Душа, что это?

УДК 130.3

ДУША ЧЕЛОВЕКА: НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Г.П.Меньчиков

В статье обосновывается, что «душа человека» живет по своим законам. Вопросы реального бытия души человека эксплицируются через выявление важнейших особенностей ее функционирования, сравнивая с другими структурными элементами и свойствами духа человека.

Ключевые слова: духовная реальность человека, душа человека, духовность человека; закономерности функционирования души человека; психика, сознание, неосознаваемое.

Menchikov G.P. The person s soul: its major own characteristics

По вопросу о наличии души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции1. Первая — отрицает душу у человека. Вторая — признает душу человека на словах, но на деле игнорирует ее, сводя ее сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья — признает душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека2. Душу человека неправомерно отождествлять со всей психикой, со всей духовной реальностью человека, с сознанием и бессознательным в человеке, с самосознанием, с рефлексией, со всем «я» человека.

Чтобы понять реальность и самобытность души человека, необходимо учесть, что содержание духовной реальности человеческого существа двуедино в своей интенции: в нашем духе есть гетерономное и автономное. Гетерономное — это во мне, но все-таки для всех и всего в мироздании, и в этом плане оно во мне, но не мое; кроме того, это данное человеку в готовом виде от наследственности и социокультурной среды. Автономное — это во мне сугубо мое, служащее лишь мне как единственному и неповторимому существу мироздания; и нажитое только мной, самим, а не доставшееся по наследству от природы или от социума и культуры. В душу входит прежде всего автономное, его стоит отличать от гетерономного. Иначе говоря, душа включает свою долю и содержание: знаний, оценок, убеждений, воли; психической энергетики тела; неосознаваемо-психического; чувственно-эмоционально-переживательного; представляя все это относительно самостоятельное, персональное качество.

И это «автономное интегральное соединение» специализируется лишь на своем, прежде всего на обеспечении и охранении в человеке его суверенности, монадности во взаимоотношениях с внешним окружающим миром и гетерономной частью внутри себя. Иначе, без этого «устройства», называемого душой, человек в качестве человека просто пропадет: тебя растащат, превратят, ты растворишься, утонешь в своем гетерономном, нивелируешься, потеряешь себя. Тем более, если учесть, что социальная среда, культура гораздо агрессивнее для суверенности человеческого существа, чем природная среда для животного. Иначе «во внутреннем дому твоем»(Августин) поселится только гетерономное — взятое от эволюции природы и от социума, готовое, склонное превратить тебя в «как все» — а не приобретенное только тобой, принадлежащее только тебе, выражающее только тебя уникального в этой природе, социуме, культуре, а в конечном счете — в мироздании. Да, получается, что душа это своеобразное государство в государстве, у нее, как у феодала, есть свое натуральное хозяйство со своими задачами. Душа человека свободна, причем до анархичности. И ничего с ней не поделаешь — весь

1 Историко-философский экскурс точек зрения на душу человека проанализирован нами в статье Вестника КГУКИ 2009, №1. Данная статья является ее продолжением.

2 Дух — это побуждающая к действию, организующая, творческая сторона единого материально-духовного бытия; это вторая все оживляющая сторона бытия — то в бытии, что побуждает так или иначе действовать само бытие и все в нем. На уровне неживой формы бытия — дух пребывает в свернутом состоянии, на разворачивании которого всякий раз проходят миллиарды лет; на уровне растений и животных дух действует более заметно, но неосознавая себя; и на уровне человека дух действует в виде сознания, неосознаваемого и души человека.

внутренний мир человека за исключением души может признать свободу «как познанную необходимость», но только не его душа. Душа не терпит гетерономного приказа, кроме приказа самой себе в человеке. Отвечая за самобытность человека в этом мироздании, душа автономна и даже капризна.

Душа бытийна, но она может выполнять и различные функции:

— именно это образование в духе человека обеспечивает баланс (гармонию, компромисс) отношений телесной и духовной реальности, то есть одушевляет человека, соединение и баланс сознания и неосознаваемого;

— обеспечивает автономность человеческого существования, его свободу внутри гетерономного и свою собственную независимость;

— обеспечивает в человеке управление самим собой, принятие окончательных решений самим человеком;

— оценивает все с позиций обеспечения человеку автономности, выполняет функции главного наблюдателя из вечности , «прокурора, адвоката и судьи»;

— но главное — она радуется и болит: радуется, когда обеспечивается самоосуществление человека в качестве человека и томится, болит, когда это не получается;

— укрывает от нечутких глаз (внешней среды и гетерономного внутри «я» человека) свою и всего человека интимность, монадность, суверенность.

Функциональную суть души человека Августин, например, выразил таким образом: поскольку она оживляет тело и наполняет его жизнью, она называется душой, поскольку проявляет желания — волей, поскольку вспоминает — памятью; поскольку рассуждает и различает -разумом, поскольку отдается созерцанию — духом, поскольку получает способность чувствовать -душа есть чувство ; поскольку обеспечивает порядочность человека — совестью. Видимо из-за такого обилия выполняемых функций душа человека имеет различные облики и наименования. Они указывают лишь на преобладание в душе человека какого-либо компонента, качества, функции. Так, по преобладанию в душе определенных качеств, души людей характеризуют как возвышенную и низкую, душа у человека бывает умная и глупая, запутанная и светлая, добрая и злая, честная и подлая, душа бывает красивая, наконец, душа бывает аристократическая и рабская, встречается даже оксюморон — «бездушная душа». Последнее кажется бессмыслицей, но здесь мы встречаемся еще с одним вопросом в теории души человека.

Соотношение души и духовности. Душа и духовность обязательно пересекаются, а также могут совпадать и не совпадать. Когда душа развита духовно, тогда душа и духовность совпадают и многие проблемы снимаются как для души, так и для духовности . Когда же душа духовно слабо развита, тогда и возникает «бездушность» . Бездушность не означает отсутствия души, а значит духовную бедность души. Как справедливо полагает В.Г.Федотова, бездушность — это «неразвитая чувственность, элементаризм чувств. Их сведение к невзращенным и неочищенным жизненным влечениям, равно как на другом полюсе отказ от них, аскетизм, ханжество». Бездушность как «неразвитость души, чувственных переживаний, нередко влечет неразвитость в сфере ценностных ориентаций или их умозрительное принятие, не воплощенное в реальной практике («теоретизм»)» .

Августин поясняет и одну из главных причин бездушности. Он говорит, что душу, «не прилепившуюся к крепкой истине», несет, бросает туда и сюда, смотря по тому, куда дует вихрь слов и мнений. Они заслоняют ей свет, и она не видит истины. И тогда «душа блудит» . То гордость прикидывается высотой души. То невежество и глупость прикрываются именами простоты и невинности. То лень представляется желанием покоя. То роскошь хочет называться удовлетворенностью и достатком. То расточительность принимает вид щедрости. То гнев ищет мести . Дело доходит до того, что причина и следствие меняются местами. И тогда, по наблюдению Августина, душа человека не хочет, но может изолгаться до того, что человек сам уже не знает, в чем истина . Соотношения души и духовности могут быть таковы, что человек может иметь низкую душу, но испытать радость души, быть «счастливым негодяем» (Ламетри) от того, что поступил изощренно плохо, даже преступно — (видимо, сбылось хотя бы как-то его «аристос» и деконструирующее, но «творчество как страсть»). Получается, что человек может иметь душу и быть бездуховным, духовность же несовместима с негодяйством души. Духовность пересекается с душой, но они не тождественны. Итак, духовность

несовместима с низкой душой, но для духовности недостаточно высокой и развитой души, так как духовность еще более сложное состояние духовной реальности человека, в нее входят еще и другие компоненты, кроме души . Однако это соотношение еще раз подтверждает, что душа своенравна и в силу своей специфики действует в соответствии со своими закономерностями бытия.

Мы высказываем свой взгляд на некоторые из них в качестве результатов наблюдений и предположений. В основание положены так называемые эффекты души — наиболее существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, объективные ее свойства, характерные душе любого человеческого существа. Эффекты — не эквиваленты законов , но современные исследования убедительно показывают, что метод эффектов как методология применим. Он позволяет с определенной глубиной судить о некоторых закономерных особенностях, недоступных непосредственному восприятию явлениях бытия , в том числе о закономерных особенностях души человека.

Особенность сопричастия («эффект Леви-Брюля»). Факты говорят о том, что душа человека управляется не столько логическими законами (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания и другими) сколько законом сопричастия. Это означает, что в отличие от сознания душа человека руководствуется не столько тем, что, почему и как нечто происходит, сколько тем насколько и как «я сам к этому причастен». Если для сознания важна сущность вещей, каковы они сами по себе, то для души этого же человека важны и сущность вещей, но еще больше их значение и значимость, и отсюда личностное к ним отношение, переживание, чувственность, эмоциональность. Видимо поэтому может болеть душа, а психика оставаться сравнительно здоровой. Вот почему человек в общении улавливает вначале тон, а затем смысл высказываемого. Иначе говоря, душе человека свойственна сопричастная интенция, то есть пралогическая (дологическая) по своей сути (Леви-Брюль называет ее «пралогическим мышленем»). Ее особенность в том, что в ней значение слито с сущностью вещей и даже преобладает над сущностью вещей. Но это не альтернативная, а комплиментарная логическому мышлению особенность. В этом не слабость и не сила, а закономерная особенность души человека как фокуса духовной реальности человека.

Особенность импринтинга («эффект К.Лоренца»). Будучи фокусом духовной реальности, душа человека действует таким образом, что запечатлевает и представляет всему духу человека самое базовое восприятие нечто (чаще всего первое), которое сильнее всего участвует в управлении человеком, подчас без его гетерономного общего желания (поскольку у души, как уже говорилось, есть свое желание). Объективная сила импринтинга или базового восприятия -запечатления, происходящего впервые или в пограничной ситуации, или в эмоционально и гносеологически критическое время, то есть в самое благоприятное время для восприятия мира -состоит в том, что здесь перебивается действие всех других восприятий и человек действует, несмотря на «надо» и осознаваемое им «хочу», все равно «по-своему». Он становится словно зомбированным. Например, в ситуациях «первая любовь» или при художественном, творческом или обычном эмоциональном потрясении и других экстатических состояниях.

Особенность «центрированного образа» («эффект Метцгера»). Ее сущность в том, что душа человека всегда предрасположена к тому, чтобы из многих восприятий нечто формировать преимущественно целостное, очерченное, симметричное восприятие, центрированное вокруг некоей основной сущностной оси. Это и есть целостный центрированный образ («хороший гештальт»), обеспечивающий субстанциональность, самость человека в этом мироздании. Образы меняются, но с помощью души человека меняются всегда в сторону приближения к оси сущности события, вещи, приближения к центрированности и целостности. Некоторые отклонения от оси воспринимаются душой, но позже; в начале же получающиеся восприятия, главным образом неосознанно, изменяются в сторону наилучшего целостного центрированного образа.

Особенность оперирования «подкорковой информацией» («эффект Э.Гартмана»). В соответствии с ней душа оперирует всей информацией, имеющейся в духовной реальности человека, но опирается в своем решении на самую глубинную информацию. Поэтому душа выполняет в человеке не единственное, но главное управляющее воздействие. Под информацией понимается не любое сообщение, так как сообщение бывает вообще и предназначенное для человека. Информация бывает для человека. Информацией мы называем сообщение, в котором

смысл вещи дополнился ее значением. Информация это сообщение, обладающее некоторой мерой снятия неопределенности. Она уменьшает неопределенность у получателя, вносит известную организованность в систему, позволяет из-за неполноты сделать выбор. Душа как раз и занимается своеобразной экономией мышления, находясь на стыке и являясь квинтэссенцией сознания и неосознаваемого. Ибо цель неосознаваемого — прежде всего витальная, быть в мироздании физически. Цель сознания — прежде всего надвитальная, собственно человеческая, иметь и нести достоинство человека. Цель же души — витально-надвитальная, компромиссная, самая экономичная, выжить и жить (прожить) человеку в качестве человека в этом мироздании, а не в функции, вещи, средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенность «защиты автономности» («эффекты З.Фрейда»). Суть в том, что во всей духовной реальности именно душа выполняет роль защитного механизма автономности человеческого существа в мироздании от гетерономности внутри себя и от внешних воздействий, если они непрошены или не восприняты человеком как единственностью в этом мире. Действие души осуществляется здесь в соответствии с защитными эффектами, известными как вытеснение, сублимация, регрессия, рационализация и другими. На сегодняшний день нами каталогизировано более сорока(!) подобных духовно-психологических «механизмов» защит .

Итак, по выражению Шпенглера, душа это «воображаемое душевное тело», это «внутренний глаз», который видит, «внутреннее ухо», которое слышит. Несмотря на своенравность, в ней все-таки «существует представление о каком-то внутреннем порядке, который, как и внешний, отмечен признаком каузальной необходимости». Поскольку человек «не только живет и чувствует, но внемлет и наблюдает, «душа» есть некая картина, возникающая из исконного опыта смерти и жизни…, «душа» есть противомир по отношению к «природе», коррелятивно определяемый в зависимости от понимания последней» .

Остается еще один важный вопрос: если душа в человеке так своенравна, то возможно ли тогда управление душой. Свойства души человека показывают, что своей душой человеку управлять, видимо, возможно и можно, но очень вероятностно и корректно. Поскольку душа уходит в высоты сознания и в толщу неосознаваемого и даже соматического, никогда до конца и точно не знаешь, что человек может ожидать от своей души. И это тогда, когда у души есть духовный стержень, и она, по Августину, «прилепилась к крепкой истине». А если его нет и «душа блудит», то тем более. Поэтому в душевных вопросах не стоит зарекаться, во всяком случае так советуют всеобщие свойства человеческой души. Но что же остается? На душу можно целенаправленно повлиять, но исключительно косвенными, опосредованными и ненавязчивыми путями, накапливая в незаметный осадок (в «послесознательное») то, что потом срабатывает в тебе уже само, не спросив тебя. Накапливая культурный слой, культурную толщу.

Что касается управления извне, то пути и средства остаются в принципе подобными: опосредованно, вызывая встречное добровольное движение, абсолютный диалог. Душа, в отличие от остальной части духовной реальности, совсем не терпит, не принимает внешнего, тем более неосторожного вторжения, нарушения границ своей суверенности. А они существуют, причем, как в духовном переносном смысле, где почувствовать их позволяет лишь человеческий такт, так и в довольно прямом смысле. Известно, что основу душевного комфорта человека составляет в том числе и «территория человека», ее неосознаваемая защищенность, имеющая свои лакуны. При попытке же заставить, сокрушить душу человека (вариант подобный концлагерю, по В.Франклу) человек может поддаться, но его душа нет. Сознание может слукавить (а душа — «уйти в пятки»), может пойти по пути равнодушия, но никто и ничто не в состоянии заставить душу по-другому думать, понимать, относиться, заставить любить. Для души всегда важна её добровольность. Насилию, недобровольному поступку поддаются гетерономные элементы духовной реальности в человеке, но не его душа. Внутренняя непокорность души человека — это одно из направлений ее дальнейшего исследования.

Если душу в принципе нельзя заставить, то ее можно очаровать, увлечь, обольстить, вызвать таким способом в ней собственное встречное движение. И это — к счастью и к сожалению. К счастью — потому, что в случае необходимости душе все-таки можно помочь: уговорить, вызвать встречное движение и повести за собой. К сожалению — потому, что становится возможным манипулирование. В отличие от управления, манипулирование основано на операциях прежде всего с душой человека. В этом одна из главных особенностей манипулирования. В этом

главный секрет педагогических успехов религии, заполнения состоянием религиозности всей духовности, хотя духовность и религиозность — далеко не одно и тоже . Умелость религии состоит в том, что она работает с душой человека и над его душой, а не со всей духовной реальностью человека. Она не заставляет, а умеет очаровывать, она увлекает за собой, обольщает. Особого успеха в ней добивается ритуал исповедания и исповедники. Им доверяют. А доверие принадлежит к числу фундаментальных психических состояний человека . И доверяют потому, что они поймут твою душу и сам с ними ты поймешь свою душу. Влиянием прежде всего на душу человека, а не на другие элементы духовной реальности в человеке объясняется также более эффективное влияние искусства на людей по сравнению с наукой. Наука имеет дело с истиной, знанием, а они жестки для души, они бывают не только бесстрастны, не привлекательны, но и отталкивают от себя. Есть немало истин, от которых мы прячем голову в иллюзии, как страус в песок . А искусство имеет дело с «инфинитными объектами» , а потому с сознательными и необходимыми иллюзиями, которые, как известно, могут быть истиннее самой истины, пока истина не обнаруживает себя. Вот почему, не считая подвижников, бывшая советская педагогика добилась таких парадоксальных воспитательных результатов (образовательные — были достаточно высоки). В чем дело, что еще вчера казавшиеся «сознательными» миллионы людей, за короткое время превратились в «несознательных»? Она не уважала душу человека, она либо принуждала ее, либо обманывала, либо даже не догадывалась о ее «государственном значении».

Резюме. Итак, душа человека — это особое образование во всей духовной реальности человеческого существа. К человеческой душе применим уникальный, «организмический» подход , к ней нельзя подходить лишь когнитивно или лишь экзистенциально, то есть одноаспектно. Ее деятельность полифоничнее и ответственнее, чем рассматриваемые порознь ее аспекты. Ее миссия состоит, подчеркнем еще раз, в обеспечении автономности человеческого существа в мироздании на фоне его гетерономности. При утере этой миссии остается психика, но исчезает сам человек как уникальное существо мироздания, с присущим только ему конструирующим духом, аристократичностью, нормальной (человеческой) жизнью лишь в культуре как третьем доме бытия, особой детерминированностью, сопереживанием своего бытия в этом мироздании.

Литература:

1. Августин А. Исповедь. М., 1991. — 448 с.

2. Гарифуллин Р.Р. Иллюзионизм личности. Казань, 1997. — 404 с.; Волкогонов Д.А. Оружие истины.М.,1987. -208 с.

5. Ламетри Ж. Анти-Сенека, или Рассуждения о счастье//Там же.

7. Майданов А.С. Метод эффектов //Вопросы философии. 1997. №12.

8. 8. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ). Казань, 1999.- 408 с.

9. Меньчиков Г.П. Духовность и религиозность//Философские науки. 2000. №3.

10. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет Х. Избр.филос.труды. М., 1997.

12. Федотова В.Г. Душевное и духовное//Философские науки. 1988. №7.

13. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.,1991. -136 с.

14. Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970. Т.5.

15. Фомина З.В.Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.- 251 с.

16. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. — 663 с.

Самостоятельное автомобильное путешествие в районе Яньцин : общение с родителем и ребенком — это душеизлияние в любви

1592380930

День 1: Парк дикой природы Бадалин → Заселять в Гостевой Дом Хэфу Миньсу→ Опыт в живописи маслом → Сбор

Парк дикой природы Бадалин (AAA)

Парк дикой природы Бадалин- это большой природный экологический парк, построенный на горе, занимающий площадь в 6 000 му, расположенный у подножия всемирно известной Великой стены Бадалин. В парке насчитывается более 100 видов почти 10 000 диких животных. Это коллекция для наблюдения за животными, их спасения, разведения и отдыха. Экотуризм, объединяющий отдых и научно-популярное образование.

Адрес: город Бадалин, район Янцин, Пекин

Телефон: 010 — 69121842

Гостевой Дом Хэфу Миньсу

Отель типа «Гостевой Дом» Хэфу Миньсу расположен в деревне Хуочжаин поселка Канчжуан, у подножия Великой китайской стены, с серыми кирпичами и синей плиткой, большими деревянными конструкциями и стеклянными окнами от пола до потолка, которые соединяют внутренние и наружные пейзажи, создавая естественное чувство . Вы можете испытать картину маслом и выбрать в семье.

Адрес: деревня Хуочжаин, поселок Канчжуан, район Яньцин, Пекин

Телефон: 13311212210

День 2: Завтрак Дома→ Наблюдение за птицами в парке водно-болотных угодий на озере Дикая утка → Обед Дома → Обратный путь.

Пекинский национальный парк водно-болотных угодий Еяху (AAAA)

Пекинский национальный парк водно-болотных угодий Еяху — первый национальный парк водно-болотных угодий в Пекине, национальный живописный район 4А. Расположенный на берегу озера Гуантинг у подножия Великой китайской стены Бадалин в округе Яньцин, парк покрыт рябью тростника, общее количество видов птиц в заболоченном месте дикой утки достигает 348, а также 11 видов национальных охраняемых животных первого уровня (черный аист, восточный белый аист, журавль с капюшоном, большой дрофа, золото Орлы, орлан-белохвост, орлы-белохвосты, белые журавли, реликтовые чайки), 49 видов охраняемых государством животных, 420 видов высших растений, 40 видов рыб, 5 видов амфибий, 10 видов млекопитающих и 182 вида насекомых.

Весной и осенью- лучшее время для наблюдения за птицами в заболоченном месте озера Дикая утка. Лебеди бродят неторопливо в воде. Серые журавли кричат высоко и высоко. Дикие утки гуляют в камышах. Соколы летают в небе. Гуси и утки летают в небе. Гонка к дебюту.

Летом цветут цветы, и каждая плевок душистая. Тысячи муцветов лотоса цветут в саду: у Сяохэ были только острые углы, и стрекозы встали! В глубине тростника щебетал восточный великий камышевка, а цапля не спеша охотилась за едой на мелководье, образуя яркую картину.

Через смотровую площадку, прибрежную дорожку для треккинга и лесной лагерь, экологически чистые экскурсионные машины, велосипеды различного типа и другое оборудование и средства для обеспечения туристов различными путями в водно-болотное угодье.

Адрес: к западу от деревни Люхаоин, поселок Канчжуан, район Яньцин, Пекин

Ольга Сакун — Град Ватикан

Когда мы рассуждаем о человеческой душе, необходимо сначала определить само это понятие – ведь термин «душа» в разных сферах человеческого знания и в религии наделяется разными значениями. Мы подразумеваем под словом «душа» разумное, духовное и бессмертное начало, в отличие от души как простой «способности к восприятию», которой, несомненно, обладают все живые существа и которая отличает живых существ от остального сотворенного мира.

Именно такое определение души является предметом учительства Церкви. В документе Конгрегации вероучения 1979 года «Некоторые вопросы эсхатологии» разъясняется, что вероучение придает слову «душа» смысл, который мы находим в Священном Писании и в Предании. В документе Конгрегации отмечается, что термин «душа» в Библии также приобретает разные значения. В пастырской конституции Второго Ватиканского собора «Gaudium et spes» говорится о «бессмертной и духовной душе». Поэтому, рассуждая о том моменте, когда человек обрёл «душу», мы имеем в виду именно это духовное и бессмертное начало, отличающее его от других живых существ.

Душа есть везде, где есть жизнь, и это нетрудно доказать, сравнив живое человеческое тело с мертвым. То же самое можно наблюдать у животных и растений. В этом смысле душа – это то, что отличает живое от неживого, жизненная основа. Однако, как мы уже сказали, человек обладает духовной (нематериальной) и бессмертной душой. В то время как материальная душа позволяет чувствовать эмоции, боль, удовольствие, человеческая душа, будучи нематериальной, способна выражать себя через культуру, мышление, создание концепций, через творчество. В своей деятельности человек проявляет превосходство, трансцендентность по отношению к материи: он может разрабатывать, пересоздавать и изобретать материю. Способность говорить – это также проявление трансцендентности по отношению к материи: в то время как животные ограничиваются издаванием звуков, люди рассказывают о том, что они делают, о своих замыслах, о своих желаниях, они вспоминают своих предков. Подобные виды деятельности не свойственны животным, поскольку они являются исключительно материальными существами, которыми управляют инстинкты.

Можно сказать, что на протяжении своей жизни и в каждом событии человек, будучи телесным, постоянно превосходит свою телесность. Это происходит через его речь, через его решения, планы, через взаимоотношения с другими людьми, которые живут в других местах, в других культурах и даже в другие эпохи. Душа позволяет человеку выйти за пределы пространства и времени. Животные же тесно связаны с местом и временем, в котором они живут, и не могут их превзойти.

Одна только возможность думать и рассуждать о духовном (о Боге, об ангелах, о демонах, о бессмертии души) – свидетельствует о присутствии в человеке нематериального начала. Все это и побудило древних философов, таких как Платон, признать, что человеческая душа является не только вегетативной и чувствительной, но и духовной. А то, что духовно, также бессмертно.

Признаком духовной души является также осознание самих себя, но даже если этого признака нет, достаточно говорить о способности человека осознавать самого себя (например, если речь идет о человеке, находящемся в коме, о ребенке или о человеке, который спит или находится под воздействием анестезии).

Интересные размышления на тему человеческой души приводит Жак Маритен в своей статье «Динамизм природы и появление человека в конце эволюции приматов» (1973 год). Он, в частности, ссылается на термин Тейяра де Шардена «гоминизация», которым богослов обозначает процесс «очеловечивания человека». Маритен анализирует философские суждения, касающиеся ископаемых предков человека. Он замечает, что разница между живой душой вообще и душой человеческой очень глубока и даже «абсолютна», поскольку чувство, замкнутое в материальности, воспринимает только частность, в то время как разум воспринимает универсальное. Опираясь на исторические и биологические данные, а также на философские теории, католический мыслитель делает предположения по поводу момента, в который можно говорить о сотворении человека. Сотворение человека – это акт, которым Бог бескорыстно и свободно возвышает ископаемого предка человека в человеческое существо, вдыхая в него душу.

Человек обретает душу, начало жизни, в самый момент зачатия непосредственно от Бога. В энциклике «Mater et Magistra” 1961 года Папа Иоанн XXIII утверждал: «Человеческая жизнь священна; с самого момента её появления она подразумевает творческое деяние Бога. Нарушая её законы, человек наносит оскорбление Его Божественному величию, разрушает самого себя и все человечество и подобным образом ослабляет общину, членом которой является» (181).

В июле вышла книга «История души. От Античности до современности». В ней раскрывается история понятия «душа» в разных культурах и делаются интересные выводы.

Уле Мартин Хейстад. История души. От Античности до современности Нет в продаже Большинство людей верят в то, что обладают душой, но мало кто может объяснить, что она такое: образное выражение, метафора? Может быть, ее вообще не существует, и это фикция? Может, она вообще устарела? Об этом новая книга норвежского философа Оле Мартина Хейстада, известного российскому читателю по книге «История сердца в мировой культуре». Хейстад исследует вопросы развития души на протяжении трех тысячелетий от Античности до современности в западном мире, в русской культуре, в буддизме и исламе.

О своей книге рассказывает норвежский философ Уле Мартин Хейстад, известный российскому читателю по книге «История сердца в мировой культуре».

Мартин Хейстад: Большинство людей верят в то, что обладают душой, но мало кто может объяснить, что это такое. В душе есть нечто удивительное, почти чарующее. Душа — это выражение чего-то глубоко внутреннего и личного, что трудно выразить в словах и понятиях. Несоответствие между неясным смыслом души и большим значением, которое придает ей большинство людей, отражается в нашей повседневной речи. Мы можем говорить о цельной и чистой, о глубокой и честной душе. Мы что-то чувствуем в глубине души, нашу душу ранят, и мы боимся «душе своей повредить». Мы используем эти выражения, говоря о личных и моральных качествах.

Бывают души сильные и слабые, свободные и скованные, замкнутые и открытые. Самые личные качества, касающиеся нашей внутренней силы и уязвимости, мы находим в глубине души. У некоторых душа ранимая и податливая. Мы можем быть больны телом и душой, и мы стремимся обрести покой в душе. Душа может быть мятущейся и расколотой. Так что же это — образные выражения, метафоры, применяемые к нашим личным качествам, или же слово «душа» соотносится с чем-то реальным и представляет собой особое измерение в человеке, наряду с разумом и чувствами. Именно такие вопросы лежат в основе этой книги.

Понятие души изменялось со временем. Поэтому мы зададим себе вопрос: что такое душа — материя или мысль, разум или чувство, форма или содержание, возможность или действительность, нечто чисто индивидуальное или большее, чем индивид, что-то цельное и единое или сложное и гетерогенное? Душу не так-то просто определить. Возможно, ее вообще не существует и она лишь фикция, искусственное построение? Просто понятие или образ? Но в любом случае это понятие, эта конструкция древняя, ее все время то разрушали, то восстанавливали, а потому она, по всей вероятности, необходима.

Во всех культурах судьба души зависит от того, как индивид прожил отпущенный ему век, творил ли он словами и делами добро или зло. В центре внимания, таким образом, прожитая жизнь. Важно то, как отдельный человек развивает свои личные и душевные качества и выполняет свои обязательства перед другими людьми. Возможно, это самое важное качество души в современном мире. И хотя душа есть нечто строго индивидуальное, она обусловлена нашим отношением к другим. Нельзя заботиться о себе, не принимая во внимание остальных людей.

Поэтому душа ставится на карту, когда индивид присоединяется к коллективным движениям, как об этом пишет Ханна Арендт. Какие последствия это имеет для отдельного индивида и для вовлеченных в этот процесс других людей, мы узнаем из истории таких массовых движений, как коммунизм и нацизм, а также агрессивных версий национализма и исламизма в наше время. То же самое имеет место, когда мы слепо отдаем себя во власть шаблонного мышления, СМИ, рыночных механизмов и злоупотребляющих властью политиков.

Душа в большей степени, чем другие измерения в человеке является предметом созидания, личного и культурного воспитания. Нам не надо убеждать себя в существовании собственного тела, несмотря на то, что различные созданные культурой представления о теле определяют, как мы формируем свое тело и относимся к нему. Мы также согласны с тем, что обладаем разумом со свойством рассуждать логически правильно независимо от наших субъективных мнений. Ибо тело и разум есть нечто данное нам объективно. Однако наличие души — предмет размышлений и обоснований совершенно иного типа. Ибо это величина индивидуальная и личная.

Душа вмещает в себя весь наш сложный внутренний мир, описываемый Шекспиром, противоречивые чувства и неясные побуждения, страх Кьеркегора, страдания Кафки и стремления Гете. Душа есть тот способ, который мы выбираем, чтобы упорядочить и сформировать весь этот внутренний субъективный мир. В потоке времени и сознания душа активно ищет свой вход и выход в соответствии с Законом, свою окончательную мифическую цель в растворении во всем, в ничто или в единстве.

Не только буддисты стремятся в конце жизни освободиться от души, растворить ее, избежать вечной скуки и вечных страданий. Мусульмане и христиане считают единение души с Богом своей конечной целью, подобно тому, как творцы искусства и мыслители пытаются найти и достичь unio mystica (единение с Богом). Душа есть ответ на таинство смерти, так как мы уверены в том, что это исключительно мое, нечто такое, что каждый хочет выяснить и сохранить, чтобы умереть своей собственной смертью в мире и примирении. Но и для жизни «уход со сцены» также должен быть в порядке. Душа есть некая энергичная, эмпатическая и целенаправленная величина, которая на протяжении всей жизни движима внутренней силой. Эта величина обусловлена тем, как мы на основе истории, культурных ценностей и собственного опыта понимаем человека и каким этот человек должен быть, исходя из наших целей и ценностей.

Душа — это наша свобода определить самих себя в нашем собственном образе, независимо от того, верим ли мы в то, что созданы по образу Божьему (который сам по себе есть исторически созданный образ). Душа — это величина, созданная культурой, отличающая нас от животных и не подчиненная детерминистически безусловным причинным законам. Душа — выражение нашей неприкосновенности, нашей уязвимости и нашей хрупкости, она страдает, любя или сочувствуя, когда обижают того или тех, кто нам близок. Душа существует, пока мы этого хотим, пока мы полагаем, что имеем определенную ценность, о которой обязаны заботиться и бороться, защищая ее. И если мы знаем, что имеем душу, которая нуждается в защите, то по выражению Ницше, мы также имеем «основные знания о себе, которые нельзя ни искать, ни находить и которые нельзя потерять», нечто, чем мы обязаны только самим себе, и если потеряем, то будем сами виноваты. Это нечто непостижимо и загадочно, оно превосходит само себя и вызывает у нас восторг и благоговение, это наш накопившийся опыт, вписавшийся в автобиографический палимпсест, ибо только так мы становимся такими, какие мы есть и хотим быть, если будем жить согласно нашему внутреннему убеждению о том, что означает быть человеком и человечным.

В этой книге мы проследим развитие различных представлений о душе, а также изображение души в художественной литературе. Литература придает плоть и кровь душе и определяет ее значение в различные исторические периоды.

Мне очень приятно, что издательство «Текст» в Москве пожелало издать эту книгу на русском языке. Хочу отметить, что для русского издания книги я написал специальную главу о «русской душе». Отсутствие такой главы было бы явным упущением, если учитывать значение души в русском культурном наследии.

Я хотел бы выразить особую благодарность переводчику Светлане Карпушиной за профессиональный и близкий оригиналу по духу перевод, изобилующий цитатами из множества источников.

Я надеюсь, что эта книга вдохновит читателей на участие в дальнейшем диалоге души с самой собой.

Карпушина Светлана, переводчица книги: С норвежским философом Уле Мартином Хейстадом, профессором междисциплинарных культурных исследований Высшей школы Телемарка, я познакомилась, когда переводила вместе с Анастасией Наумовой его книгу «История сердца в мировой культуре». Эта книга вышла в Норвегии в 2004 году, и с тех пор была переведена на 18 иностранных языков. Русское издание — 2009 год. Она читается как увлекательный роман.

Хейстад немного говорит и читает по-русски, и поэтому переводить его тексты и приятно, и хлопотно, ведь он обязательно просмотрит перевод и задаст вопросы. Зато он всегда готов обсудить и прояснить, что очень ценно, когда это текст философа.

Новая книга Хейстада посвящена истории человеческой души. А душа — загадка. Ее непросто определить и сказать, где она находится и существует ли она вообще.

Потрудиться пришлось изрядно, особенно с цитатами.

Когда я переводила главу, посвященную «Божественной комедии» Данте, то в поисках подходящего перевода, где было слово «душа», приходилось снова и снова перечитывать переводы М. Лозинского, Д. Мина, П. Катенина.

Еще больше цитат в главе о «Фаусте» Гете — на 15-и страницах 45 цитат. В поисках «души» я много раз листала переводы Н. Холодковского и Б. Пастернака, так что «Фауста» теперь знаю почти наизусть. Когда же Хейстад описывает заключительную сцену трагедии в горном ущелье, цитаты пришлось искать в переводе А. Фета 1883 года, так как эту сцену я нашла только у него.

А что касается знаменитых слов «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!», ставших крылатой фразой, то переводчик неизвестен.

Было очень интересно вслед за Хейстадом исследовать путь души в истории человеческого мироощущения. Понятие души возникло у Гомера как «психе». Она есть тень тела и появляется только после смерти. Далее начинается увлекательное путешествие души по греческой философии, разумеется, она находит свое место в христианстве, присутствует почти у всех средневековых мыслителей и философов эпохи Возрождения. Когда позиции души в философии ослабевают, во второй половине ХIХ веке она перемещается в сферу психологии (Кьеркегор, Ницше, Фрейд). В ХХ веке душа возрождается в художественной литературе. Вспомним «неосознанную жизнь души» у Гамсуна или роман Джойса «Улисс», который называют «потоком сознания души».

Для русского издания Хейстад написал главу о душе в истории русской культуры. Эта глава оказалась больше остальных в два-три раза. Оказалось, что душа присутствует почти у всех русских писателей и поэтов. «Всю душу выплещу в слова», говорит Есенин («Мой путь»), а в другом стихотворении делает открытие: «Но коль черти в душе гнездились, значит ангелы жили в ней». Так тоже бывает. «Верно, душу наизнанку / вздумал вывернуть!» восклицает Блок («Двенадцать»). В страшные годы большевистских репрессий Анна Ахматова говорит о душевной смерти, которая необходима, чтобы выжить:

Надо память до конца убить
Надо чтоб душа окаменела
Надо снова научиться жить.

Плохо ваше дело, — говорит врач герою романа «Мы» Замятина, — по-видимому, у вас образовалась душа…

Тема, за которую взялся Хейстад — неисчерпаема. Работая над переводом и читая источники, я задавалась вопросом о том, как автору удавалось сделать выбор: о чем говорить, а о чем нет. Ведь от Античности и до сегодняшнего дня о душе говорят, думают, пишут философы и ученые, писатели и поэты, люди всех культур и вероисповеданий.

В современном обществе, как полагает Хейстад, мало кто заботится о своей душе. Однако, если возникнет вопрос о том, чтобы отказаться от нее, большинство людей этому, несомненно, воспротивится.

Кое-кто утверждает, что душа устаревает. Однако живая история души говорит другое. Наоборот, она с огромной силой свидетельствует о безмерной силе души. Когда приходится туго, появляется душа со своим внутренним голосом, который никогда не умолкает. Многие писатели и поэты описывают отношения любви и доверия между людьми, на которых основана забота о душе и личная неприкосновенность человека, которая будет существовать, пока мы верим в человеческое достоинство.

  • Душа Сокровищница духовной мудрости
  • Душа Библейский словарь
  • Душа Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Душа Энциклопедия изречений
  • Размышления о бессмертной душе архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Бессмертие души прот. Георгий Флоровский
  • Тайная жизнь души после телесной смерти прот. Григорий Дьяченко
  • Душа после смерти иером. Серафим (Роуз)
  • Происхождение и свойства человеческой души прот. Олег Давыденков
  • Догматическое богословие. Душа прот. М. Помазанский
  • Жизнь душевная и три главных ее отправления свт. Феофан Затворник
  • Душа преп. Оптинские старцы
  • Душа свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Душа прав. Иоанн Кронштадтский
  • Душа свт. Тихон Задонский
  • Душа свт. Иоанн Златоуст
  • Душа преп. Ефрем Сирин
  • Душа свт. Илия Минятий
  • Душа схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Душа человека С.Л. Франк
  • Душа свящ. Андрей Лоргус
  • Святоотеческое учение о душе человека В.Ф. Давыденко
  • Душа человеческая. Учение Православной Церкви и святых отцов

***

Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово.
Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит,
не сердечная мышца – душа болит.
диакон Андрей

Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.

Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).

Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).

Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», – говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.

«Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.

Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.

Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

***

На чём основано православное учение о двусоставности человека (душа и тело)?

Православное учение о двусоставности человека основано на прямых свидетельствах Священного Писания и Священного Предания.

В повествовании о создании человека ясно говорится, что тело Адама было создано из праха земного, а душа была вдохнута в него Богом (Быт.2:7). В этом контексте следует понимать и слова Экклезиаста, указывающие на смерть как на разлучение души с телом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

Вообще же Священное Писание неоднократно указывает на то, что каждый человек состоит из души и тела, например: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20); «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2Кор.7:1).

О том, что душа — не продукт жизнедеятельности тела (центральной нервной системы), ясно сообщается в притче о богаче и Лазаре, из которой следует убедительно, что после разлучения с телом (то есть после физической смерти человека) душа продолжает жить, причём, жить сознательной жизнью. Так, душа богача, пребывая в аду, узнаёт души Авраама и Лазаря (последние находятся в особой области — лоне Авраамовом) (Лк.16:23), ведёт с душой Авраама беседу (Лк.16:24-26), ощущает мучение и испытывает осознанное желание облегчить свои муки (Лк.16:24), стремится проявить заботу о живущих земной жизнью братьях (Лк.16:27-31).

С верой в загробное существование душ связана практика молитвенного поминовения усопших, а также практика молитвенного общения верующих с почившими о Господе святыми. Таким образом, отрицание в человеке субстанциональной души является грубейшим противлением против Православия, против Церкви.

***

Понятие души

Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

Силы души

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.

священник Даниил Сысоев

***

О душе Богочеловека Иисуса Христа

По человеческой природе Христос обладал телом и душой. Поскольку человеческая и Божеская природы соединены в Лице (Личности) Сына Божьего, постольку можно утверждать, что душа Христа — душа воплотившегося Сына Божьего.

«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет.3:18-19).

Из Часов пасхальных: «Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный».

***

См. ДУХ, ЧЕЛОВЕК, АНТРОПОЛОГИЯ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *