Духовно нравственное воспитание: что это?

Ключевые слова: профессиональное образование, преподаватель, просвещение, нравственность, воспитание, образование, урок, педагогика, новая педагогическая технология, гармонично развитый, метод, средство, занятие, проблема, сравнение, обобщение, конкретизация.

В целях развития общества требуется подготовка умелых, досконально знающих свою профессию предприимчивых, инициативных, гармонично развитых, в духовно-нравственном характере, специалистов для всех сфер производства. Такие специалисты должны быть вооружены современной техникой, технологией её использования и иметь опыт участия в этом процессе.

Этого можно достичь только путём внедрения новых педагогических технологий в процесс учебы и формирования высокой профессиональной квалификации будущих специалистов, так как новые педагогические технологии являются силой, которая приводит в действие все реформы в образовательной сфере, даёт возможность возвысить процесс учёбы и воспитания до уровня искусства и таланта. Для обеспечения будущих преподавателей такими реформами, в первую очередь, вырисовывается необходимость их воспитания гармонично развитыми в духовно- нравственном характере.

Итак, необходимо обращать внимание на следующие аспекты в процессе духовно-нравственного воспитания будущих преподавателей профессионального образования:

• представить, почувствовать и осмыслить духовно- нравственные понятия и возможности студента;

• духовно-нравственное воспитание студентов при взаимосвязанности духовного наследия, религии, учения тасаввуф, обрядов, внешних и внутренних духовных особенностей личности, махали и духовности семьи;

• повысить активность самостоятельного мышления студента;

• организация составного содержания урока и взаимопонимания преподавателя со студентами, изучение смыслового качества и состояние учебных материалов, а также содержания урока.

Необходимо отметить, что выбор учебных материалов для урока, точное определение цели, принятие во внимание реальных возможностей преподавателя и студентов, выбор метода, средства для понятного, точного объяснения учебной информации создаёт большую возможность для формирования в студентах духовно-нравственных понятий при помощи изучаемой темы.

В процессе учёбы и воспитания было бы целесообразно при доведении до студентов духовно-нравственных понятий основывать темы и информации на следующих аспектах:

1) актуальность, понятность, лаконичность и научность;

2) совместимость с возрастом, умственной способностью, требованиями и потребностями студента;

3) уровень способности направлять преподавательские и ученические отношения к цели;

4) улучшение уровня подготовки и познавательной деятельности студентов.

Исходя, из вышеуказанного основной целью изучаемых тем в процессе учёбы и воспитания является использования ожидаемого результата в качестве ресурса.

При этом преподаватель обязан выполнять следующие действия:

• контролировать деятельность студентов в процессе урока;

• обеспечение полной реализации цели урока;

• комментирование точки зрения студентов;

• направление внимания студентов, на ресурсы, выражающие духовно-нравственное воспитание взаимосвязанные с определённой темой;

• призывать к обоснованию мыслей доводами;

• составлять краткое заключение к каждой точке зрения.

Урок должен проводиться на основе проблемного типа обучения, который отвечает требованиям современного образования и новых педагогических технологий, потому, что проблемное обучение проводится при исследованиях, спорах и дискуссиях. Проблематичное образование имеет свои особенности: развивает самостоятельное мышление и творческие способности студентов, даёт возможность анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать фонетические материалы с помощью умственных действий и получать новую информацию. Поэтому студент старается мыслить самостоятельно и творчески, а также защищает свою точку зрения в процессе проблемного обучения.

При этом студент пытается выявить духовно-нравственную сторону темы и на её основе воспитывает свои аналогичные понятия.

Принимая во внимание цель, результат занятия для достижения этой цели и результата преподаватель должен подчиняться нескольким педагогическим, психологическим и методическим условиям:

• иметь углубленную научно — теоретическую подготовку по определённому предмету и теме;

• иметь информацию об этапах организации и реализации проблемного обучения;

• знать проблемы учения и воспитания, а также находить их решения;

• правильный выбор способов и средств обучения исходя из содержания темы занятия.

Новая педагогическая технология — это комплекс новых систематизированных, научно — теоретически и методически основанных форм, способов и средств процесса образования и воспитания. При сообразности смысла, формы, способа и средства обеспечивается целостность цели, задачи, деятельности и педагогического результата.

По нашему мнению, использование элементов новой педагогической технологии в процессе учёбы и воспитания создаёт большие возможности для точного планирования процесса образования и воспитания, предопределения результатов, анализирования, достижения желаемого результата, а также для экономии времени и сил. Творчество, способность создавать, предприимчивость студента возрастает, и его потребности удовлетворяются на уровне его требований и желаний.

Распространение новой педагогической технологии в процессе образования и воспитания повышает творчество, способность создавать, мастерство преподавателя, выводит студента на уровень перехода от объекта образования к его субъекту. Более того, новая педагогическая технология

1) помогает преподавателям в комплексном решении образовательно- воспитательных задач по общему развитию студентов;

2) оказывает практическую помощь преподавателям в выявлении реальных учебных возможностей студентов, в планировании работ, достижении результатов деятельности, формировании опыта и квалификации в осваивании знаний глубоко и тщательно;

3) приучает к важности постоянного определения основных, важнейших средств учёбы;

4) создаёт возможность выбора самых удобных способов и средств в воспитании духовно-нравственных, трудовых, идеологических особенностей студентов;

5) обучает создавать самые удобные нравственно-психологические, образовательно-воспитательные, гигиенические, эстетические условия в процессе занятий;

6) даёт возможность выбора конкретных способов и средств, воспитывающих потребность к осваиванию учебных материалов и знаниям;

7) создаёт возможность использования трёх компонентов методического творчества в учебном процессе: мотивация — управленческая деятельность — познавательная деятельность и тщательная организация. Именно поэтому, сейчас как никогда необходимо внедрять новые педагогические технологии в процесс образования и воспитания. Также следует обратить внимание на тот аспект, что новая педагогическая технология повышает результативность образования и воспитания. Для повышения уровня обученности и воспитанности студентов на основе новых педагогических технологий следует принимать во внимание следующие действия:

• постоянный анализ результатов деятельности;

• распределение форм и типов образования и воспитания;

• выбор важнейших, необходимых и альтернативных проектирующих средств;

• учёт региональных и национальных особенностей;

• способность предвидения желаемого результата;

• обеспечение взаимосвязанности и целостности процесса образования и воспитания.

Анализ результатов проведённых опытов показывает, что для воспитания духовности и нравственности студентов путём усвоения духовно-нравственных ценностей, идеалов прошлого, ставшие содержанием гуманитарных наук, требуется следующее:

а) изучение опыта прошлого поколения и на этой основе опираться на педагогические и психологические законы при формировании личного опыта;

б) принимать во внимание особенности гуманитарных наук и юношеского возраста;

в) распределять смысл, формы, типы учебных занятий, исходить из методических особенностей взаимосвязанности и целостности работ на уроке и вне урока.

В высшем образовании урок является основной формой достижения целей образования и воспитания. В процессе урока студенты усваивают законы природы, общества, развития мышления (в процессе изучения естественных, математических, гуманитарных наук), приобретают профессиональный опыт (при изучении наук по специальности), воспитывают в себе полноценную личность.

4. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы I В.С. Леднев. -М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.

6. Философия образования для XXI века : сб. ст. I ред.-сост. Н.Н. Пахомов, Ю.Б. Тупталов. -М.: Логос, 1992. — 207 с.

7. Философско-психологические проблемы развития образования I под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1981. — 176 с.

8. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные политики I В.Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993. — 181 с.

С.Б. Рябчикова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается сущность понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». Рассматривается программа воспитания «Духовно-нравственные традиции русской культуры» для 1-9-х классов общеобразовательной школы. Проанализированы следующие разделы этой программы: «Дом и семья в русской культуре», «Мир вокруг нас», «Традиции и праздники», «Наша малая Родина», «Русь Святая». Представлен опыт работы автора.

S.B. Ryabchikova

SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION ON THE BASE OF TRADITIONS

OF RUSSIAN CULTURE

В настоящее время увеличился интерес к духовной сфере жизни человека, проблема духовно-нравственного воспитания школьников становится одной из наиболее актуальных. Это получило отражение и в программных документах. В частности, в «Концепции модернизации российского образования на период с 2001 до 2010 года» в качестве важнейшей задачи воспитания указывается формирование у школьников духовности и культуры. В этой связи в Концепции выдвигаются необходимые условия достижения воспитательных задач, одним из которых является требование «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития

личности» . Тем самым важное место отводится искусству и культуре в целом как способу освоения мира, приобретения ориентиров и критериев направленности духовнонравственного самосовершенствования человека.

Воспитанию духовности детей большое внимание уделял выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, что отражено в его многочисленных педагогических трудах. Он разработал идею гуманизации образования в качестве главной цели народного образования, определяя ее с воспитанием духовности школьников. Рассматривая гуманнистическое образование как общечеловеческое, он связывал его с «уяснением воззрений человека на самого себя и окружающий мир» , а в ду-

ховность вкладывал значение бескорыстного стремления человека к познанию истины и добра.

Так, Е.В. Бондаревская считает, что «духовность — исконно русское понятие, в нем запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни» . По ее мнению, ядро духовности составляют ценности, то есть своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами его поведения.

В свою очередь М.Ю. Новицкая подчеркивает, что учитель должен помочь воспитанникам осознать общечеловеческие духовные ценности в их взаимосвязи с самобытностью родной культуры. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях . В своем содержательном плане «духовность» корректируется понятиями «русская этническая целостность» и «российская цивилизация», связывается с освоением национально-духовных ценностей, включая идеи православия.

М.Г. Тайчинов, к примеру, подразумевает под целью духовного воспитания формирование духовного мира подрастающего поколения, «включающего все основные

компоненты структуры личности, в том числе ценности религиозной культуры» , которые в свою очередь связаны с развитием национального самосознания. Кроме того, ученый определяет духовность как «изначально осознанную или неосознанную установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значительное, чем вещественные и прагматические ценности. Она проявляется в непременном, естественном и необходимом, самоценном стремлении человека к истине, добру и красоте, в «рефлексии идеала”» .

Подобным образом духовность рассматривает Т.И. Власова: «это высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, стремление к духовному идеалу» . Тем самым в понятие духовности вкладывается стремление человека к познанию и восприятию общечеловеческих ценностей Истины, Добра и Красоты, ориентированных на духовно-нравственный идеал.

Мы примем за основу определение духовности, сформулированное С.Г. Макеевой: «Духовность — интегральная характеристика ценностно-смысловой сферы личности, означающая приоритетность духовных ценностей, отмеченных нравственной доминантой и отражающихся в жизненных смыслах, в стремлении личности к самосовершенствованию на основе углубляющегося самосознания, ориентации на высшие ценности человеческого бытия (любовь, добро, истину, красоту) в их национально-культурном выражении» .

Нравственность является компонентом духовности. Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовно-нравственное воспитание -это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие ценностно-смысловой сферы личности посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей. В свою очередь развитие ценностно-смысловой сферы личности происходит на основе ценностно-ориентирующей деятельности, сущность которой заключается в целенаправленном осмыслении, оценке человеком окружающего мира и собственного «Я». Образ «Я» является ядром личности. Духовнонравственное воспитание предполагает педагогическое сопровождение самоформирова-ния идеального «Я» воспитанника.

При определении подходов к духовно -нравственному воспитанию надо заметить, что развитие ребенка — это результат взаимодействия, пересечения и комбинаций, с одной стороны, разных влияний социальных условий и граней бытия и, с другой, — собственного восприятия и осмысления ребенком своего разнообразного культурного опыта.

Культурная деятельность играет ведущую роль в развитии человека на протяжении всей жизни и имеет свою динамику и узловые

точки роста на этапах становления личности в школьные годы. У каждого ребенка свой шаг развития, особая деятельностная включенность в культуру через разнообразие его собственных культурных практик. Задача педагога — ввести ребенка в контекст культуры.

Концептуальным основанием духовнонравственного воспитания является культурологический подход к нему (Е.В. Бондарев-ская, И.Ф. Исаев, Н.Е. Щуркова), суть которого состоит в следующем: взаимодействуя с ценностями культуры, ребенок овладевает определенными способами деятельности, формируется как творческая личность, а также формируются ориентации личности на духовно-нравственные ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культурологический подход мы уточняем как культурно-исторический (Е.В. Ям-бург), где исторический аспект рассматривается как цепь усложняющихся нравственных задач и диалог с исторически сложившимися ценностями, прежде всего национальной культурой.

В свою очередь культурно-исторический подход мы нашли возможным сочетать с экзистенциальным подходом в педагогике (М.И. Рожков, А.П. Чернявская), где воспитательный процесс предстает как динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, выступающая интегрированным условием личностного развития. Педагогическое событие — момент реальности, в котором происходит ценностно-ориентирующая встреча взрослого и ребенка.

Мы считаем, что процесс духовнонравственного воспитания станет наиболее эффективным, если он будет осуществляться на основе интеграции культурно-исторического и экзистенциального подходов к воспитанию в контексте личностно-ориентированной парадигмы образования.

Современная школа предоставляет широкий диапазон гуманитарных дисциплин, позволяющих ввести ребенка во взаимодействие с ценностями культуры. Но, как подчеркивает Н.Б. Крылова, для тех детей (а сейчас таких большинство), чей культурный опыт по каким-то причинам беден и однообразен, нужны дополнительные культурные практики. Под культурной практикой исследователь понимает «обычные для человека способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с экзистен-

циальным содержанием его бытия и взаимоотношений с другими людьми» . Культурное самоопределение связано с духовно -нравственным самоопределением, оно выражается в поиске и пробах форм самореализации и самовыражения в деятельности и поведении при определяющей роли культурной идеи.

В качестве дополнительной культурной практики мы предлагаем программу воспитания школьников «Духовно-нравственные

традиции русской культуры», включающую систему классных часов и внеклассных мероприятий, предназначенную для учащихся 19-х классов.

Целевой компонент программы «Духовно-нравственные традиции русской культуры» охватывает систему ценностных отношений к следующим объектам: семье, окружающему миру, традиционной культуре, родному краю, отечеству. В соответствии с ведущими ценностями определены блоки, или разделы, программы:

I — «Дом и семья в русской культуре»;

II — «Мир вокруг нас»;

III — «Традиции и праздники в русской культуре»;

IV — «Наша малая Родина»;

V — «Русь Святая».

Образовательное содержание распределяется с 1-го по 9-й класс по спиральноконцентрическому принципу, за счет чего постепенно расширяется духовное пространство учащихся от принятия семейных ценностей до воспитания любви к родному краю, отечеству. В программе учтены возрастные особенности детей, их интеллектуальный и жизненный опыт. На каждом новом этапе развития ребёнка определяется воспитательная задача-доминанта и предлагаются методические приёмы и формы в зависимости от возрастной категории детей.

Формирование ценностного отношения к семье является задачей-доминантой первого раздела программы. Семья как группа живущих вместе родственников — это тот опыт, который имеет каждый ребенок и от которого отталкивается учитель на начальном этапе работы с детьми. Именно он обуславливает дальнейшее развитие духовного мира ребенка. В разделе «Дом и семья в русской культуре» семья рассматривается в свете духовнонравственных и историко-культурных тради-

ций общества. Предусмотрены темы, связанные с традиционным укладом жизни русской семьи в истории культуры и современности, оформлением дома, русской усадьбы; темы, предполагающие осмысление не только своего места в семье, но и осознание необходимости совместного проживания в семье, осознание себя сыном или дочерью, братом или сестрой, внуком или внучкой, крестником или крестницей. Вводится понятие «родословие». Для старших школьников рассматриваются психологические и нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.

Среди форм проведения занятий особое место отводится семейным урокам и семейным праздникам с приглашением родителей, презентациям семейных фотоальбомов, созданию семейных музеев, составлению родословного древа.

Задачей-доминантой раздела программы «Мир вокруг нас» является расширение представлений ребенка об окружающем мире, воспитание осознания себя в этом мире, уважительного отношения ко всему живому на земле. Представление об окружающем мире и ценностное отношение к нему формируется в начальной школе на основе знакомства с устным народным творчеством. В старших классах ставятся проблемы самоопределения и самореализации личности в этом мире, для чего используются дискуссионные формы занятий. Данный раздел программы включает в себя весь спектр социальных проблем, с которыми сталкивается воспитанник в повседневной жизни.

Раздел «Традиции и праздники в русской культуре» предполагает знакомство с элементами художественной культуры и практикой художественной деятельности. Основой содержания раздела является русский месяцеслов, который рассматривается как часть развивающегося духовно -нравственного ансамбля русской культуры, имеющего свою внутреннюю структуру и исторически сложившиеся традиции. Практическое применение в школе русского месяцеслова представляет собой событийный ряд

творческих дел, посвященных тому или иному празднику.

Важным звеном непрерывной цепи духовно-нравственного воспитания является воспитание ценностного отношения к родному краю. В блоке программы «Наша малая Родина» представлена история и культура Ярославского региона. Формирование регионального компонента данной программы предполагает определение и осмысление историко-культурного стержня региона, его духовно-нравственной доминанты.

Освоение данного раздела программы предполагается в форме воображаемого и реального путешествия по городам Ярославской области. При этом учитывается, что ярким носителем и показателем культуры является город как целостный историко-культурный комплекс. Постигая город, учащиеся познают и жизненность самой культуры, в недрах которой он зародился, поэтому экскурсия как ведущий метод изучения родного края должна стать способом постепенного покорения города познанием учащихся.

Программа «Духовно-нравственный

традиции русской культуры» была создана в результате деятельности региональной экспериментальной площадки по теме «Разработка и реализация системы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе курса «Православие и русская культура” в общеобразовательных учреждениях» и апробирована на базе общеобразовательных школ г. Тутаева Ярославской области в 2007-2008 учебном году.

Эффективность программы духовнонравственного воспитания была апробирована в образовательных учреждения трех типов: городской массовой общеобразовательной школе, сельской малокомплектной школе и православной общеобразовательной школе. Результаты диагностики показали положительную динамику развития ориентации младших подростков на духовно-нравственные ценности. В экспериментальных классах ценности любви, дружбы, самопознания, самовоспитания, взаимопомощи и милосердия стали устойчиво приоритетными.

Библиографический список

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года . — М.: Академия, 2004. — 32 с.

4. Крылова, Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей / Н.Б. Крылова. — М.: Сентябрь, 2007. — 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинении : в 2 т. / К.Д. Ушинский. — Т. 2. — М.: Педагогика, 1954. — 731 с.

Л.Н. Чиркова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются основные подходы к организации непрерывного кадетского образования и обоснование необходимости учета гендерных отличий учащихся при проектировании содержания кадетского образования в современной муниципальной общеобразовательной кадетской школе.

L.N. Chirkova

DESIGN OF THE CONTENTS OF EDUCATION IN THE CADET SCHOOL

Потребность современного общества в развитии кадетского образования определяется необходимостью подготовки подрастающего поколения к государственной службе, возможностью обеспечения эффективного формирования мужского характера, физических и духовных качеств личности в кадетских общеобразовательных учреждениях.

Тяга к военизированной форме обучения у детей и их родителей вполне понятна. За ней стоит, прежде всего, стремление к порядку, желание определить раннюю профориентацию подростка, получить качественное образование и прочный барьер от влияния негативных явлений жизни, наконец, даже элемент увлекательной игры.

Альтернативой закрытому кадетскому корпусу, в котором весь учебно-воспитательный процесс предопределен соответствующими приказами и инструкциями Министерства обороны, нацелен на использование технологий «казарменной» педагогики и обязательное продолжение обучения в военных

вузах, являются кадетские школы. В них обучение происходит без отрыва от семьи, а воспитание отличается выраженным патриотическим и духовно-нравственным компонентом с учетом индивидуальных особенностей кадетов. Выпускники кадетской школы в соответствии с личными интересами продолжают обучение в техникумах, лицеях и вузах как военного, так и гражданского направлений. Присутствие в кадетских классах 5-10% девушек обеспечивает возможность эффективного формирования андрогинии личности.

При проектировании содержания кадетского компонента образования в такой школе учитывается опыт элитного образования мальчиков в военных гимназиях дореволюционной России и приоритетные направления образования, определенные в «Концепции модернизации Российского образования» и государственной программе «Патриотическое воспитание на период 2006-2010 г.», в которых особая роль отводится воспитанию.

УДК 17:37.01

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРЕДМЕТ

12 3

© 2014 Епископ Зиновий (Корзинкин) , Н.Н. Гатилова , В.М. Меньшиков

1канд. пед. наук, доцент каф. теологии и религиоведения 2канд. пед. наук, доцент каф. теологии и религиоведения докт. пед. наук, профессор, зав. кафедрой теологии и религиоведения

e-mail: ss-private@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье анализируется пространство духовно-нравственного воспитания в современном образовании. Анализируя основные подходы к пониманию духовности, авторы раскрывают сущность духовно-нравственного воспитания, что позволяет определить и его предмет.

Ключевые слова: человек, воспитание, духовность, духовно-нравственное

воспитание, сущность духовно-нравственного воспитания, предмет духовно-нравственного воспитания.

Сегодня в российскую школу, наряду с уже традиционно существующими умственным, физическим, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания, входит новый вид воспитания — духовно-нравственное.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», важнейшей целью российского образования, наряду с интеллектуальным и физическим воспитанием, является «духовно-нравственное развитие”»1. Однако, несмотря на то что этот вид воспитания вошел в школу, до сих пор не ясно, чем он является в образовании по своей сути, — это действительно реальный вид воспитания или же это очередной фантом, рожденный педагогической модой, который, как и всякая другая мода, быстро пройдёт.

Определение пространства духовно-нравственного воспитания в педагогике прежде всего требует ответа на главные педагогические вопросы, которые возникают при обосновании любого вида воспитания, его сущность и его предмет.

Ответить на вопрос, что такое духовно-нравственное воспитание, можно только в том случае, если мы сможем определить, какова его сущность и его предмет, то есть та сфера, область, качество, которые мы формируем в этом процессе. Ведь если мы говорим о физическом воспитании, то мы говорим о развитии телесных способностей и качеств, если мы говорим об умственном воспитании, то имеем в виду формирование интеллектуальных способностей. Соответственно, если мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то мы также должны определить предмет духовно-нравственного воспитания, то есть указать ту сферу в человеке, которая реально существует и которая формируется в процессе именно этого, а не какого-либо другого воспитания. Осознание предмета воспитания дает возможность определить цели и задачи духовно-нравственного воспитания, его содержание и технологии.

В настоящее время, сложилось три различных подхода к пониманию предмета духовно-нравственного воспитания и, соответственно, к определению содержания духовно-нравственного воспитания: светский, оккультно-мистический и религиозный.

1. Светский или гуманистический подход полагает, что 1) духовность — это освоение человеком высших ценностей, идей, понятий, связанных с его социальной

1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

жизнью и деятельностью; 2) духовность — высшая сфера психики человека, развитие которой осуществляется в ходе освоения таких ценностей, как предметы культуры, научные истины, эстетические образы, нравственные нормы. С этих позиций человек является духовным в той мере, в какой он освоил указанные ценности, а духовное воспитание понимается как постижение и освоение высших объектов культуры. К важнейшей характеристике духовности относят творческую активность человека.

Не отрицая правомочности такого подхода, нельзя не видеть его принципиальной недостаточности. На наш взгляд, в первом случае предмет духовнонравственного воспитания не охватывает все области духовного мира человека; во втором, рассматривается результат интеллектуальной деятельности человека, связанной с эстетическими, культуросообразными творческими задачами, решаемыми человеком в пространстве материального мира. В этом фактически также теряется предмет, так как хотя в качестве предмета целенаправленного формирования и предлагаются высшие уровни психики, но они являются только малой частью духовной сферы человека, а значит, формирование духовной сферы будет неполным или искаженным.

При таком подходе мы не только не осознаем предмет духовно-нравственного воспитания, но и из содержания духовно-нравственного воспитания выпадет основной объем его основополагающих традиционных ценностей.

Современная отечественная педагогическая наука нуждается в новом прочтении всего, что связанно с духовным и нравственным миром человека. Для того чтобы рассмотреть по-новому этот принцип, необходимо, прежде всего, преодолеть узкий подход в этой области и отойти от сложившихся и укоренившихся в ней штампов и стереотипов, связанных с пониманием духовности человека, а также нужно преодолеть различные «табу» в этой области и постараться по новому рассмотреть и проанализировать традиционно существующий в этом мировой опыт. Оглядываясь на мировой опыт духовного развития человечества, мы видим, что он затрагивает, прежде всего, переживание человеком некоторой трансцендентной реальности, которая включена в религиозную сферу его бытия.

Следует сказать и о следующем аспекте этой проблемы. В настоящее время понятие «светское образование» часто употребляется как идеологическое обоснование существования атеизма в современном образовании.

Содержание этого подхода может быть очень широким: от идеи простого исключения всех религиозных ценностей из образования до идеи борьбы с Богом, Церковью, всеми религиозными ценностями, как это было в СССР, где атеизм превратился в контртеизм, то есть в открытую войну с Богом, религией, всем, что связано с ней. К каким последствиям это привело, мы знаем — от упразднения традиционных нравственных оснований жизни до угрожающих всему человеческому социуму тенденций агрессивных принципов жизни.

На самом же деле, понятие «светское образование» означает совсем другое, и означает оно принцип управления образованием: если школой управляет Церковь, то это церковное образование, если государство — то светское образование. А наличие или отсутствие в содержании школьного образования религиозных ценностей никакого отношения к определению самого характера воспитания не имеет. Во многих европейских школах преподается Закон Божий, но они не перестают оставаться светскими школами. Поэтому более правильным этот подход к организации духовно-нравственного воспитания следовало бы назвать атеистическим подходом.

2. Оккультно-мистический подход исходит из понимания духовности как объективно существующей характеристики человека, имеющей своим источником духовные энергии небожественного происхождения и направленной на овладение

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание:

сущность и предмет

этими энергиями посредством тех или иных духовных и психологических практик и техник. Такие теории и практики связаны с традиционной оккультной деятельностью, например, магией, астрологией и т.п., отчасти с новыми нетрадиционными религиозными эзотерическими учениями и движениями, а также новыми психологическими практиками: определенными психотренингами, мистицизмом,

экстрасенсорикой, кодированием личности и т.п. Соответственно, и воспитание при таком понимании духовности направлено на формирование этих духовных проявлений и свойств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нельзя не видеть — здесь есть реальный предмет воспитания, так как здесь более-менее четко, в зависимости от того или иного учения, определяется то духовное пространство, которое подлежит формированию.

Однако в ходе такого воспитания, по выражению В.В. Зеньковского, развиваются «темные стороны» человеческого духа, потому что вне Бога человек находится в состоянии «духовного помрачения» и по сущности развиваются духовные силы без самого источника онтологического добра. По его мнению, такого рода воспитание направлено на развитие духовности, оторванной от божественного начала и вовлекающей человека к интеграции с тёмными духовными силами. Одной из общих характеристик оккультных практик является воздействие оккультными силами одного человека на другого. При этом перципиент часто оказывается в беспомощном положении, так как характер воздействия остаётся подчас скрытым. Всё это является не положительными и даже опасным и, на наш взгляд, по многим причинам не может быть принятым в образовательном пространстве.

С чисто практической точки зрения мы можем предположить, что сегодня за некоторым исключением (например, вальдорфские школы), это воспитание ушло из российского образования, но возможность его появления очень велика. Поэтому школы должны знать об этом, на наш взгляд негативном, направлении воспитания.

3. Религиозный подход. Исходным принципом этого подхода является признание наличия духа человека как онтологической реальности, как важнейшей характеристики человека.

Соответственно предметом духовно-нравственного воспитания является целенаправленное формирование духовно-нравственной сферы человека, а основой его содержания — религиозные ценности, этика, законы, заповеди.

Традиционно областью духовного мира человека было вовлечение его в религиозную сферу бытия, которая и определяла полный круг духовной проблематики.

С позиций религиозной антропологии человек есть творение Бога и в своих базовых свойствах обладает отражением «образа» и «подобия» своего Творца, то есть Бога. И поскольку по религиозному Откровению Бог есть Дух, то и человек уподобляется Ему своей духовной составляющей. В связи с вышесказанным, духовность в человеке заключается в его сопричастности к своему Первообразу и не имеет каких-либо иных оснований.

Поскольку дух человека является производным Духа Божия, человек должен для своего духовного развития принять духовные заповеди, законы, религиозные ценности как условия и основания этого развития. При этом формируются особые качества нравственности необходимые для духовной аккумуляции и духовного роста. И именно эти нравственные качества, способствующие развитию интенций духовной жизни человека, мы именуем духовно-нравственными.

Для определения предмета, цели и средств процесса духовно-нравственного воспитания необходимо рассмотреть степень вовлеченности человека в этот процесс. Прежде всего, важно сформировать в человеке мотивацию, позволяющую достичь этой высокой поставленной цели. Мотивация есть влияние внутреннего мира человека на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

более внешние проявления деятельности. Для того чтобы в человеке активизировалась мотивация духовного процесса, необходимо иметь глубинное внутреннее основание, которое не может наличествовать в мире материи, материя, как более грубая субстанция, является носителем духа и его производным. Что же является в человеке основанием духовной мотивации? Основанием внутренней природы человека может быть только глубинная организация этой природы, способная к духовному взаимодействию с Духом Божиим.

Таким началом в человеке мы именуем природу его личности. Духовная нравственность в человеке позволяют по-новому рассмотреть дефиницию личности человека. В размышлениях об онтологических свойствах Бога для нас открывается тайна отражения в человеке Божественного Личностного начала. А это в свою очередь проливает свет на многие высокие возможности человека в духовно-нравственном аспекте. Одним из таких центральных свойств является личностная свобода

К сожалению, современная наука, в обосновании социальных исследований апеллирующая к «самости» человека (антропологический принцип, который стал плодотворной объяснительной парадигмой европейской гуманитарной мысли), само понимание человека фактически свела к его биологическому базису, над которым надстраивается на каком-то этапе развития человека его социальная составляющая. В результате такого понимания духовное начало в человеке теряется изначально, а значит, смещаются смысловые акценты понимания глубинной сущности человека, так как теряется его определяющая характеристика — его духовность как особая, только человеку присущая онтологическая реальность, делающая человека в истинном смысле человеком, то есть носителем духа, а значит, и разума. Поэтому, отвергая духовное начало в человеке, наука теряет в буквальном смысле самого человека, так как человека без его духовной составляющей также нет, как нет живого организма без жизни.

Но духовность является важнейшей характеристикой не только человека, но и семьи, и всех социальных сфер общества, и общества в целом, где имеет свою особую реальность. Так, на уровне общества религиозное начало представлено той или иной религией. Главное и прямое духовное предназначение религии на социальном уровне есть наполнение социума возвышенным содержанием жизни и деятельности всех его членов в проявлении духовности и нравственности. Социальное предназначение религии — в формировании духовной цивилизационной матрицы в общественном сознании. Соответственно, учет духовно-нравственной составляющей должен иметь место по отношению к пониманию любого социального организма, любой социальной сферы, любого субъекта: от человека до общества в целом.

Понимание объективного существования духовности важно и для уяснения сущности греха, его объективной представленности. Человек в этом материальном мире позиционируется как возвышенное над материальной природой существо, в которой всё материальное по отношению к человеку носит служебный характер. Утрату возвышенного статуса и вовлечение в зависимость материальной природе в религиозной этике именуют состоянием грехопадения, поскольку в этой вовлеченности человек утрачивает свою неповреждённую, «богозданную» природу, а с этим утрачивает и свободу от греха.

Религиозная антропология, определяя природу греха, называет его аномалией, поражением, болезнью внутреннего мира человека, и следствием воздействия греха на душу человека является уничтожение многих высоких способностей человека, позволяющих ему приближаться к живому познанию своего Творца. Подвижники религиозного благочестия называют грех вратами, ведущими к низменному миру, убивающими образ человека в человеке.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

Епископ Зиновий (Корзинкин), Гатилова Н. Н., Меньшиков В. М. Духовно-нравственное воспитание:

сущность и предмет

К этому можно добавить еще, что, подобно тому как целый спектр физических и социальных причин является причиной физической болезни, и целый спектр грехов является причиной болезни и разрушения духа человека в целом. Поэтому грех так же реален, как причины болезней физических. И так же, как каждый живой организм несет в себе внутренние причины своей болезни и своей смерти, каждый человек, имеющий в себе грех, несет в себе причину своей духовной деградации и смерти. И отрицать духовную смерть в человеке — это все равно, что отрицать смерть в живом организме.

И грех в себе может нести не только человек. Он может быть присущим и социальной сфере. Грехом может быть заражена семья, недаром говорят о родовых грехах семьи. И социальные сферы, и общество в целом могут быть носителями греха. И его действие вполне реально. И разрушительно.

В этой связи становится понятным, сколь опасны оккультные, языческие практики, направленные на развитие греховной стороны человека или общества. В настоящее время, особенно с увлечением некоторых российских людей неоязычеством, оккультизмом, магией, об этом следует специально говорить.

Однако современная наука не замечает не только опасности греха, но и самого греха. Теряет всякое представление о грехе и современная культура, более того, она его усиленно насаждает, вследствие чего теряет представление о грехе индивидуальное и общественное сознание. Между тем не замечать последствие греха равносильно тому, как если бы человек не замечал физическую болезнь и смерть.

В то же время грех, как объективное свойство человеческого падения духовной жизни, в той или иной мере осознается практически во всех религиях. И в той или иной мере в них предлагаются духовные практики, направленные на преодоление греха для обретения духовного здоровья, духовной целостности человека, открывающие возможности вечной перспективы человеческого бытия. Эти практики направлены, с одной стороны, на развитие духовных способностей души человека, ее добродетелей, а с другой — на борьбу с грехом, на формирование духовно-нравственного иммунитета, препятствующего распаду личности человека.

Итак, важнейшее значение религии состоит в том, что она позволяет осознать особую составляющую человека — душу, наделённую особым уровнем бытия -духовностью. На основе этого понимания необходимо создать целостную систему воспитания духовно-нравственной сферы человека, подобно тому как свои оптимальные системы воспитания создают другие социальные сферы: наука, искусство и т.д., направленные на интеллектуальное, эстетическое, трудовое развитие человека.

Следовательно, в целостном воспитании человека и общества религия имеет свой предмет: в любых исторических и социальных условиях она организует духовнонравственное воспитание, которое, с одной стороны, дает возможность постоянного целенаправленного духовно-нравственного развития человека, семьи, социальных сфер и структур общества и в обществе в целом, с другой — создает им систему духовнонравственной безопасности, формируя их духовно-нравственный иммунитет, позволяющий преодолевать зло во всех его проявлениях.

Соответственно, предметом духовно-нравственного воспитания является: 1) развитие и формирование духовно-нравственной сферы человека, его воли и чувств, его системы отношений с миром, его духовного и нравственного поведения, его мотивационно-смысловой стороны в общем контексте всестороннего развития человека; 2) формирование и развитие духовно-нравственной составляющей отдельных социальных сфер общества в целом; 3) развитие форм образования и просвещения, прямо связанных с формированием духовно-нравственной сферы человека и общества (катехизация, воскресные школы, православные общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения и т.д.); 4) духовно-нравственная сторона всех

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

форм образования (интеллектуального, эстетического и т. д.); 5) мотивационносмысловая сторона отдельных видов воспитания (социального, гражданского, патриотического, правового и др.); 6) православное педагогическое сознание, в том числе и теоретико-педагогическое, в совокупности богословских, философских и научных подходов в общем пространстве православного мировоззрения.

На основании всего сказанного, мы можем утверждать, что духовнонравственное воспитание — это не педагогический фантом, а абсолютно необходимый вид воспитания. Оно имеет свою особую социальную сферу — религию и направлено на формирование своей особой, духовно-нравственной, сферы в человеке и обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В силу этого религиозный подход к пониманию духовно-нравственного воспитания нам представляется наиболее правильным, поскольку именно этот подход дает возможность адекватно понять духовность и духовно-нравственное воспитание.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29)

свойств, которые позволяют его характеризовать как данный метод. В процессе разработки логической структуры любого метода достигается такой уровень, который дает возможность, прежде всего, отличать его от других. Естественно, что при таком подходе проблема взаимосвязи методов отходит на второй план. Она возникает лишь в тех случаях, когда наблюдается совпадение логических структур анализируемых методов с логической структурой других. Но и в этом случае главное внимание исследователя привлекают те черты и свойства метода, которые дают возможность отличать его от других.

Как ни парадоксально, но большинство авторов, анализирующих роль экстраполяции в научном познании и отстаивающих тезис о ее универсальности, доказывают его путем сравнительного анализа логической структуры экстраполяции и других методов. Схема такого анализа достаточно проста. Прежде всего, рассматриваются методы, структура которых сходна со структурой экстраполяции (аналогия, моделирование). В более сложных случаях, когда совпадения структур не наблюдается или экстраполяция отсутствует в структуре метода, доказывается тезис о том, что экстраполяция потенциально содержится в одном из этапов анализируемого метода. В последнем случае, несомненно, нарушаются правила анализа, когда логический подход подменяется либо гносеологическим, либо онтологическим.

Следствием такого анализа является вывод об универсальной роли экстраполяции и в научном познании в целом, и в каждом из методов. На этом уровне анализируется не структура методов, а структура познания в целом. На второй план отходят качественные отличия методов и все отчетливее начинает проявляться то, что их объединяет. На этом уровне экстраполяция вырастает до состояния, которое можно характеризовать как концентрированное выражение методов научного познания. И это естественно, так как ее структура начинает совпадать со структурой познания в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс ; Ф. Энгельс. — М. : Государственное изд-во политической литературы, 1961. — 827 с.

УДК 37.034

Г.Г. Милохина, г. Шадринск

Формирование духовно-нравственные ценностей подростков как основное направление воспитания личности в школе

В статье рассматривается роль духовно нравственного воспитания в развитии духовно-нравственных ценностей личности, приводятся основные компоненты и формы развития духовно-нравственных ценностей подростков.

Система ценностей, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание, подростки, компоненты духовно-нравственного воспитания.

G.G. МйоИта,

Formation of spiritual and moral values of adolescents as the main direction of education of the person in the school

Система ценностей, приобретенная личностью в процессе её жизнедеятельности, позволяет оценивать явления действительности с точки зрения полезности, тем самым удовлетворяя её потребности, желания. То есть ценностные ориентации основываются на сложившихся потребностях личности, её стремлениях, оказывают влияние на мотивацию деятельности и тем самым обуславливают принимаемые решения. Решения человека вытекают из системы ценностей, которые сами основываются на системе потребностей. Знание системы ценностей дает возможность педагогу, родителям предвидеть поведение подростка в различных жизненных ситуациях в школе, на улице, дома.

Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, подростки могут совершать противоправные поступки.

Система ценностей подростка формируется в процессе его жизнедеятельности. На формирование личности большое влияние оказывает духовно-нравственное воспитание, поскольку развитие духовно-нравственного сознания личности находится в прямой зависимости от духовно-нравственных ценностей человека.

В выше названных и иных исследованиях подчеркивается мысль о необходимости развития духовно-нравственных ценностей начиная с ранних ступеней развития. Обращение к подростковому возрасту было не случайным, поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивный процесс духовного и нравственного развития личности. Учитывая то, что основные базовые ценности личности складываются в школьные годы духовно-нравственному воспитанию на этом этапе важно отводить особое место.

Возможности образовательных учреждений в духовно-нравственном воспитании подростков рассматривали Б.О. Николаичев, А.И. Титаренко, И.И. Ткач, Е.В. Шестун и др. Исследователи верно отмечают, что подростки имеют свои особенности духовно-нравственного развития, обусловленные возрастом, социальным статусом и ролью в обществе.

Формирование духовно-нравственных ценностей подростков включает в себя три компонента:

— когнитивный, или смысловой компонент предполагает овладение суммой знаний об основах морали, духовно-нравственных ценностях. Результатом является наличие знаний, их осознанность, полнота, конкретность, а так же умение применять их для решения практических задач.

— эмоциональный, предполагает переживание индивидом своего отношения к ценностям, проявление нравственных чувств, положительный эмоциональный настрой на духовные ценности. Результатом является позитивное отношение к окружающим, к моральным нормам, потребность следовать им.

— поведенческий, опирается на результаты взаимодействия первых двух компонентов и проявляется в устойчивости и активности нравственного поведения в различных жизненных ситуациях, умении применять знания при анализе своего поведения и поведения других людей. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию у подростка формируется готовность действовать в соответствии с намеченной целью.

В числе факторов духовно-нравственного воспитания выступают семья, образовательные организации, учреждения дополнительного образования и др.

В качестве негативных факторов развития духовно-нравственных ценностей можно назвать напряжение нравственно-психологической обстановки в обществе, снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения, ослабление роли семьи и школы в воспитании детей, отрицательное влияние на подростков СМИ, рост криминализации в обществе и др.

Существенное влияние на ценностные предпочтения личности оказывает культура досуга и общения, создание благоприятной атмосферы в школе и дома. Ценности окружающих ребенка взрослых могут взаимодополнять друг друга, сглаживая возникающие разногласия.

При формировании духовно-нравственных ценностей подростков в общеобразовательном учреждении важно объединить усилия педагогов, учащихся и родителей.

Основными формами развития духовно-нравственных ценностей учащихся могут выступать различные развивающие игры (деловые, игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры-соревнования и другие), • моделирование и анализ конкретных жизненных ситуаций, различные конкурсы, акции и др.

Таким образом, роль духовно-нравственного воспитания в развитии духовно-нравственного потенциала подростка велика, поскольку способствует становлению его личности, делает его более самостоятельным, устойчивым по отношению к негативным влияниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

2. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. — М. : Изд-во МГУ, 2004. — 176 с.

3. Петракова, Т.И. Духовность и нравственность — базовые характеристики личности / Т.И. Петракова // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : науч.-практ. семинар «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи». — М. : Импэто, 2004. — С. 21-23.

Программа духовно-нравственного

развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования

Введение

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом реализации УМК «Планета знаний» и опыта воспитательной работы в гражданско-правовом и питриотич6ском воспитании МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

— формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями люучающихся, с другими субъектами социализации — социальными партнерами школы: библиотекой им. В.В.Маяковского, КОЦ «Лад», МОУ УДОД «Миг», кафедрой педиатрии ЯГМА, поликлиникой № 5, ГЦ ПМСС, музеем истории города Ярославля, Ярославской филармонией, театрами города.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
  2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  3. Реализация целевых установок средствами УМК «Планета знаний».
  4. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
  5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
  6. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
  1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными

национальностями;

3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Портрет выпускника начальной школы МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка.

Выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

2. Основные направления

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира – как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

3. Реализация целевых установок средствами УМК «Планета знаний»

В содержание УМК «Планета Знаний» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Планета Знаний» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывают толерантность, учат решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и интерес к творческой работе.

Учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. В процессе взаимодействия учащихся с художественными произведениями, которому помогают вопросы и задания, происходит интеллектуальное познание и самопознание, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Содержание курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия, уважения к интеллектуальному труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащён культурными и ассоциативными связями с литературой, живописью, историей, в них находят своё отражение знаменательные свершения и события нашей Родины.

Учебники курса «Окружающий мир» дают возможность формировать знания о природе, человеке и обществе, работать над осознанием характера взаимодействия между ними и на этой основе воспитывать экологическое отношение к окружающему миру. Учебники расширяют представления учащихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека, природы, общества; воспитывают бережное отношение к природе и продуктам труда человека, задают образцы служения Отечеству, формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою Родину, народ и историю. Одной из важнейших задач курса является развитие у школьников интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Учебники музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи патриотического, эстетического воспитания учащихся, творческого отношения к жизни. Обучение строится на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России.

Учебники «Английский язык» учат детей рассказывать о своей семье, своей стране, о достопримечательностях своего края; знакомят с культурами народов других стран мира; воспитывают толерантное отношение к другим народам и культурным традициям; развивают способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу.

Особое место в учебно-методическом комплекте «Планета Знаний» занимает курс «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики». Данный курс способствует формированию у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, формированию нравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением учащихся; созданию у них определенного запаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений о нравственных идеалах народа, способствует развитию ценностного отношения к духовному наследию своего народа. Особое место в курсе уделяется знакомству с нравственными, моральными нормами и правилами, выработанными обществом. В учебниках это иллюстрируется примерами из мировой и русской классической литературы. Система заданий на создание ситуаций предлагает учащимся сделать свой нравственный выбор, проанализировать, согласовывается ли этот выбор с реальными делами в классе, дома.

Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках УМК «Планета знаний», помогают учащимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младших и старших, ответственности за другого человека, осознавать значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины. Это даёт возможность педагогам делать духовно-нравственное содержание предметом работы с учащимися в учебном процессе, а также обеспечивает духовно-нравственное развитие детей в единстве урочной, внеурочной и внешкольной воспитательной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и общественности.

В комплекте учебников «Планета знаний» большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Особое значение в реализации программы духовно-нравственного содержания имеют социальные проекты. Учебники предлагают детям для выбора различные социально значимые проекты: спектакль для детей детского сада (детского дома), поздравление ветеранам, праздник для родителей и многое другое.

Примеры проектов:

— Проект «Мой родной край». Сбор краеведческого материала о прошлом края, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю.

— Практико-ориентированный проект «Словарик речевого этикета». Разработка и создание словарика «волшебных слов», их значения и истории возникновения.

— Практико-ориентированный, социальный проект «Помощь местным растениям и животным». Сбор информации о животных и растениях, нуждающихся в помощи. Уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы (района, округа..).

— Творческий проект «Инсценировка басни». Выбор басен, распределение ролей, изготовление костюмов и декорации, репетиции, выступление.

— Этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» для первоклассников. Подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.

4. Реализация целевых установок средствами внеурочной деятельности.

На реализацию целевых установок программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена внеурочная деятельность, основной целью которой является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Курс кружка «Краеведение» направлен на создание условий для воспитания у младших школьников уважительного отношения к историческим и культурным ценностям своего края.

Курс кружка «Флористика» направлен на создание социально-педагогических условий для формирования первичных представлений о традициях составления цветочных композиций к русским национальным праздникам.

5. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

1. В школе условия, позволяющие учащимся:

— изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;

— осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.

2. В МОУ СОШ № 84 с углубленным изучением английского языка реализуются следующие целевые программы:

«Я – гражданин России» – программа гражданско-патриотического воспитания.

«Я выбираю здоровье» – программа формирования здорового образа жизни.

3. Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

— в содержании и построении уроков;

— в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

— в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

— в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

— в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;

— в личном примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнёрства;

— индивидуально-личностного развития ребёнка;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, который, являясь образцом для учеников, должен «нести» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

4. В школе сложилась система традиционных школьных дел:

  • сентябрь: День знаний;
  • сентябрь – октябрь: экологический месячник;
  • ноябрь: Дни толерантности;
  • декабрь: месячник «Старая добрая Англия»;
  • январь: Дни творчества;
  • февраль: Уроки мужества;
  • март: Праздник Матери;
  • апрель: Дни школы;
  • май: праздник, посвященный Дню победы.

6. Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

— повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год.

— совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник Букваря, Рождественские праздники, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.

— расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

— ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

— элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

— первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— опыт ролевого взаимодействия, социальной и межкультурной коммуникации;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

— начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

— нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

— уважительное отношение к традиционным религиям;

— неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

— уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

— знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

— ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

— ценностное и творческое отношение к учебному труду;

— элементарные представления о различных профессиях;

— первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

— осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

— первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

— мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

— ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

— элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

— первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

— первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

— знания о возможном негативном влиянии компьютер­ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

— ценностное отношение к природе;

— первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

— элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

— первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

— личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

— первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

— элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

— первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

— первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

— первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

— мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения (родителей, партнёров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *