оп­ре­де­ле­ние на долж­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей лиц из по­дат­ных со­сло­вий (при не­дос­тат­ке лиц ду­хов­но­го зва­ния). Вы­ход из ду­хов­но­го со­сло­вия де­тей Д., не при­няв­ших сан, был уп­ро­щён. В 1825 бе­лое Д. на­счи­ты­ва­ло 101 тыс. чел. (32,7 тыс. свя­щен­ни­ков, 14 тыс. диа­ко­нов, 54,3 тыс. при­чет­ни­ков), в 1839 –108,5 тыс. чел. (33,6 тыс. свя­щен­ни­ков, 15,4 тыс. диа­ко­нов, 59,5 тыс. при­чет­ни­ков).

Во 2-й четв. 19 в. ста­ло вво­дить­ся гос. де­неж­ное обес­пе­че­ние сель­ско­го и го­род­ско­го Д. (в 1900 де­неж­ное со­дер­жа­ние от го­су­дар­ст­ва по­лу­ча­ло Д. ок. по­ло­ви­ны все­го ко­ли­че­ст­ва при­чтов, к 1917 – 81,2%), его раз­мер по­сте­пен­но по­вы­шал­ся. Од­на­ко и в нач. 20 в. по-преж­не­му гл. ис­точ­ни­ка­ми су­ще­ст­во­ва­ния Д. яв­ля­лись пла­ты при­хо­жан за тре­бы, сбо­ры про­дук­тов во вре­мя т. н. об­хо­дов при­хо­жан, напр. на Пас­ху, Ро­ж­де­ст­во.

К сер. 19 в. в осн. за­вер­ши­лось фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы учеб­ных за­ве­де­ний, пред­на­зна­чен­ных для Д. К 1850 она со­стоя­ла из 4 ду­хов­ных ака­де­мий (обу­ча­лись 383 чел.), 47 ду­хов­ных се­ми­на­рий (16,7 тыс. чел.), 182 ду­хов­ных учи­лищ (24,7 тыс. чел.). В даль­ней­шем их ко­ли­че­ст­во уве­ли­чи­лось не­зна­чи­тель­но. С 1843 для до­че­рей Д. от­кры­ва­лись епар­хи­аль­ные учи­ли­ща.

В хо­де ре­форм, осу­ще­ст­в­лён­ных имп. Алек­сан­дром II, уси­ли­лась тен­ден­ция на­ру­ше­ния со­слов­ной замк­ну­то­сти Д. В 1863 вы­пу­ск­ни­ки ду­хов­ных се­ми­на­рий по­лу­чи­ли пра­во по­сту­пать в ун-ты (в 1878 со­став­ля­ли 46% всех сту­ден­тов; пра­во се­ми­на­рис­тов по­сту­пать в ун-ты без сда­чи эк­за­ме­нов на ат­те­стат зре­ло­сти в гим­на­зи­ях от­ме­не­но в 1879, вновь да­ро­ва­но в 1884). В 1864 де­тям Д. раз­ре­ше­но по­сту­пать в гим­на­зии, в 1866 – в во­ен. уч-ща. В ре­зуль­та­те зем­ской ре­фор­мы 1864 пред­ста­ви­те­ли Д., яв­ляв­шие­ся дер­жа­те­ля­ми цер­ков­ных зе­мель, по­лу­чи­ли пра­во из­би­рать глас­ных земств и быть из­бран­ны­ми в их со­став (уп­разд­не­но зем­ским по­ло­же­ни­ем 1890, ко­то­рое вве­ло на­зна­че­ние де­пу­та­тов от Д. в зем­ские соб­ра­ния епар­хи­аль­ны­ми ар­хие­рея­ми). В 1867 от­ме­не­но на­сле­до­ва­ние долж­но­стей Д. (од­на­ко тра­ди­ция на­сле­до­ва­ния про­дол­жа­ла су­ще­ст­во­вать); при­зна­на не­обя­за­тель­ной ма­те­ри­аль­ная по­мощь вновь на­зна­чен­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля сво­ему пред­ше­ст­вен­ни­ку или его се­мей­ст­ву (со­ци­аль­ная за­щи­та ос­тав­ших­ся за шта­том кли­ри­ков и се­мейств умер­ших кли­ри­ков бы­ла воз­ло­же­на на епар­хи­аль­ные вла­сти). В 1869 де­ти Д. пе­ре­ста­ли при­чис­лять­ся к ду­хов­но­му зва­нию: де­ти свя­щен­ни­ков по­лу­ча­ли пра­во воз­ве­де­ния в лич­ное дво­рян­ст­во (ес­ли они не име­ли прав на по­том­ст­вен­ное), де­ти цер­ков­но­слу­жи­те­лей – пра­во при­чис­ле­ния к со­слов­ной груп­пе лич­ных по­чёт­ных гра­ж­дан. Им был пре­дос­тав­лен сво­бод­ный вы­бор за­ня­тий; из «ду­хов­но­го зва­ния» ис­клю­ча­лись ли­ца, не имев­шие свя­щен­ни­че­ско­го са­на и не со­сто­яв­шие на цер­ков­нослу­жи­тель­ских долж­но­стях: пев­чие, цер­ков­ные сто­ро­жа, зво­на­ри и др. В 1871 в ря­ды Д. доз­во­лен дос­туп ли­цам всех со­сло­вий (од­на­ко на прак­ти­ке это пра­во ис­поль­зо­ва­лось ред­ко). В 1866 вве­де­но пен­си­он­ное обес­пе­че­ние свя­щен­ни­ков, в 1876 – про­то­диа­ко­нов, в 1880 – диа­ко­нов.

Улуч­ше­ние ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния Д. свя­зы­ва­лось гл. обр. с со­кра­ще­ни­ем его чис­лен­но­сти. Она умень­ши­лась в ре­зуль­та­те вве­де­ния но­вых шта­тов 1869: свя­щен­ни­ков – с 38,8 тыс. (1869) до 33 тыс. (1880), диа­ко­нов – с 14,3 до 7,6 тыс., при­чет­ни­ков – с 63 до 48,6 тыс. чел. С вве­де­ни­ем шта­тов 1885 чис­лен­ность бе­ло­го Д. вновь воз­рос­ла, в 1898 она со­ста­ви­ла 102,7 тыс. чел.: 44,7 тыс. свя­щен­ни­ков, 14,4 тыс. диа­ко­нов, 43,6 тыс. при­чет­ни­ков (по дан­ным Все­рос. пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 1897, чис­лен­ность на­се­ле­ния, офи­ци­аль­но от­не­сён­но­го к пра­во­слав­но­му, пре­вы­си­ла 87 млн. чел.).

Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. су­ще­ст­вен­но улуч­шил­ся об­ра­зо­ват. уро­вень при­ход­ско­го Д. В 1863 в Мо­ск­ве по ини­циа­ти­ве бе­ло­го Д. ос­но­ва­но Об­ще­ст­во лю­би­те­лей ду­хов­но­го про­све­ще­ния. Д. ак­тив­но уча­ст­во­ва­ло в дея­тель­но­сти Па­ле­стин­ско­го пра­во­слав­но­го об-ва, об­ра­зо­ван­но­го в 1882. В 1860-х гг. мно­гие пред­ста­ви­те­ли Д. ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся в пе­рио­дич. из­да­ни­ях (гл. обр. цер­ков­ных, в т. ч. в епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях), Д. впер­вые по­лу­чи­ло воз­мож­ность об­су­ж­дать в пе­ча­ти собств. по­ло­же­ние и ну­ж­ды. В по­след­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. Д. ста­ло осо­бен­но ши­ро­ко уча­ст­во­вать в бла­го­тво­рит. дея­тель­но­сти (в 1897 при хра­мах дей­ст­во­ва­ло 17,3 тыс. бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ций, боль­шин­ст­во из ко­то­рых воз­ник­ли по ини­циа­ти­ве и при уча­стии их на­стоя­те­лей). То­гда же прак­ти­че­ски ка­ж­дый свя­щен­ник яв­лял­ся учи­те­лем За­ко­на Божь­е­го в од­ной или бо­лее на­чаль­ных шко­лах, ре­же – в сред­ней шко­ле; пре­по­да­ва­ни­ем За­ко­на Божь­е­го за­ни­ма­лись так­же цер­ков­но­слу­жи­те­ли. С 1884 Д. ру­ко­во­ди­ло цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми.

С 1906 Си­нод на­зна­чал 6 пред­ста­ви­те­лей – по 3 от бе­ло­го и чёр­но­го Д. – в Гос. со­вет, то­гда же Д. по­лу­чи­ло пра­во уча­ст­во­вать в дея­тель­но­сти вне­цер­ков­ных об­ществ. ор­га­ни­за­ций при ус­ло­вии, что в их про­грам­мах или дей­ст­ви­ях не со­дер­жа­лось «не­что яв­но про­тив­ное уче­нию и пра­ви­лам» РПЦ. Пред­ста­ви­те­ли Д. из­би­ра­лись на­се­ле­ни­ем в Гос. ду­му: в 1-ю – 6 свя­щен­ни­ков (2 из них под­пи­са­ли Вы­борг­ское воз­зва­ние), во 2-ю – 13 свя­щен­ни­ков, в 3-ю – 45 свя­щен­ни­ков и 2 епи­ско­па, в 4-ю – 48 свя­щен­ни­ков и 2 епи­ско­па. В 1-й и 2-й Гос. ду­мах боль­шин­ст­во пред­ста­ви­те­лей Д. при­над­ле­жа­ли к ле­вым и ли­бе­раль­ным фрак­ци­ям, в 3-й и 4-й – к пра­вым и на­цио­на­ли­стам.

В нач. 20 в. рост чис­лен­но­сти Д. был не­зна­чи­те­лен по срав­не­нию с уве­ли­че­ни­ем пра­во­слав­но­го на­се­ле­ния. В 1912 при­ход­ско­го Д. на­счи­ты­ва­лось 110,5 тыс. чел.: 50,3 тыс. свя­щен­ни­ков, 14,6 тыс. диа­ко­нов, 45,6 тыс. при­чет­ни­ков.

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 часть ар­хие­ре­ев ли­бо под дав­ле­ни­ем Врем. пра­ви­тель­ст­ва (как ли­ца, быв­шие пре­ж­де близ­ки­ми к Г. Е. Рас­пу­ти­ну или к чле­нам имп. се­мьи), ли­бо по тре­бо­ва­нию чрез­вы­чай­ных епар­хи­аль­ных съез­дов Д. и ми­рян (по об­ви­не­ни­ям в су­ро­вом уп­рав­ле­нии и пр.) бы­ли вы­ну­ж­де­ны по­дать в от­став­ку. Не­ко­то­рую часть Д., гл. обр. цер­ков­но­слу­жи­те­лей, за­хва­ти­ли ре­во­люц. на­строе­ния; сре­ди Д. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние тре­бо­ва­ния мо­дер­ни­за­ции бо­го­слу­же­ния, вве­де­ния вы­бор­но­го на­ча­ла во всех ор­га­нах цер­ков­но­го уп­рав­ле­ния, на­де­ле­ния ми­рян пра­вом уча­ст­во­вать в управ­ле­нии при­хо­дом и т. п. (впо­след­ст­вии мн. сто­рон­ни­ки этих идей примк­ну­ли к дви­же­нию об­нов­лен­че­ст­ва). Вво­дил­ся вы­бор­ный по­ря­док за­ме­ще­ния цер­ков­ных долж­но­стей. В авг. 1917 по на­стоя­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям Д. и с со­гла­сия Врем. пра­ви­тель­ст­ва был со­зван По­ме­ст­ный со­бор РПЦ (см. в ст. По­ме­с­т­ные со­бо­ры), ко­то­рый 5(18).11.1917 из­брал пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си (им стал ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский Ти­хон).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 Д. как со­сло­вие ли­к­ви­ди­ро­ва­но дек­ре­том ВЦИК и СНК от 10(23).11.1917. В со­от­вет­ст­вии с Дек­ре­том об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва (1918) Д. бы­ло ли­ше­но гос. обес­пе­че­ния. В свя­зи с изъя­ти­ем За­ко­на Божь­е­го из про­грамм об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учеб­ных за­ве­де­ний Д. бы­ло от­стра­не­но от пре­по­да­ва­ния в них. В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22 зна­чит. часть Д., в т. ч. и пред­ста­ви­те­ли во­ен. Д., слу­жив­ше­го в Бе­лых ар­ми­ях, эмиг­ри­ро­ва­ла, об­ра­зо­вав Рус­скую пра­во­слав­ную цер­ковь за гра­ни­цей.

До нач. 1940-х гг. в СССР, в ус­ло­ви­ях рез­кой ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, на­прав­лен­ной на очер­не­ние со­ци­аль­но­го слу­же­ния Д. и уни­чи­же­ние его зна­че­ния в жиз­ни об­ще­ст­ва, Д. под­вер­га­лось мас­со­вым ре­прес­си­ям. В сер. 1940-х – 1950-х гг. от­но­ше­ние Сов. гос-ва к РПЦ из­ме­ни­лось в свя­зи с осоз­на­ни­ем вла­стью пат­рио­тич. ро­ли пра­во­слав­но­го Д. в го­ды Вел. Отеч. вой­ны. С сер. 1950-х гг., с на­ча­лом но­вой вол­ны го­не­ний, чис­лен­ность Д. в СССР вновь ста­ла со­кра­щать­ся (9 тыс. свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов в 1961, 7,3 тыс. в 1967). Эта тен­ден­ция из­ме­ни­лась в пе­ри­од пе­ре­строй­ки сер. – 2-й пол. 1980-х гг. В кон. 20 – нач. 21 вв. в пост­со­вет­ской Рос­сии в свя­зи с воз­ро­ж­де­ни­ем цер­ков­ной ду­хов­ной жиз­ни, ук­ре­п­ле­ни­ем по­зи­ций и влия­ния РПЦ об­щая чис­лен­ность пра­во­слав­но­го Д. воз­рас­та­ет: 6674 свя­щен­ни­ка и 723 диа­ко­на (1988), 29,4 тыс. свя­щен­но­слу­жи­те­лей (нач. 2000-х гг.).

В Гре­ции, Ру­мы­нии, Бол­га­рии, Ар­ме­нии, Гру­зии и Ма­ке­до­нии по­ме­ст­ные пра­во­слав­ные церк­ви поль­зу­ют­ся осо­бой гос. под­держ­кой (напр., име­ют на­ло­го­вые льго­ты); в Гре­ции гос. ста­тус пра­во­слав­ной церк­ви за­кре­п­лён кон­сти­ту­ци­ей.

Ре­лиг. культ в му­суль­ман­ст­ве от­прав­ля­ют муф­тии, в иу­да­из­ме – рав­ви­ны, в буд­диз­ме – ламы.

Дополнительная литература:

Зна­мен­ский И. По­ло­же­ние ду­хо­вен­ст­ва в цар­ст­во­ва­ние Ека­те­ри­ны II и Пав­ла I. М., 1880;

Кли­мов Н. Ф. По­ста­нов­ле­ния по де­лам пра­во­слав­ной церк­ви и ду­хо­вен­ст­ва в цар­ст­во­ва­ние имп. Ека­те­ри­ны II. СПб., 1902;

Сер­гий , ар­хим. Чер­ты цер­ков­но-при­ход­ско­го и мо­на­стыр­ско­го бы­та в Пис­цо­вой кни­ге Вот­ской пя­ти­ны 1500 г. СПб., 1905;

Кап­те­рев Н. Ф. Царь и цер­ков­ные Мо­с­ков­ские со­бо­ры XVI и XVII вв. Сер­ги­ев По­сад, 1906;

Стра­то­нов Е. К ус­та­нов­ле­нию со­бор­ной и при­ход­ской жиз­ни Рус­ской церк­ви. М., 1906;

Смир­нов С. И. Ма­те­риа­лы для ис­то­рии древ­не­рус­ской по­ка­ян­ной дис­ци­п­ли­ны. М., 1912;

он же. Древ­не­рус­ский ду­хов­ник. М., 1913;

Юш­ков С. В. Очер­ки из ис­то­рии при­ход­ской жиз­ни на се­ве­ре Рос­сии в XV– XVII вв. СПб., 1913;

Ща­пов Я. Н. Кня­же­ские ус­та­вы и цер­ковь в древ­ней Ру­си. XI– XIV вв. М., 1972;

он же. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си, X–XIII вв. М., 1989;

Хо­ро­шев А. С. Эко­но­ми­че­ское по­ло­же­ние при­ход­ских церк­вей в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком // Рус­ский го­род. М., 1979. Вып. 2;

Ко­мис­са­рен­ко А. И. Рус­ский аб­со­лю­тизм и ду­хо­вен­ст­во в XVIII в. М., 1990;

Кам­кин А. В. Се­вер­но­рус­ский сель­ский при­ход XVIII в.: Про­стран­ст­во, на­се­лен­ность, клир. Во­ло­гда, 1994;

Ма­ка­рий (Бул­га­ков), ми­тро­по­лит. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. М., 1994–1996. Кн. 1–7;

Смо­лич И. К. Ис­то­рия Рус­ской церк­ви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1;

Ба­лов­нев Д. А. Низ­ший цер­ков­ный ок­руг в тер­ми­но­ло­гии XIV–XV вв. // Цер­ковь в ис­то­рии Рос­сии. М., 1998. Сб. 2;

он же. По­став­ле­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Тео­рия и прак­ти­ка XIII–XV вв. // Там же;

он же. При­ход­ское ду­хо­вен­ст­во XV – на­ча­ла XVI в. По нов­го­род­ским пис­цо­вым кни­гам (чис­лен­ность и осо­бен­но­сти со­ста­ва) // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 2004. № 4;

Баб­кин М. А. Ду­хо­вен­ст­во Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви и фев­раль­ская ре­во­лю­ция 1917 г. М., 2002;

Ле­он­ть­е­ва Т. Г. Ве­ра и про­гресс: пра­во­слав­ное сель­ское ду­хо­вен­ст­во Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XIX – на­ча­ле ХХ вв. М., 2002.

Иллюстрации:

Об­ла­че­ние свя­щен­ни­ка. Ри­с. Р. И. Ма­ла­ни­че­ва;

Облачение диакона. Ри­с. Р. И. Ма­ла­ни­че­ва;

«Кре­ще­ние дру­жи­ны кня­зя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча». Ми­ниа­тю­ра Рад­зи­вил­лов­ской ле­то­пи­си. Кон. 15 в. Биб­лио­те­ка Ака­де­мии на­ук (С.-Пе­тер­бург). Архив БРЭ;

Кре­ст­ный ход в с. Пер­лов­ка Мос­ков­ской гу­бер­нии. Фо­то. 1897. Архив «Православной энциклопедии»;

Кре­ст­ный ход в оз­на­ме­но­ва­ние по­бе­ды СССР в Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1941–45. Ста­ни­ца Но­во-Алек­санд­ров­ская (ны­не г. Но­во-алек­санд­ровск) Став­ро­поль­ско­го края. 9 мая 1945. Фо­то. Архив Н. П. Розина;

«Кре­ст­ный ход». Ху­дож­ник Б. М. Ку­сто­ди­ев. 1915. Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары). Архив БРЭ.

Авторы статьи: Ба­лов­нев Д. А. (10–15 вв.); Сте­фа­но­вич П. С. (16–17 вв.); Бес­па­лов И. В. (18–20 вв.).

Украинская Православная Церковь

Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ

Предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий Фото из открытых источников

556 новых монахов, 340 рукоположенных священников и 27 новых монастырей.

17 августа 2020 года, перед началом Божественной литургии по случаю годовщины интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал украинским СМИ о служении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в течение шести лет.

Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Как отметил Управляющий делами УПЦ, несмотря на гонения и препятствия по регистрации приходов Украинской Православной Церкви, которые совершались в течение этих последних шести лет, каноническая Церковь выросла.

«Наша Церковь в количестве приходов, а также — священнослужителей. В 2014 году в УПЦ было 11 970 священников, а теперь 12 311 священников; в 2014 году у нас было 228 монастырей, сегодня насчитывается 255 монастырей, то есть за это время открылось 27 монастырей; количество монахов и монахинь тоже увеличивается: в 2014 году несли послушание 4 053, сегодня — 4 609 монахов, то есть за это время подвизались еще 556 монахов и монахинь», — рассказал Его Высокопреосвященство.

Митрополит Антоний подчеркнул, что «если есть монастыри, если есть люди, которые желают стать монахами, то это есть показатель того, что Церковь действительно Христова, а не организация, которая создана и затем поддерживается государством».

По словам иерарха УПЦ, все эти шесть лет Украинская Православная Церковь проводит в молитве за наше государство, защиты чистоты Православной веры и канонического устройства, а также всесторонне помогая украинскому народу и нашему государству.

Также митрополит Бориспольский и Броварской Антоний отметил, что все вызовы, которые стояли в последнее время перед нашей Церковью и нашим народом — и религиозные конфликты, и усиление украинского раскола, и административное и силовое давление на УПЦ со стороны предыдущей власти, и конфликт на Донбассе, и пандемия COVID-19, — каждая епархия, каждый приход, каждый монастырь УПЦ провели в молитве и благотворительной помощи вынужденным переселенцам, больным, нуждающимся.

«Это все переживала УПЦ во главе с Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Мы рады, что именно такие добродетели: любовь к Богу, к ближнему, мужество в вере, желание защитить каждого в нашем государстве, смирение — все это проявилось в характере нашего Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и помогло пережить вызовы», — резюмировал владыка.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний

1 Презентация на тему: Церковь и государство в 16 веке Подготовил ученик 7 «А» класса Радченков Евгений

2 Духовенство и миряне Миряне — Мирянин (мн. миряне; греч. λαϊκός — Лаики) последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.

3 Духовенство и миряне До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники

4 Духовенство и миряне Также же в церквях учили детей грамоте, крестили, играли свадьбы, определяли границы земель, вели богослужение. Также же в церквях учили детей грамоте, крестили, играли свадьбы, определяли границы земель, вели богослужение.

5 Иосифляне и нестяжатели Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности. Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.

6 Иосифляне и нестяжатели Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения.

7 Иосифляне и нестяжатели В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. Против этого выступил церковный собор. Против этого выступил церковный собор.

8 Иосифляне и нестяжатели Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли

9 Иосифляне и нестяжатели Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений.

10 Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства.XVI векXVI век

11 Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя

12 Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин

13 Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело!

14 Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Также под горячку попал Феодосий Косой! Также под горячку попал Феодосий Косой! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ» Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ»

Священник Роман Винник из Украины показал себя ярым противником всего российского, когда опубликовал пост в Facebook, рассказав о своих страданиях из-за музыки.

Винник ехал в междугороднем автобусе из Ивано-Франковска. В дороге он сделал замечание водителю, что в салоне играет русская попса. В ответ его высадили задолго до города назначения.

«Никогда бы не подумал, что за то, что сделал замечание водителю, что в бусе играет российская попса, меня выгнали из автобуса, и я вышел в Калуше в селе Вестовая, оттуда добрался благодаря добрым людям домой», — пожаловался священник.

В заключение Винник посетовал, что даже не представляет, насколько тяжело приходится патриотам центральной и восточной частей Украины.

Несколько дней назад певица Глюкоза пережила моральное насилие со стороны украинских силовиков. На границе они устроили многочасовой допрос певицы и требовали ответить на вопрос «Чей Крым?».

Когда артистка устала от постоянно повторяющей фразы, она вскипела: «Чего вы добиваетесь? Чтобы я сказала, что Крым украинский?». Унизительный допрос снимали на видео, которое потом смонтировали и выложили в Сеть.

Сейчас на Винниччине функционируют и открываются новые современные предприятия. Особенно важное место в экономике занимают Украинская водочная компания «Nemiroff», TOB «Аграна Фрут Украина», лидер кондитерской отрасли фабрика корпорации «Рошен». Продукция мясо-молочных предприятий и консервных заводов известна далеко за пределами Украины. В областном центре работают такие государственные предприятия, как «Форт», что производит стрелковое оружие, и картографическая фабрика. Завод «Кристалл» известный изделиями из драгоценных камней и золота.

Учебные заведения Винниччины готовят разнообразных специалистов. Славу Виннице принесли национальные медицинский и технический университеты. Здесь учатся много студентов из разных стран мира. С 1912 года педагогов готовит Винницкий государственный педагогический университет имени М. Коцюбинского.

В городах и селах Винницкой немало музеев. В усадьбе Вишня в Виннице последние 20 лет своей жизни провел выдающийся хирург и педагог Н. Пирогов.

Сейчас здесь функционирует национальный музей-усадьба, и в склепе уже 120 лет подряд сохраняется забальзамированное тело ученого.

Туристы непременно посещают ставку Гитлера «Вервольф», которая расположена вблизи областного центра в поселке Стрижавка. В Могилеве-Подольском расположен единственный в Украине музей вышевки. В областном центре действуют областной краеведческий и художественный музеи. Здесь сохранился дом, где расположен Винницкий литературно-мемориальный музей-усадьба Михаила Коцюбинского.

В областном центре действуют академический городской хор «Винница» под руководством народного артиста Украины В. Газинського, академический камерный оркестр «Арката», образцовые ансамбли танца «Радость» и «Барвинок». Культурно-художественным достоянием края являются всеукраинские праздники сатиры и юмора имени Степана Руданского.

Одной из крупнейших в Украине является универсальная научная библиотека имени К. Тимирязева. В ее фондах хранится почти 1 млн книг, документов, периодических изданий.

Украшение областного центра — городской парк культуры и отдыха имени Горького и парк «Дружба», ботанический сад и природные массивы — Пятничанский и Сабаровский леса. На территории Винницкой области есть двадцать один заказник и десять памятников общегосударственного значения. Уникальным является урочище Гайдамака овраг в селе Буша Ямпольского района.

В Ильинецком районе можно осмотреть астрономическое чудо — место падения мощного космического тела, который называется «Ильинецкая астроблема».

История Винницкой области

Территория Винницкой области, в частности ее юго-западная часть над Днестром, начала заселяться уже в эпоху палеолита. Древнейшая раннепалеолитическая стоянка первобытных охотников, существовавшей здесь примерно 100-40 тысяч лет назад, обнаружена вблизи села Субботовка Могилев-Подольского района, а возле сел Лядовы, Нагорян, Озаринцев, Ярышева, существовали поселения и позднего палеолита — примерно 40-13 тысяч лет назад.

Вблизи Юрковцов Немировского района и Копеевка Ильинецкого района найдены ценные сокровища X-XI вв., включавшие, кроме арабских монет, большие слитки серебра и ювелирные украшения. В Копиевском кладе, обнаруженном в 1928 году, было 500 монет, несколько серебряных слитков, около 30 ажурных сережек и тому подобное. О том, что территория Винницкой области в период Киевской Руси была густо заселена, свидетельствуют также более 50 городищ тс крупных поселений. Из летописи известно, что в это время на Побужье, в т. ч. на винницких землях, из Нижнего Поднепровья переселились славянские племена уличей.

В период феодальной раздробленности часть территории Винницкой области вместе с землями верхнего Побужье отошла к Галицко-Волынскому княжеству. Эта местность получила название Понизовье, как полагают, от сокращения давнего наименования «Русь низшая» — в отличие от «Руси горней», прилегающей к Карпатских гор.

После захвата Киева в 1240 году монголо-татарские завоеватели дальше продвигались на запад и захватили земли Подолья.

Не найдя поддержки от западных государств, Галицко-Волынское княжество вынуждено было в 1246 году признать зависимость от Золотой орды, но и после этого князь Даниил Романович не прекращал борьбы против захватчиков. От отдельных столкновений с монголо-татарами, кочевали на Приднепровье, войска Галицко-Волынского княжества переходили в наступление. В 1254-1255 гг. Они освободили земли по реке Южный Буг.

Более ста лет население края страдало от гнета Золотой орды. На захваченной территории завоеватели установили налоговые округа, т. н. тми. Они объединялись в один улус, по которому закрепилось название Подольский.

На земле Галицко-Волынского княжества, ослабленные монголо-татарскими поработителями, посягали венгерские, литовские и польские феодалы. Особую активность проявлял великий князь литовский Ольгерд. Собрав большое войско, 1362 в битве у реки Синие Воды он разгромил татарские орды братьев Кутлубугу, Хачибея и Дмитрия, которым принадлежало Подолье. С этого времени этот край попадает под покровительство Литовского княжества. Создаются отдельные наместничества, в которых управлять начали племянники князя — Юрий, Александр и Константин Корятовичи.

Чтобы защитить свои владения от татарских нападений и держать население в повиновении, литовские феодалы сооружают укрепления. Во второй половине XIV в. были построены крепости в Виннице, Брацлаве, Соколенке и в других местах. В начале 90-х годов всем Подольем владел самый молодой из племянников князя Ольгерда — Федор Корятович.

После Кревской унии, заключенной 1385 между Польшей и Литовским княжеством с целью объединения военных сил, усиливается наступление польских феодалов на украинские земли. В 1431 году они захватывают Западное Подолье, которое объявляется отдельным Подольским воеводством. Тогда же польские феодалы попытались захватить и Восточное Подолье, но их войска натолкнулись на упорное сопротивление местного населения и вынуждены были отойти.

Восточное Подолье (Брацлавщина) оставалось под властью литовских феодалов. Здесь выделяются три отдельные уезда: Брацлавский, Винницкий, Звенигородский. Западное Подолье, находившегося под властью Польши, тоже делилось на три уезда: Каменецкий, Летичевский и Червоноградский.

По Люблинской унии 1569 года земли Брацлавщины переходят под покровительство Польши. Здесь было создано Брацлавское воеводство.

На вторую половину XVI — первую половину XVII в. приходится экономический подъем ряда городов. Быстро растут Шаргород, Могилев, Нежин, Янов, Межиров, Тульчин и др. Крупные магнаты, обладая подавляющим большинством городов, были заинтересованы в их развитии и не возражали, а нередко и сами добивались, чтобы правительство признало право на торги и ярмарки по их городами. Попасть в число городских жителей порой стремились и сами крестьяне, потому что им предоставлялись некоторые льготы. Кроме того, за городскими оборонительными сооружениями они находили защиту от нападений татар.

Украинское население подвергалось еще и национального угнетения, которое особенно усилилось после принятия 1596 Брестской унии. С целью насаждения католицизма, полонизации украинского населения в Виннице, Бари, Немирове были открыты иезуитские школы, в которых вербовали детей украинских феодалов и зажиточного мещанства. Эти школы получали материальную помощь от польских магнатов и шляхты. Для них сооружались большие здания, обносились каменными стенами с крепкими башнями. Остатки таких стен и до сих пор сохранились в Виннице.

Люди не мирились с социальным и национальным гнетом, поднимались на освободительную борьбу.

После победы запорожских казаков под Желтыми Водами и Корсунем над польской шляхтой освободительное движение распространилось на все Подолье. Многочисленные повстанческие отряды нападали на помещиков.

Освободительная борьба на Брацлавщине еще больше активизировалась с приходом сюда в июне 1648 года году 10 тыс. Запорожских казаков во главе с Максимом Кривоносом. Тогда же были освобождены от польской шляхты города-крепости Тульчин, Брацлав и Погребище.

Территория Подолья была местом крупнейших битв и военных походов. Отсюда осенью 1648 году выступила армия под командованием Богдана Хмельницкого навстречу польской армии. Бой под Пилявцами завершился 13 августа полной победой восставшего народа. По Зборовскому соглашению, заключенному 8 августа 1649, Западное Подолье осталось под властью Польши, а Брацлавщина и часть подольских земель, начиная от Студеницы, через Зеньков, Меджибож, Бар в Винницу отошли в состав гетманства.

В январе 1651 перемирие, установленное Зборовским соглашением, вероломно нарушило королевское правительство. Польско-шляхетская армия начала свой поход на Брацлавщину. Основной удар вражеские войска направили против Винницы, но взять город не смогли. Здесь сосредоточены значительные силы казаков во главе с полковником Иваном Богуном. Оборона города продолжалась с 28 февраля по 11 марта. На помощь казакам Богдан Хмельницкий направил Уманский полк под командованием полковника Иосифа Глухая и Полтавский полк во главе с Мартином Пушкарем. За несколько дней вся Брацлавщина и Подолья до Каменца-Подольского были освобождены от польских захватчиков.

Но летом 1651 года, после Берестецкой битвы польско-шляхетские войска снова отправились в поход на Брацлавщину и Киевщину.

После подписания Белоцерковского договора польская шляхта снова возвращалась в свои имения и пыталась восстановить старые феодально-крепостнические порядки.

23 мая 1652 казацкое войско во главе с Богданом Хмельницким под Ладыжином на поле, которое называлось Кнут (ныне Тростянецкий район), полностью разгромило польско-благородную армию.

Освободительная война приближалась к победному завершению. 8 января 1654 на Переяславской раде было провозглашено решение о воссоединении Украины с Россией.

Недовольное решением Переяславской рады, правительство Польши в феврале — марте 1654 направил свои войска на Подолье и Брацлавщину, но сопротивление населения и войск Ивана Богуна заставили врага отступить.

Наступление захватчиков остановили объединеные российские и украинские полки, их совместными действиями в августе-сентябре 1655 все Подолье и Восточная Галичина были освобождены. Однако польская шляхта с помощью крымских татар в октябре того же года возобновила свое господство на Подолье и Брацлавщине.

Борьба за освобождение Брацлавщины и Подолья была сложной и длительной. Эти земли, будучи театром непрерывных военных столкновений, многочисленных вторжений польско-шляхетских войск и татарских орд, испытывали большого опустошения.

Политические интриги и дрязги еще больше усилились, когда на Правобережной Украине стал гетманом Петр Дорошенко (1665-1676 гг.). Его турецко-татарскую ориентацию не разделяли казацкие и крестьянские массы. Против него выступили брацлавский полковник В. Дрозденко, Овручский полковник Децик и уманский полковник И. Сербин. Получив помощь от крымских татар, Дорошенко жестоко подавил народное восстание.

В 1670 году на Брацлавщину врываются войска Польши. Вместо Петра Дорошенко шляхта в Брацлаве объявила гетманом Правобережной Украины своего ставленника М. Ханенко. Его поддерживали польские гарнизоны, стоявшие в Бари, Ладыжине, Могилеве, Немирове и Рашкове.

Пребывание польско-шляхетских войск на Брацлавщине не было длительным. Весной в 1672 году сюда пришла многочисленная турецкая армия. По Бучацким договору вся Брацлавщина и Подолья оказались под властью турецких захватчиков. Эта невыносимо тяжелая оккупация края продолжалась 27 лет. Брацлавщина была передана под управление вассала Турции гетмана Петра Дорошенко.

В 40-х годах в районе Гайсина, Немирова, Тульчина действовал гайдамацкий отряд во главе с Игнатом Голым. 1741 этот отряд в с. Степашках (ныне Гайсинский район) расправился с предателем Саввой Чалым, перешедший на службу к графу Потоцкому.

Народные восстания XVIII в. ослабляли благородную Польшу, что стало одной из причин ее падения как самостоятельного государства. В 1793 году земли Брацлавщины и Подолья в составе Правобережной Украины были воссоединены с Россией.

Чтобы устранить опасность иностранного вторжения в Россию с юга, на землях Брацлавщины в 1796-1797 гг. была расположена российская армия во главе с фельдмаршалом А. В. Суворовым. Военные части стояли в Немирове, Тимановке, Чечельнике и других городах и селах. Штаб-квартира находилась в г. Тульчине.

23 апреля 1793 были созданы Подольское и Брацлавское наместничества. В 1797 их ликвидировали в связи с образованием Подольской губернии с центром в Каменце-Подольском. С 1804 губерния делилась на 12 уездов: Балтский, Брацлавский, Винницкий, Гайсинский, Каменецкий, Летичевский, Литинский, Могилевский, Ольгопольском, Проскуровский, Ушицкий и Ямпольский.

В экономике Подолья первой половины XIX в. важную роль играла торговля.

Повстанческое движение под руководством Устима Кармалюка охватило почти всю Подольскую губернию, а также смежные уезды Бессарабии и Киевщины. В его отрядах участвовало около 20 тыс. Крестьян, мещан, солдат-беглецов. Кармелюк находил приют и друзей в каждом селе, раздавал беднякам скот и имущество, захваченное у помещиков.

Благодарный народ навечно сохранил имя Устима Кармалюка. Ему посвящена песня «За Сибирью солнце всходит», многочисленные легенды и предания. Т. Г. Шевченко назвал его «славным рыцарем». А. М. Горький подчеркивал, что имя Кармалюка «навеки овеяно славой». В честь отважного борца село Головчинцы Жмеринского района, где он родился, переименовано в Кармалюково. В 1965 году здесь ему устанволен памятник.

Организованные формы здравоохранения в губернии по существу находились еще в процессе зарождения. К 1861 году были открыты в каждом уезде первые маленькие больницы. Сельские больницы, как правило, находились в помещичьих имениях. Будучи на содержании помещиков, они, конечно, обслуживали их семьи.

На низком уровне находилась и народное образование. Отдельные приходские школы, которые уцелели до начала XIX в. в Брацлавском, Винницком, Литинском, Могилевском уездах, находились в таком плачевном состоянии, что их во время ревизии 1820 даже не включали в списки действующих школ. На уровне гимназий существовали школы только в Виннице, Бари и 4-классная школа в Немирове. Они находились под контролем польской шляхты. Преподавали в них на польском языке.

Для развития экономики губернии важное значение имело железнодорожное сообщение. В 1870 году закончилось строительство Киево-Балтской железной дороги, которая проходила через Казатин, Винницу, Жмеринку с разветвлением от Казатин на Бердичев. Через год была введена в эксплуатацию железнодорожная линия от Жмеринки до Волочиск. Позже были проложены железные Казатин-Умань, Вапнярка — Христиновка, Жмеринка-Могилев и др. Все это способствовало развитию промышленности, оживлению торговли. Гораздо вырос экспорт за границу пшеницы, сахара, спирта, кожи.

На конец июля 1941 года немецкие захватчики оккупировали всю территорию области и искусственно ее расчленили. Южные и юго-западные районы по линии Могилев Подольский-Жмеринка-Бершадь были переданы боярской Румынии и вошли в состав т. н. Транснистрии (Заднестровья), а остальные районы отнесены к рейхскомиссариату Украины с включением в Житомирский генеральный округ.

Партизанские отряды Винницкой способствовали успешному наступлению Красной Армии. В конце 1943 — начале 1944 года были освобождены Казатин, Погребище, Самгородок, Комсомольское и другие села и поселки. В марте 1944 года развернулось наступление трех Украинских фронтов на 1100-километровом пространстве от Луцка до устья Днепра. Советские войска после ожесточенных боев прорвали вражеский фронт в районе Липовца-Ильинцы и освободили более 90 населенных пунктов. Военные части, наступавшие западнее Умани, выбили фашистов из Гайсина, Тульчина, Немирова, Жмеринки, Могилева-Подольского.

Командование фашистских войск возлагало большие надежды на укрепление, которые гитлеровцы соорудили вдоль Южного Буга. В районе Винницы враг сконцентрировал крупные военные силы. Но расчеты оккупантов были напрасными. 20 марта 1944 войска 1-го Украинского фронта освободили Винницу от врага.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *