Духовные проблемы

Духовные проблемы современной действительности

(17 голосов: 4.5 из 5)

Александр Ранне, протоиерей (Великий Новгород)

Духовная жизнь есть стремление к совершенству. С нашей точки зрения, это самое точное определение данного феномена. Проблема, правда, заключается в том, что представление об этом совершенстве может быть различным не только у представителей разных народов и культур, но и даже у членов одной семьи. В этом, собственно говоря, заключается и трудность вечно неразрешимых противоречий у отцов и детей.

Что есть истина, красота, какова природа добра – эти основополагающие вопросы всяким человеком решаются по-своему. И всё же каждый из нас, как мне кажется, имеет некоторую, может быть, очень глубоко запрятанную интуицию, что содержание этих понятий должно быть всё же абсолютно объективно, иначе невозможно было бы никакое совместное сосуществование людей.

Невозможны объединяющие человечество высокодуховные цели, невозможно согласное восхищение от восприятия окружающего нас сотворённого Богом мира, невозможен общий уклад жизни, позволяющий человеку больше времени заниматься творчеством, чем уничтожением себе подобных в завоевании жизненного пространства. На самом деле субъективное восприятие действительности саму эту действительность менее объективной сделать не может. И задача человека в деле самосовершенствования заключается в том, чтобы восприятие окружающей его действительности было, по возможности, наиболее приближенным к её объективному значению.

Но что же мы считаем действительностью нашей жизни? Например, тот же самый религиозный феномен, т. е. ощущение и осмысление собственной зависимости от Высшего, человек должен включать в изучаемую им действительность или считать некоторой ни на чём не основанной (или основанной на вторичных причинах) фантазмой?

Но как бы мы к данному феномену не относились, нельзя не согласиться с тем, что религиозные поиски человечества были всегда и остаются поныне трудно переоценимым фактором изменения исторической действительности. Не зря Спиноза считал, что идея Бога есть единственная идея в душе, способная «образовать всепоглощающий аффект».

Конечно, под интеллектуальной любовью к Богу Спиноза понимал всего лишь познавательную страсть, стремление в полной мере проникнуть во все тайны природы, но Природа у него мыслится с большой буквы. Это дало право Эйнштейну, когда один журналист по телеграфу спросил его, верит ли он в Бога, ответить: «Я верю в Бога Спинозы!» Однако этот бог, о котором с таким пафосом поведал журналисту Альберт Эйнштейн, был известен человечеству задолго до Спинозы. Это же разлитый во вселенной логос римских стоиков. Или, если пойти дальше в историю, живое тело божества, со страхом и трепетом воспринимаемое мифической ментальностью древних. Отсюда и представление о свободе как о познанной необходимости, вырванное из контекста у Гегеля, но, в принципе, коренящееся в стоицизме, например, в краткой формуле Сенеки: «Одних судьба влечёт, других тащит».

Как бы там ни было, непреложным фактом остаётся утверждение, что эту свою зависимость от Высшего Смысла (в процессе разворачивания которого рождается и умирает человек) человечество всегда осознавало и облекало в различные формы.

Если мы думаем, что гармония есть случайное порождение хаоса, то зависимость от этого разворачивающегося смысла никак не может оправдать этой самой «веры с преклонением главы» в «бога Спинозы», потому что эта гармония есть лишь часть хаоса в него возвращающаяся, и этот смысл, пред которым готов преклониться человек, оказывается, в конце концов, бессмыслицей.
Представить себе абсолютный хаос, случайно превратившийся в абсолютную гармонию, значит всё же признать, что абсолютного хаоса просто не существует, что в бесконечном пространстве вселенной существуют (кем-то изначально заложены) какие-то гармонизирующие хаос механизмы.

Допустим всё же, что из абсолютного хаоса случайно формируется абсолютная гармония. Но тогда ей придётся всё же присвоить категорию божественности.

Получается некоторый парадокс: абсолют, ограниченный своим происхождением, не есть абсолют. Если же мы признаём случайность этого вселенского смысла и его последующего неизбежного возвращения в бессмыслицу хаоса, что, как нам представляется, с точки зрения логики более вероятно, то вести какой-либо разговор о духовности, о стремлении к совершенству, мягко говоря, представляется делом затруднительным.

Т. е. возможен только лишь разговор о стремлении к совершенству в рамках общей заинтересованности конкретной группы людей, которая это представление сумела выработать. Нельзя не заметить, что единственным стимулом развития будет сохранение данной общности, а единственным механизмом агрессивность, основанная на инстинкте самосохранения.
Таким образом, духовное развитие человечества, которое является историческим фактом, с этой точки зрения оказывается похожим на рассказ Мюнхгаузена о том, как он вытащил себя из болота за волосы. Агрессивность, конечно, является могучим двигателем науки (гонка вооружений), экономики, в связи с необходимостью расширения жизненного пространства и его защиты, но она никак не связана с развитием духовно-нравственным.

Здесь действуют совсем другие законы, часто противоположные утилитарным интересам, не выводимые из задачи выживания и не сводимые к ней. И это касается не только личных интересов индивидуума, но и интересов социума. Агрессивность есть психофизический феномен. Как известно, в основе его лежит тот или иной конфликт, осознаваемый или бессознательный, результатом которого является активное проявление человеком недовольства существующей действительностью.
Для верующего христианина эти пугающие движения психобиологической энергии являются результатом отпадения человека от Бога, впадение в оголённую природу животного мира. Не лишне вспомнить, что первый рассказ Библии, после истории грехопадения первых людей, это рассказ о почти не мотивированной животной агрессии против собственного брата.
По мнению известного современного исследователя этого феномена Конрада Лоренца, «…накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знают друг друга члены данной группы, чем больше они друг друга понимают и любят» (Лоренц К. Агрессия. М., 1994. С. 62). Уровень агрессивности людей современного общества недопустимо высок. Причём, человек, отягощённый этой энергией, прежде всего, страдает от неё сам. Это выражается в крайней раздражительности, нетерпеливости и нетерпимости.

Подавляющее число людей фактически являются рабами собственной агрессивности, проявляющейся на фоне неосознаваемого страха. Никотин, алкоголь, наркотики (по мнению специалистов) зачастую являются средством временного и частичного понижения агрессивности, а в сущности, есть та же самая агрессивность, только направленная на самого себя. Самоубийство, растянутое во времени. Чувство незащищённости и неполноценности рождает в человеке страх, который, в свою очередь, заставляет его принимать угрожающую позу. И ничто, собственно, от этого страха человека освободить не может, потому что он живет в подавляющем его и враждебном ему мире борющихся за жизненное пространство людей. Естественно накопленный таким образом уровень агрессивности стимулируется, кроме того, современной бездуховной культурой.

Дело даже не в том, что перед глазами современного человека, привязанного «цепями» к телевизионному экрану, за один день проходит немыслимое количество сцен насилия. Агрессивность проповедуется везде. Все известные нам идеологии связаны с проповедью насилия. Коммунизм это насилие, возведённое в рамки мирового масштаба, нацизм насилие, капитализм также насилие, потому что агрессивность возводится в сам принцип жизни.

Сексуальность, на проповеди которой сегодня так много зарабатывают, именно сексуальность, а не любовь, связана с агрессией по своему существу. Конечно, агрессивность может быть канализирована, как сегодня говорят, на благие дела. Скажем, в художественное творчество, научно-техническое творчество, в бизнес в рамках закона.

Она может быть направлена даже на дело скорейшего выздоровления больного, но агрессивность, приобретающая адресную враждебную направленность, даже в самом благородном деле только увеличивает её новый суммарный потенциал. Духовная неблагополучность современного человека имеет свои очень глубокие корни. С точки зрения православного верующего христианина причина этой ситуации кроется в отрыве человека от своего духовного источника. Возвращение к Богу это нелёгкий путь, совершаемый с помощью Благодати Святого Духа, который не случайно называется Христом Утешителем.
И этот Дух посылается от Отца именно Христом, потому что Он есть видимое невидимого Бога и присутствует в душе верующего не только как «объединяющий символ» (по терминологии К.Юнга), но, прежде всего, как реальность, принимающая участие в жизни внутреннего человека.
Если для К.Юнга религиозный символ, имманентный душе, имеет огромное значение и является конкретным разрешителем множества внутренних трагизмов человека, то для верующего этого совершенно недостаточно, потому что религиозные переживания имеют только тогда определяющее значение на жизнь личности, когда они принимаются всерьёз. «Внушение, писал известный русский религиозный философ Б.Вышеславцев, полученное от «фантазмы», от имманентного символа, от «меня самого», не есть религиозное внушение.

Религия покоится на аксиоме зависимости от Абсолютного Существа, на усмотрении себя как относительного, конечного и тварного существа (феноменологический анализ Декарта). Если нет этой зависимости нет религии». (Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 80). Явленность Бога во Христе имеет определяющее значение, так как абстрактная идея, вне связи с конкретной личностью имеет на человека сравнительно небольшое влияние.

Но идея, исходящая от авторитетного лица, приобретает огромное значение на общественную жизнь. Правда, одно дело образ вождя мировой революции, имеющий агрессивную направленность и относительную, в контексте материалистического мировоззрения, значимость, и образ Христа, присутствующий в душе верующего человека как разрешитель всех его внутренних трагизмов.
Если говорить языком З.Фрейда, то задачу духовного совершенствования личности можно было бы определить как сублимацию агрессивности в творческую активность. А, если говорить богословским языком, то целью саморазвивающейся личности будет обожение, т. е. прояснение в человеке того образа (или, если говорить языком философии Платона, идеи), по которому он был изначально создан. А это Образ Божий, явленный во Христе, ибо сказано: «Видевший Меня видел Отца». (Ин. 14:9). Православная Церковь в отличие, скажем, от Л.Толстого считает важным здесь не просто привитие человеку нравственных норм, декларируемых Христом в Нагорной проповеди, и даже не просто Его Евангельский образ, а именно образ Благодатный, дающий право пользоваться некоторой духовной силой для личностного становления. Потому и совершенно невозможно, скажем, сравнивать нормы христианской морали с нормами коммунистической морали.
Здесь, какими бы они ни были совершенными, но они остаются нормами, законом, который (по мысли апостола Павла) никого не спасает. Закон повелевает, принуждает, обвиняет, но по существу своему никогда никого не лечит и не спасает. Кроме того, стоит вспомнить, что коммунистическая мораль считает возможным применение этих самых норм только после того, когда уже совершится мировая революция, и на земле установится всеобщая гармония.
А до этого напряжённая борьба, стимулирование агрессии в себе и в других. Современник А.С.Пушкина преподобный Серафим Саровский учил совсем другому: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Казалось бы сегодня нас никто не призывает к войнам и революциям, но мир вокруг нас становится всё более враждебным, а человек чувствует себя всё более незащищённым.
Возникающее в человеке на основе этой негативной реальности чувство страха и порождает, как мы уже говорили, повышенную агрессивность, стремление защищаться, завоёвывать новое жизненное пространство. Это стремление постепенно переходит за границы отдельных индивидуумов и захватывает общественное сознание. Начинается жёсткая конкуренция в экономике и политике, которая рано или поздно выливается в кровопролитные классовые, расовые и религиозные конфликты.

Сегодня такие конфликты рискуют перерасти в общемировую катастрофу. Мир постоянно как бы балансирует над пропастью, что порождает всё новые страхи и всё новые приливы агрессивности. Церковь всегда напоминала и продолжает напоминать в своей богослужебной традиции евангельские слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим». (Мф. 11:28,29).

В памяти человека, хоть немного знакомого с историей последних двух тысячелетий, моментально возникают обвинения христиан в религиозных войнах, инквизиции, внутренних раздорах между церквями. Да и просто наблюдение за жизнью отдельных христиан иногда не позволяет признать их успешно сублимировавшими свой страх и рождающуюся из него агрессивность в благожелательность человека, примирившего свою совесть с Богом и ближними.
Но Церковь называет себя собранием святых только в эсхатологической перспективе. Правда, она связана с конкретной действительностью единством жизни, но сама по себе наша реальность несёт в себе все атрибуты несовершенства, свойственные развивающемуся организму. Победа Христа уже совершилась, но в Церкви, уже здесь на земле, в окружении этой жестокой действительности, человек начинает учиться жить по новым духовным законам.

Правильность данного пути свидетельствуется здесь не только примерами успешных сублимаций, которыми наполнен православный календарь, но и высотой развития той культуры, развитие которой христианство стимулировало. Нельзя не заметить, что вне рамок этой культуры современная цивилизация приобретает бесчеловечный образ или муравейника, или бездушного механизма, жестоко эксплуатирующего как биологическую, так и духовную жизнь человека.
Создавая высокую культуру духовной жизни, христианство обращается к человеку с призывом обратить внимание на смысл своего существования, на неустроенность своей души и постараться сформировать её по образу Христа, используя опыт двухтысячелетней традиции, бережно сохраняемой Православной Церковью. Как правильно отмечал в своей статье «Спасение и творчество» замечательный русский религиозный философ К.Бердяев: «Судебное понимание христианства, создающее настоящий духовный террор, есть суровый метод, которым воспитывало христианство народы, полные кровавых инстинктов, жестоких и варварских. Но этому пониманию противостоит более глубокое понимание христианства, как откровения любви и свободы». Вопрос о соотношении этих двух пониманий христианства не решён однозначно до сих пор. Основная проблема заключается в том, лечится ли варварство милосердием или сначала человек должен научиться справедливости.

Вероятнее всего, каждому уровню духовно-нравственного развития общества должен соответствовать необходимый уровень сочетания справедливости и милосердия. Но истинное творчество возможно лишь для свободного человека, не отягчённого необходимостью каждодневного выживания. Культура эллинизма создавалась свободными людьми, русская культура XIX века свободной частью общества, само же христианство создавало европейскую культуру вопреки этому закону.

Именно христианство из богословских рассуждений о Боге вывело понимание человека как личности, созданной по образу Божию и в Нём укоренённой. И именно христианство заявило, что истинная свобода есть не возможность чего угодно, а способность человека реализовать свою собственную предназначенность, ради этого сохраняя себя от сбивающих влияний извне, даже со стороны своей собственной природы.

Возможность такой самореализации коренится в способности к бытию из глубинной интуиции истинной Красоты и Правды, воплощённой во Христе. Внутри себя человек должен найти точку опоры для своих стремлений и, если секулярный гуманизм предлагает опереться на собственную самость, формируемую страстями общественных противоречий и безграничной эксплуатацией сексуального инстинкта, то гуманизм христианский приводит к встрече со Христом. «Человек мера всех вещей» утверждала древнегреческая философия. Но самый христианский из русских писателей XIX века Ф.М.Достоевский считал, что Христос есть мера всех вещей, » Нравственный образец и идеал есть у меня один, Христос. Спрашиваю, сжег ли бы Он еретиков – нет. Ну так значит сжигание еретиков есть поступок безнравственный». (Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Цит. по: Захаров В.Н. Парадокс на парадоксе // Север. 2001. № 12). Как часто в истории человек пытался написать Христа, исходя из собственного интереса, собственной ближайшей выгоды.
Но Христос вовеки один и тот же, и хранительницей его неповреждённого образа является Православная Церковь. Как бы ни был высок по своему положению и авторитету оратор, если его взгляд на Христа не соответствует полному контексту, сохраняемому в Священном Писании, в святоотеческомбогословии, в высших откровениях произрастающей из этого благодатного корня христианской культуры, он ничто, потому что Церковь его взгляды отринет или постепенно от них очистится через их осмысление.

Россия несёт в себе «драгоценность, которой нет нигде больше, – Православие, писал в своём Дневнике Ф.М.Достоевский, что она хранительница Христовой истины, но уже истинной истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах». Явить миру неповреждённый образ Христа (с точки зрения нашего гениального писателя) есть историческое предназначение России. Если народ не выполняет своего предназначения, он исчезает, вымарывается из страниц «Книги жизни».

Когда сегодня вглядываешься в нашу действительность, то кажется, что мы этот образ потеряли навсегда. В этом смысле нельзя не вспомнить мудрые слова Л.П. Карсавина, что, «если русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему». (Карсавина Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922). Мы сегодня, кажется, как никогда близки к этой цели.

Запад, предвидя духовный вакуум в России, после крушения коммунистической идеологии попытался и ещё и сейчас пытается заполнить его лицемерными благодеяниями множества разнообразных сектантских проповедников из США, Японии и Европы и иноконфессиональным прозелитизмом. Благодеяния были приняты, проповедь, в общем и целом, отвергнута. И в эту внутреннюю пустоту, в этот духовный вакуум мощным потоком устремилось самое пошлое и циничное из того, что есть в западном образе жизни.

Западу, конечно же, интересно было бы поставить над Россией ещё один эксперимент на тему о возможной самоорганизации общества на путях чистого либерализма, но у России на него уже нет ни сил, ни времени. России сегодня нужны христианские школы, нужен интерес к собственной духовной культуре. Русский народ нужно заново учить читать книги, чтобы он опять научился читать и думать над теми нравственными ценностями, которые до конца нашим народом так и не были никогда домыслены.

Нельзя больше слепо следовать по путям западноевропейского мышления. Там своя ментальность и свой исторический опыт. Беда русского народа прежде всего заключалась в том, что христианское просвещение, по многим причинам, по-настоящему началось в нашей стране только в конце ХIХ века. Бытовое христианство в душах многих людей легко рухнуло с изменением этого самого быта.

Хотя, с другой стороны, нельзя забывать, что после «пятилетки безбожия» и жесточайшего террора 19371938 годов 2/3 деревенского и 1/3 городского в Сталинской переписи населения заявили себя верующими. А это в то время было исповедничеством. Русской деревни сегодня больше нет, а в остальном статистика эта, в той или иной степени, верна и сегодня. Нагорная проповедь Христа начинается парадоксальными словами: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». (Мф. 4,3.). Нищие духом это те, кто стоят на паперти перед храмом и просят, но не денег, не материальных благ, а правды, милости, святости, мира. В этом и заключается то истинное смирение, которому нас учит Православная Церковь.

Сознание своего недостоинства и мучительный поиск истинного совершенства, который только и может дать человеку право на технологический прогресс во имя человека способного нравственно управлять своими достижениями, только это может сделать наш хрупкий мир более или менее безопасным. «Когда я смиряюсь перед волей Божией, когда я побеждаю в себе рабий бунт самости, я иду от свободы и иду к свободе», писал К. Бердяев.

Речь должна идти не об упадочном смирении, а о смирении в творческом созидании жизни. И ярким примером этого является светлый, ничем не замутнённый евангельский образ Христа. Ибо это Бог, уничиживший себя из любви к падшему человечеству. Ради того, чтобы спасти уничтожающего себя из страха перед самим собой человека. Если мы опять заменим Его Великим инквизитором это катастрофа. Таким образом, вопрос заключается в том, как достучаться до сердца свободного современного человека.

С нашей точки зрения, это проблема, которую должна решать не только Церковь, но и общество.

Человек – это тело и его душа. Если тело можно пощупать, увидеть, даже ощутить, то с душой все намного сложнее. Некоторые люди могут не верить в наличие душевной составляющей в человеке. Однако почему тогда все люди разные? Почему их психические процессы отличаются? Если говорить о духовности человека, то каждый приведет свое понятие. Это и составляет главную проблему духовности, которую еще нужно развивать.

Как у некоторых людей возникает вопрос, что такое любовь, после чего каждый говорит свое мнение и определение данного чувства, то же самое происходит с духовностью. С одной стороны все читатели интернет-журнала psytheater.com понимают и чувствуют свою духовность. С другой стороны, каждый сам понимает данное явление.

Под духовностью можно понимать особенный внутренний мир человека, который состоит из:

  1. Жизненного опыта.
  2. Мировоззрения, взглядов на жизнь и самого себя.
  3. Черт характера, их совокупности и изменчивости.
  4. Веры, духовных и моральных ценностей.
  5. Желаний и целей на жизнь.

Нередко духовность ассоциируют с Богом. Однако не все люди верят в Бога. Можно сказать, что Бог – это родитель для взрослых людей, поскольку маленькие дети всегда контролируются мамами и папами. Чтобы за взрослыми людьми велся контроль, нужно было придумать некое существо, которое вездесуще и всемогуще, поэтому его нужно бояться тем, кто нарушает правила и духовные ценности.

«Бог накажет!» — говорят люди. На самом деле Бог не может наказать. Человек сам себя наказывает, а Богу ничего не остается делать, как только наблюдать за этим.

«Подобное притягивает подобное», но ведь не просто так, не магически. Что человек делает, его поступки, мысли возвращаются к нему же. Может, он сам провоцирует людей на определенные негативные поступки? Может, сам человек притягивает (то есть делает так), чтобы с ним происходили конкретные события, а не другие? Однако есть люди, совершающие плохие поступки, но живущие при этом счастливо! Как понимать этот закон?

Возможно, такое происходит потому, что люди не считают свои поступки плохими. Они не поддают себя морали и самобичеванию. Они как бы лишены совести, ведь это надуманное качество. Совести в природе не существует, ее прививают всем людям, чтобы было легко ими управлять. Люди просто делают что-то, зная о последствиях, к которым это приведет, и получают желаемое. Они не считают свои поступки плохими или хорошими, а просто хладнокровно, трезво, зная законы природы, берут свое, то, что хотят иметь. Не наказывая потом себя за произошедшее, они считают свои поступки правильными, из-за чего потом не совершают таких поступков, которые спровоцируют ситуации, когда они должны будут наказаны. Человек сам себя не наказывает тем, что сам не ищет тех, кто его накажет, и не создает ситуаций, которые принесут ему боль.

Не считайте свои поступки плохими! Берите свое, руководствуясь законами достижения того, чего вы хотите! Верьте, что вы достойны лучшего, даже когда совершаете аморальный поступок. Ведь на самом деле мораль – это придуманные людьми правила, которые заставляют людей не совершать определенных поступков.

Хладнокровно берите свое и верьте, что достойны того, чего хотите. Страх, эмоции и мораль отбросьте. Они придуманы для неудачников, чтобы каждый раз тормозить людей на пути к их целям. Устраните то, что заложено в вас обществом (комплексы, мораль, страхи, эмоции, нормы поведения и приличия и т. д.). Смотрите на мир трезво! Познавайте законы, чтобы видеть, какие поступки и слова приводят к тем или иным последствиям.

Бог накажет? На самом деле Бог не наказывает, потому что за него эту работу выполняет сам человек. Как именно? Тем, что считает свои поступи неправильными, отчего начинает искать тех людей, которые будут его осуждать, или создавать те ситуации, когда ему будет больно. Человек сам себе устраивает ад. А счастливо и успешно живет лишь тот, кто познает законы природы, достигает желаемого нагло и смело, руководствуясь познаниями, и не наказывает сам себя, поскольку считает, что он достоин иметь то, что хочет, а значит, его поступки, которые привели его к желаемому успеху, являются правильными (даже если другим людям это не нравится).

Что такое духовность?

Духовность – это составляющая человека, которая является его определяющей сутью, при этом мало кто может дать четкое определение данному явлению. Духовность – это некое духовное составляющее человека, который делает его более разумным, возвышенным, совершенным. Духовность – это связь с Богом для тех лиц, которые верят в данное существо.

Каждый человек имеет свое определение духовности. Можно сказать, что духовность – это невидимый мир человека, который формируется под влиянием его ментальных, эмоциональных и психических процессов в течение жизни.

Говоря о духовности человека, имеются высокодуховные качества, которыми должен обладать человек. Каждый индивид должен развиваться в себе духовные качества, чтобы быть разумнее, возвышеннее и ближе к Богу.

Когда встает вопрос о том, ради кого совершенствоваться (ради себя или других людей), то у всех приверженцев свободы сразу возникает правильный ответ: «Ради себя». И действительно, вы проживаете свою жизнь, а значит, должны многое делать в угоду своим желаниям. Вас могут не понимать, не принимать, критиковать. Но если вы считаете, что все делаете правильно, поскольку сами себя одобряете в своих действиях, то чужое мнение для вас не имеет никакого значения. И это правильно! Вы живете ради себя, а не ради других людей.

И все же есть исключительные моменты, когда вам все-таки лучше подумать о желаниях других людей, а не только о себе. Например, отправляясь на собеседование, вам лучше одеться в строгий костюм, а собираясь на свидание с молодым мужчиной, лучше предпочесть легкое платье с декольте. В данном случае уже не важно, нравятся вам эти стили или нет. Вы должны учитывать желания других людей, а также место и время, куда вы собираетесь. Почему и зачем вам это нужно делать? В принципе все это делается снова ради вас самих: вы ведь хотите, чтобы вас приняли на работу или ваш мужчина вами заинтересовался? В таком случае вам необходимо подумать о желаниях других людей, которые будут вами заинтересовываться по мере того, как вы учитываете их мнение. Если вы придете в купальнике на собеседование или в бабушкином халате на свидание, то, скорее всего, это будет первый и последний раз, когда вы увидели этих людей. Почему? Потому что вы подумали только о своем удобстве, показав, что плюете на желания и мнение окружающих.

Таким образом, совершенствуйтесь не для того, чтобы у вас кто-то появился или что-то получилось. Работайте над собой ради самих себя, ради того, чтобы стать лучшими. Если вы занимаетесь созданием своего внешнего имиджа, хотите внутренне обладать определенными качествами, вести конкретный образ жизни, то в этом вам следует прислушиваться лишь к своим желаниям. Только вам решать, каким человеком быть, как себя вести, какой жизнью жить и т. д.

Но если вопрос заключается в том, чтобы понравиться кому-то, расположить к себе или вызвать одобрение, то в таком случае вам необходимо научиться совмещать свои интересы с чужими. Человек никогда не будет относиться к вам хорошо, если вы не будете учитывать его желания. Это не значит, что вы должны полностью забыть о своих принципах. Ни в коем случае этого нельзя делать. Но и отвергать чужое мнение тоже нельзя. Научитесь балансировать между своими и чужими желаниями, чтобы угождать себе и располагать к себе других людей.

Проблема духовности

У духовности есть множество проблем, которые приводят к тому, что современный человек не становится настолько развитым, как того хотелось бы.

  1. Первой проблемой духовности является отсутствие четкого понимания людьми, что это такое. Элементарными примерами становятся верующие люди, которые в большинстве своем являются очень жестокими и агрессивными по отношению к тем, кто не принадлежит к их религии, по сравнению с обычными представителями. Отсутствие четкого и разумного понимания того, что такое духовность, приводит к тому, что люди просто считают себя правыми и судьями окружающих только по факту их принадлежности к какой-то религии.
  2. Второй проблемой духовности является отсутствие нравственного понимания жизни и наличия ценностей. Если человек не понимает, какими ценностями он должен обладать, чтобы стать высокодуховным, тогда и развивать он в себе их не будет. Современный мир прогрессирует на технологическом уровне. Однако духовность не успевает становиться в умах людей. Поэтому многие люди затачиваются на успех и на желание обладать материальными вещами, забывая о своей духовной составляющей.

Духовность – это зачастую определенная религия, которая имеет жесткие рамки, условия и ограничения для тех, кто в нее начинает входить. Остальные люди кажутся противниками и врагами. Уже такая позиция делает людей недуховными, неразвитыми.

Развитие духовности личности

Развитие духовности личности предполагает взращивание в себе качеств, которые будут соответствовать моральным и нравственным устоям. Человек должен обладать определенными высокодуховными качествами, чтобы быть совершенным.

О саморазвитии говорится многое. Это хорошее стремление любого человека, поскольку данный процесс чаще всего воспринимается как некое забавное действие с положительными последствиями. Но, несмотря на такое слегка преувеличенное представление о саморазвитии, все же оно способствует личностному росту человека, если тот соблюдает все правила своего становления. Действительно, саморазвитие способствует росту в душевном, психологическом и эмоциональном плане, что со временем имеет отображение в физическом и материальном мире. И кто же откажется от такого процесса, который повлечет за собой приятные изменения в жизни? Но почему-то не все саморазвиваются: одни боятся, другие топчутся на месте, третьи начинают, но не достигают конечного результата. Что мешает саморазвитию в таких случаях?

Существует три основных фактора, которые заставляют человека оставаться на месте, несмотря на желание расти:

1 – Ложное представление о саморазвитии.

Как уже писалось выше, многие люди представляют данный процесс как нечто увлекательное и забавное. И это действительно интересное занятие, поскольку открывает перед человеком множество новых возможностей и пространства для действий, о которых он ранее не знал или не мечтал. Но вместе с тем большинство из начинающих застревают буквально на первых этапах своего преображения. Почему? Потому что вначале это довольно сложный и неприятный процесс, требующий от человека ломаться, претерпевать кризис, бороться с самим собой. Именно разрушение привычных действий и мыслей приводит к «ломке», которую не каждый может перенести. А этот этап обязателен для того, чтобы расчистить место для новой привычки, новой идеи или действия. Прежде чем построить, нужно разрушить! И не все люди могут выстоять перед соблазном остановиться и вернуться обратно к привычному, комфортному и теплому, не всегда эффективному, но зато довольно знакомому.

2 – Меняетесь вы, но не мир вокруг вас.

Многие люди ждут необычных результатов по окончанию своего саморазвития: они надеются на то, что не только они, но и окружающие люди начнут меняться. Действительно, есть некая система, которая приводит в движение изменения в людях (особенно внутри семьи между мужем, женой и детьми), когда меняется один, меняются и все остальные. Однако этот процесс может происходить не одновременно и не постепенно, а с задержкой во времени. Поэтому если человек занимается саморазвитием в надежде на то, что сразу же начнут меняться и близкие ему люди, то он сталкивается с такой реальностью, где никто не меняется, даже он сам. Ведь как можно саморазвиваться не ради себя, а ради изменений других людей? Это уже чистой воды манипуляция, и в данном случае ни о каком развитии не может идти речи. Поэтому меняться нужно, потому что вы хотите что-то изменить в себе, а не в ожидании изменений окружающего мира.

3 – Обида на виноватых.

Саморазвитие не может происходить и в тех случаях, когда в сложившейся ситуации вы ищете виноватых. Если в своих бедах и неудачах, которые и вынуждают вас меняться, вы вините других людей, тогда никакого развития не может происходить. Почему? Если вы вините других, а значит, и обижаетесь, то снимаете с себя ответственность за происходящее. Вы подсознательно считаете себя невиноватыми, тогда зачем вам что-то менять? А если у вас нет четко обозначенных факторов, которые говорят вам, в чем вы ошибаетесь, тогда никакого саморазвития не произойдет. Пока вы не виноваты, вам и меняться не нужно, поскольку не берете на себя ответственность за происходящее!

Очевидно, что саморазвитие может не только приносить пользу, но и разочаровывать тех людей, которые не достигли тех результатов, которые они возлагали на этот процесс. И чья здесь вина? Конечно же, самого человека, который изначально выбрал не тот путь своего становления. А всем понятно, что неверный путь приведет только к неверному результату. Поэтому саморазвитие важно для любого человека, но прежде чем начать свой путь, необходимо правильно его обозначить.

Итог

Духовность присутствует в каждом человеке. И за ее развитие человек отвечает сам. Качества и развитые ценности влияют на человеческую жизнь в целом.

современная действительность

Смотреть что такое «современная действительность» в других словарях:

  • действительность — и, только ед., ж. Объективный мир во всем его многообразии; окружающая обстановка. Современная действительность. Действительность всегда дает некоторые основания к оптимизму. Но то, что вы рассказываете, бесспорно было в действительности… … Популярный словарь русского языка

  • действительность — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ1, и, ж Существование чего л. на самом деле; Син.: реальность, жизнь. Не всякая реальная действительность может стать художественной. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ2, и, ж Условия жизни общества, объективный мир во всем многообразии его связей … Толковый словарь русских существительных

  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория Д. употреблялась уже в антич. философии:… … Философская энциклопедия

  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, и, жен. 1. см. действительный. 2. Объективный мир во всём многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. Литература отражает д. Современная д. • В действительности так как есть, действительно, на самом деле.… … Толковый словарь Ожегова

  • Современная философия права (рефлексирующее учение права) — учение (философско юридическое направление), призванное охарактеризовать мировоззренческие основы права, первопричины его происхождения (бытия), сущность (природу, «дух» права), смысл и общесоциальное предназначение, общечеловеческую и… … Элементарные начала общей теории права

  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — в метафизическом смысле бытие того сущего (см. Сущее), к которому приложим предикат действительный , т. е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин действительность (Wirklichkeit) как перевод лат. слова actualitas ( действенность ) был… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • действительность — и; ж. 1. То, что существует на самом деле, реальное существование чего л.; реальность. 2. Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка. Русская д. Современная д. В действительности (на самом деле). * * * действительность см. Возможность … Энциклопедический словарь

  • действительность — I см. действительный II и; ж. 1) То, что существует на самом деле, реальное существование чего л.; реальность. 2) Объективные условия жизни людей, окружающая обстановка. Русская действи/тельность. Современная действи/тельность. В действительности … Словарь многих выражений

  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — основополагающие философские и богословские категории, обнаруживаемые уже в первых попытках познания Бога, мира и человека в культуре разных народов. Специальному анализу категории В. и д. были подвергнуты в античной философии. Лат. actus et… … Православная энциклопедия

  • Экономика (действительность) — Экономика наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования; само хозяйство, то есть совокупность всех средств … Википедия

Проблемы духовного развития общества

Создание сильного госу­дарства, действенность власти, проведение жизнеспособной полити­ки, опирающейся на созидательную энергию общества, невозможно без представлений об общих идеалах, целях и ценностях. Однако в 90-е годы положение и в этой сфере оставалось неблагополучным. Со­циологи констатируют глубокий социокультурный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, со­циальных и культурных ценностей; дестабилизацией социального по­ложения людей и общественных структур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

Во-первых, в утрате прежних, социалистического и коммунисти­ческого, идеалов, которые — при всех оговорках — формировали и картину мира советского человека. После 1991-го путь, пройденный страной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей. Вместе с тем идея «демократических реформ» по западному образцу показала не­способность выступать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических преобразований многим не позволили ощутить преимущества ради­кальной смены общественного строя. Негативное влияние на созна­ние оказывал и распад исторического Российского государства, фак­тическая утрата страной статуса великой державы, чем ранее спра­ведливо гордились.

Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большой части об­щества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; при­туплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества. Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективиз­мом, со стремлением быть полезным обществу. В то же время выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направ­ленности. Размывалось представление о такой прежде фундаменталь­ной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отраже­ние в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шо­умену или даже проститутке. «Привлекательность» второй группы про­фессий была связана с видимой возможностью быстро и легко зара­батывать деньги, демонстрировать стандарты высокого уровня потреб­ления. Еще более в общественном сознании девальвировалась такая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со сто­роны советской партийно-государственной бюрократии не выдержи­вало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание представлений о социально допустимых нормах поведения. На практике это вело к вседозволенности, на фоне которой развивались различные формы преступности — от мелкого хулиганства и наркомании до организации криминальных сообществ и заказных убийств.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабочен­ность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский президент призвал активизировать поиск национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Определенное консолидирующее влияние в 90-е оказывало распространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинствую­щего атеизма во второй половине 80-х годов значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль Церкви. Утвердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в конституционных рамках светского государства. Ведущие политические партии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважитель­ное отношение к религии. Можно утверждать, что атеистический экс­тремизм прошлых лет преодолен, и российское общество постепенно восстанавливает историческую преемственность в духовно-религиоз­ной сфере. Принятие Закона «О свободе совести и религиозных объе­динениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности Церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных организаций увеличилась в 3,5 раза — с 4846 (1992) до 17 427 (2000).

В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Особенно интенсивно его повышение происходило в 1988-1992 гг. С середины 90-х годов тенденция роста уровня религиозности потеряла бы­лые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфесси­ям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — других конфессий, 12 верят «по-свое­му» и не считают себя приверженцами какой-либо конфессии. Уро­вень реальной религиозности оценивается по-разному, однако Церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации. За годы реформ кар­динально изменились их функции. Стали иными структура периоди­ческих изданий, их объем, содержание, политическая и информаци­онная направленность. В 1990—1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разовый тираж уменьшился со 166 до 104 млн. экземпляров, а — годовой в 5,4 раза. Для большин­ства семей выписка и покупка периодики стала недоступной. Крайне ограничено поступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-исследовательские институты и учреждения культуры. Анало­гичные изменения претерпело производство журнальной продукции.

Одновременно заметно выросла роль телевидения, в информаци­онное пространство которого включено практически все население России. В 90-е годы появились новые общероссийские каналы; сложи­лась сеть региональных телекомпаний; стал необычайно широким ди­апазон информационных и развлекательных передач.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда безболезненно. Право на свободу слова часто вступало в противоречие с правом на получение правдивой информации.

Художественное творчество в России

Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве и в сфере художе­ственного творчества. К числу наиболее зримых черт 90-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвра­щения художественных произведений, ранее недоступных или мало­доступных российским гражданам. Этому способствовало и бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее зап­рещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набоко­ва, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познако­миться с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Новые газеты и журналы рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного на­следия, возвращению утраченных в разные годы произведений отече­ственного искусства проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистичес­ких традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Ас­тафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Вме­сте с тем большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетичес­кое значение литературы. При этом авторы скептически относятся к возможности существования общественного идеала. В числе призна­ков этой «литературной» литературы называют: несущественность ме­ста действия, социальной принадлежности персонажей, афористич­ность текста произведения, отсутствие определенной идеи и прони­зывающую все произведение иронию.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на раз­витие российского кинематографа. Отсутствие государственной под­держки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1992 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 90-е годы на российском кинорынке доминировали за­падные ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры стол­кнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммер­циализация этого вида искусства оказала влияние, прежде всего, на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» осо­бенности 90-х годов нашли достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечественном же кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старшего, В. Хотиненко. В стра­не ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. В конце 90-х годов возродился Международный московский ки­нофестиваль. Бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающиеся, однако, большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой — 90-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культу­ры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом са­мой широкой аудитории.

Появилось в это десятилетие много ярких театральных постано­вок. Наряду с известными театральными коллективами создавались новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и но­вых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было при­суще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило незавершенность и противоречивость российских преобра­зований 90-х годов.

Источники и литература

1. Апокин И.А. Реформы в России. М., 2003.

2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2009. М., 2010.

3. Вертикаль никуда. Очерки политической истории России 1991-2008: Ю. А. Нисневич — Москва, Аспект Пресс, 2010 г.- 160 с.

4. Всемирная история в 24 томах. – Мн.: Литература, 1996–1997. (И другие издания).

5. Глазьев С. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.. Эксмо, 2008.

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времён до конца XX в. / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова– М.: Право и закон, 2001. (Или любое другое издание).

7. Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

8. Ельцин- Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М., 1994.

9. История внешней политики России. XX век / Под ред. Г.А. Санина. – М.: Международные отношения, 1999.

10. История государственного управления России. Учебник / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

11. История Отечества. XX век: Хрестоматия / Под общ. ред. О.А. Колобова. – Н.Новгород: Изд-во «Вектор ТиС», 1999.

12. История России с начала XIX века до начала XXI века: Учебник для вузов /Под ред. А.Н. Сахарова. Т.2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

13. История России с начала XIX до начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. Т. 2. М.: Институт Российской истории РАН, 2005.

14. История России. 1917—2004: Учеб. пособие для студентов вузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс, 2005.-816 с.

15. История России. IX–XX вв. Курс лекций / Под ред. В.В. Леванова. – М.: Просвещение, 2008.

16. История России. XX век/Отв. ред. В. П. Дмитренко. М, 1996.

17. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы /Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет», 2003.

18. История России: С начала XVIII века до конца XX века / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2006.

19. История современной России. 1917 – 2004 гг.: Курс лекций / Под ред. В.И. Белоуса. – Н.Новгород: ННГУ, 2007.

20. История современной России. 1985-1994 /Под ред. в.В. Журавлева. М., 1995

21. Калашников М. Гнев арка. М, 2009.

22. Калашников М. Оседлай молнию. М., Эксмо, 2009

23. Калашников М. Третий проект. Спецназ всевышнего. М., Эксмо, 2010.

24. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. От Великой Победы до наших дней. М., 2001.

25. Карр Э. История советской России. Кн. 2. М.: Политиздат, 1990

26. Лсичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии. М., Эксмо.

27. Мухин Ю.И. Афганский фронт СССР. Массово-политическое издание. — М.: Алгоритм, 2009. — Советский проект

28. Мухин Ю.И. Власть над властью. М.: Алгоритм, 2007. — Против всех

29. Мухин Ю.И. Главная антироссийская подлость. -М.: Яуза-пресс, 2010. — Исторические расследования

30. Мухин Ю.И. Диагноз власти. Массово-политическое издание. -М.: Алгоритм, 2009. — Политический бестселлер

31. Мухин Ю.И. Дуэль с нечистой силой. -М.: Алгоритм, 2007. — В борьбе с расовой ненавистью и ксенофобией

32. Мухин Ю.И. За державу обидно! -М.: Яуза, 2004

33. Мухин Ю.И. Катынский детектив. -М.: Светотон, 1995

34. Мухин Ю.И. Клон Ельцина, или Как разводят народы. Роман. -М.: Алгоритм, 2009. — Исторический триллер

35. Мухин Ю.И. Крестовый поход на Восток. -М.: Яуза, Эксмо, 2004. — Война и мы

36. Мухин Ю.И. Кто убивал американцев 11 сентября 2001 года. М.: Эксмо, Яуза, 2005

37. Мухин Ю.И. Россия — всадник без головы. -СПб.: Питер, 2011

38. Мухин Ю.И. Убийство Сталина и Берия: Научно историческое расследование. Научное издание. Издано в авторской редакции. Художник Рауль Еркимбаев. -М.: Крымский мост-9Д, 2002. — Реконструкция эпохи

39. Мухин Ю.И… Почему врут учебники истории. Авторы: Ю.И.Мухин, А.А.Шабалов. -М.: Алгоритм, 2008. — Загадка 1937 года

40. Мухин Ю.И… Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер? -Авторы: Ю.И.Мухин, М.Брюн. -М.: Алгоритм, 2008. — Исторический триллер

41. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2002.

42. Новейшая история Отечества. XX век. Учебник в 2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Высшая школа, 2006.

43. Новейшая история Отечества: XX век: В 2 т. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова.М., 2004.

44. Новейшая история России. 1914-2002/ Под ред. М. В. Ходякова. М., 2004.

45. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник./А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.– М.: Проспект, ООО «ТК Велби», 2006.

46. Отечественная история (1917-2001) /Отв. ред. И. М. Узнародов. М., 2002.

47. Отечественная история новейшего времени. 1985-2008: — Санкт-Петербург, РГГУ, 2009 г.- 880 с.

48. Паршев А. Почему Америка наступает. М., Пилигрим, 2005.

49. Перестройка: Двадцать лет спустя: — Санкт-Петербург, Русский путь, 2005 г.- 232 с.

50. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй поло­вины XX века. М.: Международные отношения, 2000.

51. Терещенко Ю. Я. История России XX — XXI вв. М., 2004.

52. Хрестоматия по истории России / Сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2006.

53. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 2006.

54. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995): Учеб. пособие для студентов ВУЗов / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996. Глава Ш. Док. 1-9, 11-16; Глава III. Док. 2-5, 7; Глава V. Док. 1-8.

55. Хрестоматия по отечественной истории / Под ред. А. Ф. Киселе­ва, Э. М. Щагина. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008.

56. Черемисина Т.П. Становление рыночных предприятий в экономике России// ЭКО. 2001. № 4. С. 164-181.

57. Шейнис В. Взлет и падение парламента: Переломные годы в российской политике (1985-1993). Т. 1. — М., 2005.

58. Щешинов Ю. А. История России. XX век. М., 1999.

Когда и почему перед россией встала проблема духовного развития?

промышленность

совершив рывок при петре i, промышленность продолжала развитие и в сложные годы эпохи дворцовых переворотов. владельцами большинства металлургических заводов были:

демидовы,

строгановы,

масловы.

появлялись и новые имена.

развивались и медеплавильные заводы, несмотря на кризис -х гг. также большой скачок получила текстильная и парусная промышленность. стоит отметить, что парусина из россии считалась качественной и приобреталась в большом объеме морскими державами европы. в этой отрасли промышленности постоянно появлялись новые центры производства – ярославль, калуга, вологда, особенно серпухов.

что касается труда в промышленности, то положение рабочих ухудшалось. работников вечно не хватало, а нанять было проблематично, поэтому с разрешения правительства владельцы заводов стали покупать крепостных, делая их посессионными крестьянами. отсюда невероятный размах эксплуатации, хотя теоретически посессионные крестьяне могли жаловаться в органы, ответственные за промышленностью. кроме того, резко выросло количество приписных государственных крестьян к . в основном их труд использовался в металлургии на урале.

дворянская промышленность, естественно, также использовала труд крепостных крестьян. в особенности это касалось винокурения, суконной промышленности.

замечание 1

таким образом, промышленность в российской империи была совершенно особенной: на капиталистической технологии развились рабские условия труда. медленное постепенное развитие капитализм получал через развивающиеся крестьянские промыслы

торговля

замечание 2

в торговле купцы оставались монополистами, т.к. обилие трудностей, эту отрасль , отпугивало дворянство.

крупные купцы, а также купцы средней руки занимались оптовой торговлей. в розничной торговле преобладала третья гильдия. екатерина ii внесла порядок в крестьянскую торговлю с возов, которая долгое время преследовалась государством.

в условиях огромных пространств российской империи товарные потоки были эстафетами, т.е. один товар доставлялся несколькими скупщиками – каждый свой отрезок пути. мало кто мог позволить себе потратиться на целое длинное путешествие с товаром.

основные категории товаров, которые перевозились по стране:

лен,

пенька,

зерно,

соль,

лес,

скот,

товары металлообработки.

товары текстильной промышленности в этом участвовали в значительно меньших масштабах.

импортные товары поступали в основном в санкт-петербург и в москву. ассортимент импорта был довольно разнообразен:

драгоценные металлы и камни,

галантерея,

алкоголь,

пряности,

сахар,

кофе,

табак,

ткани и меха,

фарфор,

и др.

из москвы товары расходились по центральному региону. особенно важную роль в реализации этих товаров играла знаменитая нижегородская макарьевская ярмарка, через которую они дальше расходились вглубь государства. импортная торговля хорошо шла в киеве, нежине, харькове.

Назовите примеры глобальных духовных проблем!!

Ответ:

Из существующих глобальных проблем довольно много относятся к духовным проблемам.

К пример, наркомания, насилие и организованная преступность, социальное неравенство, отношения общества к природе и самому себе, терроризм.

Объяснение:

Эти глобальные проблемы появились из-за непрекращающегося конфликта между цивилизациями, между религиозными конфессиями, между государствами.

Общество потеряло духовный стержень, если когда-то его имело. Человек чувствует себя одиноко, у него на душе пусто и потому он решает заполнить эту пустату наркотическими веществами. А это совсем плохая идея. Или человек становится сексуально распущенным, не берет на себя ответственность за это, из-за чего возникают инфекционные венерические заболевания, например, такие как СПИД, борьба с которым также является глобальной проблемой.

Сегодня идеологии ушли на второй план, и почти все государства прагматические. Однако, есть другая идеология – погоня за богатствами. Богатые стремятся стать еще богаче, и за счет бедных, и за счет источения природных ресурсов.

Только безнравственный человек позволит себе совершить насилие, и это касается не только военных действий, но и домашнего, бытового насилия, которое является глобальной проблемой, и о которой все привыкли молчать.

Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 — всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) — земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах) и устранение опасности «депопуляции» в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями выделения глобальных проблем является следующее:

  • 1. повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • 2. неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • 3. разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Данные проблемы, которые существовали прежде как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.

Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы — это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

  • 1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  • 2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  • 3. духовно-нравственный кризис человечества.

Интересно то, что при решении третьей проблемы первые две решаемы почти автоматически. Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями, порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

К проблемам такого рода относятся следующие:

  • 1. Предотвращение мировой войны с применением термоядерного оружия и других средств массового уничтожения, грозящих гибелью цивилизации. Это предполагает обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения, людских и материальных ресурсов, ликвидацию ядерного оружия и т.д.;
  • 2. Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;
  • 3. Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;
  • 4. Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;
  • 5. Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;
  • 6. Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.

Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества. Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Если говорить о проблемах современной русской культуры, то здесь можно выделить несколько, так сказать, «болевых точек». Во-первых, это тенденция социального расслоения между поколениями, что отражается на таких социокультурных основаниях как образ и стиль жизни, а также ценностные ориентации. Противоречия между поколениями (проблема «отцов и детей»), и, прежде всего на психологическом и идеологических уровнях, присуща всем обществам, независимо от территориального, социального и исторического факторов.

Вторая «болевая точка» современной отечественной культуры — разрыв между потенциалом влияния культуры на общество и реально существующей способностью масс для его освоения и использования в повседневном социокультурной практике. Динамизм современной жизни вызвали значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и культурным (искусственным) окружением. Это выражается в таких объективных показателях как количественном увеличении качественно разнообразных предметов, научных идей, художественных образов, образцов поведения и взаимодействуя. Кроме того, существенно расширились возможности выбора форм и места проведения досуга, отдыха, удовлетворения интеллектуальных и эстетических интересов.

Но эти возможности часто бывают не реализованы, и, прежде всего из-за постоянного удорожания всех видов услуг, в том числе культурного назначения — стоимость книг, билетов на концерты, в театры, кинотеатры, а иногда и на выставки произведений изобразительного искусства и т.д. Все это сужает, сокращает реальное потребление современных культурных ценностей.

Пути духовного возрождения России. Несмотря на все сложности и трудности наша отечественная культура функционирует, в целом не теряя своей идентичности. И возможностей для поиска и «маневров» культуры не так уж мало.

Взять хотя бы систему образования. Во все времена эта система была своего рода моделью общества. Сегодня она должна вернуть себе роль ускорителя, катализатора общественного развития, совершенствования и обогащения его культуры. Демократизация нашей системы образования ставит перед средней школой задачу — растить и выявлять таланты, поддерживать неординарно мыслящих учеников. Ведь именно такие личности не просто способствуют реализации различных сфер культуры, но творят ее.

Получила свежее дыхание система высшего образования — быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. В свою очередь, сегодня от специалистов требуется не только глубокие узкоспециальные знания, но и методологическая подготовка, знания не только точных, но и гуманитарных, и общественных наук, что делает деление высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое в известной мере условным, а узкую специализацию в ряде случаев — неприемлемой, особенно в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса. Широкое распространение в последние годы получают так называемое альтернативное образование и дистанционное обучение, возможное с использованием современных компьютеров, подключением к международным системам информации Internet.

Культура последних лет расширяется вширь. Обогащается спектр культурных начинания за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Стал богаче культурный обмен с другими странами, исчезает чувство культурной изоляции.

Духовная жизнь современного российского общества стала значительно богаче благодаря возвращению религии (ценностей религиозной культуры). Возвращение религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности психологической устойчивости перед лицом проблем, порождаемых современным этапом общественного развития, таких как отчуждение от природы, утратой связи с традициями, моральная деградация и т.д. Однако уровень религиозности, т.е. искренняя вера, довольно невысок, что отражает лишь внешнее и часто формальное признание религиозных ценностей.

20. Политический статус личности — положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны. Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод: правом избирать и быть избранными свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей. Он является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формаль­но лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики. Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, роли. Политические роли личности — политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе. Ее политическими ролями могут быть роли: рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики; человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации; гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации. профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни; политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека. Политическая социализация личности — процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль Этапы политической социализации: 1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения; 2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности; 3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики; 4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру. В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. 1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества. 2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации. Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание). Типы участия личности в политике: 1) бессознательное (поведение человека в толпе) 2) полусознательное (политиче­ский конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней. 3) сознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение
Политический статус личности – положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности.

Политическими ролями личности могут быть следующиими:

рядовой член общества, не оказывающий ни какого влияния на политику;
человек, состоящий в общественной организации или в движении;
гражданин, состоящий в выборном органе, который является активным членом политической организации;
профессиональный политик;
политический лидер.

Процесс освоения индивидом социально политических знаний норм, ценностей и навыков деятельности, в результате, которого он принимает на себя определенную политическую роль – политическая социализация личности.

Политическая социализация происходит как объективно, так и целенаправленно.

Типы участия личности в политике: бессознательное (поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм), сознательное (способность изменить свою роль и свое положение).

Назначение:

воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений;
передача новым поколениям политического опыта, воплощённого в нормах политической культуры;
приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний за счёт его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта.

Условия и факторы политической социализации:

Внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация).
Широкая социальная среда (общественное политическое сознание и организация общества).
Непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида).
Биогенетические и психологические особенности индивида.
Природно-географические условия.
Социальный статус (положение индивида).

Структуры, оказывающие влияние на политическую социализацию личности:

Органы государства — политическое образование в учебных заведениях, политические союзы, партии, общественные движения и организации.
Средства массовой информации — не ставят в качестве главной цели политическую социализацию индивида
Семья — имеет монополию на ребёнка в ранние годы жизни, прививает определённые нравственные качества, без которых не может существовать политическая жизнь.
Школа, сверстники — оказывают влияние через обучение, преподавание, неформальные связи.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 2291 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Проблема духовного развития современного российского общества

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Сегодня в нашей стране остро стоит проблема сохранения духовного, культурного наследия прошлого (в частности религиозного) и исторической памяти. В 30-е годы 20 века борьба с религией приняла характер стихийного бедствия, вылилась в массовое уничтожение церквей. Были снесены часть Китайгородской стены и Красные ворота, Храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве, Успенский собор в Ярославле, Троицкий кафедральный собор в Архангельске и другие. Но, несмотря на 70 лет забвения и преследования духовные ценности православия и других мировых религий сохранились в памяти народной, и нашли силы на возрождение их в наше время.

Накопленные российским обществом в XX в. социальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отметить ряд позитивных и негативных процессов, происходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитарного государства к демократическому сопровождается кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нормальное развитие культуры в России во многом оказалось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культуры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества потребителей художественной культуры. Значительная часть населения в силу отсутствия средств к существованию вынуждена отказываться от культурных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ведет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и усиления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими достижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе определенных вкусов, идей, связанных с культурой, носящей потребительский характер.

Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые зачастую оказываются не совместимыми с национальными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разрушению самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее продукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что на смену человеку разумному постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактически отсутствует правовая база, которая была бы призвана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент политики, в способ привлечения дополнительных голосов избирателей на разного рода выборах. Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование экологической культуры его членов.

Проблема экологии, бережного отношения к окружающей среде сегодня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать построению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *