Духовные традиции

Роль и духовные традиции семьи в русском обществе

Для семьи очень важно поддерживать традиции: духовные, национальные, внутрисемейные. Духовные традиции — это соблюдение божественных предписаний, воспитание детей в атмосфере любви и поддержки, сохранение и передача ролевых моделей отца и матери. Традиции позволяют поддерживать устойчивую общность людей

Основа духовных традиций

Духовные традиции базируются на соблюдение Божьих законов. В Библии подробно описано, как родные люди должны относиться друг к другу, чтобы достичь гармонии. Среди древнерусской литературы можно найти книги, посвященные семенному укладу. Основа духовных традиций русской семьи:

  1. Любовь и служение ближнему. Крепкие отношения строятся на уважении. Родители должны уважать потребности детей и обеспечивать им достойную жизнь. Дети должны подчиняться требованием родителей и заботиться о них, когда станут взрослыми.
  2. Почитание роли мужа и жены. У каждого есть свои функции. Муж — опора семьи, жена — надежный тыл. Когда каждый ответственно относится к своим обязанностям и почитает обязанности своих родных — семья становится крепкой и сплоченной.
  3. Стремление к Высшему Нравственному Закону. Под нравственными законами понимают список правил, по которым живет семья. Высший Нравственный Закон — Божественная сущность. Именно к ней стремится каждый человек в своем духовном развитии. Все члены семьи должны отказываться от несовершенного и стараться наполнять жизнь божественной моралью.
  4. Соблюдение баланса духовного и физического. Иногда люди слишком сильно увлекаются духовными практиками, в ущерб физическим потребностям. Впадать в такие крайности опасно. Чувство неудовлетворения, вызванное усталостью или голодом, мешает родителям выполнять главную обязанность — воспитание. Поэтому важно совмещать всесторонне развитие тела и души.
  5. Радость и позитивный взгляд на мир. Уныние — грех. Состояние радости приближает человека к Богу, возвышает его над мирским. В атмосфере позитива дети растут счастливыми и спокойными. Они быстрее учатся преодолевать трудности и оставаться добрыми, любящими жизнь, людьми.
  6. Целомудрие. Страсть — важная часть отношений. Когда она угасает — супруги будто становятся чужими людьми. Но страсть не должна затмевать рассудок, иначе она может подтолкнуть мужчину или женщину к греху — измене. Верность супругов друг другу — необходимая составляющая гармоничной семьи.

Поддержание духовных традиций направлено на создание модели внутрисемейных отношений, которые будут удобны для всех. Следование божьим заветам делает семью счастливой и полноценной.

Причины для создания

Единственный правильный мотив создания семьи — образование крепкого союза, рождение и воспитание детей. Законный способ создания такого союза — вступление в брак. Отношение к браку, как к устойчивой общности людей, связанных обязательствами, в последнее время существенно изменилось. Все больше людей относятся к семейным отношениям несерьезно. Они вступают в брак необдуманно, не могут ужиться с супругом и вскоре подают на развод.

Механизм развития внутрисемейных отношений зависит от духовного уровня отдельного человека и традиций страны, в которой он проживает. Высокоморальные люди ищут в семье любви и взаимопонимания. Брак помогает им духовно расти и развиваться. Те, кто в детстве не получил необходимой любви и поддержки, хочет получить ее от супруга. Часто люди решают вступить в брак на основании общих интересов.

Семейные отношения удовлетворяют основные потребности человека. Потребности объединены в отдельные группы:

  • физическая — потребность в реализации экономической и бытовой стороны жизни: наличие общего жилья, ведение домашнего хозяйства;
  • астральная — потребность в эмоциональной связи между родственниками, которая обеспечивает комфортную психологическую среду;
  • ментальная — потребность в любви, поддержке и взаимопонимании; в наличии группы людей, которые в любой момент могут помочь;
  • эфирная — потребность в продолжении рода, реализации себя как родителей.

Удовлетворение основных потребностей дает возможность духовно расти. Семья — малая модель общества, от ее развития зависит развитие и благополучие всей нации.

Функции

Психологи отмечают более 20 функций, которые может выполнить семья. Среди основных выделяют:

  1. Репродуктивную. Рождение детей — единственный способ продолжать человеческий род. Находясь под постоянным присмотром родителей, дети получают все необходимое для нормального развития личности и в будущем — рождения собственных детей.
  2. Воспитательную. От старших родственников ребенок получает первичное образование — он учится ходить, разговаривать, позже — усваивает основные моральные нормы.
  3. Коммуникативную. Человеку необходимо общение, и в первую очередь он получает его от родных людей.
  4. Эмоциональную. Семья — это содружество, которое в любой момент может прийти на помощь и поддержать в сложной ситуации.
  5. Экономическую. Современный мир позволяет женщинам зарабатывать наравне с мужчинами. Но для сохранения функций семьи полезно разделять трудовые обязанности: основная задача мужа — заработок денег, а задача жены — их грамотное распределение. Совместное ведение бюджета значительно упрощает содержание детей и ведение хозяйства.
  6. Защитную. Родители могут защитить детей от внешних угроз, а когда дети вырастут, они смогут защитить родителей от проблем, которые неизбежно появятся с наступлением старости.
  7. Хозяйственно-бытовую. Выполнять домашнюю работу гораздо легче, если у каждого есть свои посильные обязанности.

В семье человек получает опыт межличностных отношений, который позволяет человечеству сохранять необходимую мораль и нравственность. Родственные связи — моральные ориентиры духовного человека, его опора в сложных ситуациях.

Главные нравственные традиции

Сохранение духовно-нравственных традиций способствует подержанию национальных интересов. К ним относятся:

  • совместный досуг — формирует общность, помогает преодолевать возникающие конфликты;
  • праздники — один из самых приятных обычаев, направленных на создание положительного морального фона и укрепление отношений;
  • преемственность ролей — передача от родителей к детям правильного понимания функций отца и матери в семье;
  • культурные обычаи — объединяют представителей одной национальной культуры;
  • ведение родословной, изучение истории рода — помогает сохранить уважение к предкам, передавать знания о них будущим поколениям.

Для русской семьи характерно славянофильство — поддержание традиционного славянского семейного уклада. Он строится на уважении отца, как главы семьи, и почитании матери, как хранительницы домашнего очага. Для сохранения нравственности в семье важно поддерживать разграничение ролей, и создавать атмосферу, в которой каждый член семьи может реализовать себя.

ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ

Смотреть что такое «ТРАДИЦИЯ ДУХОВНАЯ» в других словарях:

  • Традиция (значения) — Традиция (лат. traditio передача). Термин имеет несколько значений: Традиция в антропологии, социологии и культурологии набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в… … Википедия

  • Духовная прелесть — (от ст. слав. лесть ложь, обман) в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём… … Википедия

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

  • Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия

  • Традиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Традиция (значения). Традиция (обычай) множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним… … Википедия

  • ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ — ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ, понятия, характеризующие преемственность и обновление в литературном процессе, соотношение в нем между наследуемым и вновь создаваемым. Традиция (Т.) (от лат. traditio — передача, предание) — это… … Литературный энциклопедический словарь

  • Духовная литература — Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, буквально написанное, от lit(t)era буква) в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Содержание 1 О границах понятия … Википедия

  • Традиция — понятие, отражающее сущность социокультурного наследования, исторической устойчивости и преемственности. Т. понимается, во 1 х, как порядок (стереотип) наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, норм, образцов точное… … Русская Философия. Энциклопедия

  • Московская духовная академия — Московская православная духовная академия (МДА) Международное название Moscow Theological Academy … Википедия

  • Вайшнавская традиция в России (книга) — Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно просветительская деятельность Обложка книги «Вайшнавская традиция в России» Сергей Игоревич Иваненко … Википедия

Проблема способности человека к нравственному возрождению

В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале «Русский вестник» роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его «Пьяненькие» и описать в нем судьбу современного ему «маленького человека», образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.
Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде «униженных и оскорбленных». Но и этот роман о молодом мыслителе не сразу принял тот вид, в котором каждый из нас может его прочитать: в первых редакциях произведения повествование велось от первого лица, то есть читатель все видел и воспринимал точно так же, как и главный герой. В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией «сильной личности» и «живою жизнью».
Одним из главных объектов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на «обыкновенных», «то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных», и «необыкновенных», «то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Ключевым моментом этого разделения было то, что люди «необыкновенные» имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь «во имя лучшего».
Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории.
Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить «тварь ли я дрожащая» или «право имеющий», способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.
Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления. В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны — Лизавета. Ока является одной из тех «страждущих», ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.
Одним из подтверждений ложности высказанной теории является совершенное уединение главного героя от внешнего мира, людей, естественных человеческих чувств: «…Мрачное ощущение мучительного, бесконечного… отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его… Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более… это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное». Раскольников после совершения убийства прячет награбленное под «большим неотесанным камнем» не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления. Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: «…он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…»
В роман Ф. М. Достоевский вводит множество психологических двойников главного героя, рассуждения которых подобны теории Раскольникова. Вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать бесчеловечную мысль, показать ее несостоятельность. Двойниками Раскольникова в романе можно назвать студента в трактире, Петра Петровича Лужина, следователя Порфирия Петровича, Аркадия Ивановича Свидригайлова, Сонечку Мармеладову.
Студент в трактире выстроил ту же теорию, что и Раскольников. Он говорит своему собеседнику об убийстве никому не нужной старухи-процентщицы. Но студент не способен убить, он говорит это лишь «для справедливости». Он может лишь рассуждать о том, как ничтожна жизнь старушонки и скольким людям будет легче жить после ее смерти.
Другой двойник, выведенный в романе, — Петр Петрович Лужин. На первый взгляд, кажется, что «экономическая идея» Лужина не имеет ничего общего с теорией Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над множеством людей, не подчиняясь общечеловеческим законам. Лужин, как и Раскольников, допускает, что можно переступать через других, но Родион может сделать это ради других, Лужин же — во имя личной выгоды.
Совсем другие отношения складываются у Раскольникова со Свидригайловым, который живет по принципу вседозволенности. Свидригайлов -самый мучительный для Раскольникова двойник. С помощью него Достоевский показывает, что идея главного героя ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности, к нравственному падению человека.
Теории Раскольникова автором противопоставляется христианская любовь к людям и искупление своих и чужих грехов страданием. Идея веры в Бога и духовной чистоты пронизывает все произведение. «…Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!..» — так писала Пульхерия Александровна своему сыну. Из этого письма мы узнаем, что представление о «творце и искупителе» главный герой получил еще в детстве, откуда можно сделать естественный вывод, что где-то в глубине души Раскольникова все же хранятся такие качества, как доброта и милосердие по отношению к людям. Не случайно автором вводятся в роман образы Сони, Дуни, Миколки. Эти герои олицетворяют собой чистоту и безграничное сострадание к окружающим: Соня идет на панель, чтобы прокормить семью, Дуня жертвует собой ради родных, давая согласие выйти замуж за Лужина, Миколка пытается взять на себя чужую вину и «пострадать за других». Именно через любовь Сони открывается для Раскольникова мир христианских духовных ценностей и он воскресает к жизни, понимает бессмысленность и чудовищность своей теории.
В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показывает, какую власть над человеком может иметь та или иная идея. Благодаря различным художественным приемам, автор блестяще справляется с поставленной задачей и одерживает безоговорочную победу в споре с главным героем о верности и праве на существование теории, созданной Раскольниковым.
Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается «найти в человеке человека», — так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция — взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольни-кова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки.еки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями «это», «дело» или «предприятие», что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают «тварями дрожащими».
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, «себя убил».
То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность — убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание — нравственное, внутреннее страдание.
Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня — чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством — желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему — проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Православная традиция духовно-нравственного становления человека

(23 голоса: 4.4 из 5)

протоиерей Евгений Шестун

Когда мы говорим о нравственности, принято различать три понятия «этику», «мораль» и «нравственность». «Этика», «мораль», «нравственность» – это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус «умственности». Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом.

Совесть – это проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос послушаться его, но может его и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного выбора есть основа личностного бытия человека. «Совесть выступает как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм.

Свобода открывает человеку различные возможности. Он может стремиться к святости и богоподобию, а может пасть в бездну греха. Смерть и жизнь, вот две дороги открытые человеку. Нравственность – путеводитель по дороге жизни. «Верными и неизменными ориентирами в выборе пути, – по словам архимандрита Платона, – являются нравственный закон, нравственное чувство и нравственное сознание» (30. 325). Православие признает, что нравственный закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. «Однако, с точки зрения евангельской этики мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь лишь на том, что он – не убийца, не прелюбодей и не вор… Нравственные нормы и принципы, какими располагает Церковь, никогда не рассматривались в качестве средств научить человека приспособиться к внешним формам поведения. Святые отцы всегда видели в них цель руководства к нравственному совершенству, спасению и обожению».

Нравственный закон не может быть выполнен в отсутствии нравственного сознания. По мнению архимандрита Платона, нравственное сознание включает в себя такие понятия как стыд, совесть, долг, ответственность, стремление к добру или добродетель.

«Стыд, – по словам Архимандрита Платона, – является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство» (30. 327).

Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

Архимандрит Платон так определяет другие элементы нравственного сознания: «Долг — это определяемая человеку со стороны его воли и разума необходимость поступать в соответствии с нравственным идеалом. В жизни Церкви человеку открывается идеал безграничного совершенства. Учение Церкви создает основу для углубленного понимания евангельского идеала и путей его осуществления…

Воздаяние – это вменение, которое человек заслуживает за совершение добра и зла. Человеку присуще неискоренимое представление о том, что по закону высшей справедливости всякое зло и несправедливость должны влечь за собой наказание. Однако в личной религиозной жизни бескорыстность христианина должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении за свою праведность. Для него высшей наградой является пребывание в достоинстве сына света, сына Небесного Отца. Именно к такому пониманию воздаяния Бог призывает всякого человека…

Нравственный рост личности определяют три главных условия: природные качества, воспитание и действие благодати.

Понятие «духовно-нравственное воспитание» давно и прочно укрепилось в педагогике и нашло свое место в официальных документах (программах, законах, приказах). Такое сопряжение понятий нравственное и духовное, мы почти не встречаем в святоотеческой, богословской и психологической литературе. Чаще всего происходит различение душевности и духовности в процессе рассмотрения антропологических проблем. Для примера приведем различение понятий «душевный» и «духовный» предлагаемый П.В. Симоновым. Он понимает духовность как стремление к истине, а душевность – как стремление к добру. Мы можем говорить о том, что в основе определения П.В. Симонова положена идея «целе-устремленности». В первом случае цель определяется как «истина», цель с точки зрения христианства являющаяся запредельной, то есть лежащей за пределами человеческого бытия, как предстояние человека перед Истиной и стремление к ней. Во втором случае цель определяет стремление к нравственным отношениям с собой, другими людьми, и миром, в котором человек живет. На первый взгляд может показаться, что это иерархически разные «целе-устремления», но с точки зрения целостности человека, безнравственный человек не может стремиться к истине. П.М. Ершов связывает духовность со стремлением к высокой цели, а душевность со средствами достижения цели.

Г.В. Акопов рассматривает душевность как проявление качеств духовности в повседневной жизни. С этой точки зрения он интерпретирует распространенное мнение о том, что «была духовность – теперь нет». «Ошибка, – пишет он, – заключается в переводе духовности как сущностного явления, имевшего и имеющего место в любом обществе, в ранг более распространенного явления душевности. Парадоксально, но обычно не недостает не духовности как искания высокой истины и цели, а именно душевности, как повседневного проявления культуры – культуры чувств и отношений, да и культуры знаний…» (1. 30).

В.В. Медушевский считает душу жизненным началом, а дух началом благодатной жизни, «искрой богоподобия в человеке, дыханием вечности в нем». Нравственность, по мнению В.В. Медушевского есть важное проявление духовности. Содержанием нравственности является то высшее, что можно охарактеризовать словами истина, добро, красота. Он напоминает, что понятие «нравственность» произошло от «нравить», то есть любить. В основе нравственности лежит любовь, но не корыстная и эгоистическая, но любовь к истине, добру, справедливости.

Анализируя работы А.А. Ухтомского, В.П. Зинченко говорит, что духовность – это практическая деятельность, направленная прежде всего на переделку самого себя, на создание духовного мира и собственного духовного организма.

Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, которая даруется человеку Божественной благодатью в таинствах Церковных, сила оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Практически во всех богословских работах мы встречаем объяснение понятия духовность как благодать Божию, как особую силу, оживляющую индивидуальный дух человека и к Богу устремляющую. Условием оживления духа является нравственное самоопределение и нравственное перерождение человека.

(Публикуется с сокращениями)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *