Духовные ценности молодежи

В данной работе представлены результаты по исследованию приоритетов, принципов и ценностей современной российской молодежи. Установлено, что на сегодняшний день для молодого поколения характерны отсутствие мотивации к интеллектуальному и культурному развитию и утрата жизненных ценностей и моральных норм. Соответственно, в данной статье полностью раскрыт вопрос формирования духовности у молодых людей, который сегодня выходит на первый план.

На протяжении всего времени ценности подрастающего поколения менялись. Что же представляют собой нынешние ценности у современной молодежи? Российское общество на протяжении долгого времени испытывает духовно-нравственный упадок: у государственного аппарата нет официальной идеологии, а у общества — духовных и нравственных идеалов. Мир современной молодежи различается прагматизмом, озабоченностью материальными проблемами.

Актуальность темы заключается в том, что независимо от времени молодежь остается главным резервом процветания государства и какие у нее будут ценности, от этого будет зависеть дальнейшая судьба страны.

Соотнеся негативные и позитивные особенности студенческой молодежи, мы можем увидеть некоторые противоречия: ей одновременно присущи целеустремленность и разгильдяйство, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, предприимчивость и чрезмерная апатичность, наличие умственного потенциала и отсутствие духовного, тяга к знаниям и жажда богатства, в общем, — все человеческие пороки и добродетели.

Сравнивая (или лучше сказать — противопоставляя) положительные и отрицательные черты, описанные нашими респондентами, можно прийти к выводу о том, что новое поколение подразделяется не на два, а на три слоя, не считая маргинального.

Прежде всего, из молодежной массы необходимо выделить будущую высокоинтеллектуальную элиту. Главным критерием отграничения здесь может являться целеустремленность, а вспомогательным — познавательная деятельность.

Кроме того, нынешнее студенчество представляет собой будущее высокоинтеллектуальное общество, которое разделено на интеллектуалов и интеллигентов.

И те и другие обладают такими качествами, как образованность и креативность, что и связывает их в интеллектуальном слое. Различие же их состоит в этическом самоопределении.

Этическое самоопределение интеллигента определяется:

а) альтруистической направленностью индивида;

б) отрицанием насилия;

в) благоговением перед культурой и искусством.

Вот жизненное кредо интеллигента XXI века: «Мы искренне верим, что мы и наши друзья достигнем всего, чего захотим, и что важно оставаться людьми и не забывать о нравственном законе, который присущ каждому из нас». Можно сказать, что в наше время интеллигентность понимается как человечность во времена капитализма и компьютеризации.

Интеллектуал руководствуется другими принципами:

а) эгоцентрическая направленность;

б) возможность проявления насилия по принципу «цель оправдывает средства»;

в) прагматичное потребление культуры.

Самооценка нынешнего поколения — отрицательные качества. В письменных интервью мы затрагиваем вопрос: «Какие отрицательные черты находите Вы у современной молодежи?». Семантически схожие ответы были обобщены. Было выявлено десять «порицаемых» постсоветским студенчеством «пороков». Рассмотрим их с учетом распределения по количеству упоминаний.

— Бесцельное существование (жизнь сегодняшним днем) и иждивенческий образ жизни, равнодушие, пассивность, леность, тунеядство, паразитизм и разгильдяйство.

— Алкоголизм, пьянство, наркомания, курение — «разрушители» личного здоровья.

— Нарциссизм, меркантильность, алчность и зависть, отсутствие единства и взаимопомощи.

— Агрессивность, насилие, бесчеловечность, злоба, цинизм, хулиганство и беззаконие.

— Хамство, дикарство, грубость, отсутствие духовности и уважения к старшим.

— Криводушие, притворство, безответственность, разнузданность, вероломство и пронырливость.

— Безнравственность, распутство и разврат.

— Легкомысленное следование моде, нелепое подражательство.

— Отсутствие патриотизма, неумение ценить историю своей страны, равнодушие к судьбе России.

— Компьютерная и телефонная зависимость.

Рассмотрев ценностные ориентации современной молодежи во временной динамике, можно заметить, что в последние 30–40 лет они претерпели заметные изменения. Особенно заметные перемены случились в области занимательной деятельности, по большому счету работы. Во времена Советского Союза, в 60-е — первой половине 70-х гг., ценность интересной профессии у молодых людей располагалась на первом месте, ее выбирало как минимум 2/3 респондентов. Сейчас она на четвертом месте, а основное место занимают семейные ценности. Это определяется тем, что период перестроечного и тем более постперестроечного времени упразднил идеологию чрезвычайной общественной значимости труда и трудового воспитания. Из средств массовой информации пропал образ передовика производства, честного труженика, вообще всякого трудящегося человека. Быть инженером, рабочим, техником стало не престижным. Произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» (всевозможные поп-звезды, шоумены, пародисты, юмористы, модные журналисты, астрологи, сексологи и т. п.).

Неблагоприятным фактором в структуре ценностей у современной молодежи является отсутствие четкой связи между деньгами и работой. Если эта связь в советское время была, хоть и ослабленная из-за так называемой «уравниловки», то сейчас она совсем потеряна. Ибо одни наживают быстрые огромные деньги путем различных манипуляций и авантюр, а другие, корпя (иногда даже на двух-трех работах) получают неадекватно мизерную зарплату. Молодежь и подростки это отлично усваивают. Для социума важным ценностным показателем у молодежи является немаловажность различных профессиональных видов деятельности. Это связано помимо проблем с профориентацией с более глубинными общественными ценностями, «формами жизни» и «духом времени» (В. Шпрангер).

В результате в противоречивом свете предстают перед нами современные подростки. С одной стороны они имеют четкое представление о том, как быть полноценным членом нынешнего общества. Выряжая свою точку зрения, выбрав, по их мнению, правильные ответы на вопросы, подростки пытаются предстать в лучшем свете. Но с другой стороны их поступки идут в разрез с их идеальными представлениями. Подросткам сложно отдалиться от идеального образа, смириться и принять себя со всеми «недостатками».

В результате нашего исследования можно заключить следующее: в течение последнего двадцатилетия события, происходящие в нашей стране, становятся причиной демотивации львиной доли современной молодежи и способствуют утрате жизненных ценностей и моральных норм.

Для того чтобы воспитать юного гражданина, в первую очередь нужно привить ему духовность. Вопрос формирования духовности у молодежи выходит на первый план как проблема проявления осознанности взрослой жизни для молодого поколения данного времени в определенной стране. Вследствие этого настоятельной необходимостью на сегодняшний день для социума в целом и библиотек в частности является комплектование системы духовно-нравственного воспитания и социализации молодых людей. А так же, как пишет Вторушин Н. А., необходимо формировать ценностные ориентации личности: «Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества человека, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объекта стремления на потребность и самое главное — отчуждение».

В XXI веке молодежь интересует не многое. Быстрые друзья, быстрая жизнь. О зрелости трудно что-то сказать, но и самым плохим положением это не назвать.

По поводу перспектив и ориентиров согласны, но кого в действительности интересует мнение молодежи по поводу развития страны? Если не отвергают, то в лучшем случае просто выслушивают и аргументируют другим, а в худшем переманивают на свою сторону. Государство всегда регулировало инициативу самостоятельно, отсеивало идеи, и не всегда давало новый виток чему-то новому. Процент инициативной молодежи мал, но он растет, мы надеемся, что креативно мыслящих людей будет гораздо больше, чем тех, кто по-прежнему только является потребителем, не внося ничего того, что способствовало развитию.

Литература:

5. Е. А. Федорова Социально-философский анализ динамики и дифференциации ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России / Е. А. Федорова // / Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004629735

Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда, доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470—399 гг до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит египетскому жрецу Ипуверу, жившему за 1700 лет до н. э. ; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка — свыше 3000 лет.

  • Shares

Мы слышали об этой статистике, читали статьи на эту тему и даже видели всё это воочию на наших собственных собраниях.

Подростки перестают ходить в церковь. Статистика утверждает, что 70% подростков перестанут посещать церковь после окончания средней школы.

Как подросток, который вырос в церкви, у меня было место в первом ряду этого массового исхода. Я не эксперт, не исследователь и не пастор, но я прекрасно понимаю подростков. У подростков есть много причин покинуть церковь: от лицемерия до законничества и давления со стороны сверстников. Несмотря на эту внешнюю борьбу, я знаю, что так быть не должно.

Потому что я — подросток. И я все еще в церкви.

Я боролась с теми же проблемами, от которых многие подростки, по их утверждению, избавились. Но у меня была твердая основа, к которой я могла прибегнуть: твердое учение и библейские истины, которые помогли мне справиться с вопросами и сомнениями, и укрепиться в борьбе.

К сожалению, не каждый подросток может разделить мой опыт.

Вместо неразбавленных библейских истин и стройного богословия, многие из них получают размытое послание. Их развлекают в молодежной группе и изолируют от старших, более мудрых последователей Христа. Их увлекают вечеринками с пиццей, играми и программами, но они уходят с этих встреч с острыми проблемами своих сердец, остающимися без ответа. Игры и хорошее времяпрепровождение никогда не были тем, что держало меня в церкви или помогало мне, когда я сталкивалась с бурной борьбой моих подростковых лет. Вместо этого, именно пропитанная Евангелием истина побуждала меня возвращаться.

Оглядываясь назад на свою собственную жизнь и свои взаимоотношения с другими подростками, я обнаружила четыре главные темы, которые нужно слышать в церкви нам, подросткам, чтобы помочь нам оставаться сильными в Боге и укорененными в церкви.

1. Нам нужно слышать Библию

Подросткам нужна Библия. Она содержит ответы на наши самые глубокие вопросы и мудрость для нашей самой тяжелой борьбы. Пожалуйста, не давайте нам её сокращенную версию. Побуждайте нас читать ее самостоятельно и моделировать образ жизни, основанный на Слове Божьем. Создайте атмосферу уверенности в Писании, которая возбуждает наш аппетит и заставляет нас жаждать большего.

2. Нам нужно слышать о грехе

Церковь должна четко и ясно рассказывать подросткам о грехе. Не напыщенно, но с любовью, уверенно и по-библейски. Наши глаза должны быть открыты к тому факту, что грех — это не просто острое христианское словечко; это реальность, которая проявляется в нашей повседневной жизни.

Когда мы понимаем тяжесть нашего греха, нашу отчаянную нужду в благодати и то, что Иисус является нашей единственной надеждой, наши молодежные группы будут преображаться. Только когда мы воочию видим глубину нашего греха, мы можем раскрыть всю силу прощения и благодати.

3. Нам нужна библейская истина по горячим темам современной жизни

Подростки погружены в современную культуру с небиблейскими мнениями по темам абортов, однополых влечений, порнографии, добрачного секса, гендерной идентичности, суицида и т.д. Но иногда церковь терпит неудачу в том, чтобы давать прямые ответы по этим темам.

Благодаря моей работе в качестве редактора блога для христианских подростков, я получила множество электронных писем на тему лесбиянства и депрессии. В каждом письме ребята делятся своей растерянностью и борьбой. Их чувство стыда и крики о помощи очевидны. Я также читала статьи, утверждающие, что мастурбация, гомосексуализм и бунт — это не проблема, потому что Бог все равно простит нас. Сбиты ли с толку эти молодые люди? Еще как. Нужно ли им слышать библейскую истину? Очень нужно.

Гомосексуализм, аборты и самоубийства — это не просто теоретические идеи для подростков. Они персонифицированные и настоящие. Эти проблемы могут возникнуть у их друзей, живущих через дорогу, или у новой девочки в школе, или в видео, на которое они наткнулись на YouTube. Христианские подростки должны иметь настоящие, честные и библейские ответы на сложные вопросы.

Помогите им понять, во что верят христиане и что говорит Писание по этим горячим вопросам. Им нужно знать, во что они верят и почему, поскольку мир будет стремиться подорвать эти убеждения. Поэтому, пожалуйста, не отступайте от истины. Подростки жаждут настоящих ответов.

4. Нам нужно слышать о радикальной трансформации и послушании

Когда Иисус говорил о спасении, Он рисовал радикальную картину. Он говорил о рождении свыше — процессе настолько радикальном и потрясающем, что это меняет жизнь человека (Иоанна 3:1–21). Он говорил о покаянии — отвращении от одного образа жизни, чтобы принять совершенно другой (Матфея 5–7). Он говорил о том, чтобы нести крест и следовать за Христом до смерти, — об отказе от всего ради привилегии знать и любить Его (Матфея 16:24–26).

Это Евангелие, которое подростки должны услышать. Подростки нуждаются в Евангелии и богословии, которые помогут пережить зыбучие пески и временные чувства. Нам нужно построить наш дом на скале Иисуса Христа, иначе мы никогда не переживем штормов, которые жизнь обрушивает на нас (Матфея 7: 24–27).

Следовать за Иисусом нелегко. Когда мы узнаем, что Писание говорит о проблемах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, нам приходится делать трудный выбор. Будем ли мы послушны Богу или пойдем на компромисс? Будем ли мы твердо стоять и рисковать своей репутацией и отношениями с друзьями, или предпочтем понемногу соскальзывать в пропасть?

Вот почему церковь нуждается в укреплении и снаряжении подростков, побуждая их обращаться к Писанию, готовя их к служению и обучая здравому богословию. Это то, что нам нужно для того, чтобы зажечь всецерковное подростковое возрождение страсти по Христу.

Пожалуйста, услышьте сердце подростка. Не бойтесь затрагивать темы, которые нам нужно услышать, даже если они жесткие и непопулярные, даже если они идут вразрез с современной культурой, и даже если кажется, что мы не хотим об этом слушать.

Сара Бэрретт thegospelcoalition.org, перевод Яна Резник ieshua.org

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Синодальный отдел по делам молодежи по благословению председателя Отдела епископа Истринского Серафима инициировал серию акций, в том числе в онлайн-формате, приуроченных к празднованию Дня Крещения Руси. К участию были приглашены молодежные отделы, организации, братства и движения, которые с готовностью объединили усилия в деле популяризации этого праздника среди соотечественников.

Там, где позволяла эпидемиологическая обстановка, были проведены уличные акции, концерты, спектакли, посвященные крестителю Руси святому князю Владимиру, организованы просветительские беседы, литературные вечера. Одновременно в интернет-пространстве прошел флешмоб, в рамках которого молодежные отделы, организации, братства и движения публиковали на своих сайтах и страницах в социальных сетях поздравления с Днем Крещения Руси, сопровождая их красочными иллюстрациями и интересными фактами об этом празднике и о князе Владимире.

На инициативу Синодального отдела откликнулись практически все епархии России, участвуя не только в онлайн-, но и в офлайн-мероприятиях. Представители Молодежного отдела Московской городской епархии посетили праздничное богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. После богослужения добровольцы вместе с руководителем Молодежного отдела Московской городской епархии протоиереем Кириллом Сладковым направились к памятнику князю Владимиру, расположенному вблизи Кремля. На ступенях памятника состоялась беседа православной молодежи с отцом Кириллом, посвященная выбору пути князя и преображению древнерусского народа и государства.

Участники общественной организации «Братство Александра Невского» и сотрудники отдела по работе с молодежью Южно-Сахалинской епархии организовали несколько просветительских пикетов; руководитель отдела иерей Иоанн Гернеший провел тематическую встречу с представителями Саянского казачества.

К интернет-акции присоединились отделы по делам молодежи Екатеринбургской, Минусинской, Горноалтайской, Песоченской, Железногорской, Тихвинской, Тверской, Норильской, Санкт-Петербургской, Челябинской, Ставропольской, Орской епархий, а также православный молодежный клуб «Флотилия «Спасение»», действующий при брянском храме в честь Вознесения Господня, молодежь храма Трех святителей в Раменках в Москве, Юго-западного викариатства г. Москвы, православная молодежная организация «Покров» и многие другие.

На приглашение сектора по развитию международного сотрудничества присоединиться к инициативе Синодального отдела откликнулись и зарубежные коллеги. В онлайн-акции по размещению в Интернете на своих страницах просветительских материалов о князе Владимире приняла участие православная молодежь Германии, Казахстана, Канады, Литвы, Австрии, Белоруссии, США, Аргентины, Тайваня, Италии и Австралии.

По материалам сайта Синодального отдела по делам молодежи

Московская городская епархия

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *