Духовный рост


Как много людей используют слова «духовный рост», «я духовно расту», но большинство этих людей подразумевают под духовным ростом что-то свое странное и для других мало понятное, а чаще всего они просто морочат себе голову и окружающим тоже.
Очень много людей думают что духовный рост это получение каких то особенных знаний, откровений и тайн. Получив какую то тайну, например тайну о великанах находящихся в пещере в состоянии сомати и т.п. они думают что это и есть духовный рост. Нет. Это не духовный рост. У вас будет духовный рост если вы проверите данное знание. Т.е. вы изучите науку спелеолога, изучите культуру страны в которую поедите где находится пещера, язык этой страны. И убедитесь что в пещере действительно есть великаны в сомати, либо поймете что их нет. Это будут конкретные действия которые дадут вам духовный рост. Ведь духовный рост это труд и часто очень тяжелый труд.

Духовный рост — это опыт, умение и навык. Духовный рост — это то, что делает нас лучше. Вы научились играть на музыкальном инструменте — это рост, выучили иностранный язык — рост, научились варить борщ — тоже рост. Любые изменения в человеке в лучшую сторону связаны с духовным ростом.
Просто знание о чем либо не дает ничего. Вот пример: все мы знаем что к окружающим надо относится терпеливо с пониманием. Но знать это одно, а действовать совсем другое. Наработка терпения и приятия — тоже духовный рост. Вспыльчивый и не терпеливый человек воспринимается нами как мягко говоря не мудрый. И действительно мудрость приходит с опытом, с осознанием. Поэтому знание надо не просто знать, а осознать его. Осознание какого либо знания приходит через конкретные действия. До получения прав мне часто снилось как я еду за рулем машины, я так же знал принцип управления машиной, но все это было не то. Только после того как я стал ездить на машине я получил опыт, умение и навык управления. Это не большое, но все же духовное продвижение. Ведь был преодолен страх перед чем то новым. У меня он был и я знаю что у многих он присутствует. Преодоление страха, лени, гордости, ЭГО — это тоже духовный рост.

В заключении хочу сказать не морочьте себе голову духовным ростом, просто живите насыщенной жизнью. Изучайте новые науки, овладевайте новыми способностями, получайте новый опыт, умение и навык. И тогда вы будете естественно расти. Вы почувствуете удовлетворенность жизнью, на душе будет спокойно и радостно. А жажда постижения нового будет расти. Знайте что радость это верный признак, того, что вы на правильном пути.

» Назад

ЕСТЕСТВО 21.02.2017 21:22

ЕСТЕСТВО – от древнейшего первокорня *es- «быть». Бытие в настоящем времени называется словом есть. Естество, буквально, «то, что есть (в сотворенном мире)», «совокупность сущего». Согласно «Книге Бытия» естество создано по Воле Бога Словом Божиим за шесть Дней творения. Все, что есть, начинает быть произволением Слова Божия (и рече «сказал»). Началом естества является произволение о будущем («да будет») , а завершением – то, что стало быть («бысть»): «И речé Бóг: да бýдет свѣ́т. И бы́сть свѣ́т. И ви́дѣ Бóг свѣ́т, я́ко добрó, и разлучи́ Бóг междý свѣ́том и междý тмóю. И наречé Бóг свѣ́т дéнь, а тмý наречé нóщь. И бы́сть вéчер, и бы́сть ýтро, дéнь еди́н» (Бытие, 1:3-5). Естество представляет собой единство будущего и настоящего, нареченное Словом Божиим. Человек как венец Творения, подобно Богу наделен языковой способностью и даром речи. Когда он своевольно нарекает естественные вещи не по-Божески, а ложными именами, в которых нет Духа Истины и Жизни (лжеименно), он разрушает естественный порядок вещей: «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Апостола Иакова послание, 3:7). Милостью Божией, обретаемой во Христе, нам открыта возможность возвращения от смертной несущественной суеты и небытия первозданному естеству будущего века и настоящей вечной жизни: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (Апостола Петра послание 2, 1:3-4).

См. быть, кроткий, язык.

30 января 2019 | Альфа и Омега

Жизнь во всех её аспектах — физическом, психическом, эмоциональном, социальном и духовном — развивается постепенно, и каждая стадия влияет на все последующие. Признаки перехода от одной стадии к другой чётко прослеживаются. В данной статье речь пойдёт о духовном росте и его видимых стадиях.

Конечной целью духовного роста является духовная зрелость — когда мы «все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Это возрастание, как утверждает апостол Павел, «возрастание в Того, Который есть глава Христос» (4:15). Пётр призывает нас «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» и «как новорождённые младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (2Петр. 3:18; 1Петр. 2:2).

Мы часто говорим о том, как в нашей жизни происходит духовный рост, но редко рассматриваем этот процесс подробно. Когда человек не развивается далее определённой стадии в духовной жизни, он замирает на определённой стадии духовного развития. Такое замирание ведёт к духовной деградации и в конце концов к духовной смерти.

Что представляет из себя процесс духовного роста? Как можно определить, на какой стадии процесса вы находитесь? Духовное созревание христианина можно рассматривать, как процесс, включающий в себя шесть стадий.

Понимание этих стадий помогает нам осознавать, на какой из них в процессе нашего духовного роста мы находимся в данный момент, и устремляться к полноте зрелости, о которой говорится в Новом Завете.

Стадия первая: желание получить награду и стремление избежать наказания

Как последователи Христа, мы все начинаем со стадии младенцев. Подобно настоящим младенцам, христиане-младенцы в начале своего духовного пути сосредоточены в основном на самих себе. Их целью на этой стадии является послушание: «Как мне избежать наказания?» Главным образом они озабочены своими отрицательными поступками. Они измеряют степень добра или зла количеством положительных оценок. При определении того, что правильно, а что нет, они полагаются на тех, кто обладает большей властью, авторитетом и опытом.

В виду желания избежать наказания, люди на этой важной начальной стадии духовного роста видят всё только в чёрных и белых тонах. Люди на этой стадии склонны составлять правила, определяющие, что для христианина приемлемо, а что нет, а их знание Библии в основном сводится к знанию текстов, подтверждающих их мнение.

На этой стадии люди склонны «создавать Бога по своему образу» и определять, что хочет или любит Бог, основываясь на своих собственных предпочтениях, своём собственном определении того, что правильно, а что нет, или тех областях, где они достигли успеха, и тех, где были не столь успешны. К Богу в основном они относятся на основании того, как Он отреагирует на их послушание или непослушание: их беспокоит награда или наказание.

В общем, те, кто находится на младенческой стадии, определяют себя тем, за что и против чего они выступают. В тот момент, когда Адам и Ева восстали против Бога, они вернулись на эту начальную стадию в своих отношениях с Богом. Вдруг больше всего их начинает беспокоить наказание за своё непослушание, и они прячутся, боясь реакции Бога.

Хотя эта первая стадия является общепринятым началом — «начало мудрости — страх Господень» (Пр. 9:10, Пр. 1:7) — те, кому не удастся её перерасти, будут испытывать весьма серьёзную задержку роста в своём духовном развитии. Пока они будут оставаться на этом уровне развития, их духовная жизнь будет бременем — долгом, а не радостью и удовольствием, потому что они делают то, что вынуждены или бояться не делать того, что хотят.

Стадия вторая: что мне это даст?

На второй стадии духовного развития человек также озабочен внешними последствиями своих поступков, но теперь вопрос звучит так: «Что это мне даст?» Людей, находящихся на этой стадии, мало или вообще не интересуют нужды и интересы других, и они сосредоточиваются на собственных нуждах и интересах. Они не проявляют терпения к тем, чьи интересы и развитие отличается от их собственных.

В то время как первая стадия характеризуется страхом, вторая стадия построена на жадности. Акцент ставится на том, что является или будет моим. Здесь можно провести аналогию с ребёнком, начинающим ходить, который слушается, потому что мама обещает в награду печенье. Обычно играя с другими детьми, ребёнок хочет их игрушки, и ему безразличны желания и интересы других детей.

Для людей, находящихся на этой стадии духовного развития, Бог является кем-то вроде духовного «дедушки», который поощрит их за хорошее поведение. Исключением является ситуация, когда их интересы или мнение совпадают с интересами и мнением других, в ином случае уважения к другим и их интересам не существует.

На этой стадии люди проявляют очень мало сочувствия или интереса к переживаниям других. Они нетерпимы к тем, чьё духовное развитие или интересы не совпадают с их собственными. Их понимание духовности является бескомпромиссным: Все должны любить то же печенье, что и я; все должны всё воспринимать и поступать, как я. Если это не так, то вы не правы, или, по крайней мере, в чём-то находитесь на низшей стадии духовного развития. Они знают, что нужно делать, чтобы попасть на небо, и уверены, что им это удастся.

Там где первая стадия фокусируется на последствиях греха, вторая стадия фокусируется на поощрениях за хорошее поведение и послушание. Если первая стадия фокусируется на «огненном озере», вторая — на небесах, когда дело касается мотивации к духовным поступкам и выстраивания отношений с людьми.

Здесь происходит первая важная перемена в духовном развитии. В то время как на первой и второй стадиях последователи Христа сфокусированы на себе, третья и четвёртая стадии больше отождествляются с мнением группы. Люди на этой стадии духовного созревания судят о нравственности своих поступков, сравнивая их с ожиданиями церкви — всемирной или поместной. Они определяют, что правильно, а что нет, согласно тому, что считает правильным или не правильным группа, или церковь, с которой они себя отождествляют. Теперь их волнует не то, какие последствия их ожидают за послушание или непослушание в вечности, а то, что о них подумает община и что она считает правильным или не правильным. Иными словами, являются ли их убеждения и поступки общепринятыми. Они строго придерживаются доктрин, утверждений веры или вероисповедания и правил, не задумываясь, имеют ли они смысл и соответствуют ли истине.

И вновь нравственность диктуется главным образом неким земным авторитетом или силой со стороны.

Стадия третья: стремление соответствовать ожиданиям общины

На третьей стадии очень важным становится положение человека в церкви, и люди судят о правильности или неправильности своих поступков, основываясь на одобрении или неодобрении общины, членами которой они являются. Они определяют, насколько хорошими последователями Христа они являются на основании того, насколько они соответствуют ожиданиям других людей. Здесь важно, как поступки человека скажутся на его отношениях с людьми, с которыми он общается, насколько он соответствует ожиданиям группы, может ли получить её уважение.

Последователи Иисуса, находящиеся на третьей стадии, хотят нравиться другим членам церкви и хотят, чтобы другие члены церкви были о них хорошего мнения. Они осознают, что несоответствие ожиданиям группы влияет на то, что о них думают, и как к ним относятся другие. Это, в свою очередь, определяет то место, которое они отводят себе в иерархии группы — отсюда необходимость соответствовать определённым требованиям их церкви.

Пока человек воспринимается, как имеющий добрые намерения и желающий соответствовать ожиданиям группы, его обычно принимают. Итак, внешние признаки и искреннее стремление стараться соответствовать ожиданиям общины, очень важны для христианина, находящегося на третьей стадии.

Стадия четвёртая: группа становится важнее человека

На четвёртой стадии духовного развития группа или в данном случае церковь не просто оказывает влияние на человека, но становится для него важнее его самого. Послушание Божьим заповедям в соответствии с пониманием церкви, традициями, существующими в церкви, вероисповеданием и доктринами, авторитетными источниками за пределами Библии и церковного руководства становится преобладающей побуждающей силой. То, что считается правильным в церкви, становится определяющим ориентиром жизни человека — так он становится зависимым от мнения окружающих его людей. Доктрины, вероисповедание и традиции церкви предписывают, что правильно, а что нет. Поступки человека должны соответствовать принятым церковью нормам, и это важно, чтобы защитить и сохранить церковь. Соответствие церковным нормам становится строго обязательным, а не вопросом предпочтения, и согласно этим соответствиям на людей навешиваются ярлыки «хороших» или «плохих».

К сожалению, многие церкви предпочитают, чтобы их члены оставались на ранних стадиях духовного созревания, потому что на этих стадиях на них легче влиять, направлять и контролировать. Вместо того чтобы воодушевлять, поддерживать, продвигать и защищать личные отношения человека с Богом, по многим причинам тенденция такова, что его легче держать привязанным и послушным группе.

Многие, если не большинство людей, называющих себя последователями Иисуса, никогда не поднимаются выше четвёртой стадии духовной зрелости в своих отношениях с Богом. Во 2-й части этой статьи мы рассмотрим 5 и 6-ю стадии духовной зрелости, которые могут привести туда, где присутствуют радость, мир и близость с Богом, которые превосходят всё, что мы когда-либо представляли себе или переживали.

Стадия пятая: усвоение Божьего закона

На пятой стадии происходит тектонический сдвиг в том, что мотивирует человека как последователя Иисуса. Важным является то, как его поступки влияют на отношения с Богом и людьми, а это уже определяется совершенно другими критериями, отличными от ожиданий религиозных лидеров или общины.

Несмотря на то, что на первый взгляд нравственные стандарты на этой стадии могут показаться размытыми, а поведение основываться на ситуационной этике, это на самом деле начало такого уровня духовной жизни, который был характерен для жизни всех духовных «гигантов» когда-либо живших на земле. Вдруг, великий Божий Закон становится руководящим принципом жизни человека. Теперь воля Божья становится моим желанием, потому что закон написан в моём сердце.

Часто человек делает или не делает многое из того, что может делать человек на другой стадии своего духовного развития, но по совершенно другим причинам. Вместо того чтобы жить согласно предписаниям, что можно и чего нельзя в чёрно-белом свете противопоставления «грех — правда», теперь важным становится понимание того, что прославит Бога или что станет поруганием Его имени. Понимание того, что ранит ближних или принесёт им благословение, что побудит их бояться Бога и поможет им жить наполненной любовью к Богу и друг к другу, становится необходимостью.

Стадия шестая: искренняя любовь к Богу и другим

Для шестой стадии характерен духовный альтруизм в его наилучшем проявлении. Господь дал две величайшие заповеди — любить Бога всем сердцем и ближнего, как самого себя. На этой стадии целью жизни человека становится проведение времени с Богом, желание ощущать Его присутствие в течение дня и слышать Его голос. Человек начинает смотреть на всех окружающих глазами Иисуса. Сердце радуется тому, что доставляет радость Богу, и огорчается, когда этого нет.

На этой стадии церковь являет собой место дружеского общения с теми, кто также находится на пути к более глубоким отношениям с Богом, и в то же время держит перед собой Божье Слово как зеркало, чтобы видеть, где мы, возможно, не являем любовь во всей её полноте. Церковь становится местом, где мы собираемся, чтобы творить дела любви, местом, куда мы идём, чтобы разжечь свой духовный огонь и поднять свой слабеющий дух, и где мы присоеди няемся к другим, имеющим такую же любовь к Богу в покло нении Ему.

Короче говоря, на этой стадии мотивацией наших отношений с Богом и ближними не являются ни наказание, ни награда. Доставить радость, славу и честь тому, кого мы любим — человеку или Богу — единственное, что по-настоящему имеет значение. Именно этим живут ангелы и непадшие существа. Это для них является величайшей радостью. И это то, чем мы будем жить всю вечность. Это высочайшая стадия духовного роста.

Достижение более высокого уровня

Целью духовного роста является выход за рамки законнической религии, основанной на запретах, указаниях в отношениях с Богом и ближними и подробных предписаний о том, как нам следовать за Иисусом каждый день нашей жизни. Эти отношения, хотя и коренятся в ранних стадиях духовности, ориентированы на будущее и постоянно стремятся выйти за рамки буквы послушания к жизни обновлённого сердца, которая направляется Святым Духом. Мы наслаждаемся Божьим присутствием и день и ночь размышляем над значением Его Слова.

Итак, как же нам пройти этот путь веры через все стадии духовной зрелости?

1. Мы должны хотеть пройти этот путь. Мы все хотим определённости в жизни. Но жизнь Духа подразумевает некоторую неопределённость. Эта жизнь под руководством Христа, Который уподобил Дух ветру, Который «дышит, где хочет». Следуя за Иисусом, человек не может расслабиться в комфорте устоявшегося существования; вместо этого человек постоянно сталкивается с вызовами новых обстоятельств, перспектив и опытов. Идя по следам Учителя из Назарета, мы строим новые отношения, основанные на новой открытости любви и принятия других такими, какие они есть. Мы начинаем видеть вещи за пределами комфортабельной ортодоксальности и открываем, что жизнь последователя Иисуса — это постоянный рост понимания Божьей воли. Мы смотрим на людей новыми глазами, которые видят не только внешнее или происходящее здесь и сейчас, но и скрытое и то, что можно увидеть посредством Его благодати. Понимание того, что правильно, а что нет, основанное на убеждениях и доктринах, разбивается нравственностью, основанной на слушании Его посредством Его Духа и Слова в данный момент. Если мы хотим стать такими, какими нас хочет видеть Бог, то наши предубеждения должны быть разрушены, пока мы не вырастем из формальных традиций и привычных моделей жизни в славный свет Его постоянного присутствия во всех сферах нашей жизни.

2. Нам не надо бояться этого пути. Тот, Кто обещает никогда не оставить и не покинуть нас, обещает быть с нами на нашем пути ко всё более высоким стадиям духовного роста. Даже если мы не видим тропу или куда она ведёт, мы знаем, что Он наш путеводитель. Непредсказуемость путей веры подразумевает доверие Богу, что куда бы и по какому пути Он ни вёл нас, мы ни на что не променяем Его благодать в нашей жизни.

3. Мы должны вырастать, переходя от стадии к стадии духовного роста. Дети не становятся взрослыми при рождении. Взрослыми становятся, проходя все стадии развития человека. Сам термин вносит ясность — развитие — постепенный переход от одной стадии к другой. Тело человека не готово для взрослой жизни сразу после рождения. Ум человека ещё не готов к абстрактному мышлению в раннем детстве. Человек не готов эмоционально к романтическим отношениям в период полового созревания. Каждая стадия развития и образования человека определяется успешным прохождением предыдущей стадии. Так же и духовное развитие человека происходит постепенно, проходя все стадии.

4. Мы не должны бояться тех, кто противится нам. Мы редко можем встретить ребёнка, который понимает или даже начинает понимать тех, кто старше его. Редко можно встретить человека, которого бы всё устраивало в жизни тех, кто находится на более высоких стадиях своего духовного развития. Подобно тому, как дети часто выказывают своё недовольство с помощью приступов гнева с целью управлять своими родителями, так и люди на начальных стадиях духовного созревания могут жестоко реагировать на то, что они воспринимают, как недопустимую, терпимость тех, кто находится на более высоких стадиях духовного развития.

Христа редко понимали ортодоксальные духовные лидеры и Его современники. Он испытывал жестокое отношение с их стороны. Он двигался дальше. Он строил отношения с теми, с кем традиционная церковь не хотела иметь ничего общего. Он ходил туда, куда не должны были ходить добропорядочные последователи Бога. Он говорил такие вещи, которые вызывали отрицательную реакцию. Его религиозность вызывала вопросы.

5. Мы должны стремиться к росту. Греховное наше естество противится продвижению по лестнице духовного роста. Очень часто рост может быть болезненным и стать причиной тревог, но он абсолютно необходим. То, что не растёт, умирает, даже если ему кажется, что оно по-прежнему живёт. Духовный рост означает устремление к новым духовным открытиям и опытам и их оценке с помощью Божьего Слова; он означает, что я позволяю Духу заменить сухие, огрубевшие мехи моих предубеждений и традиций на новые мехи, которые может наполнить Бог.

6. Мы должны поступать, исходя из желания расти. Намного легче жить, основываясь на правилах и приказах, чем прислушиваться в нашей повседневной жизни к спокойному, тихому голосу Божьего Духа. Так же намного удобнее иметь список, запечатлённый в нашем уме, чем чувствовать нежное дыхание Духа в нашем сердце. Нам намного удобнее воспринимать людей, с которыми мы встречаемся и общаемся, в чёрных и белых тонах, чем смириться с фактом, что каждый человек и обстоятельство представляют собой смешение этих двух цветов.

Подобно вздорным детям, мы не хотим расти, отказаться от наших детских вещичек и образа мыслей, что касается общения с Богом и другими. Но мы должны расти, если хотим стать такими, какими нас хочет видеть Бог.

ДЭН М. АППЕЛЬ. Магистр богословия, старший пастор церкви адвентистов седьмого дня в Оберне, Оберн, Калифорния, США
Из журнала: Альфа и Омега 03/2016

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *