Духовные школы

Духовная семинария – высшее учебное заведение, готовящее священнослужителей Православной Церкви.

Форма обучения – дневная и заочная.

Срок обучения – дневное 5 лет, заочное 6 лет.

Прием документов с 1 июля по 24 августа.

Поступающие в семинарию подвергаются приемным испытаниям:

  1. Основы Православного вероучения;
  2. Священная история Ветхого и Нового Завета;
  3. Изложение на церковно-историческую тему;
  4. История Церкви;
  5. Знание молитв и навыки чтения на церковнославянском языке;
  6. Собеседование.

Рекомендуемая литература:

  1. Закон Божий. Протоиер. Серафим Слободской;
  2. Закон Божий для всей семьи и школы, Закон Божий;
  3. О православной вере т.т. 1-4;
  4. Православный молитвослов.

От абитуриентов требуется осмысленное знание следующих молитв:

  1. Начальных: «Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе…”, «Царю Небесный…”, «Святый Боже…”, «Пресвятая Троица…”, «Отче Наш…», «Приидите поклонимся…”.
  2. Утренних: «От сна восстав…”, «Боже, очисти мя, грешнаго…”, «Ангелу Хранителю”.
    Вечерних: «Боже Вечный…”, «Вседержителю, Слово Отчее…”, «Благаго Царя Благая Мати…” , ‘ ‘Ангелу Хранителю”.
  3. Божией Матери: «Милосердия двери…”, «Богородице Дево, радуйся…”, «Достойно есть…”, «Взбранной Воеводе…”, «Не имамы иныя помощи…”.
  4. Символа Веры, молитвы святого Ефрема Сирина, Десяти Заповедей Божиих, Заповедей Блаженства, тропарей двунадесятым праздникам и своему святому, псалмов 50-ого и 90-ого.

Поступающие должны иметь навыки чтения на церковно-славянском языке.

Желающие поступить в духовную семинарию должны прислать копии следующих документов на электронную почту:

  1. Прошение на имя ректора о допуске к вступительным экзаменам. Скачать образец по ссылке.
  2. Рекомендацию приходского священника (для поступающих из других епархий – заверенную правящим архиереем).
  3. Анкету. Скачать образец по ссылке.
  4. Четыре фотографии (3×4).
  5. Автобиографию. Скачать бланк по ссылке. Правила заполнения доступны по ссылке.
  6. Свидетельство о рождении.
  7. Документ об образовании.
  8. Справку о составе семьи.
  9. Медицинскую справку (по форме, установленной Министерством здравоохранения).
  10. Справку от нарколога.
  11. Справку от психиатра.
  12. Свидетельство о крещении.
  13. Свидетельство о венчании – для находящихся в браке.
  14. Указы о хиротонии – для находящихся в сане.
  15. Паспорт.
  16. Военный билет или приписное удостоверение.
  17. Трудовую книжку (если имеется).

Адрес: 210026 г. Витебск, ул. Крылова д. 7, телефон:+375 212 67-31-59, 66-99-92
e-mail: vds-by@mail.ru

Почта для приема документов в 2020 году: office@vitds.by

(Сочинение о поездке в Екатеринбург) Зеленые ростки жизни. «…не зло победит зло, а только любовь».
Из письма Великой Княжны Ольги Николаевны,
написанного весной 1918 из Тобольска. «Храм на крови» — читаю я на магнитике, который висит у нас на холодильнике на кухне. А над словами – храм. «Пап, что это значит?», – спрашиваю я у папы. «Ах, доченька… Как тебе сказать… — папины глаза наполнились большой грустью, — в этих словах столько боли, столько страданий… Когда-нибудь ты сама узнаешь и, я думаю, сама многое поймешь…»

Этот случай произошел несколько лет назад, но я время от времени подходила к этому магнитику, разглядывала его, и сердце мое от чего-то наполнялось грустью. И вот недавно наш учитель объявил нам о том, что наш класс собирается ехать далеко, куда-то на Урал, за тысячи километров… Я сначала не особо обращала внимания на учителя, но неожиданно я услышала слова — Храм на крови. Наша Юлия Васильевна при этом называла еще много разных храмов, но эти самые слова заставили меня сразу принять решение – я обязательно поеду! И, видимо, было суждено тому случиться…

Собрались мы все утром у Собора Святой Татьяны и, взяв благословение у батюшки иерея Антония Ванюшкина , отправились в путь. Неожиданно на небе очень ярко засветило солнце, будто сам Боженька благословлял нас в дорогу. Сердце трепетало от непонятного волнения, казалось, будто что-то очень важное происходит!..
Дорога лежала через Казань, поэтому по пути мы заехали в чудесный остров-городок Свияжск, где все было как-то по-домашнему. Нам удалось побывать в двух колыбелях этого удивительного городка – Богородице-Успенском мужском и Ионно-Предтеческом монастырях. Прикладываясь к святым иконам и мощам, мы словно дотрагивались до чего-то сокровенного и таинственного. Прикоснувшись к этому святому месту и поблагодарив его, мы продолжили свой путь.
В Казани мы сели на поезд и ехали всю ночь, слушая во сне стук колес поезда и покачиваясь в своих постельках, словно в колыбели.
Ранним утром мы прибыли в Екатеринбург, где нас встретил экскурсионный автобус, на котором мы отправились за город — место, пропитанное мученической кровью и неиссякаемым страданием, Ганину Яму. Именно там были захоронены останки царской семьи. Позднее, на месте, где совершилось заметание следов чудовищного по своей сути преступления, был основан монастырь Ганина Яма (в честь Святых Царственных Страстотерпцев). По дороге туда экскурсовод вела страшный рассказ о том, как когда-то по этому самому пути везли тела царственных мучеников, и каждый год, здесь проходит Крестный ход.
Прибыв на место, мне стало как-то тревожно и очень больно. Сердце будто ныло от боли и страданий. Не находились слова. Только молчание. Безмолвное молчание…
Мы подошли к самой сердцевине монастыря — Памятному камню у шахты №7, на котором были высечены слова: «Вблизи сей шахты в июле 1918 года огнем и серною кислотою были уничтожены честные тела святых царственных мучеников и их верных слуг» и замерли. Наверное, каждый думал и пытался понять. Как???!!! Как можно было содеять такое? Сколько же нужно зла и ненависти человеку, чтобы такое сотворить??? Мне, видимо, НИКОГДА этого не понять!..
На территории монастыря прямо посреди вечнозеленого соснового бора нас приняли со всей своей красотой и любовью все семь рубленых храмов. Они, словно те семь душ, стоят, смотрят на нас и ждут. Ждут наших молитв: память о людях жива, пока о них возносится молитва Господу! Вот эти храмы: Главный храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев, Храм в честь праведного Иова Многострадального, Храм в честь преподобного Сергия Радонежского, Храм в честь иконы Божией Матери «Державная», Храм в честь преподобного Серафима Саровского, Храм в честь святителя Николая, Храм в честь Иверской иконы Божией Матери.
Мы только побывали в них и уже ощутили огромную духовную пищу. А каково пребывать здесь в молитве?! Смолистый запах стен, уютный полумрак, неспешное монашеское чтение и пение настраивают на особый духовный лад, и ты забываешь обо всем на свете, словно душой улетаешь ввысь!!!
Можно очень много расписывать и говорить про эти чудесные храмы, но мне хочется сказать о еще одной главной святыне, что находится в Царском храме – это Крест-мощевик, принадлежавший святым Царственным Страстотерпцам Он содержит частицы мощей 40 святых и частицу Животворящего Креста Господня. От него происходит много чудесных исцелений.
Все раннее утро мы провели в этом святом месте. Затем мы поехали в трапезную. Позавтракав, наш класс отправился в тот самый храм, что я разглядываю каждый день у нас на кухне – Храм-на-крови. Вот уж был прав мой папа, когда ответил мне, что невозможно описать, но нужно только понять сердцем и душой, почувствовать хоть капельку той боли, что чувствовали они тогда, царственные мученики! Только такое название можно дать этому великому храму! Здесь на месте Ипатьевского дома, в подвале которого была расстреляна царская семья, в 2000-2003 годах построили один их крупнейших православных храмов России — Храм-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Это пятикупольное здание с 14 колоколами и нижним уровнем с музейным комплексом. Два уровня храма символизируют следующее: нижний — подвал Ипатьевского дома, где расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, а также зрительный зал на 160 мест, верхний — негасимую лампаду, которая зажжена в память о трагических событиях. Возле храма стоит памятник семье императора — она спускается в подвал, из которого не суждено вернуться…
На сколько было интересно разглядывать все эти вещи, что находятся в музее храма. Особенно было сокровенно прикоснуться к роялю, на котором играла одна из дочерей царя. Наши ребята, кто ходит в музыкальную школу, поиграли нам на нем свои музыкальные этюды. Какое прекрасное звучание! Мы исполнили несколько песен, а наш концертмейстер Мария Владимировна аккомпанировала нам на этом рояле. Чувства непередаваемые посетили нас!.. Это выступление было особенным и тронуло зрителей до слез.
После музея мы посетили Ново-Тихвинский женский монастырь, в трапезной которого мы отобедали. К вечеру мы отправились в храм Симеона-чудотворца. Здесь мы прикоснулись к таинству святой воды — умылись ею, отпили, а также набрали в свои бутылочки, чтобы забрать с собой. Когда мы пели акафист чудотворцу Симеону, наши души и сердца словно наполнились новой силой, ведь поездка-то непростая, и весь день на ногах! Помог он нам очень, благодарю его!
Вечером мы, полные духовных сил и света внутреннего, отравились на поезде домой! Всю ночь поезд катил нас в нашу родную сторону. Проснувшись утром, в поезде нам не пришлось скучать! Ведь мы учимся всегда! Взяв с собой книжки по чтению, мы учили наши стишки, их выучил вместе с нами весь вагон! Да! Малиновую кошку многие, наверное, еще помнят, кто ехал с нами!..
Приехав в Казань, мы дружно пересели в наш автобус и по пути домой заехали в еще одно святое место – Раифский монастырь. Прикладывались к иконам, зажигали свечи… Здесь мы уже во 2-й раз, и он такой же тихий и родной…
К вечеру третьего дня мы, радостные и переполненные теплым светом внутри, вернулись в родные края. В сердце – тихая радость. И тепло. И боль… Боль за тех людей, что пострадали, и за тех, кто совершил это страшное злодеяние. Хотели прикрыть, утаить от народа, да никак не получилось. «Как удивительно пробились зелёные ростки, ростки жизни сквозь бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл. И будут стоять великие святыни, и будет человек превозносить молитву о всех невинно убиенных и умученных в страшные годы гонений за веру…
Благодарю нашу родную Юлию Васильевну! За то, что она у нас есть! За то, что ездит с нами и ничего не боится! За то, что просто верит в нас!

Ставропольская духовная семинария – старейшее духовное учебное заведение Северного Кавказа. Начало ее деятельности относится к середине XIX века, когда очаги православной веры вновь затеплились в этом регионе после длительного перерыва.

Первый епископ Кавказский – Преосвященный Иеремия (Соловьев) считал основание в Ставрополе духовной семинарии «не менее важным делом для Церкви, как и покорение Кавказа для государства». Именно ему принадлежит честь основателя семинарии. Открытие Кавказской духовной семинарии состоялось 13 ноября 1846 года, в день памяти святителя Иоанна Златоуста. Обращаясь к первым воспитанникам Кавказской духовной школы, владыка Иеремия высказал пожелание «увидеть в них… идеал чистоты и духовной непорочности, строгого воздержания и проникнутого любовию самоотречения, глубокой преданности воле Божией и крепкой веры в святость своего дела».

На начальном этапе своего становления духовная школа восприняла благодатный опыт руководства со стороны святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского – выдающегося наставника духовной жизни, небесного покровителя Ставропольской духовной семинарии. По его благословению Кавказская духовная семинария перешла из тесного здания в оживлённом районе города в более просторные помещения на тихой его окраине, возле Архиерейской рощи. Это место и сегодня сохраняет память о заботах святителя Игнатия, открывая из окон семинарского общежития живописный вид зеленого лесного массива.

В воспитании будущих пастырей был сделан упор на развитие в юношах совестливости как единственной подлинной гарантии их достойного поведения. Ограничивая принятые в то время меры взыскания, святитель побуждал воспитателей формировать у будущих пастырей отторжение к пороку, при искреннем благожелательном отношении к воспитаннику. Преподавание в семинарии он советовал доверять «зрелым мужам, изучившим положительные науки, философию и писания отцов Церкви», опытно познавшим значение христианства и потому не склонным к односторонним увлечениям. Святитель Игнатий был глубоко убежден, что «высокий, благородный характер воспитателя – главнейшая узда для воспитанников».

Спустя 10 лет после ухода святителя Игнатия на покой, член Учебного комитета при Святейшем Синоде С. В. Керский, ревизовавший ставропольскую семинарию, отмечал особый дух, который царил в этой духовной школе: «Воспитанники Кавказской семинарии резко отличаются от того оригинального типа, который характеризует семинаристов центральных губерний России… В воспитанниках Кавказской семинарии нет того горького, разъедающего чувства недовольства и озлобления, которое обыкновенно вырабатывает тип бурсака, напротив, в них преобладает довольство настоящим и спокойный взгляд на будущее… Чувство чести — главный мотив их нравственных действий. Оно оберегает от грубых пороков и исправляет от лени».

Ректором Кавказской духовной семинарии в годы служения святителя Игнатия был архимандрит Герман (Осецкий) – будущий епископ Кавказский и Екатеринодарский. При владыке Германе, в 1883 году, Кавказская духовная семинария получила собственное трехэтажное здание с домовым храмом в честь святителя Димитрия Ростовского. Через два года она официально была переименована в Ставропольскую.

Многие выпускники Ставропольской духовной семинарии, окончившие ее на рубеже веков, после революции приняли смерть за Христа. Это священномученики Иоанн Восторгов, Николай Кандауров, Симон Мчедлидзе, Димитрий Гливенко, Михаил Лекторский, Григорий Троицкий, Иоанн Яковлев, Григорий Конокотин, Андрей Ковалев и другие святые Новомученики и исповедники Российские. Однако и в ХХ веке, когда все духовные школы были закрыты, а их лучшие выпускники и преподаватели расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря, Ставропольская духовная семинария смогла сохранить преемство своих традиций. Будучи закрытой 18 марта 1920 года, она возродилась в год столетнего своего юбилея.

Трудами архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Романовского) Ставропольская духовная школа смогла вновь открыть свои двери 15 ноября 1946 года. За 14 лет из ее стен вышло 102 выпускника. Среди них – выдающиеся иерархи Русской Православной Церкви, профессора духовных академий, подвижники благочестия второй половины ХХ века: митрополит Гедеон (Докукин), архиепископ Антоний (Завгородний), архиепископ Гермоген (Орехов), архимандрит Матфей (Мормыль), протоиерей Иоанн Белевцев, протоиерей Богдан Сойко, протоиерей Петр Сухоносов. В июне 1960 года Ставропольская духовная семинария была расформирована. Однако среди ее последних выпускников был Александр Завгородний – будущий архиепископ Антоний, который спустя 28 лет восстановил свою alma mater.

В декабре 1988 года по инициативе владыки Антония епархиальное собрание приняло решение об открытии в Ставрополе Духовного училища, в феврале 1989 года начались занятия на Архиерейском подворье, а к началу нового учебного года для возрожденной духовной школы было выстроено новое трехэтажное здание. Ректором и инспектором духовного училища стали кандидаты богословия, протоиерей Петр Савенко и протоиерей Павел Рожков; оба – воспитанники послевоенной Ставропольской духовной семинарии. В 1990 году, после скоропостижной кончины архиепископа Антония, по ходатайству митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, Ставропольское духовное училище было преобразовано в семинарию.

Становление Ставропольской духовной семинарии проходило под руководством выдающихся тружеников духовного образования – архимандрита Макария (Веретенникова) и архимандрита (ныне архиепископа) Евгения (Решетникова). В 1994 году Священный Синод возложил на ректора Ставропольской духовной семинарии архимандрита Евгения обязанности Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви с последующим рукоположением его во епископа Верейского.

Август 1994 года ознаменовался посещением Ставропольской епархии и семинарии Святейшим Патриархом Алексием II. Ректором в это время был викарий Ставропольской епархии архиепископ Бакинский Валентин (ныне – митрополит Оренбургский и Бузулукский). Спустя год его сменил архимандрит Никон (Лысенко), а в 1997 года духовную школу возглавил сам митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон. Проректором был назначен протоиерей Павел Самойленко.

Новая страница истории семинарии была открыта в 1999 году, когда ее первые выпускники – кандидаты богословия иеромонах Роман (Лукин) (ныне – архиепископ Якутский и Ленский) и иеромонах Андрей (Мороз) – прибыли из Московской духовной академии. В течение ближайших пяти лет преподавательскую корпорацию Ставропольской духовной семинарии пополнили более десяти молодых преподавателей из числа ее воспитанников. Деятельность духовной школы вышла за рамки аудиторий и церковной ограды.

В 2003 году ректором Ставропольской духовной семинарии стал епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (ныне – митрополит Казанский и Татарстанский), а проректором – архимандрит Роман. При семинарии начал формироваться музей церковной истории и искусства (ныне – Ставропольский епархиальный музей), активизировалась издательская деятельность, расширились контакты со светскими вузами. Отделение церковных искусств, созданное для обучения православных девушек, интегрировалось во все значительные образовательные и социальные проекты семинарии. С 2009 по 2012 год, после назначения архимандрита Романа на новые церковные послушания, заведующий отделением церковных искусств протоиерей Владимир Сафонов был проректором Ставропольской духовной семинарии.

В 2011 году ректором семинарии стал епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (ныне — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл). К этому времени на базе семинарии стали проводиться региональные межвузовские студенческие конференции, в рамках IV Свято-Игнатиевских Чтений прошло выездное заседание Учебного комитета Русской Православной Церкви с участием представителей крупнейших духовных школ Европейской части России, Ставропольская духовная семинария стала одним из центров интеграции светского и церковного научного сообщества.

За четверть века деятельности в образовательном пространстве России возрожденная Ставропольская духовная семинария выпустила более 800 студентов. В их числе – шесть архиереев Русской Православной Церкви, ректоры духовных семинарий и православных университетов, сотни православных священнослужителей в самых разных уголках мира.

В 2016 году, к празднованию 170-летия Ставропольской духовной семинарии, в жизни духовной школы произошли качественные изменения. Был организован Попечительский совет семинарии, произведен полный капитальный ремонт здания семинарии, появились современные помещения Актового зала и компьютеризированной библиотеки, полностью обновлен домовый храм свт. Игнатия. Сама семинария произвела огромный скачок вверх в рейтинге духовных школ Русской Церкви.

В обновленном помещении Актового зала установлены сцена, современное мультимедийное оборудование и произведена художественная роспись.

В 2016 году в канун дня памяти святителя Игнатия Брянчанинова в обновленном храме была совершена первая Божественная литургия, которую возглавил ректор духовной школы митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Храм украшен большим количеством икон, в том числе с частицами мощей святых. Особо чтимой святыней храма является икона небесного покровителя семинарии – святителя Игнатия – с частицей его мощей. Многие иконы – дар выпускников: это многолетняя традиция кавказской духовной школы.

В семинарском храме ежедневно читается утреннее и вечернее молитвенное правило для студентов. Каждый четверг в 6.00 совершается Божественная литургия, которую традиционно служат преподаватели в священном сане, а студенты и сотрудники семинарии приобщаются Святых Таин. В стенах домового храма студенты произносят свои первые проповеди.

Библиотека Ставропольской духовной семинарии занимает особое место в учебном процессе духовной школы. Ее фонды насчитывают свыше 35 000 томов святоотеческой, богословской, церковно-исторической, гуманитарной и художественной литературы. Читальный зал находится в третьем корпусе духовной школы, и студенты в любое время могут свободно воспользоваться этой книжной сокровищницей.

12 мая 2017 года стартовали торжества, приуроченные к 150-летию преставления святителя Игнатия Брянчанинова. Торжества начались с долгожданного для духовной школы события – передачи семинарии ее исторического здания по адресу ул. Морозова, 17. До революции в этом помещении располагались библиотека и лазарет. В исторических стенах продолжится просветительское делание – воспитание будущих пастырей Русской Православной Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *