Духовное преображение

Духовное преображение человека

Что же такое духовное преображение или обожение? Понятие преображения связано, прежде всего, с православной традицией. В других учениях и религиях для обозначения похожего духовного опыта используют другие понятия. Например, А. Гхош называл свой духовный опыт трансформацией. Е. Рерих прибегала к употреблению понятия трансмутация, а в иудейской традиции встречается термин тиккун .

Учение об «обожении» являет собой самый максималистский и дерзновенный «религиозный идеал», какой можно представить , в котором раскрывается назначение человека и православное понимание его судьбы. Проблема обожения и преображения человеческой души является одной из древних тем христианской духовности . Христианское учение об обожении утверждает для человека возможность и необходимость стать богом, изменить свою смертную природу в божественную и бессмертную. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» становится одним из мотивов, смыслообразующих и направляющих жизнь христианина. Чтобы духовно расти, духовная жизнь человека должна быть устремлена к Богу и к соединению с Ним, так как рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйтесь тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше .

Митрополит Антоний (Сурожский) пишет следующее: «Наше человеческое призвание не только знать Бога, не только покланяться Ему, не только трепетать перед Ним, не только любить Его, но, в конечном итоге, стать причастниками Божественной природы, то есть именно приобщиться Богу так, что Божественная природа нам прививается, и мы становимся подобными Христу в этом отношении» .

Восхождение к собственной индивидуальности, обретение своего подлинного «Я», преображение человека происходит в Боге. И этот путь духовного преображения показан, например, в трудах прп. Симеона Нового Богослова на примере людей, идущих путем молитвенного и аскетического подвига. Реальной основой преображения личности становится – Иисус Христос. Освобождение от греха и обретение себя совершает в человеке сам Господь.

Обожение представляет собой высшее духовное состояние, которое может достичь человек, и которому он призван. Это духовное состояние есть результат соединения души человека со Христом, наполнения его души благодатью, божественным светом, Святым Духом. Человек, стяжавший благодать Святого Духа, становится «участником божественного естества», «богом по положению», «богом по усыновлению», «богом по благодати» потому, что в нём живет Христос. Уже не я живу, но живет во мне Христос, – говорит св. апостол Павел .

К основным проявлениям благодати относятся следующие.

Во-первых, «свет, просвещающий человека». Господь неоднократно проявлял действие благодати в виде света. Например, люди не могли смотреть на лицо Моисея после беседы его с Богом, так как оно сияло необыкновенным светом. Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему .

Во время Преображения Господне на горе Фавор Великий свет объял Его. Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет .

Благодать всегда является особым светом. Наверное, неслучайно, лица святых или духовных людей светятся. Этот «свет несказанный, свет нереченный, свет неглаголемый» облекал многих исихатов. Одухотворенные лица – это светлые лица. Во всей внешности человека, в его глазах, мимике, движениях и жестах отражается духовная сущность человека. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «чем, как не формирующим влиянием духа, можно объяснить удивительную тончайшую разницу между двумя очень похожими физиономиями, особенно женскими: одни и те же чрезвычайно похожие очертания глаз, носа, рта, почти равные размеры и соотношения частей лица и головы, но одно лицо вульгарно, а другое тонко и красиво» .

При соединении человеческих и божественных энергий, душа наполняется, прежде всего, светом, так как Бог есть свет. Стяжание благодати есть одновременно и созерцание света, нетварного по своей природе. Все богословы отмечают, что этот свет особый, который можно воспринимать только посредством духовного, а не физического зрения. Этот свет составляет сердцевину благодати, хотя она может проявляться и через другие феномены, например, душевный мир, полноту счастья, радости и покоя.

Созерцание света является составной частью духовного преображения человека. С. Хоружий выделил следующие особенности видения божественного света у разных людей. Видение имеет свои градации: есть ощущение, есть видение, есть озарение. Высшие ступени видения сопровождаются утратой обычного самоощущения и восприятия окружающего. Происходит восприятие нового образа, в котором созерцающий «сам стал светом». Для видения характерно созерцание «простого света», «безвидного и безобразного», хотя в некоторых случаях свет может восприниматься в виде облака, шара. Видению сопутствуют эмоциональные и другие психологические феномены и эффекты, наиболее универсальными из которых являются «наслаждение», «сладость», «изумление», «радость» . Свет становится источником развития личности, обретения ею своей уникальности и раскрытия ее полноты.

Во-вторых, о наличие благодати в душе можно узнать по особой тишине и мире в душе.

В-третьих, появляется неизреченная радость в душе и необыкновенная сладость, наполняющая сердце.

В-четвертых, человек чувствует необыкновенную теплоту и не с чем не сравнимое благоухание .

Благодать несет с собой человеку утешение, мир, спокойствие и тишину, тихую радость и умиление, теплоту любви и добрые мысли, твердость и постоянство, душевную гармонию. И они не зависят ни от каких погодных, социальных условий и физического состояния тела. Прпп. Серафим Саровский и Амвросий Оптинский, как и многие другие святые, имея различные физические недуги, всегда пребывали в радостном, блаженном состоянии духа. Если человек испытывает все эти состояния, то можно сказать, что он стяжал в сердце своем Благодать и Царствие Божие находится внутри него. Человек же, находящийся «не в Святом Духе», несет в себе совершенно другую энергетику, проявляющуюся в злости, раздражении, неуступчивости, агрессивности, жестокости, страстности, унынии, внутренней неустойчивости. Преображение представляет собой завершающий этап обожения.

Что же происходит с характером, способностями, в более широком понимании – с личностью во время духовного роста и преображения? Идет ли речь о коренном изменении натуры и характера человека? Если все христиане стремятся к одному Образцу, то не становятся ли они похожими друга на друга и не теряют ли свою индивидуальность? Ко Христу приходят люди разные и по социальному положению, и по физическому здоровью, и по психическому складу. Злые и добрые, жесткие и мягкие, эмоциональные и спокойные, высокоинтеллектуальные и простецы, разбойники, блудники и непорочные, богатые и бедные. Духовное преображение – это обретение своей индивидуальности, или её потеря? Духовное преображение – это раскрытие своих скрытых способностей и возможностей, или это качественное изменение психических процессов, свойств и состояний человека?

Как показывает святоотеческий опыт, во время обожения и духовного преображения происходят определенные изменения, которые затрагивают как личность в целом, так и разные уровни психофизической организации человека. Благодать, по мнению многих богословов, меняет ум, душу, мысли, чувства человека, его тело. Человек как бы заново рождается от Бога. Но это не означает, что он перестает быть личностью и утрачивает свое прежнее Я. Благодать ничего не разрушает в человеке, но способствует его духовному развитию, дает возможность быть подобным Богу. Человек не получает новой души, но она качественно преобразуется под воздействием благодати. Это духовное преобразование человека, например, прп. Симеон Новый Богослов называет «духовным рождением», «мистическим воскресением», «крещением Духа» .

Во время обожения изменяются естественные способности человека. Он приобретает «божественный ум», «разум Христов», получает способности к богообщению и богопознанию, развиваются «духовные очи», позволяющие человеку видеть, слышать, осязать дальше и глубже, чем позволяют его физические органы чувств. Эти новые чувства отверзаются действием благодати и позволяют воспринимать сверхприродные, духовные явления. В святоотеческой традиции они называются, в отличие от привычных для нас физических органов зрения, слуха, обоняния, «сверхчувственными» или «умными чувствами». Человек видит духом, а не физическим зрением. У него повышается духовная восприимчивость к своим недостаткам, мотивам, желаниям и стремлениям. Многочисленные легенды и истории, сопровождающие жизнь святых и подвижников христианского благочестия, свидетельствуют о том, что они в процессе преображения приобретали сверхчеловеческие способности.

В Православной Традиции преображение есть и прояснение в человеке Образа Бога. Преображение охватывает человека полностью, не только в духовной плоскости, но и обязательно затрагивает соматику человека. Под воздействием благодати постепенно происходит преображение и одухотворение телесного естества человека, о чем свидетельствуют почитаемые среди христиан нетленные мощи святых. «Не может быть частичного преображения, считает Б.С. Русс, – это процессы всеохватывающие, всеобъемлющие, – человек вовлекается в них неделимо: и духовно, и душевно, и телесно» . С. Хоружий выделяет три важных следствия обожения человека для его личности. Во-первых, соединение с Богом сохраняет идентичность человеческой личности, ее самотождество и самосознание. Человек не остается таким же, но остается собой: «Петр остается Петром, а Павел – Павлом». Обожение есть раскрытие каждой личности, ее прославление, а не уничтожение. Во-вторых, обожение сохраняет целостность человеческой личности. Оно относится ко всему человеку, его духу, душе и телу. В-третьих, обожение творится в синергии, в соработничестве человеческой свободы с Божьей благодатью. Рождение от Бога происходит постепенно, но обожение не происходит автоматически, человек со своей стороны должен приложить максимальные усилия для того, чтобы быть способным воспринять благодать и ее усвоить .

Это очень важно отметить, что личность, её целостность на всех уровнях сохраняется. Благодать очищает тот первоначальный образ, который был заложен в человека от рождения. Его характер освобождается от греховных страстей, но натура как таковая остается. Можно сказать, что человек, подобно археологу, снимает слой за слоем навеянные жизнью заносы, чтобы добраться в результате до образа Божия, заложенного в душу каждого из нас, отождествить себя с ним, стать самим собой. В этом смысле обоживание позволяет человеку отбросить «все маски и личины с личности человеческой и вновь стать подобием своего Создателя – Бога» .

Преображение души происходит в результате соединения человеческих энергий с божественными энергиями. Человек становится другим потому, что его меняет Благодать. Характер человека остается прежним. Есть улыбчивые, а есть суровые монахи, есть общительные, а есть замкнутые. Меняются не черты сами по себе, но они очищаются от греховности, просветляются, освобождаются от страстности, меняют свою направленность. Высвечивается подлинный образ личности, заложенный в человеке от рождения Творцом. Лик становится светлым. Христиане похожи друга на друга печатью Святого Духа, наличием благодати в своей душе. Кем бы человек ни был, какое бы социальное положение и статус ни занимал, каким бы темпераментом, способностями и характером не обладал, если он стяжал благодать Святого Духа, то он будет отличаться высотой своего духа, умиротворенностью своей души, силой веры, милосердия и любви к людям. Но каждый христианин остается индивидуальностью, сохраняя в себе уникальные способности и таланты, особенности темперамента и характера. И эта индивидуальность накладывает отпечаток на его путь к Богу, на его служение Богу и людям. Кто-то уходит в монастырь, посвящая себя целиком делу служения Богу, кто-то остается в миру, но подобно апостолам, выполняет миссионерское служение среди язычников. У одного молитвенный дар, у другого дар милосердия, у третьего дар любви. Каждый человек сохраняет свою индивидуальность и идет своей тропинкой на вершину горы, имя которой Христос.

Поэтому те, кто выбирают путь духовного преображения, осуществляют также и личностный рост. Они приумножают свои дарования, реализуя сверхсмысл своей жизни. Причем таланты и способности человека раскрываются и одухотворяются по мере его преображения. Для максимально полного, точного и яркого воплощения талантов в любом виде творчества как художественного, так и научного очень важно очистить их от примесей человеческих страстей и привлечь Дух святой. Ведь источник творчества кроется не только в личных способностях человека, а, прежде всего, в Боге. Поэтому раскрытие личностного потенциала возможно наиболее полно при содействии божественной благодати. Неслучайно иконописцы, как впрочем, и ученые, и представители других творческих специальностей для успешного воплощения своих замыслов, проектов, идей, прибегают к духовным средствам в творческом процессе, в частности, к молитве, посту, Церковным Таинствам.

В некотором смысле раскрытие личностного, творческого потенциала является даже обязанностью христианина, которому непростительно зарывать свои таланты в землю. Внутреннее самочувствие и полнота бытия для каждого человека, несомненно, связано с тем, насколько ему удается осуществить свое жизненное призвание и реализовать свой потенциал. Эта сторона жизни не игнорируется даже теми христианами, которые посвятили всю свою жизнь Богу – иноками, монахами. У некоторых из них есть особое послушание и служение Мудрости, Боговедению и Просвещению. В истории монашества есть много примеров иноков, необычайно одаренных и высокообразованных, которые становились просветителями своих современников. А сами монастыри на протяжении всего времени были центрами духовного просвещения, оказывающими влияние на развитие русской цивилизации, культуры и мировоззрение народа.

Раскрытие творческого потенциала человека является настолько значимым в контексте христианской веры, что в западном монашестве был даже внесен принцип «дифференциации сил». Епископ Иларион (Алфеев) приводит интересные данные о дифференциации дарований, благодаря которой «те иноки, которые считают своим призванием науку, получают возможность беспрепятственно ею заниматься, тогда как другие, склонные, например, к физическому труду, могут оставаться вдалеке от научных изысканий» . Такая селекция монашествующих по их личным стремлениям, как пишет этот автор, «способствовала экономии духовных сил и концентрации культурных начинаний. Сонм подвижников науки вышел из рядов ученых орденов, будь то дети св. Бенедикта, или «псы Господни” – Domini canes, или Ассумпционисты, Лазаристы и члены «Общества Иисусова”. Знаменитые аббатства просияли на весь мир своими систематическими монументальными трудами в разных дисциплинах богословия, истории, археологии, языковедения или иных наук» .

Христианство дает возможность человеку стать онтологически уверенной личностью, обладающей свободой воли, бессмертием души и ответственностью только перед Богом. Тысячелетние традиции христианства показывают, что восхождение по духовной, личностной вертикали невозможно одними естественными человеческими средствами. Человек не может сам по себе осуществить восхождение вверх. Преображение человека осуществляется силою воскресшего из мертвых Богочеловека Иисуса Христа, с помощью Церкви. История православной аскетики свидетельствует, что «обожение» как высшая мера сублимации возможна только в пределах Церкви – мистического «тела Христа» посредством спасающей благодати нетварных энергий, изменяющих человеческую природу в самой ее основе . Итогом является святость, как высшая ценность для развивающейся личности. «Без такого прикосновения к высшему аксиологическому пределу, к святости – нет предельной сублимации» .

Святость представляет собой предел обожения и высшую ценность, а святой становится орудием Святого Духа. Путь к святости – это непрерывное внимание к своему душевному состоянию, стремление покаяться во всяком замеченном грехе, это борьба со своими страстями, это осуществление в своей жизни идеала святости – Христа, его учеников, которые отобразили в своей личности Его образ. Человек обретает свою индивидуальность и обоживается, прежде всего, через участие в различных Церковных Таинствах – Крещении, Миропомазании, Покаянии, Причащении, Соборовании, Священства и Брака. «Обожение наиболее тесно связано с таинством Евхаристии, когда человек причащается Телом и Кровью Христовых. Обожение совершается Духом Святым и заключается в соединении христианина своими энергиями с энергией Божественной, благодатью Духа» . Таинства Церкви реально приближают человека к Богу и очищают в нем образ Божий. Но при этом и от человека требуется терпеливое несение своего креста, соблюдение заповедей, жертва, милостыня, пост, молитва, вера, надежда и любовь.

Таким образом, согласно Православной Традиции, единственный путь, который может привести человека к обожению и преображение – это путь христианского подвига: соблюдение заповедей, приобретение евангельских добродетелей, соединение со Христом в различных Церковных Таинствах.

Работа публикуется в сокращении.

Говорят, что если хозяин любит свою собаку, то через какое-то время они становятся похожи друг на друга. Так происходит и с нашим домом. Если квартира гармонирует со своим владельцем, то становится для него лучшим местом на Земле и отражает его как личность. Дома мы отдыхаем, набираемся сил, встречаемся с друзьями, общаемся с семьей и занимаемся любовью. Поэтому важно создать вокруг себя уютное и красивое пространство, подходящее именно вам.

В книге Стиль вы найдете море картинок, которые можно просто скопировать, и тысячи приемов оформления интерьера от стилиста Эмили Хендерсон. Вот десять из них.

1. Найдите свой стиль

Оглядите свою квартиру. Насколько она соответствует вашим вкусам и предпочтениям? Что она говорит о вашем характере, хобби, работе? Что увидят ваши гости и что запомнят те, кто сюда приходил? Возможно, вам пора поискать собственный стиль. Модерн или классика, ретро или хиппи? Один из способов разобраться в том, к чему вас больше тянет, заглянуть в шкаф. Каких вещей у вас больше? Строгих костюмов или рваных джинс и толстовок? Длинных платьев с кружевами или рубашек-унисекс? Ваши любимые вещи могут много о вас рассказать. Выбрав один или несколько приоритетных стилей, можно приступать к декорированию дома.

Один диван – четыре стиля Пресс-служба

2. Не покупайте лишнего

Не торопитесь оформить квартиру в определенном стиле, купив в магазине все статуэтки и шкатулки. В первую очередь дома должно быть комфортно, а избыток «стильных» вещиц негативно скажется на уюте. Берите только те предметы, без которых вы не представляете себе интерьер. В обратном случае, не расстраивайтесь: вы найдете другие сокровища.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

3. Избавиться от лишнего

Чтобы освежить дом и найти в нем место для вдохновения, бывает достаточно серьезной ревизии. Представьте, что вы переезжаете в другую страну, что вы возьмете с собой, а от чего давно пора избавиться? Продайте, выбросите или сдайте на переработку все, о чем вы не вспомните через две недели. Конечно, у каждого из нас есть памятные вещицы, которые жалко выбросить. Это даже плюс: каждому дому нужна история, пусть эти предметы займут почетное место. Главное – очистите от хлама полки, столы и шкафы.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

4. Работайте с тем, что уже есть

Вы удивитесь, но вероятно, что у вас уже есть все, что нужно для идеального интерьера. Составьте все красивые и интересные вещицы на пол или на стол, чтобы видеть их одновременно. Затем разделите на группы по цвету или стилю. Это поможет создать несколько симпатичных зон в вашей квартире. И не зацикливайтесь на том, что кухонные принадлежности должны быть только на кухне. Красивую посуду, например подставку для торта, можно использовать как основу для композиции на журнальном столике. В симпатичных коробочках можно хранить аксессуары, скульптуры отлично смотрятся на книжных полках, а подносы пригодятся в качестве подставки для разных мелочей.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

5. Сделайте виньетки

Виньетка – это небольшая группа предметов или мебели, которая отражает индивидуальность хозяина квартиры. Включите любимую музыку и начните украшать один угол. Не зацикливайтесь на деталях и не пытайтесь сделать все идеально. Пусть ваша виньетка выглядит гармонично и естественно.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

Уберите все вещи с поверхности, которую хотите преобразить – и творите. Играйте с размерами, контрастами и текстурами.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

6. Дерево в интерьере

Сочетание разных оттенков дерева не всегда ошибка дизайне. Мы живем в среде, которая не отличается однообразием. Не бойтесь сочетать разную мебель и предметы из дерева, купленные в разное время. Если начать с белых шкафов, яркого освещения и минимума вещей, то разные оттенки дерева будут выглядеть свежо и современно. Только не надо глянца и имитаций дерева.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

Кстати, великолепным украшением комнаты могут стать ветки. Их можно найти во время прогулки по лесу или купить за небольшие деньги. Такой декор производит колоссальное впечатление. Выбирайте ветки с более скульптурной формой: чем более естественной будет их форма, тем лучше.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

7. Декорируем кухню

Не любите готовить? Возможно, у вас просто не подходящая атмосфера на кухне. Она не должна быть только функциональной. Пространство, где вы проводите много времени, нельзя обделять стилем и красотой. Поставьте на плиту эмалированные кастрюли любимых цветов, они добавят ярких пятен в серые будни. Используйте керамические емкости для фруктов. Положите около раковины и плиты ковер с орнаментом, а под него – гелевый коврик, чтобы сделать его еще мягче. Развесьте разделочные доски в разных оттенках дерева, кухонные полотенца в любимой цветовой гамме. Пусть все будет под рукой.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

8. Настенная галерея

Подберите картины или фотографии, которые хотите развесить. Разнообразие размеров и форматов приветствуется. Выберете для них подходящее место на стене, определите композиционный центр (вероятнее всего, это будет самая большая рамка). Только не размещайте его в середине будущей галереи. После этого развесьте остальные картины, чередуя большие и маленькие. Следите за балансом цветов.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

9. Прячем телевизор

Огромный черный прямоугольник вытягивает из комнаты всю энергию. Попробуйте сместить фокус, включив экран в настенную галерею. Развесьте картины там, где висит телевизор. Черные рамки в этом случае будут смотреться даже лучше.

Еще один вариант – окружить телевизор полками, оформленными разными предметами и произведениями искусства. Можно наклеить на стену с телевизором темные обои: так он станет почти незаметным. Но в этом случае стоит поиграть с контрастом и на фоне темной стены поставить светлую мебель и предметы.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

10. Уют с порога

После тяжелого трудового дня, долгой дороги за рулем или на общественном транспорте так приятно наконец-то вернуться домой. Позаботьтесь о том, чтобы вас и вашу семью уже в прихожей ждали маленькие радости.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

Если место позволяет, поставьте цветы, они поднимают настроение. Бросьте мягкий ковер у порога, чтобы сняв обувь, ваши ноги тонули в плюшевом ворсе. Поставьте скамейку или стул, чтобы было удобно бросить вещи у порога и присесть, развязывая шнурки. Не бойтесь заявить о себе гостям, только вошедшим в квартиру: разместите в прихожей что-то яркое и позитивное. Повесьте необычную люстру и настройте приятное глазу освещение.

Как преобразить свою квартиру Пресс-служба

Менять обстановку в доме вовсе не требует невероятных сил и огромных денежных вложений. Всего лишь несколько штрихов и перестановка мебели отделяют вас от пространства. Импровизируйте и пробуйте что-то новое, вы никогда об этом не пожалеете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *